Развитие внимания у дошкольников

  • Вы здесь:
  • Главная страница
  • Советы родителям
  • Психолог советует
  • Как развивать внимание у дошкольников

Как развивать внимание у дошкольников

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Информация о материале Опубликовано: 16.12.2013 20:17 Просмотров: 1918

Педагог — психолог – Рябинина Е.Н.

Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. При подготовке ребёнка к школе очень важно научить его сосредотачивать внимание на выполнении учебных заданий. Для многих детей – дошкольников необходимо планомерное формирование этого умения.

У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Особенностью внимания дошкольников является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, продуктивность работы у таких детей очень низкая.

О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.

Необходимо выяснить, может ли

будущий школьник:

ü Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 – 30 минут.

ü Проанализировать насколько ребёнок сосредоточен на задании: ребёнок спокоен, у него сосредоточенный и устойчивый взгляд, устойчивое положение головы, частей лица позы, организованные жесты, твердая и уверенная речь (ребёнок внимателен) или же ребёнок невнимателен – он рассеян, отвлекается от дела, суетлив, неуравновешен; у него бегающий взгляд, беспорядочное многословие, неуверенность тревожность.

Взрослые должны помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.

Следующие игры и упражнения помогут в развитии и тренировке внимания у дошкольника.

«Найди различия».

Для проведения этой игры необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий. Ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Чем больше ребёнок назовёт различий, тем выше уровень развития внимания.

«Да и нет не говорить»

Предложите ребёнку ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет». Вопросы: Ты любишь лето? Ты любишь солнце? Тебе нравиться купаться в реке? Ты любишь зиму? Ты любишь кататься на санках? Ты любишь, когда холодно? и т.д.

«Зачеркни букву».

Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую – либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты. Если вы сделали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. В дальнейшем измените инструкцию: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Проводите это упражнение в соревновательной форме.

«Найди слово».

Предложить ребёнку, умеющему читать. На листе напечатать буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребёнок внимательно просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова можно набрать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

ТЗМКУНЦЗНИА КОТ ЕЛ МАРТ ПО МЯЧ

М СЛОН МШЦ СОР ЗЩНСПРЖЕАЕ СОК

МЛ КЛОУН БАЫКРТЬА МАМА ОИПСАЗ

А РОТ В УРА ПАТШДРМ ШАР ГЗК МУХА

«Пропусти число»

Предложите ребёнку сосчитать от 1 до 20, если встретится число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.

«Расскажи, что увидел».

Разложите на столе несколько мелких предметов в количестве 12 – 15 штук. Это могут быть мелкие игрушки, пуговицы, карандаши, открытки, ключи, значки и т.п. Пусть ребёнок посмотрит несколько секунд на эти предметы, а потом перечислит, закрыв глаза, всё то, что увидел. Результат недостаточно высок, если ребёнок сумел назвать меньше 5 предметов, и очень высокий, если больше 9. Данное задание служит прекрасным упражнением для тренировки внимательности, если его выполнять регулярно.

«Не пропусти растение».

Называйте ребёнку различные слова: стол, берёза, книга, ромашка, карандаш, дом, дуб и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение. Во второй серии можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее животное. В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего растение, и встаёт при произнесении, обозначающего какое – либо животное.

«Отыскать числа».

Для этого упражнения нужна таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 25. попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд. Зафиксируйте время, которое потребовалось для выполнения задания. Далее по сходной таблице продолжайте тренировку. Оцените насколько улучшился показатель распределения внимания у ребёнка. Если это задание оказалось трудным, составьте более простую таблицу, например из 9 клеток.

В статье говорится об этапах развития внимания у детей дошкольного возраста. А также о том, что в дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша.

В первый месяц жизни у ребенка наблюдается реакция при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.

Постепенно возникают признаки целенаправленного внимания, связанные с кормлением, когда ребенок ищет материнскую грудь, устанавливает фиксированный взгляд на определенных некоторые предметах, останавливается и прислушивается, если слышит резкий звук.

На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно, на мамин голос.

Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью.

В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому назад, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием.

Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут. Если годовалые малыши могут концентрировать устойчивое внимание на играх в течение 10 минут, то у 2-леток это время уже длится 30 минут, а 2-4-летние ребята могут продолжать игру в течение 96-100 минут. Если ребята этого возраста разглядывают изображение картинку 2-4 секунды, то дети этого возраста затрачивают на то же изображение 10-20 минут. На проявление устойчивости внимания в значительной степени оказывают влияние индивидуальная специфика нервозной системы ребят. У меланхоличных ребят неустойчивость внимания в 1,5-3 раза будет меньшей, чем у детей более спокойных, уравновешенных.

Третий этап развития внимания. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.

Четвертый этап развития внимания возникает на втором-третьем году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На втором году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями.

Пятый этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.

Шестой этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети четырех-пяти лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых. Ребенок 4-5 лет, например, внимательно слушающий сказку, о чем свидетельствует то, что в его глазах читается непосредственный интерес. Данный пример показывает, что у ребят этого возраста достаточно развит навык много времени концентрироваться на одном целенаправленном действии.

В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако, данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких, как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.

Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.

Седьмой этап развития внимания совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. У ребенка развито трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.

Таким образом, следует подчеркнуть, что внимание предъявляется как самостоятельный процесс среди психологических явлений, не входящий в число свойств личности. Внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Одним из ключевых навыков, которым должен овладеть ребенок до начала учебы в школе, является развитие внимания. Читать, писать и считать ребенка в школе научат, а вот уметь сконцентрировать внимание каждый ребенок должен уметь уже к началу обучения в школе. Поскольку недостаток внимания у первоклассника может создать немало трудностей и проблем для школьника и его родителей. Поэтому взрослым стоит заблаговременно задаться вопросом «Как развивать внимание у дошкольников?»

Этапы развития внимания у детей

Развитие внимания у малышей начинается с возникновения так называемого «непроизвольного внимания», т.е внимания, которое возникает у малыша само собой и не требует приложения усилий ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.

У маленьких детей преобладает именно этот вид внимания, благодаря ему, малыши запоминают, то, что наиболее ярко, красочно и эмоционально. Но такой вид внимания весьма избирательный, ребенок сосредотачивается только на том, что для него кажется интересным и столько, сколько ему это интересно, родителям становится совсем не понятно как удержать внимание будущего школьника.

Развитие внимания у дошкольников

Позже, в процессе игры, общения и обучения, у ребенка начинается формирование произвольного внимания, т.е внимания, возникновение которого требует усилий со стороны ребенка, ведь от него требуется делать не то что нравится, а то что нужно. В связи с этим, в формировании произвольного внимания у ребенка нельзя обойтись без участия взрослых наставников. Развить произвольное внимание у ребенка помогут специальные занятия, игры и задания.

Упражнения на внимание для дошкольников

Для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста существует огромное количество методик и заданий, в большинстве своем они очень просты и любой родитель может использовать их, тренируя своего малыша в игровой форме.

Не забывайте, что главное в таких развивающих занятиях — заинтересовать ребенка. Для этого придерживайтесь несложных правил: дети любят, когда информация подается в наглядной форме, когда мама или папа сами заинтересованы в игре – искренне удивляются, радуются, интересуются. Нельзя забывать, что инструкция к заданию для ребенка должна быть точной, пошаговой и исчерпывающей.

Начать можно со следующих несложных заданий:

  • « Посмотри на предметы и постарайся их запомнить, теперь отвернись и назови предметы, которые ты только что видел. Какого они цвета? Какого размера? Какую имеют форму?»
  • «Закрой глаза, прислушайся. Теперь называй по очереди все звуки, которые ты слышишь»
  • «Посчитай сколько ступенек на лестнице»
  • «Посчитай сколько дверей в соседнем доме»
  • «Постарайся запомнить, во что были одеты твои друзья в детском саду, а вечером расскажешь»
  • Каждый день проходя мимо своего дома, запоминай что изменилось во дворе и отмечай новые детали, на которые раньше не обращал внимания

Подобные задания родитель может придумывать самостоятельно, тем самым превращая любую прогулку или поход в магазин – в увлекательную игру.

Развивающие игры на развитие внимание дошкольников

  1. Игра «Все помню»

Для этой игры понадобится от трех и более человек. Суть ее заключается в том, чтобы запомнить как можно больше слов в определенной последовательности. Для начала, нужно выбрать тему, которая будет объединять слова, например, тема — фрукты. Далее назначаем судью, который будет записывать слова по порядку на листочек и следить за правильностью ответов. Начинаем игру, диалог должен состояться примерно такой:

— Яблоко,- говорит первый участник.

-Яблоко, груша,- говорит второй, а судья записывает.

Яблоко, груша, персик,- снова говорит первый игрок.

Сначала правильно назвать все наименования очень легко, но вот, когда их количество переходит за десять, игра приобретает истинный смысл. Тот, кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают, пока не останется один победитель.

  1. Игра «зверята»

Лучше всего проводить такую игру с небольшой группой детей. Если в доме есть старшие дети, младшему ребенку будет гораздо веселее выполнять задания вместе с ними. Понадобится музыка и один ведущий, лучше взрослый.

Включаем музыку, хорошо подойдет «Марш» Прокофьева, дети идут по кругу под музыку. Ведущий объявляет — «лошадки!», дети начинают скакать, изображая лошадей, ведущий меняет задание и говорит – «птички», дети машут руками и показывают птиц, ведущий говорит «аист», дети стоят на одной ноге как аисты и т.д.

Игра прекрасно стимулирует внимание, обучает быстро и точно реагировать на звуки.

  1. Игра «четыре стихии»

Игроки садятся в круг, выбирают ведущего. Правила такие: когда ведущий говорит слово «вода» — игроки должны вытянуть руки вперед, на слове «земля»- опустить руки вниз, «воздух»- все поднимают руки вверх, «огонь»- игроки делают круговые вращения руками. Проигрывает тот, кто первый ошибется.

Данная игра развивает внимание, которое координирует слуховой и двигательный анализаторы.

  1. Игра «Найди домик»

Вам понадобится рисунок с изображением семи разных животных, объясняем малышу, что каждая зверушка спешит к себе домой, специальные линии соединяют животных с их домиками. Ребенку нужно, без помощи карандаша, проследить по линиям, где чей домик.

Развитие внимания у дошкольников

Развитие внимания у дошкольников

Развитие внимания у дошкольников

Тест на внимательность «Найди отличия»

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, что говорит учитель, но и тщательно анализировать полученную информацию. Развить эти навыки помогут старые добрые, всем родителям с детства известные, картинки «найди отличия». Предложите малышу внимательно посмотреть на две, казалось бы, совсем одинаковые картинки и найти на них как можно больше отличий.

Развитие внимания у дошкольников

Как мы видим, развитие внимания у дошкольников проходит в веселой игровой форме, каждый родитель может без труда выполнять эти задания вместе с детьми и добиться высоких результатов.

Ирина Лозицкая, семейный психолог

Развитие внимания у дошкольников

Прежде всего нужно понимать, что внимание зависит от суммы факторов. На него влияют здоровье, темперамент, воспитание ребенка. Ругаться и требовать от детей стать внимательнее бесполезно. Но есть хорошая новость – этот психический процесс можно тренировать, как мышцы в спортзале (изолированно и интенсивно). Главное, заниматься каждый день мелкими забегами (по 5 минут несколько раз).

Развитие внимания у дошкольников

Одно из самых простых и эффективных упражнений – таблицы Шульте. Можно скачать приложение и менять настройки. Так занятия станут веселее, и процесс будет нравиться ребенку, что для детей очень важно. Таблица Шульте – это квадрат 5×5. В клетках вразброс находятся цифры от 1 до 25. Задача ребенка – максимально быстро найти эти числа по порядку. Суть в том, что фиксировать взгляд нужно посередине (в средней клетке), блуждать глазами по всему полю нельзя. Так развивается еще и периферическое зрение.

Развитие внимания у дошкольников

Заданий для развития внимания много. Чтобы ребенку было интересно, постоянно меняйте их. Например, даже лабиринтов есть несколько видов. Есть стандартный “коридор”, из которого нужно найти выход. Можете использовать другой вариант, а именно “распутывать” линии, один конец которых ведет к цифре, а другой к букве. Таким образом, нужно составлять правильные пары. Правила тоже есть – отслеживать правильный путь нужно только взглядом, а не рукой или карандашом.

Если ребенок уже умеет читать, попробуйте анаграммы. Пусть он попробует отыскать слова в бессмысленном наборе букв (например, лсут – стул, ааакрндш – карандаш и т.д.). По мере тренировки слова можно усложнять.

Развитие внимания у дошкольников

Превратите задания в игру – представьте, что анаграмма это не упражнение на внимание, а секретный шпионский код, который нужно разгадать как можно быстрее. Устраивайте соревнования, чтобы узнать, кто быстрее справится с таблицей Шульте или решит больше анаграмм за 3 минуты. Последний совет – не забывайте про поощрения. Пусть ребенок знает, что неделя без пропусков сулит ему любимую пиццу или поход в кафе-мороженое. Это будет его мотивировать.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Развитие внимания у дошкольников

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.

Игровая форма

Ни для кого не секрет, что игра является основной деятельностью ребёнка младшего школьного и предшкольного возраста. Поэтому и развитие внимания нужно облекать в игровую форму, так естественную для детей. В правильно организованной игре ребёнок и чувствует себя хорошо, не принуждая себя к чему-либо, и развивается. Да и приглашение: «Пойдём играть!» звучит куда интереснее и заманчивее даже для взрослого, чем скучное: «Пойдём заниматься».

Ещё Екатерина II в «Наставлении о воспитании великих князей Александра и Константина», составленном в 1784 году, писала: «Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей».

Продолжительность заданий на развитие внимания в игровой форме должна составлять примерно 20-25 минут, не более. Важно, чтобы за это время ребёнок переключал внимание с одного вида деятельности на другой.

Способы развития внимания у дошкольников и младших школьников

Ниже мы приводим 10 способов развития внимания в игровой форме. Их всегда можно видоизменить под конкретного ребёнка или на их основе придумать что-то своё. Главное, чтобы это было увлекательно и интересно для самого ребёнка.

Найди отличия

Наверное, самый распространённый способ развития внимания. Но и в нём есть место творчеству. Можно воспользоваться классикой: искать отличия между картинками. А можно разложить мелкие игрушки, бусины, конструктор и др. в два контейнера типа таблетницы или просто на расчерченные клеткой листы бумаги, показать ребёнку и спросить, в чём различия. Этот способ можно подстроить под любую тему, варьируя наполнение. Степень сложности также может меняться в зависимости от уровня развития ребёнка: можно усложнять игру, используя одинаковые детали разных цветов и даже оттенков, увеличивать количество ячеек, показывать материал лишь на какое-то время. В последнем случае эта игра будет тренировать ещё и память. В эту игру можно играть и без предварительной подготовки: например, искать различия у листьев и деревьев во время прогулки.

Развитие внимания у дошкольников

Части тела

Вместе с детьми показываем части тела и называем их вслух. Стараемся запутать детей, показывая одну часть тела, а называя другую (например, показываем на живот, а говорим:«Пятка»). Задача ребёнка — правильно показывать называемые части тела, не давая взрослому сбить себя с толку.

Движения под музыку

Делаем попурри из нескольких мелодий на разных музыкальных инструментах. Договариваемся с детьми, что мы делаем на звук каждого инструмента: например, услышав трубу, изображаем косолапого медведя, услышав скрипку, прыгаем, как кузнечики и т.д. Можно взять какую-то одну мелодию и закреплять действия (прыжки, приседания и др.) за её элементами (звуком барабанов, паузами и др.).При этом делаем какое-либо фоновое действие, если не слышим искомые элементы. В этих играх детей также можно путать, показывая не то движение или показывая его в ненужный момент. Игры можно усложнять, добавляя больше мелодий/элементов для запоминания, увеличивая темп смены отрывков.

Описание окружающего мира

Во время прогулки подробно описывайте окружающий вас пейзаж и просите делать то же самое ребёнка. Такой нехитрый способ не только способствует развитию внимания к деталям, но и развивает словарный запас ребёнка, его умение связно говорить, анализировать и сравнивать.

Ещё во время прогулки можно считать предметы определённого цвета. Можно ограничить круг предметов (например, считать только белые машины).

Пересказ

Учите детей пересказывать простые рассказы и сказки, настаивайте на том, чтобы ребёнок уделял внимание деталям. Не стоит сразу подсказывать детям то, что они упустили, лучше задавать наводящие вопросы: какого цвета была одежда персонажа, как выглядело место действия и т.д.

Вычеркни лишнее

Можно распечатать ряды символов или любой текст и попросить ребёнка вычёркивать определённую группу (например, плюсы или буквы «о»). Эта игра очень напоминает корректурную пробу —методику определения объёма и концентрации внимания.

Развитие внимания у дошкольников

Запретные слова

Многие помнят игру из детства «Чёрное и белое не брать, «Да» и «Нет» не говорить». Её суть заключается в том, что ведущий пытается подловить игроков, задавая такие вопросы, на которые хочется ответить одним из четырёх запретных слов. Для этого нужно постараться «усыпить» внимание игроков обычными вопросами, а потом среди них неожиданно вставить каверзный вопрос. Игрок, ответивший запретным словом, становится ведущим. Главное в этой игре — быстрый темп, чтобы времени на раздумья почти не было.

Чем-то похожа на эту забаву всем известная игра «Съедобное-несъедобное». В ней также необходимо быстро и правильно реагировать на слова ведущего, чтобы случайно не «съесть» непригодный для этого предмет. Сложность этой игры в том, что нужно не только отвечать ведущему, но и ловить/отбивать мяч.

Запрещённое движение

Вариация предыдущего способа. Дети становятся вокруг ведущего, который показывает движения. Одно из них — запрещённое (это оговаривается в начале игры). Если ведущий показывает его, нужно замереть. Кто ошибается, выходит из круга. Игра продолжается, пока не останется самый наблюдательный, который становится новым ведущим. В эту игру веселее играть большой компанией, но можно поиграть и вдвоём.

Расположение предметов

Хаотично разложите самые разные предметы, дайте ребёнку время их запомнить и накройте. Затем задавайте вопросы про расположение предметов, количество, цвет, размер и т.д., например: «Сколько было предметов синего цвета?», «Где лежит маленькая ложка?». Другая вариация: ребёнок запоминает расположение предметов, затем закрывает глаза, а взрослый убирает одну или несколько вещей. Задача — определить, что пропало.

Не отвлекай меня

Попросите ребёнка посчитать вслух, рассказать алфавит или сказку, спеть песню, при этом всячески отвлекая его: задавая вопросы, шутя, строя рожицы. Если ребёнок может решать простые операции с числами, пускай один взрослый устно задаёт ребёнку задачи, а второй произносит любые числа.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Внимание бывает разным

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

План курсовой работы

1. Теоретические аспекты развития внимания у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

  • 1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме развития в зарубежной психологии.
  • 1.2. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.
  • 1.3. Игровая деятельность как средство развития внимания дошкольников.

2. Отбор диагностических методик для развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание дошкольника можно развить посредством игровой деятельности, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста. Важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению.

На сегодняшний день, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости детей в школе, тем более в младших классах, становится актуальным формирование внимания в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст характеризуется как сензитивный для развития таких свойств внимания, как: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем.

Внимание может и должно быть развито с помощью специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания. Наукой определено, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития произвольного внимания детей дошкольного возраста. Дидактическая игра определяется как это средство научения и воспитания, непосредственно влияющее на изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах детей. Дидактическая задача, замаскированная в игровой деятельности, выполняется ребёнком опосредованно, в то время как его внимание сосредоточено на желании выиграть, выполнив правила игры, которые выступают в качестве средства самоконтроля для всех играющих, которое и содействует развитию внимания ребенка (П.А. Усова).

В современной зарубежной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, и др.).

Специалисты, работающие с детьми, обеспокоены низким уровнем сформированности внимания у дошкольников. Они отмечают невнимательность и отвлекаемость у детей, их неспособность в необходимое время сосредотачиваться и удерживать внимание на выполнении познавательных и образовательных задач. Учитывая, что становление, развитие и совершенствование свойств внимания не менее важно, чем обучение письму, счету, чтению, и выступает как основополагающее условие воплощения познавательной деятельности, актуальна необходимость исследования становления внимания детей дошкольного возраста с помощью игр.

Развивающее значение игры описывается в исследованиях А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой и др. Однако, в этих работах, по мнению Слизковой Е.В. и Соколовой Л.А., развитию внимания дошкольника отводится недостаточное место.

В этой связи можно выявить противоречие: между необходимостью развития внимания дошкольников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.

Проблема исследования: какая игровая деятельность способствует развитию внимания дошкольников?

Объект исследования: познавательные процессы.

Предмет исследования: развитие внимания у дошкольников.

Цель: рассмотреть процесс развития внимания у дошкольников.

Задачи:

  • 1. Теоретический анализ развития внимания дошкольников.
  • 2. Охарактеризовать понятие внимания, его виды и свойства.
  • 3. Определить уровень становления внимания у дошкольников.
  • 4. Создать и апробировать программу становления внимания у дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс становления внимания у дошкольников будет результативным, если проведение занятий будет проходить постоянно как обязательная доля воспитательно-образовательного процесса, то в организации работы с дошкольниками станет предусматриваться индивидуальный уровень развития внимания детей.

Методики исследования: для эффективного решения поставленных в курсовой работе задач в качестве методологической основы были выбраны следующие методы познания: сравнение, анализ, обобщение.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности внимания дошкольника, выявлены возможности игровой деятельности в ее развитии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа развития внимания дошкольников посредством игровой деятельности, может быть использована в практической деятельности педагогов-психологов, а также студентами-практикантами специальности 5B010300 «Педагогика и психология»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector