Произвольное внимание у детей

Произвольное внимание у детей

Существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Они имеют тесную взаимосвязь и могут пересекаться. В данной статье вы более подробно познакомитесь с характеристикой каждого вида внимания.

Произвольное внимание у детей

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей. Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.

Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление. Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности.

Произвольное внимание

Понятие произвольного внимания подразумевает сознательное сосредоточение индивида на внешних объектах и явлениях. В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести:

  • целеустремленность;
  • умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты;
  • умение действовать последовательно;
  • способность к организации деятельности.

Механизмом возникновения произвольности является сложная цель, которая в меньшей мере привлекает человека, требуя большего напряжения сознания. Умение произвольно сосредотачиваться преимущественно относится к работе или обучению.

Послепроизвольное внимание

Определение послепроизвольного внимания подразумевает результат сознательного сосредоточения на явлениях и предметах. Когда индивид преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, а деятельность начинает в нем пробуждать интерес. Послепроизвольное внимание обрело также название вторичного произвольного внимания.

На данном этапе воля человека несколько слабеет, при этом интенсивность внимания остается на уровне произвольного. Данный вид внимания является таким же контролируемым, как и в случае с произвольным. В ходе исследований в области психологии стало понятно, что деятельность становится гораздо продолжительней и приносит большие результаты за счет повышения интереса и снижения напряжения. Главным условием во время обучения или работы является умение перейти к послепроизвольному вниманию, чтобы добиться хороших результатов. Обучение чему-либо очень быстро надоедает и утомляет, поэтому важно уметь вызвать у детей послепроизвольное внимание. Основной причиной успешного выполнения учебных задач является появление послепроизвольного внимания.

Внешнее и внутреннее внимание

Внимание может направляться как на внешние явления и объекты, так и на психическую деятельность. Внешнее внимание помогает определить, как отражаются в сознании человека предметы с явлениями, за которыми он наблюдает. Такое внимание может проявляться в выражении лица, движении глаз и готовности выполнять определенные задачи.

Внутреннее внимание предполагает анализ деятельности психических процессов, проявляющихся в воспоминаниях, или мысленных решений задач. Умение концентрироваться на внутренней деятельности обусловлено способностью представить предметы или какие-либо действия. При внутреннем внимании человек будто перестает связывать себя с реальностью и не слышит, что происходит вокруг. При работе или обучении не стоит требовать от людей одновременной работы внешнего и внутреннего внимания, например, вспомнить какое-то название, демонстрируя в это время что-то на доске. Для такого распределения внимания требуется обладать отличными способностями.

Тренажеры Викиум эффективно развивают внимание и другие когнитивные функции.

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможно достичь успехов в игре, учебе и спорте. Поэтому так важно развивать внимание с раннего возраста.

Энциклопедическая справка
Внимание отличают внешние и внутренние проявления. Признаки внешних проявлений:
напряженная поза и сосредоточенный взгляд. Признаки внутренних проявлений
внимания: учащение сердцебиения и дыхания, выделение адреналина в крови.

7 граней внимания

Внимание обладает рядом свойств:

  • объемом;
  • устойчивостью;
  • концентрацией;
  • избирательностью;
  • распределением
  • переключаемостью;
  • произвольностью.

Последствия нарушения свойств внимания

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах. Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса. Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться на чем-либо другом по просьбе другого человека.

Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным
для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению
с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же
игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

8 способов развития внимания

Способ развития внимания № 1: проявление эмоций
Дети дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одной задаче. Известно, что чаще всего они отвлекаются на дело более эмоционально привлекательное. Поэтому во время развивающих игр или занятий взрослым необходимо не прятать эмоции и не превращать занятия в сухой и скучный урок.

Способ развития внимания № 2: подробный и понятный инструктаж
Независимо от того, предстоит ребенку игра или учебное занятие, взрослый должен подробно объяснить малышу, что ему требуется делать. Пошаговая инструкция поможет лучше понять задачу.

Способ развития внимания № 3: способность запоминать инструкцию
Ребенка важно научить удерживать инструкцию в памяти на протяжении всего занятия. Для проверки взрослым рекомендуется просить малыша комментировать свои действия, помогать другим участникам игры, а также повторять инструкции, полученные перед игрой или занятием.

Способ развития внимания № 4: приобретение навыков самоконтроля
Повторяя инструкцию во время игры, дети не только освежают ее в памяти, но и учатся анализировать свои действия. При этом многие самостоятельно находят допущенные ошибки и исправляют их.

Способ развития внимания № 5: задания, немного превосходящие потенциал ребенка
Чтобы ребенок учился удерживать свое внимание, развивающие занятия могут слегка превосходить его потенциал. Для этого можно периодически усложнять задачу, но при этом не ругать непоседу, если он начал отвлекаться. Правильнее говорить не «Не крутись», «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», а, к примеру, «Допиши еще строчку, и пойдем играть».

Способ развития внимания № 6: выбор правильного момента для занятий
Дети сложно переключают свое внимание с одной задачи на другую, если были всецело погружены в первую, а их прервали. Поэтому стоит дождаться, пока интерес ребенка к предыдущему процессу не будет исчерпан.

Способ развития внимания № 7: создание комфортных условий для занятий
Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, в комнате должен быть минимум потенциальных отвлекающих факторов. Поэтому правильнее разделить помещение на игровую зону и учебную.

Способ развития внимания № 8: использование непроизвольного внимания
Если ребенок внезапно отвлекается от учебного процесса, возвращать его внимание надо не в приказной форме, а нестандартным методом. В зависимости от детского возраста это может быть почтальон с важным письмом о продолжении игры или занятия, звон колокольчика или хлопок в ладоши.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется произвольное внимание,
предполагающее тщательное выполнение интересных и неинтересных заданий.
Уровень развития произвольного внимания во многом определяет
успешность обучения ребенка в школе.

Развитие внимания: от простого к сложному

В дошкольном возрасте детей проще учить новому в игровой форме: запоминать буквы и цифры, читать и писать. Поэтому даже в самом скучном, на первом взгляд, процессе взрослым необходимо найти «изюминку», чтобы ребенку было интересно приниматься за дело и, что самое главное, не испытывать желания отвлекаться на посторонние факторы.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, профессор, клинический психолог: «В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание: начиная с 3 месяца он все больше интересуется внешними объектами, наиболее близкими к нему, а в 5–6 месяцев он уже может длительно рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот.

Зачатки произвольного внимания обычно проявляются к концу 1 года жизни малыша, в 2–3 года ребенок рассматривает картинки всего 6–8 секунд, а к 6 годам все больше проявляется произвольный характер внимания – в этом возрасте дошкольник обычно сосредотачивает свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд.

Общение и прогулки с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование предметами, рассматривание картинок с заданной целью – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память».

5 причин устойчивости детского внимания:

  • общее состояние организма;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • тип нервной деятельности;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условия, созданные для занятий.

Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Важность внимания и его роль в жизни человека очевидны. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов, является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [1]. Важным условием успеха в школьной деятельности – умение обратить внимание на то, что не привлекательно, не интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, поэтому воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.

В дошкольном возрасте ребенок проходит большой пусть в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Именно этот возраст важен для развития внимания, памяти, мышления и др. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.

По мнению Г.В.Петуховой, произвольное внимание необходимо формировать с дошкольного возраста [2]. Важным условием формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте. Чем старше дети становятся, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения и взаимоотношения детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Ценность детской игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения). Важным результатом игры является удовлетворенность самим процессом игры, которая в большей мере отвечает их потребностям и возможностям действенного познания мира и людей [3].

Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.

Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик («Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант), «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов), запомни и расставь точки, «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания.

На констатирующем этапе исследования по методике «Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант) мы получили следующие результаты: у 36% опрошенных высокий уровень концентрации внимания, они просмотрели 400 и более знаков, сделав 10 или меньше 10 ошибок (данный показатель свидетельствует о возрастной норме развития концентрации внимания), у 39% респондентов средний уровень концентрации внимания (ими было просмотрено от 350 до 399 знаков включительно и сделано от 11 до 15 ошибок), у 25% опрошенных детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень концентрации внимания – просмотрено 349 и менее знаков и сделано 16 и более ошибок.

По методике «Красно-черная таблица» (методика Ф.Д.Горбова) мы получили следующие результаты: у 25% опрошенных высокий уровень переключения внимания (показатель переключаемости меньше 20сек), у 46 % опрошенных средний уровень переключения внимания (показатель переключаемости от 20сек до 25сек включительно), у 26% респондентов низкий уровень переключения внимания (показатель переключаемости внимания больше 26сек).

По методике «Запомни и расставь точки» мы получили следующие результаты: у 4% респондентов очень высокий уровень объема внимания, у 14% респондентов высокий уровень объема внимания, у 54% опрошенных средний уровень объема внимания, у 21% опрошенных низкий объем внимания и у 7% орошенных очень низкий объем внимания.

По методике «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) на констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 36% респондентов очень высокий уровень распределения и переключения внимания, у 26% опрошенных детей старшего дошкольного возраста высокий уровень распределения и переключения внимания, у 25% опрошенных средний уровень распределения и переключения внимания, у 7% опрошенных низкий уровень переключения и распределения внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень переключения и распределения внимания.

По методике «Продолжи узор» (Н.Я.Семаго и М,М.Семаго) мы получили следующие результаты: у 26% опрошенных очень высокий уровень произвольного внимания, у 32% опрошенных дошкольников уровень произвольного внимания высокий, у 32% опрошенных средний уровень произвольного внимания, у 4 % опрошенных низкий уровень произвольного внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень произвольного внимания.

На основе полученных результатов исследования была разработана программа развития произвольного внимания, которая включала следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии [4, 5]. Программа рассчитана на 16 занятий. Сравнительный анализ результатов исследования старших дошкольников по методикам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что разработанная развивающая программа оказалась эффективной. Она способствовала улучшению объема, концентрации, переключаемости внимания, увеличению уровня целенаправленности дошкольников.

Практической значимость исследования являются составленные рекомендации для воспитателей, психологов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте для развития внимания нужно использовать на занятиях элементы игры и частую смену видов деятельности. Для развития внимания необходимы игры с правилами, задачами и целями. С помощью таких обучающих игр ребенок учится контролировать свои действия, достигать определенных целей, решать поставленные задачи, переключает внимание, тренирует устойчивость и концентрацию внимания. Для привлечения внимания воспитатель может использовать следующие приемы: менять силу голоса, темп речи, выразительность речи и силу эмоциональной окраски, жестикуляцию и др. В рамках занятий с детьми нужно чередовать умственную и практическую деятельность, постепенно включать задания, требующие более длительной сосредоточенности и т.д. Работа с детьми должна носить систематический характер. Важно использовать упражнения и задания на развитие произвольного внимания в различных видах деятельности дошкольника. При этом важно к данной работе подключать родителей при организации совместной деятельности, различных видов игр.

Предложенные и апробированные программы могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector