Развитие наглядно образного мышления упражнения

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности. Другими словами, используя наглядно-образный мыслительный процесс, человек может переместить образ определенного предмета (например, телевизора) на любое место (например, в другую часть квартиры во время перестановки мебели), и представить, как он будет там смотреться, при этом, не перемещая его в реальности.

Наглядно-образное мышление: что это такое

Отличительной особенностью данного вида мышления является установление неординарных связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Согласно психологу Ж. Пиаже в развитии детского мыслительного процесса можно выделить следующие этапы:

  1. Практические (сенсомоторные). Ребенок от рождения и до 2 лет познает мир при помощи манипуляций с предметами.
  2. Дооперационные. Начинаются примерно в 2 годика и продолжаются до 7лет. В это время развивается речь, а также способность в уме видеть образ предмета, выполняя с ним различные манипуляции.

Развитие образного мышления происходит в 4-5 лет, когда малыши постепенно переходят при решении задач от контактного способа с предметами к работе с их образами в уме.

ВАЖНО! Наглядно-образный мыслительный процесс становится основным в возрасте 5-6 лет. В это время для решения конкретной задачи ребенку уже не нужно взаимодействовать с предметом, он может произвести все свои действия в уме, на мысленном уровне.

Развитие наглядно образного мышления

В начале дошкольного периода малыши умеют решать задачи, связанные с передвижением, применением объекта только при непосредственном контакте с ним руками. Со временем у них проявляется способность во время поиска ответа не воздействовать на предмет тактильно, а делать упор на представление его в уме.

Развитие наглядно-образного мышления возможно, если малыши могут сочетать различные части предметов, перемещать их, выделять главные признаки в уме. Уже с 4 лет у детишек полностью формируются основные функции психики, что создает базу для интенсивного развития такого вида мыслительного процесса. Именно в это время важно тренировать ребенка, а для этого разработаны специальные упражнения, которые разделяют на 2 группы:

Комбинационные

Основная их цель – позволить ребенку на базе набора определенных образов создать что-нибудь новое. Исходники могут быть самыми различными, от математических знаков, буквенных и цифровых символов, до сложных геометрических фигур.

Задачи ставятся по-разному. Можно попросить ребенка создать из цифровых и математических знаков фигурку человечка. Или предоставить полную свободу действий и посмотреть, что у него получится. К подобным задачкам относятся и задания на нахождение и восстановление недостающего элемента.

Хорошим упражнением считается игра «Шахматная доска», в которой предлагается из различных частичек создать поле, чередуя их. Можно организовать состязания на скорость и постепенно увеличивать размер полей.

Трансформационные

Цель таких упражнений по развитию наглядно-образного мышления состоит в изменении исходного, законченного образа, чтобы в итоге получилось что-то новое. Чаще всего используются упражнения со спичками. Ребенку дается образ, сложенный из спичек или палочек. Предлагается убрать несколько спичек или переложить их так, чтобы получилась новая фигура. Например, исходником является домик, из которого нужно сделать флажок, переложив палочки (спички).

Хорошо помогают скоростные задания. Участникам раздают листы с нарисованными в количестве 20 штук буквами «Ш». В качестве задачи предлагается дорисовать каждую букву так, чтобы появился новый предмет. Все 20 образов должны быть узнаваемыми и разными. После завершения времени, отведенного на задание, проводят его обсуждение по поводу узнаваемости и оригинальности созданных образов.

В качестве упражнения используют групповое рисование. При этом следует перед рисующими поставить задачу – создать нетривиальный образ. Можно немного сузить тематику и предложить нарисовать несуществующее чудовище или телефон будущего.

Для детишек можно предложить следующие упражнения:

  • нарисовать букву «Ш» и постараться повернуть ее так, чтобы получилась другая буква алфавита. Должна получиться «Е»;
  • описать каплю росы, рассвет, радугу, зубную щетку.

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции, предоставляет возможность дошкольнику усваивать общие принципы существования вещей и явлений в реальности. Уровень развитости наглядно-образного мышления, который достигается в возрасте до 7 лет, является базисным вкладом в общий процесс формирования психики.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач и т.д. Поэтому педагогу-психологу так важно проводить работу по развитию мыслительных операций у детей. Предлагаю Вашему вниманию одно из занятий, проведенное в 3 классе МОУ ЦЛПДО, с обучающимися, испытывающими школьные трудности. В ходе занятия происходит развитие мыслительных способностей у детей. Школьники приобретают умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями и т.д.

Цель занятия — развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).

Ход занятия

1. Вступительное слово психолога

Ребята, вам, наверное, не раз приходилось слышать, как вам говорят: «Подумай», «Думай лучше», «Учись мыслить самостоятельно». А если у тебя что-то не получается, то тебя спрашивают: «Чем ты думаешь?». Конечно, ты отвечаешь – «Головой». И это правильно. В голове расположен мозг, точнее – головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно. Человеческий мозг устроен очень сложно. По своим возможностям он во много раз превосходит самый мощный компьютер. Но даже взрослый на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен мозг, много остается в резерве. Поэтому, чем больше ты даешь пищи своему мозгу, тем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться думать. А помогут нам в этом специально подобранные задания.

Игра «Хлопки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, снятия возбуждения и импульсивности.

Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующий около него ребенок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, с этого места распространение хлопков по кругу начинается. Место постоянно определяет ведущий.

3. Основное содержание занятия

Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь? …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу — четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Образно – ассоциативное мышление происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова, или события.

При формировании данного вида мышления, задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации.

Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики легко учатся припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, и главное, приобретают новую уверенность в собственных силах.

Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.

Упражнение, развивающее возможности памяти «Змейка»

Возраст: от 5 лет и старше

Правила игры: двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.

Задачи в игре могут изменяться:

  • запоминание количества определенных предметов;
  • запоминание количества цветов;
  • запоминание последовательности предметов или цветов.

Варианты:

  1. Для разнообразия игры, изображения могут быть одного или разного цвета.
  2. Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько предметов было того или иного цвета.
  3. Так же «Змейка»может состоять из букв, цифр, слогов или слов.

Упражнение на развитие образного мышления «Поиск предмета»

Возраст: с 4 лет и старше

Задача: Запомнить предметы или слова в списке, после чего вспомнить их и найти на следующей картинке.

Варианты игры:

  1. Запомнить предметы. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.
  2. Запомнить какие предметы и где расположены. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.
  3. Запомнить последовательность предметов. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.
  4. Требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка. Список можно обновлять и расширять.

Художник: Матюгина Александра

Упражнение для развития образного мышления

«Слова ходят парами»

Задача: на картинке, изображены пары слов. Нужно постараться, мысленно представить связующий образ, или сюжет для каждой пары слов.
На следующей картинке- пары слов разбиты. Требуется их восстановить, вспомнив ранее представленные сюжеты или образы.

Совет: при первом выполнении задания, можно делать небольшие зарисовки.

Игра усложняется, если задание выполнять в ограниченное время.

Упражнение для развития ассоциативного мышления

Возраст: от 5 лет и старше

Цель: просмотреть по очереди все карточки и запомнить блоки какого цвета, или предметы, есть и каждого персонажа.

После чего ответить на вопросы.

Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления.

Советы: запоминая цвета карточек или предметы, используйте ассоциативное и образное мышление. Можно «привязать» цвет или предмет к изображению персонажа (одежда, грива и т.д.).

Упражнение для развития ассоциативного мышления

Возраст: от 5 лет и старше

Цель: запомнить слова каждого персонажа.

После чего ответить на вопросы с последней картинки.

Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления, а также улучшается умение фантазировать.

Советы: запоминая слова, используйте ассоциативное и образное мышление.

Лучший способ- это придумать мини рассказ, и ярким сюжетом представить его мысленно.

Чем абсурдней будет сюжет, тем лучше запомнятся слова.

Упражнение для развития образного мышления

Возраст: от 6 лет и старше

Внимание: игра требующая повышенного внимания.

Задача: на первой картинке внимательно рассмотреть все предметы, а на второй, назвать предметы поменявшие цвет.

Для усложнения задачи:

  • ограничить время запоминания;
  • увеличить количество объектов на картинке;
  • менять местами предметы на второй картинке.

Упражнение для развития ассоциативного и образного мышления

«Пары картинок (мнемотаблица)»

Возраст: от 5 лет и старше

⠀⠀
Задача: в двух столбцах, попарно изображены предметы. Постарайтесь запомнить, как можно больше пар. Далее следует само задание- требуется восстановить потерянные пары.

Совет: чтобы облегчить запоминание, мысленно связывайте предметы в один «сюжет». Складывайте рисунки в «фильм» или историю, где один объект следует за другим.

Постарайтесь для каждого предмета придумать «движение» (например, девочка скачет, рыба плещется). Объекты в «движении» легче запоминаются и их проще связать в одну историю.

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Образное мышление — это своеобразный процесс познания. Оно реализуется на основании того, что человек воспринимал раньше. Он осознаёт, что оперирует своими прошлыми воспоминаниями и восприятиями как реальными предметами.

В статье подробно рассказано, по каким причинам нужно развивать такое мышление, какие могут возникнуть трудности, а также каковы способы обучения и улучшения полученного навыка.

Для чего нужно развивать?

Развитие наглядно образного мышления упражненияЕго улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:

  • легче решать проблемы;
  • нестандартно подходить к решению вопросов;
  • успокаивать нервы;
  • чётко визуализировать образы;
  • «рисовать» нужную картинку в воображении;
  • расширять ассоциативный ряд.

Какие факторы мешают улучшению образного мышления?

Серьёзными препятствиями на пути к развитию и улучшению этого навыка могут стать:

  1. Внутренняя шаблонность и цензура.
  2. Избыток мотивации.
  3. Принятие чужого мнения.
  4. Желание быстро найти ответ или решение.
  5. Лень.
  6. Страх отличаться от других.
  7. Завышенная оценка своих идей.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком развитое критическое мышление.

Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?

Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.

Основные принципы

Развитие наглядно образного мышления упражнения

  1. Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
  2. Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
  3. Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
  4. Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
  5. Представление геометрических фигур в 3D.
  6. Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).

Самостоятельные упражнения

  1. Сбор конструктора.
  2. Игра в тетрис.
  3. Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
  4. Написать рассказ о пустом стакане.
  5. Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
  6. Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
  7. Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).

Упражнения для детей

Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Особенности для детей дошкольного возраста

Развитие наглядно образного мышления упражненияМышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:

  1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
  2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
  3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

  1. Строить башни из кубиков.
  2. Лепить куличики из песка.
  3. Не гулять всегда в одном и том же месте.
  4. Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
  5. Разбирать и собирать пирамиду.
  6. Наблюдать за действиями птиц и животных.

3 года:

  1. Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
  2. Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
  3. Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
  4. Рисовать с натуры.
  5. Рисовать абстракции.
  6. Аппликации.
  7. Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
  8. Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
  9. Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
  10. Совместное с ребёнком шитьё.

Развитие наглядно образного мышления упражненияДошкольник:

  • классификация предметов;
  • тренировка памяти;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • установка последовательности событий;
  • сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

«Одно слово лишнее»:

  • Малина, клубника, корова, боярышник.
  • Январь, март, сентябрь, куртка.
  • Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

  • как сварить суп;
  • что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения. Назвать предметы одним словом:

  • ромашка, тюльпан, роза;
  • зима, весна, осень;
  • вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

  • белый —…;
  • худой — …;
  • хороший — … .

Придумать точную закономерность:

  • птица — перья, рыба — …;
  • собака — лапы, человек — …;
  • груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

  • как лучше сорвать арбуз с дерева;
  • может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Игра « Любимая еда».

Цель: Развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Ход игры : Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Подобрать картинки с изображением домов этих животных.

Цель : Развитие мышления, внимания, речи.

Ход игры : Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

Можно предложить детям большее количество профессий, либо предложить большее количество предметов для работы.

Игра «Что лишнее».

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры : Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Усложнение : Предложить детям картинки из 6-8 предметов.

Игра «Сюжетные картинки»

Цель: Развития мышления, внимания, речи.

Ход игры: Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

Предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине.

Игра «Спрятанные картинки»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память.

Ход игры: Детям показывается картинка, на которой изображено 4 предмета, силуэты наложенные друг на друга. Ребёнок должен распознать и назвать их, а затем раскрасить.

Усложнение: увеличивать количество предметов, картинки имеют не выраженную форму. После просмотра, назвать по памяти предметы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Вакансии для учителей

Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает детям достать камушки из банок сачками и переложить их в аквариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким. Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все получается, у другого – нет. Педагог меняет им сачки, и ловким оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сачка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хочет взять, и обосновать свой выбор.

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления – это умение действовать в уме, оперируя образами представления.

Начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При решении перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соответствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь определенное представление об этом образце. В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным.

Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудности при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изображение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытаются действовать.

Задача дидактических игр данного раздела состоит в том, чтобы научить умственно отсталых детей в знакомых ситуациях оперировать представлениями и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами.

Достань шарик (занятие)

Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.

Игровые задания и упражнения для развития мышления дошкольников​

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

1. Упражнение «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

4) КНИГА И ТЕТРАДЬ

5) ВОДА И МОЛОКО

6) ТОПОР И МОЛОТОК

7) ПИАНИНО И СКРИПКА

8) ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9) ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10) ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются, в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: «Угадай слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру : вы будете начинать слово произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо;

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Например, по — лет, по — кой, по — лотенце, и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем – скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

3. Упражнение «Найди лишнее слово»

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

1) хлеб, батон, булочка, ананас;

2) утка, петух, индюк, ворона.

5. Упражнение «Подумай и ответь»

Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей, …)

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, относящиеся к искусству.

9) Назови слова, обозначающие овощи.

10) Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Упражнение «Как это можно использовать»

Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т.д.

7. Упражнение «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Это игровое упражнение способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

8. Упражнение «Бывает – не бывает»

Взрослый называет какую – нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он должен отбить мяч. Если утверждение верное, ребенок должен словить мяч.

Ситуации можно предлагать разные:

Игровые задания и упражнения для развития мышления дошкольников​

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

1. Упражнение «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

4) КНИГА И ТЕТРАДЬ

5) ВОДА И МОЛОКО

6) ТОПОР И МОЛОТОК

7) ПИАНИНО И СКРИПКА

8) ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9) ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10) ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются, в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: «Угадай слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру : вы будете начинать слово произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо;

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Например, по — лет, по — кой, по — лотенце, и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем – скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

3. Упражнение «Найди лишнее слово»

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

1) хлеб, батон, булочка, ананас;

2) утка, петух, индюк, ворона.

5. Упражнение «Подумай и ответь»

Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей, …)

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, относящиеся к искусству.

9) Назови слова, обозначающие овощи.

10) Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Упражнение «Как это можно использовать»

Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т.д.

7. Упражнение «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Это игровое упражнение способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

8. Упражнение «Бывает – не бывает»

Взрослый называет какую – нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он должен отбить мяч. Если утверждение верное, ребенок должен словить мяч.

Ситуации можно предлагать разные:

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие «коты» немного изменилось, теперь в него входит подмножество «белые коты».

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Общая идея комбинационных упражнений — дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: «Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?» Самый простой вариант здесь будет: голова это буква «О» или нолик, туловище с руками — плюсик, ноги — буква «Л». Другой вариант постановки задачи — дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример — использование для развития наглядно-образного мышления прогрессивных матриц Равена. Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений — дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами «Ш» или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача — как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква «Ш», например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу — чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

— развитие стремления к созданию новых образов,

Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Например, такие задания со спичками, как:

1) Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2) Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3) Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Упражнения со спичками способствуют развитию пространственного мышления.

Упражнения для развития логического мышления.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Для развития логического мышления можно использовать следующие упражнения:

— «Четвертый лишний». Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

— Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Психокоррекционные занятия рекомендуется проводить как индивидуально, так и в группе в зависимости от поставленных задач.

Игра «Исключение лишнего».

Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра «Способы применения предметов»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

РЕЧЬ

Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.

Упражнения направленные на развитие пассивного словаря.

Взрослый, используя ситуативные моменты , называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.

«Поручения»Игра содержит сначала одну,затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в красной шапочке; принеси куклу в красной шапочке и посади на стул».

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обозначающих качества предметов(величину, цвет конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством:

«Выбери все машинки», «Принеси все кружочки», «Выбери все синие мячики» и т.д.

Экспрессивная речь (активный словарь)

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание.Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование.Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector