Развитие воображения у детей

Статья «Развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

В данной статье раскрывается использование нетрадиционной техники рисования как средства развития творческого воображения детей, рассматривается понятие «творческого мышления» и «нетрадиционных техник рисования», способы работы с детьми.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нетрадиционные техники рисования, творческое мышление, творчество.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Развитие должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Дошкольное образование должно охватывать и пронизывать собой все виды развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.

Творческое мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку, что делает проблему его развития очень значимой. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.

Возникновение и развитие творческого мышления – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы мышления. Только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.

С целью развития творческого мышления в дошкольных организациях используют нетрадиционные приемы рисования: рисование пальцами, печать от руки, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином, кляксография, монотипия и т. д., которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей, помогают развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.

Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого мышления, но и памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства — оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

— от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

— от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

— от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Работая с ребенком, необходимо сотрудничать с их родителями: использовать любую возможность общения для установления доверительных отношений. Проводить для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры.
Таким образом, на основе работы в рисовании нетрадиционными техниками и приемами, воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт эстетического восприятия.

1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 336 с.

2. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / Е.Н. Лебедева. – М., 2014. – 148 с.

3. Минаева, Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — с. 105-107.

4. Каляка-маляка. Давайте рисовать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www:kalyamalya.ru./mobviees/myarticles (дата обращения: 04.05.2021)

5. Минюрова, С.А. Мышление детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www://webzone.ru/st/000.900ktm (дата обращения: 04.05.2021)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Психологи говорят о том, что с раннего возраста у детей необходимо развивать воображение. Это необходимо для того, чтобы ребенок полноценно развивался, раскрывал внутренний потенциал. К сожалению, родители не уделяют нужного времени развитию фантазии у детей. Как же правильно развивать творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, характер и темперамент малыша?

Зачем нужно развивать фантазию?

Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.

Развитие воображения у детей

С чего начать родителям

Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

Развитие воображения у детей

  • Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
  • Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.

Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.

Развитие воображения у детей

Занятия, которые помогают развитию творчества

В домашних условиях можно придумать много интересных игр, которые помогут развить детское мышление и воображение.

  • Кукольный театр. Не обязательно использовать настоящих кукол, чтобы придумать веселое представление. Соберите любые предметы в большой коробке: стаканчики, пластмассовую посуду, коктейльные соломинки, и т.д. Важно, чтобы предметы не были острыми и не могли причинить вред ребенку. А теперь дайте возможность малышу придумать собственную историю, используя содержимое коробки.

Развитие воображения у детей

  • Картина из фрагментов. Вырежьте вместе с сыном или дочерью фотографии людей, животных, изображения предметов из ненужных журналов и газет. Затем расстелите большой лист бумаги и предложите составить коллаж на определенную тему.
  • Рассказ о природных материалах. Когда отправитесь с малышом на прогулку, соберите в пакет любые предметы: шишки, камешки, палочки, веточки. Дома предложите сыну или дочке доставать из пакета один предмет и придумать про него небольшой рассказ. Далее ребенок достает следующий предмет, и ему нужно добавить его в повествование.
  • Большая коробка. В строительных отделах или магазинах бытовой химии можно попросить большую картонную коробку. Поставьте ее в комнате ребенка, и пускай он сам придумает, что это будет: дом, космический корабль, подводная лодка, и т.д. С помощью маркеров, карандашей, фломастеров, наклеек он сможет украсить коробку по своему усмотрению. Задача взрослых – помочь вырезать окна или любые другие отверстия.
  • Рисуем без кисточки. Красками и кисточкой малыш рисовать привык, но есть столько предметов, которые могут заменить кисточку: поролоновая губка, кусочек сырого картофеля, кружок яблока, даже собственные пальчики. Разложите лист бумаги, вручите малышу краски и подручные средства, а затем наблюдайте за полетом творчества.

Развитие воображения у детей

Советы родителям, как развить у ребенка творческие способности

Чтобы помочь развитию интеллектуальных и творческих данных, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Чаще играйте с сыном/дочкой в конструктор, но при этом не используйте инструкцию, как правильно собирать детали.
  2. После прочтения сказки или истории предложите ребенку представить себя на месте главного героя. Пускай он фантазирует, рассказывает о своих переживаниях, придумывает, какой сюжет с его участием может развернуться.
  3. Когда кроха будет что-то рассказывать, задавайте уточняющие вопросы. Пускай малыш в деталях опишет место, где происходило действие, одежду героев, их характер, привычки, желания, и т.д.

На заметку! Если есть возможность, посещайте детские развивающие центры, где педагоги помогут развить творческое мышление.

Родителям нужно способствовать развитию мышления и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.

Ваш ребенок большой фантазер? У него есть вымышленный друг? Придумать сказку не составит труда для вашего малыша? Или все наоборот, и дошкольник неохотно сочиняет?

Что такое воображение и какое оно бывает

Развитие воображения у детей
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы часто говорим друг другу: «Представь себе» или «придумай что-нибудь!». Для того, чтобы «представлять» и «придумывать» нам и нужно воображение.

Когда человек представляет, в его сознании возникают различные психические образы. И в зависимости от их происхождения, различают воображение репродуктивное и продуктивное (творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Так, во время чтения книги, можно представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» его лицо, одежду…
Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они создаются человеком самостоятельно, без опоры на описание.

Воображение позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации при отсутствии точных знаний, которые в таких случаях необходимы. Фантазия позволяет «перескочить» через некоторые этапы мышления и представить себе конечный результат.

Зачем дошкольникам развивать воображение? – спросите вы. Ведь оно у них и так намного богаче и оригинальнее, чем воображение взрослого.

Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта. Все образы воображения, какими удивительными они бы не были, основаны на тех данных, которые мы получаем в реальной жизни. То есть потенциал нашего воображения зависит от объема и разнообразия нашего опыта.

Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У ребенка меньше материала для фантазии, меньше комбинаций образов, которые он может построить. В жизни ребенка воображение выполняет другую функцию, чем в жизни взрослого.
С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни. Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.

Давайте теперь поговорим о том, как именно нужно развивать воображение в возрасте 5 – 7 лет.

Как развивать воображение у дошкольника

1. Использовать заменители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

2. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

4. Пространственное воображение
Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

5. Создание и реализация плана задуманного.
Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

Развитие воображения у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Развитие воображения у детейРазвитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.
У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами. Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании. Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Развитие воображения у детейОтличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной. С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки. Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Развитие воображения у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Развитие воображения у детейРазвитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.
У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами. Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании. Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Развитие воображения у детейОтличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной. С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки. Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Роль воображения в развитии ребенка
Добавил(а) МГ ЦКРОиР
14.10.15 11:31

Воображение и его ценность для развития ребенка.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Коменский
Все дети рисуют, лепят, поют, танцуют, играют. Эти действия необходимы ребенку для его развития, обучения, воспитания, Создавая что-либо, своими руками, ребенок самостоятельно открывает мир, изучает его, его законы. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт ребенок приобретает как путём его личных наблюдений, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, к концу второго — в начале третьего года жизни. При помощи общения с окружающим миром (разглядывания предметов, лиц людей, слушанья музыки, звуков, которые его окружают) у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте двух лет, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки палочку и «кормит» ею находящуюся здесь маму, папу, куклу.
Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.
Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.
Дети двух лет с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые. Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.). Инициатива в игре у детей этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.
Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это видно в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.
Большое место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.
Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет большое значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Итак, подведем основные итоги:
1 Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей.
2.В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий.
3.Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
4.В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:
1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
2.. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. Обсуждайте вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.
5. Дети должны как можно больше играть.
6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы.
7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Педагог-психолог II категории Казакевич Е.Н.

Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

Адрес: 220068, г. Минск, ул. Гая, 7,

E-mail: [email protected]

Режим работы: Пн-Пт: 9:00-13:00, 14:00-18:00. 13:00-14:00 обед. Сб-Вс, праздн. дни – вых.

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.
Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено стереотипами. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности ребенка.
Креативность или творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, оно задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности, требующих нестандартного подхода к решению рабочих задач.
Данный материал может быть полезен всем неравнодушным специалистам и родителям, интересующимся различными методами развития креативного мышления ребенка, его безграничного творческого потенциала
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста
Задачи:
— обогащать и расширять словарный запас учащихся
— развивать мышление
— формировать нестандартные способы решения проблемных ситуаций

Задание 1. Дорисуй фигуры
Ход выполнения: ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет , который получился, картинки подписываем.
С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки — одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.

Проблема развития воображения у современных детей

Воображение – это выдумывание новых образов, путём смешения информации, полученной в реальной жизни. То есть, под воображением понимают отражение реальности с новыми переплетениями образов и представлений.

К 6-7 годам дети, играя с игрушками, придумывают героев, их истории. Опираясь на какой-либо существующий предмет, будь то пылесос или та же самая кружка, начинается процесс воображения. Также, дети в этом возрасте способны опредмечивать, то есть, додумывать зачатки существующего предмета, фигуры, истории. Большинство детей легко сочиняют сказки и истории.

В рисунках, например, дети начинают изменять характерные цвета реального предмета на нехарактерные. Далее меняются формы. А за ними и функции животного или предмета.

Нередко дети создают целые миры, со своей природой, животными и расой. Наделяют живых существ особыми характеристиками.

Так как, воображение исходит из полученной информации из реального мира, то, чем старше ребёнок, тем оригинальнее образы у него получаются.

В более старшем возрасте ребёнок из зачатков может создать целую композицию, совершенствовать образ, реалистично отображать предмет, старается передать его характеристики. В тот момент, когда для 5 летнего ребёнка довольно простые формы уже выглядят реалистично на бумаге.

В основе воображения у дошкольника лежит эмоциональные и личностные проблемы. Ребёнок неосознанно создаёт в игровой форме те ситуации, которые его беспокоят. Выплёскивая эмоции, накопленные в течении какого-либо промежутка времени или в результате пережитых неприятных моментов.

Аффективное воображение

Возникает при столкновении образов из реального мира и выдуманного. В следствии чего, часто возникают детские страхи и тревоги. Если не решить эти проблемы, то у детей могут возникнуть неврозы.

Аффективное воображение направлено на преодоление этого столкновения и противоречия. Развитие такого воображения осуществляется путём проигрывания переживаний ребёнка.

Родители должны помочь своим детям в раннем возрасте преодолеть переживания с помощью игр, которые способны убрать детские страхи. Как, например, высмеивание страшных качеств монстра. Выдумывание про него интересных историй, в ходе которых монстр становится добрым, пугливым или бедным. Обычно доброта, жалость или уверенность в безопасности преодолевают детские страхи.

В зависимости от причин фантазии, воображение делится на несколько типов:

  1. Пассивное воображение или непроизвольное. Примером такого воображения являются сон, фантазии без контроля ребёнка, без критической оценки.
  2. Активное или произвольное воображение. Часто это проявляется в ролевых играх. Фантазия у ребёнка работает в полную силу, поскольку роль в игре ребёнок тщательно старается передать.

Кроме того, различают воссоздающее воображение, творческое и мечты.

Не секрет, что мы живём в информационном веке. Изобилие информации поступает из телевизора, радио, интернета и прочих ресурсов. Постоянное предоставление готовых образов тормозит развитие воображения у детей. Читая книги, человек создаёт уникальный образ героя, населённого пункта, местности. Просматривая же телевизор или другой информационный ресурс, человек запоминает образ и после просмотра фильма этот образ уже не может у него выйти из головы. Этот герой может быть только таким, каким его показали на экранах. Проблема заключается в том, что современные дети всё больше контактируют с информационными ресурсами, запоминая всё готовое. Необходимость фантазировать угасает. Играя в игры, смотря мультфильмы, фильмы, ребёнок не фантазирует, а только впитывает информацию.

Также исследование учёных показало прямую зависимость успеваемости детей от количества часов, проведённых за телевизором, компьютером или телефоном. Чем дольше ребёнок или взрослый посвятили своё время телевизору, тем у них ниже успеваемость и интеллект. И наоборот, чем ниже уровень образования и интеллект, тем больше человек проводит время за телевизором. Лишая себя детства, познания себя, окружающего мира, общения и игр, дети всё больше времени сидят перед экранами.

Нередко сами родители подталкивают своих детей на такой образ жизни. Не желая говорить, играть с ребёнком, родители часто занимают их, всучивая телефон, планшет или сажают смотреть мультфильмы, «только чтобы не приставал».

  • — У таких детей часто наблюдаются проблемы с чтением и пересказом текста, так как, мозг не создаёт образы и картинки во время чтения. Ребёнок не запоминает что читает.
  • — При длительном времяпрепровождении перед экраном возникает психоэмоциональная нагрузка, раздражительность, перевозбуждение. Дети становятся нервными.
  • — Их сложно побудить сделать школьное домашнее задание, попросить помочь по дому и другое.
  • — Появляется бессонница.
  • — Хроническое утомление и раздражительность приводит к снижению успеваемости.

Нельзя отрицать пользу телевидения и компьютера с точки зрения расширения кругозора. Однако полезные программы и передачи, поучительные и художественные фильмы должны лишь дополнять учебный процесс, а не заменять его. Поэтому рекомендовано нормировать время проведения перед экраном. Ограничить программы, разрешённые для детей.

Обсуждать с ребёнком увиденное или услышанное им, его мнение, вероятное дальнейшее развитие событий сериала\фильма. Больше уделять внимание активным играм, чтению, которые способствуют развитию воображения и абстрактного мышления. Прививать ребёнку любовь к рисованию, лепке и другим видам изобразительных искусств, которые помогут развить воображение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector