Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

«Развитие личности ребенка от рождения до года» – первое издание в серии, книги которой рассказывают современным родителям о том, как ребенок растет и развивается на протяжении всего детства.

Развитие личности ребенка

«Развитие личности ребенка от года до трех» – книга, которая рассказывает о наиболее актуальных вопросах, связанных с воспитанием детей в период раннего детства. В частности, о том, как происходит.

Развитие личности ребенка

Возраст от трех до пяти лет – время активного освоения детьми окружающего мира. Издание рассказывает о том, как развивается интеллект, речь ребенка, как он осваивает правила, благодаря которым.

Развитие личности ребенка

Как только ребенку исполняется пять лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно.

Развитие личности ребенка

Книга «Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати» рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку.

Развитие личности ребенка

Шестой том проекта «Развитие личности ребенка» рассказывает об актуальных вопросах подросткового возраста. Личность подростка – сложнейшее образование, где психофизиологические изменения тесным.

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Развитие личности ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Развитие личности ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

Развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

• * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

• * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

• * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

• * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

• * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

• * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

• * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

• * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

• * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

• * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

• * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

• * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

• * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

• * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

• * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

• * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

• * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Развитие личности ребенка

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные направления развития личности

В процессе общего развития человека красной нитью проходят два направления – биологическое и социальное развитие.

В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит много позднее. Имеющиеся у ребенка биологические задатки получают свое развитие, активно идет функциональное созревание и формирование человека. Процесс созревания биологического тесно связан и проявляется в возрастных этапах его развития.

Параллельно с процессом созревания человека как биологического существа идет процесс формирования социальной структуры личности. Идет процесс овладения речью, прямохождение, формируются навыки обращения с предметами, усваиваются правила и нормы поведения в обществе.

Таким образом, человек, являясь изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности приобретает и формирует у себя множество социальных свойств и качеств, характеризующих его как общественную единицу, которая рассматривается в психологической науке как биосоциальное существо.

Основные признаки личности

Понятие «личность» включает в себя именно социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков. Можно выделить следующие из признаков личности:

  • способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
  • осознание ответственности за свои поступки;
  • автономная и независимая деятельность.

Как мы видим из вышеуказанных фактов процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.

Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.

Готовые работы на аналогичную тему

Учитывая все вышеперечисленные показатели, строится возрастная периодизация развития личности человека в целом.

Стадии развития личности ребенка

В процессе становления и развития ребенка можно выделить несколько стадий:

  • первая стадия – биологическая, протекающая в период внутриутробного развития ребенка;
  • вторая стадия – социальная, протекающая в течение 18 лет в условиях социального воздействия окружающего социума.

Для данной стадии характерны следующие закономерности:

  • процесс развития личности является результатом влияния окружающей среды и социума, именно они являются решающими факторами в развитии индивида;
  • процессы воспитания и обучения являются основой становления личности;
  • именно усвоение опыта окружающего мира способствует процессу развития личности.

Уникальность человеческой личности состоит в том, что наряду с необходимостью социального взаимодействия и участия в жизни общества, не менее важным и необходимым условием является учет индивидуальных особенностей, которые присущи только конкретному, данному индивиду. Каждый человек является личностью, каждый имеет общие признаки с другими людьми и в тоже время каждый человек уникален и неповторим по своей природе.

В процессе развития личности необходимо не забывать об этом факте и помимо научения и усвоения индивидом социальных норм и правил развивать индивидуальные способности и неповторимые качества каждого человека.

Периодизация социальных стадий развития ребенка

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

  1. Для возраста от рождения до года важнейшим источником является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
  2. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет основной является предметно-манипулятивная деятельность, в результате которой появляется самосознание, осознание себя как отдельной личности, появления своего «Я».
  3. Для детей дошкольного возраста огромную роль в развитии имеет игровая деятельность и формирование сюжетно ролевой линии в ее организации. Новообразованием для данного возраста является формирование внутренней позиции школьника, появление соподчинения мотивов деятельности и первичных этических инстанций.
  4. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность, в результате которой идет активное развитие интеллекта, памяти, формируется и развивается «чувство взрослости».
  5. Для подросткового возраста характерным проявлением основной деятельности является межличностное общение, распространяющееся практически на все виды его деятельности: трудовую, учебную, спортивную.

Новообразованиями этого возрастного этапа являются:

  • формирование чувства взрослости;
  • способность к рефлексии своих поступков;
  • возрастающий интерес к противоположному полу;
  • частые смены настроения;
  • потребность в самоопределении и поиску своего места в мире.

Процесс развития ребенка находится в прямой зависимости от условий в которых он находится, окружения, уровня материальной и духовной культуры, отношений в социуме. Таким образом можно сказать, что на развитие личности ребенка огромное влияние оказывает та социальная ситуация в которой он находится. Она является исходным моментом для тех изменений, которые протекают в личности ребенка на протяжении всего периода взросления. Именно с помощью социальной ситуации возможно определение форм и путей развития, видов деятельности необходимых для этого, приобретаемых свойств и качеств психики ребенка.


Развитие личности ребенка.

Как происходит развитие личности у ребенка? Какие факторы, влияют на личность ребенка? Читайте дальше, чтобы найти ответы …

Личность человека можно определить как набор качеств, убеждений, чувств, мыслей, взглядов, эмоций и идей, которые отличают его от других. Очень много лет социологи пытались найти причины, почему люди ведут себя так, а не иначе и как развивается личность. Существует широко распространенное убеждение, что если факторы, ответственные за формирование личности человека контролируются с самого детства, человек может иметь всесторонне-развитую личность.

Общество и развитие личности у ребенка.

Есть несколько теорий, которые говорят, что личность человека напрямую связана с генами. Тем не менее, почему братья и сестры развиваются совсем в другую личность? Никто еще ​​не нашел ответа на этот вопрос. Тогда есть еще одна теория, которая говорит, что среда, в которой ребенок развивается и составляет его личность. Родители ребенка, учителя, друзья, знакомые, его домашняя обстановка, его школьная среда — все это имеет большое влияние на формирование его личности. Наконец, события, которые человек переживает и в каком возрасте, подросток или совершеннолетний, играет главную роль в определении его реакций, его чувств, его эмоциональной косметики и способов поведения.

Родительское влияние …

Из все факторы, ответственные за развитие личности, влияние родителей является самым важным. То, как родители ведут себя с ребенком, сколько ему позволят общаться, вид культуры он подвергается ими, и эмоциональное макияж его родителей, все они имеют большое влияние на умственное развитие ребенка. В раннем детстве, все дети обезьяны манеры своих родителей. Дети узнают много нового о социализации от того, как их родители взаимодействовать со своими друзьями, соседями, знакомыми и т.д. Если родители являются социальными, те же черты, скорее всего, будет впитал в детях. Таким образом, родители должны позаботиться, чтобы стать хорошими образцами для подражания и предоставить ребенку наилучшие условия, где он получает широкие возможности для разработки его личности.

Домашнего окружения.

Первый способ понимать свои эмоции, лежит через его мать . Ребенок узнает о любви, заботе, поддержке и помощи, через нее. После этого у него появляются различные виды эмоций, как положительных, так и отрицательных. Счастья, страх, тревога, ревность, гнев и застенчивость — ребенок начинает показывать всё это. Опять же, это зависит от родителей, чтобы ребенок включал в себя положительные эмоции, в его личности оставалась в стороне от негативных. Ребенок нуждается в обеих родителях, матере, а также в отце для развитии своей личности. Заочный папа или тот, кто остается в стороне от дома в течение длительного времени, может иметь негативное влияние на ребенка. Чтобы гарантировать, что ребенок, вырастет уверенным в себе, есть некоторые вещи, которые родителям делать нельзя, это: слишком авторитетное поведение, чрезмерное дисциплинирование ребенка, часто ругать ребенка, наказывать его строго, критиковать ребенка, препятствовать ему, сравнивать его с другими и давать предпочтение другому ребенку.

Школьная среда .

Кроме домашней обстановки, школьная среда ребенка тоже играет важную роль в формировании личности ребенка. Как только ребенок начинает ходить в школу, он узнает, как взаимодействовать и общаться с его сверстниками. Он узнает, как участвовать и «играть» в соответствии с правилами и нормами. Он получает образование, учится читать, писать и эффективно общаться. На личность ребенка большое влияние оказывает то, как его воспринимают в школе его учителя, а также его одноклассники.

Влияние культуры на личность ребенка.

Влияние культуры на развитие личности и социализации нельзя игнорировать. Например, ребенок воспитывавшийся в западных странах учится быть индивидуалистическим и конкурентоспособным, а дети воспитываются в странах Азии, Африки и Южной Америки учат быть социальными.

Согласно психиатру Эрику Эриксону, существуют различные этапы, которые проходит ребенок это:

Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
1 Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота
8 Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

Каждая из этих стадий имеет свои проблемы и задачи, которые ребенок должен преодолеть при содействии его родителей, чтобы стать хорошо развитой личностью.

Развитие личности ребенка

Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Развитие личности ребенка

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

Потребности личности

Независимо от возраста есть определенные потребности личности:

  • самовыражение;
  • уважение, принятие;
  • принадлежность к семье;
  • любовь близких людей;
  • безопасность;
  • физические потребности.

Развитие личности ребенка

Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.

Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.

Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.

Развитие личности ребенка

Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.

Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:

  • еда;
  • одежда;
  • сон;
  • уход за здоровьем.

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Развитие личности ребенка

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector