Развитие речи детей 5 6 лет

Характеристика развития речи детей 5 – 6 лет

На данном этапе речевого развития дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения:

  • Не всегда четко произносятся шипящие звуки.
  • Звук Р заменяется звуком Л или Й.
  • Звук Л заменяется звуком ЛЬ.
  • В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.

Развитие словаря детей 5-6 лет

  • Дети употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов.
  • Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду.
  • Употребляют точно по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.

Развитие грамматического строя речи детей 5-6 лет

  • Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает.
  • Оформляя фразу, ребенок использует такие основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы.
  • Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

— книги для детей: какие книги читать детям.

— закаливание солнцем: полезные рекомендации по сохранению здоровья ребенка и взрослых.

Развитие связной речи детей 5-6 лет

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения.
  • Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете.

Советы родителям по развитию речи детей шестого года жизни:

— посещайте вместе с ребенком театры, выставки, ездите на экскурсии. Обязательно спрашивайте мнение ребенка по увиденному, пусть он поделится с вами впечатлением, задавайте вопросы, рассказывайте сами о том или ином событии.

— читайте ребенку художественные книги, сказки, поучительные рассказы. После прочтения побеседуйте с ребенком, задайте вопросы по прочитанному, спросите мнение ребенка, как он поступил бы в той или иной ситуации. Объясните значение непонятных, новых слов ребенку.

— попросите пересказать рассказ. Следите за последовательностью и логичностью рассказа.

— Попросите ребенка составить рассказ по 1 — 3 сюжетным картинкам (конспект занятия подробно расписан в статье «Развитие речи детей 6-7 лет»(ссылку смотрите ниже)).

— играйте с ребенком в игры по развитию словаря, например в такие как: каких домашних/диких животных ты знаешь? Назови какую ты знаешь летнюю/зимнюю одежду и т.д. Играть с ребенком можно по принципу игры «съедобное-несъедобное».

Игры на развитие речи ребенка 5-6 лет:

1. Взрослый называет ряд существительных слов, среди которых ребенок определяет и называет лишнее и объясняет почему оно лишнее:

Кукла, мяч, песок, ведро, юла.

Шкаф, диван, стол, кресло, ковер.

Яблоко, абрикос, помидор, слива, груша.

Олень, свинья, корова, лошадь, баран.

Фасоль, василек, тюльпан, мак, роза.

2. Взрослый называет ряд прилагательных слов, среди которых ребенок определяет и называет лишнее и объясняет почему:

Печальный, грустный, глубокий, унылый.

Звонкий, отважный, храбрый, смелый.

Красный, зеленый, желтый, сильный.

3. Скажи чем отличаются предметы?

Стакан и чашка; груша и яблоко; миска-тарелка; тыква-помидор; свитер-кофта; собака-волк и т.д.

4. Назови, что общее у двух предметов:

Огурца и помидора (овощи); тюльпана и ромашки (цветы); собаки — слона (животные); свиньи — коровы (домашние животные); кузнечика — бабочки (насекомые). Часто дети начинают перечислять общие признаки предметов (например: у тюльпана и ромашки есть стебель, листья, корень и т.д. взрослый не должен прерывать резко ребенка, а должен подвести ребенка к обобщающему слову, попросив ребенка назвать все одном словом).

5. Назови, что общего у трех предметов:

Шар-солнце-мяч; ваза-чашка-тарелка; крокодил-трава-лист.

Интересные статьи:

  • Развитие речи детей 6-7 лет: характеристика развития речи, приемы и методы, конспект развития речи детей по сюжетным картинкам.
  • Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности и рекомендации по воспитанию детей с учетом типа темперамента.
  • Ребенок ворует: почему ребенок ворует, причины, как отучить ребенка от воровства.

04.09.2015 , Нормы развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

Развитие речи детей 5 6 лет

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Развитие речи детей 5 6 лет

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей 5 лет

  1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
  2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
  3. Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
  4. Составляет ли по картинке рассказ?
  5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
  6. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.

Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

Развитие речи детей 5 6 лет

В этом вам помогут следующие упражнения:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  1. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  1. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
  1. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Чем ближе дело идет к школе, чем больше родители начинаются задумываться, нормально ли развит их чадо по всем показателям. Сегодня мы освятим один из критериев нормального развития и поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 5 лет.

Особенности речевого развития данного возраста

Хочется начать с того, что если ребенку уделялось должное внимание и интерес к его становлению, то речь пятилетнего малыша практически не отличается от взрослой.

Если же нет, то у вас есть два года перед школой на исправление своих ошибок и занятия с преподавателем. В ином случае, к тому времени, когда нужно будет идти в школу, вы столкнетесь с большими проблемами.

Развитие речи детей 5 6 летСловарный запас этого возраста включает в себя уже более 3000 слов. Малыш хорошо знаком с обобщающими словами и правильно их употребляет. Он способен назвать не только предметы, которые встречаются в быту, но и поговорить о достаточно отвлеченных вещах.

Дети уже накапливают к это времени достаточно опыта и знаний, чтобы обсудить и взрослые темы в своем понимании. Например, такие как вселенная, взаимоотношение людей, дружба и т.д.

Так как речевой аппарат считается абсолютно сформированным к возрасту 6 лет, то в произношении допускается все меньше ошибок. Если их и можно встретить, то, наверняка, это будут малознакомые и многосложные слова. Теперь чадо способно заметить ошибки не только у окружающих, но и у себя самого.

Предложения в речи более сложные, полные и развернутые. Грамматические формы в основном всегда согласованы и правильны, однако могут встречаться ошибки, например, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, «котенков» вместо «котят».

Нормы речевого развития

Развитие речи детей 5 6 летК пяти годам диапазон развития связной речи достаточно широк. Он может начинаться с монотонной и односложной речи дошкольника, родители которого не занимались с ним, и заканчиваться способностью сочинять сказки и говорить наравне со взрослыми.

Все же есть критерии, исходя из которых можно определить те самые нормы.

  1. Практически полное отсутствие грамматических ошибок.
  2. Развитая артикуляционная система и правильное произношение.
  3. Верное ударение в словах, за исключением незнакомых.
  4. Развернутые ответы на вопросы.
  5. Способность составить рассказ по картинкам, додумать конец истории самостоятельно, сочинить сказу, пересказать прочитанный рассказ.
  6. Умение дать широкое описание предметов, напоминая многие его качества.
  7. Способность классифицировать слова по группам. Например, клубника, малина, смородина, черешня – это ягоды.
  8. В предложениях используются все части речи, в том числе причастные и деепричастные обороты.
  9. Умение контролировать темп и громкость речи.

Симптомы задержки развития речи в 5 лет

К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

  1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
  2. Его произношение непонятно.
  3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
  4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
  5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
  6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка

Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.

  1. Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
  2. Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
  3. Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
  4. Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
  5. Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.

Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.

Как развивать речь в 5 лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

ЛЕКСИКА

В речи ребенка этого возраста появляются собирательные

существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц,

предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут

употребляться во множественном числе.)Например: родня, детвора, листва,

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние

предметов (деревянный, замѐрзший. ), а также отвлечѐнные, абстрактные

понятия (добрый, душевный. ).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например:

«транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет,

вертолет. ), водный(катер, паром. ),наземный (автобус, поезд. ), подземный

— о сезонных изменениях в природе;

— о выращивании овощей и фруктов;

— о лесных ягодах и грибах;

— о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

— о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади. ) и времени (вчера,

— названия месяцев, дней недели, части суток;

— название своей страны и столицы государства;

— географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

— правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,

— правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

— правильно согласовывает в речи существительные с числительными

(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

— согласовывает прилагательные с именами существительными в роде

числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

— образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи,

— правильно по смыслу применяет все части речи.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут

пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной

из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые,

и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют

развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они

касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых

для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного

«поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это

новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности

артикуляционного аппарата (губ, языка, щѐк, мягкого неба, нижней челюсти)

к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько

интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша

речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи

(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,

предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как

правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только

средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно

заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку

поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от

совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте

внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно

использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно

использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В

литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,

разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые

игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши

свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите

нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию

речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не

передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали

эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом,

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень

любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не

торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить

произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться

внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних – это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

  • контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
  • усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
  • выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
  • овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение

диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

  • всестороння работа со звуком;
  • знакомство с образом буквы и закрепление его;
  • формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Речь является одним из самых важных направлений психического развития малыша. К возрасту 5-6 лет речь обычно уже довольно хорошо развита. С малышом можно Развитие речи детей 5 6 летразговаривать, его предложения эмоционально окрашены, используются все части речи. Конечно, необходима практика. Родители должны уделять достаточно внимания речевому развитию детей в этот период.

В этом возрасте развитие речи продолжается, и малышу еще многое предстоит выучить. Сейчас главное – стимулировать его на беседу с родителями и другими детьми. Так проходит обмен речевым опытом. Кстати, следует обратить внимание на ваш тон, манеру речи, выражения. Малыш все это запоминает очень быстро.

Лексика лечи

Усвоить достаточный набор слов и выражений несложно. Малыш долгое время слушал, выучил связь между объектами и его названиями. Уже к 5-6 годам он связно разговаривает. Теперь все чаще используются прилагательные, Развитие речи детей 5 6 летхарактеризующие:

  • цвет;
  • текстуру;
  • размер;
  • эмоции.

К этому возрасту лексикон становится богаче. Это уже не простые предложения из существительного и глагола. Дети активно расширяют свой лексикон посредством общения. В детском садике, на площадке они учат друг друга новым словам. Это положительный эффект от коммуникации.

Сейчас кроха активно использует собирательные существительные (например «родители», «листва», «детишки»). Уже проявляется способность к обобщению: малыш понимает, что автобус, трамвай, самолет, поезд можно коротко назвать одним словом «транспорт». У детей развито логическое мышление, которое дает возможность подбирать слова.

Сейчас в лексикон малыша входят понятия о:Развитие речи детей 5 6 лет

  • семье, близких, их профессиях;
  • временах года, сторонах света, городах;
  • растениях, животных, грибах, ягодах;
  • сказочных персонажах;
  • транспорте, автомобилях;
  • предметах обихода.

Чем больше вы гуляете, посещаете детские центры, театры, интересные места, тем больше новых слов узнают дети.

Грамматика

Грамматически речь становится более правильной. Детям уже проще менять окончания, использовать окончания существительных разного рода и падежа.Развитие речи детей 5 6 лет Они хорошо используют притяжательные прилагательные в устной речи.

Это говорит о том, что психическое развитие идет нормально – малыш адаптируется к обществу. В 5-6 лет дети способны связно выражать чувства, эмоции. Они могут пересказать сказку, составить небольшой рассказ из 40-50 простых предложений.

Звуки

С произношением звуков могут быть проблемы. В основном все звуки уже произносятся правильно, но со сложными рычащими и шипящими могут возникнуть затруднения.Развитие речи детей 5 6 лет Хотя какие-то из них совершенно не вызывают опасений, например [щ].

Малышу нужно будет проходить проверку в 4 и 6 лет. Если есть реальные проблемы, то придется пройти лечение у дефектолога или логопеда. Большинство звуков родители могут просто четко проговаривать, и со временем звукопроизношение у детей нормализуется.

Как разговаривать с детьми?

Стоит запомнить всего несколько простых правил, которые ускорят нормальное развитие речи:

  1. Сейчас с детьми нужно говорить нормально, без выдуманных слов.Развитие речи детей 5 6 лет
  2. Если что-то не понятно, объясняйте, а не упрощайте свою речь.
  3. Избегайте нецензурных слов: дети их запомнят и будут использовать.
  4. Больше читайте вслух.
  5. Просите малыша пересказывать сказки, фильмы, мультики.
  6. Обязательно исправляйте грубые грамматические ошибки, обращайте на них внимание малыша.

Очень скоро малышу придет время идти в первый класс, и к этому моменту речь должна быть хорошо сформирована. При грубых ошибках или отставании в речевом развитии у него могут возникнуть проблемы с поступлением в школу.

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Дни недели

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».

◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

◈ Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

◈ Начните предложение со слов «Если я. ». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы.

♦ Если я соберу свои игрушки.

♦ Если я выйду летом в пальто.

♦ Если я лягу спать в одежде.

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой.

◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Угадай сказку

◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Вариант 1

◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Сказочные страны

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Противоположности

◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Бессмыслица

◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.

◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.

Игры для развития речи у старших дошкольников 5-6 лет

Я речка, а ты рыбка

Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом или явлением, задача другого участника игры — продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я — дом». «А я — дверь». «Я — замок», «А я — ключ и т.п.». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд.

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.

Я целое, а ты — часть

Вы называете предмет, а ребенок — одно из его составляющих. Например: «Я — солнце», — «А я — лучик». «Я — дождь», — «А я — капля» и т.д. В дальнейшем можно немного изменить игру, вы говорите: «Я — колесо», — ребенок должен назвать предмет, частью которого является колесо: «А я — велосипед». «Я — пальчик», — «А я — рука» и т.п.

Где спрятался звук

Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук А (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части спрятался звук — начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где звук А прячется в середине и т.п.

Ну, пожалуйста!

Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево — на улице, противоположная стена — дома). Ограничивающим передвижение условием является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово, словосочетание или предложение: пожалуйста, на здоровье, будьте добры и т.п.

День рождения куклы

У куклы Юли — День рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на День рождения надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок,

подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать, почему выбран именно этот подарок. Озвучивать гостей вы можете поочередно. Помогайте малышу составить подробный рассказ о подарке его героя, следите за правильностью речи ребенка, побуждайте его употреблять различные эпитеты, сравнения. «Юля, поздравляю тебя с Днем Рождения! Я дарю тебе зеленый фломастер, ты же любишь рисовать. Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.

Превращение слов

«Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы?». Расскажите ребенку эту сказку и вместе с ним «додумайтесь»: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс -ик. Дом — домик. Попробуйте «уменьшать» другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что-либо: дом — домище, хвост — хвостище и т.п.

Ассоциации

Назовите любое слово и предложите ребенку придумать другие слова, ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например: лягушка

— болото (место обитания);

— мошки (способ питания);

— квакушка (издаваемые звуки);

— кузнечик (цвет, способ передвижения, одноименная детская песня);

— утки (по сюжету сказки «Лягушка-путешественница») и т.п.

Подбери рифму

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса «Очень- очень вкусный пирог», делая паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая малыша подобрать его самостоятельно.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе . (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый . (пирог).

Пирог, ножи и вилки туг —

Но что-то гости . (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек . (проглотил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту . (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек . (не нашли).

Вместе со стихами известных детских поэтов включайте в игру простые двустишия или четверостишия собственного сочинения.

Назови мои действия

Предложите ребенку понаблюдать за вашими действиями и затем перечислить их по памяти, например: «Ты включила свет, села на диван и взяла книгу». «Папа взял отвертку, нашел колесо и починил мою машинку».

Услышь неверное слово

Вы произносите несколько раз какое-либо слово, неожиданно для ребенка, вставляете другое слово, похожее на первое. Задача малыша — услышать и назвать вставленное слово. Например:

— Роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, роса.

Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку придумать ряд таких слов.

Раздели на слоги

Договоритесь, что вы будете произносить слово, а ребенок — делить его на части, хлопая в ладоши. Следите, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в слове. Если ребенок ошибается, произносите слова ритмично, выделяя каждый слог. Начните с двусложных слов, далее подбирайте слова с большим количеством частей.

Если…, то…

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предложите продолжить ваши высказывания. Следствие:

Если в воду добавить сахар, то.

Если в комнату принести снег, то.

Если съесть много мороженого, то. и т.п.

Девочка идет в школу, потому что.

Мальчик заболел ангиной, потому что.

Дождь пошел, потому что. и т.п.

Чем было? Чем станет?

Поочередно задавайте друг другу вопросы, называя какой-либо, ответы на которые должны пояснять, чем был предмет в прошлом:

Кем был цыпленок? — Яйцом.

Чем была тетрадь? — Деревом.

Кем была корова? — Теленком и т.п.

Второй вариант игры — что чем станет?

Кем станет девочка? — Девушкой, женщиной.

Чем станет снег? — Водой.

Кем станет поросенок? — Свиньей и т.п.

Что? Кто?

Обсудите с ребенком тему «одушевленное — неодушевленное». Расскажите ему, что все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые — «Что?». Предложите поиграть в игру: вы задаете вопросы, а малыш, подумав, на них отвечает:

Кто плавает? Что плавает?

Кто вырос? Что выросло?

Кто большой? Что большое?

Кто рисует? Что рисуют? И т.п.

Найди общее

Предложите ребенку найти общее между двумя не связанными между собой предметами, например, стул и велосипед: и то и другое сделано человеком, оба имеют сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из нескольких скрепленных между собой деталей и т.д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечисляйте общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце игры фишки подсчитываются. Обладатель большего их количества становится победителем.

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —- легкий, пушистый — гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка)

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Характеристика речи старшего дошкольника

Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Цель: Познакомить и закрепить представления детей о навыках поведения в разнообразных ситуациях, активизировать познавательную деятельность учащихся

Задачи:
– учить строить короткий рассказ, рассуждать, обосновывая свои суждения;
– формировать умение давать оценку поступкам героев, своим поступкам;
– воспитывать навыки доброжелательного взаимодействия в коллективе сверстников

Оборудование и материалы: игрушка Гномик, тематические картины: “Приветствие”, “Правила поведения в транспорте”, “Идем в театр”; билеты, игрушечный руль.

Возраст детей: 5–6 лет.

1. Вводная часть.

– Сегодня к нам на занятие пришел Гномик. Он не умеет читать и многого еще не знает. Ему очень хочется быть хорошим, культурным, вежливым. Но он не знает, как стать таким. Поможем ему, дети? (Ответы детей.)
– Вначале нам нужно Гномика поприветствовать. Как мы это сделаем? Какие слова– приветствия вы знаете? (Ответы детей.)
– Говорить людям “Здравствуйте”, значит желать им здоровья.
– Всем ли можно говорить слово “привет”? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

1. Рассматривание картины.

– Посмотрите на картинку, хорошо ли, что мальчик не поприветствовал своих соседей по дому?
– Как вы считаете, кто первым должен поздороваться: младший со старшим, или наоборот? Правильно, младший по возрасту первый приветствует старшего; мальчик – девочку, а мужчина – женщину.

2. Чтение стихов– приветствий

– Утром улыбку я маме дарю.
Доброе утро! – всегда говорю.

– Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: “ Добрый день!”

– А вечером при встрече
Скажу я: “ Добрый вечер”

– Я Настю знаю с малых лет.
Ей весело скажу: “Привет!

– “Здравствуйте” – это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!

3. Сценки “В трамвайчике”.

Разыгрывание сценок поведения в транспорте детьми.

– Где нужно вести себя правильно? Посмотрите на картинки, как бы поступил мальчик, если бы он был вежливым и воспитанным?
– Кому нужно уступать место в транспорте?
– Можно ли в салоне автобуса есть мороженое? Объясни свой ответ.
– За плечами у мальчика рюкзак. Как ты считаешь, мешает ли он пассажирам?
– Пофантазируйте, куда едут люди?
– Мы сегодня с вами отправимся в театр.

4. Физкультминутка. Игра “ Вежливый трамвайчик”.

(Звучит веселая музыка.)

– Мы поедем на вежливом трамвайчике. Но поедет тот, кто знает вежливые слова. Билеты выдаются не за деньги, а за вежливые слова.

(Дети встают друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Под музыку дети передвигаются по комнате.)

5. Упражнение Театральные секреты”.

– Гномик очень хочет сходить в театр, мы ему расскажем театральные секреты, как нужно себя вести в театре.

В театре всегда ходи опрятным,
Причесанным и аккуратным.
Коль вежливым себя считаешь,
То на спектакль не опоздаешь!
Это даже маленькие знают :
Куртки в гардеробе оставляют.
Во время спектакля другим не мешай
И громко с соседкой своей не болтай!
Воспитанным детям пора это знать:
Во время спектакля не нужно жевать!
В антракте ты сможешь зайти в буфет,
Чтоб чаю попить и покушать конфет.
Окончен спектакль,
Не спеши убегать!
Приятно актерам
“Спасибо!” сказать.

– Можно ли есть во время спектакля?
– Что такое антракт? Для чего он нужен?
– Хорошо ли поступает мальчик, бросая бумажки на пол?
– Мальчик пробирается на свое место спиной к зрителям. Вежливо ли это?
– Как правильно проходить к своему месту?

6. Упражнение “Театральные добавлялки”

– Отгадайте добавлялки и узнаете, как отблагодарить артистов за спектакль.

– Если спектакль был яркий, хороший,
В знак благодарности хлопай в …(ладоши).

– Будет приятно артистам, коль ты
После спектакля им вручишь …(цветы).

– За то, что спектакль таким был красивым,
Скажи поскорее актерам…(“спасибо”).

3. Заключительная часть.

– Какие вежливые слова вы знаете?
– Как нужно вести себя в транспорте?
– Что нельзя делать во время спектакля?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector