Развитие познавательных способностей дошкольников

Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего блога. Вчера с подругами у меня разгорелся спор: стоит ли «нагружать» ребёнка перед школой массой знаний или нужно дать им набраться сил перед одиннадцатью годами тяжёлого труда. Данная тема меня немало заинтересовала: какие изменения происходят в развитии ребёнка перед школьной порой? Какие особенности в развитие познавательных способностей у дошкольников? И как воздействовать на процесс изменений? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Немного психологии

Развитие ребёнка в данный период происходит через творческие процессы и познавательную активность. Он наблюдает за тем, что происходит вокруг него, изучает взрослых, их поведение и роли в социуме для того, чтобы «копировать» полученные навыки в своей будущей жизни. Об этом говорил ещё Лев Семёнович Выготский, выдающийся советский психолог, которого называют «Моцартом психологии».

Какова роль взрослых в этом? Мы должны играть не только роль родителей, но и помощников, миссия которых – сделать окружающий мир детей не только безопасным, но и полезным. Согласна, снизойти с небес доминирующего положения над ребёнком не просто, но без взгляда изнутри на детский мир расширить кругозор дошкольника попросту невозможно.

Александр Романович Лурия, ещё один известный советский психолог, утверждал, что в дошкольном возрасте ребёнок проводит много времени в беспрерывном общении с окружающими людьми, а также в активном взаимодействии с предметами.

Дети копируют разговоры взрослых и активно вовлекают в лексикон нечаянно оброненные ими фразы (для взрослых это отличный стимул прекратить сквернословить), с увлечением и радостью разбирают предметы (несмотря на строгие запреты), рвут бумагу и бросают кусочки на работающий вентилятор для того, чтобы понаблюдать за тем, как они будут разлетаться по комнате, пытаются беседовать с животными.

Таким образом, ребёнку нужно давать не готовые знания, а раскрывать природу вещей через проведение интеллектуальных игр и исследований.

Кроме того, в данный период идёт активное развитие речевых процессов. Заметили, как бегло заговорила девочка в свои пять лет, тогда как в четыре года она не совсем понятно формулировала свои мысли? Это ещё один вид активности, над которым нужно работать.

Правильное развитие: как, когда и сколько

Многие родители думают следующим образом: «Мы водим ребёнка в сад, пусть там его и развивают». Такое безразличное отношение к воспитанию ребёнка может сильно аукнуться в будущем. Лучше всего сесть вечерком рядом со своим сыном или дочкой, отказаться от просмотра сериала и начать занятия.

В данном возрасте дети активно развиваются через игру. Отличным упражнением на развитие мышления будет следующее. Разложите перед ребёнком листочки, на которых изображены животные по принципу «мама-детёныш» (на одной карточке изображено одно животное).

Спросите у вашего дошкольника, по какому принципу их разделили, как всех животных можно охарактеризовать одним словом, кого из животных не хватает. Во время проведения упражнений разговаривайте с ребёнком, стимулируйте его познавательную активность.

Ещё одно эффективное упражнение для развития исследовательской сферы – это «мысленный эксперимент». Разложите перед ребёнком рисунки, на которых изображены различные животные или же неживые предметы.

Он должен подумать, выбрать понравившийся ему, а затем описать один день из жизни изображённого предмета, проникнув в его суть. Выводите ребёнка на вопросы, давайте ему дополнительную информацию.

Третье увлекательное упражнение тоже связано с карточками. На них изображены различные предметы, силуэт которых напоминает фигуру. Ребёнок не только должен назвать изображённый объект и геометрическую фигуру, на которую он похож, но и нарисовать рядом с предметом фигуру.

Очередным действенным упражнением для развития логического мышления станет дифференциация объектов, изображённых на карточках, на группы по принципу «живой-неживой», а также их разбивка на небольшие группы в соответствии с определёнными признаками.

Таким образом, ребёнок сможет не только оперировать с предметами, но и узнать о них много нового. Вы научите его сравнивать их между собой, выстраивать структуру и устанавливать между ними связь. Помните, конечная цель подобных занятий: развитие у ребёнка способности самостоятельно получать знания, приводить их в систему и делать на основе полученной информации определённые выводы.

Учимся запоминать

Как и в случае с познавательной активностью, развитие памяти тоже происходит через игру. Одной из известных мнемотехник является запоминание простых стихотворений. Детям раздаются карточки, на которых подле каждой стихотворной строчки есть своя картинка.

Вспомните себя в детстве: запоминали ли вы новую информацию сразу? Нет. Детям нужно все действия, сказки, условия игры повторять по нескольку раз. Это нисколько не умаляет их возможностей: наоборот, они лучше утверждаются в приобретённых ими навыках.

Кроме того, необходимо учесть, что дети в данном возрасте хорошо воспринимают информацию не на слух, а зрительно: им нужна масса картинок и красочности – это не только привлечёт их внимание, но и заинтересует надолго.

Резюмируя прочитанное

Правильное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это залог его будущих школьных успехов и соответствие ФГОС. Будьте терпеливы, а самое главное – не ленитесь заниматься своим чадом. Думаю, такими аргументами я убедила своих подруг в том, что развивать ребёнка нужно и самим, не дожидаясь школьной поры и не возлагая всё бремя ответственности на плечи работников детского сада.

Вам понравилась статья? Ставьте лайк, и поделитесь ею в социальных сетях. До скорого свидания!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector