Развитие слуха у детей

Развитие слуха у детейРазвитие слуха у ребенка. Благодаря современным скрининг-исследованиям слуха, у новорожденных потеря слуха зачастую может быть обнаружена еще до того, как маму и ребенка выпишут из роддома. Однако, если ваш ребенок проходил эту первоначальную проверку, вы можете заметить признаки возможной потери слуха и в более позднее время. Важно, чтобы вы обращали внимание на поведение ребенка и на то, как он развивается.Если вы видите, что развитие вашего ребенка не соответствует возрасту,
Вы должны обсудить это с вашим педиатром. Тщательное наблюдение ребенка на ранних этапах развития играет важную роль для раннего выявления нарушений слуха.

Практические советы.

Что делать, если Вам кажеться, что ребенок плохо слышит?
На что следует обратить внимание, если вы заподозрили снижение слуха у ребенка.
Нормальное развитие слуха у ребенка:
Новорожденный до 1,5 месяца пугается внезапных и громких звуков (стук двери, хлопок в лодоши, падение на пол тяжелых предметов) при этом широко открывает глаза , вздрагивает, моргает.
от 1,5 до 4 месяцев поворачивает голову и глаза в сторону источника звука, проявляет интерес к различным звукам (погремушкам, пищалкам и т.п.) даже, если их не видит.
от 4 до 6 месяцев поворачивает голову в сторону источника звука, прислушивается, эмоционально реагирует на знакомые голоса, сам начинает издавать звуки;
с 6 до 9 месяцев ребенок начинает лепетать, понимать простые слова – мама, папа, пока….отзывается на свое имя;
с 9 до 14 месяцев отвечает на простые вопросы « как говорит собачка, кошка, корова», показывает носик, глаза, ротик, выполняет простые инструкции дай…
с 14 до 18 месяцев понимает около 100 150 слов, произносит около 20 -30 слов самостоятельно
с 18 до 24 месяцев понимает более 200 слов, самостоятельно строит простые фразы, предложения, используя существительные, глаголы, прилагательные, рассказывает стихи;
с 2х лет ребенку нравиться, когда ему читают вслух детские книги, понимает более сложные фразы и предложения, пытается петь и танцевать в такт музыки;
с 3х лет ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать и выражать свои чувства и желания, он значительно улучшает произношение и понимание речи и расширяет словарный запас.

Слух играет важнейшую роль в развитии языковых навыков. Поэтому очень важно выявить нарушение слуха у ребенка как можно раньше.
Рекомендуем вам не слушать мнение и советы знакомых и родственников, о том, что кто-то заговорил в 3 года, что мальчики позже начинают говорить, что надо подождать до 2 или 3 лет. Когда слабослышащий ребенок стоит на деревянном полу. Вы громко топаете ногой, он сразу вздрагивает, но при этом на имя не отзывается. Родители очень часто списывают такое поведение ребенка на невнимательность, особенности характера.

Внимание! Немедленно обратитесь к специалисту!

Осознание того, что у ребенка имеется нарушение слуха, может быть ошеломляющим для родителей. Поэтому, если у вас возникли малейшие подозрения, что слух у ребенка снижен, не оттягивайте время и обратитесь к квалифицированным специалистам (сурдопедагогам, аудиологам). Тестирование слуха можно провести независимо от возраста (включая новорожденных).

Лечение снижения слуха у детей в Запорожье. Диагностика снижения слуха у детей.

Как развивается слух у детей, что является нормой, а на что требуется обратить внимание — рассказывают врачи центра «Я слышу!».

Когда ребенок начинает слышать?

Воспринимать звуки ребенок учится еще до рождения. Способность различать звуковые сигналы появляется у плода на 15-20 неделях развития.

Начиная с 26 недели развития, малыш уже реагирует на звуки, доносящиеся извне. При этом низкочастотные сигналы плод различает лучше, чем высокочастотные. После 32-й недели беременности малыш начинает поворачивать головку в сторону источника звука.

Как диагностируют слух у младенцев?

Когда малыш появляется на свет, его слуховой аппарат уже сформирован. Наружное, среднее, внутреннее ухо — все как у взрослого.

У новорожденных детей в роддоме состояние слухового аппарата исследуют методом отоакустической эмиссии. В наружный слуховой проход ребенка аккуратно вводят тонкий зонд и проверяют, работают ли волосковые клетки внутреннего уха. Процедура не наносит малышу вреда и не доставляет никаких неприятных ощущений.

До 3 недель: реакция на громкие звуки

В первые 2-3 недели жизни ребенок уже реагирует на сильные звуки: он может испугаться и заплакать, просто вздрогнуть или удивленно распахнуть глаза.

От громких звуков также возникает так называемый рефлекс Моро, когда ребенок раскидывает в стороны полусогнутые ручки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Эта реакция сохраняется у малыша до 3-4 месяцев. Если ребенок абсолютно ничего не слышит, то он не прореагирует на громкие звуки рядом с ним.

Примерно в тот же период кроха начинает различать голоса родных — ребенок замирает, когда слышит речь матери или отца. Месячный младенец поворачивается на голос мамы, раздавшийся позади. В этом возрасте наличие слуха у ребенка проверяет педиатр, во многом ориентируясь на наблюдения родителей.

До 4 месяцев: поворачиваем голову на звук

Первое обследование у ЛОР-врача обычно проводят, когда малышу исполняется 3 месяца, перед прививкой от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

К 4 месяцам нормально слышащий малыш уже может довольно точно определять, с какой стороны идет звук. Он поворачивает голову в направлении музыкальной игрушки или родительского голоса. С течением времени ребенок начинает реагировать на звуковые сигналы все быстрее: если в 4-6 месяцев поворот головы по направлению звука занимает несколько секунд, то после 7 месяцев малыш поворачивает голову гораздо быстрее.

С 5 месяцев: слушаем и пытаемся говорить

Формирование слуха тесно связано с развитием речи. Как только ребенок начинает различать звуки, он пытается издавать их сам. Речь тут не столько о крике, сколько о так называемом «гулении».

При нормальном развитии слухового аппарата дитя начинает «гулить» в 2 месяца. К 4-5 месяцам «гуление» переходит в более осмысленный лепет. С течением времени этот лепет приобретает разные интонации — например, при появлении родителей становится более эмоциональным.

К 8-10 месяцам меняется «качественный состав» лепета. Ребенок произносит все новые и новые звуки. Это — признак успешного развития слуховой и речевой функций. При этом он уже хорошо определяет, откуда доносятся звуковые сигналы, поворачивается в сторону говорящего человека. Громкие звуки и голоса могут потревожить сон ребенка и даже вовсе разбудить малыша.

Год: произносим первые слова

Примерно в годик малыш уже произносит слова. Чаще всего они простые: «ма» — «мама», «па» — «папа», «ба» — «баба». В этом же возрасте малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор, который ведется при нем.

Чтобы убедиться, что слух у ребенка не нарушен, ему задают простые вопросы наподобие: «Где мама? А где папа? Можешь подойти к окошку? А принести мячик?»

Так как ребенок уже различает людей и предметы, такие вопросы обычно не вызывают затруднений. Можно попросить ребенка закрыть глаза, отойти от малыша на несколько метров и постучать в бубен или пошуметь погремушкой, а малыш покажет рукой в ту сторону, откуда должен идти звук.

Как развить слух ребенку?

Лучший звуковой фон для ребенка — это звуки природы. Морской прибой, щебет птиц, шорох листвы благотворно влияют на нервную систему ребенка. Если вы хотите сформировать у ребенка музыкальный слух, такое звуковое сопровождение вам поможет. Малыш скорее научится различать полутона и оттенки звуков различной громкости.

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Развитие слуха у детей

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Развитие слуха у детей

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Развитие слуха у детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Развитие слуха у детей

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Развитие слуха у детей

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Развитие слуха у детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Развитие слуха у детей

Филиппова Любовь Валерьевна

Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.

В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.

Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью. В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации. Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.

Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.

При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).

Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование — проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.

Приобретенные нарушения слуха

«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» — с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу. Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет. Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.

Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух.

Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.

К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:

  • заболевания носоглотки
  • увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
  • травмы уха и барабанной перепонки
  • черепно-мозговые травмы
  • перенесенные воспаления среднего уха
  • инородные тела в слуховом проходе и серные пробки

Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей — воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.

У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят — носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции. При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются. Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.

Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности. Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант — когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке. Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.

При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния. При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов. В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.

Методы диагностики

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 — 4 лет.

Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.

Развитие слуха у детей

Нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным. Чем раньше выявлена патология, тем больше шансов на выздоровление. Поэтому если вы заметили, что ваш ребенок плохо слышит, советуем вам незамедлительно обратиться к детскому отоларингологу в многопрофильный медицинский центр КИТ для обследования.

Признаки ухудшения слуха у ребенка

Выявить признаки нарушения слуха у детей можно по характерным для их возраста симптомам.

У грудничков это сделать труднее всего, так как они еще не умеют говорить. Однако уже с 3 месяцев младенец начинает реагировать на громкие звуки: поворачивает голову в сторону источника звука и пытается глазами найти его. Неожиданный резкий звук может вызвать рефлекторную реакцию у малыша: он вскидывает ручки и ножки, вздрагивает. В роддоме и поликлинике новорожденные проходят аудио тестирование, однако патология может появиться и позже, поэтому родители должны постоянно наблюдать за своим малышом. Он должен адекватно реагировать на любые звуки, не только громкие. Если он игнорирует тихие звуки, возможно, он их не слышит.

У детей более старшего возраста снижение слуха выражается в другом поведении. Ребенок может не реагировать на слова, замечания мамы, часто переспрашивать, напряженно следить за губами собеседника. Ребенок может жаловаться на странные шумы в ушах, теребить ушные раковины, оттягивать их, пытаясь расслышать сказанное. Дети прибавляют громкость телевизора и радио, начинают разговаривать более медленно, растягивая слова.

Причины нарушения слуха у детей

Нарушение слуха у детей может быть вызвано целым рядом различных причин, начиная наличием серной пробки или инородного тела в слуховом проходе и заканчивая врожденной патологией.

Врожденная глухота, тугоухость часто передаются по наследству как от родителей, так и от их предков (при этом у обоих родителей может быть прекрасный слух). Негативное влияние на слух ребенка могут оказать разные внутриутробные факторы: грипп, краснуха, паротит, перенесенные мамой в начале беременности, курение, употребление алкоголя, наркотических средств, резус-конфликт. Причиной глухоты или нарушения слуха могут послужить родовые травмы. Обычно врожденные патологии проявляются уже в первые 2-3 года жизни.

Приобретенное нарушение слуха может наблюдаться у ребенка любого возраста. Причинами могут послужить: ОРВИ, грипп, отит, скарлатина, корь, менингит, инфекционный паротит, черепно-мозговая травма, а также прием некоторых лекарственных препаратов. Снижение слуха может быть временным, например, при насморке или отите ребенок начинает слышать нормально спустя 3-4 недели после выздоровления. Однако в отдельных случаях болезнь может привести к стойкой и даже прогрессирующей тугоухости. Например, инфекции с нарушением слуха часто ведут к поражению слухового нерва, а воспаление уха может вызвать поражение звукопроводящего отдела. Особенно внимательно нужно относиться к детям с увеличенными аденоидами. Если врач рекомендует операцию по удалению миндалин, не стоит отказываться от хирургического вмешательства и пытаться лечить ребенка народными способами. Это может привести к стойкой тугоухости.

Лечение нарушений слуха у детей

Вы можете проверить слух у ребенка самостоятельно, но с постановкой диагноза и лечением вы сами не справитесь. При появлении первых признаков нарушения слуха обращайтесь в КИТ!

Наш ЛОР в первую очередь проведет обследование, которое поможет выявить причину и по возможности ее устранить. При наличии ушной пробки достаточно сделать промывание, и ребенок вновь начнет хорошо слышать. Инородные предметы наш доктор быстро и безопасно удалит с помощью пинцета или промывания водой.

Зачастую проблема вызвана развитием тугоухости, которая может быть связана с патологией в звукопроводящем или звукопринимающем аппарате. Формы тугоухости могут быть следующими:

  • Острая — нарушение слуха на протяжении 1 месяца,
  • Подострая — в течение 3 месяцев,
  • Хроническая — более 3 месяцев.

Острую форму нарушения слуха можно определить даже спустя несколько часов после ее проявления. Лечить ее проще, поэтому важно не затягивать визит к врачу, приступить к обследованию и терапии как можно раньше. Наш врач может назначить ребенку следующее лечение:

  • При поражении среднего и наружного уха: прием лекарств, физиотерапия, пневмомассаж барабанных перепонок, продувание слуховой трубы, электрофорез.
  • При поражении слухового нерва, внутреннего уха: прием препаратов, улучшающих кровообращение во внутреннем ухе, введение системных ГКС при острой, внезапной потере слуха.
  • При хронической тугоухости 2-3 степени: подбор слухового аппарата, в отдельных случаях рекомендуется слухопротезирование (когда использование слухового аппарата не дает должного эффекта).

Профилактика проблем со слухом у детей

При сенсоневральной тугоухости (хронической) утраченный слух вернуть уже не получится, но можно остановить прогрессирование болезни и стабилизировать уровень слуха на определенном уровне. Если ваш ребенок стал плохо слышать, незамедлительно обращайтесь в многопрофильный медицинский центр КИТ. Мы исследуем состояние барабанной перепонки, сделаем рентген височных костей, поставим точный диагноз и назначим лечение.

В профилактических целях советуем делать следующее:

  • Регулярно наблюдать за ребенком, при обнаружении признаков нарушения слуха сразу обращаться к педиатру, который направит вас к сурдологу и неврологу (в случае подозрения на повреждение слухового нерва).
  • Не заниматься самолечением гриппа, ОРВИ, других инфекционных болезней.
  • Минимизировать риск получения малышом акустических травм, избегать мест с громкими резкими звуками.
  • Научить малыша бережно относиться к ушам, не совать в них мелкие предметы, не чистить их ватными палочками, острыми предметами, следить за гигиеной ушных проходов и раковин.

Уважаемые пациенты!
Многопрофильный медицинский центр КИТ информирует о том, что вы можете получить бесплатную медицинскую помощь в поликлинике по месту жительства, в рамках программы обязательного медицинского страхования.

логопед-дефектолог высшей категории,

дефектолог, логопед ДЦ «Гармония»

Серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.

Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:

1) степень нарушения слуха;

2) время возникновения слухового дефекта;

3) педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

4) индивидуальные особенности ребенка (психолого-педагогическая классификация [Боскис Р. М., 1971]).

В соответствии с этими критериями были выделены две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития.

Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости. В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

● слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

● слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота

Степень потери слуха

Средние потери слуха

Восприятие разговорной и громкой речи

Развитие слуха у детей

Утром, как только вы проснулись, не открывая глаз, «включите» только слух, «отключив» обоняние (усилием воли или заткнув ватой ноздри) и осязательно-температурное восприятие (не снимайте одеяло). Напрягите слух и только слух. Даже, казалось бы, в тишине вы услышите еле уловимые звуки. Сосредоточьтесь на них усилием воли и «держите» их слухом как можно дольше. Со временем эти звуки будут восприниматься заметно отчетливее. Выработайте в себе очень полезную оперативную привычку — после пробуждения, не пошевелившись и не открывая глаз, исследовать слухом все происходящее возле вас. Рано или поздно это сослужит вам неоценимую службу. Находясь в полусне, прочувствуйте, какое влияние оказывают на вас воспринимаемые звуки — разговорная речь, музыка, шумы от работы машин и т. д. Попытайтесь чувствовать звуки не только ушами, но и кожным покровом, и всем организмом. Попытайтесь прочувствовать всем вашим естеством эти звуки и запомнить ощущения, которые при этом возникнут! Любой воспринятый звук старайтесь переводить в ощущение! Какое именно? В любое, какое сможете. Эти ощущения сугубо индивидуальны. Сравнивайте окраску и тембр звуков, сопрягайте их с вашим душевным состоянием и запомните возникшие ощущения эмоциональной памятью! При этом (не сразу, разумеется, а постепенно) расширяются границы восприятия тональности звуков.

Но дело даже не в этом. Описанный выше прием — это один из ключей для проникновения в собственное подсознание. Попробуйте послушать тишину природы (после дождя на природе бывает удивительно тихо). Вы неожиданно услышите своеобразное специфическое «звучание тишины». Слушая эту тишину, вы слушаете пустоту — надо уметь ее слушать, и вы услышите очень многое. Вы начнете воспринимать звуковые частоты, не воспринимаемые ранее. Такие тренировки являются своеобразной медитацией, буквально «открывающей» человеку уши.

Для тренировки слуха до сих пор практикуется несложный, но эффективный дедовский способ, дошедший до нас от казаков пластунских полков. При этом способе недалеко от себя кладут ручные или карманные часы и ложатся возле них на спину с закрытыми глазами, но на таком расстоянии, чтобы работа часового механизма отчетливо улавливалась слухом. Постепенно от часов отодвигаются, чтобы их работа была слышна еле-еле. На такой дистанции прислушиваются к тиканью механизма несколько минут, ни о чем больше не думая, сосредоточиваясь только на этих звуках. Постепенно приучитесь не воспринимать более никаких зрительных, тактильных и обонятельных впечатлений, «отключая» эти системы восприятия и работая только слухом! Когда вы научитесь отчетливо и привычно воспринимать звуки часового механизма, увеличивайте расстояние до часов и снова сосредотачивайтесь на этих звуках. Постепенно отодвигайте часы все дальше и дальше. Тренируйтесь, таким образом, по 20—25 минут в день. Но делайте это ежедневно. Результаты будут поразительны. По тиканью часов вы сможете обнаружить человека в кромешной тьме метров за 10—15, а то и дальше, что в свое время применялось на войне и разведчиками, и контрразведчиками. При тренировках, если вы отодвинули часы слишком далеко и звук часового механизма вам не слышен, не напрягайте слух, а обострите слуховое внимание.

Между вниманием и слухом существует физиологическая связь. Обостренное внимание к источнику звука обостряет и тренирует слух.

ЗАПОМНИТЕ : при лежании на спине направление источника звука определяется труднее, чем при лежании на животе, и с большими погрешностями. Если вы научитесь «работать» слухом на спине, прилагая при этом повышенное внимание, вы вдвое-втрое сократите время тренировок. Лежание на спине ухудшает звуковую ориентацию, а лежание на животе, наоборот, улучшает ее. Человек лучше слышит при освещении местности, пусть слабом и неярком. Зеленый цвет также делает слух острее. Такова особенность нервной системы. Более всего слух развивается при длительной работе ночью в экстремальной обстановке, причем довольно быстро.

Для повышения остроты слуха практикуется легкий нажимающий массаж ушных раковин. Массаж ушных раковин для повышения кровообращения в слуховом аппарате выполняется следующим образом: плоскостью сжатого кулака надавливают на ушные раковины, но так, чтобы воздух проходил между костяшками пальцев (чтобы в ушах не сжимался воздух), затем резко отпускают. Так делают 10—12 раз. При правильном выполнении этого массажного приема в ушах не должно «чмокать». Для тренировки особо обостренного слуха следует настроить ухо на звуковой фон (после тренировки с часами это вы сможете) и подмечать его малейшие колебания и изменения, сосредоточиться на этих изменениях и звуках, не свойственных этому фону, и попытаться расшифровать их. Тренируя слух, полезно прислушиваться к дыханию человека, отходя от него все дальше и дальше. Это заканчивается обычно тем, что тренирующийся, начинает слышать удары сердца противника. Понаблюдайте со стороны за двумя разговаривающими людьми на таком расстоянии, что нельзя расслышать то, о чем они говорят. Обострите слух и связывайте то, что удается уловить, с артикуляцией губ, изменением выражения лиц, общей мимикой и жестами. Это вырабатывает так называемую комбинированную аудиовизуальную наблюдательность. Попробуйте тренироваться таким образом — вам начнет открываться не просто очень многое, а невероятно многое. Вы начнете расшифровывать не только чужие разговоры, но и чужие намерения. Для оперативника это трудно переоценить. Тренировка слуха по направлению обычно не представляет труда.

ЗАПОМНИТЕ : одно ухо слышит всегда лучше другого. Выясните, какое именно. Закройте глаза и развернитесь на любой источник звука линией взгляда, откройте глаза. Оцените результаты и сделайте поправку. При тренировке, даже непродолжительной, вы довольно быстро научитесь правильно разворачивать голову на звук. Знание результатов каждого повтора в условиях неочевидности тренировок способствует быстрому развитию навыка. Научившись переводить звуковые восприятия в область ощущений, можно безошибочно развернуть оружие на цель в темноте, ориентируясь уже не столько на слух, сколько на получаемые ощущения. Слушайте все звуки и переводите их в область ощущений — ощущайте, как эти звуки влияют на вас, какова реакция отдельных органов на эти звуки, и запоминайте эти ощущения направленности звука.

ВНИМАНИЕ : для более результативной тренировки слуха «отключайте» все другие органы чувств любыми доступными способами. Резервы слухового восприятия необычайно велики. У любого человека целенаправленными тренировками можно сформировать и воспитать даже музыкальный слух. Полезно знать еще один физиологический аспект слухового восприятия — память на услышанное более устойчива и долговременна, чем память на увиденное.

Как понять, что у ребенок не слышит

Нарушения слуха у детей — достаточно распространенная патология, которая, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, встречается у 3-4 х малышей на 1000 родившихся. В настоящее время в Беларуси внедрена и успешно работает программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных.
В рамках данной программы каждый малыш в роддоме должен пройти аудиологический скрининг слуха – простую и быструю процедуру отоакустической эмиссии, которая позволит определить наличие серьезной патологии слуха. Но, к сожалению, здесь не все так просто, ведь примерно у трети малышей с предрасположенностью к тугоухости слух ухудшается в течение первого года жизни. Поэтому, даже если скрининг пройден, нужно внимательно наблюдать за развитием и вовремя заметить первые признаки нарушения слуха у детей.

Реакции на звук в разные периоды развития

Для каждого периода развития ребенка характерны определенные реакции на окружающие звуки, которые говорят о том, что у ребенка нормальный слух:

0-3 месяца. Аудиторная кора головного мозга только начинает знакомиться с окружающими звуками. Ребенок может вздрагивать или, наоборот, затихать при внезапных громких звуках, также могут активизироваться сосательные движения в ответ на звук. Не нужно пытаться трясти погремушками в надежде увидеть какую-то реакцию малыша и тем более расстраиваться, если этой реакции нет. Только к третьему месяцу малыш начнет поворачивать голову в сторону интересующего его звука и локализовать звук глазами.

3-6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в сторону негромкого звука, но пока не может найти звук вверху и внизу. К 6 месяцам в ответ на голос мамы появляется так называемый «комплекс оживления» — малыш радуется,

Развитие слуха у детей

услышав знакомый голос. Малыш прислушивается к речи, начинает повторять некоторые звуки. В лепете присутствуют фонемы [б],[п],[м].

7-12 месяцев. Ребенок знает и откликается на свое имя, понимает простые просьбы и выполняет их, понимает значение слов «можно» и «нельзя». Кроха имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых, использует лепетные слова и усеченные формы, для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик.

12-18 месяцев. Ребенок активно использует лепетные слова, имитирует интонации взрослых, выполняет простые команды, в активном словарном запасе имеет до 20 слов, но речь его в основном пока не понятна окружающим.

Развитие слуха у детей

2 года. У ребенка увеличивается словарный запас: знает до 300 слов, говорит 50-100 и более слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, может указать пальцем на рисунки в книге и произнести названия часто встречающихся в ней предметов.

3-4 года. В эти годы значительно расширяется словарный запас, улучшается произношение, ребенок строит предложения, для того чтобы спрашивать, выражать свои желания.
Здесь мы много внимания акцентируем на развитии речи, ведь речь – это зеркало слуха. Для того, чтобы научиться говорить, нужно для начала слышать. Отсутствие должной реакции в том или ином возрастном периоде еще не говорит о наличии проблем со слухом, потому что у всех детей разные темпы развития и особенности поведения.

Когда нужно насторожиться

Развитие слуха у детей

к 5-6 месяцам вашему малышу сложно определить источник звука, он не реагирует на внезапные и громкие звуки;

в 6 месяцев ребенок не отзывается на свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;

• если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в речи крохи останутся только гласные);

к 1-му году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;

в возрасте до 2-х лет в речи малыша нет отдельных слов.

Отдельно хочется сказать о более взрослых детках в возрасте 3-5 лет, которые имеют дефекты в произношении звуков – это тоже может быть признаком нарушения слуха у детей, но особого характера, когда страдает восприятие отдельных фонем, чаще шипящих и свистящих. Грамотный логопед обязательно посоветует пройти проверку слуха у специалиста, чтобы выявить возможные отклонения.

Про объективные методы обследования слуха

Здесь нам на помощь приходят объективные методы обследования слуха малыша:
— регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ);
— регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга (КСВП);
— акустическая импедансометрия.
Это простые, безопасные и безболезненные процедуры, которые помогают с высокой точностью определить, есть ли у ребенка тугоухость.
Если не обнаружить нарушение слуха на раннем этапе развития, это может поставить под угрозу полноценное развитие речевых навыков и повлиять на общее и психическое развитие ребенка.

Дорогие мамы и папы! Не нужно бояться проверки слуха ребенка, ведь своевременное обращение за помощью к врачу-сурдологу позволит вовремя выявить и скорректировать выявленное нарушение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector