Развитие чувств у ребенка

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района»

03 сентября 2020

Эмоции — это наша реакция на происходящие вокруг нас события.

Существует большое количество эмоций: радость, удивление, интерес, печаль, злость, страх, отвращение, презрение, обида и т.д., и каждая из них что-то символизирует сама по себе. Радость – дает нам внутреннее чувство удовлетворения, Страх – является сигналом об опасности и т.д.

В отличие от чувств, которые как правила, мы испытываем к кому либо или чему- либо, эмоции возникают по отношению к какому либо событию в жизни. На протяжении дня человек может испытать целый калейдоскоп эмоций, они могут меняться достаточно быстро и проявляться с разной степенью интенсивности.

Эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, они оказывают влияние на все стороны жизни: на взаимоотношения с людьми, учебу, работу, отношение к миру и себе, поэтому очень важно понимать свои эмоции и уметь справляться с ними. Зачастую это бывает сложно сделать даже взрослому человеку, а ребенку тем более! Если ребенок не научится понимать свои эмоции и эмоции окружающих, справляться с ними, ему будет сложно понимать свой внутренний мир и мир вокруг него. Умение ребенка идентифицировать и справляться с эмоциями поможет ему быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям его жизни, ведь в ней происходит много новых для него событий: поход в детский сад, школу, переход из класса в класс, знакомства с новыми людьми и с миром в целом.

Развитие чувств у ребенкаЧтобы помочь развить эмоциональную сферу ребенка, первое, что необходимо сделать родителям — это рассказать и показать ребенку какие существуют эмоции и для чего они нужны. Для этого можно использовать специальные карточки, мультфильмы, игры. По опыту работы могу отметить, что детям очень нравится игра «Угадай эмоцию».

Игра «Угадай эмоцию» заключается в следующем: ребенку демонстрируются карточки с изображениями людей, испытывающих разные эмоции (такие карточки можно сделать самостоятельно), а задача ребенка угадать эту эмоцию. Также можно самим изображать различные эмоции и предлагать ребенку их угадать и повторить. В завершении игры можно предложить ребенку вспомнить ситуации, когда он испытывал ту или иную эмоцию или поделиться своим личным опытом.

Второй момент, на который родителям стоит обратить внимание это способы, с помощью которых ребенок может справиться с эмоциями. У каждого взрослого есть свои способы, с помощью которых он справляется с сильными эмоциями (злость, страх, обида и т.д). И чем больше способов, которые человек знает и использует, тем больше он готов к проявлению эмоций и лучше с ними справляется. Задача родителей поделиться этими способами со своим ребенком.

Например: «Когда я выступаю перед людьми, я очень волнуюсь, и чтобы успокоиться, я держу в руках скрепку», «Когда я злюсь, я закрываю глаза, глубоко дышу и считаю до 10», «Кода эмоций слишком много я выплескиваю их на бумагу» и т.д. А также помочь ребенку найти свои способы справиться с эмоциями, для этого доверительно поговорите с ребенком, спросите, что может ему помочь.

Третий момент, на который родителям стоит обратить особое внимание это признание права ребенка испытывать все эмоции и чувства. Все имеют право на эмоции и чувства. В жизни бывают моменты, когда родители, сами того не замечая, обесценивают чувства детей «Не преувеличивай, это не больно», «Ты переживаешь по пустяку», «Тут не зачем так злиться», все эти фразы и многие другие обесценивают эмоции, которые испытывает ребенок, делают их не такими значимыми, как считает он. В таких случаях стоит показать, что вы понимаете его эмоции, они значимы, и он вправе их испытывать «Да, тебе действительно было больно», «Это очень важно для тебя, поэтому ты так переживаешь», «Ты, вероятно, злишься из – за того, что произошло».

Признавать право ребенка на его эмоции не говорит о том, что необходимо позволять ребенку делать все, что он хочет. Например, если ваш ребенок обиделся на другого, по какой либо причине, и хочет его обидеть (ударить, обозвать), необходимо дать понять ребенку, что он может испытывать все свои эмоции, но при этом не может причинять вред другому человеку. В такие моменты стоит напомнить ребенку о способах, которые помогут ему справиться с эмоциями.Развитие чувств у ребенка

Помогите ребенку понять, что эмоции — это союзники, которые помогут ему познавать себя и окружающий мир, разобраться в чем-то важном для него. Что не стоит их бояться, стесняться. Важно прислушиваться к ним. Объясните ребенку, что испытывать различные эмоции, даже отрицательные это нормально, злиться, обижаться, бояться – нормально, проявлять свои эмоции – нормально, главное соблюдать меру, уважать права других и не причинять вреда окружающим.

Родителям важно создать с ребенком доверительные отношения, способствующие тому, чтобы ребенок делился своими эмоциями. Относиться к словам и эмоциям ребенка внимательно, показать, что вам важно то, что он говорит. Разделяйте чувства ребенка, используйте активное слушанье «да», «понятно», «интересно», отражайте и называйте ему его эмоции «Ты злишься», «Тебе грустно», «Ты чувствуешь себя обиженным», ваше внимание к нему и поощрение к рассуждению помогут ему понять свои мысли, эмоции, прийти к какому-то решению.

Также родителям необходимо помнить, что не стоит зависеть от эмоций ребенка, идти на поводу эмоций ребенка, важно соблюдать границы и понимать, где эмоции ребенка, а где ваши. Например: если ребенок злится из-за чего-то, не включайтесь в его эмоции, оставайтесь спокойными, помогите ему справиться со злостью «Ты злишься? Ты можешь покидать мяч, это поможет тебе успокоиться» (важно помогать ребенку выпускать свои эмоции безопасным способом, а не копить их), или ребенок обиделся на вас, за то что вы что-то ему не купили, не включайте ответную злость или чувство вины, скажите себе «он может чувствовать себя обиженным, а я при этом быть не виноватым».

Эмоции являются важной составляющей в развитии ребенка, его адаптации к окружающему миру, его становлении как члена общества, и родители это первые люди, которые могут познакомить ребенка с этим не простым миром эмоций, научить понимать, принимать их и справляться с ними.

Ефимова Н.А., психолог отделения дневного пребывания несовершеннолетних II (14-я линия)

Развитие чувств у ребенка

Забота о близких, внимательность, доброта и желание помогать — положительные качества, которые люди ценят друг в друге. Они формируются годами, но развитие чувства эмпатии начинается в раннем возрасте. Современные родители часто обеспокоены тем, что дети совершенно не сопереживают другим. Должны ли взрослые способствовать развитию эмпатии у ребенка или умение проявлять сочувствие появится независимо от родительского вмешательства? Об этом рассказала Ирина Широкова, специалист по социальной реабилитации Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Возраст сопереживания

«Меня беспокоит поведение дочери, а именно чрезмерная агрессия по отношению к слабым. Дочка может дернуть за хвост собаку, увидев насекомое, прихлопнуть его ногой, ударить младшего братишку, отнять игрушку. Она еще совсем маленькая. Думаю, она не понимает, что делает другим больно. Как развить у дочери чувство сопереживания?», — спрашивает Светлана, мама 4-летней Софии.

Курс реабилитационных занятий для мамы и ребенка включал в себя практические тренировки эмпатии. Девочка демонстрировала эмоции, проговаривала намерения и то, что при этом чувствовала. Мама вместе с дочерью изучала язык, с помощью которого можно было выражать свои чувства. Во время работы, обсуждая грусть и обиду, София сказала, что чувствует себя одиноко с момента появления младшего брата.

«Агрессия по отношению к слабым в этом случае — не что иное, как проявление ревности и желание обратить на себя внимание. Это стало ключевым моментом в выстраивании дальнейшей работы с мамой и дочерью», — комментирует Ирина.

Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им, она не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни во время общения. Малыши неспособны к сопереживанию. Становясь старше, дети в большинстве случаев имитируют эмоции своих родителей.

«В период психологического развития и накопления эмоционального опыта родителям очень важно учить ребенка анализировать свои внутренние ощущения, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей. Именно это лежит в основе формирования эмпатии и умения сочувствовать», — поясняет специалист.

Как развивать сострадание

Ребенок, общаясь со взрослыми и наблюдая за ними, учится понимать их чувства, эмоции. Родителям необходимо уделять внимание всестороннему развитию детей, в том числе и обучению эмоциональной грамотности.

  1. Говорите с детьми
    С раннего детства важно разговаривать с ребенком. О потребностях других, о том, какие чувства и эмоции испытывают окружающие.
    «Учите детей выражать эмоции словами „Сейчас я расстроен“, „Мне обидно“, „Я рассержен“, выражайте их сами. Объясняйте, что испытывать такие чувства вполне нормально», — советует специалист.
  2. Играйте
    Дети любят играть. Используйте это для развития способности к сопереживанию в том числе.
    Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые события. Учитель, врач, мама, главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги — перевоплощаясь, дети «проживают» соответствующий социальный опыт.
    Проживание сосредоточит внимание на эмоциях, которые мог бы испытывать другой человек, выполняя ту или иную социальную роль. Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев — способствуют развитию сопереживания и сострадания.
  3. Практикуйтесь на реальных ситуациях
    Замечайте жизненные ситуации, которые требуют какого-то эмоционального отклика человека. Анализируя реальное событие, рассказывайте детям, какие эмоции люди могут испытывать, как могут себя чувствовать.
    «На прогулке с ребенком вы увидели скорую помощь. Расскажите, что машина везет кого-то в больницу, наверняка кому-то стало плохо. Предположите, как в этот момент могут чувствовать себя члены семьи больного», — советует специалист.
    Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим. И конечно, показывайте сами пример адекватной реакции на чужие эмоции.
  4. Подавайте пример
    Совершенствуйте собственный навык сопереживать. «Если вы не умеете проявлять эмоции то, вероятнее всего, сын или дочь будут также эмоционально сдержанны. Так что, даже будучи взрослым, учитесь эмпатии», — рекомендует Ирина.
  5. Развивайте внутренний моральный компас ребенка
    «Растолковывая детям, что такое хорошо и что такое плохо, вы даете им некий моральный компас. И в ситуации, требующей определенного поступка или выбора, они будут ориентироваться на него. Объясните, как поведение влияет на других», — дополняет Ирина.
    Воспитывая чувство эмпатии, мы закладываем основу правильного, непотребительского, отношения к окружающей действительности. Это качество помогает поддерживать других людей, понимать и уметь принять их обиды и боль.
    Эмпатичный ребенок может испытывать такие важные чувства, как жалость, скорбь, соболезнование. К таким людям, как правило, тянутся. С ними хочется общаться и выстраивать близкие отношения. Поэтому важно не только развивать данную особенность в себе, но и помочь ребенку «настроиться» на волну других людей и услышать их. Это происходит постепенно и может потребовать много времени. Но самое главное — это то, что помочь должны родители.

Куда обращаться

Для московских семей работают 28 городских организаций поддержки семьи и детства: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.

Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Развитие чувств у ребенка

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector