Развитие творческого потенциала учащихся

Развитие творческого потенциала учащихся

Данная статья является методическим материалом для учителей начальных классов.

Содержание

  • 1 Актуальность проблемы
  • 2 Главная цель
  • 3 Формирование творческого мышления
  • 4 Неоходимые условия
  • 5 Творческие игры
  • 6 Основная задача

Актуальность проблемы

Развитие творческого потенциала учащихся

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей современного решения, является развитие творческих индивидуальных способностей учащихся младших школьников. На примере инфографики можно рассмотреть ключевые моменты данной статьи.

Главная цель

Главная цель развития творческих способностей, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой участвовать в их решении. Для решения этой цели имеются следующие задачи: формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развивать познавательную исследовательскую и творческую деятельность; находить нестандартные решения любых возникающих проблем; воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Формирование творческого мышления

Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте, так как именно в начальных классах закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для творческой деятельности, развивается творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Ментальная карта

Неоходимые условия

Успешное формирование в начальных классах творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, а именно, учитель должен создать систему педагогических действий и средств, которые будут применяться в определенном порядке для достижения результата. Также нужно отметить то, что установление жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа будут негативно сказываться на процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов. Для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации. Презентация Google

Развитие творческого потенциала учащихся

Творческие игры

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся является творческая игра. Игра Kahoot Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Творческие задания на уроках способствуют обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор, также воспитывают у младших школьников качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Учителя могут использовать Облако слов как творческое задание ученикам для исследования текстов. Цель данного исследования состоит в определении главной мысли в том или ином тексте.

Основная задача

Основная задача учителя — добиться активного мышления, заинтересовать детей к своему предмету. Для творческого развития, например, на уроках русского языка, огромную роль играют дидактические игры.

Развитие творческого потенциала учащихся

Систематическая работа по развитию творческих индивидуальных способностей способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими познавать окружающую действительность и творчески мыслящими.

Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности.
С позиции различных наук, творчество рассматривается по-разному. Так, с точки зрения философов, творчество – это зарождение нового. Педагоги рассматривают данное понятие с позиции развития творческих качеств личности учащихся, и считают, что творчеству следует обучать с раннего детства, вовлекая детей в творческую деятельность. Психологами рассматриваются психологические механизмы протекания творчества, как такового. Они считают, что творческий потенциал имеется у каждого человека, его нужно развивать.

Творчество часто связывают с внутренней интеграцией личности, что является важным звеном в Развитие творческого потенциала учащихсяразвитии творческого потенциала каждого человека который характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими признаки творческих задатков. К числу таких признаков относят:

— потребность в новых идеях;

— способность замечать и формировать альтернативы, сомневаясь в том, что на первый взгляд является очевидным;
— умение полностью «погружаться» в проблему, в то же время, отталкиваясь от реальности, видеть перспективу;
— умение представлять предполагаемый объект в новом измерении.

Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс. Существует 7 признаков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, четкость, активность, чувствительность, сконцентрированность. Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности и существенным резервом ее самоактуализации. Креативность характеризуется ощущением проблем, открытостью к новым идеям, способностью к разрушению старых стереотипов, с целью образования нового и получения неожиданных, нетипичных способов решения проблем.

Развитие творческого потенциала человека происходит поэтапно.
Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики.

Следующим, ведущим этапом работы является мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно. Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе.

Немаловажной ступенью в развитии творческого потенциала человека является организация процесса творческой деятельности. С этой целью создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Следующий этап развития творческих задатков человека – контроль качества выполнения проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.
На завершающем этапе выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок прошлого, затруднений, возникших в процессе решения творческих задач и внесение корректив.

Развитие творческого потенциала учащихсяЧтобы человек достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью.

Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является свобода. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, и связан лишь с интересами и желанием человека.

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
Посмотреть кому понравилось

  • Описание
  • Программа курса
  • Есть в мобильном приложении
    Отв. ред. Коршунова О. В., Селиванова О. Г.

  • Аннотация
  • Программа курса

Содержание книги представляет описание образовательных практик развития творческого потенциала педагогов и обучающихся в общеобразовательной школе. Эта книга будет полезной для тех педагогов, управленцев системы образования, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», кто в профессиональной деятельности ориентируется на воспитание творческой, креативной, гибкой, оригинальной личности. Но чтобы воспитать личность с данными качествами, педагогу также необходимо обладать ими. С учетом этого в пособии представлены варианты развития и актуализации творческого потенциала не только обучающихся, но и самого педагога в инновационной деятельности. Первая часть пособия раскрывает возможные варианты решения проблемы для школьников в рамках учебной и внеучебной деятельности, вторая часть — для педагогов в режиме реализации жизнедеятельности школы как инновационной площадки. Наряду с представленной системой проблемно-творческих семинаров для учителей приводятся в качестве примеров индивидуальные исследовательские проекты конкретных педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector