Психомоторное развитие

Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Аннотация

Рассматривается ряд причин, приводящих к школьной неуспешности: недостаточность фоновых, операциональных и регуляторных компонентов учебной деятельности. Описаны основные положения инновационной психолого-педагогической программы «Пространство развития», методологическим основанием которой являются современные представления о закономерностях формирования мозга и телесности ребенка в онтогенезе. Представлены результаты статистического анализа эффективности внедрения в условиях массовой школы профилактической части программы сопровождения первоклассников. Доказаны достоверно значимые положительные изменения в формировании ВПФ у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

2. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002.

3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А . Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

4. Воробьева Е. А., Гатина С. В. Двигательная коррекция детей с отклоняю­щимся развитием // Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психо­терапевтов. М., 2002. № 2.

5. Воробьева Е. А., Семенович А. В., Архипов Б. А. и др. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. М., 1985.

7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического разви­тия ребенка. СПб., 2005.

8. Семенович А. В., Архипов Б. А . Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии. Симферополь, 1997. Т. 1, № 2.

9. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб., 2005.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

Уже в первый период — период новорожденности (0—1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3— 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде (1—3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Статья обновлена: 2020-01-05

На психомоторное развитие ребёнка влияет множество факторов: наследственность, экологическая обстановка, профессиональные вредности, вредные привычки, различные заболевания родителей, течение беременности, родов у матери, вскармливание, режим дня ребёнка, заболевания ребёнка, культура воспитания, уход и пр.

Полусогнутое положение рук и ног (эмбриональная поза)

Хорошо удерживает голову (лёжа на животе — в 1 мес, в вертикальном положении — с 2 мес)

Гулит (с 2 мес гуление короткое отрывистое, с 4 мес — длительное, певучее)

Следит за предметом (с 2-3 нед фиксирует взор на ярком предмете, с 1,5-2 мес следит за движущимся предметом)

Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним с 2 мес

Тянется к игрушке

Исчезают атетозоподобные движения, гипертонус сгибателей, часть врождённых безусловных рефлексов (хватательный, ладонно-ротовой, защитный, опоры, автоматической ходьбы)

Появляется верхний рефлекс Ландау (к 4 мес)

Сидит, если его посадить (самостоятельно садится с 7- 7,5 мес)

Произносит отдельные слоги (лепет), чаще с 7 мес

Различает знакомые и незнакомые лица (с 4-5 мес)

Поворачивается на бок с 4 мес, со спины на живот — с 5 мес, с живота на спину — с 6 мес

Появляется нижний рефлекс Ландау (с 5-6 мес)

Ползает (с 7 мес)

Стоит с поддержкой (с 8-9 мес)

Подражает движениям взрослых

Говорит 10-12 простых слов к 1 году, 30-40 — к 1,5 годам

Знает название частей тела и отдельных предметов

Приучается к опрятности

Вначале подбирает по образцу предметы четырёх цветов, позднее называет четыре основных цвета

Начинает употреблять сложные предложения

Перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Здоровье ребенка

Актуальные темы

  • Адаптация к детскому саду
  • Гиперактивный ребенок или ребенок с СДВГ
  • Кашель у ребенка
  • Температура у ребенка
  • Плохой аппетит у ребенка
  • Глисты у ребенка
  • Российский календарь профилактических прививок

Психомоторное развитие
Психомоторное развитие

Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 16 лет.

Свидетельство о регистрации № ФС77 — 53931 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 апреля 2013 года.

Информация, размещенная на сайте не может рассматриваться как рекомендации пациентам по диагностике и лечению каких-либо заболеваний, равно как и не является заменой консультации с врачом!

Точки зрения в размещенной на сайте информации являются частными и могут не отражать официальных точек зрения уполномоченных государственных органов или компаний-производителей. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в печатных изданиях, иначе как с письменного разрешения «мед39.ру».

При использовании материалов в интернете, активная прямая ссылка на med39.ru обязательна!

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.

Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.

Различают биологический и паспортный возраст человека.

Весь генетический материал закладывается в одной-единственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, росто-весовых показателях, особенностях внутренних органов, психического и интеллектуального развития.

Росто-весовые показатели отражают биологический возраст ребенка.

Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:

1) этап внутриутробного развития эмбриона – первые 12 недель беременности;

2) этап развития плода;

3) неонатальный период – от 0 до 28 дней;

4) грудной возраст – с 3-4-й недели жизни до 12 месяцев;

5) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;

6) дошкольный возраст – с 3 до 7 лет;

7) период младшего школьного возраста – с 7 до 12 лет;

8) период старшего школьного возраста – с 12 до 16 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

16. Физическое развитие

16. Физическое развитие Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения. Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в

5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия

5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия «Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к

6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия

6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет

7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

9. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитие

9. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитие Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и

2.1. Развитие мышления детей

2.1. Развитие мышления детей Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Под

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Физическое развитие

Физическое развитие Тюрчев Владимир Заниматься физическим развитием ребёнка мы начинаем с самого рождения. Начинается всё с массажа и упражнений. Вы двигаете его руками, ногами, туловищем. Потом малыш научится сам управлять своим телом: махать ручкой, ножкой, качать

Физическое развитие

Физическое развитие Физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет существенно отличается от его развития в первые несколько месяцев жизни. После своего первого дня рождения малыш растет не так быстро, как вы привыкли наблюдать. Ритм роста становится неравномерным. Вам

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector