Причины задержки развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей

Развитие речи ребенка начинается не в тот момент, когда он произносит первые слова, а намного раньше — с рождения, когда он начинает произносить первые звуки. Они — фундамент будущей связной речи. Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребенка, но все-таки есть определенные нормы развития речи. Значительное отставание от этих норм (2 месяца и больше) считается задержкой речевого развития (ЗРР).

По последним данным ЗРР выявляется специалистами почти у каждого четвертого ребенка. ЗРР означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Данный термин применяется по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь.

Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР констатируется обычно у детей до 3-3,5 лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

• способность понимать сказанное.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы:

Речевые навыки

Основания для беспокойства

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — я не хочу.

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

В возрасте 2 лет не пытается повторять слова; не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми книгу») и не узнает близких на фотографиях.

В возрасте 2,5 годане знает названий окружающих предметов (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо); не знает названий частей тела; не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; не умеет составлять фразы из 2 слов.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

звуковой формой слов;

грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
• Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
• Нарушение слоговой структуры слова.
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
• Неправильное грамматическое оформления высказывания.
• Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
• Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

Важно понимать, что ЗРР – это тонкое и сложное состояние, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невролога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Необходимо, чтобы дети с задержкой речевого развития посещали логопедическую группу в детском саду. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед.

Родители должны знать, что чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector