Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

Сегодня я хотела бы поговорить про игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников. Но прежде, чем переходить непосредственно к играм, несколько слов о том, что такое фонематический слух и почему важно заниматься его развитием.

Фонематический слух, что это?

Фонематический слух это способность малыша слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. При нарушении фонематического слуха малыш часто не различает близкие по звучанию звуки. Мозг малыша как-бы не слышит (искажает) то, что слышат его уши и слова с похожими звуками звучат для малыша совершенно одинаково, так мишка у него превращается в миску, крыса в крышу, а коса в козу.

Неразвитый фонематический слух часто становится причиной неправильного произношения у дошкольников, а также оборачивается проблемами в освоении чтения и письма у младших школьников.

Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей

Игра «Отгадай что звучит»

Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.

Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.

Игра «Хорошая погода»

Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.

Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.

Игра «Угадай кто кричит»

Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.

Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.

Игра «Жмурки»

Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.

С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши.

Игра «Иди или беги»

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

Игры для развития фонематического слуха у детей старше 3 лет

Игра «Поймай звук в ладошки»

Мама или папа громко и чётко несколько раз произносят отрабатываемый звук, например, звук «Л». Затем взрослый начинает проговаривать цепочку звуков, например такую, «А», «У», «Л», «О», «С», «Н», «Л» и так далее, и когда малыш слышит звук Л, он должен хлопнуть в ладоши. «А», «У», «Л», «О», «С», «Л».

После того как малыш научился выделять звук в цепочке отдельных звуков, игру можно усложнить, предлагая малышу ловить слоги и слова. Например, хлопай в ладоши когда услышишь слог «ЛА». Поехали, «ЛУ», «ЛО», «ЛА», «ЛЫ», «ЛА», «ОЛ». Или, хлопай в ладоши, когда услышишь слова в которых есть звук «Л». Поехали, «Кошка», «Дом», «Ложка», «Ножницы», «Колодец», «Уши».

«Игра в слова»

Хорошо известная с детства всем родителям «Игра в города» тоже подойдёт для развитие фонематического слуха. Мы просто адаптируем эту игру для малышей и просим их называть не города, а любое слов на тот звук, на который оканчивается слово предыдущего участника. Прелесть этой игры в том, что так малыш не только развивает фонематический слух, учась слышать и подбирать слова на определённый звук, но и расширяет свой словарный запас.

Упражнение «Рифмовка-перепутанка»

Малыш внимательно слушает рифмовку-перепутанки и старается правильно заменить перепутанные слова.

  • Жаркий наступил … ПЕНЕК.
    Маша села на… ДЕНЕК.
  • У Тани голубые …ЛАПКИ.
    Когтистые у кошки… ТАПКИ.
  • Съел я овощной … ХАЛАТ.
    А потом надел … САЛАТ.
  • Попал в тарелку черный … ГОЛОС.
    Но тут раздался громкий … ВОЛОС.
  • От конфет остались … БАНТИКИ.
    Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
  • Полозку рядом с печкой … КОЛЕНО.
    И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.
  • Я посуду мою … в КОЙКЕ.
    Вечером читаю … в МОЙКЕ.
  • Заверну железный … БИНТ.
    И куплю в аптеке … БИНТ.

Упражнение «Закончи рифмовку»

Малыш внимательно слушает незаконченную рифмовку и старается подобрать подходящее слово. Родители могут заранее подготовить картинки на недостающие слова.

  • БИЛЕТ, БАЛЕТ, ПАКЕТ, БУКЕТ
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    В кассе я куплю …
    И отправлюсь на …
    У меня с собой …
    В нем лежит большой …
  • БУТОН, БАТОН, ПИТОН, БЕТОН
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    В булочной куплю …
    В зоопарке жил …
    Распускается …Нужен для дорог …
  • КАТОК, ПОТОК, МОТОК, ВЕНОК
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    Что стащил игривый кот? …
    Таня девочкам плетет? …
    С гор спускается, течет? …
    Что за скользкий, ровный лед? …

Источники:

  • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап», Т.А Ткаченко;
  • «Логопедия», Е. Н. Краузе.

Развитие фонематического слухаХорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Дата публикации: 25.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Развитие фонематического слуха

Сегодня я хотела бы поговорить про игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников. Но прежде, чем переходить непосредственно к играм, несколько слов о том, что такое фонематический слух и почему важно заниматься его развитием.

Фонематический слух, что это?

Фонематический слух это способность малыша слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. При нарушении фонематического слуха малыш часто не различает близкие по звучанию звуки. Мозг малыша как-бы не слышит (искажает) то, что слышат его уши и слова с похожими звуками звучат для малыша совершенно одинаково, так мишка у него превращается в миску, крыса в крышу, а коса в козу.

Неразвитый фонематический слух часто становится причиной неправильного произношения у дошкольников, а также оборачивается проблемами в освоении чтения и письма у младших школьников.

Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей

Игра «Отгадай что звучит»

Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.

Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.

Игра «Хорошая погода»

Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.

Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.

Игра «Угадай кто кричит»

Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.

Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.

Игра «Жмурки»

Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.

С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши.

Игра «Иди или беги»

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

Игры для развития фонематического слуха у детей старше 3 лет

Игра «Поймай звук в ладошки»

Мама или папа громко и чётко несколько раз произносят отрабатываемый звук, например, звук «Л». Затем взрослый начинает проговаривать цепочку звуков, например такую, «А», «У», «Л», «О», «С», «Н», «Л» и так далее, и когда малыш слышит звук Л, он должен хлопнуть в ладоши. «А», «У», «Л», «О», «С», «Л».

После того как малыш научился выделять звук в цепочке отдельных звуков, игру можно усложнить, предлагая малышу ловить слоги и слова. Например, хлопай в ладоши когда услышишь слог «ЛА». Поехали, «ЛУ», «ЛО», «ЛА», «ЛЫ», «ЛА», «ОЛ». Или, хлопай в ладоши, когда услышишь слова в которых есть звук «Л». Поехали, «Кошка», «Дом», «Ложка», «Ножницы», «Колодец», «Уши».

«Игра в слова»

Хорошо известная с детства всем родителям «Игра в города» тоже подойдёт для развитие фонематического слуха. Мы просто адаптируем эту игру для малышей и просим их называть не города, а любое слов на тот звук, на который оканчивается слово предыдущего участника. Прелесть этой игры в том, что так малыш не только развивает фонематический слух, учась слышать и подбирать слова на определённый звук, но и расширяет свой словарный запас.

Упражнение «Рифмовка-перепутанка»

Малыш внимательно слушает рифмовку-перепутанки и старается правильно заменить перепутанные слова.

  • Жаркий наступил … ПЕНЕК.
    Маша села на… ДЕНЕК.
  • У Тани голубые …ЛАПКИ.
    Когтистые у кошки… ТАПКИ.
  • Съел я овощной … ХАЛАТ.
    А потом надел … САЛАТ.
  • Попал в тарелку черный … ГОЛОС.
    Но тут раздался громкий … ВОЛОС.
  • От конфет остались … БАНТИКИ.
    Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
  • Полозку рядом с печкой … КОЛЕНО.
    И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.
  • Я посуду мою … в КОЙКЕ.
    Вечером читаю … в МОЙКЕ.
  • Заверну железный … БИНТ.
    И куплю в аптеке … БИНТ.

Упражнение «Закончи рифмовку»

Малыш внимательно слушает незаконченную рифмовку и старается подобрать подходящее слово. Родители могут заранее подготовить картинки на недостающие слова.

  • БИЛЕТ, БАЛЕТ, ПАКЕТ, БУКЕТ
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    В кассе я куплю …
    И отправлюсь на …
    У меня с собой …
    В нем лежит большой …
  • БУТОН, БАТОН, ПИТОН, БЕТОН
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    В булочной куплю …
    В зоопарке жил …
    Распускается …Нужен для дорог …
  • КАТОК, ПОТОК, МОТОК, ВЕНОК
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    Что стащил игривый кот? …
    Таня девочкам плетет? …
    С гор спускается, течет? …
    Что за скользкий, ровный лед? …

Источники:

  • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап», Т.А Ткаченко;
  • «Логопедия», Е. Н. Краузе.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector