Психолого педагогическая характеристика детей с дцп

Психологические особенности ребенка с ДЦП

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

— Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.

— Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.
— Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.
— Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.
— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии.

Психолого педагогическая характеристика детей с дцп

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.
У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.
Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.
Существует несколько правил, которые помогут родителям.
Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.
— Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.
— Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.
— Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.
— Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.
— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии.

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология
Индекс материала
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Речевые нарушения детей с ДЦП
Нарушения пространственных представлений детей с ДЦП
Специфика формирования школьных навыков, особые образовательные потребности и организация обучения детей с ДЦП
Особенности психолого-педагогического обследования
Особенности личностного и социального развития при ДЦП
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Все страницы

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития

Психологическая характеристика детей с ДЦП наиболее подробно представлена в работах И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук [16, 18, 22]. Авторами единодушно отмечается, что при ДЦП имеет место сложная структура дефекта, относимая по классификации В.В. Лебединского к варианту дефицитарного развития [14].
Психологической характеристикой дефицитарного развития является в разной степени корригируемая специфика формирования всех сфер личности, обусловленная в данном случае тяжелыми двигательными нарушениями, сочетающимися с психологическими признаками повреждения (иногда сопряженного с недоразвитием) ЦНС, а также возможной патологией анализаторов.
Грубая недостаточность моторной сферы предопределяет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Вся последующая симптоматика предопределена с одной стороны, депривацией базовой потребности ребенка в движении и сенсорных ощущениях, с другой – ограничениями впечатлений вне дома и социальных контактов, с третьей – гиперопекой со стороны родителей, с четвертой – реакцией ребенка на имеющееся нарушение.
Рассмотрим эти моменты подробней. Уже в три месяца нормально развивающийся малыш схватывает игрушки, тянет их в рот, являющийся в это время главным органом познания. Начиная с полугодовалого возраста, он начинает ползать, ближе к восьми месяцам у него формируется щипковый захват, и он берет маленькие предметы, что координирует систему глаз-рука. В год ребенок активно передвигается, открывает шкафы, вынимает предметы и подолгу «знакомится» с ними, получая удовольствие и от передвижения, и от новых впечатлений. На втором и третьем году с ребенком много гуляют, берут его с собой в поездки, что существенно расширяет его социальный опыт. При ДЦП всего этого малыш фактически лишен. Родители вынуждены постоянно ухаживать за ним. В большинстве случаев у них не хватает ни времени, ни терпения попытаться научить его хоть чему-нибудь. Тем более, что последнее очень сложно: гипертонус или гипотонус мышц, неуправляемые движения не позволяют ребенку произвольно действовать.
Эмоциональная сфера неблагополучна по многим причинам. С одной стороны, у ребенка наличествует органическое повреждение ЦНС, которое всегда проявляется аффективной неустойчивостью, «недержанием аффекта». С другой стороны, он переживает разнообразный дискомфорт, связанный, в том числе, и с болевыми ощущениями при переодевании и т.п. Наконец, капризность малыша обусловлена закрепляющимися стереотипами реагирования, когда он получает желаемое благодаря плачу.
Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит не только двигательным, но речевым и сенсорным нарушениям. Так, парез глазодвигательных нервов, недоразвитие и задержка формирования важнейших статических функций (удерживание головы, сидение и т. п.) приводят к ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, предопределяет недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки и познавательных процессов [16, 19].
Когда ДЦП сочетается с умственной отсталостью, маленький ребенок очень слабо реагирует на любые раздражители извне. Если умственной отсталости нет, иногда он может отвечать на обращение только взглядом. Но даже в таком случае малыш потенциально способен к развитию.
В раннем возрасте основное значение приобретают препятствия к развитию предметно-практической деятельности. Общеизвестно, что предметные действия – важнейшая форма активного познания ребенком окружающего мира, основа формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность [23].
Маленький ребенок с ДЦП фактически беспомощен. В лучшем случае он начинает ходить. В дошкольном возрасте совершенно очевидна задержка в психическом развитии, связанная с многочисленными трудностями. Они касаются и коммуникации, и становления бытовых навыков, и познания окружающего предметного и социального мира. Поэтому даже сохранные возможности интеллекта не всегда очевидны.
Психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП давать сложно, потому что первоочередное значение в психологическом портрете ребенка играет не возраст, а двигательные возможности и интеллект [16]. Поэтому можно обозначать лишь самые общие возрастные закономерности. Выраженную диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, И.А. Смирнова и другие исследователи называют главными особенностями познавательной деятельности и личности ребенка с ДЦП [16, 19, 30].
В школьный период при относительно нетяжелых формах ДЦП, с одной стороны, происходит компенсация, с другой – начинаются переживания, связанные с ограничениями, которые достигают своего максимума в подростковом и юношеском возрасте. Впрочем, успешность коррекции как двигательных расстройств, так и «социального вывиха» в какой-то мере зависит от воли и активности самого ребенка, а также усилий его близких (в плане лечения и социальной адаптации).
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Он в значительной мере обусловлен клинической формой заболевания. Однако решающее значение имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, также зависящая от клинической формы. При ДЦП не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности.

У данной категории детей встречаются следующие особенности:

— сниженный запас сведений и представлений об окружающем;

— нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

— низкая познавательная активность;

— по уровню развития интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу;

— расстройство эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость);

-нарушения поведения (агрессия, полное безразличие, равнодушие, безучастность);

— своеобразие структуры личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость, наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых вопросах;

— нарушения речи (80%), слуха, зрения (25%);

— астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с детским церебральным параличом

1. Нормализация тонуса и моторики.

2. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.

3. Развитие игровой деятельности и психических процессов.

4. Расширение знаний об окружающей среде.

5. Развитие двигательных навыков.

В раздел ОРУ введены коррекционные упражнения для:

— формирования правильной осанки;

— развития пространственной ориентации и точности движений.

В каждый урок включаются ОРУ, корригирующие, прикладные упражнения, игры по упрощенным правилам.

Для специализированных школ с ДЦП существует программа по физическому воспитанию только для 1-4 классов (1986). Отдельные разделы программы не выделяются (гимнастика, легкая атлетика), а используются доступные виды занятий. Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены разделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами.

Разрабатываются авторские программы.

Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.

Требования к урокам физкультуры:

— постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

— чередовать различные виды упражнений, применять принцип рассеянной нагрузки;

— упражнения должны соответствовать возможностям учеников;

— рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;

— обеспечить профилактику травматизма и страховку.

Нетрадиционные формы занятий:

При работе с детьми, имеющими ДЦП, используются занятия в сухом бассейне и на фитболах.

Преимущество сухого бассейна:

— тело ребенка постоянно находится в безопасной опоре;

— осуществляется постоянный контакт кожи с шариками;

— происходит постоянный массаж всего тела;

— стимулируется проприорецептивная и тактильная чувствительность;

— свободные движения, смена направления движения, позы;

— чередование двигательной активности с отдыхом;

— самопроизвольное регулирование нагрузки;

— удовлетворение потребности в движения;

— способствует развитию моторики, координации движений, равновесия;

— активизация сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта;

— способствует развитию физических качеств;

— уменьшает спастику и гиперкинезы;

— стимулирует функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей;

— создают положительный психоэмоциональный настрой.

Подбор упражнений должен быть индивидуален в зависимости от формы и тяжести заболевания.

— вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку;

— увеличивает сократительную способность мышц;

— улучшается функция ссс, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения;

Психолого педагогическая характеристика детей с дцп

— вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечение верховой ездой);

— создается сильный мышечный корсет;

— уравновешиваются нервные процессы;

— развиваются физические качества, формируются двигательные навыки;

— положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Методические рекомендации при работе на фитболе:

1. Правильная посадка предусматривает оптимальное взаиморасположение звеньев тела.

2. Использование правильной и своевременной страховки.

3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений.

4. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.

5. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.

6. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и груди на мяче голову не запрокидывать.

7. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на расслабление и растягивание.

8. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю.

9. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, увеличивая до 6-8 повторений.

Публикации

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

— Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.

— Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.
— Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.
— Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.
— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии.

Психолого педагогическая характеристика детей с дцп

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.
У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.
Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.
Существует несколько правил, которые помогут родителям.
Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.
— Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.
— Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.
— Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.
— Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.
— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector