Психическое развитие ребенка 6 лет

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.

Дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.

К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
И только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Психическое развитие ребенка 6 летПсихическое развитие ребенка 6 лет обусловлено формированием социальной личности: он уже полностью осознает половую принадлежность, имеет представление о том, какое место в обществе он занимает и как строить отношения со сверстниками и взрослыми.

Все шестилетние дети уже имеют отчетливо выраженные индивидуальные, личностные черты и характер поведения. Все четче проявляется мотив «Я должен». В шестилетнем возрасте у ребенка уже хорошо развита память, внимание и воображение. Он без особого труда переключает внимание, запоминая лучше то, что вызывает у него больше эмоций.

Психическое развитие ребенка 6 лет можно рассмотреть на следующем примере: сложенные в ряд камешки, соберем в компактную кучку. В результате чего, они будут занимать меньше места и покажется, что их количество уменьшилось. Малыш этого возраста должен понимать, что при изменении положения предметов их количество не поменяется. В этом случае именно воображение влияет на общее психическое развитие шести летнего ребенка. Оно же является основой для решения простых арифметических заданий и устного счета до 10.

Воображение, которое формируется в процессе психологического развития ребенка 6 лет, делает возможным решать элементарные геометрические задачи. Оно охватывает всю творческую деятельность человека, поэтому является важнейшей психической функцией, как ребенка, так и взрослого человека. Дошкольный возраст – это самый важный период для развития воображения.

Психическое развитие ребенка 6 лет имеет некоторые особенности. Если обучение строить на основе модели поведения взрослых людей, то творческие задатки воображения угаснут к 8 годам. При этом раскрыть творческий потенциал ребенка станет затруднительно. Взрослым необходимо давать детям самим предлагать идеи и создавать варианты для их реализации. Именно такой путь — прекрасная возможность воспитать в ребенке самостоятельность в действиях, воображение и творческий опыт. Например, математика требует перевоплощения абстрактных образов в зрительные.

Знакомство с абстрактным искусством, центром внимания которого является цвет, линия и форма – поможет развить такую способность. Прослушивание музыкальных произведений, а так же занятие музыкой способствует активизации абстрактного мышления и воображения.

В 6 лет речь ребенка тоже достаточно развита. Он легко выражает в словах действия, в которых он участвовал (игры), рассказывает об увиденном на картинке и выразительно читает выученное наизусть стихотворения. Интеллектуальная готовность дошкольников к обучению в школе основывается на развитии у них желания узнавать новое, сенсорного развития и психических процессов. А эмоциональная готовность предполагает положительное отношение к новому виду деятельности, достижению результата в ней, стремлению преодолевать трудности, а также умению поддерживать порядок на своем рабочем месте. И, немало важным является способность, находить общий язык с новыми людьми.

Но на фоне познавательных процессов развития на первый план выступают особенности развития личности. Познавательные мотивы, возникающие в ходе обучения, неустойчивые и ситуативные, поэтому у большинства детей они проявляются и поддерживаются терпеливостью и усилием учителя. Неустойчивая, но уже завышенная самооценка большинства детей, влияет на восприятие критериев педагогической оценки.

Они расценивают оценку своей учебной деятельности как оценку личности, в общем. И фраза учителя «Ты сделал неправильно» принимается как «Ты плохой». Полученные отрицательные оценки и замечания негативно сказываются на психическом состоянии детей, в результате ученики становятся пассивными, не доводят дело до конца или требуют помощи учителя.

В силу того что у ребенка еще не до конца сформирована социальная значимость и появляется необходимость приспосабливаться к новому окружению – он нуждается во всеохватывающих эмоциональных контактах. Но при действующих принципах и условия школьного обучения, потребности психического развития детей младшего школьного возраста не могут быть удовлетворены в полной мере.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector