Развитие мышления в начальной школе

Содержимое разработки

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.»

36-летний опыт моей работы показывает, что развитие логического мышления дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Цель современного образования – воспитание обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Все зависит от того, какими пользуется учитель. Я выбрала развитие логического мышления.

Термин «логика» происходит от греческого слова «логос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе.

Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является использование различных форм методов и приемов,а также определённых видов упражнений, учебных заданий, направленных на развитие всех видов мыслительных операций, решение школьниками нестандартных логических задач.

Логическое мышлениеобнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса.

В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и всё это выполняется лишь посредством умственных действий.

1. Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

2. Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).

Преподаватели среднего звена считают, что учащимся, пришедшим из начальной школы, для успешного обучения не достает целого ряда качеств. Прежде всего они отмечают низкий уровень развития речи, смысловой памяти, сформированности операций логического мышление.

Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержания обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления, это развитие идет в двух направлениях: развиваются как виды мышления, так и мыслительные операции.

Следовательно, для того, чтобы наши дети успешно учились в начальной школе с ними регулярно заниматься, развивать у них логическое мышление.

Поэтому я много работаю над этой проблемой. Отталкиваясь от данной проблемы, я поставила перед собой цель: сформировать логическое мышление учащихся, через использование различных видов заданий, загадок, кроссвордов, упражнений, логических цепочек, ребусов, логических задачек, анаграмм, шарад, игр.

Для достижения данной цели, поставила перед собой задачи:

Изучить и подобрать различную методическую литературу по проблеме.

Разработать и составить различные методические пособия, брошюры, программы рекомендации.

Использовать на практике различные задания на развитие логического мышления.

Систематически проводить диагностику, позволяющую определять уровень подготовленности учащихся.

Прогнозируемый результат:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, слова, числа.

Классифицировать предметы, слова, числа.

Определять последовательность событий.

Судить о противоположных явлениях.

Давать определения тем или иным понятиям.

Использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

Для развития интеллектуальных способностей детей следует использовать на различных этапах урока различные задания на развития логики, а так же заниматься этим во внеурочной работе, домашних заданиях, внеклассных мероприятиях.

Для использования на практике заданий требуются определенные пособия и средства. На протяжении своей работы я подобрала и использовала различные наглядные и дидактические пособия:

Схемы и таблицы;

Поставленные задачи реализовывала на уроках , классных часах, кружковой работе, внеклассной работе. Я считаю, что задания на развитие логического мышления, памяти, внимания необходимо включать в различные типы уроков. использовать их можно на любом этапе урока.

Организационный момент:

Для того, чтобы дети включились в урок, настроились на творческую продуктивную работу можно в начале урока проводить мини сюрприз, как я его называю. Небольшое задание на 1 – 2 минуты, настроить детей на работу, на ожидании от урока чего — то нового, неизвестного. Можно применять различные небольшие задания, например:

Сколько ягод в пустом стакане?

Ехал всадник на коне, сколько ног у них вместе?

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящей человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви.

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Постараюсь показать такие задания, через которые формируются коммуникативные и регулятивные УУД.

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
4 Посмотреть кому понравилось

  • Описание
  • Программа курса
  • Есть в мобильном приложении
    Белошистая А. В., Левитес В. В.

  • Аннотация
  • Программа курса
  • РПД

В данном издании рассматривается вопрос, как организовать для школьников младшей образовательной школы учебный процесс так, чтобы развить их логическое мышление. Многие существующие методики обучения логике и другим дисциплинам, таким как математика, перегружены текстовой информацией и требуют от учащихся наличия логико-понятийной базы, которая у учащихся младшей школы еще не сформирована. Авторы предлагают использовать наглядно-образный подход при составлении заданий и приводят примеры использования такого подхода вкупе с другими принципами, учитывающими особенность мышления ребенка младшего школьного возраста. Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Серия «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе издания (в том числе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам), подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах университетов. Все представленные в этой серии работы прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции.

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников
  • 279 ₽
  • 571 ₽
  • 475 ₽
  • РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов, 2020
  • РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата, 2019
  • Библиотека
  • Развитие логического мышления младших школьников
  • 2.2 Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов.

    О ведущей роли обучения в умственном развитии свидетельствует и феномен “зоны ближайшего развития”, открытый Л. С. Выготским. “Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития”. Как пишет, Л. С. Выготский, “зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в зоне созревания … Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день” [6, с. 672].

    Известный педагог П. П. Блонский отмечал связь развития мышления с теми знаниями, которые ребенок получает в процессе обучения. Он считал, что “…мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и последнее не может созреть в полной мере” [1, с. 82].

    Используя ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников, мышление детей младшего школьного возраста, однако, уже значительно отличается: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научаются управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

    Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению [4, с. 86].

    При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно [9, с. 81].

    Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

    Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

    Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно-логическое отвлеченное мышление, в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.

    На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

    По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим [4, с. 89].

    Таким образом, становится очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения.

    Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что в младшем школьном возрасте при влиянии обучения у детей формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.

    Таким образом, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. К индивидуальным особенностям мышления специалисты относят такие качества ума как: широта мышления, самостоятельность мышления, быстрота, торопливость и критичность ума. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим. Следовательно, становится явно очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения. Таким образом, у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector