Развитие творческих способностей у детей

Занимаясь воспитанием детей, очень часто, мы считаем наиболее важным развивать их речь, мышление и память, чтобы максимально подготовить ребёнка к учебному процессу в школе. Но, по мнению психологов, развивать малыша нужно как можно более всесторонне, не забывая раскрывать его внутренний мир.

Проявление тех или иных творческих способностей у подрастающих деток проявляется по-разному. И даже в одной семье, дети одних родителей могут кардинально отличаться друг от друга и иметь совершенно разные наклонности, ведь природные задатки у каждого индивидуальны.

Но наличие любых творческих навыков способствуют у малыша:

  • развитию общения;
  • стремлению к познанию окружающего мира;
  • умению мыслить нестандартно;
  • свободному воображению;
  • развитию интуиции и фантазии.

С чего же начать?

Давайте будем начинать с себя, то есть с реальных мам и пап. Если вы сами обладаете какими-либо творческими способностями, то вашим деткам уже очень сильно повезло. Ведь рядом с увлекающимися интересными людьми и окружающим их становится невероятно интересно.

Любители музыки, непременно периодически слушают её дома, ходят на концерты, разговаривают об этом с детьми. Люди с хорошими художественными способностями во все времена пользовались у подрастающего поколения большим авторитетом, ведь они на ваших глазах могут нарисовать, всё что угодно.

А как это увлекательно следить за тем, как рождается рисунок… Даже если у вас лично нет никаких творческих способностей, но есть огромное желание развивать своего ребёнка, то всё обязательно получится. Я вам подскажу, как нужно действовать.

Больше общайтесь с детьми

Разговаривайте со своими детками с самого рождения. Для малыша нет ничего лучше ласкового маминого или папиного голоса, повествующего обо всём на свете. Показывайте ребёнку окружающий мир, рассказывайте всё, что знаете сами. И очень скоро, уже в три-четыре года ваш ребёнок начнёт сам сочинять истории из жизни окружающих его предметов. Здесь вам важно поддержать сына или дочь, внимательно выслушать, задать уточняющие вопросы. Обращайтесь к своему маленькому собеседнику с неизменной улыбкой. И пусть его первые рассказы чаще всего будут его фантазиями, но самое главное – развитие творческой личности уже началось.

Совместное творчество – начало большого пути

Детские психологи определяют семь основных этапов развития творческой личности ребёнка. На этом строятся основы занятий с детьми в детском саду. Но даже если ваш малыш не посещает детский сад, теперь вы будете знать, на какие виды совместных занятий стоит обратить особое внимание.

1 Чтение

Самое лучшее, что вы можете сделать – завести ритуал чтения перед сном. Так начинается любовь к книге, к познанию неизведанного и желанию научиться читать самостоятельно. После прочтения сказки или отдельной главы, не забудьте задать малышу вопросы по содержанию книги, поинтересуйтесь всё ли было понятно, рассмотрите и обсудите вместе картинки.

2 Познание окружающего мира

Все новые места, где вы бываете с ребёнком вызывают у него огромный интерес. Постарайтесь терпеливо отвечать на все детские вопросы. Даже если вы торопитесь, остановитесь на мгновение и посмотрите вслед проехавшей диковинной машине, расскажите ребёнку для чего такая машина предназначена.

Очень полезно посещение с детьми различных выставок, театральных представлений, детских утренников, парков аттракционов, зоопарков и т.д. Все эти мероприятия призваны расширить кругозор маленького человечка. А наша задача всё правильно организовать и доступно объяснить.

3 Развивающие игрушки

Старайтесь, чтобы все имеющиеся в доме игрушки приносили определённую пользу. Самыми полезными игрушками, я бы назвала: конструкторы, мозаику, пазлы, настольные игры и прочее. И конечно, все игрушки должны соответствовать возрасту.

4 Рисование

Чтобы рисование доставляло малышу радость, придётся первое время уделять ему много внимания:

  • научить правильно держать кисточку
  • объяснить, как можно смешивать краски в палитре для получения нового цвета
  • вместе придумать место для хранения карандашей, фломастеров, красок и альбомов
  • завести папку или коробку для хранения готовых рисунков

Постарайтесь, чтобы сначала ребёнок освоил рисование простых геометрических фигур, а затем уже на их основе можно придумывать первые маленькие картины. Покажите малышу ваше бережное отношение к каждой его работе, способствуйте, чтобы каждый рисунок был дописан до конца, но старайтесь дать больше самостоятельности.

5 Лепка

Лепка является одним из самых полезных видов творчества для наших деток, она не только способствует развитию моторики и гибкости пальчиков, но и отлично развивает фантазию, пробуждает в маленьком создателе первые творческие навыки и умения. Выбирайте мягкий и яркий пластилин, также для работы можно использовать глину. Покажите малышу, как сделать шарики и колбаски, а дальше он будет проявлять свою фантазию и умения.

6 Аппликация

Аппликация важна для развития:

  • умения сочетать цвета;
  • моторики;
  • терпения.

Это один из самых кропотливых видов детского творчества. Не бойтесь давать ребёнку в руки ножницы, пусть с вашей помощью он научится вырезать простые фигуры, красиво компоновать их на бумаге и склевать рисунки.

Сегодня в продаже имеются очень стильные и красочные наборы для аппликации, какое удовольствие получают дети от самостоятельной работы с такими наборами.

7 Музыка

Хорошо бы музыка присутствовала в жизни вашего ребёнка с самого рождения. Спокойная классическая музыка способствует развитию образного мышления и памяти, воспитывает вкус к красоте. Очень нравится детям петь совместно со взрослыми, для этого достаточно иметь дома много записей различных детских песен.

Если вы сами лишены музыкальных способностей, то возможно вам стоит подобрать для ребёнка подходящий музыкальный кружок. Здесь можно выбрать любой вид танцев или игру на каком-либо музыкальном инструменте.

Старайтесь, чтобы развитие вашего малыша было разносторонним, не забывайте поощрять и хвалить первые творческие работы. Создавайте вокруг ребёнка атмосферу, благоприятную для любых занятий и развития по-настоящему творческой личности.

Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Какие на сегодняшний день существуют методы развития творческих способностей у детей, в каком возрасте они актуальны? Попробуем найти ответ.

Развитие творческих способностей у детей

Что относят к творческим способностям

Как уже было сказано выше, творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения:

  • стремление познавать мир и делать открытия;
  • умение использовать полученные знания на практике, изобретательство;
  • стремление видеть необычное в повседневных объектах;
  • воображение и фантазия;
  • проявление инициативы;
  • интуиция;
  • живая активность ума.

Все эти понятия находят конкретное выражение. Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, сочиняют истории, танцуют и поют. И родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Творчество и возраст

Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом:

  • 2-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. Для данного этапа характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
  • 6-10 лет. Это критический период, связанный с переходом на получение школьного образования. Творческая активность в этом периоде во многом зависит от условий обучения и общения. Для него характерно то, что дети нацелены на самостоятельное нахождение неизвестного.
  • 11-14 лет. Период, переживая который ребенок не просто задает вопросы, он ставит гипотезы, проводит исследования. В это время круг интересов может сузиться, но глубина анализа достигает нового содержания. К концу этого периода ребенок поднимает проблемы поиска смысла жизни и существующих явлений, прогнозирует будущее, рассуждает о месте человека во Вселенной, становится способным самостоятельно ставить себе задачи и находить решения.

Заниматься развитием творческих способностей детей можно на любом этапе. Даже взрослые порой прибегают к методам арт-терапии и открывают в себе новаторские и изобретательские таланты, которые помогают находить нестандартный подход к решению проблем. И все же мы предлагаем сосредоточиться на первом этапе: важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Упражнения на развитие творческого мышления

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас подстегнут к развитию творческого мышления.

Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом. Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар. Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное?

Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт.

Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше.

Игра «найди выход из ситуации» — практичный метод развития творческого мышления. Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет. Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно.

Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание.

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, неизвестно, по какой причине многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей.

Хотя важно сказать, на примере собственного педагогического опыта, очень многие дети рьяно проявляют творческую активность, но зачастую не бывают услышанными и принятыми в их стремлении творить, и постепенно эта активность сходит на нет.

Иногда в ряде случаев, проявление творческой активности может быть неосознанным и служить «терапией», чтобы справиться с какой-то внутренней проблемой. Этим и отличаются дети от взрослых, они постоянно и неосознанно работают над собой. Ребенок исключительно сосредоточен на стремлении стать сильнее, увереннее, умнее, лучше, что-то изменить в себе. А взрослый ориентирован на уже сложившиеся представления о том, как нужно писать картины, стихи, музыку, чтобы его «продукция» понравилась «потребителям». Малыш же использует искусство, чтобы что-то «повернуть» в себе, даже не догадываясь об этом.

Приводя примеры, можно акцентировать внимание на том, какой продукт получается в результате детского творчества. Если произведения отличаются удивительным однообразием, а ребенок ставит себя в центр, будь то стихосложение или художественное творчество, — тем самым он пытается создать вокруг себя, вокруг центральной значимой фигуры, с которой он себя отождествляет, все остальное, что тревожит его. Он пытается осознать ситуацию, обжить и пережить ее через творчество, через выражение своих внутренних потребностей посредством абсолютно разных средств.

В этом случае творческая активность ребенка велика, его деятельность имеет частые проявления, но качество продукта, получаемого в конце деятельности, зачастую не является отличным. В творчестве, как средстве терапии, ребенок неосознанно удовлетворяет свои потребности, борется и преодолевает дискомфорт, не акцентируясь на качестве исполнения. Родители в ряде случаев бывают не очень довольны результатом. Рисунок может быть неаккуратным, стихотворение непонятным и т.д. Однако для самого ребенка это творчество не пройдет бесплодно: малыш поработает над собой, а творчество – это всего лишь средство.

Иногда можно наблюдать моменты, в которых малыш находится в нервном возбужденном состоянии, но стоит взять в руки краски, карандаши или включить радостную музыку, и ребенок эмоционально приходит в норму. Через творчество ребёнок нормализирует свое возбужденное состояние. Нередко продуктом такой деятельности является что-то небрежное и неаккуратное и взрослые делают неверные выводы о том, что ребенок бездарен, поскольку для взрослого главным в этой деятельности является ПРОДУКТ. А для детей на самом деле все не так. Результатом любой деятельности является ОН САМ. То есть, то, что в этой деятельности он смог изменить в СЕБЕ. Например, он научился успокаиваться, приводить свое эмоциональное состояние в норму. Это очень важно!

Развитие творческих способностей у детей

Фантазировать, выдумывать стихи, выдумывать другую реальность — для нас взрослых это кажется непонятным и оценивается как дурачество, но на самом деле для ребенка это очень полезная психотерапевтическая процедура. Ребенка прежде всего нужно ПОНЯТЬ. Понять, ЗАЧЕМ ему это нужно. Чего он хочет этим добиться — и достигает ли того, чего хочет. Пусть малыши марают тонны бумаги, изводят центнеры пластилина. Главное, чтобы ребенок при этом становился чуть увереннее, счастливее. Дети любят искусство, ибо чувствуют: оно им что-то дает. Каждому свое.

Творчество, как психотерапевтическая процедура, выбираемая ребенком неосознанно для удовлетворения своих внутренних потребностей, является очень полезным приемом в развитии и становлении личности. Важно дать ребенку реализоваться в этом и довести задуманное до конца. Наряду с этим нужно стараться развивать творческие способности и поддерживать творческую активность через разные виды деятельности, которые близки малышу.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

— умение познавать все новое;
— стремление к познанию;
— активность и живость ума;
— умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
— стремление к постоянным открытиям;
— умение применять на практике полученные опыт и знания;
— свобода воображения;
— интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. Зачастую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем.

Развитие творческих способностей у детей

Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса и не подавлять творческую активность, а всеми средствами поддерживать ее и принимать активное участие в процессе.

Развитие творческих способностей у детей

Детский возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Развитие творческих способности у детей дошкольного возраста.

  1. Общее понятие «творческие способности».
  2. Развитие творческих способностей у дошкольников.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции из элемен­тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

  • Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми).
  • Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

Умение видеть целое раньше частей.

Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Творческое во­ображение и творческого мышления обязательные компоненты твор­ческих способностей.

Итак, основные направления в развитии творческих способностей детей:

  • Развитие воображения
  • Развитие мышления

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детский возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для развития творческих способностей важны следующие факторы:

Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение.

Развивать творческие способности у детей необходимо с самого раннего возраста. Они быстро растут в первые годы жизни. И это самый благоприятный период для начала развития способностей. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Для проявления творческих способностей детей – необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка. Это наблюдения за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий.

Также важным для развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т.е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Вовлечение детей в различные виды деятельности, музыкальную, художественную, хореографическую и др., что способствует расширению детского опыта и развитию творческих способностей.

Важно, чтобы содержание, формы, методы и приемы работы с детьми которые они используют, были разнообразными. Тогда интенсивнее станут развиваться творческие способности детей.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Нельзя недооценивать в развитии детских способностей работу детских клубов по месту жительства, где наиболее широко представлены разнообразные кружки и секции. Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Развитие творческих способностей у дошкольников — это важный этап подготовки ребенка к школе и жизни в целом. Творческие личности имеют больше шансов на успех, они харизматические и инициативные. Все эти качества закладываются в детстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector