Развитие внимания у детей с зпр

Задержка психического развития (ЗПР) – это одно из нарушений познавательной деятельности, которое характеризуется снижением памяти у детей, внимания и восприятия по сравнению с нормальными показателями для определенной возрастной группы. В отличие от серьезных аномалий психического развития (например, умственной отсталости, олигофрении и др.) ЗПР у детей не связано со стойкими патологиями нервной системы, а вызвано только низкими темпами ее созревания. Задержка психического развития и речи компенсируется по мере взросления малыша.

Содержание

Особенности внимания у детей с ЗПР

Недостаточная концентрация внимания

Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.

Ограниченный объем внимания

Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.

Легкая отвлекаемость

Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.

Развитие внимания у детей с зпрУ детей с задержкой развития речи наблюдаются недостатки звукопроизношения и ограниченность словарного запаса

Особенности памяти у детей с ЗПР

У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Сложности с объяснением своих эмоций

Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание. Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений. Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.

Незрелость эмоционально-волевой сферы

ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача. Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Если у ребенка не развиты «социальные» эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы. Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития. Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.

Профилактика задержки психического развития

Создание благоприятных условий при беременности

В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.

Своевременное посещение невропатолога

Внимание к здоровью ребенка – это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.

Внимание к развитию малыша

Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года – не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.

Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком

В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно. Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу. Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.

Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.

Читайте так же.

Развитие внимания у детей с зпр

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Развитие внимания у детей с зпр

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Развитие внимания у детей с зпр

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Развитие внимания у детей с зпр

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психические особенности детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга, вызванного воздействием на него ряда неблагоприятных факторов.

  1. Тяжелые желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (у новорожденных и детей до года).
  2. Различные внутриутробные патологии.
  3. Многоплодные беременности (чаще при близнецовой беременности).
  4. Родовые патологии (асфиксия, родовые травмы и т.д.).
  5. Недоношенность.
  6. Хромосомные и эндокринные нарушения.

Психические особенности детей с ЗПР:

  • Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны.
  • Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сфере.
  • Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность.
  • Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности.

Сущность и функции внимания

Внимание – это специфическая направленность человеческой психики на определенный объект или деятельность.

Направленность внимания может быть как на внутренние процессы человека, так и на происходящее (предметы) окружающего мира.

Особенность внимания заключается в том, что оно не имеет явного содержания, а находится внутри всех процессов.

Сущность внимания состоит в его направленности на объекты и действия, получение информации, ее переработку и последующее сохранение в сознании личности.

  • сенсорная форма (перцептивное внимание);
  • интеллектуальная форма (мыслительное внимание);
  • моторная форма (двигательное внимание).
  1. Активное (произвольное) внимание. Внимание направляется на предмет или действие целенаправленно, для того чтобы запомнить, изучить, сохранить и т.д. свойства предмета или происходящего действия.
  2. Пассивное (непроизвольное) внимание. Внимание возникает непроизвольно, вследствие вызванного интереса со стороны предмета или действия.
  3. Послепроизвольное внимание. Стадия внимания, когда происходит возврат к непроизвольному вниманию.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Контроль над психическими и физиологическими процессами (активация или торможения, в зависимости от потребности).
  • Основная функция внимания – отбор, систематизация, анализ и последующее сохранение в сознании необходимой информации.
  • Сохранение, удержание, воспроизведение образов предметов.
  • Возможность длительного сосредоточения и активности на нужном объекте.
  • Контроль и регуляция протекания деятельности личности.

Внимание связано со многими качествами личности человека и во многом зависят от них (наблюдательность, способность выделять частное из общего и т.п.).

Характеристика особенностей внимания у детей с ЗПР

Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

  1. Неустойчивость. В связи с чем, у ребенка наблюдается снижение производительности, возникают трудности при выполнении различного рода заданий. Так же возможны колебания внимания, то есть в течение нескольких минут отмечается активная работоспособность, которая затем снижается, и ребенок «выпадает» из процесса (начинает заниматься посторонними делами, отвлекается и т.д.). Тем самым ребенок отдыхает от продуктивной деятельности. После отдыха он вновь может к ней вернуться с прежним интересом.
  2. Низкая концентрация внимания. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточиться на длительном выполнении работы, либо на объекте деятельности. Отмечается быстрое утомление и постепенное снижение интереса к процессу работы.
  3. Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР не способен удержать одновременно весь объем информации, который ему необходим для осуществления игровой или учебной деятельности. В связи с чем, можно отметить затруднение восприятия всей ситуации в целом.
  4. Снижение избирательности внимания. Детям с ЗПР сложно сформулировать цель деятельности (задания), а также составить план для ее достижения. Ребенку трудно продумать условия реализации, так как он не может полноценно сосредоточиться на основном и отделить его от побочных деталей процесса.
  5. Снижение распределения внимания. Ребенок в ЗПР не может выполнять одновременно несколько заданий или действий. Особенная трудность возникает в том случае, если все задания требуют от ребенка сознательного контроля (стадия освоения).
  6. «Прилипание внимания». Трудности в переключении внимания с одного способа выполнения задания на другой (отсутствие гибкости реагирования).
  7. Повышенная отвлекаемость. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточится на длительном выполнении одной деятельности. В процессе работы отмечается постепенное снижение темпа работы, отвлекаемость, совершение большого числа ошибок, что в итоге негативно сказывается на результате работы.

Таким образом, у детей с ЗПР ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание — это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (намеренное, целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных его характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью.

Объем внимания — это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Средне нормативный объем внимания при одновременном восприятии не превышает пяти-семи не связанных одних с другим и объектов. При восприятии чем-то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает.

Концентрация и устойчивость внимания — это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивость внимания являются важной энергетической базой умственной работоспособности школьника. Переключение внимания -способность перемешать его с одного объекта на другой — лежит и основе перехода от одного вида деятельности к другому. Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Содержимое разработки

Консультация

Развитие внимания детей с ЗПР

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом, они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.

По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.

В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.

Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.

Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.

Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

Рекомендации для родителей по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.

Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну — две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно:

искать несколько букв;

отмечать их по-разному;

поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков.

Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное — несъедобное», «да — нет, черное — белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

Развитие внимания у детей с зпр

Профилактики курения в школе

«Жизнь без табака»

Наименование Программы: — образовательная Программа по профилактике курения «Жизнь без табака!»

Срок реализации: — 2013-2016 учебный год.

Ожидаемые конечные результаты реализации: — предотвратить курение в классе

— овладение способами уверенного отказа от курения

-уменьшение числа больных детей и уменьшение

числа пропусков уроков по болезни

-рост интереса учащихся к учёбе.

Пояснительная записка

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся странах.

Курение- главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что из полумиллиона мужчин среднего возраста (35-69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, у 42% причиной смерти является курение. И что смерть, связанная с курением, среди мужчин среднего возраста, умерших от злокачественных опухолей составляет 59%, от сердечно-сосудистых заболеваний- 44%, от хронических неспецифических лёгочных заболеваний- 70%.

Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право «владения» огромными рыночными пространствами России, где в настоящее время курят 40 млн. человек. В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.

Табачная эпидемия в России захватила более 50 млн. человек, из которых 70%- мужчин, 30 % женщин и более 50% подростков. В 15 лет у многих подростков выраженная табачная зависимость. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько эта привычка для здоровья реально опасна.

По данным официальной статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причём больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. С курением связывают возникновение таких болезней, как рак лёгких, болезни сердца и инсульты, эмфизема лёгких, хронический бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. В России курильщики со стажем живут на 20 лет меньше, чем некурящие.

Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.

Более 40 компонентов табачного дыма – канцерогены. Исследования доказали: чем дольше человек курит, тем более вероятно у него развитие рака носа (в 2 раза чаще), горла (в12 раз), гортани (в 10-18 раз), пищевода (в 8- 10раз) и т. д.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Данный факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.

Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector