Развитие творческого потенциала детей

Развитие творческого потенциала детей

Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка, нужно первоначально дать малышу развить собственную фантазию. Через воображение происходит процесс понимания прекрасного. Не правильно думать, что без работы родителей воображение не будет развиваться, но целенаправленные действия помогут преодолеть большинство преград у маленького создателя.

Развитию детской фантазии способствуют:

  • ознакомление с новыми способами самовыражения;
  • работа на расширение кругозора;
  • наличие свободного от учебы или занятий времени;
  • относительная свобода выбора в игре;
  • пример родителей, других взрослых или детей.

Маленькие дети копируют и примеряют на себе все интересующие их действия, понимая явления и варианты игр. Чем ярче и понятнее будут образы, тем легче малыш будет использовать их, больше будет развивать собственную фантазию. Некоторые из выдуманных занятий покажутся странными, но не стоит их прекращать или обучать «правильной» игре. Если занятие не несет угрозы, то дайте возможность реализовать задумку.

Важным для развития творческого потенциала является наличие места, где ребенок мог бы заниматься. Если вы знакомите его с видами творческого выражения, то предоставьте время для самостоятельного занятия. Покажите, где находятся нужные инструменты для творчества, чтобы он мог при необходимости их взять.

Хорошо при ознакомлении с разными видами прикладного искусства сразу знакомить с техникой безопасности и способами использования предложенных материалов. Чтобы избежать неприятных ситуаций, на первом этапе ознакомления и познания возможностей лучше использовать безопасные инструменты (пальчиковые краски для малышей, которые можно есть; специальные ножницы с закругленными концами и т. д.). Рассказывая о том, как правильно использовать инструменты, вы помогаете малышу в будущем не допускать ошибок. Приученный к тому, что у каждой вещи есть свое предназначение и функция, прежде чем что-то делать, он будет пытаться понять, как правильно.

Показывать различные виды человеческого творчества лучше согласно возрасту ребенка и на уровне его развития. Например, не стоит давать пластилин раньше 2-х лет. Малыш физически не сможет с ним работать и будет стремиться его попробовать на вкус. Если хочется до 2-х лет показать возможности лепки, то лучше использовать самодельное тесто из муки, соли и воды. Оно будет легко поддаваться даже ручкам крохи, а его вкус будет отталкивать от желания съесть.

Необязательно покупать самые дорогие материалы для творчества, главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были яркими и позволяли решать задачу ознакомления. Уже в случае, когда будет явно заметна склонность ребенка к определенному виду деятельности, можно задуматься над приобретением дополнительных инструментов и материалов.

Важные условия для раскрытия творческого потенциала

Для раскрытия творческого потенциала необходимо соблюдать три условия:

1. Показывать различные виды занятий, используя максимально возможное количество способов создавать «красивое» и «прекрасное»:

  • разные виды рисования;
  • лепка;
  • аппликации и композиции;
  • рукоделие;
  • домашний кукольный театр и чтение по ролям;
  • ознакомление с музыкальными произведениями классиков и современников, их творческими и жизненными судьбами;
  • чтение классической литературы и заучивание стихотворных форм.

2. Приучать малыша к различным видам искусства через посещение театра, музеев, экспозиций и массовых мероприятий.

3. Пример родителей. В семье, где стремятся к развитию и восхищаются искусством, дети растут с пониманием важности такой деятельности в жизни человека. Если ребенок видит, что взрослые читают, он будет стремиться освоить этот навык. Семья, посещающая театр и различные выставки, легко научит малыша любить эту деятельность.

Дети – наше отражение. Если мы хотим, чтобы они что-то любили, мы должны сами это полюбить.

Способы активации творческого потенциала

Найти то, к чему лежит душа малыша − важная задача, которая стоит перед родителями. Все дети имеют те или иные склонности, если кажется, что у ребенка нет любимого занятия, то вероятнее всего вы просто еще не нашли нужное.

Дети положительно реагируют на предложение заняться чем-то новым. Если провести работу по ознакомлению в легкой игровой форме, то малыш будет снова и снова возвращаться к нему и пробовать свои силы, поражая вас своими произведениями.

Занятия, не вызывающие восторг в начале, иногда становятся любимыми, если рассказать и показать разнообразие выбранного вида прикладного искусства. Форма преподнесения нового материала играет роль в освоении. Предложение создать новый понятный предмет или нарисовать героя воспринимается как игра и отвечает возрастным особенностям восприятия нового материала.

Активировать творческий потенциал можно только путем проб и ошибок.

Предлагая новые виды самовыражения, необходимо дать возможность найти свой путь. Постепенно будет проявляться больший интерес к тому или иному варианту творчества с использованием наиболее подходящих инструментов. Но это не означает, что если малыш любит рисовать кисточкой или карандашами, то не следует предлагать ему других вариантов. Выражение эмоций с применением разных форм и инструментов стимулирует мышление и фантазию, дает необходимый импульс для всестороннего развития.

Разнообразие материалов и форм, доступных в магазинах, решает вопрос о подготовке занятий по активизации творческого потенциала. Но не стоит надеяться только на приобретенные наборы для детского творчества. Хороших результатов можно добиться, позволяя ребенку не только творить, но и подготавливать материал. Собирая листья и шишки для будущих поделок, помогая готовить тесто для лепки и вырезая необходимые детали из подручных материалов, малыш учится мыслить, не пользуясь предложенными шаблонами. Он понимает, как искать новые варианты использования привычных вещей и видеть интересное в обыденном.

Активизации творческого потенциала способствует и возможность синтеза разных видов деятельности. Например, прочитав интересную сказку, можно предложить нарисовать героев или ситуацию. Хорошо сделать аппликацию по мотивам истории или разыграть понравившуюся часть по ролям. Показав малышу, как можно использовать интересный сюжет по-разному легко найти подходящий для него вид творчества.

В 3-4 года можно начинать посещать творческие кружки и секции, чтобы дать дополнительный стимул в развитии понравившегося умения. Но стоит помнить: чрезмерная нагрузка и не интересные занятия отбивают желание заниматься. В неделю хорошо посещать не более 2 занятий одного вида. Одновременно посещать лучше не более 3 разных кружков.

Если ребенок проявляет нежелание посещать выбранный кружок или секцию, нужно у него спросить, что именно не нравится. Если сложно или скучно, то замените кружок на другой, но если не привлекает сам вид деятельности, то лучше отказаться от него на некоторое время.

Конечно, каждому взрослому хочется, чтобы ребенок одновременно рисовал, играл на музыкальных инструментах и выступал на сцене, но в жизни так не бывает. Пусть малыш попробует силы в разных видах творчества и постепенно определится с одним или двумя направлениями, которые ему по душе.

Языки

  • Русский
  • English
  • КОНФЕРЕНЦИИ
  • ЖУРНАЛ
  • АВТОРАМ
  • ОПЛАТА
  • ЧаВО (FAQ)
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ
  • Гуманитарные науки |
  • Педагогика и образование

Куприянова В.М., Каширина Т.А.

Резюме

Статья посвящена вопросу развития творческого потенциала ребенка, влиянию родителей на выбор творческого направления и последующие достижения ребенка в каком-либо виде искусства.

Ключевые слова

Статья

Особенности развития творческого потенциала ребенка
В обществе все чаще поднимается вопрос о творческом развитии детей. Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. Оно является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать, сопереживать. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. [1]
Важнейшим условием реализации собственной индивидуальности, а
следовательно, и развития творческой составляющей является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. [2]
Занимаясь творческой деятельностью, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Великие люди не раз обращались к этой проблеме. Так например, известнейший критик В.Г.Белинский сказал: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания». Родители, при воспитании ребенка должны учитывать множество факторов, влияющих на формирование целостности личности. Творческий человек, подходя к любому делу, будет проявлять эту целостность в своих действиях, испытывая сам от этого большое удовольствие и передавая необыкновенную радость от этого другим окружающим людям.
Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. [3]
«Талант — это вера в себя, в свою силу…», — писал М. Горький. Вера в себя закладывается именно в детстве. И на ее зарождение влияют родители. Именно их постоянная поддержка и вера в наши успехи и способности, стремление их развить дает нам возможность увидеть свои положительные качества, раскрыть их и поверить в себя. На самом деле, быть уверенным в себе — очень важное качество, без него никогда не получится развить талант даже самого одаренного ребенка. А дети начинают верить, когда в них начинают верить, когда они чувствуют значимость своего таланта, родительскую поддержку и участие в его развитии. При этом не следует забывать о том, что чрезмерная похвала только испортит ребенка, сделать его высокомерным, ему будет очень тяжело идти по жизни. Ребенка надо развивать гармонично, хвалить, поощрять и стараться сохранить и приумножить в нем положительные качества, но не забывать указывать на недостатки, пытаться вместе их разбирать, бороться с ними.
Развитие творческой личности ребенка — это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности. [4]
Родители оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Именно на них лежит ответственность за правильный выбор направления творческого развития ребёнка. В этом вопросе необходимо учитывать не только предрасположенность ребенка к тому или иному виду искусства, но и его собственные предпочтения. Важная задача родителей – увидеть в ребенке интерес к какому-либо виду деятельности. Если удастся достигнуть гармонии, то данная деятельность будет удовлетворять каждую сторону. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свое мнение, ставить ультиматум, можно лишь аккуратно направлять его, помогать советом.
Для того чтобы подробнее рассмотреть данную тему, мы провели небольшое анкетирование среди студентов 1 курса(N=50): 50% представители мужского пола и 50% женского пола. Мнения полов во многом разошлись, и в целом мы можем наблюдать такую картину: большинство представительниц женского пола считают себя творческими личностями, мужчины же в основном затруднялись ответить на данный вопрос. Однако, у всех респондентов есть свои интересы, связанные с творческой деятельностью и искусством. Это еще раз подтверждает важную роль искусства в жизни современного человека. 5% опрашиваемых (представители мужского пола) не нравилось посещение творческих кружков, остальные же в той или иной мере получали удовольствие от процесса своей творческой реализации. Большинство людей оценивают занятие в творческих кружках как очень положительный опыт (41%), 36% также остались довольными посещением последних, 15% опрашиваемых были удовлетворены творческой деятельностью в кружках в меньшей мере и 3% считают, что занятия в школах искусств почти не доставляло им удовольствия. Эти данные подтверждают тот факт, что творчество оказывает благоприятное воздействие на наше настроение, что не маловажно для человека, особенно ребенка. Несмотря на это, творческие кружки посещали не все, некоторые отдавали предпочтение саморазвитию, здесь мнения разделись в примерно одинаковом процентном соотношении, независимо от пола. 70% сказали, что им помогли определиться с выбором направления творческого развития именно родители (так отвечали в основном девушки), мужчины же в этом вопросе отдали большее предпочтение друзьям, телепередачам, любимой музыке и творческим мероприятиям в школе. На вопрос кто повлиял на развитие ваших способностей, большинство (51%) ответили, что развивались сами, однако значимость роли родителей в этом вопросе тоже была не на последнем месте(39%). Эти данные позволяют судить о том, что всё-таки многое в развитие нашего таланта зависит от родителей, от их чуткого присмотра и контроля, от их поддержки. Не всем опрашиваемым удалось добиться высоких результатов своей творческой деятельности, однако все без исключений подтвердили важность и значимость развития творческой личности в ребенке. Большинству при всем желании для этого не хватает свободного времени (58%), значимое количество опрашиваемых подтвердили желание продолжать дальше заниматься выбранным видом искусства (38%). Некоторые и сейчас находят время для развития своей творческой личности.
На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что родителям необходимо уделять внимание творческому воспитанию ребенка. Опрос специально был проведен среди студентов, то есть взрослых людей, которые способны рационально оценить значимость творческого развития ребенка в том числе и исходя из своего жизненного опыта.

Литература

1. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24.
2. Яковлева Евгения Леонидовна. Психология развития творческого потенциала школьников : Дис. . д-ра психол. наук : 19.00.13 Москва, 1997 368 с. РГБ ОД, 71:98-19/4-0
3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление, -М., 1993.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. — М.: Школьная пресса, 2003 — 144 с.

Цель:

  • Систематизировать знания педагогов и повысить их профессиональную компетентность в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Создание мотивации к активной творческой деятельности.

План проведения педсовета:

  1. Итоги тематического контроля“Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.
  2. Диспут “Творчество – удел избранных или необходимость существования.
  3. Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”
  4. Делимся педагогическим мастерством:
    1. Игра – средство развития творческой личности дошкольника
    2. Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.
    3. Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника.
    4. Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников.
  5. Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”.
  6. Подведение итогов педсовета.

Проект решения педсовета:

  1. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически проводить творческие игры по развитию креативности дошкольников во всех видах деятельности детей с учетом их личностных интересов.
  2. Способствовать обогащению предметно-развивающей среды групп через создание коллекций и уголков “Изобретателя” как формы развития у детей познавательного интереса.
  3. Включить в практику работы с детьми проблемное обучение как средство развития творческих способностей дошкольников.
  4. Оформить выставку “Советы родителям по развитию творческих способностей дошкольников в семье” (литература, наглядные пособия, рекомендации, буклеты, памятки).
  5. Систематизировать опыт работы педагогов дошкольного отделения по развитию творческих способностей дошкольников.

План тематического контроля

Тема: “Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

№ п/п Направление работы Содержание Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп. •Анализ диагностических карт.

•Анализ самообразования педагогов.

•Анализ наглядной информации для родителей в группе

Олимпиева Алла Михайловна , воспитатель
Ростовская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Воспитание детей через творчество

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: они учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка?

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса.

У творчества нет определенных границ или рамок. Все, что создается с фантазией, с большим старанием, с интересом и называется творческим процессом. У детей, творчество начинается с самого простого: рисование, лепка (пластилин, глина, соленное тесто), аппликация. Как только малыш научился держать в руках ложку – можно давать ему кисть для рисования или фломастер. Это будут первые “шаги” в мир искусства.

У ребенка среднего возраста, уже можно определить предпочтения. Что ему больше нравится: рисовать, лепить, танцевать или петь. И помогать ему развивать свои таланты. Это и станет тем зернышком, которое посеют заботливые педагоги.

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы – тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос. Детский возраст наиболее благоприятный для развития всех психических процессов. Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной. Изобразительная деятельность — самый доступный и привлекательный для детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве — искренность. Это условие удовлетворяет творчество и возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять». Способность «сочинять» – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности.

Развитие творческих способностей составляет важную задачу воспитания ребенка, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. А показателями успешности развития творческих способностей детей являются открытые искренние работы. Основными задачами творческой деятельности являются развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир; обучение детей создавать своими руками рисунок, аппликацию, лепную работу; предоставление познания радости творчества, получение положительного эмоционального заряда. Занятия изо-деятельностью помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство.

Художественная деятельность, декоративно — прикладное искусство, формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими.

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector