Программа обучения детей 4 лет

Программа обучения детей 4 лет

В пособии представлены программа и методические рекомендации по воспитанию и обучению детей 4–5 лет в детском саду. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Оглавление

  • От составителя
  • Программа

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Программа воспитания и обучения детей в средней группе детского сада печатается с исправлениями и дополнениями по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (4-е изд., испр. и доп.).

Авторский коллектив

А. В. Антонова, доктор педагогических наук;

Н.А. Арапова-Пискарева;

Н.Е. Веракса, доктор психологических наук;

В. В. Гербова, кандидат педагогических наук;

Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук;

О.В.Дыбина, доктор педагогических наук;

М.Б. Зацепина, доктор педагогических наук;

Т. С. Комарова, доктор педагогических наук;

Л. В. Куцакова; Л.Ю. Павлова, кандидат педагогических наук;

О.А. Соломенникова, кандидат педагогических наук;

Э.Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук.

Вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения, подготовки кадров всегда были и будут важнейшими проблемами, нацеленными на выполнение одной из главных государственных задач — воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности.

В наше время, время бурных изменений во всех областях науки и техники, каждый человек должен обладать умением самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, постоянно обновляющихся технологиях производства.

Подготовка к овладению таким умением должна начинаться с самого раннего детства. Поэтому от эффективности и качества работы педагогов детского сада — этой первой ступени воспитания и обучения будущих граждан страны — зависят дальнейшее развитие личности каждого вверенного им ребенка, его будущие успехи в учебе, а затем и в трудовой жизни. А эффективность и качество педагогического процесса обусловлены рядом факторов, и прежде всего тем, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Педагогическая наука, выдвигая для каждого периода детства центральные воспитательные и образовательные задачи, рекомендуя приемы и методы их реализации, обосновывает их соответствие каждому возрасту, с тем чтобы вооружить педагогов и воспитателей действенными профессиональными средствами для успешной работы.

В основе данного пособия, посвященного вопросам воспитания и обучения детей в средней группе детского сада, также лежит возрастной принцип.

Дошкольное детство коротко, но в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 4–5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

Данное пособие состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит программу воспитания и обучения детей 4–5 лет, а также краткую характеристику возрастных особенностей психического развития дошкольников этого возраста.

Во втором разделе представлена методика работы с детьми 4–5 лет, призванная обеспечить их своевременное и полноценное психическое развитие.

Программа обучения детей 4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка для детей 4-5 лет»

Программа обучения детей 4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка для детей 4-5 лет» носит социально-педагогическую направленность. Программа рассчитана на детей 4-5 лет. Она направлена на развитие речи, развитие интеллектуальных способностей, развитие произвольности, развитие познавательной активности детей. Предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Очень важно помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. А чем более подготовленным придет ребенок в школу — имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, — тем успешнее, а значит и счастливее будет для него начало очень важного периода — школьного детства. Приобретенные ребенком навыки и приемы могут благотворно проявиться в учебе, формируя интерес к ней

Развивающее обучение идет по двум направлениям: математическое развитие и подготовка к обучению грамоте.

Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.

Обучение ребенка родному языку очень важно. Язык — средство общения и познания. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе — в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем миром.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала, ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка, это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники переживают как единое целое. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким-либо видам мыслительной деятельности.

У детей развиваются личностные качества, такие, как терпение, усердие, самостоятельность, аккуратность, т. е. происходит нравственное развитие. Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Главная цель программы – формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи программы по грамоте:

1. Формировать устную речь, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

2. Развивать фонематический слух.

3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.

Задачи программы по математике:

1. Развивать умственные способности детей, самостоятельность мышления.

2. Расширять математический кругозор, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

3. Добиваться прочного усвоения счетных операций, ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, во времени, научить распознавать свойства предметов и геометрические фигуры.

Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие видов деятельности, где присутствует единый игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, проявляя свои индивидуальные способности, при этом к ребенку развивается умение адекватно оценивать свою деятельность.

Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, детей 4-5 лет

Язык преподавания – русский.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся дважды в неделю, 8 занятий в месяц (1 занятие – математическое развитие, 2 – занятие – подготовка к обучению грамоты). Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей не более 20 минут.

Форма организации обучения: групповая, подгрупповая.

Форма обучения по дополнительной программе — очная.

Формы проведения занятий: аудиторные.

Приоритетной формой занятий по всем видам деятельности выступает игра, поскольку все, что преподносится с помощью игровых методик, наиболее доступно для детей, позволяет им раскрыться и дает возможность для самореализации. Занятия проводятся с использованием занимательного материала (игры, занимательные упражнения, графические и подвижные игры). Используются также такие формы, как беседа, рассказ, практическая и самостоятельная работа, экскурсия, викторина и т. д.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы ребенок 4-5 лет должен: знать геометрические фигуры, цифры до 10, гласные и согласные звуки и буквы; уметь ориентироваться в пространстве и во времени, уметь решать и составлять простейшие математические задачи, читать слоги и составлять из них слова.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится педагогическое наблюдение, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

Контроль уровня знаний, умений и навыков детей проводится устно. Устный контроль может проводиться в форме игры. Основным способом оценки детей в конце каждого занятия является устная похвала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector