Развитие сенсорных способностей детей

Автор: Ляшенко Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ » Детский сад № 10″
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения»
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

«Детский сад № 10»

Тема: «Развитие сенсорных способностей у

детей 3-4 лет через дидактические игры и

упражнения»
Выполнила: Ляшенко Людмила Сергеевна

Актуальность
 Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых –это накопление разнообразного сенсорного опыта.

Цель
развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи
 воспитывать интерес к дидактическим играм;  -развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;  -развивать мелкую моторику рук;  -создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;  -повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».

Предполагаемые результаты
 Повышение у детей уровня сенсорного развития  Формирование у детей устойчивого интереса к играм, способствующим сенсорному развитию.  Обогащение предметно –развивающей среды по сенсорному развитию в группе.  Сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.

Подготовительный.
 Постановка проблемы  Изучение литературы  Подбор консультаций и рекомендаций для родителей  Подбор дидактических игр и упражнений.  Создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
Основной (практический)  Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие понятия величины   « Собери пирамидку» «Подбери по величине»
Игры и упражнения, направленные на развитие понятия формы «Почини коврик» «Подбери по форме»
Игры и упражнения, направленные на развитие умения соотносить по цвету. «Подбери чашки к блюдцам»
« Найди пару»

Игры и упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений
Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия «Что звучит» «Найди пару» (найти баночку с таким же звуком)
Работа с родителями Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей; Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»; Папка-передвижка «Развиваем сенсорику дома»; Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.
Выставка дидактических игр, игр сделанных руками родителей.

Итог Выбор темы оказался не случайным. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм. Родители также расширили свои знания по сенсорному воспитанию детей.
Спасибо за внимание

Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия — зрительного, тактильно — двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого.

Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза — это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова — названия цвета. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость — твёрдость, форма, вес (лёгкий — тяжёлый, температура (холодный — горячий — тёплый, особенность поверхности (гладкий — шершавый).

Узнавание детьми предметов наощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector