Развитие гибкости у детей

Методы улучшения гибкости ребенка

Гибкость – это уникальная способность тела, которая обусловлена подвижностью суставов, эластичностью связок и мышц. Многие дети способы с рождения без особых усилий сесть на шпагат или забросить ногу за голову. Другим же с трудом дается выполнение элементарных действий. Улучшить способность у детей можно при помощи специальных упражнений. Детское тело очень податливо и быстро реагирует на такого рода тренировки.

Зачем нужно развитие гибкости у ребенка? Прежде всего, это поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата. Тренированные и эластичные связки и сухожилия меньше подвержены разного рода травмам. Такая способность позволит в будущем заниматься различными видами спорта с минимальной травматизацией, а также поможет быстрее и проще осваивать новые упражнения. Кроме того, гибкость делает движения тела достаточно плавными и координированными.

Специалисты рекомендуют начинать тренировки с 7 лет, однако существует комплекс упражнений, который рассчитан на малышей. Раннее развитие позволит улучшить врожденную способность или повысить ее качество. Оно необходимо, если в будущем планируется спортивное развитие с регулярным посещением различных секций.

Методы улучшения гибкости ребенка

Развитие гибкости у малышей:

  • Занятия на фитболе. Ребенок укладывается спиной на мяч для фитнеса. Он должен постараться дотянутся до пола. Такое занятие не только улучшает растяжку, но и предотвращает развитие искривления осанки, укрепляет спину и координацию движений.
  • Висение. Выполнять его можно на турнике (с обязательно подстраховкой взрослого) или просто вися на руках родителей.
  • Прогиб на спине. Положение лежа, ребенок прогибается в позвоночнике, опираясь на прямые руки и стопы.

Для детей старшего возраста предусмотрены более сложные по технике упражнения:

  • Наклоны.Выполнять их можно в положении стоя: встать ровно и не сгибая колени постараться дотянуться до пола. Чтобы улучшить гибкость можно выполнять легкие пружинящие движения. Повторять 8-10 раз, со временем увеличивая количество подходов и амплитуду. Аналогичное упражнение можно выполнять расставив ноги на ширину плеч, стараясь дотянутся до поверхности локтями.
  • Наклоны из положения сидя. Сидя на полу, ноги сведены вместе и выпрямлены вперед. Наклониться вперед, стараясь дотянутся до носочков. Задержаться в такой позиции на несколько секунд. Чтобы усложнить задание необходимо развести ноги в стороны. При наклоне следует тянуться руками вперед, стараясь дотронуться до пола локтями. Для усиления эффекта, взрослые могут оказать помощь – удерживая ребенка в сложенной позиции в течение 2-5 секунд.
  • Растяжение ног.Принять положение сидя на полу. Поднять одну ногу, обхватив ее ладонями за бедро или лодыжку и постараться подтянуть ее к лицу. Важно удержаться в таком положении до 10 секунд, а затем повторить аналогичное действие на другую ногу.
  • Потягивания вверх.Встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Делая вдох, поднять руки вверх и потянуть тело. На выдохе вернуться в первоначальное положение. Повторить 5-7 раз, стараясь максимально дотянуться вверх.
  • Наклоны в сторону.Встать ровно и расставить ноги на ширину плеч. Правую руку поднять верх, а левую поставить на талию. Наклониться влево, максимально вытягиваясь. При этом не следует совершать пружинящих движений. Повторить на другую сторону.
  • Бабочка.Сесть на пол, согнув коленные суставы и сложив стопы вместе. Медленно развести колени в стороны, помогая при необходимости локтями. Для более тренированных деток можно усложнить упражнение: во время разведения ног, вытянуться вперед, стараясь дотронуться до пола животом и грудной клеткой.
  • Киска.Такое занятие тренирует живот и спину. Исходное положение: стоя на полу, оперившись на поверхность ладонями и коленями. На вдохе голову поднять вверх и максимально прогнуть позвоночник вниз. Делая выдох выгнуть спину вверх, втягивая живот. Количество повторений – 10-12. Важный момент – следует постоянно следить за дыханием.

Для улучшения гибкости бедра может выполняться следующее упражнение: встать ровно, выставив одну ногу вперед. Медленно опуститься вниз, сгибая коленные суставы. При этом спина должна оставаться ровной, а голова – прямой. Повторить действие, выставив вперед другую сторону.

Меры предосторожности:

  • Проводить тренировки лучше в специализированных учреждениях под присмотром тренера или врача. Заниматься можно и дома, однако предварительно требуется консультация специалиста и разъяснение техники выполнения.
  • Не стоит делать растяжку через силу. Это может привести к болевым ощущениям у ребенка и он может напрочь отказаться от такого рода занятий.
  • Тренировка обязательно должна начинаться с разминки. Выполнение элементарных движений разогреет суставы и связки, а также подготовит тело к более интенсивным и серьезным нагрузкам.
  • Занятия должны приносить удовольствие. Только так тренировки станут желанными, малыш будет выкладываться на максимум, а это позволит получить желаемый эффект.
  • В случае возникновения болей следует проконсультироваться с терапевтом или ортопедом, возможно, была получена травма.
  • Не рекомендуется проводить занятия с малышом, который капризничает или, если имеются любые признаки заболеваний (кашель, насморк, высокая температура или другие симптомы).
  • Все движения должны быть плавными и медленными, иначе существует высокий риск получения травмы.
  • Не стоит торопить события. Развитие гибкости происходит постепенно – не следует садить ребенка на шпагат спустя неделю тренировок. Это грозит травмированием, при чем не только физическим, но и психологическим.

Для получения результата проводить занятия следует 3 раза в неделю. Важно постоянно увеличивать амплитуду движений и время нахождения в определенной позиции, постепенно доводя до 1 минуты.

Гибкость – это врожденное качество, однако при регулярных тренировках, начатых с детства, можно развить такую способность или значительно улучшить ее.

Развитие гибкости у детей

Консультация «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ».

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Возможность выполнять то или иное движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов.

Важность и значимость гибкости не подлежит сомнению. Прежде всего гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним. Знать его возможности и использовать их, управлять им. Это умение всегда ценилось, и к его достижению стремились еще древние люди.

Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние движения, его движения предельно точны и рациональны.

Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат определенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях с увеличенной амплитудой движения. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Однако у детей дошкольного возраста недопустимо вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости.

Развитие гибкости у детей

Развитие гибкости у детей необходимо поставить в первый ряд в физическом воспитании ребенка. Как правило, с рождения малыш обладает отличной гибкостью. Но если это качество у него не развивать, постепенно гибкость может сойти на нет. А это значит, что могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом в целом и с осанкой в частности.

Карапуз, отличающийся хорошей гибкостью, более активен и ловок. За счет отличной эластичности мышц он, несмотря на высокую подвижность, практически не подвержен травмам. А в случае их получения восстановится такой малыш быстрее, чем его негибкие собратья.

Несмотря на врожденную пластичность, развитие гибкости у детей необходимо начинать с раннего возраста. В два-три года малышу легче выполнять упражнения на растяжку, чем в старшем возрасте. В итоге к школьным годам ребенок не утратит своей природной гибкости и останется таким же пластичным и ловким, как в детстве.

Зачем нужно развитие гибкости у детей

Как уже упоминалось выше, гибкое тело меньше подвержено травмам. Кроме того упражнения на пластичность помогут:

  • укрепить связки и суставы;
  • сделать мышечные волокна более эластичными и крепкими;
  • повысить двигательный потенциал;
  • улучшить показатели силы, выносливости и ловкости;
  • добиться быстроты реакции и высокой координации движений.

Помимо всего прочего пластичный ребенок отличается идеальной осанкой и легкой походкой. А красивая осанка является результатом укрепления опорно-двигательного аппарата, в котором упражнения на развитие гибкости у детей играют не последнюю роль.

Развитие гибкости у детей при помощи шведской стенки

Отличным помощником в развитии гибкости у детей в домашних условиях станет шведская стенка. Ступени гимнастической лестницы отлично приспособлены для выполнения упражнений на растяжку. Кроме того спортивный уголок помогает укрепить мышцы вдоль позвоночника, делая его эластичным. А расслабить позвоночник поможет вис на турнике.

Кстати, турником и прочими полезными приспособлениями, которые можно использовать для тренировок, оборудована деревянная шведская стенка Wallbarz Woodsy. Это одна из вариаций уголков из линейки шведских стенок Wallbarz, которая подойдет для занятий не только детей, но и их родителей. А, как известно, гибкое тело взрослым тоже не повредит. Как приятно расслабить позвоночник или растянуть уставшие мышцы после трудового дня!

Прежде чем перейдем к самим упражнениям, которые предлагает спортивный уголок, уделим внимание некоторым правилам, соблюдение которых позволит сделать тренировку более эффективной.

    Отличное настроение – залог успешной тренировки

Позитивные эмоции позволят достичь наилучшего результата. К последнему приведет и удовольствие, с которым чадо будет выполнять упражнения. Это в несколько раз лучше, чем, если бы мы заставляли малыша заниматься.

Учитываем возрастные особенности

Маленькие детки быстро утомляются, поэтому тренировка должна включать в себя регулярные паузы для отдыха.

Следует учитывать и неустойчивость внимания крохи. Для эффективной работы используйте яркие стимуляторы и раздражители.

С четырех до семи лет у карапуза формируются изгибы позвоночного столба, что может повлиять на его осанку. Поэтому в этот период необходимо подбирать упражнения для укрепления позвоночника.

Учитываем индивидуальные особенности

Не всем деткам нравятся ощущения, которыми сопровождаются упражнения на растяжку. Для увеличения работоспособности нужно подбирать комплекс упражнений таким образом, чтобы малышу было комфортно их выполнять. Лучше несколько раз повторить одно и то же доступное упражнение, чем выполнять комплекс из заданий, которые вызывают трудности.

Теперь про тренировку. Весь комплекс упражнений на развитие гибкости у детей представлен в соответствующем видео. Мы же только упомянем, что при помощи шведской стенки можно тренироваться как на растяжку, так и на укрепление позвоночника.

Прямые и боковые наклоны к ноге, заброшенной на ступень, различные виды шпагата, приседания с прогибом позвоночника – вот далеко неполный перечень заданий, который можно использовать при развитии гибкости у детей при помощи шведской стенки.

Регулярное выполнение всех представленных в видео заданий с постоянным увеличением амплитуды позволит сохранить и развить природную пластичность малыша.

Автор: Голубева О.В.

Все упражнения с детьми на развитие гибкости можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер, 2001)

Курамшин Ю.Ф. (2003) предлагает классифицировать все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические, динамические и комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б.А. Ашмарин, Л.К.Завьялова, 1999).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, с интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности ребенка.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. (Н.В Казакевич, 2006).

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос, об относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, востребованностью чувства товарищества и, что немаловажно, они вызывают неподдельный детский интерес ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными).

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими его качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001): большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность, по мнению многих авторов, обусловлена:

1. содействует проведению разминки.

2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1. Снятие стресса и напряжения (снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности).

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности).

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов).

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба).

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. Снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию).

К принципам растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001), следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности)

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета)

6. Сравнение (не пытаться сравнивать себя с другими).

7. Ожидание постепенного улучшения

8. Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным)

10. Разминка перед занятием и после

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности (гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничен 5 факторами:

1. Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Мышечным напряжением.

3. Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4. Ограничением костных и суставных структур.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

1. Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3. Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц).

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1. Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4.Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например махи ногами вперед.

5.Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

21.03.2017 02:38

Гибкость – одно из физических свойств тела, обеспечивающих разнообразие его движений. Определяется подвижностью опорно-двигательного аппарата и большой амплитудой движений. Ребенок, обладающий хорошей гибкостью, свободно выполняет многие движения, а его тело с легкостью принимает необходимое положение в пространстве. Прыжки на батуте для детей — один из эффективных, веселых и любимых способов развития этого свойства.

К чему приводит слабое развитие гибкости?

При недостаточной гибкости:

  • движения требуют более высоких энергетических затрат;
  • ограничивается проявление силы;
  • снижается выносливость;
  • уменьшается скорость движений;
  • нарушается осанка и походка;
  • начинают откладываться соли;
  • появляется остеохондроз.

Мышцы и связки человека с неразвитой гибкостью легче травмируются. Недостаток гибкости затрудняет движение отдельных частей тела и его координацию в пространстве.

В каком возрасте развивать гибкость?

Считается, что лучшей восприимчивостью к развитию гибкости обладают младшие школьники. Это самый подходящий возраст для активных занятий, а также для того, чтобы посетить батутный центр, который станет для вашего ребенка лучшим из всех его развлечений. Психофизиологические предпосылки детей младшего школьного возраста таковы, что они легко осваивают и совершенствуют сложные движения. У них подвижные суставы, эластичные связки, а в скелете содержится большой процент хрящевых тканей. Достаточно развита мыслительная и координационная способность. Они осознанно воспринимают то, что им говорят взрослые, и выполняют упражнения, следуя их указаниям.

Акробатика – лучший способ для развития гибкости

Наилучшим решением для развития гибкости является акробатика на батуте. Занятия этим видом спорта включают специальные упражнения, направленные на развитие этого качества. Прежде всего, это растяжки и усиление эластичности мышц и связок, основная задача которых — растягивании соединительных тканей мышц-антагонистов, ограничивающих амплитуду движений.

Что дают прыжки на батуте, какое влияние оказывают они на гибкость? Занятия акробатикой способствуют развитию гибкости и силовых качеств. Такое сочетание укрепляет мышечно-связочный аппарат. Акробатические упражнения повышают растяжимость и силу мышц. Благодаря занятиям, улучшается межмышечная координация: двигающиеся мышцы напрягаются, а растягиваемые произвольно расслабляются. Согласованность в работе мышц также развивает гибкость.

В процессе занятий задействован весь опорно-двигательный аппарат, все его звенья. Кистевые сочленения, плечевые, тазобедренные, голеностопные и другие важные суставы, благодаря акробатике, гармонично развиваются, становятся подвижными и гибкими. Регулярные тренировки активизируют кровообращение и обмен веществ в суставах.

Акробатикой желательно заниматься регулярно, так как перерывы в занятиях приводят к снижению уровня развития гибкости. Если перерыв длится два месяца, подвижность суставов снижается на 10%. Регулярные занятия укрепляют здоровье ребенка, улучшают физическую форму и дарят ему легкость движений. Если у вашего ребенка появится желание заняться другим видом спорта, он быстро освоится, благодаря навыкам, гибкости и подвижности, приобретенным на занятиях акробатикой.

Многие уверены, что гибкие суставы это признак молодости и здоровья. Тем не менее есть такое понятие как избыточная гибкость суставов.

Синдром чрезмерной подвижности (гибкости) – это группа врожденных нарушений соединительной ткани, в основном выраженной в чрезмерной подвижности суставов вкупе с проблемами скелетно-мышечного аппарата. Синдром чрезмерной подвижности определяется как «наследуемые функциональные нарушения соединительной ткани». Повышенная подвижность суставов у маленьких детей является физиологичной. В подростковом возрасте завершается развитие соединительной ткани суставов и, соответственно их стабилизация. В дальнейшем, с возрастом амплитуда движений в суставах будет только уменьшаться.

Синдром черезмерной подвижности суставов поражает чаще женщин, чем мужчин (4:1).

Конституциональная гипермобильность определяется у 7-20% взрослого населения. Существенную помощь в диагностике оказывает внимательный сбор анамнеза. Характерным фактом в истории жизни пациента является его особая чувствительность к физическим нагрузкам и склонность к частым травмам (растяжения, подвывихи суставов в прошлом), что позволяет думать о несостоятельности соединительной ткани.

Существует шкала Бейтона, по которой каждый симптом имеет определенное количество баллов – например, увеличение амплитуды движения локтевого сустава на более, чем на 10% — 1 балл, вы в состоянии привести большой палец к предплечью – 1 балл, увеличение амплитуды разгибания в коленном суставе – 1 балл и т.д. Таким образом, баллы суммируются: 0-2 балла – нет гиперподвижности, 3-4 балла – умеренная гиперподвижность и 5 и более баллов генерализованная форма гиперподвижности суставов. Но даже генерализованная форма гиперподвижности суставов не считается заболеванием, хотя и увеличивает риск возникновения различных заболеваний и травматических поражений(вывихов, подвывихов) в разы.

Существуют дифференцированная и недифференцированная формы дисплазии соединительной ткани.

К дифференцированной относят, например, синдромы Марфана и Элерса-Данлоса. Это редкие заболевания с очень четкой клинической картиной. Когда же какой-то признак не вписывается ни в одно из дифференцированных заболеваний, врачи говорят о второй форме.

Если симптомы гиперподвижности суставов появляются еще в раннем детстве, это может обернуться различной степенью сложностями при приобретении малышом навыков ходьбы. У второй группы — симптоматика начинает проявляться в пубертатном возрасте и третья группа характеризуется проявлением первых симптомов в 30-тилетнем возрасте. Чаще всего, после появления первых симптомов развитие заболевания прогрессирует. Тем не менее качество жизни таких людей можно считать нормальным, если в сосудистая система затронута в очень малой степени.
Помимо суставных проявлений – артралгии, деформаций суставов, плоскостопия, артрозов и т.д.- могут иметь место и другие симптомы — избыточная растяжимость кожи, варикозная болезнь, пролапс митрального клапана, грыжи различной локализации (пупочные, паховые, белой линии живота), опущение внутренних органов.
Никакого специфического лечения чрезмерной гибкости нет – лечение только симптоматическое ( решение ортопедических проблем, обезболивающая терапия и т.д.).

Что касается решения ортопедических проблем наиболее эффективными будут щадящие занятия Тай-Чи, Пилатес, специальная дыхательная гимнастика, а также водная гимнастика (снимает нагрузки на суставы) с целью контроля за правильным положением тела и конечностей, коррекцией и тренинг его. А вот наращивание мышечной массы в данном случае будет контрпродуктивным, так как будет приводить не к стабилизации, а к противоположному эффекту.

Гимнастика при синдроме гипермобильности суставов имеет одну особенность — она должна состоять из «изометрических» упражнений, при которых происходит значительное напряжение мышц, но объем движений в суставах минимален.

К сожалению, изменить структуру соединительной ткани невозможно, но тем не менее ситуацию можно и нужно держать под контролем. Необходимо подкорректировать образ жизни малыша: усилить двигательную активность, заняться плаваньем, йогой, кататься на велосипеде, но постараться исключить чрезмерные растяжения, резкие, порывистые движения (тенис, бадминтон, верховая езда).

Следите и за рационом- ребенок должен получать достаточное количество белка (мясо), желатина и кальция, витаминов )в частности витамина С, стимулирующего выработку коллагена).

И, конечно же, регулярно посещать врачей – кардиолога, окулиста, невропатолога, ортопеда.

— на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стоп (руки к плечам, за голову и др.).

— с пятки на носок перекатом;

— с носка на пятку;

— в полуприседе, руки на поясе;

2. Повороты туловища на месте.

3. Наклоны туловища в разные стороны, ноги вместе не сгибать.

,4. Сидя на полу стараться достать пальцами ног пола, затем нос­ки на себя. Ноги должны быть вместе, подколенки касаться пола.

5. Сидя на полу: ноги вместе, подколенки касаются пола, руки — упор сзади, носки оттянуты. Поднять, не сгибая, попеременно пра­вую и левую ноги.

6. Из этого положения ноги развести как можно шире.

7. Из положения лежа на спине поднять ноги вверх и выполнять движения как при езде на велосипеде.

8. Стоя в кругу по 5-6 человек, взявшись за руки, поднять (на четыре счета) руки вверх и посмотреть на потолок, вернуться в ис­ходное положение (то же на 4 счета).

9. То же самое, сидя на полу, но исходное положение — туловище наклонено вперед (стараться лбом касаться коленей), ноги вместе, носки оттянуты, подколенки касаются пола. На четыре счета руки поднимаются вверх, посмотреть на потолок («цветочек распустил­ся») и обратно в исходное положение («цветочек закрылся»).

10. Упражнение «Ласточка» с помощью воспитателя или роди­теля (в домашних условиях).

11. У гимнастической стенки: стоя лицом к стенке, руки — на пе­рекладине, поднять левую прямую (носок оттянуть) ногу назад, про­гнуться, затем правую ногу, делать на два счета.

12. Всевозможные упражнения, лежа на полу, с перекатами с жи­вота на спину.

13. Из положения лежа выполнить с помощью воспитателя «мост».

14. То же без помощи воспитателя.

15. Упражнения на растягивание и расслабления мышц.

16. Соединить «Ласточку» с кувырком вперед.

При планировании и проведении занятий, связанных с развитием гибкости, необходимо соблюдать ряд важных методических требований. Упражнений на гибкость можно включать в разные части занятия: подготовительную, основную и заключительную. В комплекс может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо развивать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях.

Воспитывая гибкость, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, какие имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти). В случае индивидуальных ограничений подвижности (наследственных или возникших в результате заболеваний) особое внимание уделяется восстановлению нормальной амплитуды движений.

Основными средствами воспитания гибкости у детей являются упражнения в растягивании — многократно повторяемые с постепенно возрастающей возможно полной амплитудой движений гимнастические упражнения относительно локального характера (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц и т. д.). Они применяются в младшем школьном возрасте главным образом в активном динамическом режиме, хотя вводится и определенная доля статических и пассивных упражнений.

В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Нужно иметь в виду, что упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 — 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и меньшую — статические.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Разработаны ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени «выдержек». Так, для движений в плечевых и тазобедренных суставах от 15-25 (в 7-8-летнем возрасте) до 30-45 (в 13-17-летнем возрасте) повторений в серии; темп при активных упражнениях — в среднем одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторение за 1-2 секунды; выдержка в статических положениях — 4-6 сек. Пассивные и статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и становится малоподатливым деформации связочный аппарат.

Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием силовых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают занятия с использованием упражнений с применением дополнительных отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в значительной мере зависит от характера двигательного действия: при использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3 кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием должно быть больше.

Кроме того, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. При использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

Для расслабления и снижения мышечного напряжения целесообразно использовать психорегулирующие методы.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность в суставах может значительно изменяться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха.

Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений. Если в ходе тренировки появляется чувство общей усталости, необходимо дождаться восстановления (1-2 мин). При стойком утомлении тренировку следует прекратить.

В последние годы появились новые, нетрадиционные методы развития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц, разработанный В.Т. Назаровым или метод электровибростимуляционный. Последний метод основан на том, что при выполнении упражнений на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы-антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способствует достижению большой амплитуды движений.

Основной задачей детских спортивных секций и объединений является развитие хорошей базу физических качеств, в том числе и гибкости.

Гибкость – есть способность выполнять широкоамплитудные движения в суставах и контролировать атлета контролировать свои рефлексы, мешающие мышцам растягиваться и позволяющие уберечь тело от травм.

Стретчинг (растяжка) — совокупность методов и упражнений, применяемых для работы над гибкостью, находящейся взаимосвязанной с другими важнейшими физическими качествами – сила, скорость, координация.

Актуальность стретчинга

  1. Увеличивает доступную амплитуду движения в суставах, которая позволит овладеть более сложной техникой выполнения упражнений.
  2. Снимает стресс и напряжение, влияет на обменные процессы в опорно-двигательном аппарате тем самым ускоряя процесс восстановления после физических нагрузок.
  3. Нормализует осанку, что особенно актуально для школьников и учащихся часто и много ведущих сидячий образ жизни.

Типы гибкости

Динамическая (кинетическая) гибкость – способность кратковременно(не более доли секунды из-за болевых ощущений) достигать максимума амплитуды движения в рабочем суставе. Особенностью этого типа гибкости является наибольшая амплитуда движения, достигаемая разгоном по инерции конечности или корпуса(махи, рывки и прочее).

Активная статическая гибкость – способность достигать и сохранять максимальную амплитуду в рабочем суставе или их группе за счёт действия мышц, являющихся антагонистами растягиваемой мышце (подъем ноги вверх без маха и создания инерции, зачет силы мышц, сгибающих бедро). Проявление активной гибкости сопровождается наименьшим максимумом амплитуды, что позволяет тренировать силу антагонистов синхронно с развитие эластичности растягиваемых мышц, потому активная гибкость является самой полезной с точки зрения создания здорового и сбалансированного тела.

Пассивная статическая гибкость – способность достигать максимума амплитуды в рабочем суставе за счёт действия любых внешних сил без участия мышц антагонистов (стретчинг с помощью тренера, дополнительного оборудования(полотенца, амортизаторы, ремни), тренажер или шведская стенка в качестве опоры и т.п).

Целью занятий стрейчингом является увеличение подвижности суставов ПРИ СОХРАНЕНИИ ИХ СТАБИЛЬНОСТИ ! Стретчинг способен увеличивать амплитуду движения в суставах, но далеко не каждому суставу это необходимо.

С точки зрения того, что больше необходимо суставам, дабы оставаться здоровыми – подвижность или стабильность, получается следующая картина:

  • Голеностоп – Подвижность
  • Коленные суставы – Стабильность
  • Тазобедренные суставы – Подвижность
  • Поясничный отдел позвоночника – Стабильность
  • Грудной отдел позвоночника – Подвижность
  • Шейный отдел позвоночника – Стабильность
  • Плечевые суставы – Подвижность
  • Локтевые суставы – Стабильность
  • Запястные суставы – Подвижность

Наибольшее количество травм в указанных отделах и суставах происходит из-за недостаточной подвижности (голеностоп), либо наоборот чрезмерного воздействия и отсутствия стабильности (коленные суставы). Именно поэтому развивать подвижность голеностопа или тазобедренных суставов нужно, а коленей и шеи нет! Приведенная схема справедлива для большинства видов спорта.

Для достижения результатов в развитии гибкости необходимо знать, что:

Сами по себе скелетные мышцы, за редким исключением, растянуться не могут – они могут только сократиться или расслабиться, придя к нормальной длине, то для того, чтобы растянуть мышцу, необходимо приложить к ней определенное внешнее воздействие, т.е силу извне. Это может быть сила притяжения, инерция, сила мышц антагонистов или любое другое механическое воздействие.

Чтобы приложить данное воздействие правильно, нужно учитывать следующие моменты:

  1. Знать места начала и прикрепления целевой мышцы, от чего зависит характер применяемого упражнения и особенности дыхания при его выполнении.
  2. Знать направление волокон целевой мышцы для правильного направления растяжения.
  3. Знать анатомические функции целевой мышцы (сгибание, супинация и т.д), чем больше анатомических функций учитывается, тем эффективнее будет стретч.

Основное правило растягивания:

Для того, чтобы растянуть мышцу, необходимо в безопасных пределах отдалить места её прикрепления друг от друга, действуя обратно её анатомической функции и направлять вектор растягивающего усилия вдоль доминирующих волокон. Отличным источником информации о мышцах для тренера может служит хороший учебник анатомии (например, «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкого), который должен быть всегда под рукой.

Техника выполнения, факторы, влияющие на гибкость и подбор методов стретчинга детально и понятно описаны в книге Дмитрия Смирнова «Фитнес для умных», которая может является отличным помощником в создании индивидуальной системы занятий стретчингом в любом спортивном объединении. Задача тренера создать такую систему
с учетом основной спортивной деятельности объединения, при этом независимо от вида спорта многие упражнения в комплексах для развития гибкости могут быть похожи и повторяться. Важным является учитывать, что подход к занятиям стретчем может отличаться у спортсменов разного уровня, т.к в группах начальной подготовки меньшее общее время занятий в недельном тренировочном цикле, а в группах разрядников времени на тренировочный процесс больше, больше и величина нагрузок, потому и подход к формированию комплекса будет иным (отдельные тренировочные занятия, посвященные развитию гибкости).

Противопоказания к стретчингу

Применительно к целевой возрастной группе (юноши и девушки) основными противопоказаниями можно считать:

  1. Недавние переломы. «Недавние» до тех пор, пока лечащий врач не даст разрешение на возобновление занятий. Причина в том, что ряд стретчинговых упражнений воздействует не только на мышцы, фасции и капсулу сустава, но и на кости.
  2. Недавние вывихи. Вывихом принято считать нарушение геометрии сустава, а здоровую геометрию обеспечивают связки, т.е их нормальное состояние. В недавно вывихну том суставе связки находятся в надорванном либо перерастянутом состоянии, поэтому дополнительное растяжение закрепит создавшийся дисбаланс и превратит вывих в привычное состояние.
  3. Перегрузка сустава. Это состояние характерно для спортсменов довольно высокого уровня развития. Стретч – это тоже нагрузка, потому применять его к перегруженному суставу не совсем верно и может лишь усугубить положение и привести к травме.
  4. Резкая боль при растягивании. Сильные болевые ощущения в растягиваемой мышце могут служить сигналом о существовании болезни, происхождение которой не связанной с гибкостью, потому упражнения следует немедленно прекращать и обращаться к врачу.
  5. Заболевания не характерные или редко встречающиеся у целевой группы: заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с возникновением тромбов,

Обострения воспалительных заболеваний суставов, остеопороз и артроз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector