Сенсорное развитие младших дошкольников

Автор: Ипатова Екатерина Юрьевна, воспитатель МДОУ «Березка» п. Суксун, Пермский край.
Назначение: разработка предназначена для педагогов и родителей для использования игр по сенсорике.
Цель: передача личного профессионального опыта по сенсорному развитию детей.
Задачи: Познакомить педагогов с разными видами сенсорных игр.
Формировать представление об изготовлении сенсорной игрушки.
Материалы и инструменты: ткань, нитки, вата, поролон, семена: горох, греча, подсолнечник и др.

Сенсорика — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой интеллектуального развития,
— упорядочивает хаотичные представления ребенка , полученные при взаимодействии с внешним миром,
— развивает наблюдательность,
— готовит к реальной жизни,
-является основой для развития воображения,
— развивает внимание,
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности,
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
— влияет на расширение словарного запаса ребенка,
— влияет на развитие памяти.

Игры с бельевыми прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Пальчиковая гимнастика-это тоже развитие мелкой моторики рук.

«Ежики» (резиновые игрушки или сделанные из пластилина и спичек)
Предлагаем ребенку взять ежика. Будем ежика катать между ладошками и приговаривать.

— Куча листьев здесь лежит.
Кто там листьями шуршит?
Из под листьев черный нос,
Клубок колючками оброс.
Вы, конечно, догадались,
Мы с ежонком повстречались!

Теперь берем ежа в правую руку — (мнем в кулачке, а взрослые помогают малышу), и покатаем по правой ножке:
-Топ – топ — туда!
-Топ – топ — сюда!
-Без тропинок и дорог — шорох вдоль и поперек.
А теперь берем ежика в левую руку (мнем в кулачке, взрослые помогают)
-Вот какой колючий!
Берем другого ежа и катаем по левой ножке, проговаривая те же слова.
В конце прячем ежика в двух ручках («замок»)
-Убежал ежонок в лес.
-В куче листьев шум исчез.

Вы видите, что это не просто пальчиковая гимнастика,- это игра, развивающего характера. Идет развитие на ориентирование(«левая», «правая»),развиваем память, мелкую моторику рук, усидчивость, мышление, речь, повторяя слова за взрослыми.
Прививаем интерес к игре.

Игра «Бабочки»
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь воображение.
Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

На лесной полянке чудо —
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Игра «Три колодца»
Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы.
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили «массаж легких»):
— Здесь вода горячая.
— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

«Птица»
На сегодняшнем мастер- классе я предлагаю сделать сенсорных птичек. С ними можно организовать игру с детьми «Узнай на ощупь».
Наша сегодняшняя работа будет проходить под таким девизом:
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво,
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Эризн.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

В старину птица являлась символом удачи, счастья, любви. И свое выступление мне бы хотелось закончить такими стихами:

Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу счастья люди,
Что руками создана.
Только где же птица счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят, бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.
Полюбите! Птица счастья,
К Вам в окошко постучит.
Потому что, к тем кто любит,
Та мечта сама летит.
И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!

Пусть эти птицы, созданные Вашими руками, принесут счастье, любовь и удачу! А для детей пусть это будет любимая игрушка.

Барсегян Вардуи Оганнесовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г.Тамбов

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

  • Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
  • Осуществлять классификацию по одному признаку;
  • Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

В итоге сделаем следующие выводы:

  • сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
  • Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
  • Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г. Перми

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Ожидаемые конечные результаты проекта

4. Описание проекта по этапам

6.Список используемой литературы

№ 1 Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

№ 2 Перспективное планирование

дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы

1. Актуальность

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, , . , и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: 1 учебный год

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы.

2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.

3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

— соотносить величину разнородных предметов (попарно объединять разнородные плоскостные предметы 5 величин, например, «Подбери матрешкам сарафан»);

соотносить форму предметов (накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур 4-5 видов, например, «Закрой окошки», «Геометрическая мозаика»);

— раскладывать однородные предметы на 2 группы в соответствии их цветом при использовании вспомогательного объекта в качестве основания группировки (такому требованию удовлетворяет пособие, известное под названием «Столик с грибочками», согласно рекомендациям );

— соотносить цвета разнородных предметов по принципу подбора пары (попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения, например, «Спрячь мышку», «Улетающие шары»)

— попарно объединять идентично окрашенные разнородные объекты в условиях их неполного пространственного сближения (например, «Собери чайный сервиз», «Подбери котятам миски», «Посади бабочку на цветок»);

— соотносить формы 6 и более пар взаимосвязанных предметов («Занимательный куб»);

— соотносить форму, величину, цвет предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола (настольно-дидактическая игра «Лото»);

— соотносить форму, цвет предметов, расположенных в групповой комнате («Найди свой гараж», «Найди свою пару», «Бегите ко мне»);

— нанизывать на стержень 6 и более однородных предметов по убыванию их величины («Пирамидка»);

— размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом («Геометрическая мозаика»);

— размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом («Сложи узор»);

— выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум, трем свойствам (цвет, форма, величина). Упражнения можно проводить с использованием набора геометрических фигур или предметов строительного материала, одновременно отличающихся по 2-3 свойствам.

Определение уровня знаний детей младшего дошкольного возраста в области сенсорного развития

— составление плана работы

— разработка содержания проекта

— приобретение, изготовление, подбор дид. игр по сен. воспитанию

— анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» (приложение № 1)

Сентябрь 3,4 недели

Определён уровень знаний детей в области сенсорного развития.

Определили объем материала, который будет адресован детям.

4.Описание проекта по этапам

· 1 этап — информационно-аналитический:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector