Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Автор: Мамилова Эсет Башировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «ДС»Снежинка»
Населённый пункт: П.г.т. Уренгой
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Консультация для педагогов

Воспитатель Мамилова Эсет Башировна

п.г.т. Уренгой 2015г.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность

ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической

(знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую

роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного

восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от

уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,

видит, осязает окружающее.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в

частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями

искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её

сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок,

даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если

усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны

взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и

восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного

детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание.

Автор: Ерофеева Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 15
Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

«Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять

проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они

ощущают радость открытия»

представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира начинается познание окружающего мира.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает

хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое

чувство, является основой для развития воображения, дает ребенку возможность овладеть

сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие

зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие должно

деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая

изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого

необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были

подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать,

качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели

при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но

педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не

приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.

формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное

обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог

должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения

анализировать, обобщать и т.д.

Познание ребенка, все мы знаем, происходит через игровую деятельность.

Интерес ребенка 3-го года жизни к игре во многом определяется яркостью,

эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо

материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании

детей, а хранятся в игротеке детского сада (в педагогическом кабинете) и приносятся

в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с

познавательные возможности ребенка третьего года жизни еще не велики, не совершенны.

Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам

предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться

дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития

Основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: — обеспечить накопление

представлений о цвете, форме, величине предметов.

Разработано множество дидактических игр для развития сенсорного опыта детей, каждый

применяет их в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Обеспечить развитие умения ребенка чередовать предметы по величине.

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см)

одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к

малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол

и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и

маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые

бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Побуждать ребенка чередовать предметы по форме.

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета

(диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на

нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает

ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и

приговаривая: «Шарик, кубик…».

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и

может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята

(или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она

белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут

цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что

курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую,

говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает

найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки,

ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с

предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной,

цветом, пространственными соотношения.

Для развития мелкой моторики используют игровые дидактические материалы:

предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания

фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками,

включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т.

Для развития тактильных ощущений — природный материал: шишки, желуди, грецкие

орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек), благодаря которым, дети получают

новые тактильные ощущения.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата —

собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств

предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра

дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Придворова Вера Сергеевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР — ДС №53 «Елочка», г. Тамбов

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области цвета это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Любой цвет можно определить либо как оттенок 1го из 7 цветов, либо как результат их сочетания, либо как промежуточный между черным и белым.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Таким образом, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения. В области цвета эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических. Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и насыщенности. Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами(хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями. Однако не все эти представления целесообразно формировать в дошкольном детстве в их полном объеме, тем более что не все они одинаково важны для развития у детей цветового восприятия.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, а позднее и их оттенки. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов.

Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

На 2-3 году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных(карандаши) и разнородных(грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого и черного. Голубой цвет не используется, так как дети в этом возрасте с трудом отличают этот цвет от синего.

Важно, чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Названия отдельных цветов употребляется педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы свойств и отношений предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)
— Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выстраивать работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Детей учат обследовать предметы, (например, взяв в руки шар, показывают как накладывать на него ладони сверху, округляя их и, уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Детей начинают учить устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений; выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Почему важно развивать сенсорное восприятие?
Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Способствует интеллектуальному развитию, усвоению сенсорных эталонов, развивает наблюдательность, внимание, позитивно влияет на эстетическое чувство, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, помогает в освоении навыков учебной деятельности, готовит к реальной жизни.
Важно использовать весь арсенал игр, упражнений и занятий, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала: дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые, сюжетные и т.д. Более подробно на каждом виде игр остановимся в дальнейшем.
Использованы материалы Internet.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

С уважением
воспитатели группы «Воробьишки»
Саурина Ольга Вячеславовна
Трефилова Татьяна Юрьевна

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Сенсорное воспитание в период раннего детства — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры (4, стр. 6).

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник (4, стр. 6).

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее. (19, стр.7).

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector