Психология общения дошкольников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение — это многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между отдельными индивидами либо их группами.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Общение, которое не направлено на изменение психологического состояния партнера, представляет собой сложнейший многоплановый процесс установки и развития контактов между людьми, которые порождаются потребностями в совместной деятельности. Такое общение состоит в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимании партнера.

Общение же, нацеленное на изменение психологического состояния партнера, осуществляется с помощью знаковых средств в виде взаимодействия субъектов, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на существенное изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера.

Начиная с 3-4-летнего возраста, в жизни ребенка появляются новые партнеры по общению, которые с возрастом становятся все более значимыми. Это сверстники. Общение с ними обладает рядом существенных особенностей, которые качественно отличают его от общения со взрослыми.

Особенности общения в этой возрастной группе были исследованы в цикле трудов, написанных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской. Первой и наиболее важной чертой общения дошкольников является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками наблюдается большое число действий и обращений, практически не встречаемых в контактах с взрослыми людьми.

Общаясь со сверстником, ребенок может спорить с ним, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, обманывать, жалеть. Именно в процессе общения со сверстниками впервые отмечаются сложные формы поведения (например, обида, притворство, стремление сделать вид, нарочитое игнорирование, кокетство, фантазирование и др.). Такой широкий диапазон детских контактов определяет богатый функциональный состав общения сверстников, большое разнообразие коммуникативных задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Для ребенка до конца дошкольного возраста взрослый человек остается, главным образом, источником новых сведений и образцов действия, а в отношении сверстников уже с 3 – 4 лет ребенок решает более существенный перечень коммуникативных задач:

  • управление действиями партнера,
  • контроль выполнения действий и оценка конкретного поведенческого акта,
  • совместная игра,
  • навязывание своих образцов,
  • постоянное сравнивание.

Для решения всего разнообразия коммуникативных задач необходимо освоение широкого спектра коммуникативных действий.

Отличительные черты общения в дошкольном возрасте

Ярким отличием общения в среде сверстников является его чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников способна отличать их от взаимодействия с взрослыми. По данным Ветровой в среднем в общении между сверстниками наблюдается в 9 — 10 раз больше экспрессивных мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния, начиная от яростного негодования и заканчивая бурной радостью.

Действия, направленные в адрес сверстников, характеризуются более аффективной направленностью. В среднем дошкольники в 3 раза чаще одобряют ровесников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликты, чем при взаимодействии с взрослыми людьми. Такую эмоциональную насыщенность контактов дошкольников можно связать с тем, что с 4-летнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными партнерами по общению.

Значимость общения, выражающая степень напряженной потребности в общении и меру устремления к партнеру, значительно больше в области взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.

Специфические особенности контактов детей со сверстниками

Специфическая особенность контактов ребенка состоит в использовании нестандартных и нерегламентированных средств общения. Если в общении со взрослыми людьми даже самый маленький ребенок придерживается определенных форм поведения, то, взаимодействуя со сверстниками, дошкольник использует самые неожиданные и оригинальные движения (действия).

Для действий ребенка и его движений присуща некоторая раскованность, отсутствие нормированной и заданной величины. Они не подвержены влиянию никаких образцов. Так, дети могут прыгать, принимать причудливые позы, кривляться, передразнивать друг друга, придумывать новые слова и небылицы и др.

Подобная свобода и отсутствие регламентированности в общении дошкольников дает возможность психологам предположить, что общество сверстников может помочь ребенку в проявлении своей оригинальности и самобытного начала. Если взрослый человек способен нести для детей культурно нормированные образцы поведения, то сверстники создают условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.

С возрастом детские контакты все больше подчиняются общим для всех правилам поведения. Тем не менее, особую раскованность общения, применение непредсказуемых и нестандартных средств считают отличительной чертой детского общения до момента завершения дошкольного возраста.

Еще одной отличительной особенностью общения сверстников в этом возрасте считают преобладание инициативных действий над ответными. Особо сильно это проявляется в невозможности продолжить и развивать беседу, которая распадается по причине отсутствия ответной активности партнера.

Для ребенка этого возраста существенно важнее будет его собственное действие (высказывание), а инициатива сверстника чаще всего не будет им поддержана. Инициативу взрослых людей ребенок принимает и поддерживает примерно в 2 раза чаще.

Чувствительность к влиянию партнера может быть существенно меньше в области общения со сверстниками, чем со взрослыми. Из-за подобной несогласованности коммуникативных действий детей чаще всего порождаются конфликты, протесты и обиды. Перечисленные особенности способны отражать специфику детских контактов в течение всего периода дошкольного возраста. Тем не менее, содержание общения детей значительно изменяется уже к 6 — 7 годам.

То, как сложится жизнь ребенка в обществе, как он будет контактировать с другими людьми и чего добьется в жизни, напрямую зависит от отношений с родителями. Через общение с родителями ребенок узнает большую часть картины мира, это закладывает фундамент его личности. А какой это будет фундамент, зависит от родителей, потому что они имеют представление о мире и знают что делать, а ребенок – нет.

Ультиматум для любви

«Никто не любит непослушных детей» — подобные фразы вселяют страх в наивное сознание ребенка. Он начинает бояться, что его разлюбят, и он станет ненужным, что его выгонят из дома или отдадут кому-нибудь, это влияет на его психологический рост. Дети в раннем возрасте не отличаются логичным мышлением и то, что для взрослых покажется абсурдом, сильно напугает ребенка. Даже если он понимает, что этого не случится, страх все равно будет следовать за ним. Либо же появится озлобленность, чувство никчемности и неуверенности.

Дети часто совершают ошибки, в том числе и социальные, если после каждой из них его будут пугать, ругать или наказывать, желание развиваться отпадет надолго, если не навсегда. Психология познания мира ребенком в том, что он определяет границы дозволенного, только так он может понять, где быть можно, а где – нет. Родителям нужно выступать не в роли цербера, а в роли наставника, который объяснит и расскажет, что происходит и какие действия здесь будут уместны.

Нет поступку, да человеку

Ребенок пробует этот мир на вкус, для него нет тех границ, что плотно приросли к уму взрослых. Когда ребенок выходит за рамки приличий, стоит объяснить ему, что он делает. Как это будут воспринимать другие люди и почему этому прекрасному юному человеку стоит воздержаться от подобных действий сейчас и в будущем.

В большинстве случаев ребенок ведет себя «плохо» потому что где-то это увидел и теперь повторяет. Это нормальный процесс обучения, если перекрыть этот канал наказаниями или длинными лекциями, обучаемость ребенка ухудшится. Если научить его фильтровать информацию из мира, емко и доходчиво объяснить что к чему, он сможет выжить в мире информации.

Важно отметить, что простая фраза — «не надо все повторять», ничему его не научит или он поймет ее по-своему. Ребенок не хочет капризничать и делать это вам на зло, настоящие причины кроются в другом, если это происходит, значит, в его воспитании были допущены ошибки.

Психология общения с ребенком и положительные моменты

Если все ошибки ребенка выделяются, а достоинства и победы игнорируются, создается напряженная атмосфера. Ребенок будет думать, что он все делает не так, что он неудачник и только расстраивает родителей.

Если говорить ребенку только то как не надо делать – «не разговаривай так со взрослыми», «не делай так», «не говори так», он будет бунтовать, потому что ему непонятно как «так». У взрослых сформированы шаблоны, так надо, так не надо. Поначалу у ребенка их нет, позже ему придется натянуть свой кокон стереотипов чтобы жить в социуме. Необходимо заменить эти фразы на побуждение к действию, и сконцентрировав внимание на похвальном поведении. Ребенок переключится и будет знать что ему нужно делать чтобы заслужить похвалу. А родители получат самостоятельного, психологически зрелого ребенка, с правильным подходом к жизни.

Берегите детей, они самое дорогое, что есть у нас!

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

3-е издание, переработанное и дополненное

Б. С. Волков, н. В. Волкова

Психология общения дошкольниковВолков Борис Степанович, Волкова Нина Вячеславовна Психология общения в детском возрасте 3-е издание

Серия «Детскому психологу» Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор А. Ф. Ануфриев

доктор психологических наук, профессор М. В. Гамезокандидат психологических наук, профессорВ. Г. СтепановПод научной редакцией Б. С.Волкова

Волков Б. С, Волкова Н. В.

В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

В практическом пособии рассматриваются как общие закономерности общения с детьми, так и особенности общения ребенка со взрослыми и со сверстниками в различные возрастные периоды детства.

В книге описываются многочисленные жизненные ситуации и приводятся способы их разрешения. Большое количество схеми таблиц помогают усвоению материала пособия. Издание снабжено методическим блоком, содержащим контрольные вопросы, темы рефератов, словарь терминов, и приложениями.

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений очного и заочного обучения, работников дошкольных учреждений, а также родителей.

Практическое пособие может использоваться в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования.

Оглавление

Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Общение как коммуникация

Позиция общения

Пространство общения

Общение как межличностное взаимодействие

Общение как понимание людьми друг друга

Идентификация как сопоставление

Эмпатия в общении как сопереживание

Стереотипизация как приписывание

Общие вопросы общения с ребенком

Безусловное принятие ребенка

Установление вербального контакта

Алгоритм активного слушания в диалоге

«Ты»- и «Я»-высказывания

Беседа с ребенком

Конфликты в семье

Особенности общения в младенческом возрасте

Эмоционально-личностное общение

Ситуативно-деловое общение

Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения

Игрушка как средство общения и психического развития

Общение с ребенком раннего возраста

Стремление к самостоятельности

Возникновение стремления к самостоятельности

Основная стратегия поведения взрослых

Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте

Общение малышей со сверстниками

Общение детей дошкольного возраста с родителями

Внеситуативно-познавательное общение

Внеситуативно-личностное общение

Развитие осознанности поведения

Особенности общения с «трудными» дошкольниками

Ребенок в дошкольном учреждении

Общение дошкольников со сверстниками

Общение в игровой деятельности

Игрушка как средство общения и психического развития

Общение мальчиков и девочек

Дети и компьютер

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Словарь терминов

Приложение 1Уровень развития общения

Приложение 211 советов детского писателя В Левина

Приложение 3Основные требования к проведению беседы

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Сфера общения— самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector