Развитие логики у детей

Развитие логики у детей

Любому человеку в течение дня приходится решать не одну задачу, требующую от него умения мыслить логически, то есть прибегая к последовательным рассуждениям. Простейшими логическими приемами многие из нас пользуются интуитивно, делая покупки, убеждая в своей правоте собеседника, решая бытовые и рабочие проблемы. При этом мы нередко совершаем ошибки и сетуем на недостаток опыта, утешая себя, что в следующий раз не наступим на те же грабли.

Однако многих ошибок мы могли бы избежать, если бы при принятии важных решений руководствовались законами логики, мыслили четко и доказательно. Умение мыслить логически – не врожденное свойство характера, поэтому его можно и нужно развивать. Но целенаправленному развитию логического мышления у детей не уделяют достаточного внимания ни родители, ни школа.

Поэтому большинство людей не могут похвастаться умением рассуждать здраво и логически. Известный оратор-мотиватор Дейл Карнеги замечал, что «лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем они необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями… и не желают менять свои взгляды, будь то вопросы религии или фасон прически».

Что же собой представляет эта таинственная логика?

В переводе с греческого логика означает способность рассуждать, правильно мыслить. С ее помощью мы познаем истину, делая выводы на основе имеющихся у нас знаний. Простейший пример: мы видим, как из окна четвертого этажа кто-то пытается выбросить шкаф. На основании наших знаний про шкаф и гравитацию мы можем сделать вывод, что при высокой мотивации к жизни стоит быстрее уйти с этого места. Либо мы идем через двор и замечаем, что подросток бьет по мячу, вследствие чего мяч летит в нашем направлении. Некоторое знание физики и страх за свое здоровье заставляют нас уклониться от его удара. То, что делается в нашей голове при быстром анализе текущей ситуации, и будет процессом логического мышления.

Логика дает нам понимание, каким образом мыслить, какими приемами воспользоваться, чтобы прийти к верному умозаключению. Это увлекательная наука. Мы с некоторой завистью следим за главными героями остросюжетных детективов, например психологом-практиком Патриком Джейном, которого играет Саймон Бейкер, из телесериала «Менталист». Благодаря наблюдательности и знанию законов логики он быстро делает верные умозаключения. Шерлок Холмс, мисс Марпл, Эркюль Пуаро, отец Браун и другие детективные герои на наших глазах вычисляют преступников путем логических умозаключений.

Те, кто постиг тайны логики, мыслят быстро и эффективно, они свободно излагают свои мысли, выбирают правильные аргументы для убеждения собеседника, легко опровергают манипулятивные приемы демагогов и популистов.

Однако логика – наука сколь интересная, столь и сложная, поэтому дается не всем. Ее нужно изучать систематически переходя от более простого материала к сложному.

Логика изучается в двух аспектах – теоретическом и практическом. Теоретический предполагает изучение категорий, законов и правил логики. Практический показывает, как применять их в повседневной жизни. Эти два аспекта тесно связаны друг с другом.

Развиваем логическое мышление

Умение мыслить логически нужно развивать с детства. Каким же образом?

1. Не мешаем

Возможно, кому-то покажется странным, что детям в их познании мира не следует мешать. Известно, что один из наиболее эффективных методов обучения человека ― это его опыт. Жизнь ребенка полна дилемм, когда он должен сделать выбор между двумя возможностями. Малыш должен сам рассмотреть все плюсы и минусы разных решений, то есть использовать логическое мышление.

Взрослые не должны пытаться выручить ребенка, упрощая ему задачу или решая ее вместо него. Пусть он колеблется с выбором, пусть даже иногда ошибется, но пусть пробует сделать его сам, пусть использует логику настолько, насколько у него получится. Мышцы, которые мы тренируем, от раза к разу становятся крепче, а нетренированные постепенно атрофируются. Логика не мышца, но с ней происходит то же самое.

2. Спрашиваем

Чаще интересуемся у ребенка, как бы он решил ту или иную проблему. Вопрос должен начинаться так: «Что сделать, чтобы…». Ребенок должен включить логическое мышление и предложить практическое решение задачи. Например, спрашиваем, как достать со шкафа какой-то предмет при отсутствии стульев.

Мы будем удивлены тем, сколько реальных советов даст нам ребенок. Нам останется лишь самим напрячь собственное мышление в поисках подходящих вопросов. Такое занятие-игра сделает любую прогулку с ребенком веселой и увлекательной.

3. Играем

Играем с детьми в игры, главной составляющей которых является анализ данных, на основе которых ребенок должен сделать выбор. Королевой таких логических игр можно назвать игру в шахматы. Однако некоторым она покажется нудной и неинтересной. В этом случае они могут поближе познакомиться с игровым рынком, где представлено множество игр с интересными идеями и сюжетами.

При выборе игры нужно обратить внимание на задачи, стоящие перед игроками. В логической игре игрок для достижения результата должен мыслить логически. Поэтому это не может быть игра, хоть и увлекательная, но развивающая какие-то другие качества, например где нужно что-то бросить далеко и метко, потому что здесь не требуется логическое мышление.

Покупая ребенку новую игру, стоит прочитать инструкцию, и сразу станет понятно, развивает она логику или нет. Есть немало компьютерных игр на развитие логики, хотя настольные более предпочтительны – в них ребенок может играть сколько угодно!

Дети старшего возраста могут развивать логику с помощью задач по математике и геометрии. Правда, далеко не каждому такое времяпрепровождение покажется приятным, а принуждая их, легко добиться противоположного результата. Им можно предложить логические игры (пазлы, пасьянсы, маджонг и др.), ребусы-головоломки и логические упражнения. Среди компьютерных логических игр наиболее популярны Cradle, Myst, Machinarium, Black Mirror и др.

Взрослые же, которые хотят более подробно изучить теорию в логике, могут ознакомиться с ней в книгах Вячеслава Бочарова и Владимира Маркина «Основы логики» и «Введение в логику», которые можно скачать в Интернете. «Основы логики» называют лучшим учебником по логике на сегодняшний день. Кроме теории, в ней содержатся и практические задания, что при развитии логического мышления главное, так как логика – это мыслительный процесс.

Как развить логику у ребенка, чтобы он, будучи уже взрослым, умел адекватно принимать решения, влияющие на его жизнь? Ведь не все дается человеку от природы. И логическое мышление – одно из видов мыслительного процесса, которому надо учиться.

Часто можно наблюдать, как взрослые и, казалось бы, неглупые люди совершают удивительно нелогичные поступки: берут кредит, который им сложно потом оплатить, верят фейковым новостям и/или выбрасывают «сломанные» пульты от телевизоров, которым только и надо-то было, что поменять батарейки. А бывают случаи и похуже. Поэтому логическое мышление в современном мире – это необходимость. Без него вся жизнь может пойти наперекосяк.

  1. Для чего нужно мыслить логически?
  2. С какого возраста лучше начать развивать логику?
  3. Какие занятия нужны для развития логики
  4. Что еще нужно для развития логики у детей

Для чего нужно мыслить логически?

Развитие логики у детей

  • Как и всякая привычка, привычка логически мыслить – дело наживное. Нельзя взять и вот так прямо с самого рождения начать:
  • отделять главное от второстепенного;
  • оценивать ситуации и проверять их правдивость;
  • рассуждать последовательно и исследовать причинно-следственные связи;
  • оперировать определенными и четкими конструкциями и понятиями;
  • адекватно и целенаправленно выстраивать умозаключения и уметь их понятно объяснить не только себе, но и окружающим;
  • планировать, обобщать, конкретизировать, сравнивать;
  • избегать заблуждений и правильно выявлять ошибки;
  • находить нужные аргументы;
  • делать правильные выводы из принятых решений.

Совсем не обязательно при этом быть математиком, программистом, топ-менеджером или инженером. Логика нужна, прежде всего, для того, чтобы упростить себе жизнь и не попадать в ситуации, которые бы были бесполезны, затратны, вредны для здоровья и нервов. Простой пример: правильно оформленный распорядок дня помогает сэкономить время и силы, и, кроме того, позволяет легко следить за своим здоровьем, делать карьеру в работе, уделять внимание родным и близким, путешествовать и успевать заниматься любимым хобби.

С какого возраста лучше начать развивать логику?

Развитие логики у детей

Сегодня выходит огромное количество статей, методик и авторских разработок, мультфильмов и пособий для раннего развития малышей, Вполне естественно, что родители теряются и путаются в этом море советов и программ. Детские центры предлагают обучение логическому мышлению с трехлетнего возраста, но практическая педагогика ратует за возраст 4-5 лет. Кто прав?

В принципе – решать родителям. Среди современных деток есть уже малыши младше 3 лет, которым будут «по зубам» некоторые логические задачки. А собрать правильно пирамидку или выстроить башенку из кубиков могут и некоторые двухлетки. Вопрос лишь в том, насколько ребенок владеет наглядно-образным, абстрактным, пространственным, наглядно-действенным и нестандартным мышлением. Да-да, одной логикой тут не обойтись. Необходимо развивать и остальные виды мышления.

Но если следовать советам психологов и педагогов, то самое лучшее время для развития логического мышления – это возраст 4-6 лет.

Какие занятия нужны для развития логики

Развитие логики у детей

Именно в 4-5-6 лет начинается обучение чтению и письму. Параллельно нужно учить ребенка понимать смысл текста и уметь отвечать на заданные ему по теме вопросы. Детей этого возраста уже стоит приучать к анализу своих размышлений, к умению сравнивать, классифицировать, находить закономерности.

Во время занятий нужно давать им решать:

  • логические задачки;
  • пространственные головоломки;
  • ребусы и кроссворды;
  • задачки на закономерности и перестановки;
  • задания на поиск лишних предметов;
  • упражнения на определение количественного множества.

Очень хорошо развивает логику конструирование, рисование, настольные игры, игры с лабиринтами и с геометрическими головоломками.

Для детей младших классов с целью развития логического мышления будут также интересны:

  • игры в шашки, шахматы;
  • решение шахматных задач, математических ребусов и кроссвордов;
  • задания на переливания и взвешивания;
  • игры на смекалку;
  • игры с фигурами и цифрами;
  • загадки и игры на внимательность;
  • задания на нахождение дробей, долей и процентов.

Что еще нужно для развития логики у детей

Развитие логики у детей

Логическое мышление и память неразрывно связаны, а поэтому детям обязательно нужно научится еще кое-каким полезным вещам.

  1. Читать каждый день. Причем, не просто буквы и слова, а при этом запоминать текст и уметь его объяснить. Для чего мы пишем в школе сочинения? Правильно, чтобы проанализировать поведение главных героев, логически объяснить описываемую в романе (повести, рассказе) ситуацию, сделать выводы и почерпнуть полезную для себя информацию.
  2. Самостоятельно мыслить. Для этого давайте ребенку некоторые мелкие поручения (сходить в магазин, забрать младшего брата или сестру из садика). Позволяйте вашему малышу самому проявлять инициативу. Неважно, какая это будет инициатива, главное, чтобы он научился ставить цели и выполнять их на практике.
  3. Выбирать только нужную информацию. Когда вокруг много новых людей и разных источников для пополнения знаний и навыков, необходимо научить ребенка отсеивать все ненужное, а также заполнять себя только самым необходимым и важным для жизни и комфортного существования. Согласимся: у нас, взрослых, слишком много в жизни лишних вещей, нас окружающих, неинтересных для нас людей, ненужных мест, куда мы ходим, и «мусорной» информации, которая нам никогда не пригодится.
  4. Планировать. Планирование – неотъемлемая часть логически выверенной жизни. Ребенку необязательно загадывать что-то далеко наперед. Начните с распорядка дня. С планов на неделю. Пусть он сам определит, что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать. И сам попробует обосновать свои мысли и привести доводы, аргументировать свою точку зрения.

Не старайтесь загружать ребенка «умными» беседами на тему важности обучения логическому мышлению. Просто играйте с ним. Каждое практическое задание, просьбу или занятие он должен воспринимать как нечто естественное, что не нарушит его внутренний психологический мир. Не заставляйте его делать что-то против его воли. Логическое мышление должно подсказывать родителям, что ребенок, если на него не давить, а дружески, но настойчиво предлагать что-то, рано или поздно придет к пониманию, что без этого он ну никак не обойдется.

Каждый ребенок рождается с определенными способностями. Но есть и те, которые носят приобретенный характер, поэтому важно заниматься развитием малыша с самого маленького возраста. В том числе и логическим мышлением. За счет него человек учится логически мыслить, осознавать цепочку действий и последствий, рассуждать и принимать решения, делать выводы и понимать суть.

Чтобы развитие логического мышления проходило комфортно, но эффективно, лучше всего использовать упражнения, рассчитанные на выполнение в игровой форме. Учитывая, что заниматься нужно с ранних лет, когда ребенок еще совсем маленький, необходимо сделать их увлекательными и веселыми. С помощью игр можно добиться отличных результатов, ведь
малыш не устает и проводит время интересно.

Развитие логики у детей

Логическое мышление у ребенка — зачем заниматься его развитием?

Хорошо развитое логическое мышление просто необходимо для любого ученика. Без него ему будет сложно учиться, усваивать школьную программу, а также ребенок просто не сможет применять полученные знания в жизни – ему не хватит логического осмысления. Кроме того, будет много сил и энергии уходить на решение простых задач и выполнение стандартного домашнего задания, а значит не будет оставаться возможности отдохнуть или заняться любимым хобби. Благодаря логическому мышлению, школьники обладают пытливым умом, стараются узнать как можно больше нового, имеют достаточно сил на развлечения и дополнительные занятия.

Логика помогает детям:

  • стать внимательными и любознательными;
  • повысить успеваемость;
  • улучшить память;
  • легко концентрироваться на задаче;
  • четко излагать свои мысли;
  • находить необычное решение проблемы;
  • не теряться в сложной ситуации;

Развитие логики у детей

Развитие математических способностей

Кроме логики важно также развивать математические способности. К ним относится не только умение быстро считать в уме и решать задачи. Это большой комплекс умений и способностей:

  1. Развитое пространственное и логическое мышление, а также математическая память.
  2. Умение выходить за рамки стандартов при решении задач.
  3. Способность вычленять главное и видеть всю полноту картины, а также обобщать.
  4. Появляется умение пользоваться числами и знаками, сравнивать предметы.
  5. Умение применять в жизни полученные знания.

Для развития математических способностей есть множество упражнений. Для маленьких детей они все рассчитаны на проведение в игровой форме. Лучше всего начать занятия с той темы, которая больше всего интересует малыша. Например, если мальчик очень увлечен тракторами, то стоит ему показать, что можно изучить этот предмет получше – узнать, из чего он сделан, проговорить, какой он формы, цвета и текстуры. Лишь имея интерес, малыш сможет усвоить новую информацию. Поэтому математика в игровой форме – то, что нужно для маленьких детей.

Развитие логики у детей

Развитие логики в игре

Существует огромное количество упражнений и игр на развитие логики. К ним относятся головоломки, логические задачи, лабиринты, пазлы, конструкторы.

Не обязательно проводить занятия за столом. Можно создать непринужденную атмосферу и играть с ребенком, например, во время похода в магазин или по пути из школы. К таким играм относятся:

  • хитрые вопросы;
  • загадки;
  • игра «Найди лишнее слово»
  • игра в ассоциации;
  • проговаривание слов наоборот.

Играть можно в любые игры и в любое время. Главное заинтересовать ребенка и проводить занятия в хорошем настроении, делать перерывы и находить уместное время для них.

Развитие логики у детей

Выбор методики для развития логики и математических способностей

Конечно, можно заниматься со своим ребенком самостоятельно. Но намного эффективнее будет, если это будет делать квалифицированный педагог. Также существует множество онлайн-программ и обучающих платформ, на которых ученики черпают знания и развиваются.

Улучшить интеллектуальные способности можно используя комплексную программу «Ментальная арифметика» от Академии развития интеллекта SMARTUM. Этот курс успешно прошло огромное количество учеников, над ним трудились первоклассные специалисты, поэтому его эффективность доказана.

Ментальная арифметика помогает детям развить не только математические способности, но и развить их интеллект во всех направлениях, раскрыть творческий потенциал, улучшить логику, память и внимание.

? В этом видео Шамиль Ахмадуллин расскажет о том, как
развить логику у детей 7- 12 лет разными способами.

✔️ Первая группа способов — это устные игры, от известных всем «да -нет» ок, до мало известных верю — не верю, придумай биографию и т.д. Эти игры бесплатны и с ними вы сможете развивать логику и мышления ребенка в любой обстановке от прогулок в парке до ожидания в очереди.

✔️ Вторая группа способов — это игры на бумаге. О них позже выйдет отдельное видео. Но вы можете подробнее узнать об этих играх в интернете. Большим плюсом этих игр является их бесплатность.

✔️ Третья группа способов — это разного рода головоломки. Например, танграм, тетрамино, кубик рубик, различные деревянные и железные головоломки. Их плюс в том что они не дорого стоят, их можно взять в дорогу. Кроме логики, такие головоломки хорошо развивают пространственное мышление.

✔️ Четвертая группа способов — это настольные игры. Они уже стоят не дешево, но зато в них могут играть несколько детей, попутно развивая навыки общения и коммуникации.

✔️ Пятая группа способов — это квест-комнаты. К бюджетным развлечениям их не отнесешь, зато они динамичны, заставляют ребенка не только шевелить мозгами, но и телом. Отличный вариант сводить ребенка на такое на день рождения.

✔️ Шестая группа способов- это пособия, книги, приложения, онлайн курсы. Тут мы можем порекомендовать свои. Ссылки ниже.

Каждый родитель старается воспитать в своем ребенке достойного и образованного человека, поэтому совсем неудивительно, что развитие логического мышления является неотъемлемой частью благополучного обучения ребенка.

Дети нашего времени с ранних лет изучают методы сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей и прочих операций, которые влияют на умственное развитие. Очень важно заботиться о развитии логического мышления ребенка с дошкольного возраста, а также продолжать занятия на протяжении всего периода обучения. Для достижения максимального эффекта родители должны владеть информацией о принципах и методах, стимулирующих логическое развитие. В этой статье вы найдете полезную информацию, позволяющую проводить интенсивные занятия с ребенком с нацеленностью на высокие результаты.

Логическое мышление делится на три важных этапа:

Предметно-действенное. Это первый и очень важный этап, который заключается в познании окружающего мира при помощи прямого воздействия на предметы. Ребенок всячески манипулирует объектами, чтобы узнать их целевое назначение и свойства.

Наглядно-образное мышление формируется у детей старше трех лет. В этот период ребенок способен развивать свои творческие качества и фантазию. Это самая значимая стадия интеллектуального развития ребенка, когда его способность мыслить проявляется в действии независимо от обстоятельств окружающей среды.

Абстрактное или словесно-логическое. На этом этапе ребенок понимает, осознает и использует термины, рассуждения и понятия, которые невозможно воссоздать при помощи прямого воздействия на предметы. Стоит отметить, что данный этап начинает свое развитие в старшем дошкольном возрасте, после полного формирования первых двух этапов.

Каждый этап развития логического мышления относится к определенному возрасту и навыкам ребенка. Основываясь на этих показателях родитель или педагог подбирают необходимые упражнения и задачи для тренировки логики. Для детей дошкольного возраста лучшим развивающим средством является подача информации в игровой форме, а также спокойная и непринужденная обстановка. Цель родителя и педагога — создать комфортные условия, подобрать качественный дидактический материал и упражнения, способствующие развитию логического мышления. Взрослый не выступает в качестве надзирателя, а лишь помогает ребенку, предоставляя ему информацию для раздумий.

Такой подход к развитию обеспечит ребенка важными навыками: рассуждению, сравнению, анализу, классификации, аргументированию, развитию нестандартного мышления.

В процессе игрового обучения важно позаботиться о заинтересованности ребенка, ему должно нравиться то, что он делает. Только в таком случае ребенок сможет закрепить полученные знания, приобрести новые навыки, развить умственные способности.

Плюсы развития логического мышления в игровой форме:

формирование основных личных качеств и характера;
развитие самостоятельности и находчивости;
умение выполнять задачи, развивающие мыслительные операции (анализ, синтез предметов и явлений);
совершенствование и приобретение конструктивных навыков;
тренировка усидчивости и умения сосредотачиваться;
происходит становление чувства ответственности;
воспитание внимания, восприятия;
улучшение общей активности ребенка.

Важным элементом результативного обучения детей является подбор качественного обучающего материала. В период раннего развития используйте игры и задания различного рода направленности: настольные, речевые, развивающие. Для детей старшего дошкольного возраста подойдут графические и математические игры. Графические закрепят знания чтения и письма, а математические улучшат умения устного счета.

Специфика развития логики ребенка в возрасте 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок становится эмоционально активен, родителям стоит приготовиться к неожиданным детским вопросам, которые потребуют немедленного, точного и интересного ответа. Помните, что все зависит от того, как и кто подает информацию. Ребенок же просто впитывает ее и делает определенные выводы, исходя из собственных наблюдений.

Развивать логическое мышление у особо активных детей не составляет большого труда, достаточно лишь добавить к развивающей игре элементы физической активности. Например, предложите ребенку расставить дидактический материал по категориям и особенностям в разные участки комнаты.

Практические задания, которые помогут ребенку развить логическое мышление и сообразительность

Развитие логики у детей

Проект «Развитие ребенка» предлагает родителям, воспитателям и учителям четырнадцать развивающих заданий и головоломок для развития навыков аналитического, логического, творческого мышления, произвольного внимания, зрительной памяти, сообразительности.

Выполнение предложенных заданий будет способствовать формированию всесторонне развитой эрудированной личности, развитию у ребенка мелкой моторики, навыков чтения и слухового восприятия, обогащению словарного запаса.

Учимся понимать принцип аналогии. Этот комплект заданий является отличным практическим средством для развития и тренировки логического мышления и умения делать обоснованные умозаключения, основанные на определении сходства и определенных общих принципов, заложенных в двух предоставленных предметах.

Головоломка «Логика рисунков». Это задание предлагает ребенку достаточно необычную форму головоломки, в которой надо проанализировать и найти составляющие целого изображения, расположенные среди других (неправильных) составляющих.

«Логика ряда»: учимся находить закономерности. Это задание-головоломка будет способствовать развитию логического мышления ребенка в сочетании с тренировкой и улучшением математических навыков сложения, вычитания и умножения.

Головоломка «Планеты животных». Этот комплект заданий будет помогать ребенку развивать аналитические способности, умение находить сходства и различия между группами изображений, рассуждать и делать обоснованные выводы.

Головоломка «Зашифрованная неделя». Эта головоломка поможет ребенку потренировать сообразительность и логическое мышление. В задании напротив названий шести дней недели написаны числа, в которых заложена определенная закономерность. Ребенку надо ее разгадать и написать число для седьмого дня — воскресенья.

Сколько кубов? Развиваем логическое мышление. Это задание поможет ребенку развить логико-математическое мышление, внимание и сообразительность. Ребенку предлагается определить и записать, сколько кубов нужно, чтобы построить каждую фигуру.

Головоломка «Веселые фигуры». Эта головоломка предлагает ребенку в интересной и позитивной форме потренировать смекалку, логическое мышление и различные арифметические навыки. Главными «героями» задания являются пять веселых геометрических фигур. Выполняя задание, ребенок будет учиться анализировать и оперировать числами.

Умный аквариум. Развиваем логику. Предлагаемое задание поможет ребенку развивать гибкость, логичность мышления, изобретательность и терпение. Ребенку предлагается дорисовать обитателей аквариума в пустых ячейках, в соответствии с указанным направлением и цветом.

Логическая задача: развиваем мышление. Это задание поможет ребенку развить логическое и абстрактное мышление и сообразительность, умение анализировать информацию и делать выводы. Задание содержит перечень имен и городов, а также 6 утверждений. Ребенку предлагается заполнить таблицу согласно утверждениям.

Рассказ в картинках: тренируем логику. Этот комплект заданий поможет развивать логическое мышление, воображение и речь ребенка, а также будет способствовать активации его умственных процессов. В заданиях ребенку надо посмотреть на каждый из предложенных рисунков-фрагментов, иллюстрирующих определенную историю, и сделать вывод о правильной последовательности их расположения.

Какой рисунок следующий? Этот комплект заданий является прекрасным средством развития логического мышления ребенка, в частности умения анализировать представленные закономерности и делать обоснованные выводы. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть каждую строку рисунков, определить принцип и, пользуясь им, продолжить последовательность рисунков.

Найди пару (развиваем логику ребенка). Этот комплект заданий призван способствовать развитию логического и абстрактного мышления ребенка, а также его внимания и памяти. В каждом задании комплекта предложено десять рисунков различных предметов, расположенных в два столбца, но бессистемно. Ребенку необходимо соединить их таким образом, чтобы образовалось пять пар.

«Замки»: развиваем логику и внимание. Этот комплект заданий будет способствовать развитию логического мышления ребенка, а именно его умения анализировать и делать соответствующие выводы, а также произвольного внимания и зрительной памяти. Ребенку надо дорисовать недостающие части, чтобы в итоге все четыре замка стали полностью одинаковыми.

Раскрась по инструкции. Этот комплект заданий поможет ребенку улучшить навыки пространственной ориентации и развить логическое мышление. Выполняя задания, ребенок будет учиться считать в пределах 10, развивать мелкую моторику, навыки чтения и слуховое восприятие, обогатит словарный запас.

Каждое задание можно распечатать на обычном или цветном принтере и использовать неограниченное количество раз. Загрузка заданий для детей доступна пользователям сайта после быстрой регистрации.

Развитие логики у детейГениями рождаются или становятся?

Всем родителям хочется видеть своего ребенка умным и успешным. Поэтому так популярны различные школы и курсы раннего развития и интеллектуальные занятия. Однако для успешного обучения необходима тесная связь двух видов мышления — логического и творческого.

Возрастные этапы развития мышления у детей

Развитие мышления у ребенка начинается с самого рождения, проходя последовательно несколько этапов:

  • От года до трех — предметно-действенное. Малыш познает мир через с помощью действий, пробуя различные предметы на вкус, трогая их, переставляя с места на место, иногда даже ломая. Именно таким образом он получает информацию об окружающем и о последствиях своих манипуляций.
  • Дошкольный возраст характеризует наглядно-образное мышление. Развиваясь интеллектуально и получая жизненный опыт, ребенок уже может оперировать образами. Ему не обязательно брать в руки предмет, чтобы понять, к чему могут привести всевозможные действия с ним.
  • К началу школьного возраста у ребенка появляется способность к абстрактно-логическому мышлению (или словесно-логическому). Во многом этому способствует и более высокий уровень развития речи. Теперь определенные выводы дети могут делать, опираясь на словесное описание предмета или ситуации, воспринимать отвлеченные понятия и оперировать ими.

Когда и как развивать логическое и творческое мышление

О том, что умению логически мыслить ребенка необходимо учить, споров нет. Без должного внимания и тренировки, «само собой», такой навык не разовьется. Однако стоит ли начинать заниматься с малышами или лучше подождать более старшего возраста, отдав эту науку на откуп школе?

Чем раньше — тем лучше! Неразвитое логическое мышление, неумение воспринимать абстрактные понятия, помешают ребенку воспринимать учебный материал, хорошо учиться в целом. Логика — это основной фундамент, на котором строит интеллект и успешность в будущем.

Занимаясь с детьми разного возраста, нужно опираться на уровень их развития и тип мышления:

  • Для малышей подходят игры, в которых они все могут потрогать руками — всевозможные сортеры, раскладывание фигурок и игрушек по цвету, размеру, форме.
  • Дошкольники с удовольствием будут заниматься с наглядным материалом — разнообразными карточками, фигурами и картинками. При этом темпы развитие речи в этом возрасте позволяют уже использовать и словесные игры.
  • Для старших дошкольников и учащихся начальной школы уже подходят игры и задания, в которых они могут использовать все уровни логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оперируя образами и словесным описанием.

Хотелось бы добавить, что в любом возрасте для детей очень важны игровые элементы занятий, стремление добиться успеха, общение и, конечно, хорошее настроение.

Игры для малышей

  • Мы уже говорили о сортерах — игрушке, в которой ребенку нужно вставить деталь в отверстие, подходящее по размеру. Самый простой ее вариант — пластиковая бутылка, в крышке которой вырезано отверстие для опускания внутрь пуговиц.
  • «Кто что ест?», «Где чей дом?» и т. д. Для игры подойдут карточки или игрушки. Ребенок должен подобрать пару — животное или птицу и их домик, нарисованный на картинке, или вид пищи, которые они едят.
  • «Чаепитие» — рассадите вокруг кукол или плюшевых игрушек, они пришли к вам в гости выпить чаю. Предложите ребенку расставить каждому угощение — чашки, тарелки, пирожные или конфеты. Всем поровну? Никого не обделили?
  • «Волшебный мешок» — положите в мешок различные по форме и фактуре игрушки или фигуры. Пусть ребенок узнает предметы на ощупь, вытаскивает их по вашему заданию — только пушистые, только круглые и т.д.
  • «Картинка из ладошки» — из отпечатка ладони, вымазанной в краске, предложите ребенку создать рисунок. Замечательно развивает фантазию и нестандартный подход.

Для дошкольников

  • Загадки — отличный способ развить логическое мышление. Используйте не только готовые вопросы, но и придумывайте свои. Попросите ребенка тоже придумать свою загадку.
  • Собирайте мозаику, создавайте из нее новые рисунки.
  • Различные лабиринты очень нравятся детям. Во многих книжках и журналах можно найти готовые варианты, а можно нарисовать самим. Обязательно предложите ребенку нарисовать задание для вас.
  • Игры в слова — безграничные возможности для развития творческого мышления и логики. Ищите пары-антонимы к заданному слову, придумывайте рифмы, подбирайте синонимы. Один из вариантов из нашего детства: стучать мячом по полу, проговаривая «Я знаю 5 имен девочек. Оля — раз, Маша — два…», помните?
  • Хорошо развивают логику задания типа «Продолжи ряд», «Найди лишнее». Интересно слушать рассуждения ребенка, когда ответ неоднозначен. Помогите ему разобраться, по какому признаку можно объединять предметы в группы, как их классифицировать.
  • Различные головоломки, задачки типа «Переложи спичку, чтобы получилась другая фигура», конструкторы, паззлы — все эти занятия очень полезны. Не забывайте только, что занятия должны проходить в веселой, положительной обстановке. Пусть ребенок привыкает к тому, что узнавание нового, обучение может быть интересным.

Для младших школьников

  • Игра «Ассоциации». Игроки должны угадать слово, задуманное ведущим. Слово разбивается на слоги, к каждому из которых придумывается еще одно слово, начинающееся на этот слог. Ведущий говорит ассоциации к каждому их этих слов, а игроки должны угадать ответ. Подсказками «горячо-холодно» ведущий помогает им. Из отгаданных ответов нужно собрать первое задуманное слово.
  • «Данетки». Можно купить специальный набор для такой игры с готовыми задачками, а можно сочинять истории самостоятельно. Задача — найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • «Хорошо и плохо» — веселая игра, развивающая творческое воображение. Игроки по очереди должны придумать опровержение предыдущему высказыванию. («Лето — хорошо, потому что жарко», «жарко — плохо, потому что ….» и т. п.)
  • Для развития школьников уже хорошо подходят различные математические задачки на логику, пространственное воображение. Дети с большим удовольствием ищут нестандартные решения.

Научите сына или дочь получать удовольствие от поиска ответов на вопросы, играйте вместе — и в награду вы получите не только увлеченного и интеллектуально развитого ребенка, но и прекрасные, дружеские отношения с ним.

Дата публикации: 27.10.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Развитие логики у детейМудрецы говорили, что гениальность – это только на 10% талант, а на 90% — труд. Кто-то считает, что логику начинают развивать в школе, а до этого малыш не способен выстраивать свои мысли систематически, но на самом деле начинать работать с интеллектом ребенка стоит с самого раннего возраста, полезно посещать занятия шахматами в детском саду. Развить у ребенка интеллект не так сложно, но это последовательная, кропотливая работа, на которую уйдут годы.

От рождения до 3 лет

Этот период характеризуется развитием первой ступени мышления — предметно-действенного его подвида. Если объяснять проще – малыш знакомится с предметами вокруг и познает их особенности путем простых манипуляций. Поскольку фантазия разовьется немного позже, манипулировать без предмета ребенок не в состоянии. Чтобы этот этап прошел как можно продуктивнее старайтесь постоянно рассказывать крохе об окружающем мире и давать исследовать большинство предметов на запах, вкус, на ощупь. Если ваш ребенок уже близок к трехлетию, можно вместе с ним придумывать новые применения известным объектам – попробовать забить гвоздь ложкой или набирать воду ситом, а потом вместе искать объяснение, почему не получилось и как нужно сделать правильно. Так же в этом возрасте для развития логики отлично подойдут игры-мозаики, шнуровки, пирамидки, пазлы, можно пробовать систематизировать предметы (давай сначала уберем машинки, а потом все круглые предметы; помоги мне накрыть на стол – достань все, что мы используем, когда пьем чай и т.д.), искать лишнее, разделять их по признакам (пусть здесь лежат только большие игрушки, а там – маленькие, на этой полке мы с тобой поставим красные предметы, а на той — синие). Отвечайте всегда и полно на все вопросы вашего почемучки, приводите примеры, привлекайте внимание на похожие объекты.

От трех до шести

Это второй этап формирования интеллекта, который называют развитием наглядно-образного мышления. В этот период происходит закладка таких необходимых форм интеллектуальной деятельности, как фантазия и творчество. Не бойтесь экспериментов, старайтесь организовать досуг ребенка так, чтобы он нашел себе дело(а возможно и не одно) по интересам. Многие дети этого возраста с восторгом посещают танцы, кому-то нравится учить песни и стихи, кто-то знает наизусть все любимые сказки, а кто-то пробует их сочинять самостоятельно. Английский, плаванье, гимнастика, хор – это все сейчас доступно и распространено. Развивать творческие таланты не сложно, главное, определить, что по настоящему влечет вашего малыша.

Не стоит забывать и о занятиях на развитие логики – вам придутся кстати различного рода головоломки, лабиринты, дидактические игры. Всегда выслушивайте ответ и пояснение вашего ребенка, давайте ему возможность иметь свое, пускай не очень верное мнение, которое он должен пояснить. В этом возрасте деткам очень нравятся нестандартные задачки, например, вы специально допускаете ошибку в рассуждении, а ребенок должен ее найти и поправить, или вы предлагаете ему группировать объединять предметы по разным признакам. Чтобы было понятно, проиллюстрируем.

Развитие логики у детейИгра «Семья Солнышка». К солнышку идут в гости: Лампочка, Цыпленок, Мячик, Грелка, Облачко. Кто из них семья Солнышка, чем они похожи? В принципе, каждый из названных объектов имеет признак, такой же, как у Солнца:

  • Лампочка – светит;
  • Цыпленок – желтый;
  • Мячик – круглый;
  • Грелка – греет;
  • Облачко – живет на небе.

Это упражнение позаимствовано из методики ТРИЗ, которая в последнее время пользуется особой популярностью.

От шести и старше

Вот здесь и пригодится то, чему вы учили своего малыша до школы, ведь последняя ступень, как итог предыдущей работы – развитие абстрактного или словесно-логического мышления. Это умение владеть и апеллировать понятиями, которые невозможно пощупать, понюхать – цифры, буквы, математические, физические, химические, биологические основы, законы, правила. Чем лучше ребенок подготовлен к этому этапу, чем больше он знал про окружающий мир, тем проще ему будет строить логические цепочки, объединять понятия, искать закономерности. Старайтесь продолжать активно участвовать в жизни вашего первоклашки, интересуйтесь, помогайте (если он просит и это действительно нужно), закрепляйте пройденное путем решения задач, идентичных школьным и ваш ребенок будет учиться с удовольствием!

Развитие логики у детей

Как часто можно встретить родителей, которые ведут ребенка школьного возраста по улице и отчитывают: «Ну почему ты ничего не помнишь?, «Ну как же ты не догадался?». А ведь такие эмоциональные замечания не дадут никакого положительного результата. Можно долго сокрушаться об отсутствии смекалки или внимательности, но лучше обратить внимание на эту проблему и попытаться её решить. Развивать способности ребенка никогда не поздно.

Развитие памяти, логического мышления, концентрации внимания и сообразительности следует начинаться еще в самом раннем возрасте. Как только вы приобретаете первые книжки, кубики, паззлы и прочие полезные игры, процесс пошел. Важно заинтересовать ребенка и приобщить к игре, рассказывать, показывать, но потом и спрашивать. Например, очень полезно, чтобы ребенок воспроизводил то, что услышал или увидел. Пусть он рассказывает после прогулки на улице о самом интересном или пересказывает прочитанную сказку. Чем детальнее будет история, тем лучше.

Методика развития Логико-Малыш

Для развития логического мышления можно подобрать специальные задачки и игры. Так же обратите внимание на учебно-игровое пособие «Логико-Малыш». На вид это занимательная красочная игра, но все задания заставят хорошо подумать вашего малыша и научиться делать выводы. Для каждого возраста предусмотрен набор карточек с рисунками и задачками. Они разделены по категориям (Математика, Окружающий мир, Развитие речи, Психология, История и т.д.). Карточку следует вставить в специальный планшет с двигающимися разноцветными шашками. Переставляя их, ребенок указывает нужный ответ, затем переворачивает карточку и сможет себя перепроверить, даже не умея читать. Разработаны задания для деток от 3 лет до школы.

С Логико-Малыш можно заниматься каждый день дома или брать его в дорогу. Это компактное и удобное пособие. А главное, что оно простое и понятное всем детям и взрослым. И никакой электроники и гаджетов. Современным деткам очень важно показывать, что игры и занятия могут быть интересными и увлекательными даже без смартфона и планшета. Данная российская разработка помогает родителям изучать с малышами цифры, буквы, звуки, части речи, профессии, окружающий мир и много остального. Все вопросы требуют внимания и сосредоточенности. Если вы знаете, что ребенок овладел материалом, то устраиваете ему импровизированный экзамен. Конечно же, лучший призом будет похвала и объятия. Для хороших результатов всегда следует мотивировать и подбадривать своего ученика.

Развитие логики у детей

Развитие памяти

Память ребенка активизируется, если он больше познает информации: читает книги, смотрит детские фильмы, общается со сверстниками, путешествует, гуляет. У деток, «запертых» в четырех стенах и постоянно смотрящих телевизор и любимый гаджет, кругозор сужается и восприятие мира и пространства искажено. Чтобы укреплять память малыша нужны постоянные тренировки. С самого раннего возраста разучивайте песенки и стихи, старайтесь проговаривать скороговорки и потешки. Безусловным лидером в этом вопросе станут книги. Пусть ребенок читает как можно больше литературы, пересказывает подробно и учится выделять главный сюжет, описывает детально героев и рассуждает об их характерах. С помощью таких занятий вы услышите, насколько правильно ваш юный читатель понимает прочитанное и дает характеристику персонажам, как он чувствует Добро и Зло.

Для малышей и для детей дошкольного и школьного возраста подойдут игры на запоминание:

  • Выложите на столе несколько предметов, дайте несколько секунд на ознакомление и спрячьте. Ребенок должен назвать все, что он запомнил. Постепенно увеличивайте число предметов.
  • Откройте шкаф или комод с игрушками, чтобы малыш все внимательно посмотрел, и закройте. Теперь его задача назвать все, что там лежит. А вы тем временем спрашивайте: На какой полочке стоит игрушка?» или « А как она выглядит? А какого она цвета?» и т.д.
  • Для этой игры лучше собрать более 3 человек. Все выстраиваются в ряд, а водящий внимательно смотрит и запоминает внешний облик каждого. Затем он выходит за дверь. Кто-то один расстегивает пуговицу или добавляет деталь туалета. Водящий возвращается и должен определить изменения.
  • Напишите на бумаге несколько сложных длинных слов. Ребенок школьник должен их внимательно прочитать, а затем повторить по памяти и написать без ошибок.
  • Придумайте 5-6 разных слов и попросите ребенка сочинить с их использованием интересный рассказ или сказку.

Придумать подобные игровые варианты довольно просто. Вполне возможно, что сами дети подскажут вам верный вариант. Чем больше вы будете проводить подобные тренировки, тем лучше окажется результат. Ребенок сможет быстрее запоминать информацию в школе, усвоит пройденный материал. Ваша задача определить, какой вид памяти у него «работает» лучше. Например, он лучше помнит, что увидел или воспроизводит без ошибок услышанное. В занятиях делайте акцент на развитие «слабого звена».

Выполнение упражнений на развитие логики у детей 5—6 лет — один из основных этапов подготовки к школе. В своих рассуждениях ребенок с ранних лет учится анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. По мере взросления дошкольника используемых им мыслительных приемов становится больше. А это значит, что логику у детей 5 лет можно и нужно развивать; правильно подобранные задания помогут улучшить показатели мышления в 3—4 раза.

Первые способности анализировать окружающие предметы появляются у малыша примерно к году, когда он с успехом собирает цветные колечки в пирамиду или, к примеру, вынимает палочки из коробки. В возрасте 5 лет ребенок уже способен справляться с задачами не только в процессе практических действий, как совсем маленькие дети, но и в уме, опираясь на логику. Мышление дошкольников можно охарактеризовать как наглядно-образное. Переход к решению задач на логику у детей 5—6 лет значительно упрощается, если малыш совершает действия не с реальными предметами, а с моделями. В качестве примера здесь можно привести процесс сбора игрушечного домика по определенной схеме или поиск вещи по плану комнаты.

К концу дошкольного периода мышление детей приобретает словесно-логический характер. Все эти важные нюансы учитывают наши специалисты при разработке заданий для развития логики у детей 6 лет. Мы стремились, чтобы упражнения соответствовали особенностям восприятия информации у дошкольников определенного возраста и при этом были увлекательными, интересными и максимально полезными. Чтобы помочь дошкольнику в усвоении информации, мы добавили картинку и озвученный текст для каждого онлайн-задания на развитие логики у детей 5—6 лет. Справляясь с упражнениями, малыш получает виртуальные награды за достигнутые результаты: кубки, медали и т. д. Они позволяют повысить интерес ребенка к самостоятельным занятиям.

Развивающие игры для детей 6 лет на логику в домашних условиях

Практически любые виды активности дошкольника, будь то лепка, рисование, чтение, общение и т. п., активизируют мыслительные процессы. Именно поэтому развивать логическое мышление можно и нужно в домашних условиях на примере самых простых и привычных ситуаций. К примеру, если дошкольник разбросал игрушки по комнате, попросите его собрать их не просто так, а сложив похожие по группам. Затем предложите малышу объяснить, почему он сделал именно так.

Навык сравнения можно тренировать и по дороге домой из детского сада. Предложите ребенку найти, чем отличаются между собой разные деревья, строения, транспорт и т. д.

Приведем и более сложные развивающие игры на логику для детей 5 лет. Прочитайте малышу сказку, а затем вместе перескажите и подробно разберите ее содержание. Затем попросите ребенка выделить, к примеру, наиболее хитрых героев. При этом обратите внимание дошкольника на то, что не все находчивые персонажи являются добрыми. С помощью подобных задач-вопросов на развитие логики дети 5—6 лет учатся классифицировать предметы и явления по переменным признакам.

Приведем еще один пример. Возьмите три игрушки: тигра, корову и зайца. Разделите их на две группы таким образом, чтобы тигр и заяц оказались вместе, а корова — отдельно. Затем предложите малышу объяснить, по какому принципу созданы группы. Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать, классифицировать, обобщать понятия.

А сделать занятия по развитию логики увлекательными вам поможет сайт «Разумейкин»!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector