Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Cтарший воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада№77 Куницына О.В.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника — это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности — игру.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо

использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

В дидактических, развивающих играх психологи (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.И. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко) видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.

Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры — это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

  • Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
  • Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
  • Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Данные игры у детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать на основе развития основных умственных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.

Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.

Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.

Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

  • Активизация умственной деятельности детей.
  • Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
  • Формирование основ творческого мышления.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Повышение интереса детей к математике.
  • Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
  • Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
  • Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Систематизация игр в планировании.
  • Уровень сенсорного развития дошкольников.
  • Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
  • Характер мотивации.
  • Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
    с детьми).
  • Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.

Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», — эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Этот труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет нам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В своей работе по обучению детей математике я использую такие методы и приемы, которые позволяют обеспечивать ООД.

Для того чтобы поддержать интерес к обучению, я использую игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры:

·Это сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов из жизни, сказочных персонажей);

·Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);

·Предлагаемые, игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не поиск ошибок друг друга;

·Стремлюсь оценивать работу ребенка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребенка что-то сделать или узнать.

Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста как образность, я широко использую в своей работе рисунки-схемы, графические рисунки, планы, позволяющие ребенку представить себе происходящее, развивая его воображение.

Так как, основной вид деятельности детей – это игра, я широко использую игры. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, направлений; каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных представлений детей). В своей работе я стараюсь, чтобы ООД была составлена из дидактических игр и игровых упражнений, т.е. проходило в игровой форме.

Одной из ведущих видов игр, которую я использую в ООД является игра-путешествие.

Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Например, в игре-ООД «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», я объяснила сказочным сюжетом ряд проблемных ситуаций, решения задач, различных заданий на сообразительность.

Вовлекая детей в увлекательную историю и переживания с героями все их необыкновенные приключения мы решаем целый ряд сложных математических задач, учимся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

В своем ООД-путешествии «В поисках клада» я учила детей ориентироваться по плану-схеме; План-схема был составлен на основе клеточек; дети отсчитывали клеточки и находили различные изображения предметов, найдя которые нужно было выполнить определенное задание. Например – решить задачу; определить величину предметов, ориентироваться во времени, поделить целое на равные части; здесь дети в увлекательной форме выполняли задания.

Также в своей деятельности я применяю различные игры-загадки, игровые упражнения. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку, они ищут правильное решение. Обычно к детям приходит какой-либо герой из сказки, знакомый им, и они помогают ему найти решение, например к детям пришел Гном из сказки «Белоснежка и семь гномов». Гном хочет подружиться с детьми, поиграть, многое узнать. Он спрашивает у детей, почему надо дружить с математикой? В процессе ООД Гном с детьми решают различные задачи, отгадывают загадки: Гном играет с детьми в игры: «Предметы и цифры» (на определение количества предметов); «Заселим домик» (где дети заселяют домики-схемы цифрами); «Кто внимательный» (здесь дети определяют направление, направо, налево; учатся ориентироваться в пространстве).

Еще в ООД я охотно применяю задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Дети очень любят их и активно ищут решение, им интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. В этих задачах дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящею в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении таких задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к обучению, смекалку и сообразительность. Например, это такие логические задачи и упражнения:

1)Задачи на нахождение пропущенной фигуры;

2)Продолжение ряда фигур;

3)Поиск знаков, чисел (пропущенных);

4)Чем отличается одна картинка от другой;

5)Нахождение двух одинаковых предметов;

6)Поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

Загадки математического содержания:

Здесь анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения;

1)Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

2)В году у дедушки четыре имени. Кто это?

3)Много рук, а нога одна?

Задачи-шутки: – Это задачи с математическим смыслом:

1)Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей?

2)Знаешь ли ты почему у слонов круглые ноги?

3)Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

4)Сколько орехов в пустом стакане?

5)В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме дедушка и моль?

Занимательные вопросы, задачи, загадки я использую в ходе ООД с целью уточнения, конкретизации знаний детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.

Так, методически правильно подобранный использованный занимательный материал способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математике, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный багаж знаний в самых различных сферах позволяет гораздо раньше добиться определенного успеха в профессиональной деятельности.

Умственные способности следует развивать, начиная с самого раннего возраста, и тогда, человек к началу активной трудовой деятельности будет иметь высокий уровень интеллекта, что позволит решать задачи любой степени сложности.

  1. Интеллект у дошкольников
  2. Развитие интеллекта дошкольников — Шаг за шагом
  3. После двух лет
  4. Возрастные изменения

Интеллект у дошкольников

Интеллект, — это такое качество психики человека, которое охватывает практически все сферы деятельности:

  • умственную,
  • эмоциональную,
  • физическую.

Развитие интеллекта означает высокий уровень адаптации ребенка к самым сложным ситуациям, опираясь на собственные силы, а также на степень его подготовленности к реальной жизни.

Можно сказать и по-другому: развитие интеллекта, — это путь к гармоничному воспитанию, развитию личности с богатым внутренним миром и отменным уровнем физической подготовки. Интеллектуальное развитие дошкольников, — это первый этап важной и ответственной работы!

Для чего нужно такое развитие?

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и легко схватывал полученную информацию, запоминал тот или иной материал. Хорошо развитое логическое мышление позволит в дальнейшем всесторонне развиваться и достичь такого уровня, который неподвластен другим людям. Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности. А не к этому ли стремятся все родители!?

Развитие интеллекта дошкольников — Шаг за шагом

Развитие и совершенствование умственных способностей позволяют достичь высокого уровня подготовки и готовности к дальнейшему получению знаний, навыков и умений. У ребенка развивается логическое мышление, растут интеллектуальные способности. Для того чтобы определить умственное развитие дошкольников, существует специальный диагностический материал. Проще говоря, — это специальные тесты, которые позволяют определить уровень интеллекта (IQ – коэффициент умственного развития).

Логическое восприятие окружающего мира боле успешно происходит у ребенка в процессе различных подвижных игр. Полученную в таких играх информацию ребенок усваивает и перерабатывает под себя, получая новый материал для совершенствования.

После двух лет

Как только малыш достигнет двухлетнего возраста, умственное воспитание дошкольников должно выходить на совершенно новый, более качественный и целенаправленный уровень. Умственное воспитание должно стать приоритетным направлением, а способствовать этому будет логическое и игровое построение процесса обучения.

Сейчас материал для организации занятий с детьми найти достаточно просто, главное – желание.

Отличный способ проводить логическое, и физическое совершенствование навыков и умений, развивать умственные способности – это использовать следующий материал:

— считалки, обобщения, первые пробы составления словосочетаний, накопление словарного запаса,

— Настольные или компьютерные игры, направленные то, чтобы повысить уровень интеллекта и развитие логики.

Интеллектуальные способности у ребенка развиваются гораздо лучше и закрепляются прочнее, если происходит это в игровой обстановке, легко и ненавязчиво. Сухой, строгий материал, подаваемый в требовательной форме, не всегда хорошо влияет на логическое мышление, способность воспринимать окружающий мир, используя для этого развитые личные умственные способности ребенка.

[note]Логическое восприятие окружающей действительности развивается одновременно с ростом ребенка. Совершенствуется и усложняется материал, предназначенный для того, чтобы правильно организовать и проводить процесс всестороннего развития, обучения и воспитания ребенка.[/note]

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка.

Умственные способности дошкольника зависят от ряда факторов, на которые необходимо опираться, подбирая материал для составления программы развития.

Возрастные изменения

Приблизительно с 6-илетнего возраста, преобладающим становится когнитивное развитие дошкольников. Представление об окружающем мире ребенок получает теперь на основе эгоцентрического и магического мышления. Логическое же восприятие переходит на второй план. Следовательно, должен измениться и материал, по которому с детьми необходимо продолжать обучение и развитие.

Отличный способ продолжать обучение и развитие – различные настольные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать. Вы можете начинать с обыкновенных крестиков-ноликов, и не сомневаться, что полученный в этих играх интеллектуальный материал поспособствует развитию интеллекта. Кто знает, может ваш малыш станет выдающимся мастером такой сложной и увлекательной логической игры, как шахматы.

Вывод

Умственное воспитание, наряду с интеллектуальным развитием, совершенствованием логики и т.п., позволят воспитать гармоничную личность. И не забывайте о важности достижения полноценного физического уровня подготовленности дошкольника.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.
Описание: материал может быть полезен для воспитателей детских садов.
Актуальность.
Для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Цель: содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• навыкам порядкового и обратного счета;
• умениям ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);

«Речевое развитие»
Содействовать:
• развитию умений составлять загадки математического содержания;
• обогащению словаря
Развивающие:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• развитию интереса к математике через игру;
• развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности;
• развитию представлений о сутках;
• развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).

«Физическое развитие»
Содействовать:
• развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)

Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие»
Содействовать:
воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.

Практический
Игровой
Словесный
Наглядный

Форма: игра

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению:
«Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ;
«Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;
«Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении. Учу детей внимательно слушать друг друга.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие детского интеллекта повышает успешность обучения в школе.
Всем известно, что для детей, а особенно для дошкольников, самая доступная форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые действенные виды развивающих игр для детей. Игра соответствует их физическим и психическим возможностям.
Среди многообразия развивающих игр в нашей группе широко используются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
В своей работе мы используем игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения понятия «количество», геометрических фигур, пространственных отношений, происходит развитие мыслительных операций.
Сюда относятся игры:
• на трансформацию («Квадрат Воскобовича»),
• плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»),
• освоение целого и части («Чудо-цветик», «Прозрачный квадрат»).
Особенности игр:
— Широкий возрастной диапазон.
— Многофункциональность и универсальность.
-Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
— Методическое сопровождение, т.к. многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Кроме того, игры прошли психолого-педагогическую экспертизу игровых пособий. Соответствуют ФГОС. Имеют сертификаты соответствия.
Цель применения игр Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Использование игр В. Воскобовича проходит в совместной деятельности педагога с детьми, и в индивидуальной работе, а также дети используют в самостоятельной деятельности.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат».
Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничения по возрасту. В свободное время дети с удовольствием берут игровой квадрат, складывают фигуры по схемам (у многих детей есть любимые фигуры, придумывают свои, обыгрывают их).
Также используем Чудо-конструкторы, которые помогают в закреплении математических представлений, это чудо крестики и чудо соты (игры лежат на столе).
Чудо-крестики – еще одно увлекательное и полезное занятие. В игровом наборе находятся вкладыши – крестики и кружочки, которые нужно собирать, постепенно усложняя задачу: сначала из двух частей, а потом добавляя всё больше и больше деталей. Можно складывать дорожки и башни, человечков, драконов и многое другое. К набору фигурок прилагается альбом с заданиями. Эта игра намного интереснее современных «одноразовых» пазл, собрав которые, ребенок мгновенно теряет интерес.
Чудо соты — это развивающее пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающих соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – от 1 до 5 геометрических фигур.
Чудо цветик — ещё одна уникальная игра из серии «Чудо-головоломки». Она совмещает в себе функции головоломки, пространственного конструктора, а также игровой платформы для решения логико-математических задач. Эта яркая красочная игра представляет собой рамку-вкладыш с двумя цветками: одноцветный Чудо-Цветик, состоящий из десяти лепестков (одной десятой части круга) и разноцветный Чудо-Цветик, поделенный на одну, две, три и четыре части круга.
Прозрачный квадрат Воскобовича – это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра «Прозрачный квадрат» (нетающие льдинки). Игры с «льдинками» помогают детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; дети учатся составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; конструируют предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; учатся анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развивают внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.
Опыт работы показал, что использование развивающих игр В.В. Воскобовича развивают у детей память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь и мелкую моторику рук.
Технология «Развивающих игр В.В. Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются умственные способности ребёнка-дошкольника.
Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться положительных результатов в развитии детских интересов, знаний и умений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector