Развитие сенсорики

Развитие сенсорики

Сенсорное развитие ребенка – первый кирпичик фундамента, на котором формируются умственные способности детей, закладывается основа воображения, внимания, памяти, наблюдательности. В дальнейшем это помогает совершенствовать знания об окружающем мире, способствует успешному освоению школьной программы.

Слово «сенсорика» на латинском звучит как sensus – восприятие. С самого рождения кроха учиться познавать мир, окружающую его среду. Делает он это с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они помогают ребенку распознавать форму предметов, их количество, размер, объем, цвет, расстояние до них.

Когда начинать развивать сенсорное развитие детей дошкольного возраста?

Это следует делать как можно раньше, лучше – с самого рождения. В первые 3 года жизни идет бурное формирование психического и физического развития. Чем лучше малыш научится понимать и воспринимать все, что его окружает, тем выше будут его интеллектуальные способности и легче даваться обучение в саду и школе.

Сенсорное развитие ребенка от 0 до 1 года

Развитие сенсорики

Все, что обычно делают родители, чтобы развлечь, успокоить новорожденного, уже является хорошим началом тренировки восприятия и совершенствования сенсорики.
Яркие погремушки с приятными звуками, колокольчиками, музыкальные карусели на кроватке – отличные тренажеры для слуха и зрения малыша.

Во время объятий, поглаживаний, массажа, зарядки, купания происходит совершенствование тактильных ощущений. Еще этому способствуют такие игры с малышом, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Кую-кую ножку» и многие другие.

Развитие сенсорики

Вводя тот или иной прикорм (в соответствии с возрастом и рекомендациями педиатра), расширяются вкусовые ощущения.

Сенсорное развитие у детей от 1 года до 6 лет

В этом возрасте игровая деятельность должна усложняться.

Игры на тактильные ощущения и мелкую моторику рук:

Развитие сенсорики

• с крупами – ощупывать их, пересыпать из одной емкости в другую, прятать и искать внутри что-либо;
• с фольгой, каштанами, шишками, песком, водой, камешками;
• с различными тканями (шерсть, лен, мех, шелк);
• с пластилином, тестом для лепки, глиной.

Игры для усвоения формы, размера и цвета:

Развитие сенсорики

• с мячами (теннисные, воздушные, для пинг-понга, резиновые), матрешкой – они познакомят с формой шара и величиной больше/меньше;
• с кубиками, пирамидками – форма куба, квадрата, а пирамидки бывают конусом и трубой;
• с игрушкой-сортером – квадрат, круг, овал, звезда, многоугольник, полумесяц и другие. Для запоминания цвета, подавая ту или иную игрушку, называйте его.

Сенсорное развитие дошкольников

Объясняйте такие понятия, как близко и далеко, лево и право, впереди и сзади, над и под и т. п. Это совершенствует пространственные представления. Например, в процессе игры сказать ребенку «Поставь слева машинку», или «Возьми сзади мяч».

Для различения неречевых звуков нужно включать музыку или звучание отдельных инструментов. Прислушиваться на прогулке к шелесту листвы, пению птиц, шороху шин. Даже во время приготовления еды можно обратить внимание на работающий миксер, шум льющейся воды из крана, шипение и свист кипящего чайника.

Игрушки для сенсорного развития своими руками

Сенсорное развитие ребенка не обязывает покупать дорогие игрушки или пособия. Очень многое можно использовать из повседневной жизни. Предметы и вещи, которые нас окружают, вполне могут быть не хуже специальных. Только от самих родителей, их заинтересованности, желания и фантазии зависит успех в раскрытии потенциала сына или дочери!

Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики. Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Развитие сенсорики

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Сенсорика это

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной системы.

В аспектонике и соционике сенсорика — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая сенсорика» (информация об ощущении) и «чёрная сенсорика» (информация о форме).

В технике сенсорика — совокупность первичных преобразователей, сенсоров, преобразующих внешнее воздействие, являющееся контролируемым параметром, в удобный для обработки сигнал.

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Развитие сенсорики
Игра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

«Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

«Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Развитие сенсорных способностей помогает развивать воображение, память. Лучше начинать с детского возраста, но развивать у взрослых также можно, но менее актуально.
Сенсорное развитие у человека — это развитие способностей человека и формирования его впечатлений о внешних качествах предмета:
— форма;
— цвет;
— вкус;
— запах;
— размер;
— положение предмета в пространстве;

Можно еще сказать, что сенсорные способности это возможности организма, которые помогают обеспечивать ощущения человеку и принятие человеком мира, окружающей среды, а также самого себя.

Существуют сенсорные эталоны, это те общепринятые нормы определенных внешних возможностей предметов.
Допустим, как в сенсорных эталонах цвета выступает 7 цветов спектра, а также их оттенки по интенсивности, также как эталоны геометрических форм, также эталоны величины и т.д.

Сенсорные способности через ощущение, которое является отображением определенных -отдельных особенностей тех предметов, которые могут непосредственно воздействовать на органы чувств человека.
Развитие сенсорных способностей, включает в себя:
1. формирование сенсорных эталонов;
2. обучение способам исследования предмета (сюда же входит умение различать формы, размер, цвет, а также выполнять все более сложные глазомерные действия;
3. обучение и развитие аналитического восприятия у человека (сюда входит, умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины

Гришина Н.В. — Психология конфликта — В книги полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой не имеющей аналогов книги.

Пезешкиан Н. — Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфликтов — В книге известного немецкого психотерапевта Носсрата Пезешкиана, основоположника метода позитивной психотерапии, полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов в семье, на работе и т.д. Дан полный анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, способы конструктивного разрешения конфликтов. Как руководство к действию в последней главе рассматривается введение в самопомощь. Этот практический подход не следует понимать как рецепт. Он, скорее, показывает направление усилий, предназначенных для уменьшения опасностей того, что «ребенок может упасть в колодец» и на то, как ему помочь, «если он в этот колодец все же упадет». Автору удалось в ткань научного повествования органично включить в качестве примеров анекдоты, шутки, притчи и случаи из жизни, что не снижает несомненных достоинств издания, а лишь способствует привлечению внимания читателей. Книга может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения конфликтов различного уровня.

Плигин А. Герасимов А. — НЛП практик. Часть 1. — «Руководство к курсу «НЛП-Практик» — пособие как для тех, кто начинает изучать нейролингвистическое программирование, так и для специалистов, интересующихся данным предметом. Особенно оно будет полезно тем, кто преподает НЛП. Руководство включает в себя обзор основных теоретических тем, описание базовых моделей НЛП, подробное изложение шагов всех техник, с указанием областей их применения и особенностей внутреннего устройства, а также большое число упражнений, как давно известных, так и эксклюзивных. Каждый раздел содержит комментарии и пояснения для эффективного обучения, в которых легко просматриваются базовые принципы НЛП

Плигин А. Герасимов А. — НЛП практик. Часть 2. — «Руководство к курсу «НЛП-Практик» — пособие как для тех, кто начинает изучать нейролингвистическое программирование, так и для специалистов, интересующихся данным предметом. Особенно оно будет полезно тем, кто преподает НЛП. Руководство включает в себя обзор основных теоретических тем, описание базовых моделей НЛП, подробное изложение шагов всех техник, с указанием областей их применения и особенностей внутреннего устройства, а также большое число упражнений, как давно известных, так и эксклюзивных. Каждый раздел содержит комментарии и пояснения для эффективного обучения, в которых легко просматриваются базовые принципы НЛП.

Плигин А. Герасимов А. — НЛП практик. Часть 3. — «Руководство к курсу «НЛП-Практик» — пособие как для тех, кто начинает изучать нейролингвистическое программирование, так и для специалистов, интересующихся данным предметом. Особенно оно будет полезно тем, кто преподает НЛП. Руководство включает в себя обзор основных теоретических тем, описание базовых моделей НЛП, подробное изложение шагов всех техник, с указанием областей их применения и особенностей внутреннего устройства, а также большое число упражнений, как давно известных, так и эксклюзивных. Каждый раздел содержит комментарии и пояснения для эффективного обучения, в которых легко просматриваются базовые принципы НЛП.

Плигин А. Герасимов А. — НЛП практик. Часть 4. — «Руководство к курсу «НЛП-Практик» — пособие как для тех, кто начинает изучать нейролингвистическое программирование, так и для специалистов, интересующихся данным предметом. Особенно оно будет полезно тем, кто преподает НЛП. Руководство включает в себя обзор основных теоретических тем, описание базовых моделей НЛП, подробное изложение шагов всех техник, с указанием областей их применения и особенностей внутреннего устройства, а также большое число упражнений, как давно известных, так и эксклюзивных. Каждый раздел содержит комментарии и пояснения для эффективного обучения, в которых легко просматриваются базовые принципы НЛП.

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

  • Каталог
  • Доставка
  • Контакты
  • Как заказать
  • Обратная связь
  • Читать статьи

Игры для развития сенсорики

Развитие сенсорики С первых дней своей жизни малыш начинает знакомство с окружающим миром, в котором ему предстоит жить. С рождения и до трех лет очень активно, просто невероятными темпами развиваются все органы чувств. У ребенка появляются первые сенсорные навыки. Развитие сенсорики – один из важнейших аспектов полноценного развития ребенка. Правильное, полноценное восприятие окружающей действительности – основа умственного и физического воспитания.

Знакомясь с предметом, малыш узнает о нем очень много информации. Вот он рассматривает его и оценивает его размер, форму, цвет. Взяв в ручки, он узнает, какой этот предмет на ощупь: твердый или мягкий, холодный или горячий, легкий или тяжелый. Возможно, предмет издает какие-то звуки, например, малыш самозабвенно трясет погремушку и слушает ее приятный шум. Ребенок может понюхать и даже лизнуть предмет, узнавая его запах и вкус.

Таким образом, шаг за шагом, постепенно малыш постигает свойства окружающего его мира и получает свои первые знания о нем. Развитие сенсорики позволяет ребёнку упорядочить информацию об окружающих предметах, которая потоком поступает к нему ежедневно, а также развивать внимание и наблюдательность, совершенствоваться интеллектуально, расширять словарный запас и развивать воображение. Словом, развитие сенсорики – это подготовка человека к существованию в современных условиях.
Разумеется, для маленьких детей лучший метод развития – это игра. Для сенсорного развития существует огромное количество самых разнообразных игр. Одни из них помогают развивать зрение, другие – слух, третьи – тактильные ощущения, но большинство игр направлены на развитие сразу нескольких аспектов сенсорики.

Одним из замечательных средств для развития сенсорных ощущений является вода. Как много игр с водой можно придумать! Просто трогать Развитие сенсорикиводу, плескаться и переливать ее – это огромное удовольствие для малыша и очень полезное занятие. Дайте ему тазик с водой, несколько видов посуды: чашечки, ложки, ковшик, половник, ситечко – и ребенок с радостью будет играть, набирать и переливать воду. Тряпочки и губки тоже пойдут в ход – малыш узнает, что они могут впитывать в себя воду, а при выжимании – отдавать ее. Можно бросать в воду различные предметы, узнавая, какие из них тонут, а какие плавают на поверхности. Можно растворять в воде разные вещества, окрашивать воду, нагревать или замораживать ее. Список вы можете дополнить сами, количество различных интересных игр и занятий с водой просто безгранично, все зависит от вашей фантазии.

Еще одна находка для развития сенсорики – это различные на ощупь материалы, с помощью которых мы будем развивать тактильные ощущения ребенка. Не упускайте возможности дать малышу ощутить ручками, пальчиками поверхности разных предметов и веществ: шершавая кора дерева, мягкая и шелковистая травка, холодное и гладкое железо, нежный струящийся шелк. Чем больше тактильных впечатлений получает ребенок, тем лучше. Для игр вы можете использовать игрушки с разной фактурой, из самых разнообразных материалов. Прикасаясь к ним, малыш неосознанно запоминает эти ощущения. Можно сделать для ребенка специальную тактильную игру. Если у вас есть крышечки от детских пюре или от бутылок, то вы можете превратить их в тактильные фишки – достаточно вклеить в них вырезанные по размеру различные материалы. Это могут быть кусочки шелка, бархата, вельвета, меха, кожи, наждачной бумаги – да чего угодно! Малыш будет с огромным удовольствием перебирать эти крышечки и знакомиться с разными материалами. А ребят постарше можно попросить отгадывать материал с завязанными глазами или на ощупь находить материал, который вы описываете, например , : «Дай мне фишку с чем-то очень пушистым и мягким».

Прекрасной забавой могут стать сенсорные коробочки, которые вы можете наполнять абсолютно любым наполнителем. Это могут быть самые разные крупы – горох, фасоль, гречка, рис, чечевица, а также макароны, камушки, гидрогелевые шарики, мягкие помпоны, песок и много другое. Опуская ручки в такое сыпучее море ребенок испытывает массу необычных ощущений. А заодно тренирует мелкую моторику и узнает много нового. Не забудьте добавить к основному наполнителю мелкие игрушки, фишки от мозаики, детали от лего или еще что-нибудь, что ребенок сможет выискивать в «барханах». Сенсорные коробки можно делать тематическими, например, по цветам. Для этого в коробочку к основному наполнителю складываются мелкие предметы, детали и игрушки одного цвета, например, красные. Играя с ними и слушая ваш и пояснения, ребенок быстро запомнит этот цвет, и в следующий раз можно переходить к следующему.

Развитие сенсорики Для развития зрительного восприятия и усвоения понятий формы, цвета и размера так же можно придумать множество игр. Помогут в этом самые простые игрушки, которые должны быть у каждого малыша. Пирамидка, мозаика, сортер, рамки-вкладыши, конструкторы и кубики – все эти игрушки послужат замечательными пособиями для занятий. Играя с ними, ребенок запоминает свойства предметов очень легко и быстро. При регулярных занятиях примерно к 4 годам у малыша уже формируются основные сенсорные эталоны. Она различает цвета и формы, а также умеет сравнивать предметы по величине и другим признакам и группировать их.
Не стоит упускать из вида и слуховое развитие малыша. Пусть в его арсенале присутствуют музыкальные игрушки и первые музыкальные инструменты, из которых ребенок самостоятельно сможет извлекать звуки. Также вы можете обращать внимание крохи на окружающие звуки: вот течет-журчит вода из крана, вот чирикает воробушек у окна, вот проехал, громко громыхая, грузовик. Не забывайте так же про подражания звукам животных: пусть малыш повторяет их за вами, а когда он немного подрастет – вместе пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.
Помните также, что и простые, бытовые действия могут послужить хорошей тренировкой сенсорных навыков. Застегивание пуговиц и замков, протирание пыли мягкой тряпочкой, помощь в замесе теста на пирожки и многие другие интересные занятия помогут не только развить сенсорику, но и стать ребенку самостоятельным и хозяйственным.

Разумеется, невозможно сразу перечислить все возможные сенсорные игры, их очень большое количество, и вы можете выдумывать их каждый день все новые и новые игры – все зависит от вашей фантазии. Но можно точно сказать, что сенсорное развитие очень важно для полноценного развития малыша. С помощью несложных игр вы сможете подготовить ребенка к реальной жизни, дать ему множество необходимых знаний и навыков, а также обеспечить его готовность к обучению в школе, где без сенсорных навыков ребенку просто не обойтись. Занимайтесь, играя, получайте удовольствие вместе с ребенком – и результаты этих игр не заставят себя долго ждать: ваш ребенок будет успешным, умным и развитым.

Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики. Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

специалист по реабилитации

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

  • 1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
  • 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.дОсобое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
  • 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Как мы получаем информацию об окружающем нас мире? Мы смотрим, слушаем, пробуем на вкус, осязаем, то есть задействуем три канала восприятия – слуховой, зрительный и чувственный. Благодаря нашим пяти органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) мы составляем картину мира, где живем. Это и называется сенсорика, то есть восприятие, ощущение ( в переводе с латыни).

Сенсорное развитие начинается с самого рождения, когда малыш постепенно узнает свойства предметов вокруг него. Самый благоприятный и одновременно самый важный возраст для развития сенсорных ощущений – дошкольный, от 0 до 6 лет. Так или иначе, ребенок даже без участия взрослого получит сенсорное развитие, но вряд ли оно будет полным и систематичным. Поэтому современные педагоги и психологи рекомендуют систематично заниматься с ребенком сенсорным воспитанием.

Почему это так важно?

Некоторые родители думают, что сенсорика – это в основном про развитие тактильных ощущений или обращают внимание только на одну ее сторону, например, учат, как называются цвета и геометрические формы. На самом деле, все намного глубже. С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е. сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка дает основу для:

  • интеллектуального развития, а это значит и успешное обучение, и готовность к школе;
  • развития всех видов памяти;
  • логического мышления;
  • формирования усидчивости, так как требует концентрации внимания и наблюдательности;
  • успешной творческой деятельности и развития воображения.

В возрасте до трех лет ребенок активно познает мир, знакомится с предметами и их формами, поэтому задача взрослых на этом этапе – предоставить возможность этот мир исследовать самыми разными способами и обеспечить разнообразие и новые впечатления. Психолог Л. А. Венгер пишет о важности сенсорных ощущений для детей до года: “Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают “сенсорный голод”, ведущий к значительным задержкам общего развития”.

Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:

  1. Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  3. Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета – семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы – геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия.

Примеры сенсорных игр:

  • пирамидки, пазлы, вкладыши, сортеры, геометрики, матрешки, мозаики, кубики и т.д.;
  • игры с песком, пластилином, тестом, красками;
  • игры с водой, льдом;
  • игры с крупами, природным материалом;
  • игры на сортировку, сериацию, соотношение, выделение общих признаков, сделай по образцу и т.д.

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела.

В интервале от 2,5-3 мес до 5,5—6 мес появляется своеобразная, постоянная и четкая реакция ощупывания своих рук — новым для ребенка здесь является удерживание отдельных мышечных групп в известной степени сокращения. Поэтому становится возможным хватание, отведение плеч, делание моста, поднимание головы, лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания и произнесение слогов.

Из других моторных реакций первого полугодия жизни отметим реакции, подготавливающие сидение (на 22—30-й неделе ребенок способен сидеть без поддержки) и стояние (на 19—25-й неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).

Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Повторные реакции — это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов.

Цепные реакции — ползание, сажание, вставание, ходьба.

Подражание — это движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели, на головушку сели» и т.д.); движения головы (покачивание); движения ног (топание), а также речь и модуляции голоса.

Развитие моторики достаточно подробно описано в литературе, поэтому мы отследим лишь общую его линию. Так, в возрасте 1 мес, будучи положенным на живот, ребенок может немного приподнять подбородок; к 2 мес он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь; в 2,5—3 мес он держит головку; к 3 мес ребенок тянется за предметом, но, как правило, промахивается. В 4 мес младенец может сидеть с поддержкой (будет садиться тем раньше, чем быстрее овладеет умением поворачиваться со спины на живот), в 4—5 мес начинает переворачиваться со спинки на живот (кстати, это и предпосылка для ползания). В 5 мес ребенок точно схватывает предметы рукой. К 6 мес он может сидеть в высоком стуле и захватывать качающиеся предметы. К 7—9 мес появляется способность захватывать двумя пальцами мелкие предметы, а отсюда — появляется интерес к исследованию дырочек, отверстий, выемок, трещин и т.п. В 6— 7 мес он способен сидеть без поддержки, а к 8 мес садится без посторонней помощи, опираясь на ручки.

С 9 до 12 мес совершенствуется ползание на четвереньках, при этом туловище удерживается в горизонтальном положении, а голова высоко поднята. Из такого положения ребенок стремится доставать предметы. К 7-9 мес он научается стоять с поддержкой и ползать на животе — в это время формируется реакция равновесия. К 10 мес может ходить, держась двумя руками и широко расставляя ноги, и быстро ползать, опираясь на руки и колени; 11-месячный младенец может стоять без поддержки, а годовалый — ходить, держась одной ручкой. В 13 мес ребенок начинает ходить самостоятельно, а к полутора годам ползком может преодолевать ступени и взбираться на невысокие предметы.

Сенсорное развитие. Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность младенца, указывают на ранние сроки образования условных рефлексов, что свидетельствует о ранней готовности «чувствующего прибора тела» (И. М. Сеченов). Но кроме этого для психического развития необходим и некоторый жизненный опыт. Хотя на нервную систему младенца действует много различных раздражителей, лишь незначительная их часть, и только постепенно, начинает вызывать ощущения. Познание мира начинается с ощущений, но у младенца их возникновение и дифференцировка затруднены слабой развитостью нервной системы, особенно корковой части анализатора, а также преобладанием возбуждения над торможением (лишь к 4-му месяцу они немного уравновешиваются).

К 0,5—1 мес ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. Установить точно, когда у младенцев возникает чувствительность к свету или цвету, звукам и запахам, не представляется возможным. О чувствительности младенца судить можно только опосредованно, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.

В младенческом возрасте создаются все необходимые условия для деятельности ребенка, выходящей за пределы сна, питания, крика. Как новые формы поведения у него появляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции — выразительные движения, связанные с функциональным удовольствием и удивлением.

Пассивность, с которой новорождённый относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, памяти, внимания и т.д. Многие авторы считают, что моторика аффективного типа в младенческом возрасте сменяется сенсомоторной активностью. Л. С. Выготский пишет, что к началу этого периода у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир.

9:00 — 21:00. (ежедневно)

Москва, Кутузовский пр, 36 корп 3

РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ: психосоматическая и биоэнергетическая

диагностика и коррекция организма

Тренинг профессора Эдуарда Нейматова

Идет набор в группу!

Преподаватель и автор: профессор ЭДУАРД НЕЙМАТОВ

— Врач высшей квалификационной категории по направлениям: неврология, психотерапия, рефлексотерапия, остеопатия, мануальная терапия

— Доктор медицинских наук

— Врач-невропатолог, Врач-остеопат, Доктор остеопатии Европы (D.O.E.)

Все участники получают доступ к записи на 30 дней

Хотите почувствовать то, что всегда казалось мистикой,

и услышать то незримое, что раньше казалось за пределами возможного?

Вокруг множество информационных шумов, нас мучают внутренние запреты, убеждения и детские страхи. При этом нейрофизиология человека устроена так, что из-за постоянной тревожности мы просто не успеваем отдохнуть, а чужие установки намертво врезаются нам в психику, ум и тело, не позволяя организму в полной мере использовать свои природные ресурсы.

Чтобы вернуть «лучшую версию себя», нужно приводить свое сознание, начиная с головы, заканчивая чувствами и ощущениями, в «начальную точку отсчёта».

На семинаре мы разберем:

  • Как обнаружить и отфильтровать информационные шумы;
  • Как работать с запретами, убеждениями и страхами;
  • Чем или кем вышеперечисленное было сформировано: наносное, чужеродное, эндогенное или внутреннее?

— Программы психологических приспособлений и энергетических искажений и их взаимосвязь;

— Как при помощи сенсорной диагностики обнаруживать психосоматических блоки и минимизировать их влияние на здоровье.

? Техники развития сенсорного восприятия

? Как научится слушать себя, свое тело, тело другого человека….

? Как услышать (ощутить) то, что организму нужно в данный момент и понять почему.

? Техники для глубокой психосоматической коррекции, которые можно использовать как в качестве самокоррекции, так и при работе с другими людьми (пациентами).

В результате практик, изучаемых на семинаре, вы научитесь распознавать до этого времени скрытые ресурсы собственного организма и использовать их в своей жизни.

Автор — профессор Эдуард Нейматов

30 лет практики в сфере традиционной и нетрадиционной медицины,

сотни учеников и тысячи благодарных пациентов

Врач высшей квалификационной категории

1998 — 1999 — главный врач невропатолог лечебно-диагностического объединения МЗ РФ.

1999 — 2010 — профессор кафедры нервных болезней МГМСУ

2010 — по н.в. — профессор кафедры интегративной медицины в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова

Краткая биографическая справка

Начало трудовой деятельности в качестве санитара городской поликлиники.

1992 — 1998 — последовательно работал

ординатором, аспирантом, преподавателем, докторантом на кафедре интегративной медицины ММА им. И.М.Сеченова

1998 — 1999 — главный врач невропатолог лечебно-диагностического объединения МЗ РФ.

1999 — 2010 — профессор кафедры нервных болезней МГМСУ

С 2010 года избран профессором кафедры интегративной медицины в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова где работает по настоящее время.

С 2015 года соучредитель Института остеопатии и метавитоники, где обучаются люди без мед образования и повышают свои квалификационные навыки врачи различных специальностей.

Эдуард использует в преподавании современные формы и методы обучения.

За время работы подготовил

  • Сотни высококвалифицированных врачей для практического здравоохранения, по таким направлениям как:

— «Стабилометрия в постурологии».

  • Специалистов по оздоровительной системе Метавитоника и Метамассажу.

Под его научным руководством пять соискателей получили степень кандидатов медицинских наук и один — доктора медицинских наук.

В 2014 году разработал программу по подготовке специалистов, практикующих телесно-ориентированные подходы в физкультурно-оздоровительной системе в спортивной медицине.

  • первый лечебный факультет Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова;
  • клиническая ординатура по специальности «Психиатрия»;
  • курсы и циклы усовершенствования врачей по неврологии, социальной гигиене и организации здравоохранения, восстановительной медицины, рефлексотерапии, мануальной терапии;
  • Институт Остеопатической Медицины имени В.Л. Андрианова (курс И.А. Егоровой);
  • Кафедра восстановительной медицины и остеопатии Д.Е. Мохова;
  • Европейская школа остеопатии Мейнстон;
  • Джон Апледжер (все уровни, геронтология);
  • постдипломные семинары у Джона Парсонса, Роберта Русс, Пьера Трико, Барраль Жан-Пьер, Виолы Фрайман, Рензо Молинари;
  • Проходил обучение у Джозефа Шейфера, прикладная кинезология (механические связи).

Научная и методическая деятельность

Автор 93 научных работ, 14 монографий, в числе которых такие широко известные среди специалистов монографии как:

  • «Краниоцервикальная травма»,
  • «Краниальные нервы в норме и при патологии»,
  • «Биомеханика тела человека – настольная книга остеопата»,
  • «Методы мануальной медицины в спортивной реабилитологии», «Функциональная биомеханика тела человека в спортивной медицине».

Является действительным членом академий и редколлегий:

  • членом редколлегии медицинского журнала «Мануальная терапия».
  • Академии медико-технических наук с 2001 года,
  • Международной академии наук в Российской секции с 2003 года,
  • Общероссийской Общественной Организации Лиги Здоровья Нации с 2016 года.

Автор оздоровительной системы МЕТАВИТОНИКА

    Оздоровительная система «Метавитоника» — авторская система оздоровления, предназначенная д ля диагностики, коррекции и профилактики опорно-двигательных и психосоматических расстройств.

Основной идеей данного направления является гармонизация тела и его энергии за счет приведения тела в баланс и выравнивания всех внутренних систем.

? Метавитоника рассматривает организм как единую целостную систему на уровнях биомеханики, химических процессов, эмоционального состояния и информационно — флюидических факторов.

? Метавитоника помогает включить и отладить заложенные в нас природой механизмы восстановления и оздоровления организма.

? Метавитоника помогает телу вспомнить состояние здоровья и помогает выявить ключевые причины проблем со здоровьем, через осознанный выбор стать телу более функциональным.

? Метавитоника работает с глубинными причинами дисфункций, в том числе с проблемами метаболизма и эмоциональной сферы для укрепления здоровья и повышения качества жизни человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector