Развитие фантазии у детей

В современном воспитании развитие воображения часто отходит на второй план, уступая место физическому здоровью и подготовке к школе. Все эти аспекты, безусловно, важны, но и принижать роль фантазии в развитии детей не стоит.

Ребенок с хорошо развитым воображением находит нестандартные решения в сложных ситуациях, ему легче адаптироваться к неожиданным изменениям, найти свое место в мире.

Залог формирования креативной многосторонней личности — гармоничное развитие обоих полушарий мозга. Поощряйте любое творчество. Правополушарная живопись, музыка, лепка из глины — творческая деятельность позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом, развить правополушарное мышление. Особенно я советую рисование пальчиковыми красками. На кончиках пальцев находятся точки, связанные с мозгом. Их стимуляция развивает образное мышление, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Еще одно интересное занятие, пришедшее из методики Brain Gum, — рисование в две руки. Задача ребенка — нарисовать одновременно правой и левой рукой две одинаковые фигуры. Такое рисование гармонизирует работу обоих полушарий. Обратитесь к ТРИЗ-педагогике. Её цель научить детей нестандартно мыслить и самостоятельно искать решения задач. Отдавать детей на занятия по ТРИЗ лучше с 5 лет.Одно из самых популярных заданий в ТРИЗ-педагогике — мозговой штурм. Предлагайте ребенку придумывать решения сложных задач. Например, как быстро охладить стакан с кипятком.

Помните, что все великие открытия начинаются с фантазии, а маленькие мечтатели вырастают во взрослых исследователей, изобретателей, созидателей. Поэтому не жалейте сил на творческое воспитание детей, вместе решайте интересные задачи, узнавайте новое. Пусть процесс развития воображения радует и вас и ребенка!

Для развития фантазии могут применяться разнообразнейшие способы…

Склонность к изобретению чего-то нового и интересного помогает людям стать востребованными в разных сферах деятельности — науке, бизнесе, производстве и рекламе. Все открытия, новые устройства, приборы, огромные проекты и предприятия были созданы людьми, которые способны мыслить нестандартно. Чтобы ребенок добился успеха, когда вырастет, развивать его способности необходимо с детства. Родителям, которые задумываются о будущем своих детей и о важности их развития, стоит сконцентрироваться на способах развития воображения и творческого мышления.

Зачем развивать фантазию и воображение у детей?

Дети с развитым воображением вырастают разносторонними личностями, которые легко приспосабливаются ко всему новому. Данного качества нет у новорожденных, но оно развивается вместе с взрослением ребенка. Основная задача родителей — это поощрение любознательности ребенка и стимуляция ее развития.

Воображение представляет собой процесс творческого поиска знаний из старых фактов. То есть образы создаются на базе существующих знаний, а фантазия — это проектирование новых, волшебных ситуаций, зачастую не существующих в реальности.

Воображение бывает нескольких видов.

Воссоздающее — возможность представлять что-то при чтении книжек, чертежей или математических знаков. Данный вид воображения является воспроизводящим.

Творческое — проектирование нового по индивидуальным идеям и замыслам.

Неуправляемое — часто связано с созданием нелепиц и небылиц.

При полете фантазии ребенок может создать любой сюжет и ситуацию, например, сказочную. При решении настоящих проблем дети ищут взрослое и реальное решение, которое можно выполнить. В любом из случаев происходит творческий процесс, но при фантазировании возможности не ограничены. Поэтому развитие мышления стоит начинать с фантазии.

Если ребенок рассказывает неправдоподобные истории со своим участием, то он сочиняет, а не врет. И ему не важно, насколько информация реальна. На рассказы стоит обращать вынимание, так как если ребенок много рассказывает о несуществующих друзьях, игрушках и заботливых родителях, то, скорее всего, ему этого не хватает в реальности.

Принято считать, что фантазии и воображение — это что-то пустое, непрактичное и бессмысленное. Но управляемое, развитое и смелое воображение является свойством нестандартного и сильного мышления.

Способы развития фантазии ребенка, встречающиеся в повседневной жизни

Чтобы развить фантазию у детей, необходимо помогать накапливать ребенку опыт, эрудицию и образы, так как творческое воображение зависит оттого, насколько ребенок разносторонне развит.

Представление того, что ребенок не мог видеть, но читал об этом или слышал, также помогает развивать творческие процессы. Например, можно рассказать ему об удивительных природных явлениях: вулканах, гейзерах, северном сиянии и т. д.

Стоит учитывать, что воображаемые ситуации и явления зависят от чувств и ощущений на момент создания фантазии. При этом можно создать свое будущее в мыслях, так сказать, помечтать или нафантазировать разных страхов, вызванных волнением ребенка в данный момент.

Существуют разные приемы развития творческого воображения. Прежде всего, нужно создать мотивацию и убедиться, что фантазирование полезно для детей. Процесс должен быть увлекательным, тогда ребенок быстрее освоит полезные навыки. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте интерес к событиям гораздо выше, чем к рассуждениям.

Полезные навыки можно привить ребенку своим собственным примером, рассказав, о чем мечтали в детстве, какие сказки слышали от бабушек с дедушками.

Полезно вместе читать и анализировать хорошую литературу по фантастике. Для стимулирования фантазии можно задавать вопросы типа: «а что произойдет, если…». Можно придумывать сложные ситуации, чтобы дети сами нашли выход. Как вариант, предоставлять оригинальные сюжеты, чтобы дети составляли по ним интересные рассказы и истории.

Для развития фантазии могут применяться разнообразнейшие способы.

  1. Совместное чтение сказок и историй. Можно дочитать до определенного момента, а затем попросить ребенка рассказать, чем закончится сказка.
  2. Наблюдения за людьми. Можно использовать фотографии, по которым ребенок придумает и расскажет о жизни определенного человека.
  3. Ролевые игры с моделированием реальных ситуаций. Например, на приеме у врача или в путешествии.
  4. Воображаемый друг также может быть очень полезен в детском возрасте. Дети, у которых он был, становятся более коммуникабельными и стрессоустойчивыми. С ним ребенок может советоваться, когда родителей нет дома, с ним ему не страшно оставаться одному.
  5. С детства стоит приучать ребенка к прекрасному. Вместе можно рассматривать раскраски, рисунки и картины, слушать классическую музыку.

Не стоит забывать о подручных материалах. Пазлы, конструкторы, кубики и мозаика развивают фантазию. Увлекательная игра — с дорисовкой рисунка из закорючки. В творчестве можно использовать природные материалы, ходить на экскурсии и постоянно пополнять свой багаж новыми знаниями.

Создание новой сказки с помощью бабушки и дедушки

Большое влияние на воспитание и развитие детей могут оказать бабушка и дедушка. Они содействуют развитию жизненного кругозора ребенка. Это особенно важно, если у родителей нет времени на полноценное общение. Дедушке или бабушке можно все рассказать и задать разные вопросы. И этим родным людям действительно интересно, что рассказывает малыш. Они более терпеливые и могут долго играть и гулять с ребенком, не рассказывая о своей занятости.

У дедушки и бабушки большой жизненный опыт, которым они с радостью делятся с младшим поколением, что способствует развитию воображения у ребенка, так как многое из того, что он слышит впервые и никогда не видел, он представляет себе визуально.

Кукольный театр или игра по ролям

Развивает фантазию и кукольный театр, который можно сделать даже дома. К процессу можно привлечь друзей или родственников. Представление стоит организовывать хотя бы раз в неделю. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, а сцену сделать из покрывала. Можно показывать простые народные сказки, а затем добавлять дополнительные элементы или неожиданные концовки.

Театр кукол позволяет в форме игры развивать активность и эстетический вкус ребенка. При этом происходит воспитание и детская игра через искусство. Регулярные занятия и интересное времяпрепровождение с ребенком способствуют активному развитию и формированию воображения. Можно поставить целый спектакль по сюжету, который придумает сам ребенок или совместно с родителями. Увидев, как оживает его история, малыш с радостью примется за сочинение нового сюжета и добавит в него новых персонажей.

Новое видео:

Новое видео:

Развитие фантазии у детей

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства. «Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. С помощью сказок можно весело и интересно развивать детскую фантазию. Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории. Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет. Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко читать стихи и петь песни перед гостями.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз. Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Кукольный театр

Развитие фантазии у детей

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте домашний кукольный театр. Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы. Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев. Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта. Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета. Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор. Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок. Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии. Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, катать снежки, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе». Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка. Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили. Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Что такое воображение? Это далеко не просто фантазии ребенка. Взрослые с развитым воображением менее подвержены стереотипному мышлению. Многие исследователи и бизнес-тренеры приходят к выводу, что многие из людей, добившиеся успеха, имели развитое воображение. Исследования также показывают, что это качество помогает планировать лучшие стратегии, применять нестандартные решения, когда это необходимо, и добиваться большего.

Многие из нас ошибочно считают, что фантазия и воображение — это некий особенный дар, который дается от рождения ограниченному кругу людей. И развить его самостоятельно невозможно. На деле все не так. Любому человеку это под силу. И мы это докажем.

Уже ни для кого не секрет, что мозг состоит из миллиардов нейронов, которые постоянно взаимодействуют между собой. Вариантов взаимодействий множество — все зависит от того, какие задачи выполняет мозг на текущий момент.

Развитие фантазии у детей

Просто представьте: в каждом человеке уже существует, заложенный природой, мощнейший генератор идей. И это — наш мозг. И в наших силах натренировать его таким образом, чтобы он мог выдавать действительно качественные и небанальные идеи. Стоит только захотеть.

Получается, что воображение помогает добиться нам поставленных целей? Да, это действительно так

Единственное “но” состоит в том, что нам нужно сначала эту цель определить. Здесь лучше обойтись без абстрактных понятий и обрисовать что-то конкретное. Еще лучше — поставить временные рамки. Только так мозг получит простой и понятный сигнал к действию. Если использовать визуализацию и создавать конкретные ментальные области, то к осуществлению цели мы придем психологически подготовленными, а наши решения будут носить рациональный характер.

Многие специалисты в области психологии пришли к выводу, что от 60% до 80% успеха зависит от определения цели и мотивации.

Давайте приведем пример

Вы давно хотели начать много путешествовать. Но не финансовые возможности, ни рабочий график не дают этого сделать. Вы обрисовали себе цель — больше путешествовать и посетить, как минимум 3 новых страны в следующем году. Мозг получил конкретный сигнал. Вы начинаете планировать свой бюджет, откладывая по небольшой сумме ежемесячно на осуществление мечты. Вы планируете маршруты, читая статьи блогеров, просматривая тревел-каналы, тем самым предвкушая предстоящее путешествие и мотивируя себя еще больше. Вы стараетесь делать больше, чтобы не брать на дом работу, потому что вечером вам приятнее планировать предстоящий отпуск. Наконец, вы перестаете концентрироваться на негативных мыслях, становитесь более жизнерадостным и целеустремленным и это отмечают на работе.

Всего с одного маленького шага начинается приближение к мечте. Достаточно только захотеть и немного поработать над воображением.

А теперь мы расскажем о том, какие способы развить воображение существуют

  • Упражнение с фигурами. Нарисуйте на листе несколько простых геометрических фигур. Поворачивайте лист бумаги, пока вы не увидите в них какой-нибудь образ. Дорисуйте недостающие детали. Старайтесь усложнять себе это упражнение, добавляя больше разнообразных фигур.
  • Упражнение на визуализацию. Выберите любой предмет в вашей комнате. Посмотрите на него внимательно, определите его особенности: цвет, форму и так далее. Теперь закройте глаза. Постарайтесь мысленно максимально подробно представить себе этот предмет. Затем откройте: какие детали вы упустили не смогли воспроизвести. Постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные предметы.
  • Алфавит, слова, предложения задом наперед. Начните с алфавита: попробуйте прочитать его от я до а. Затем выбирайте короткие слова и читайте их наоборот. Самое сложное — предложения. Начните с относительно простых словосочетаний и постепенно усложняйте их.
  • Абстрактные картинки. Найдите абстрактные картинки и распечатайте их. Сосредоточьтесь. Медленно поворачивая ее, старайтесь увидеть в них какие-то образы. Главное — не зажимайте себя в рамки “взрослого” мышления. Сейчас ваша задача — дать проснуться воображению, а оно не терпит стереотипов.
  • Попробуйте наш курс “Творческое мышление”. Материалы и практические задания, которые содержатся в нем, помогут вам не просто развить воображение: вы научитесь генерировать небанальные свежие идеи по щелчку пальцев, расширите свой кругозор и станете более креативным.

Развитое воображение — это не врожденное качество, которое присуще только избранных. В наших силах его развить. И чтобы в этом убедиться, вам достаточно сделать первый маленький шаг.

Развитие фантазии у детей

Взрослые порой забывают, каким ярким и сказочным кажется окружающий мир в детстве. Деревья были большими, поля — необъятными, а сны — живыми. Детские фантазии обычно умиляют и трогают родителей, но иногда постоянные выдумки ребенка становятся предметом раздражения или тревоги. Мамы и папы ругают малыша за «вранье» или пытаются вернуть его к действительности, разрушая придуманный мир, полный чудесных и захватывающих приключений. А ведь такое поведение малыша говорит лишь о правильном развитии у него воображения, и первыми помощниками в этом деле должны стать именно родители.

Воображение дает основу творчеству, помогает нестандартно мыслить и экспериментировать, находить выход из сложных ситуаций. Дети с развитым воображением легче переносят различные жизненные неприятности, конфликты со сверстниками или взрослыми, лучше осваивают школьную программу, делают успехи в рисовании, лепке, конструировании, сочинении стишков и рассказов. Родители, воспитывая маленького гения, должны понимать, что такое воображение и способы его развития.

Что такое воображение?

Воображение — это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально не существующих объектов и явлений. Воображение также помогает управлять выдуманными объектами или явлениями, создавая для них ситуации.

Воображение ребенка дошкольного возраста, как правило, воссоздающее, при котором образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, во время прослушивания музыки или просмотра картинок. Вот почему дети так любят слушать сказки, а затем с удовольствием читают их сами. Следующим уровнем является творческое воображение детей, подразумевающее создание новых, ранее не встречавшихся образов. Дошколята сами начинают придумывать сказки или рассказы с участием совершенно нереальных персонажей.

Особенности развития воображения ребенка до 5 лет

Воображение ребенка развивается с увеличением жизненного опыта, а потому тесно связано с развитием восприятия. У новорожденных детей способность мыслить образами отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей первого года жизни заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки: выбирайте для прогулок разные детские площадки, парки, скверы, берите малыша с собой, когда идете в гости или магазин.

Как правило, только на третьем году жизни отмечается начало формирования воображения у детей. Например, подражая маме, малыш может проводить по волосам погремушкой, похожей по форме на расческу, также ребенок начинает проявлять интерес к небольшим, простым и понятным историям, дополняя или немного изменяя их. К тому же в этом возрасте начинается активное развитие речи, что дает дополнительный толчок в развитии воображение. Ребенок получает возможность активно общаться со взрослыми, задавая множество вопросов.

Книги для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая ребенку сказку, родители могут изменять голос, изображая того или иного героя, подражать голосам животных, рассматривать иллюстрации вместе с малышом.

У детей после двух лет уже может прослеживаться склонность к определенному виду занятий: рисование, танцы, аппликации, лепка, игра в «кукольный театр». Родители должны всячески поощрять начинания ребенка, стимулировать его стремление к творческой деятельности. Малыши этого возраста обычно не в состоянии сами предложить новый вид деятельности или придумать игры на развитие воображения, инициаторами в этом деле должны выступать именно родители.

Ещё одной особенностью воображения детей этой возрастной группы является неумение планировать свою деятельность. Приступая к лепке, малыш не может толком сказать, что именно он собирается изобразить, да и в ходе самого процесса конечная цель может легко изменяться. Например, у ребенка уже начала получаться башенка, но стоит появиться лишней выпуклости, вызывающей определенные ассоциации, и башенка превращается в солнышко, затем в цветочек, домик.

Развитие фантазии у детей

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Особенности развития воображения ребенка до 7 лет

К пяти годам дети уже накапливают определенный багаж жизненного опыта, который позволяет активно развивать творческое воображение. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, создавать собственные персонажи и даже воображаемых друзей, которые помогают детям переживать неприятные события, обыгрывать тревожащие ситуации, приобретать навыки общения. Как правило, с возрастом эти фантазии исчезают без следа, родителям не нужно беспокоиться по этому поводу и уж тем более ругать ребенка. Однако слишком «глубокий» уход в несуществующую реальность должен стать поводом консультации у специалиста.

Лучше всего развитие воображения у детей происходит во время игры. Очень важно не прерывать ребенка, даже если вам кажется, что пришло время кушать, спать, переодеваться. Дайте ему логически завершить сюжет игры или придумайте, как прервать его до следующего раза. Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон.

Как правило, дети в этом возрасте учатся читать, открывая для себя волшебный мир литературы. Ребенок ассоциирует себя с героями различных сказок, придумывает свои варианты развития сюжета, «переносит» себя в сказочный мир.

Играя, читая книги или наблюдая за любимыми героями мультиков, можно выполнять несложные, но весьма эффективные упражнения на развитие воображения. Например, придумать историю, участниками которой станут герои из разных сказок; нарисовать персонажей только что прочитанной книги; пофантазировать о том, что было бы, если здесь и сейчас оказался бы мультипликационный герой.

Старшие дошкольники уже могут планировать свою деятельность, придавая осмысленность своим фантазиям. Ребенок в этом возрасте точно знает, что к маминому дню рождения он нарисует картинку, сначала он изобразит травку, коровку, а потом солнышко и облака. Способность управлять своими идеями, воплощать задуманное в реальность — очень важное умение, необходимое в течение всей жизни человека.

Роль детских фантазий не нужно недооценивать. Воображение помогает ребенку развиваться и совершенствоваться. Учеными доказано, что дети, обладающие развитым воображением, лучше учатся в школе, они более общительны, легко адаптируются в новом коллективе, а затем с успехом реализовывают себя во взрослой жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Развитие фантазии у детей

Для некоторых родителей развитие фантазии у ребенка подразумевает развитие его способности к сочинению историй, рисованию замысловатых сказочных персонажей, изготовлению поделок, напоминающих фантастических животных и тому подобное. Одним словом, каждый родитель хочет вырастить гения. И если быть до конца откровенным, то надо признать, что такой шанс есть практически у каждого родителя.

Дело в том, что способность фантазировать заложена в каждом ребенке изначально самой природой. Многих родителей иногда даже пугает чрезмерно бурная фантазия их детей, и они обращаются за советом к психологу, если эту страсть не удается обуздать. Собственно говоря, в этом чаще всего и заключается проблема взрослых. Мы не умеем и не хотим понять наших детей, не хотим вникнуть в суть их внутреннего мира, увидеть ту сказочную планету с бурной и яркой растительностью и сказочными животными, которую малыш создал в своем воображении. Когда ребенок начинает нам что-то рассказывать о своем сказочном мире, мы обрываем его рассказ фразами «не говори глупостей!» или «хватит фантазировать!». А может быть, надо было сначала выслушать его, и попробовать вместе с малышом обустроить его маленькую волшебную страну?

Если кто-то сомневается в справедливости всего вышесказанного, советую вам почитать волшебную поэтическую историю французского писателя, поэта и летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Маленький принц каждое утро приводил в порядок свою планету, маленькую, но свою. У каждого ребенка есть подобная планета с самого его рождения, и главная задача взрослых заключается в том, чтобы не разрушить ее, а помочь своему ребенку привести ее в порядок. Только с помощью родителей на ней удастся вырастить богатый урожай полезных растений и избавится от баобабов. В этой сказке Лис говорит Маленькому принцу: «Люди забыли эту истину. Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу…». И мы, взрослые, не должны забывать, что мы в ответе за своих детей.

Случается такое, что с возрастом у ребенка пропадает фантазия. Но это чисто внешнее, обманчивое впечатление. На самом деле, ребенок под давлением взрослых и «нормальных» сверстников начинает потихоньку прятать от посторонних свои фантазии, замыкаться в себе. Чаще всего замкнутость является результатом насмешек и непонимания со стороны окружающих его людей. Если у вашего ребенка возникают первые признаки замкнутости, значит необходимо срочно принимать меры.

Первым делом необходимо выяснить, насколько глубоко проникли колкости посторонних в его внутренний мир. Помните, у Высоцкого: «Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют!». Так вот, если произошло самое страшное, а для любого человека именно это и есть самое страшное, когда наплевали в душу, необходимо вызвать ребенка на диалог и очень внимательно выслушать. Восстановить его заповедную планету, может быть, уже не получится, но надо попробовать создать новый мир.

Родителям следует помнить, что в период роста головного мозга и развития речевого аппарата с рождения и до трех лет ребенок особенно нуждается в общении с родителями. Именно в этот период жизни необходимо читать ему сказки, рассказывать истории, активно обсуждать и давать возможность ему самому придумывать продолжение историй, домысливать детали.

Хороших результатов развития фантазии позволяют добиться ролевые игры с малышом, творческие работы с рисунками, поделками, конструированием. Главное условие это позволить ребенку делать все самостоятельно, без нажима и поучений. Когда у него что-то не получится, надо просто подсказать или подтолкнуть его к решению задачи. Нужно позволить ему перебрать несколько вариантов, прежде чем он найдет правильное решение.

В процессе развития фантазии у ребенка чаще всего возникает проблема не собственно в активации этой творческой деятельности, а в том, чтобы ребенок не создавал в своем воображении монстров, чтобы его фантазии не превратились в кошмары. У многих детей с бурной фантазией это является главной проблемой. В семье с гармоничным климатом и доверительными отношениями этот процесс можно стабилизировать на самой ранней стадии, переключив фантазии ребенка в другое русло. В частности, если замечено, что ребенок уделяет особое внимание мрачным сказочным персонажам, рисует в темных тонах свои картинки и рассказывает о ночных кошмарах, то это плохой знак. Если он при этом боится темноты и не может спать один, то это уже катастрофа.

Необходимо внушить ребенку, что силы добра намного сильнее сил зла. И сколько бы зло не пыталось победить, все эти попытки тщетны. Яркими примерами сил добра могут служить русские богатыри, волшебники и герои со сверхчеловеческими способностями. Можно поставить у его кроватки армию магов, волшебников, солдат или богатырей. Если есть домашнее животное, то надо приучить его спать у кровати ребенка, а ребенку внушить, что любимый питомец защитит своего маленького хозяина, что бы ни случилось.

Развитие фантазии у детей

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Как отличить фантазирование ребёнка в норме от проявлений нарушений аутистического спектра, рассказывает преподаватель УрИПКиП, специальный психолог Русакова Наталия Васильевна.

Каждый родитель и педагог встречался с детским фантазированием. Способность фантазировать развивается к возрасту 2–5 лет. Детские фантазии существенно преобразуют многие стороны жизни, в том числе и интеллектуальные способности, формируют многообразные интересы.

Фантазия как защита детской психики

Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами. И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться. Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.

Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие. Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет. Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.

Развитие фантазии у детей

Выдумки против скуки

Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.

В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса. Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам. Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.

Польза и вред «страшных» фантазий

Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.

Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.

Когда фантазии говорят о патологии: 8 признаков

Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм. Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:

  1. Развитие фантазии у детейПроизвольность возникновения. В норме игра возникает и прекращается по воле ребёнка. Если фантазии возникают самопроизвольно и не могут быть прекращены усилием воли – это уже патология.
  2. Связь с реальностью. В норме фантазии имеют непосредственную связь с действительностью, их сюжеты и образы ясны и знакомы, ребёнок отделяет игру от реальности, способен переключиться на другой вид деятельности. Если говорить о патологии, фантазии оторваны от реального мира, причудливы и вычурны. Дошкольник может не считать свои действия игровыми, верить в действительность выдуманного, продолжать свою деятельность в неприемлемых местах и неподходящее время (на уроке, во время приёма пищи).
  3. Гибкость сюжета. Для здоровой игры характерна смена сюжета (с сестрой играем в «Фей», а с подружкой в «Дочки-матери», сегодня спасаем птичек, а завтра котят). При патологическом фантазировании сюжет игры и её герой постоянно повторяется независимо от партнёра, времени и места. Роли жёстко закреплены, правила практически неизменны. Игровые действия однообразны и повторяются.
  4. Длительность. В норме ребенок может прервать свою игру, получив более интересное предложение. В патологическом варианте, как правило, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения взрослых или других детей.
  5. Совместная игра. В норме дети с удовольствием принимают в свою игру других участников и совместно развивают фантазийный сюжет, а при патологических состояниях ребёнок не соглашается менять сюжет игры или принимать в игру новых игроков.
  6. Эмоциональная окраска. Фантазии в норме сопровождаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, а в патологии могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной «заряженностью», часто носят агрессивный характер.
  7. Степень оригинальности фантазии. В норме фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Напоминают героев мультфильмов или книг, игрушки, имеющиеся у детей. Отражают события, которые происходят у жизни ребёнка (поход в поликлинику, детский сад, рождение младшего брата или сестры). При патологическом варианте фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие с трудом могут понять содержание игры или фантазии.
  8. Двигательная активность. В норме движения и действия, сопровождающие игру, обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Если Фея летает, то это сопровождается движением рук, имитирующим взмах крыльев. При патологических состояниях действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения, наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету.

Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.

Развитие фантазии у детей

Гарантированный ответ в течение часа

Без воображения ни один бы школьник не смог усвоить ни одного предмета, так как не умел бы в своей голове оперировать абстрактными понятиями и конструировать образы.

Когда начинает развиваться фантазия?

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет., но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет и в этом возрасте во главе ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Предметы для игры

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроиться.

Агрессивные фантазии и ложь

Иногда детское воображение пугает взрослых, так как в нем слишком явственно видны детские страхи, соперничество, агрессия, нелюбовь к сестрам и братьям, отвержение родителей. И часто родителям не понятно обманывает их ребенок или фантазирует.

Доказано, что агрессивное развитие фантазии у детей, начинается, тогда когда он являлся наблюдателем или участником насильственной сцены – драка с участием брата, крик мамы в приказном тоне и даже лишение игрушки, лакомства. И это все, не считая телевизора, с которого на детей изливается поток насилия!

Ложью является выдумывание или преднамеренное искажение информации с целью личной выгоды. А фантазия это обычный полет воображения, который не несет в себе кому-либо вред. Часто ложь ребенка – это способ самообороны, он, таким образом, защищается от родителей, личных проблем и сверстников.

Творчество для ребёнка — источник энергии и познания мира. Родителям нужно лишь предоставить пространство и возможности, чтобы дети могли раскрыть свои таланты. Как это сделать, читайте ниже.

Поощеряйте творчество

Позволяйте детям исследовать разные предметы. Чем шире диапазон структур, размеров, звуков в зоне доступности, тем скорее ребёнок поймёт, чем ему нравится заниматься.

Создайте уголок для творчества

Определите место в доме, где будет всё необходимое для творчества. Положите коробки с фломастерами, карандашами, бусинами, пластилином, красками. Главное, чтобы ребёнок самостоятельно мог этим пользоваться. Если планировка квартиры не позволяют выделить уголок, то пусть это будет полка или ящик с инструментами для творчества.

Смиритесь с «творческим беспорядком»

В доме, где есть дети, всегда будет царить небольшой хаос. Свободная игра — важный пазл творческого развития ребёнка. Если детей постоянно контролировать, они не получат удовольствия от игры, а желание что-то придумывать пропадёт.

Отпустите контроль за процессом творчества

Если ребёнок чем-то занят, а вам кажется, что он делает это неправильно — не отвлекайте его. Он изучает материалы, познаёт, как взаимодействовать с предметами, проявляет интерес к процессу творчества. Если постоянно вмешиваться в игру малыша, он не научится проявлять себя и будет сомневаться в своих способностях.

Отдыхайте с ребёнком на природе

Смена обстановки позволяет пробудить познавательный интерес. Масштабы творчества на природе безграничны. Здесь можно наблюдать за насекомыми, облаками, строить запруду на ручье из палочек, слушать шум листвы и пение птиц.

Обсудите с ребёнком его работы

Когда ребёнок приносит рисунок, не торопитесь с оценкой. Задайте вопросы малышу: «что ты нарисовал», «какие краски использовал», «что делают герои на картине». Позвольте ему рассказать историю создания. Ребёнок ждёт заинтересованности родителей, включения в творческий процесс. Если вам не нравится результат работы детей, не говорите им об этом. Задача малыша не в том, чтобы сделать красиво и полезно, а научиться проявлять себя.

Читайте детям

Совместное чтение — отличная возможность побыть вместе с ребёнком, обсудить любимых героев, придумать продолжение истории. Так дети понимают ценность умения читать, учатся фантазировать, проявлять эмпатию, распознавать свои чувства и мотивы поступков.

Позвольте детям ошибаться

Развитие происходит через ошибки. С первого раза сделать всё идеально не получается ни у кого. Говорите ребёнку, что если результат получился не тот, что он хотел, нужно попробовать ещё раз. Подавайте пример. Пусть он видит, что у родителей тоже может что-то не получаться.

Наслаждайтесь процессом, а не результатом

Взрослые часто зациклены на результате и не могут получить удовольствие от процесса творчества. Того же требуют от детей. Если ребёнок танцует, то должен делать это в первом ряду и получать призовые места. Нацеленность только на результат, приводит к потере интереса. Хвалите за каждое новое умение, пусть ребёнок получает удовольствие от самого пути в творчестве.

Развивайте фантазию

У детей огромный творческий потенциал, нужно только подобрать к нему ключик. Разнообразьте ежедневные дела: превратите в игру водные процедуры, придумайте несколько способов приготовить кашу или суп, скучную зарядку замените подготовкой к космическому полёту.

Устройте выставку работ ребёнка

Повесьте рисунки на видном месте или выделите полочку для поделок. Периодически наводите порядок, вместе с малышом решайте, что оставить, а что можно убрать. Некоторые работы станут памятными вещами для вас, а для него источников вдохновения.

Каждый ребёнок способен к творчеству. Если пока он ещё не увлёкся чем-то одним, позвольте ему найти себя, предоставьте возможности для развития и поддержку на этом пути.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Детские фантазии. Как раскрыть творческий потенциал ребенка?

В фантазии скрыт огромный творческий потенциал. Она же таит в себе и опасность. Паскаль называл воображение лукавым учителем: «Оно склоняет неосторожного ученого оставлять в стороне рассуждения и наблюдения и принимать свои фантазии за доказанные истины…оно отталкивает нас от действительности своими восхитительными обманами»
Самыми большими в мире фантазерами, как правило, называют детей. Гете говорил: «дети могут из всего сделать все». Но так ли это на самом деле? Как помочь ребенку развить фантазии в творчество?
Развитие фантазии у детей
[ Далее. ] В детских фантазиях проявляется свежесть восприятия мира, присущая детям. Этот эффект новизны и поражает взрослых. Однако выдающемуся психологу Л.С.Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы они причудливы ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. А посему: «Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше контролирует их»
Маленькие дети искренне верят в волшебство – ведь они могут заставить мир исчезнуть, просто закрыв глаза! Многие дети так же думают о своих родителях как о могущественных великанах или волшебниках, которых иногда все-таки можно провести.

Научиться отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.
Материалом для фантазий ребенку служит вся окружающая жизнь, все впечатления которые он получает. А впечатления бывают разные. Иногда после фильмов и книг, очень безобидных и забавных на ваш взгляд у детей появляются страхи. Воображение ребенка достраивает то, что он еще не знает. Это для нас очевидно, что Вий – выдумка, а Кощей – Бессмертный очень даже мил в фильме-сказке. Для ребенка эти образы могут стать реальностью. Воображение помогает ему перенести эту реальность в свой мир. И вот маленький фантазер переживает невероятные истории, соединяя в своем воображении сказку с былью.
Фантазии могут стать основой любого творчества, а могут выразиться в бесплодных мечтаниях, построении воздушных замков, бегстве из действительности в воображаемый мир. Ребенок заменяет реальность фантазией, когда реальность становиться непереносимой. Он погружается в мир своих фантазий, проигрывая эту жизнь про себя. Ведь удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко… Однако, если воображаемый мир полностью заполняет сознание и заменяет собой реальные действия и отношения, он порабощает.
Провести грань между фантазией и реальностью достаточно трудно иногда и в более старшем возрасте. Например, когда муж подозревает жену в измене. Он начинает представлять обстоятельства, при которых она могла завести любовника, думает о том, как она проводит свободное время, о привлекательных молодых людях, которых она встретит в течение дня. Он тратит столько энергии на создание подобной фантазии, что она начинает создавать полный эффект реальности. А затем ревнивец начинает вести себя так, будто это действительно и есть реальность. Дело может дойти до того, что он открыто обвинит жену в измене или же в отместку ей сам заведет любовницу.

Не так уж редко взрослые используют фантазии и при воспитании детей.

В психологии известен феномен самопрограммирования. Суть его заключается в том, что настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем самым содействуем их осуществлению в реальности. Например, ребенок, которому слишком часто говорят: «Не промочи ноги, одень резиновые сапоги, а то простудишься», действительно болеет чаще других. Происходит это потому, что у него постепенно формируется «образ себя» как очень уязвимого и подверженного простуде. А вскоре он и сам начинает преувеличенно беспокоиться о своем здоровье, то есть занимается самопрограммированием.
Для равновесия приведу пример того, как родители могут положительно использовать фантазию: игра со сменой ролей — ребенка изображает родитель, а роль взрослого доверена ребенку — дает возможность обоим участникам игры побыть «в шкуре» другого и посмотреть на себя его глазами. Проигрывание ролей помогает ребенку справиться и с новыми ситуациями, отношениями со сверстниками и взрослыми – конкретные сюжеты для Вашего малыша – это творческий акт родителя. Например, если Вашему ребенку предстоит медицинское обследование, то большинство страхов по поводу этого невеселого события можно проиграть с ним и преодолеть заранее — в игре в больницу.

Как можно развить фантазию — столь ценное качество человека, избежав при этом опасности ухода в воображаемый мир?

Детские фантазии могут быть чудесными и развлекать нас, взрослых. Они могут пугать, когда приобретают форму детского страха. Они могут и вызвать наше негодование, когда ребенок рассказывает о том, чего на самом деле не было. Мы можем сокрушаться: «Растим лжеца!», не понимая, что сильные эмоциональные потребности приукрасить реальность нередко заставляют маленького фантазера забыть разницу между желаемым и действительным… Но фантазии нельзя назвать творческими, пока они не воплотятся во что-то реальное.
Спонтанное выражение детского творчества чаще всего мы наблюдаем в игре. Выполнение игровой роли требует от малыша сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представить себе что должен делать герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия.
Между тем, отдельные проявления фантазии, которые бывают у каждого ребенка, постепенно угасают, если не встречают активной поддержки у взрослых. Происходит это потому, что дети не могут самостоятельно найти средства для выражения своих фантазий и у многих творческий потенциал так и остается нераскрытым. Поэтому родителям необходимо направлять фантазию детей, переводя ее в замысел сказки, сюжета для рисунка или спектакля. Ведь самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения из-за неумения управлять своими идеями, подчинить свое воображение определенной цели.
Умение свободно выражать себя и находить для этого средства выражения закладывается в детстве. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом. Факторы, способствующие творческому выражению ребенка таковы:

— психологическая безопасность: признание родителями безусловной ценности маленького человека, веры в него. Чувство безопасности позволяет ребенку быть самим собой без фальши и притворства, проявлять себя нестандартно, творчески.

— отсутствие стереотипных оценок со стороны взрослого: «это – хорошо, а это – плохо» Высказывая свое мнение по поводу творений ребенка, не забывайте, какими бы нелепыми они Вам ни казались, что главное в творчестве – это его новизна, и, следовательно, у нас нет эталона, по которому можно оценить творческий продукт. Мы лишь можем выразить свое отношение – «нравиться – не нравиться», допуская, что у ребенка может быть свое, отличное от нашего отношение к своим созданиям.

— организация зоны свободы для творчества Это может быть фантастический пластилиновый мир или мир из всяческих железяк, настольный театр – все что угодно, в чем ребенок свободно выражает самое сокровенное и за что отвечает сам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector