Развитие мелкой моторики в начальной школе

Развитие мелкой моторики рук – это именно то, чему уделяют особое внимание и значение многие современные специалисты в дошкольных учреждениях, центрах раннего развития и в начальной школе. Этот процесс влияет на готовность ребенка к полноценному обучению и восприятию определенного объема информации. В настоящее время есть много информации для родителей, которые самостоятельно занимаются с детьми дошкольного и школьного возраста. Но вместе с тем, мало кому известно, как правильно проводить те или иные упражнения.

Для чего необходимо развитие моторики?

Ребенок, у которого она активно развивается, может легко логически мыслить. У него более развита память, воображение, внимание, речь — четкая и грамотная. Такой ребенок начинает писать и рисовать раньше своих сверстников. Активное развитие моторики помогает ученикам в начальных классах интеллектуально и быстро обучаться. Вместе с другими способностями развивается и грамотная, четкая речь, построение правильных предложение и четкое выражение своих мыслей. Многие специалисты утверждают, что мелкая моторика начинает развиваться еще у младенцев, это происходит автоматически. В этом возрасте ребенок начинает познавать разные предметы, перекладывает их из одной ручки в другую.

Развитие мелкой моторики у школьников

Особую роль в этом развитии играют наборы для творчества, которые можно приобрести в любом детском магазине, здесь. Логопеды рекомендуют регулярно проводить с ребенком пальчиковую гимнастику. Она помогает развивать воображение и память, а пальцы становятся более гибкими. Важное преимущество такой гимнастики в том, что заниматься ей можно с самого рождения, в любом удобном месте. В начале малыш может просто сжимать пальцы в кулачок и разжимать. Дети более старшего возраста с удовольствием могут показывать различные предметы с помощью пальцев.

В начальных классах есть очень важный предмет, который помогает в развитии мелкой моторики – это труд. На этих уроках дети работают с пластилином, делают аппликации. Лепка прекрасно помогает развивать интеллектуальные и умственные способности. Также в этом процессе развивается усидчивость, аккуратность, ловкость пальцев. У ребенка развивается воображение, он более четко начинает понимать формы, размеры и цвета. Рисование ладошками и пальцами, игры с мелкими предметами и крупами также развивает моторику рук.

Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет совершенствовал работу руки и пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.

Также установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.[3,21]

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. [4,8]

При наблюдении за учениками нашего класса в первой четверти, замечаем нарушение речи у 8 человек – это отклонение от речевой нормы. Это в дальнейшем препятствует речевому общению со сверстниками, они не работают на уроках или при ответе используют только односложные слова, на уроках письма отказываются писать – это говорит о том, что у учеников не развита мелкая моторика.

  • высокий уровень развития мелкой моторики (4-5 баллов) у 5 человек нашего класса;
  • средний уровень развития мелкой моторики рук (6-8 баллов) у 9 учащихся нашего класса;
  • низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у 9 учащихся нашего класса.

Выводы: Результаты обследований показывают, что уровень развития мелкой моторики у учащихся нашего класса средний и низкий. Это говорит о том, что ученикам трудно логически рассуждать, трудно запоминать скороговорки и стихотворения, так как недостаточно развита память, внимание.

Не у всех получается ответить на уроке правильно, так как не развита связная речь, многие испытывают трудности на уроках обучения письма, не умеют самостоятельно писать, а если пишут, то элементы букв и буквы не получаются или не помещаются в строчку – это говорит о том, что не развита письменная речь.

Профилактика речевых нарушений и письменной речи через развитие мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной.

Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи». Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.[1,76]

Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (штрихование, изобразительная деятельность — лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика) активно на занятиях применяли нетрадиционные методы.

Использование развивающих игрушек

Мы изготовили вместе с родителями игрушки — это герои наших любимых мультфильмов, сказок, игр, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития устной и письменной речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Ни для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с куклами, они развивают у ребенка воображение, любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью.

Пальчиковые игры с куклами-носочками

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр — проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. [5,34]

Основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью крупы, которая находится внутри куклы-носочка, данные упражнения сопровождаются стихотворным текстом или выполняются под музыку.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на уроке. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.

Ниткопись

Ниткопись — это выкладывание ниток по контуру букв, нанесенных на бархатную бумагу. Для занятий берем ворсистые нитки. Ребенок кладет на бархатный лист бумаги нитку и слегка прижимает ее пальчиками по всей длине. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов и запоминать буквы, что развивает память.

Ниткопись мы использовали на уроках обучению чтению при изучении букв, которые выкладывали при помощи ниток на бархатной бумаге.

Лунина Анна Викторовна
Детский логопед — дефектолог

Многие родители знают о важности развития мелкой моторики у детей.

Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка. Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое.

Как развивать мелкую моторику у детей, какие игры и упражнения бывают? Примерный перечень я для вас подготовила. Пробуйте со своим малышом и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык. В процессе упражнений тренируется ловкость, точность движений. Если в 5-6 лет задания даются с трудом, ребёнок избегает такие игры и задания, то рекомендую прийти на консультацию к логопеду, чтобы в школе дети не испытывали проблем с письмом. Неспособность выполнять точные движения у детей этого возраста могут свидетельствовать о нарушениях, требующих диагностики и коррекции.

От 1 года до 3 лет

массаж пальчиков, ладошек и самомассаж, включая игольчатый шарик (су-джок), массаж кистей рук щёткой для волос;

массаж кончиков пальцев бельевой прищепкой + цеплять прищепки к верёвке, на лист бумаги;

рисовать пальчиками на песке;

массаж в крупе с морской солью (высыпать в ёмкость крупу, соль) + доставать мелкие предметы из крупы и пытаться на ощупь определить предмет;

перебирать крупу (горох, фасоль, гречка, рис); раскладывать обеими руками крупу по разным баночкам;

пальчиковые игры (коза-корова, колечки, цепочки, веер, домик, ладушки и пр.) и театр теней;

перелистывание страниц книги;

перебирать пальчиками мелкие бусы;

собирать мелкие предметы по одному в горсть;

завинчивать, закручивать крышки, гайки;

строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

От 3 лет до 4-5 лет

лепка из пластилина;

растягивать резиночку пальцами одной руки;

рисование по трафаретам;

собирать крупную и мелкую мозаику, пазлы;

нанизывать бусины на верёвочку (нить);

игры с конструкторами (лего и пр.), собирать конструктор по схемам;

рвать бумагу на мелкие кусочки;

скатывать одной рукой шарики из пластилина;

застёгивать, расстёгивать пуговицы;

завязывать, развязывать узлы (можно в узлы «вплести» бусины,пуговицы).

рисование по точкам, пунктирным линиям;

собирание конструктора с мелкими деталями (лего, металлический конструктор);

штриховка, аккуратно раскрашивать цветными карандашами фигуры;

шнуровать обувь, в том числе по схемам;

выкладывать фигуры, буквы, цифры, колодец из спичек, мелких палочек;

вырезать из бумаги фигуры, резать по обозначенным линиям;

рисовать мелом (на доске, асфальте), проходить дорожки красками по заданным «маршрутам»,

вышивание на канве;

перекатывать карандаш между пальцами одной руки;

  • оригами по схемам.
  • Упражнения, которые делаются для развития ловкости пальцев, мелкой моторики, несут большую пользу для малышей, потому что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развит тот центр в мозгу, который ответственен за речь и соответственно, тем выше умственное развитие ребёнка. Чем больше вы будете заниматься этой гимнастикой, делать массаж пальцев, тем скорее ваш ребёнок овладеет речью.

    Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.

    Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.

    Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.

    Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.

    «Коза рогатая» — пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант — «козлики» — одновременно делаются рожки двумя руками.

    «Очки» — делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.

    «Зайка» — выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке — безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.
    При счёте «раз» — руки кладутся на стол ладошками, «два» — сжать кулаки, «три» — укладывает ребро ладоней.

    «Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.

    «Флажок» — выставлять большой палец, остальные сводить вместе.

    «Гнездо» — соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.

    «Корни» — тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.

    «Пчёлка» — указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.

    «Лучи солнца» — пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.

    «Паук» — сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.

    «Стол» — сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.

    «Ворота» — свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.

    «Мост» — руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.

    «Ромашка» — сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.

    «Ёжик» — соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.

    «Бочка с водой» — полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.

    «Прятки» — сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).

    «Сорока-сорока» — по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.
    Сорока сорока
    Где была — далеко
    Кашку варила

    Для родителей маленьких детей вопрос развития мелкой моторики малышей очень важен. Для этого используются разные способы, которые дают положительный эффект. Наиболее популярны среди них мозаики, пазлы и конструкторы. Для детей постарше отличным способом улучшить мелкую моторику будет вязание. Притом можно создавать своими руками изделия как спицами, так и крючком.

    Вязание с помощью крючка

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Вязание – это не только способ создавать самостоятельно интересные вещи и предметы, одежду, аксессуары, игрушки. Этот увлекательный и развивающий процесс. Можно научить вязанию крючком ребенка старше 6-7 лет. Конечно, главной пользой здесь станет именно развитие мелкой моторики. Но этот эффект не единственный.

    Другими преимуществами занятий вязанием выступают:

    1. Возможность создать хорошее настроение.
    2. Развитие усидчивости и умения завершать начатое.
    3. Стимулирование умственной активности за счет движений пальцами.
    4. Возможность самовыражения для ребенка.

    Чтобы детям было интересно учиться вязанию, пробовать новые узоры, важно грамотно подойти к вопросу выбора ниток. Например, можно заказать пряжу Пуффи. Она мягкая, комфортная, выглядит эффектно и привлекательно. Из нее всегда получаются симпатичные узоры.

    Вязание с помощью спиц

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Еще одним популярным инструментом для вязания являются спицы. Многие предпочитают именно их. Ребенок тоже может научиться управлять этими приборами. Начинать нужно с простых стежков. С получением навыков можно переходить к более сложным узорам.

    Несмотря на то что вязание спицами больше направлено на досуг пожилых людей, для детей такой процесс тоже будет полезным, интересным и приятным. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого отлично подойдет пряжа Alize Puffy, вязать из которой комфортно и просто. Дети обязательно оценят ее качество и мягкость. В чем же заключается польза вязания спицами для детей?

    Она поистине неоценима:

    • развивается мелкая моторика;
    • память становится намного лучше;
    • улучшается внимательность и концентрация;
    • ребенок учится самостоятельно изготавливать простые изделия;
    • можно подключать фантазию для вязания разных вещей;
    • активизируется работа мозга.

    Спицы нравятся многим девочкам. Научить вязанию с помощью таких инструментов дочку может мама, бабушка, родственница. Часто в начальных школах присутствуют кружки по вязанию и рукоделию. Впрочем, и мальчики иногда очень любят вязание.

    Вязание руками с помощью пряжи Ализе Пуффи

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Хоть вязание спицами и крючком до сих пор остается распространенным видом рукоделия, появляются и новые направления. Например, вязание руками. Для этого можно использовать пряжу Ализе Пуффи. Этот процесс также приносит много пользы. А научить ребенка вязать руками будет намного проще, чем крючком или спицами.

    Таким образом, вязание становится действительно интересным и полезным занятием не только для взрослых, но и для детей. Тем более, родители могут заниматься рукоделием с ребенком вместе. Это поможет не только наладить контакт, весело провести время, но и самостоятельно изготовить красивые вещи. Особенно интересным станет создание декоративных аксессуаров для дома.

    Занятия по этой программе проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или в группе до 6 человек.

    Общеизвестно, что развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики. Именно поэтому ей уделяется большое внимание весь дошкольный период.

    Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. – Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. А формирование речи способствует развитию мышления.

    Наши дети в творческой мастерской по развитию мелкой моторики

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Творческие работы наших детей

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Тренажёры -игрушки для самомассажа пальчиков

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Видео с наших занятий по развитию мелкой моторики рук

    Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

    Упражнения для развития межполушарного взаимодействия (особый раздел в программе по развитию мелкой моторике рук) улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Продолжительность занятий 50 минут. Заниматься-повторять дома необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней.

    Такие упражнения полезны всем дошкольникам.

    1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
    2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
    3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
    4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
    5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
    6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
    7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
    8. Доставание бусинок ложкой из стакана.
    9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
    10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
    11. Продевание нитки в иголку.
    12. Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
    13. Стирание ластиком нарисованных предметов.
    14. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
    15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
    16. Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
    17. Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
    18. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
    19. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
    20. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
    21. Сжимание и разжимание эспандера.
    22. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).
    23. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

    Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!

    • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
    • Пусть ребенок копирует понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
    • Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из пластилина, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
    • Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
    • Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
    • Нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков-всё это тоже рекомендуем.

    Автор: Маркелова Валентина Николаевна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ СОШ
    Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»
    Раздел: начальное образование

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального

    образования «Барышский район» Ульяновской области

    Развитие мелкой моторики рук

    методическая разработка

    Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-

    ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. —

    р а з р а б от ка

    развития мелкой моторики руки.

    В разработке включены материала из опыта работы

    Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных

    © МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района

    1. Пальчиковые упражнения………………………………6

    2. Кинезиологические упражнения……………………. 24

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как

    обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном

    развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью

    Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки

    способностей и дарований детей находятся на кончиках их

    р а з р а б от ка

    развития мелкой моторики руки.

    Актуальность данной работы в том, что подготовка

    к письму — один из самых сложных этапов подготовки

    дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,

    нервная регуляция движений.

    Основной целью дошкольных занятий детей 6-7

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Показателем готовности ребенка к будущему обучению и некоего интеллектуального развития ребенка является уровень развитости мелкой моторики его пальцев и рук. Мало кто знает, как нужно правильно выполнять эти упражнения с детьми.

    Ребенок, у которого очень хорошо развиты функции мелкой моторики, способен мыслить логически, обладает более развитой памятью и вниманием, ведет связную речь, и уже готов к письму. Учитывая все это, можно сказать, что развитие мелкой маторики рук у школьников является залогом нормального интеллектуального развития ребенка. Вместе с совершенствованием и развитием мелкой моторики развиваются также речевые функции.

    Мелкая моторика начинает развиваться уже с возраста младенца, происходит это естественным образом. Ребенок постепенно учится хватать различные предметы, после этого он учится перекладывать эти предметы из одной руки в другую, другими словами можно назвать это «пинцетным захватом».

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Существуют некоторые упражнения на развитие мелкой моторики у школьников. Одним из них является пальчиковая гимнастика. Такая гимнастика способствует развитию памяти и воображения, а кисти и пальцы рук становятся гибкими и податливыми. Это упражнение отличается тем, что им можно заниматься с ребенком практически с самого рождения. Есть игра — «1,2, 3,4, 5 вышли пальчики гулять», в которой ребенок должен самостоятельно сжимать и разжимать кулачок и отдельно пальчики. Если ребенок уже более взрослый, то задачу можно усложнить — теперь он должен будет изображать какие-либо предметы с помощью пальцев.

    Всем известно, что в начальной школе есть такой предмет, как труды. На протяжении нескольких уроков труда дети делают различные поделки из пластика, выполняя тем самым задания для развития мелкой моторики у школьников. Лепка очень помогает ребенку в развитии умственных и эстетических способностей. У него также тренируются: развитие трудовых умений, усидчивость, ловкость рук и мышцы пальцев. Занятия лепкой оказывает массу полезных действий на ребенка: он начинает более точно воспринимать формы, цвета и фактуры; происходит развитие пространственного мышления и воображения. Используя для лепки обе руки, развивается взаимодействие между собой двух рук; ребенок начинает учиться воплощать в жизнь свой замысел, развивается эстетическое чувство.

    Существует также несколько видов лепки:

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Лепка с природным материалом. Для этого можно использовать скорлупу грецкого ореха, шишки, желуди, веточки, сушенные ягоды, семечки и многое другое. Использование различных фактур развивает тактильные ощущения пальцев рук.

    Лепка с макаронными изделиями. Такой вид лепки пользуется особенной популярностью среди детей, потому что он очень увлекательный и необычный. Тут развивается как моторика, так и воображение.

    Пластилинография. Заключается в том, чтобы ребенок создавал пластилиновую лепную картину на какой-то основе, такой как картон или что-то другое. В результате такой лепки у ребенка получаются выпуклые изображения. Такая лепка снимает мышечное напряжение. Ребенок делает картинку рельефной, а это, в свою очередь, означает то, что она будет более живой и выразительной. Занимаясь пластилинографией, ребенок не испытывает перенапряжений ни умственно, ни физически.

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Лепка из шариков. Такая лепка подразумевает картинку, выложенную шариками. Каждый из этих шариков отдельно выкатывается и выкладывается, создавая какую-либо картину. Занимаясь такой лепкой, задействуются кисти рук и пальцы.

    Изобразительная деятельность также очень влияет на развитие мелкой моторики. Такой род деятельности еще называют ИЗО. Такие занятия подразумевают обучение правильно держать карандаш и кисть. С первого взгляда все кажется просто, но ведь ребенку приходится этому учиться. При штриховании и закрашивании тренируется координация пальчиков и кисти. Ребенку следует стараться соблюдать рамки контура, следует научиться проводить ровные линии слева направо, сверху вниз и снизу вверх и в других направлениях, а также волнистые и изогнутые линии.

    Рисование пальчиками является очень увлекательным занятием. Ребенок набирает краску не на кисть, а на палец и начинает им рисовать, оставляя на бумаге следы.

    Развитие мелкой моторики в начальной школе

    Рисование ладошкой. В таком виде рисования ребенок использует полностью свои кисть и пальчики. Рисование происходит путем обмакивания всей ладони (или же ее части) в краску, после его оставляет на бумаге отпечатки. А также можно попробовать разукрасить ладонь с помощью кисточки в разные цвета. Таких образом, делая отпечатки, ребенок создает различные рисунки.

    Рисование точками и штрихами. Уже понятно каким образом создается рисунок: используются различные виды штрихов и точек. Необходимо пользоваться разной силой нажима, что превосходно развивает мелкую моторику.

    Набрызг — очень веселый и интересный метод рисования. Для него необходимо набрать краску на кисть, после чего нужно ударять кистью о картон, который следует держать над бумагой, в результате всего этого, брызги, попавшие на бумагу образуют рисунок.

    Выполняя эти нехитрые упражнения с детьми дома и в школе, можно легко добиться удивительных результатов. Ребенок будет более усидчивым и восприимчивым к различным заданиям и упражнениям в классе.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector