Сенсорные способности

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя , конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя :

— формирование сенсорных эталонов

— обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Развитие экстрасенсорных способностей Развитие сознания Интуиция Ясновидение Полушария головного мозга Левое полушарие Правое полушарие Осознание Сознание человека Управление сознанием Любовь Мудрость Свет Самосовершенствование личности

Сенсорные способности

«Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри,

то извне нам кажется, что это судьба»

Карл Юнг

Мы привыкли считать реальностью физический проявленный мир.

Но и реальность тонкого, не проявленного мира, мира сознания и феномены сознания доказаны учеными разных стран , в квантовой механике и психофизике .

Под миром сознания понимается все энергоинформационное пространство Вселенной.

Главная действующая сила в Тонком Мире – это векторно направленная мысль, осознанное или неосознанное намерение. Тонкое тело человека следует в своих движениях за мыслью.

Всем знакомо выражение «выше головы не прыгнешь». Это заблуждение.

Человек может практически все. Если не все, то многое.
Способности сознания, или как их на Востоке называют – сиддхи, являются более совершенными, более тонкими формами физических чувств.

В процессе развития психических способностей, они часто проявляются в одной из форм или их комбинации. И представляют собой, более целостное видение картины окружающего мира.

Это такие экстрасенсорные способности, как — развитая интуиция, телепатия, ясночувствование (более тонкая чувствительность), яснослышание (внутренний слух), ясновидение (внутреннее зрение), яснознание (знание, полученное напрямую из энергоинформационного поля) и т. д.

Многие люди, находясь в состоянии внутреннего расслабления, ментальной внутренней тишины, воспринимают информацию, которую они не могли бы получить физически. Например, физически находясь далеко от описываемых ими мест. Да и любой человек, если подумает, всегда вспомнит «что – то такое» в своей собственной жизни.

Экстрасенсорные способности в той или иной мере присущи всем от рождения.

Часто эти экстрасенсорные способности, приобретаются как естественный результат духовного роста. Это свойственные человеку способности, но они проявляются только тогда, когда сознание достигло определенного уровня развития. Мы все потенциально имеем их, но не все проявляют их в реальности. Когда уровень достигается, сенсорные способности, проявляются спонтанно.

Но их можно и развивать. Развитие сознания, развитие сенсорных способностей оказывает положительный эффект на творческие способности, на интеллект, на улучшение здоровья, оптимизацию жизненных ситуаций.

Мы получим доступ к своей сенсорной силе, только тогда, когда освободимся от таких негативных чувств, как гнев, раздражение, сильная обида. Эти чувства нужно принять и осознать и проработать.

Мировоззрение человека, его нравственная и энергетическая чистота имеют большое значение.

Чтобы не создать себе никаких проблем, очень важно чувствовать и понимать меру своей ответственности и энергетические пределы допустимого.

Если же такие способности не подконтрольны Мудрости, Любви и Свету – возможны кармические проблемы.

Любой человек со здоровой психикой и осознанным намерением может развить любые свои способности и физические, и интеллектуальные и психические.

Стоит задуматься, исходя уже из того, что нами левополушарно осознается 5-7% информации, а больше 90% «повисает» в глубинах подсознания (правое полушарие головного мозга).

О необходимости когерентной работы полушарий головного мозга мы уже с Вами говорили в статье «Полушария головного мозга. Левое и правое полушария головного мозга.»

Большинство же людей рассматривают экстрасенсорные способности, скорее как нечто экзотическое, чем практически полезное. В какой – то мере это происходит из – за того, что в основном люди левополушарные и имеют склонность к логическому мышлению.

Первое, что мы должны осознать, зачем нам нужны экстрасенсорные способности. Мне кажется, что человек собираясь что – то сделать, всегда должен дать себе четкий ответ на вопрос: зачем?

А то может получиться, как в том анекдоте: «Нашел смысл жизни. А смысл?»

Если мы развиваем их для получения знаний с помощью, которых мы найдем ответы на жизненно важные для нас вопросы, станем осознаннее, займемся самоанализом, приблизимся к истине, осознав искажения действительности, манипуляции сознанием, выберем более правильный вектор жизни, станем мудрее, счастливее, здоровее – то мы на правильном пути и это стоит нашего внимания, времени, усилий.

Ведь в нашей жизни важно все — и результат и сам процесс жизненного пути.

Осознанно живущие люди идут по жизни в соответствии со своим предназначением, в соответствии со своими мечтами.

Каждый выбирает сам как ему жить!

Экстрасенсорика — это дар, который мы можем применять в течение всей своей жизни.

Предлагаю провести телепатический эксперимент —

(за одно, проверить свои сенсорные способности)

Сядьте с прямым позвоночником, полностью расслабьтесь – короткий вдох и медленный долгий выдох – несколько раз.

Образно «попросите» знакомого позвонить Вам в ближайшее время. Представьте, как Вы это делаете.

Часто бывает, о ком — то подумал и этот человек звонит.

Попробуйте сделать это осознанно.

На самом деле, ничего удивительного нет. Когда мы спокойны и расслабленны, мы можем воспринимать впечатления – образы, которые излучаются другими людьми.

Обращаю Ваше внимание – передача мыслей тем эффективнее, чем более образно они выражены.

Расслабьтесь, остановите все мысли, как это делать посмотрите в разделе «Мастерская энергоинформационных технологий» — универсальную практику «Обретение осознания».

Передавайте именно образ, ощущения, а не слова.

Вы можете улучшить работу головного мозга, сделав медитацию на пламени свечи для очищения сознания.

О ней узнать в разделе «Мастерская энергоинформационных практик» — медитация на пламя свечи.

Помните, что основной инструмент, язык общения в энергоинформационном поле это образная сконцентрированная мысль.

Успехов во всем!

Posted by Наталья Чавлытко

Пожалуйста, комментируйте статьи, рекомендуйте их Вашим знакомым.

Приглашаю Вас поделиться своими результатами, способами гармонизации и оздоровления организм.

Сенсорные способности

Женщины лучше мужчин понимают выражение лица других людей и замечают их чувства. Они укомплектованы более чувствительным «сенсорным оборудованием». Исследованием супругов Барбары и Алана Пиз, авторов книги «Почему мужчины не слушают, а женщины не могут читать карты», установлено, что женщины гораздо более восприимчивы к эмоциям, чем мужчины. В родильном доме исследователи подобрали коллекцию десятисекундных клипов плачущих малышей и попросили матерей посмотреть их без звука. Таким образом, у матерей была только визуальная информация. Большинство матерей смогли быстро идентифицировать состояние младенцев в диапазоне от голода и боли до колик и усталости.

Когда отцы проходили этот же тест, результаты были печальными: менее 10 % отцов верно опознали более двух состояний. Бабушки показали себя намного лучше отцов, а вот дедушки даже не смогли узнать собственных внуков.

С другой стороны, у мужчин наблюдают более высокий, чем у женщин, уровень артериального давления при разглядывании картинок сексуального характера.

Периферийное зрение у представительниц прекрасного пола также лучше мужского. Именно поэтому они без труда замечают взгляды своих партнеров, направленные на привлекательных женщин, но вряд ли будут пойманы, когда заглядываются на мужчин сами.

Мужчинам, охотникам по природе, свойственно узконаправленное зрение на дальние расстояния, они также лучше приспособлены к передвижению в темноте.

С рождения девочки поразительно более чувствительны к прикосновениям, а в зрелом возрасте женская кожа, по крайней мере, в 10 раз более восприимчива, чем мужская. Женщины любят прикосновения и нуждаются в них больше, чем мужчины. По результатам одного исследования женщины в житейской ситуации общения в 4–6 раз чаще дотрагиваются до другой женщины, чем мужчина до другого мужчины. Женские рецепторы вкуса и обоняния сенситивнее мужских, то есть лучше ощущают вкус и запах. Притом мужчины лучше ощущают соленое и горькое, а женщины — сладкое и ароматное. Это, возможно, объясняет пристрастие многих женщин к десертам. Кроме того, во время овуляции женщина лучше улавливает мужские феромоны, что невозможно сделать сознательно. Превосходные способности органов чувств позволяют женщинам яснее понимать язык тела и, соответственно, различать обман, неискренность.

Сенсорные способности

Обнаружив в 1984 году факт существования пятого аспекта нашей личности,- «Внутреннего Наблюдателя», все эти годы я исследовал проявление его работы в условиях индивидуального и коллективного творчества, при индивидуальных приемах энергокоррекции и в коллективных тренингах. Из года в год росло мое удивление от понимания невообразимых возможностей человека, скрывающихся за Наблюдателем. Он – наш проводник (бинокль, исследователь, катализатор резонансных систем) в микро и макрокосмос, он – организатор путешествий нашего сознания к звездным мирам по всей вселенной и…не только! Масштаб возможностей Наблюдателя столь восхищает, что «Пятый элемент» из известного фильма меркнет перед этим чудесным даром человека!

Тем не менее, не могу обойти письмо Елены Буданцевой из Киева в моем блоге. Вот что она пишет : «Я сама, благодаря работе с Вами, открыла и теперь знаю расширенные возможности своего сознания и запредельные возможности человеческого восприятия». Но наши органы – это устройства, реагирующие на излучение, чувствительные приемники электромагнитных волн. Пределы восприятия таких устройств зависят от их строения (физиологические особенности человеческого тела). Глаз человека не обладает такой высокой зоркостью, как глаз орла или чувствительностью, как глаз совы. У человека около 5 миллионов обонятельных клеток, у немецкой овчарки — 200 миллионов. Также все другие органы имеют границы восприятия согласно «человеческому разрешению». В то же время Вы заканчиваете статью предложением: «Чем обострённее наши чувства, тем выше разрешающая способность работы органов восприятия». Вопрос: «Каким образом меняется разрешающая способность органов, на фоне обострения наших чувств? Или, что это за органы? Или что же тогда меняется?»

Замечу первый факт: люди с западным мышлением с детства учатся видеть около семи цветов спектра или чуть больше. Японцы же, по слухам, учат своих детей на основе цветовой гаммы из более чем 120 цветов! Что, у них глаза по- иному устроены? Второй факт: по мере технического прогресса мы теряли необходимость использования своих сенсорных систем для выживания. Мы просто не знаем, насколько чувствительность наших предков была ниже, чем у различных животных. Но знаем другое, — они обладали более мощным «компьютером» обработки информации, чем любое животное. Мозг наших предков в разы превышал возможности мозга любого животного. Что это давало их сенсорным системам при охоте, мы можем только гадать. А вот что такой мозг позволяет нам сегодня, — это-то как раз мы можем исследовать! Третий факт связан с тем, что качество приема сигналов зависит, с одной стороны, от чувствительности сенсорных систем; с другой, — от помех, которые создают нарастающие с возрастом уплотнения и зажимы как в наших «приемниках», так и в преобразователях сигналов в удобную для человеческого сознания форму. Помехи приему сигналов человек создает сам, своими стрессами, переживаниями, безостановочной работой мозга по поводу бытовухи. Остановить поток хаотических сигналов во внутреннем мире человек может только одним способом – выйдя на тот уровень внутреннего внимания, где наступает состояние, называемое на Востоке Безмолвием, или Внутренней Тишиной. Кстати, человека этому можно быстро научить.

Человек , как и любое животное, принимает сигналы не только биохимическими системами. То, что наблюдает человек в любой модальности, несет не только цвет, звук, влажность или сухость, жар или холод. Все это излучает и электромагнитные или иные волны, способность к приему которых человек может расширить безгранично. Для этого достаточно тренировать свое внимание к самому процессу приема сигналов. Развитие чувствования процесса приема сигналов активизирует электромагнитные матрицы сенсорных систем, расширяя их чувствительность в спектрах, не присущих биохимическому уровню.

Сенсорные системы человека могут быть развиты настолько, что способны воспринимать сигналы с любой заданной разрешающей способностью. Человек, сознательно тренирующий свое внимание к ощущениям, возникающим в процессах приема сигналов любой модальности, тем самым объективно может развить обостренность чувств, недоступных животному миру. Вопрос в другом: надо ли нам это?

Развитие резонансных систем человека как фундаментальный источник здоровья и гармонии, как инструмент управления своими Силами и способностями без мистификации техник и технологий внутренней работы, — мне кажется, в этом что-то есть.

Кстати: точно также обстоит дело с адаптивными возможностями человека. Жирафы, носороги и пр. живут в жарком климате и не выдерживают холода. Белые медведи и тюлени живут за полярным полюсом, но не могут жить в жарком климате. Только человека мы обнаруживаем и на холодном севере и в пустынях Сахары. В целом человеческая цивилизация – один вид, в биохимическом плане люди по сути идентичны. Стало быть, у человека есть адаптивные механизмы для жизни в огромном интервале температур. Вопрос: как изменится наша жизнь и жизнь всей человеческой цивилизации, если каждый из людей займется сознательным включением данных от природы адаптивных возможностей?

Способности ребенка до рождения

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности.

В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От.

Сенсорная физиология

Каждый год новые ароматы пополняют роскошный и дорогой рынок парфюмерии. Многие купаются в новой чувственной гамме, живо реагируя на новинки. А некоторые из года в год покупают одни и те же духи, которые становятся своеобразной визитной карточкой.

Кстати, последний случай не столь уж редкий. Завидное постоянство у Мадонны (Youth Dew), Джерри Холл (Opium), Катрин Денёв (LHeure Bleue). Принцесса Диана любила Diorissimo, Мерелин Монро — Chanel No 5, Джеки О – Joy, и Одри Хепборн — LInterdit.

Способности детей

Никто из Вас, дорогие читатели, конечно же, не станет отрицать очевидную истину, что качество знания может быть разным. О способностях ребёнка судят по лёгкости овладения новым материалом, по использованию уже приобретённых знаний в новых условиях, по умению самостоятельно решать задачи.

Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются эти знания в разные виды деятельности.

Спросите у ребёнка: «Зачем ты.

Способности и одаренность

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия «способность».

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово.

Способности личности

Проблема способностей в психологи представляет собой наименее разработанную область по причине ее своеобразной «закрытости». Ее «закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г. после известного постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

Поскольку поводом для этого постановления стало широко проводившееся в те годы тестирование интеллектуальных и других видов способностей, то психологическая проблема способностей надолго исчезла из поля.

Способность слушать

«Слышать» и «слушать» — это совершенно разные понятия.

Способность слышать является физическим актом: уши воспринимают звуковые волны. Подобно, например, зрению или осязанию, слух не требует какого-либо специального усилия.

Способность слушать требует работы мысли. Необходимо не только услышать, но и обработать услышанное. Это достигается в три этапа: интерпретация, оценка и реакция.

Услышав что-либо, вы должны убедиться, что поняли смысл, заключенный в словах. Это.

Способность детей лгать

Чем раньше ребенок начинает привирать, тем больше у него шансов достичь существенных результатов в развитии и стать успешным во взрослом возрасте. Таковы результаты исследования канадских ученых.

По словам специалистов Торонтского университета, умение лгать предполагает напряженную работу мозга.

Чем лучше когнитивные способности ребенка, тем лучше ему удается скрыть следы лжи. «Такие дети, вероятнее всего, станут успешными банкирами», — утверждает доктор Канг Ли из Университета Торонто.

Способность отпускать

Люди современного общества очень часто стремятся к перфекционизму, пытаются контролировать жизнь, быть лучше, быстрее и сильнее. Это изматывает, крадёт у жизни вкус и цвет, приводит к усталости и раздражению. Поэтому очень важно учиться отпускать многие вещи в жизни.

Когда Вы что-либо отпускаете, Вы получаете:
1) спокойствие,
2) мудрость,
3) принятие ситуации,
4) способность видеть многогранность и вкус жизни.

Вы учитесь жить в гармонии с собой.
Для тренировки способности отпускать.

Задатки и способности

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Как определить способности ребёнка

Чтобы не упустить возможность развить талант ребенка, родители должны быть очень внимательны. Важно вовремя разглядеть его и подтолкнуть чадо в нужном направлении.

С самого раннего детства ярко проявляется только художественная или музыкальная одаренность.

Логические и математические способности проклевываются в районе 10 лет, а спортивную одаренность можно разглядеть и того позже. Что делать родителям?

Прислушаться к желаниям детей

Специалисты по развитию ребенка убеждены, что с.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя , конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя :

— формирование сенсорных эталонов

— обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

— развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Референтные группы
В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе, выделяются референтные группы и группы членства. Для каждого индивида группа может рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности. Референтная группа — это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведен .

Норма и патология
Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование . Это термин для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся .

Психологическое заключение подростков
Ф.И. ребёнка: Веприков Сергей Код ребёнка: В.С. Возраст ребёнка: 14лет 10 месяцев. Дата обследования: сентябрь 2010 г. 1. Общая характеристика возрастного развития 1) Физическое развитие: норма 2) Внешний вид: аккуратен 3) Мелкая моторика руки: высокий уровень 4) Темп жизнедеятельности: малоподвижный 5) Познавательное развитие: .

Сенсорные способности К сенсорному развитию относят обучение ребенка восприятию окружающего мира, объяснению явлений. Недостаточная гибкость, неточность восприятия дошкольника провоцируют неправильное написание букв, неверное воспроизведение движений на уроках труда, физкультуры в начальных классах. С формированием сенсорных умений развиваются более сложные мыслительные уровни – память, мышление, воображение.

На первом этапе сенсорного развития (3-4 года) ребенок исследует незнакомые предметы, ощупывая их, обнюхивая, пробуя на вкус (материальные действия). На втором (4-6 лет) он выполняет с предметом практические действия, определяя форму, объем, цвет. Формируются навыки ориентировочно-исследовательского движения рук, зрительного восприятия. На третьем этапе (6-7 лет) дети владеют внутренними способами восприятия, умея отличать одни предметы от других, анализировать свойства объектов, их взаимосвязь.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Формирование сенсорных умений возможно только через практическое исследование явлений (опытным путем), поэтому с ребенком нужно играть. Для малышей нужно проводить познавательные игры на различение величин предметов, формы и цветовой гаммы: собрать пирамидку, разложить одинаковые по форме и цвету кубики, сгруппировать предметы одинакового цвета.

Сенсорные навыки помогут развить игры-«угадайки». Ребенку предлагают с закрытыми глазами по вкусу определить знакомый фрукт, овощ. В другом варианте упражнения дети достают нужные фрукты из мешочка, определяя их на ощупь. Старшим деткам задание усложняют, предлагая с закрытыми глазами найти по руке знакомого человека (маму, папу и т.д.). Тактильные ощущения тренируют, проводя по детской ручке (глаза закрыты) различными предметами – перышками, игрушками.

Работа с бумагой развивает тактильные, слуховые, зрительные ассоциации-образы. Сминая, разрывая бумажные листы, дети знакомятся с понятиями плотности, мягкости-жесткости, гладкости-шершавости. Затем малыши приучаются делать из листов другие предметы – жгутики, шарики, складывать оригами. Так формируются понятия о формах и объемах. Вырезание цветных бумажных фигур, составление аппликаций, коллажей необходимо для закрепления в памяти геометрических образов.

Музыкальные игры необходимы для развития слухового восприятия. Младшего дошкольника учат различать голоса птиц, животных, одновременно демонстрируя изображения. Более сложное упражнение – разграничить голоса птиц. Старшие детки разграничивают некоторые музыкальные инструменты, учатся узнавать песенки из мультфильмов.

Обонятельное восприятие тренируется подбором по-разному пахнущих предметов. В младшем возрасте ребенок получает представление хороших и плохих запахов. Затем обонятельный ряд можно усложнять творческими заданиями-ассоциациями: как пахнет утро, солнышко, земля и т.п.

Процесс развития сенсорных способностей дошкольника заключается в постепенном накоплении двигательных, зрительных, осязательных, слуховых образов. Успешным он будет тогда, когда ребенок способен ассоциировать образы со словами – понятиями, четко разграничивая их. К пятилетнему возрасту активно пополняется словарный запас ребенка, называть понятия становится его потребностью. Старший дошкольник умеет рассказывать о предметах.

Таким образом, развитие сенсорных умений – способ интеллектуального и творческого развития ребенка, метод упорядочивания личного опыта общения ребенка с окружающим миром.

Ребенок в утробе матери способен не только воспринимать определенные сенсорные воздействия извне (свет, звук, вибрации) и эмоциональное состояние матери, но и реагировать на них какими-либо ответными движениями. Сенсорная афферентация необходима для нормального развития мозга человека в эмбриональном периоде. Афферентация неодинаково воздействует на разные сенсорные системы плода. Она оказывает более выраженное действие на те системы, которые играют биологически значимую роль для выживания организма, что приводит к их опережающему развитию. В период 14—24 недель начинают функционировать вкусовая, проприоцептивная, тактильная, вестибулярная системы.

Формирование и развитие органа слуха человека начинается с первых недель жизни плода: образование слуховой ямки происходит на 3-й неделе внутриутробной жизни, к 5-й неделе внутреннее ухо представляет слуховой пузырек и начинает формироваться наружное ухо, к 8-й неделе внутреннее ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (закладка улитки); с 11-й по 13-ю неделю во внутреннем ухе появляются два завитка, формируются лабиринт и рецепторы улитки, к 20-й неделе внутреннее ухо и улитка достигают размеров, характерных для взрослого человека, заканчивается окостенение молоточка и наковальни, начинается окостенение стремечка; к 30-й неделе процесс морфологической дифференциации улитки заканчивается. К 37-й неделе внутриутробного развития происходит пневматизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости.

К этому моменту в основном сформированы стволомозговые структуры мозга. Однако завершение процессов их созревания и повышение эффективности нервной передачи продолжается до трехлетнего возраста ребенка. Длительным является и процесс развития синаптических связей между нейронами, миелинизации волокон, увеличения числа дендритных отростков, повышения эффективности синаптической передачи и т.д. К 28-й неделе внутриутробного развития миелинизировано около 50% волокон, к 38-й неделе — порядка 80%, общее число волокон слухового нерва приближается к показателям взрослого. С 5-го месяца внутриутробной жизни до периода взрослости поверхность височной коры человека увеличивается более чем в 17 раз. Резкое изменение ее размеров наблюдается в период 8—9-го месяцев внутриутробного развития. Звуки интенсивностью более 80 дБ и частотой до 300 Гц способны проникать в матку. Ребенок пренатально уже подготовлен к восприятию интонационного контура, ударений, ритмики. Предполагают, что способностью плода слышать шумы материнского организма и ее голос объясняется узнавание материнского голоса в первые часы жизни младенца. Новорожденные в возрасте двух-трех дней способны избирательно реагировать на ритмику материнской речи и ритмовый ряд родного для матери языка. Голос матери и простые тексты, произнесенные ею в последнем периоде беременности, узнаются новорожденным.

Зрительная сенсорная система развивается позже — к 26 неделям. Но движения глаз отмечаются в 16 недель, в 17 недель появляется мигательный рефлекс, внутриутробно ребенок жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом (зажмуривается, отворачивает головку). В связи с отсутствием конкретной информации для зрения развивается только цветоощущение, восприятие контура и другой зрительной информации является задачей следующего, внеутробного периода.

На 4-м месяце гипофиз осуществляет синтез гормонов и гипоталамус контролирует функции гипофиза. К 5 месяцам включаются корковые структуры и замыкаются нейроэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспечивает собственную гормональную регуляцию, но и включается в эндокринную систему матери (при заболевании матери диабетом вырабатываемый эндокринной системой плода инсулин обеспечивает и ребенка, и мать). К 5 месяцам центры удовольствия-неудовольствия, находящиеся в гипоталамусе, включены в общую систему и получают стимуляцию от соматического состояния самого ребенка и напрямую — от поступающих с кровью гормонов матери, образующихся при ее эмоциональных состояниях. Плацентарный барьер не пропускает адреналин, но пропускает эндор- фины и катехоламины. Поэтому резкий выброс адреналина, характерный для стрессового состояния, действует главным образом на мышцы матки, вызывая их тонус, что опосредованно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения. Гормональные изменения в крови матери при переживании тревоги или радости прямо воздействуют на гипоталамус ребенка.

Современные исследования пренатального развития и психологии беременности подтверждают возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери двумя рядами фактов. Начиная с 22 недель отмечаются двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой чувствительности. В 26—28 недель зарегистрированы мимические проявления, похожие на выражения фундаментальных эмоций (радость, удивление, страх, гнев — по данным внутриутробных кино- и фотосъемок и у преждевременно рожденных детей). На развитие нервной системы и особенностей эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние матери именно во втором и третьем триместрах, в первую очередь наличие стрессов, устойчивого состояния тревоги и депрессивных эпизодов. Все эти данные свидетельствуют о том, что нервная система и нейрогуморальные механизмы эмоциональной регуляции обеспечивают возможность эмоционального переживания ребенком своих состояний и состояний матери.

Важно отметить

К моменту окончания периода пренатального развития ребенок обладает определенным сенсорным багажом, сформировавшимися рефлексами, обеспечивающими возможность его выживания в новой среде обитания, и соответствующими морфофункциональными преобразованиями.

Название работы: Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Предметная область: Психология и эзотерика

Описание: Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная тактильная мышечная кинестатическая термическая чувствительности вкус а у некоторых видов и другие виды чувствительности электрическая вибрационная и др. Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов особенно значимые в ориентации действий.

Дата добавления: 2014-07-03

Размер файла: 31 KB

Работу скачали: 2 чел.

Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Ориентация движений позвоночных осуществляется с помощью хорошо развитых сенсорных систем. Наибольшее значение имеют органы слуха и равновесия, обоняния и зрения. Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная (тактильная), мышечная (кинестатическая), термическая чувствительности, вкус, а у некоторых видов и другие виды чувствительности (электрическая, вибрационная и др.). Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов, особенно значимые в ориентации действий низших позвоночных (круглоротых, рыб, земноводных и др.).

Сопоставление роли зрения и обоняния в жизни высших позвоночных показывает, что у большинства млекопитающих ведущую роль играет обоняние, которое достигает у них удивительной остроты (только акулы могут в этом отношении сравниться с ними). Так, крот чувствует добычу сквозь толщу земли, белый медведь сквозь лед. Бурый медведь чувствует на расстоянии 20 метров мед, зарытый в землю на глубину 50 см. Хорошо известны поразительные обонятельные способности собак и копытных. Обоняние позволяет многим позвоночным эффективно обнаруживать пищевые объекты и хищников, что особенно значимо в условиях ограниченной видимости (в густых зарослях или на сильно пересечённой местности). Обоняние используется и для ориентации на индивидуальном участке или территории стада (с помощью хемомнемотаксисов), особенно у тех видов, для которых характерно слабое развитие зрения.

Зрение лучше всего развито у птиц и приматов. Оно играет важную роль в их пищедобывательной, оборонительной, воспроизводительной и других формах поведения, обеспечивая чёткую ориентацию животного в пространстве. Особое значение зрение имеет у млекопитающих для ориентации на занимаемой территории, а также при ориентации мигрирующих птиц по топографическим признакам, поляризованному освещению небосвода и астрономическим ориентирам (солнцу и звёздам) во время дальних перелётов. Наиболее мощным зрением обладают хищные птицы, обнаруживающие свою добычу на открытой местности с помощью зрения. Так, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии почти полутора километров.

Характеризуя степень развития анализаторов у высших позвоночных необходимо подчеркнуть, что ведущую рецепцию, характер поведения и психики животных всецело определяют образ жизни и среда обитания животного (в отличие от человека, у которого, благодаря общественно-трудовой деятельности, развитие анализаторов и психики зависит не от биологических факторов, а от социальных условий жизни).

Высокий уровень развития сенсорных систем и способностей ЦНС к анализу и синтезу информации у высших позвоночных обусловили формирование на этом этапе эволюции подлинной перцепции, для которой характерны восприятия предметных компонентов среды как таковых даже при изменении отдельных их свойств (внешний вид, запах и так далее). Все остальные виды позвоночных (кроме круглоротых) также способны к предметному восприятию, в частности к восприятию формы, и находятся на стадии перцептивной психики, но на качественно более низком уровне. Так, рыбы способны в эксперименте узнавать разные геометрические фигуры (треугольник, квадрат) независимо от их величины, но перестают их узнавать при повороте более чем на 45  . Это доказывает, что восприятие и узнавание формы у них ограничено, недостаточно гибкое, они не способны к быстрому переносу сформировавшегося зрительного представления на основе обобщения. В отличие от рыб, млекопитающие и многие птицы вполне способны к такому обобщению и легко узнают любую фигуру любой величины в любом положении и любого цвета.

Экспериментально доказана способность к зрительному обобщению у многих позвоночных особенно у высших их представителей. Было показано, что они способны даже в очень сложных ситуациях вычленять существенные детали в воспринимаемых объектах и узнавать эти объекты в сильно изменённом виде. Исходя из этого, был сделан вывод, что у позвоночных существуют достаточно сложные общие представления. Следует заметить, что представления чрезвычайно важны для выживания животного. Так как в представлениях, в общем виде, закрепляется индивидуальный опыт, что позволяет животному легче ориентироваться в существенно меняющейся окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.

Наличие у позвоночных (а, возможно, и у некоторых высших беспозвоночных) представлений, выражается в отсроченных реакциях и способности к нахождению обходных путей (включая и явления экстраполяции). Это придаёт поведению позвоночных исключительную гибкость и намного повышает эффективность их действий на поисковых этапах поведенческих актов. Способность позвоночных формировать представления является важной предпосылкой образования сложных навыков, которые составляют основное содержание накопления индивидуального опыта не только в сенсорной, но и в эффекторной сферах, действующих как единая система.

В содержание певческой деятельности входят упражнения и задания на развитие способности различать такие свойства муз звуков, как высота, длительность звучания.

В зарубежной и отечественной литературе сенсорные муз способности понимаются как качество различения основных свойств муз звуков. Строго говоря, эти качества нельзя назвать муз способностями (Теплов Б.М.), но они лежат в основе развития музыкального слуха (Ветлугина).

Психологические основы сенсорного развития детей разрабатывали А. Усова, А. Запорожец + исследования А. Леонтьева, О. Овчинниковой, Т. Репиной (за рубежом – М. Монтессори).

Ветлугина (222): под сенсорным муз развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными свойствами муз звуков в их простейших сочетаниях.

Высотные отношения в муз произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте; в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств (222).

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых); тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов, звукоподражанием голосам животных, птиц.

Линии усложнения заданий по различению свойств муз звуков: (225):

В структуру музыкальных сенсорных способностей входит качество активного вслушивания, обследования детьми звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами (184).

Н.Ветлугина: «в структуру муз сенсорных способностей входят след компоненты: различение свойств муз звуков и их выразительных соотношений, качество обследования муз явлений (184). Способ обследования муз явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств муз звуков, сравнение их по сходству и контрасту, выделение из комплекса др звуков, различение их выразительного значения, их воспроизведение с одновременным слуховым контролемв певческих интонациях, в игре на муз инструменте, в выразительных ритмических движениях. Перечисленные действия можно назвать в целом способом вслушивания, так как объединяющим их признаком является активность слухового контроля.

Сенсорные акты (а музыкальное восприятие все сенсорно), сопутствующие муз переживаниям, не однородны на каждом этапе их развития: наиболее простые – различение свойств звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие муз образов (185, 188).

Экспериментальное исследование Ветлугиной:

— для развития восприятия звуковысотных отношений использовались: муз лесенка, колокольчики различной высоты звучания (маж, диатон лады), металлофон, фортепиано – т.е. инструменты, построенные в мажорном звукоряде.

— для развития восприятия ритмических отношений те же инструменты + бубен, треугольники, кастаньеты, барабан;

— для развития восприятия тембровых отношений: металлофоны, пианино, колокольчики; цитра, домра, струнные; кларнет; баян;

— для развития восприятия динамических отношений: специально сконструированная дидактическая игрушка в виде баяна с 5-ю кнопками с одинаковой высотой, но различной динамикой.

+ муз шкатулки и игрушки для развития восприятия муз интонаций и мелодий.

В процессе экспериментального исследования детям систематически давались задания на различение звуков по высоте, длительности, направлению движения мелодии (228).

Ветлугина отмечает, что организация первоначального сенсорного опыта ребенка нуждается в создании моделей свойств муз звуков, так как понятия о них слишком сложны для детей. Практическое обучение способам вслушивания в муз звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, «вещественными». Моделирование происходит с помощью музыкальных игрушек, различных методических пособий, муз-ритмических движений, графической записи.

В основе муз системы лежит муз звук с его 4-мя основными свойствами – высотой, длительностью, тембром, силой. Большее значение придается развитию звуковысотного и ритмического слуха, меньшее – тембровому и динамическому. Это соответств их объективному значению. В то же время в целях гармонического и всестороннего муз развития ребенка нельзя упускать развития восприятия тембра и динамики звучания, тем более, что в исполнит деятельности, например, в пении ребенок должен находить нужную силу звука, его тембровую окраску.

Сенсорное муз развитие происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении (222). М. Монтессори, создавшая систему сенсорного воспитания детей отмечала, что ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных соотношений.

Особое место в развитии восприятия звуковысотных отношений отводится певческой деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector