Речевое развитие детей раннего возраста

Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками.

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

Активный лепет, усложнение и расширением объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

Появление однословных предложений.

Увеличение запаса слов до 30.

1 год 6 месяцев

Увеличение запаса слов до 40 — 50, легко повторяет часто слышимые слова.

Появление фраз, двухсловных предложений.

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»

Увеличение запаса слов до 200 — 300.

Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.

Появление трехсловных предложений.

2 года 6 месяцев

Появление многословных предложений.

2 года 6 месяцев — 3 года

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).

Запас слов до 800 — 1000. Появление вопросов:

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С — С’; З — С’, В; Ц — Т’; Ш — С’, Т’; Ж — С’, Д’; Ч — Т’; Щ — Т’; Р — Л’; Р’ — Л’; Л — Л’) [5].

Глава 2 Работа над формированием речи у детей раннего возраста

2.1 Основные аспекты формирования речи у детей

2.2 Работа родителей во время формирования речи у детей

Выводы по главе 2

Введение.

Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Полноценное развитие ребенка на современном этапе требует поиска эффективных путей к комфортному существованию в обществе и осознанию своих возможностей. Специальной (коррекционной) педагогике принадлежит основная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка. Главными задачами этой науки являются изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Изучаются проблемы разработки системы психолого-педагогической помощи, зависящей от своеобразия развития этих детей. Вопросы организации психолого-педагогической помощи детям данной категории давно волнуют профессионалов-педагогов, психологов, родителей и общество.

Самым актуальным направлением специальной (коррекционной) педагогики является раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии, особое внимание уделяется логопедической помощи. Такое внимание объясняется увеличением количества перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости, патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе. В Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных постоянно растет, сейчас оно составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и позволяет скорректировать развитие ребенка.

Цель: Раскрыть особенности речевого развития детей в раннем возрасте

— Изучить особенности развития речи детей в раннем возрасте

— выявить факторы, влияющие на возникновение проблемы

Объект исследования – дети раннего возраста.

Предмет исследования – логопедическая помощь детям раннего возраста.

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи — всестороннее воспитание ребенка. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь — важнейшее средство передачи ребенку социального опыта.

Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, считается нормальным, если малыш может сказать около 10 слов. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых — формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов. Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется быстрым развитием активной речи.

Во второй год — этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная и активная речь. К 2 годам в активном его словаре — 300 и более слов, появляются прилагательные, возникают первые вопросы, предложения становятся более распространенными, состоят из 3-4 слов. В два с половиной года ребенок много и с удовольствием разговаривает, повторяет и запоминает простые детские стишки, может назвать свое имя и фамилию, конечно, если его этому учили. Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать о том, что видел на прогулке, и др. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

К трем годам наступает время «почемучки», возможно, это утомляет родителей, но чем подробнее они будут отвечать малышу, тем более зрелой и распространенной будет его речь.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector