Развитие дошкольника

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Говоря о развитии ребенка, родители, чаще всего имеют в виду его умственное воспитание, забывая, что всестороннее развитие обязательно включает в себя различные направления (интеллектуальное, физическое и творческое). Для каждого малыша важна не только интеллектуальная, но и духовная, и социальная одаренность.

Важным в развитии детей является дошкольный возраст. Заложенные в это время знания становятся основой, на которую постепенно добавляется все новая информация, активно выдаваемая ребенку в школе. Если основа надежная, то и дальнейшее обучение будет проходить легко и естественно. Если же время упущено, в знаниях и навыках есть пробелы, то трудностей в школьном обучении ребенку не избежать.

Именно по этой причине многие родители стремятся различными способами помочь ребенку накопить хороший багаж знаний и умений. С карапузами читают книги, рассматривают иллюстрации, обсуждают мультфильмы, строят из кубиков и конструкторов, рисуют, лепят. Чем разнообразнее деятельность, к которой приобщается ребенок, тем больше возможностей открывается перед ним в будущем.

В первую очередь следует уделять внимание развитию сенсорных способностей. Для получения быстрых и хороших результатов нужно создать благоприятные условия для занятий и запастись дидактическим материалом.

Эффективны занятия, проводимые в игровой форме. Ребенок приобретает не только знания, но и определенные навыки и умения. Для этих целей часто используются развивающие игры и игровые комплексы, например, наполняемые шариками сухие бассейны для детей.

Внешне они схожи с обычными, надувными бассейнами, только вот заполняются не водой, а мягкими пластиковыми шариками. Все элементы бассейна и его наполнения производятся из безопасных материалов, имеют яркие цвета. Шарики, обычно, отличаются размерами. Использовать бассейн можно как в помещении, так и на свежем воздухе.

Воспользовавшись фантазией можно достаточно быстро придумать великое множество полезных и увлекательных игр, основой которых будет служить бассейн. С успехом можно изучать цвета, размеры и форму. В каждой игре следует делать акцент на достижение определенной цели.

Если занятие проводится с одним ребенком, родители ставят перед ним задачу и в процессе ее выполнения подбадривают. Когда детей несколько, можно устраивать игры-эстафеты, что придает занятию соревновательный дух. И напротив, выполняя общее для всех задание, дети получают навык работы в команде.

Игра в сухом бассейне является физической нагрузкой, укрепляющей все группы мышц, формирующей правильную осанку. Мягкие шарики массажируют ребенка, улучшая его кровообращение и обмен веществ. Это благотворно влияет на работу центральной нервной системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата. Занятия служат прекрасной профилактикой многих заболеваний, тренировкой защитных механизмов.

Дети дошкольного возраста обязательно должны достаточно времени проводить в активном движении. Конечно, посещение спортивной секции – лучшее решение этого вопроса, но, если нет возможности ребенку заниматься спортом, родителям следует позаботиться об оборудовании спортивного уголка дома.

Развитие творческих навыков малыша играет также немалую роль. Лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование, вырезание ножницами из бумаги и пр. в дошкольном возрасте стимулируют развитие воображения ребенка, без которого невозможно выполнить задание творческого характера. Кроме того, все это поможет ребенку в скором будущем уверенно держать в руке карандаш и ручку. Развитие воображения происходит поэтапно с приобретением определенного собственного опыта при столкновении с различными новыми для ребенка явлениями. Творческие занятия с ребенком – дошкольником должны носить регулярный характер, тогда и в школьном возрасте у него не возникнет проблем с выполнением заданий подобного рода.

На интеллектуальное развитие детей – дошкольников направлены многие современные обучающие методики. Методика Зайцева Н.А. – одна из наиболее популярных на протяжении многих лет. Суть ее в том, что ребенок с большей легкостью усваивает слова по складам, а не по буквам или слогам. Склад – сочетание букв, он может быть трех видов, каждый из которых отображается на своей грани кубика. Кубики при этом различны по цветам, размерам, издаваемым звонам и представляют собой своеобразный язык, который можно потрогать, увидеть, а главное – можно поиграть в него! Этот метод дает ребенку прочувствовать разницу между согласными и гласными, мягкими и твердыми, звонкими и глухими звуками.

На занятиях в игровой форме уже в три-четыре года дети с легкостью осваивают основы чтения. Подобным же образом автор методики предлагает учить и цифры.

Существуют не менее интересные и эффективные системы раннего развития, к примеру, такие как методики Домана, Лупан или Монтессори.

Выбирая методику раннего развития, необходимо учитывать, что каждый ребенок от рождения имеет индивидуальный вид восприятия. В раннем возрасте уже можно заметить, что он больше предпочитает: слушать, рассматривать или же активно двигаться. Например, обучение чтению по карточкам Домана будет более эффективным для детей, у которых ведущее восприятие — зрительное. В то же время не стоит перегружать лишь один тип восприятия (в ущерб другому), развивать следует и слуховое, и двигательное и зрительное восприятия.

Родителям, желательно ознакомиться с сутью каждой из методик, чтобы сделать правильный выбор, наиболее подходящий их ребенку, а результаты ждать себя не заставят.

Проходя такое обучение, ребенок получает массу положительных эмоций, всестороннее развитие. Радуйтесь вместе с ним достижениям и успехам, получайте удовольствие от совместных занятий!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector