Развитие нестандартного мышления у детей

Развитие нестандартного мышления у детейВсе мы: и взрослые, и дети — ежедневно выполняем множество действий и решаем массу разнообразных задач. Чтобы рутина занимала меньше времени, чтобы однотипные задачи решались быстро, многое мы автоматизируем. Автоматизировать решение задач — образовательных, рабочих, бытовых — помогают шаблоны, которые нам кто-то когда-то предложил или которые мы выработали самостоятельно. Действовать по шаблону зачастую просто и удобно. Мыслить по шаблону — опасно, а то и губительно для развития интеллекта. Чтобы обеспечить детскому интеллекту благоприятные условия для развития, важно стимулировать нестандартное мышление.

2 подхода к определению нестандартного мышления

Подход № 1: Нестандартное мышление позволяет решать задачи нестандартно.

Нестандартное мышление — это способность отказываться от шаблонов в пользу новых, порой неожиданных, необычных, креативных решений.

Подход № 2: Нестандартное мышление основано на мышлении критическом

Строго говоря, мышление критическое и мышление нестандартное — не тождественные понятия. Но область их пересечения очень велика. Человек с критическим мышлением ставит под сомнение поступающую информацию и собственные убеждения. Способность мыслить критически помогает находить нестандартные решения и выбираться победителем из нестандартных ситуаций.

3 преимущества нестандартного мышления

Преимущество № 1: Осознанность

Человек с нестандартным мышлением анализирует задачу и предполагаемый результат, рассматривает несколько вариантов решения, продумывает каждый свой шаг. Отказываясь от власти привычки, шаблонов и стереотипов, он приобретает осознанность действий и высокий уровень контроля над ситуацией.

Преимущество № 2: Эффективность

Если с раннего детства развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно, уже в младшем школьном возрасте станет очевидно, насколько более эффективно организована его жизнь. Способность расставлять задачи по приоритетам и оптимизировать варианты их решения позволяет экономить массу ресурсов: сил умственных и физических, время, финансы.

Преимущество № 3: Возможности

Нестандартное мышление у ребёнка открывает перед ним в будущем огромные перспективы. Наш мир принадлежит тем, кто умеет отвлечься от стандартов и найти нечто новое, найти новые варианты использования привычных предметов, усовершенствовать привычные формы.

Люди с нестандартным мышлением — это творцы, новаторы, авторы идей. Их жизнь насыщенна и интересна.

4 задания на развитие нестандартного мышления у детей

Задание № 1: Станьте почемучкой

Всем знакома детская способность к бесконечным «Почему?». Поменяйтесь с малышом местами, задавая вопросы ему. Пусть он смело творит, придумывая ответы «на ходу». Не критикуйте и не останавливайте его фантазию.

Пример:

Вопрос: Почему ты сейчас в красных штанишках?

Ответ: Потому что ты мне их надела.

Вопрос: А почему я тебе их надела?

Ответ: Потому что я тебя попросил.

Вопрос: А почему ты меня попросил?

Ответ: Потому что я люблю красный цвет.

Вопрос: А почему ты любишь красный цвет?

Ответ: Потому что он красивый.

Безусловно, чтобы ребёнок успешно выполнял подобные задания, вы должны уметь задавать вопросы так, чтобы тема имела развитие. Вы направляете малыша, предлагая ему проявить смекалку и находчивость, отвечая порой на внезапные, неожиданные вопросы.

Задание № 2: Сочиняйте новые сказки, используя существующие

Развитие нестандартного мышления у детейПридумывайте сказки, перемешивая персонажей, меняя сюжеты и додумывая новые окончания знакомых историй.

Неожиданное соседство героев, нестандартные сюжетные линии, интересные финалы — благодатная почва для развития креативного мышления у дошкольника.

Вы можете предлагать ребёнку нафантазировать, как развивались бы события в его любимой сказке, если бы условия немножко изменились.

Задание № 3: Играйте в ассоциации

Очень простая и увлекательная игра:

  • доступна в любых ситуациях;
  • позволяет скоротать время в ожидании;
  • помогает увлечь ребёнка;
  • развивает способность генерировать нестандартные идеи.

Суть её состоит в том, что вы говорите ребёнку слово, а малыш отвечает вам первое, что приходит ему в голову. Важно, чтобы время на раздумья было минимальным.

В более усложнённом варианте получаемые ассоциативные пары записываются, а затем проводится анализ, почему возникла такая аналогия, что общего у названных объектов.

Задание № 4: Решайте задачи на нестандартное мышление

Вы можете использовать готовые задачи из интернета и специализированных сборников или придумывать их самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что одни и те же задания можно решать по-разному, чтобы он думал над своими ответами, а не воспроизводил их по заданному образцу.

  • Меняйте условие.
  • Выбирайте задачки с подвохом.
  • Предлагайте свои варианты решения.

Умение мыслить нестандартно — не дар, а навык, который можно и нужно развивать. И кроме того, что занятия на развитие нестандартного мышления у ребёнка очень полезны, они ещё и очень увлекательны. Ваше родительство должно быть не только эффективным, но и счастливым!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Десять задач, решая которые, ребенок будет практиковаться использовать нестандартное мышление

Развитие нестандартного мышления у детей

В статье предлагаются десять задач, думая над решением которых, дети и подростки будут задействовать нестандартное мышление, т. е. стремиться к поиску новых подходов и необычных решений предложенных им ситуаций.

Задачи:

1. Человек живет на верхнем этаже очень высокого здания. Каждый день он спускается на лифте вниз на первый этаж, выходит из здания и идет на работу. Возвращаясь с работы, человек поднимается на лифте только до половины здания, а остальной путь проходит пешком. Хотя, когда идет дождь, человек поднимается на лифте на свой этаж. Почему он так поступает?

2. Человек и его сын попадают в автомобильную аварию. Отец умирает на месте, а ребенка доставляют в больницу. Когда его кладут на операционный стол, хирург говорит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он мой сын!». Как такое может быть?

3. Человек одет во все черное: в черные туфли, носки, брюки, пальто, перчатки и лыжную маску. Он идет по глухой улице, на которой выключены все фонари. Черный автомобиль едет ему на встречу с выключенными фарами, но каким-то образом вовремя останавливается. Как водитель разглядел человека?

4. Однажды Полина праздновала свой день рождения. Через два дня ее старший брат-близнец, Иван, отмечал свой день рождения. Как такое могло произойти?

5. Почему круглые крышки канализационных люков лучше, чем квадратные?

6. Человек пошел на вечеринку и выпил пунш (коктейль, который подается в больших чашах). Затем он сразу покинул вечеринку. Все остальные участники вечеринки, которые пили пунш, впоследствии умерли от отравления. Почему не умер этот человек?

7. У женщины было двое сыновей, которые родились в один и тот же час, в один и тот же день одного года. Но они не были двойняшками. Как это могло быть?

8. Есть два пластиковых кувшина (фляги), наполненных водой. Как переместить воду в бочку без кувшинов или любых разделительных перегородок и определить, какая вода из какого кувшина?

9. Можете ли вы назвать три дня подряд, не используя слова «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота» и «воскресенье»? (И названия дней на любом языке).

10. Это необычный текст. Интересно, быстро ли вы можете выяснить, что в нем необычного. Он выглядит обычно, и можно решить, что с ним все в порядке. Но с текстом действительно все в порядке! Просто он необычный. Изучите его и выясните, что в нем может быть чудного. Если вы помыслите хорошо, то сможете прийти к ответу.

Ответы:

1. Этот человек очень, очень маленького роста и достает только до половины кнопок лифта. Но когда идет дождь, человек берет с собой зонтик и с его помощью нажимает в лифте кнопку своего этажа.

2. Хирургом была его мать.

3. Дело происходит днем.

4. Во время родов мама близнецов плыла на корабле. Старший близнец Иван родился первым в начале дня 1 марта. Затем корабль пересек часовой пояс, и Полина, младший близнец, родилась 28-го февраля. Таким образом, младший близнец празднует свой день рождения за два дня до своего старшего брата.

5. Квадратная крышка люка может перевернуться по диагонали. Круглая крышка не может перевернуться. Таким образом, для безопасности и практичности все крышки люков должны быть круглыми.

6. Яд попал в пунш из кубиков льда, которые плавали в нем. Когда человек пил пунш, лед был полностью замороженным. Постепенно он растаял, отравив пунш.

7. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.) Над этой головоломкой ломают головы многие люди. Они пытаются придумывать диковинные решения, используя младенцев из пробирки или суррогатных матерей. Почему мозг ищет сложные решения, когда существует гораздо более простое.

8. Сначала воду необходимо заморозить. Затем лед нужно вынуть из кувшинов и положить в бочку. Так вы сможете определить, какая вода, из какого кувшина.

9. Конечно, можете: вчера, сегодня, завтра!

10. В тексте необычно то, что достаточно распространенная буква «а» не встречается в нем ни разу.

Памятка для родителей: «Развитие нестандартного мышления у дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_nestandartnogo_myshleniya_u_doshkolnikov.docx 17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие нестандартного мышления у дошкольников

Формирование мышления у детей – сложный процесс. Он совмещает в себе логику как основу. При этом знания, полученные при помощи различных органов чувств, также имеют большое значение для развития индивидуальной личности, не похожей на остальных.

Обычная прогулка в лесу помогает развитию детского мышления

На природе можно попробовать устроить своеобразную экскурсию. Например, найти разные растения и с помощью их описания провести некую викторину. Можно попросить ребенка определить характер каждого из деревьев. Попытайтесь рассказать сами, чтобы ребенок заметил, что они отличаются друг от друга. Одно – скорее, величаво-торжественное, другое, напротив – бесшабашно-веселое, а третье – трагически грустное. Можно сыграть в игру, пытаясь узнать у ребенка, на что похоже на то или иное растение, сравнивая его с чем-то. При этом сначала стоит спросить ребенка, а потом высказать свое предположение.

Скороговорки — веселая игра

Развитие мышления у детей непосредственно связано с соответствующим развитием его речи . Еще один вид упражнений — скороговорки. При этом важно, чтобы ребенок понял, что нужно произносить фразы не только быстро, но при этом и четко, ясно. Также можно предложить ребенку произнести одну фразу с разными интонациями. Все эти задания помогут развить речь, а также воображение, почувствовать себя свободнее, позволят не слишком бояться допущения ошибок.

Развитие мышления детей дошкольного возраста заключается не только в обогащении словарного запаса, но и развитии таких функций, как память, внимание, мышление и моторика. Обучение проходит гораздо легче, если с ребенком играют в разивающие игры .

Развитие логического мышления ребенка

Можно использовать следующую занимательную игру. Нужно найти четыре изображения каких-либо предметов, три из которых относятся к одному понятию. Нужно разложить их перед ребенком и предложить ему определить, какие подходят друг к другу и что у них общего, а также какая из них не относится к остальным и попросить объяснить почему. При этом, конечно, нужно задавать наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку правильно сделать данное упражнение.

Важно учесть особенности мышления детей дошкольного возраста, чтобы он смог научиться различать общие понятия также и при помощи мимики, жестов, любых намеков. Это позволит по-настоящему закрепить полученные знания. Подберите изображения предметов, относящихся к общему понятию, но чем-то отличающихся при этом. Эта игра развивает логическое мышление дошкольника.

Мимика и жесты в развитии мышления

Особенность в том, что кто-либо из взрослых предлагает ребенку поиграть без слов. Загадывается простое действие, связанное с каким-либо действием, при этом нужно с помощью мимики и жестов показать его ребенку. Он должен отгадать, что это. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если ребенок успешно справляется с таким заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий.

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть знакомую песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Еще одна занимательная игра. Кто-то из взрослых рисует на бумаге план комнаты, в которой вы находитесь. Далее нужно спрятать в ней игрушку и показать на плане место ее нахождения. Задача в том, что ребенок должен найти спрятанную вещь, пытаясь определить ее нахождение по схеме. Если играть на детской площадке, это сильно усложнит задачу. Игра способствует развитию у ребенка логики, ориентации в пространстве и умению работать со схемой.

Наверное, каждый взрослый замечает, что порой ответы или действия ребенка-дошкольника удивляют. При этом мамы и папыулыбаются и ловят себя на мысли, что сами они до такого не додумались бы. И чем старге становится ребенок, тем реже это случается. А ведь эту способность ребенка необходимо сохранить, чтобы воспитать в нем индивидуальность.

Вопрос, который будет главным в данной заметке, звучит так – как научить дитя мыслить нестандартно?

Большинство вещей мы, также как и наши дети, делаем по шаблону, то есть мы не задумываемся по поводу того, что пойдем, например, чистить зубы сегодня вечером. Однотипные стереотипы мышления формируются при обучении в школе. Нужно понимать, что в математике дважды два равняется четырем, в этом случае стандартное мышление помогает и является «точным», но в творчестве нужно проявлять свою индивидуальность и находить новые решения.

Дети решают творческие задачи быстрее взрослых потому, что они обладают раскрепощенным мышлением и не имеют укоренившихся стереотипов, так как у них отсутствует психологическая инерция. Основные же инструменты для развития творческих способностей – воображение и фантазия. Доказано это утверждение при помощи следующего эксперимента: близнецов развели по разным группам и предложили складывать одни и те же фигуры, но одна группа делала задание с помощью рисунка-схемы, а другая группа полагалась на свое воображение. Через месяц детям дали одно задание – сложить незнакомую для них фигуру без схемы. Первая группа не смогла справиться с заданием, так как их креативное мышление было неразвито. Дети из второй группы успешно выполнили задание.

Отличный помощник в развитии нестандартного мышления – это знаменитая игра «Робинзон Крузо».

Необходимо сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя главным героем. Робинзон (он же главный герой) попадает на необитаемый остров из-за кораблекрушения и на берег выбрасывается содержание трюмов (зависит от вашей фантазии, например, жвачка и коробки), в неограниченном количестве. Спросите ребенка, чтобы он хотел увидеть в этих трюмах, что помогло бы ему выжить на острове? Ответ может быть любой, но как все это добыть при помощи имеющихся материалов? Именно этот вопрос будет звучать из ваших уст, после первого ответа. Прислушивайтесь к ответам своего ребенка, так как они будут оригинальными и креативными. Со временем, можно сужать круг предметов, которые нужны для выживания на острове.

Игра помогает изучать свойства вещей и явлений, проводить эксперименты и моделировать. Часто мы боимся давать ребенку сложные на наш взгляд задачи, так как считаем, что они им не под силу. Некоторые вещи могут быть непонятны ребенку, но он обязательно предложит идею, которая приведет к решению.

Критиковать идеи, которые высказывает ваше чадо, не нужно. Самое главное, чтобы они фантазировали, принимали необычные решения для выполнения задач и, прежде всего, развивались.

Чем дети отличаются от взрослых? Прежде всего, тем, что их воображение не скованно никакими рамками и стереотипами. Они способны вообразить все, что угодно. В детской голове не существует ограничений и строгих определений возможного и невозможного. Зачастую мы с легким пренебрежением относимся к детским фантазиям, как к чему-то поверхностному. Зато способность взрослого человека генерировать неожиданные идеи ценится высоко. Только вот взрослому придумать что-то оригинальное куда сложнее, чем ребенку. Почему так получается, и что влияет на нашу креативность и изобретательность? Эксперты, изучающие этот вопрос, поделились своими мнениями, откуда берут начало наши творческие задатки, как можно прокачать свой креативный потенциал, как научиться думать нестандартно.

Развитие нестандартного мышления у детей
Можно ли стать креативным?

Большинство людей считают, что главным признаком нестандартного мышления является способность к инновациям и озарениям, которая позволяет генерировать принципиально новые идеи. Умение нестандартно подходить к решению задач считается каким-то особенным талантом, который дается не каждому. Такое видение ситуации часто демотивирует людей, которым хотелось бы попробовать себя в новом начинании, и они перестают размышлять о том, как видеть вещи и думать нестандартно. Но наука говорит в пользу того, что суть творческого процесса заключается не в создании нового, а в способности распознавать и видеть неожиданные связи между уже существующими знаниями и данными.

Один из культовых визионеров 21 века Стивен Джобс сам придерживался именно такой трактовки творческого процесса. «Креативность – это умение соединять вещи. Если вы спросите креативных людей, как им удалось что-то придумать, они почувствуют себя виноватыми, потому что на самом деле они ничего не придумывали, они просто увидели что-то новое», – считал Джобс.

Специалисты верят, что, как и любой другой навык, способность оригинально мыслить вполне поддается тренировке. Другое дело, что все мы рождаемся разными, и творческий потенциал, заложенный от природы, у каждого человека тоже свой. Психолог Алиса Галац объясняет на примере детей, что главное условие для продуктивного творческого процесса – это раскованное мышление, свободное от устоявшихся рамок и ограничений. Силу воздействия правил на творческий процесс также можно наблюдать, если сравнить людей творческих профессий со специалистами, работающими в «точных» сферах. Те, кто привыкли к творчеству в ежедневной работе, будут более креативны, чем те профессионалы, специфика деятельности которых требует постоянного следования установленным правилам.

Но чем бы человек не занимался в жизни, развитие творческих навыков никогда не помешает. Ведь особенно в наше время часто можно услышать фразу: «Думай нестандартно!». Современный мир требует от нас оригинальных подходов во многом.

Роль творческого мышления

Очевидно, что умение творчески мыслить является обязательным качеством для тех, кто работает в сфере культуры, искусства и коммуникаций, где способность выдавать новые идеи ценится особенно высоко. Но Алиса Галац считает, что нестандартное мышление – полезное подспорье и в повседневной жизни, и потому пригодится каждому человеку. По мнению Галац, гибкое мышление делает людей более приспособленными к жизни, помогает находить эффективные решения проблем даже в кажущихся безвыходными ситуациях. Если же смотреть на проблемы только с одной стороны, то найти для них работающие решения будет гораздо сложнее.

Практические советы для развития креативности

Есть несколько простых рекомендаций для тех, кто хочет стать креативным и научиться думать нестандартно:

  • Работайте в состоянии изнеможения

Если вам позарез нужны новые интересные идеи, доведите себя до состояния крайней усталости. Мы привыкли считать, что продуктивность процесса гораздо выше, если мы беремся за дело на свежую голову, но с творческим мышлением все работает по-другому. Во-первых, если вы устали, ваш мозг автоматически будет обрабатывать информацию гораздо эффективнее, мгновенно отделяя зерна от плевел. Во-вторых, в состоянии усталости подсознательно вы будете искать альтернативные, а не привычные подходы к решению проблем. Еще один способ, который может раскрыть творческий потенциал, это заставить себя работать в неудобное время, когда вы чувствуете наибольший упадок сил. Иными словами, если вам нужно извлечь максимум из своих творческих способностей, в первую очередь выведите свой организм из зоны комфорта.

  • Повышайте физическую активность

Занятия спортом благотворно влияют не только на тело, но и на способность творчески мыслить. Этот процесс имеет вполне научное обоснование: физическая нагрузка активизирует работу нейронов головного мозга и тем самым помогает улучшить творческий процесс. Помимо этого, нагрузка на мышцы как бы «разгружает» наш мозг и позволяет извлечь из недр подсознания неординарные идеи. Как показывает практика, физическая тренировка благотворно влияет на способность человека решать креативные задачи.

  • Добавьте немного шума

Вопреки общепринятому мнению, спокойная и умиротворяющая обстановка отнюдь не является идеальным условием для продуктивной творческой деятельности. Впрочем, не стоит впадать в другую крайность и подвергать себя шумовым атакам. Оптимальный вариант – это ненавязчивый, но ощутимый шум, например, звуки города или голоса людей. Такие шумы настраивают мозг на рабочий лад и стимулируют его на более эффективную обработку информации.

А также отлично развивает креативность курс Викиум «Творческое мышление». Благодаря ему вы сможете находить нестандартные решения, научитесь придумывать новое, существенно прокачаете воображение.

Развитие нестандартного мышления у детей

© Коллаж Анастасии Березиной

Во взрослом возрасте умение нестандартно мыслить поможет справиться со сложными задачами и в жизни, и на работе

Рассказываем, как развить в ребенке творческое начало и помочь отыскать вдохновение.

Давать вариант, а не решение

Современные наборы для творчества часто предлагают лишь один способ использования: вот тут можно сделать по схеме фею, а здесь — ежика с яблоком на боку. Это учит детей работать по инструкции, но не дает возможности фантазировать.

В отличие, например, от массы для лепки или конструктора, где можно не только воспользоваться готовыми идеями, но и придумать свои.

Создавать благоприятную атмосферу

Дети копируют нас во всем, и творчество не исключение. Когда мама рисует, папа делает коллажи, а бабушка составляет икебаны, у ребенка с большей вероятностью проснется желание придумать что-то интересное.

В качестве примера подойдут любые хобби, от выпечки пряников в форме инопланетян до вязания носков в клетку, — главное, чтобы это доставляло удовольствие вам и ребенку.

Предлагать инструменты

Не все дети активно откликаются на настойчивое «давай порисуем» и «пошли шить платье кукле». Но, когда ребенок знает, что в шкафу лежит набор глины и красивая ткань, желание творить рано или поздно возникнет.

Хорошо, если дома всегда будут краски, карандаши, клей и другие канцелярские принадлежности, а на столе родителей — принтер, позволяющий распечатать раскраску, схему, коллаж или сделанный с помощью графического планшета рисунок.

Развитие нестандартного мышления у детей

Чтобы не переживать, хватит ли краски, можно выбрать принтеры линейки HP Smart Tank: они не требуют картриджей и используют систему непрерывной подачи чернил. Стартового запаса чернил достаточно, чтобы распечатать 8000 цветных или 18 000 черно-белых страниц — даже при активном использовании этого хватает примерно на 3 года.

О том, что краска заканчивается, напоминают индикаторы. А пополнить запас проще простого (справится даже ребенок!): нужно просто залить чернила из специальных бутылочек с защитой от проливания.

Развитие нестандартного мышления у детей

Вокруг принтера создана целая экосистема сервисов для креативных идей. Например, специальное мобильное приложение HP Smart позволяет посылать файлы на принтер через любое сетевое подключение. А на портале Принтотека HP можно найти и бесплатно распечатать открытки, плакаты, поделки и развивающие материалы для детей, и коллекция все время пополняется новым полезным контентом.

НАЙТИ ИДЕИ В ПРИНТОТЕКЕ

Обходиться без шаблонов

Дети, особенно дошкольники, любят изобретать и фантазировать. Но часто эти порывы гасит реакция родителей. Это же плед, не нужно делать из него плащ! Кукла-мама не может быть в три раза меньше куклы-дочки, давай выберем другую? Пони не едят мороженое, собаки не дружат с тиграми — и вообще, пойдем почитаем энциклопедию про животных и все узнаем.

Оценивание, критика и попытки рассказать, как надо, плохо стимулируют креативность. Не стоит переживать: фантазии и выдумки не исказят картину мира и не нанесут вреда ребенку (если, конечно, речь не об изобретении пороха).

Искать нестандартные ассоциации

Кэрролловская Алиса так и не смогла ответить, что общего у ворона и письменного стола. Между тем поиск связи между двумя никак не связанными явлениями хорошо развивает креативность. Можно сделать это в виде игры в слова.

Правила простые: один говорит слово «дождь», второй в ответ называет любое другое, с которым его нужно связать. Например, если второе слово «лампа», это может выглядеть так: «когда идет дождь, солнца нет и мы включаем лампу».

Сделать игру более наглядной помогут карточки. Распечатайте на принтере несколько десятков картинок и выкладывайте друг за другом, объясняя выбор.

Делать вещи самостоятельно

В эпоху, когда в магазине можно купить все, шитье, лепка кружек или изготовление подставки под горячее превращается в творческий процесс.

Можно давать вторую жизнь старым вещам — расписать акриловыми красками тканевую сумку со стертой надписью, отреставрировать старую шкатулку, создать новый образ для старой сломанной куклы. Обычно дети очень трепетно относятся к таким вещам, даже если результат неидеален.

Расширять кругозор

Чем больше необычных и красивых вещей ребенок видит, тем больше идей у него возникает. Для этого подойдут не только картины и статуи в музеях, но и интересно оформленные парки, необычные дома и, конечно, книги, от поэзии Хармса до забавных стихотворений современной поэтессы Маши Рупасовой.

Каждый ребёнок – маленький исследователь, постоянно открывающий что-то новое в окружающем его мире. Немаловажную роль играет и креативное мышление, которое помогает ему видеть в обычных вещах нечто новое, находить необычные варианты решения проблем и повседневных задач

Развитие нестандартного мышления у детей

Ещё одним важным аргументом в необходимости развития креативности у детей является информационный прогресс. Благодаря гаджетам и открытому доступу почти к любой информации, важным качеством для детей становится умение работать с этим потоком, выделять самое важное, нестандартно и быстро выполнять поставленные задачи. Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии, а значит, оно идёт в ногу с творческим процессом. Игра – это ведущая деятельность детей, и творчество не является исключением. Его нужно рассматривать как своеобразную подражательную игру, по окончанию которой малыш получает результат, а именно продукт творческой деятельности. Также, как и взрослые, ребёнок трудиться, создаёт то, что будет оценено в окружающем мире.

Развитие нестандартного мышления у детей

В развитии креативных способностей детей дошкольного возраста важно создать положительные условия для раскрытия творческого потенциала и формирования знаний, способов действия, способностей, позволяющих им реализовать свой творческий замысел: предоставить свободу в выборе деятельности, учитывая настроения, индивидуальные особенности, пожелания и интересы детей. Ведь заинтересованность ребёнка служит решающей мотивацией в его деятельности, и творческой в том числе.
Пробудить в малыше креативную личность поможет правильно построенная работа по обогащению его творческого опыта. Полезным будет посещение творческих кружков, где в непринуждённой обстановке ребёнок сможет проявить свои потенциальные способности. Развитию креативности способствуют следующие варианты досуга:

Развитие нестандартного мышления у детей

  • нетрадиционные техники рисования (рисование по воде в технике Эбру, на специальных акваковриках, раскрашивание собранных сборных моделей из дерева, глиняных или керамических фигурок);
  • принцип интеграции (к примеру, можно объединить познавательный и творческий аспект, слепив из пластилина героев по мотивам прочитанной сказки, а затем разыграв сюжет по уже известному или даже собственному сценарию);
  • метод проектов помогает в создании ребёнком своих собственных макетов, аппликаций и поделок на основе предварительного изучения интересной для него темы (свойств воды, мира бабочек, видов транспорта и других);
  • конструирование развивает воображение и фантазию. Не ограничивайте малыша в процессе строительства, и он вас обязательно удивит своим нестандартным мышлением, ведь считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем детям;
  • головоломки помогают развивать логические способности и находить нестандартные варианты решения задач;
  • ролевые игры помогают моделировать различные жизненные ситуации, предлагают малышу самостоятельно принимать решения во время игры.

Развитие нестандартного мышления у детей

Творческие занятия содействуют формированию предпосылок основных качеств и умений креативной личности, способной активно, творчески подходить к решению задач различной степени сложности. Но главное, необходимо прислушиваться к своему ребёнку: чувствовать его настроение, оценивать темперамент, и уже в соответствии с этим подбирать методы развития воображения. Как можно больше фантазируйте с ребёнком, и он обязательно научится мыслить нестандартно!

Гошнаго Сиджах, воспитатель ДО 1,
ГБОУ г. Москвы «Школы 777
им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Сегодня все больше родителей хотят научить своих детей мыслить нешаблонно. Действительно, умение нестандартно подходить к решению той или иной проблемы очень поможет малышу и в детстве, и во взрослой жизни. Возможность посмотреть на любую ситуацию под непривычным углом дает массу преимуществ. Но как развить такие способности у своего ребенка?

Развитие нестандартного мышления у детей

Что такое креативное мышление

Жизнь современного ребенка с ранних лет связана с получением образования. При этом школьная программа выстроена таким образом, что не дает простора для фантазии. Чтобы добиться хорошей успеваемости, ученик вынужден запоминать огромное количество правил по различным дисциплинам. Будь то решение уравнений по математике или написание диктанта по родному языку – любое задание должно выполняться по общепринятому образцу, иначе школьник получит плохую оценку.

С одной стороны, подобный подход к обучению позволяет привить дисциплинированность, умение придерживаться правил, а с другой – замедляет развитие креативного мышления. А ведь именно оно очень часто предопределяет дальнейшие успехи ребенка в профессиональной сфере. Что же представляет собой креативность?

У этой функции интеллекта существует масса определений, но все они сводятся к тому, что умение мыслить креативно позволяет нестандартно подходить к решению любых задач. Именно оно дает возможность посмотреть на проблему под непривычным для окружающих углом и найти не очевидный выход из любой ситуации.

Термин «креативность» происходит от английского слова «create» – творить, создавать. И в большей степени речь идет не о создании каких-либо материальных вещей, а о генерации неожиданных, но очень эффективных идей, позволяющих преуспеть в любом начинании. Учеба, работа, повседневные дела – умение нестандартно мыслить полезно в самых разных сферах.

Вопреки этому, большинство людей ассоциируют креативность именно с творчеством, хотя это не совсем так. Между ними есть некоторые сходства, но различий намного больше. Рассмотрим самые основные из них.

Развитие нестандартного мышления у детей

Отличие творчества от креативности

Первоочередно стоит отметить, что и за творчество, и за креативность отвечает правое полушарие головного мозга. Эти функции человеческого интеллекта взаимосвязаны, и развитие одной из них положительно сказывается и на второй. Поэтому, когда ребенок или взрослый занимается рисованием, лепкой из пластилина, рукоделием, он так или иначе развивает нестандартное мышление, ведь многие виды творчества предполагают придумывание собственных уникальных идей.

Дизайнеры, художники, архитекторы, скульпторы, писатели и работники иных профессий, так или иначе связанных с творчеством, вынуждены проявлять креативность, чтобы преуспеть в своей профессиональной сфере. Именно благодаря развитию нестандартного мышления удается создать свой собственный стиль, который будет отличаться от других авторов.

Но несмотря на то, что креативность необходима для творчества, ее использование не ограничивается этой сферой. Даже в быту умение создавать неожиданные идеи очень полезно. Креативный человек способен решать какие-либо бытовые проблемы нестандартно. В тех ситуациях, где другие люди теряются, он быстро находит наиболее оптимальное решение для любой задачи.

Не менее полезен этот способ мышления и в бизнесе. В предпринимательстве креативность очень часто является синонимом успеха. Именно она позволяет найти перспективное направление, которое позволит открыть собственное дело и приумножить свои вложения.

Все это делает ее не столько спутником творчества, сколько способом укрепить свой внутренний потенциал, благодаря нестандартному подходу к решению любой проблемы. Именно поэтому развитие креативного мышления у своих детей является очень важной задачей для родителей. Но какие дополнительные плюсы оно несет?

Развитие нестандартного мышления у детей

Для чего развивать креативность и образное мышление детям

Современная школьная программа в большей степени направлена на развитие логики, устной и письменной речи, на изучение точных и гуманитарных наук. На занятиях чаще всего задействуется левое полушарие мозга, отвечающее за умение говорить, писать, считать. Правое полушарие, контролирующее фантазию, творческие способности, образное мышление, умение нестандартно мыслить, используется намного меньше.

Но развитие креативности у школьников и детей дошкольного возраста также очень важно, ведь оно дает массу преимуществ:

  • нешаблонное решение любых задач;
  • создание своих собственных идей;
  • наблюдательность и любознательность;
  • умение мыслить образно.

Это лишь основные преимущества нестандартного мышления, но даже они доказывают, что развивать его нужно каждому ребенку. Но какие методики лучше всего подходят для этой цели?

Развитие нестандартного мышления у детей

Упражнения и игры на развитие креативности детей

На просторах интернета можно найти массу упражнений, которые отлично справляются с этой задачей. Одни из них предлагают проявить фантазию и закончить какой-либо рисунок, другие учат подбирать ассоциации к словам. Игры на развитие креативности у детей дают возможность заниматься в интересном режиме. Но, несмотря на их плюсы, они имеют и свои недостатки.

Главным из них можно назвать отсутствие последовательного подхода к тренировкам. Важно помнить, что развитие любого навыка предполагает регулярные нагрузки. Если не уделять достаточно времени совершенствованию способностей своих детей, то не удастся получить видимый результат таких занятий.

Безусловно, развитие креативного мышления – очень важная задача. Но лучше выбирать такую программу обучения, которая позволяет улучшать разные функции интеллекта. Одной из самых популярных методик, отвечающих этим потребностям, является ментальная арифметика.

Эта программа позволяет научиться мгновенно складывать, вычитать, умножать и делить даже большие числа в уме. Ключевой особенностью ментальной арифметики является то, что она задействует оба полушария мозга человека – и левое, контролирующие логические и аналитические функции, и правое, отвечающее за креативное и творческое мышление. Так развитие разных областей интеллекта можно осуществлять с помощью всего одной программы.

Сегодня и малыши, и взрослые могут изучать ментальную арифметику в режиме онлайн. Для тренировок понадобится только компьютер и доступ в интернет. Теперь развитие своих способностей доступно каждому желающему вне зависимости от местоположения. Регистрируйтесь на платформе Amavit уже сейчас и откройте для себя все преимущества онлайн-обучения.

Истории-загадки, способствующие нестандартному (латеральному) мышлению подростков

Развитие нестандартного мышления у детей

В статье представлены загадки и различные нетривиальные формы вопросов, которые помогут детям подросткового возраста поупражняться в развитии нестандартного мышления, будут способствовать расширению их лексического диапазона и словарного запаса, а также просто вовлекут в интересную мыслительную работу. Важно, чтобы занятие, которые вы будете проводить с ними с использованием материала статьи, не комбинировалось ни с каким другим занятием, чтобы избежать интеллектуальной перегрузки.

Порядок действий

  • Объясните подростку (подросткам, если у вас в гостях друзья вашего сына или дочери), что вы собираетесь прочитать вслух некую странную историю-загадку, а они должны, подумав, высказать предположение о том, что же в ней происходило на самом деле.
  • Подростки могут задавать вопросы об истории, но вы можете отвечать только «да/нет/возможно».
  • Прочитайте одно из перечисленных ниже описаний (загадок) и убедитесь, что молодые люди поняли его.
  • Первый подросток, который угадает, что произошло, становится победителем.
  • Вы можете разрешить подросткам работать в парах, тройках или команде, чтобы обсуждать ситуацию и помогать друг другу.

Истории-загадки

1. Среди пшеничного поля нашли мертвого мужчину, крепко сжимавшего в руках спичку. Отчего он умер?

2. Когда Гарри приходит домой, он обнаруживает мертвую Лизу, лежащую в луже воды, и Тома, спокойно сидящего в кресле. На полу разбросано битое стекло. Тома не обвинили в убийстве. Почему?

3. Женщина живет на 30-м этаже здания. Когда она возвращается домой с работы, она обычно доезжает на лифте до 21-го этажа, а затем поднимается по лестнице на 30-й. Однако когда идет дождь, она всегда поднимается на лифте на 30-й этаж. Чем объясняется ее странное поведение?

4. Человек заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Бармен выхватывает пистолет и направляет его на человека. Человек говорит «спасибо» и уходит.

5. На траве лежат пять кусочков угля, морковка и шарф. Никто не клал их на траву, но есть вполне логическое объяснение, почему они там лежат. Почему?

6. У женщины было два сына, которые родились в один и тот же час, в один и тот же день одного и того же года. Но они не были двойняшками. Как это могло произойти?

7. На рекламном плакате одной канадской медицинской компании изображены 2 дома ночью. У первого дома горели только 2 окна, остальные были темные. У второго дома эти же 2 окна были темными, а остальные горели. Назовите 2 недуга (болезни), лекарства от которых рекламирует этот рекламный плакат.

8. Один получил свое имя за свои габариты, другой — за способность давать информацию, третий — за свою дислокацию, а четвертый и вовсе предпочитает оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Ответы

1. Мужчина летел в самолете с тремя попутчиками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четверых есть всего три парашюта и стали тянуть спички. Один из них вытянул короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

2. Лиза – это рыба, а Том – кот. Лиза плавала в аквариуме. Том играл и опрокинул его.

3. Женщина была карликом и могла нажимать верхние кнопки лифта только с помощью зонтика.

4. У человека была икота. Бармен понял это по его разговору и направил на него пистолет, чтобы испугать. Это помогло, и икота прошла – человеку больше не нужна была вода.

5. Эти предметы использовали дети, когда лепили снеговика. Потом снег растаял.

6. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.)

7. Бессонница и храп.

8. Речь идет о пальцах: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector