Развитие ребенка через игру

Развитие ребенка через игру

Каждый год летом нас начинают засыпать вопросами: “обязательно ли водить ребенка в детский сад для социализации, или обойтись развивашками?”, “как выбрать развивашки для ребенка, если есть и Монтессори, и с английским языком, и с бассейном?”, “обязательно ли водить ребенка в развивашки, или до школы можно спокойно сидеть дома?”. Давайте разбираться.

Развивашки для детей

Ах, как жаль, что не существует развивашек для взрослых! Многие дяди и тети с удовольствием пели бы песни по расписанию, кувыркались в бассейне и рисовали солнышки и домики, чтобы вывесить их на общую стену. С тех пор, как в СМИ появились публикации с рассказами об открытиях психологов и нейрофизиологов в области детского развития, идея развивать детей специальными усилиями нашла реализацию в специальных учреждениях — детских центрах и клубах. Как правило, занятия в таких учреждениях называют “развивашки”. Их отличие от детского сада заключается в не обязательном присутствии режимных моментов: сна, обеда и ужина и т.п.

Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет

Только подумайте: весь смысл развивающих занятий для детей заключается в том, чтобы помочь родителям организовать веселый и полезный досуг ребенка. Да, привлекать родителей можно различными лозунгами и смыслами: “старше трех уже поздно”, “надо растить гармоничного ребенка” и прочими. Но правда жизни в том, что чем бы мы ни занимались с детьми, любая деятельность их развивает. Особенно если в этой деятельности есть элементы новизны. Уж педагоги умеют об этом позаботиться.

Чем принято заниматься в детских центрах и клубах? Развивающие игры, в отличие от развлекательных, помогают ребенку получить новый опыт, научиться решать новые жизненные задачи, учат выстраивать коммуникацию вокруг игровой проблемной ситуации. В детских центрах и клубах малыши занимаются деятельностью, которой они не смогут заниматься дома или на детских площадках, ведь родителей с минимальной педагогической подготовкой не так много. Давайте познакомимся с играми, которые смогут вам предложить “развивашки”.

Развитие ребенка через игру

Развивающие игры для детей 2-3 лет

В первую очередь отметим сюжетно-ролевые игры. Это могут быть как классические дочки-матери, так и взаимодействие с куклой, которая приходит на занятия к деткам и дает им интересные задания.

Важны игры как на мелкую, так и на крупную моторику. Сортировать предметы, лазать, бросать мяч, прыгать через низкие препятствия не просто в компании со взрослым, но и совместно с другими малышами, координируя усилия, соблюдая очередность, проявляя терпение и демонстрируя взаимопомощь, для малышей двух лет очень полезно. Двух- и трех-летние малыши способны вырезать простые формы (полоски, кусочки) детскими ножницами, лепить из пластилина, рисовать “каляки” и тематически называть их.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Развитие ребенка через игру

Развитие ребенка через игру

Развитие ребенка через игру

Развитие ребенка через игру

Развитие ребенка через игру

Дидактические игры для детей двух лет включают ознакомление с цветом, начальные навыки счета, знакомство с животными и растениями, геометрическими формами.

Игры на развитие речи в 2-3 года направлены на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Такие игры помогают употреблять слова с правильными окончаниями, формулировать мысли, отвечать на вопросы, вспоминать синонимы.

Развитие ребенка через игру

Развивающие игры для детей 4-5 лет

Ролевые игры в этом возрасте расширяются по темам и сюжетам. Малыши способны воображать себя водителями, продавцами, врачами и действовать в соответствии с ролью. Играть в ролевые игры со сверстниками намного интереснее, чем со взрослыми дома!

Игры на моторику продолжают развивать способность лазать, прыгать, ходить задом наперед, передвигаться в разном темпе, вырезать, лепить, конструировать. В 4-5 лет ребята уже способны осваивать правила, поэтому к занятиям присоединяются подвижные игры по правилам с водящим, с использованием игровых стишков и песенок.

Дидактические игры продолжают знакомить малышей 4-5 лет с цветом и формой, учат осваивать счет предметов, выполнять простейшие математические операции сложения и вычитания по одному, расширяют кругозор и представления о мире животных, растений, профессиях и занятиях человека, устройстве Земли.

Развитие ребенка через игру

Игры на развитие речи в 4-5 лет направлены на совершенствование речи и расширение словарного запаса. Дошкольники этого возраста способны освоить сложные предложения, рассуждать на заданные темы, пересказывать услышанные и увиденные сюжеты, составлять рассказ по картине и даже сочинять простые рифмы.

Помимо развивающих игр для дошкольников детские центры с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью, ручным творчеством, английским языком, музыкальной деятельностью. Как правило, родители, которые приводят малышей на занятия в клубы, не остаются разочарованными и продолжают водить туда детей годы напролет.

Развитие ребенка через игру

Каждый ребенок рождается талантливым, а окружающий мир он начинает познавать через пробы и подражание действиям и поступкам взрослых. Именно через игру малыш постигает явления и узнает о назначении предметов, поэтому родителям так важно создавать все необходимые условия для игр, которые способствуют эмоциональному, интеллектуальному, социальному и, конечно же, физическому развитию ребенка. Важность игры для развития ребенка трудно недооценить.

Игра помогает детям узнавать себя и других, учит общаться и решать проблемы, возникающие на еще таком коротком жизненном пути, различать эмоции и чувства других людей. С полным правом можно сказать, что игра – это неотъемлемая часть раннего развития и обучения, ведь в раннем возрасте именно посредством игр ребенок получает знания, узнает о ценностях мира, причем игровые методики основаны на любопытстве, а сама игра приносит детям удовольствие.

Творческие, социальные, а также речевые навыки ребенка в возрасте 18 – 36 месяцев лучше всего формируются во время игры. Многие знания, полученные во время игр, помогают подготовить ребенка к школе. Умение слушать и рассуждать также формируется во время игр со сверстниками и взрослыми.

Роль игры в развитии ребенка:

1. Борьба с ожирением

В современном мире ожирение является одной из самых распространенных проблем среди детей. Они так зависимы от телевизора и компьютера, что подчас совсем редко выходят на улицу и практически не занимаются активной физической деятельностью. Кроме того, пристрастие детей к нездоровой пище, фастфуду, также способствует развитию проблем со здоровьем. Именно в аспекте этой современной проблемы игры на открытом воздухе, физические упражнения так важны для ребенка, во время игр он не только развивается физически, не только минимизирует вероятность ожирения, но и становится активнее, что положительно влияет и на умственную деятельность;

2. Стимулирование работы мозга

Пользование мобильным телефоном, компьютерные игры не помогут физическому развитию ребенка, а работа мозга напрямую зависит от физической активности. Поэтому так важно играть в подвижные игры, в ролевые игры с друзьями. Живое общение во время игры учит ребенка работать в группе, он узнает о моральных ценностях, психологических особенностях других людей, игры заставляют мыслить, рассуждать;

3. Формирование сенсорных и моторных навыков

Бесспорно, игра учит ребенка координировать свои движения, мультисенсорная деятельность во время игр, прежде всего, подвижных, развивает осязание, слух, зрение;

4. Обучение речи

Пение, сопровождающееся различными движениями, игры с применением рифмованных строчек развивают словарный запас ребенка, формируют речевой аппарат. Эксперты полагают, что именно в первые годы жизни ребенка очень важно много говорить с ним, петь, читать вместе. Все это способствует в последующем успешному обучению чтению и письму;

5. Создание баланса

Во взрослой жизни человека окружает множество дел и забот. Поэтому каждому родителю просто необходимо помнить о том, что детство на то и детство, чтобы веселиться.

Игры должны быть обязательной составляющей детского распорядка дня, ведь они доставляют радость. Запуск воздушного змея, классики, прятки, рисование, спортивные игры – все это должно присутствовать в жизни ребенка наряду с обучением;

6. Социализация

Игры с другими детьми очень важны, так как именно совместная деятельность является не только хорошим, но и полезным времяпровождением. Дети после 3 лет – существа уже социальные, нуждающиеся в общении с другими, поэтому игры на улице, в гостях со сверстниками очень важны для социального развития ребенка;

7. Формирование математических навыков

Обучение счету – процесс не из легких, поэтому чем раньше родители начнут знакомить малыша с цифрами, числами, тем проще ему в дальнейшем будет справляться с математическими заданиями. Обучение понятиям «короткий – длинный», «маленький – большой», самые простейшие подсчеты во время игр способствуют развитию математических навыков;

8. Поддержание активности

Во время игры дети не только учатся, но и готовят себя к вызовам взрослой жизни. Ваш ребенок будет спокойным, расслабленным и уверенным в себе, если он любит играть, ведь во время игры он сможет выплеснуть накопившиеся эмоции, сбросить напряжение. Внимание и уровень концентрации также существенно улучшаются в процессе игры. Поиграв, малыш будет готов к тому, чтобы узнавать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

На родителей и дошкольных педагогов возложена важная обязанность — формировать умы нашего будущего поколения, используя игру как способ привить нравственные ценности и другие основы детям с самого раннего возраста.

Через игру дети не только приобретают много новых навыков, но и развивают чувство собственного достоинства. Важно отметить, что родители должны научиться уважать интересы своих детей, и пусть именно детям будет позволительно брать на себя инициативу во время игры.

Совместные игры помогает развитию здоровых и долгосрочных отношений между ребенком и его родителями. Также игры помогают родителям получить представление о мыслительном процессе и интересах своего ребенка. Дайте ребенку почувствовать себя ребенком.

Игры — это не только самый лучший, но и наиболее доступный способ обучения детей, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Отметим, чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, игровой процесс обучения может включать в себя сразу несколько разновидностей развивающих игр, о которых мы сегодня и расскажем.

Развитие ребенка через игру

Игры — это не только самый лучший, но и наиболее доступный способ обучения детей, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Во-первых, ребенка привлекает сам процесс такого обучения, а значит, освоение новых знаний и навыков будет происходить непринужденно и с удовольствием. Во-вторых, развивающие игры можно с легкостью сделать своими руками, используя самые доступные подручные материалы.

Отметим, чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, игровой процесс обучения может включать в себя несколько разновидностей развивающих игр. Интеллектуальные развивающие игры способствуют развитию креативного мышления, воображения, изобретательности, а также «тренируют» усидчивость, сосредоточенность и внимательность. Активные игры развивают физически, повышают иммунитет, приобщают ребенка к спорту. Коллективные игры способствуют эмоциональной разгрузке, развивают коммуникабельность, умение организовываться и находить компромиссные решения, а также приучают к работе в команде.

С какого возраста можно использовать развивающие игры?

Вводить в жизнь ребенка развивающие игры можно с младенческого возраста. Естественно, игры должны соответствовать возрастной группе ребенка.

    Для самых маленьких рекомендуются детские игры, развивающие осязание, зрение и слух (подойдут игры с погремушками, блестящими бумажками, игрушками-пищалкам и т.д.).

Развитие ребенка через игру

Не стоит забывать и о том, что благодаря техническому прогрессу сегодня у детей имеется разумная альтернатива традиционным настольным забавам, конструкторам и пазлам. Речь идет о различных on-line играх и обучающих программах. Помимо того, что on-line игры интересны, красочны, разнообразны и способны удовлетворить любые вкусы, они тренируют память, внимание, реакцию, заставляют думать и анализировать. Кстати, играя и развиваясь ребенок одновременно с этим в совершенстве овладеет компьютером, без которого в современном обществе прожить достаточно проблематично.

Развитие ребенка через игру

Какие развивающие игры для чего?

Психологи считают, что игрушки принимают непосредственное участие в формировании жизненного пути маленького человечка, оказывая влияние на его сознание и отношение к миру. Ну а поскольку каждый родитель хочет, что его ребенок в будущем был счастливым и добился успеха, спрос на развивающие игрушки, способствующие гармоничному развитию ребенка, с каждым днем возрастает все больше и больше. Однако многие родители сталкиваются с определенными трудностями при выборе развивающих игр, поскольку не знают, какие игрушки для чего предназначены.

Погремушки, кубики, матрешки, пирамидки и пр. – развивают слуховое, зрительное и пространственное восприятие, тактильные ощущения и внимание малыша, знакомят с цветовым рядом и разнообразием форм и размеров.

Головоломки, пазлы, лото, «Кубик Рубика», конструкторы и т.д. — игрушки, ставящие более сложные задачи, помогают развить у ребенка пространственное и логическое мышление, аналитические способности, усидчивость, внимание, мелкую моторику, наблюдательность, воображение и комбинаторные способности.

Развитие ребенка через игру

Подготовить ребенка к школе помогут «Букварь», различные наборы, обучающие правилам дорожного движения или этикета, счетные палочки, научно-познавательные настольные игры, обучающие карточки с красочными картинками и т.д. Незаменимым способом подготовки ребенка к школе также являются ролевые игры, в которых будущему школьнику отведена роль учителя. Поэтому дошкольник обязательно должен иметь ручки/карандаши, тетради/альбомы, детские энциклопедии и, конечно же, собственный рабочий стол.

Развить у малыша творческие способности помогут краски, аппликации, фломастеры, пластилин, наборы для творчества (например, для бисероплетения или поделок из гипса), а также самые разнообразные материалы и предметы, которые можно собрать на улице во время прогулки (шишки, листья, коряги, камешки, желуди и т.д.)

Куклы, плюшевые мишки или машинки приобщают ребенка ко «взрослым» действиям (таким как правила поведения в обществе, хорошие манеры, оказание первой помощи). Ну а профессиональные игровые наборы (например, набор юного парикмахера или юного милиционера) помогут малышу определиться с тем, какую профессию он в будущем выберет.

Физкультпривет

Очень важно заботится не только об интеллектуальном и творческом развитии своего ребенка, но и о его физической подготовке. Подвижные игры на свежем воздухе развивают подвижность, ловкость, дух соревнования, а также пробуждают у ребенка интерес к активному образу жизни, который является залогом хорошего настроения и здоровья каждого человека.

При этом совсем не обязательно записывать ребенка в дорогостоящие спортивные секции (если, конечно же, ваш малыш не мечтает о карьере профессионального спортсмена). Родителям достаточно просто проявить инициативу, и собрать команды из детей, которые живут в одном дворе с вами или учатся с ребенком в классе, и предложить им поиграть в футбол, в старинную русскую игру «Лапта» или в «Козаки-разбойники». Кстати, вашему ребенку очень понравиться, если вы не ограничитесь ролью пассивного наблюдателя и примите самое активное участие в детских забавах.

Развитие ребенка через игруРазвитие ребенка, будь оно интеллектуальное, эмоциональное, физическое, зависит от его способности познавать окружающий мир. И здесь на первый план выходят игрушки. Ведь это они в удобной, доступной и приятной для ребенка игровой форме помогают сформироваться ему как личности.

Сегодня детские магазины с игрушками кажутся сказочным чудом, где существуют белочки, зайчики, мишки и другие зверушки, куклы и машинки. Конечно, для развития ребенка детские игрушки купить нужно, даже необходимо, только вот делать это надо умеючи.

Видится важным, чтобы каждая игрушка соответствовала детскому возрасту. Ведь возрастной период характеризуется получением определенных навыков.

Так ребенку до года необходимо развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику. Поэтому игрушки должны быть яркими, звучащими, сделанными из пластмассы, резины, других материалов, мягкими, хрустящими.

У малыша до двух лет уже просматривается пространственное воображение и интеллект. Соответственно игрушки такие же, из них можно что – то построить, сложить. Это разные пирамидки, кубики, формочки. Весьма полезны в этом возрасте и такие игрушки, с помощью которых можно освоить принципы движения и другие физические характеристики, то есть катающиеся и двигающиеся (машинки, коляски).

Возраст от двух до трех лет предполагает уже усложнять игрушки, складывающиеся и двигающиеся, хотя по-прежнему малышей интересуют мячики и машинки, конструкторы и пирамидки.

После трех лет начинается увлечение ролевыми играми: играют “в пожарного”, играют ”в доктора”.

Не чураются и разных музыкальных инструментов, всего того, что помогает развивать мелкую моторику и слух. А фигурки из наборов, животные и предметы с различными формами и окраской позволяют сформировать у ребенка представление о цветах и прочих предметных характеристик.

У детей между четырьмя и пятью годами сильно развивается чувство привязанности (куклы, машинки) и желание творить. Именно в этот момент им необходимы краски, пластилин, фломастеры, карандаши.

Пятилетний ребенок становится более взрослым, проходит фазу социальной адаптации. Посему и в играх участвуют целые игрушечные коллективы: группы зверей, детский садик. Не прочь он выступить и в качестве ”режиссера” в каком-нибудь театре кукол.

И, наконец, дети старше шести лет играют в более серьезные и сложные игры. Они уже могут тренировать внимание и память, им проще усидеть на одном месте. Поэтому и игры соответствующие: интересные, увлекательные, умные. А кое-кто даже собирает модели самолетов, кораблей, машин.

Детские игрушки купить несложно. Только будьте очень внимательными, ведь сегодня так много подделок и некачественной продукции.

Из опыта работы. О пользе игры в развитии детей дошкольного возраста

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира — остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых — воспитателей и родителей — на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.

Родители — первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие — вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта.

Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это — все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребенка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память.

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых — сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.

Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения — от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Характерными особенностями игры являются:

— выполнение разнообразных практических действий;

— широкое использование дидактического материала;

— выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

— не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.

Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные — все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector