Слабовидящие

Абсолютная или медицинская слепота – полная утрата зрения, неспособность отличать свет от темноты. При таком состоянии зрение равно 0. Различают также гражданскую (или практическую, бытовую) слепоту, при которой теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке, передвигаться вне дома без посторонней помощи, но сохраняется восприятие света и даже возможность различать контуры крупных предметов. К категории практически слепых относят лиц с остротой зрения от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с переносимой коррекцией обычными средствами. Такое зрение называют остаточным. Следует иметь в виду, что в разных странах критерии для определения гражданской слепоты различны. Остаточное зрение способствует выработке некоторых пространственных представлений, однако оно недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих постоянного зрительного контроля. Поэтому обучение и профессиональная подготовка практически слепых, как и лиц с абсолютной слепотой, проводятся без участия их зрительной системы.

Слабовидящими называют лиц, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05—0,2. Это позволяет таким лицам в особо благоприятных условиях пользоваться зрением для обучения и выполнения других работ, не требующих высокой остроты зрения. Значительно облегчают зрительную работу слабовидящих и повышают их работоспособность телескопические очки, лупы и другие специальные средства коррекции зрения.

Для них введено всеобщее 9-летнее обучение, развернута сеть специальных школ. Врачу-офтальмологу, обслуживающему школу для слепых и слабовидящих детей, принадлежит главная роль в проведении системы мер по охране слабого и остаточного зрения у учащихся. Офтальмолог принимает участие в комплектовании школ для слепых и слабовидящих детей, систематически проводит углубленное обследование органа зрения у всех учащихся этих школ, обеспечивает их необходимым лечением, добивается создания в школах для слепых и слабовидящих детей оптимальных гигиенических условий, консультирует педагогов школ по всем этим вопросам.

При комплектовании специальных школ следует руководствоваться инструкцией по приему детей в школы слепых и слабовидящих. Нужно тщательно проверить карту обследования зрения, заполненную перед направлением ребенка в школу для слепых и слабовидящих, чтобы убедиться в том, что это обследование проведено правильно и достаточно полно. В первые дни учебного года врач-офтальмолог совместно с медицинскими сестрами и педагогами должны правильно рассадить учащихся в классе в соответствии с состоянием их зрения и ростом. Два раза в год следует проводить углубленные обследования органа зрения у детей. Результаты обследования, а также детальные рекомендации врача относительно режима учебных занятий и зрительной работы, лечения, оптических средств коррекции зрения, консультаций других специалистов, занятий физкультурой заносят в медицинскую карту.

Особого внимания заслуживают дети с прогрессирующими заболеваниями органа зрения (глаукома, неполная атрофия зрительного нерва, травматическая катаракта, пигментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, осложненная близорукость, отслойка сетчатки и др.) и с состоянием глаз (некоторые формы врожденной и вторичной катаракты, амблиопия и др.), при котором имеется возможность улучшить зрение при условии активного высококвалифицированного лечения.

Большую работу по привлечению слепых к общественно полезному труду и повышению их культурного уровня проводят общества слепых. В члены общества принимают лиц с 14-летнего возраста с остротой зрения в лучшем глазу до 0,08 (с коррекцией), а также при резком сужении поля зрения.

Непрерывно возрастающее благосостояние населения, повышение материального и культурного уровня, широко проводимые профилактические мероприятия и развитие специализированной глазной помощи способствуют дальнейшему снижению числа слепых и слабовидящих.

дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.

Встречающиеся у детей дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т. д., к стационарным — пороки развития: мйкрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм (еж.) высоких степеней и не прогрессирующие последствия заболеваний и операций— стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у С. д. отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для С. д. характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. С. д. пользуются зрением как основным средством восприятия. У С. д. осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.

С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

Если врач-офтальмолог назначил ребенку очки, родители должны следить за тем, чтобы он правильно их носил, постоянно ими пользовался, а также строго соблюдал рекомендации глазного врача.

В том случае, если слабовидящий ребенок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстает от темпа работы остальных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива.

Обучение С. д. должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.

В Советском Союзе С. д. обучаются в спец. школах-интернатах, спец. классах при школах слепых. Методы учебной и воспитательной работы со С. д. принципиально не отличаются от методов работы с нормально видящими, но строятся с учетом особенностей, обусловленных слабым зрением уч-ся.

Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со С. д. — охрана их слабого зрения и его разумная тренировка. Для этого в учебных помещениях, где занимаются С. д., установлены повышенные нормы освещенности. При искусственном освещении лампами накаливания освещенность на рабочей поверхности (крышке парты) должна достигать 500 люкс, а при люминесцентных светильниках — 600 люкс. Естественная освещенность учебных помещений обеспечивается отношением площади застекленной поверхности окон к площади пола как 1 : 3. На окнах в классах рекомендуется иметь светлые занавески, закрывающие отдельно верхнюю и нижнюю части окна, чтобы можно было в соответствии с особенностями зрения каждого учащегося регулировать естественную освещенность отдельных парт в течение дня. Во всех помещениях исключается прямая и отраженная блескость. Стены классов и других школьных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цветов очень слабой насыщенности.

Для освещения рабочего места слабовидящего ученика дома рекомендуется настольная лампа с абажуром молочного стекла; мощность электрической лампы избирается в зависимости от состояния зрения ребенка после консультации с глазным врачом.

Специальные одноместные школьные парты для С. д. обеспечивают правильную посадку при -чтении, письме, рисовании, рассматривании иллюстраций и т. д. и дают возможность располагать книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз. Конструкция специальной парты, разработанная Институтом глазных болезней им. Г. Гельм-гольца, предусматривает также возможность укрепления лупы на подвижном шарнире.

В младших классах школы С. д. применяются учебники с крупным шрифтом. Для обучения письму пользуются тетрадями со специальной, более четкой, разлиновкой.

Учебно-наглядные пособия в школах С. д. способствуют уточнению представлений у детей и отвечают требованиям охраны слабого зрения: в них отсутствуют резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усилена четкость шкал, схемы, рисунки, географические карты разгружены от мелких элементов. Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Особое внимание уделяется таким методам обучения, как лабораторные работы, экскурсии, работа на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских.

Замедленный темп уч. занятий, требующих участия зрения, применение наглядных пособий, доступных восприятию с помощью слабого зрения, сочетание фронтальных методов с индивидуальными облегчают С. д. овладение знаниями, умениями и навыками. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и уточнению их.

Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с устными формами занятий. Для охраны зрения С. д. необходимо делать перерывы в зрительной работе (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10—15 мин.

Многим С. д., в зависимости от характера заболевания, приведшего к снижению зрения, противопоказана большая физическая нагрузка, что также учитывается при обучении, занятиях физической культурой, трудовой подготовке.

Соблюдение требований охраны слабого зрения и разумная тренировка его приводят к развитию зрительного восприятия, к обогащению и уточнению имеющихся у С. д. представлений, а в целом ряде случаев — и к улучшению зрения.

Выпускники советских школ для С. д. получают общее и политехническое образование в объеме массовой школы и профессионально-трудовую подготовку. По окончании школы слабовидящие, имеющие остроту зрения в пределах 0,05—0,08, работают в основном на предприятиях Об-ва слепых; остальные поступают на работу на общих основаниях с выпускниками массовых школ; многие слабовидящие продолжают свое образование в техникумах, вузах.

Зрение — одно из внешних чувств человека, органом которого являются глаза, посредством которых человека получает способность видеть окружающий мир.

Нарушение зрения приводит к ослаблению способности видеть.

К лицам с нарушением зрения относятся: 1) слепые (полное отсутствие зрения или остаточное зрение, при котором на лучше видящем глазу острота зрения равна или ниже 0,05); 2) слабовидящие (сниженное зрение на лучше видящем глазу с оптической коррекцией от 0,05 до 0,2, косоглазие, и амблиопия).

Выделяют следующие категории детей с нарушениями зрения: 1) слепорожденные; 2) рано ослепшие; 3) лишившиеся зрения после 3 лет жизни.

Проблемами воспитания и обучения лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) занимается отрасль специальной педагогики — тифлопедагогика (от греч. tyhlos — слепой). Предметом тифлопедагогики является теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих. А основными задачами: разработка содержания, методов воспитания и обучения слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; разработка научных методов восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; определение условия развития личности при нарушениях функции зрения; целенаправленная педагогическая работа по социальной адаптации и профессиональной реабилитации лиц с нарушениями зрения.

Виды аномалии

1. Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или очень ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций (по Л. И. Плакшиной). Слепота бывает врожденной и приобретенной. Наиболее неблагоприятное воздействие на психофизическое развитие детей оказывает раннее наступление слепоты.

По сохранности остаточного зрения выделяют: 1) тотальную (абсолютную) слепоту (зрительные ощущения выключены полностью на оба глаза); 2) практическую слепоту (остаточное зрение), при которой сохраняется светоощущение или форменное видение. Остаточное зрение характеризуется: неравнозначностью и несоответствием параметров взаимодействия различных зрительных функций; неустойчивостью зрительных возможностей; низкой скоростью переработки информации; низким качеством переработки информации; из-за снижения функциональных возможностей зрения высоким уровнем утомляемости.

2. Слабовидение — значительное снижение остроты зрения на фоне общего заболевания организма, например, миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется замедленностью, фрагментарностью, неточностью и расплывчатостью, но в любом случае оно дает более широкие возможности для познания окружающего мира и свободы передвижения, чем статочное зрение.

Дефекты зрения при слабовидении могут быть прогрессирующими и непрогрессирующими (стационарными).

Косоглазие — одностороннее или двустороннее нарушение бинокулярного зрения вследствие изменения рефракции (преломляющей способности глаз), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях); конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Амблиопия — не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы формы поражения зрения.

Патогенетическая основа: поражение проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга, а также хрусталика.

Причинами возникновения врожденной слепоты являются повреждения плода в период внутриутробного развития, или заболевания плода в результате инфекционных и воспалительных заболеваний, или нарушения обменных процессов у женщины в период беременности, слепоты матери и (или) отца (по наследству), врожденные мозговые опухоли. Приобретенные аномалии зрения могут возникать в результате заболеваний органов зрения (приобретенная катаракта, атрофия зрительного нерва, глаукома (повышенное внутриглазное давление), травм, кровоизлияния, заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнения после некоторых общих заболеваний, например, гриппа, кори, скарлатины.

Слабовидящие

Assisted Vision Smart Glasses

«Мы хотим создать пару очков, которая позволит людям с частичной способностью к зрению (практической слепотой. — Прим. ред.) ходить по незнакомым местам, распознавать препятствия, да и в целом сделает их более независимыми». Так обозначил цели своего проекта доктор Стивен Хикс из Оксфордского университета, демонстрируя свои умные очки Лондонскому королевскому обществу.

Поскольку у большинства слепых людей способность видеть частично сохраняется, эти очки будут ее усиливать. Они состоят из двух прозрачных OLED-дисплеев, двух небольших камер, гироскопа, компаса, модуля GPS и наушников. Очки обрабатывают поступающую с камер визуальную информацию и преобразуют ее необычным образом: к примеру, с помощью яркости создается глубина изображения, перспектива. Поскольку слабовидящие часто могут различать свет и темноту, очки будут буквально «подсвечивать» те объекты, которые находятся ближе к человеку, давая ему возможность различать предметы и людей на расстоянии.

Камеры также подключаются к компьютеру, который сканирует изображение, выделяя, к примеру, номера автобусов, знаки и указатели. Модуль GPS используется для навигации, а гироскоп — для отслеживания поворотов головы человека и определения его положения в пространстве. Вся эта информация также будет проговариваться вслух в специальные наушники.

В будущем в наушники хотят добавить некое подобие искусственного интеллекта: научить их запоминать часто используемые предметы (например, любимую кружку для кофе), особенности интерьера (расположения дверей), а затем подсвечивать их.

Преимущества подобной технологии видны сразу. Но предстоит сделать еще много работы, в частности уменьшить размер очков: рабочие прототипы все еще очень и очень громоздкие. До конца года еще 100 участникам тестирования будут высланы эти устройства. Если образцы проявят себя хорошо и найдется инвестор, начнется глобальное производство умных очков для слепых.

Почти на другом конце земного шара, в мексиканском институте Cinvestav разрабатывают еще одни умные очки. В них используются достижения вычислительной геометрии, исследования искусственного интеллекта и ультразвуковые технологии. Такой технологический коктейль позволит очкам значительно облегчить жизнь слабовидящих людей.

У разработчиков уже есть легкий и эргономичный прототип, который выглядит почти как обычные очки для коррекции зрения и может без подзарядки в реальном времени проработать около четырех часов. Он может распознавать визуальную информацию, а также определять географическое положение человека. Очки в буквальном смысле снабжают слепого всеми необходимыми знаниями и вслух описывают окружающее пространство, включая номера, названия улиц, вывески и даже цвета. Искусственный интеллект внутри устройства способен учиться и запоминать популярные маршруты и предметы. Поскольку для ориентирования в очках используется ультразвук, они могут различать даже прозрачные предметы, к примеру окна, зеркала и стеклянные двери.

Коммерческую модель планируется собрать уже в августе, а в продажу выпустить в 2015 году. Ориентировочная цена устройства — $1000-1500.

Электронная книга Брайля

Впервые идея такого устройства появилась несколько лет назад в виде концепта от Yanko Design. Почему бы не создать электронную книгу (читалку) наподобие Kindle, только для слепых? Ведь шрифт Брайля появился еще в 1824 году и с тех пор нашел себе широкое применение. Кто бы что ни говорил про его эффективность, это один из немногих способов читать для слепых людей.

Компания Anagraphs решила развить эту идею. Ее инженеры начали работу над устройством, в котором точки шрифта Брайля появлялись бы благодаря термогидравлическим силам и лазерам. Проще говоря, символы будут формироваться из материала, чем-то напоминающего воск, под воздействием тепла.

К сожалению, первоначальное финансирование проекта закончилось, так что теперь команде разработчиков необходимо найти инвесторов, чтобы эта электронная книга была выпущена на рынок.

Это устройство разрабатывается в MIT. Оно надевается на палец руки и, когда человек водит над строчками в книге пальцем, распознает текст и воспроизводит его в звуковом формате. Подробно прочитать про этот инновационный гаджет можно в отдельной статье.

На сегодняшний день существует несколько интересных приложений для слепых, к примеру TapTapSee, которое распознает предметы на сделанном смартфоном снимке и «говорит», что они собой представляют.

Arianna работает по другому принципу. GPS-навигация не работает внутри зданий, и программа призвана решить эту проблему. Название приложения — отсылка к древнегреческому мифу про путеводную нить Ариадны, которая не давала Тесею заблудиться в глубинах лабиринта Минотавра, и оно выбрано неспроста.

Перед тем как начать его использовать, необходимо составить в помещении маршрут, проложив по полу цветную полосу, подобно тем, что можно увидеть в больницах. Затем необходимо запустить приложение и направить смартфон камерой в пол. Аппарат будет вибрировать каждый раз, когда полоса будет попадать в кадр. Это значит, что слепой не собьется с намеченного пути при ходьбе. Кроме того, отпадает необходимость в наушниках.

Около комнат можно также приклеить QR-коды, которые будут их обозначать (например, «туалет» или «ванная комната»).

В будущем планируется добавить поддержку «инфракрасных маршрутов», которые не видны невооруженным взглядом, но легко фиксируются камерами смартфонов.

Нарушение остроты зрения диагностируют, когда пациент теряет возможность отчетливо видеть предметы, не может сфокусировать на них взгляд, видит расплывчато. В зависимости от вида патологии — близорукости или дальнозоркости — размываются очертания расположенных близко или далеко предметов. Проблема может возникнуть на одному глазу или поразить оба сразу. Также бывают ситуации, когда на одном глазу развивается близорукость, на другом — дальнозоркость. Если вы заметили, что стали видеть хуже, не медлите с обращением к врачу. Запишитесь на приём к окулисту и пройдите тестирование.

Слабовидящие

Причины нарушения остроты зрения

Врачи выделяют врожденные причины, которые провоцируют проблемы с остротой зрения, и негативные предрасполагающие факторы. К непосредственным физиологическим причинам относятся следующие:

  • для близорукости — кривизна роговицы, удлинение глазного яблока или сочетание этих факторов;
  • для дальнозоркости — кривизна роговицы, патологически маленький размер глазного яблока или сочетание причин.

К предрасполагающим факторам, которые могут спровоцировать плохое зрение, специалисты относят:

  • наследственную предрасположенность, проблемы со зрением у близких родственников;
  • ослабление тканей склеры, первичную слабость аккомодации;
  • общее ослабление организма из-за вредных привычек, неправильного питания с нехваткой витаминов в рационе, частые или хронические заболевания ЛОР-органов;
  • перенесённые родовые травмы и полученные во взрослом возрасте черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятные условия зрительной работы, в том числе частую работу за компьютером или просмотр телевизора, чтение лежа, в транспорте, в темноте, неправильное положение тела во время чтения и письма;
  • длительный приём лекарств, которые повышают внутриглазное давление и оказывают другие побочные действия на органы зрения.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Содержание статьи

Типы нарушений зрения

Проблемы с остротой зрения классифицируют на разновидности в зависимости от того, восприятие каких предметов страдает — расположенных близко или далеко. К первой группе относится все, что находится на расстоянии вытянутой руки и ближе, ко второй — дальше полутора-двух метров.

Близорукость

Патология также известна под названием миопия. При таком нарушении пациент теряет возможность различать предметы, которые находятся далеко от него. Чем сильнее близорукость, тем сложнее различать что-то вдали.

Механизм развития проблемы выглядит так: изображение предмета фокусируется не на сетчатке, как в здоровом глазу, а перед ней. Такая проблема может возникнуть при кривизне роговицы, удлинении глазного яблока или сочетании этих патологий. В группу риска входят дети школьного возраста, студенты и офисные работники, которые много времени проводят за документами и компьютером.

Дальнозоркость

Заболевание называют гиперметропией. Оно возникает, когда изображение предмета проецируется на область за сетчаткой, а не на нее. Это происходит из-за нарушения кривизны роговицы, патологического уменьшения размера глазного яблока или по обеим причинам сразу.

При лёгкой степени болезни пациент четко различает удаленные объекты, которые находятся дальше 1-2 метров от него, и плохо видит на расстоянии вытянутой руки. При тяжёлой степени патологии изображение становится нечетким как вблизи, так и вдали. У детей лёгкая дальнозоркость считается нормой, так как глазное яблоко еще не достигло нормального размера, и проходит с возрастом сама по себе. В группу риска развития патологической гиперметропии входят в основном пожилые люди.

Что происходит при нарушении остроты зрения

  • Становится сложно различать предметы. При дальнозоркости плохо видны близко расположенные предметы, при близорукости — отдаленные.
  • Ухудшается зрение на одном глазу. Если закрыть здоровый глаз, картинка становится размытой.
  • Появляется привычка щуриться, прикрывать один глаз во время чтения или просмотра телевизора.
  • Возникает пелена перед глазами, окружающие предметы видны будто в тумане.
  • При попытке сфокусировать взгляд появляется дискомфорт, глаза начинают болеть, слезиться.
  • Периодически появляется жжение, резь, ощущение “песка” под веками.

Методы диагностики

Чтобы определить проблемы со зрением, врач клиники ЦМРТ записывает жалобы пациента, проводит тестирование на таблице Сивцева, определяет поле зрения. Для более точной постановки диагноза и выявления причин проблемы офтальмолог проводит офтальмоскопию, измеряет глазное давление и размеры глазного яблока.

Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функции (острота зрения, ноле зрения и др.).

Под остротой зрения, подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются:

1) слепые — острота зрения от 0 до 0,04 включительно;

2) слабовидящие — острота зрения от 0,05 до 0,2.

Среди лип, относящихся к категории слепых, принято выделять:

1) абсолютно или тотально слепых;

2) частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различения форм, то есть выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.

Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного Зрения для белого цвета по горизонтали равно 180°, а по вертикали — 110°. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при предметном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения ноля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10° относятся к практически слепым (инвалиды 1 группы), так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих артельных представлений, ко второй — ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления (стр.12).

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Слабовидящие

«Слепота – не приговор». Мы не знаем, кто и когда первым произнес эти слова. По своей сути, это девиз тысяч и тысяч людей, находивших во все времена силы и мужество, чтобы, вопреки недугу, быть хозяевами своей жизни, работать, мечтать, любить и быть любимыми, иными словами — жить полной грудью. История сохранила немало примеров того, как слабовидящие, а порой и полностью слепые добивались больших успехов на выбранном ими поприще.

Незрячие люди добились выдающихся успехов в области искусства, литературы и науки. Назовем здесь лишь некоторые имена:

  • самый знаменитый слепец древности – Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи», причисляемых к лучшим произведениям в истории человечества;
  • слепые философы, активно участвовавшие в создании античной школы рационального мышления — Демокрит (V—IV в. до н.э.) и Диодота (1 в. до н. э.);
  • выдающиеся математики своего времени — Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсон (Шотландия, ХVIII в.), Д. Гоффа (Англия, ХVIII в.);
  • знаменитые историки, внесшие большой вклад в становление и развитие этой отрасли науки— Ауфидий (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, ХIХ в.), В. Пресскот (США, ХIХ в.);
  • известный энтомолог Ф. Губера (Швейцария, ХVIII в.), создатель уникального шрифта для слепых тифлопедагог Луи Брайль (Франция, ХIХ в.), и еще многие другие.

Многие русские и российские ученые из числа незрячих в разные периоды нашей истории внесли свой весомый вклад в развитие отечественной науки. Среди активно работающих на стезе науки незрячих более 40 докторов наук, двести кандидатов наук.

Сферы деятельности

Среди слабовидящих и слепых много замечательных музыкантов и композиторов, поэтов и прозаиков. Многие незрячие заканчивают музыкальное училище и консерваторию, после чего становятся солистами, исполнителями, руководителями музыкальных коллективов, педагогами.

Очень широко среди незрячих распространена профессия настройщика музыкальных инструментов. Давно подмечено, что у слабовидящих или полностью слепых слух тоньше и лучше, чем у обычного человека. То же самое касается тактильных ощущений. Как принято говорить в таких случаях – «эти люди живут на кончиках пальцев». Благодаря этим способностям, незрячие могут достойно проявлять себя в самых разных сферах и областях.

К примеру, слепота не является препятствием для работы адвокатом. Более того, к таким юристам чаще всего обращаются люди, оказавшиеся в трудном положении, поскольку больше доверяют им. Многие слабовидящие хорошо зарекомендовали себя в роли разработчиков, программистов, рационализаторов. Среди незрячих мы находим людей разных специальностей и профессий: педагогов, ученых, общественных деятелей, музыкантов, людей рабочих профессий, массажистов, мастеров народных промыслов. Эти граждане обладают разными талантами и способностями, но одно качество их объединяет – целеустремленность, желание реализовать себя в выбранной сфере.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)

Большинство людей с серьезными нарушениями зрения имеют справку о группе инвалидности. Не менее важно, особенно, когда речь заходит о трудоустройстве, иметь еще один документ, выдаваемый специальной комиссией, осуществляющей медико-социальную экспертизу.

Согласно сложившейся практике, инвалиды по зрению приписаны к специальным глазным бюро МСЭ, и именно там они должны получить этот самый документ (ИПР, ИПРА) – в 2-х экземплярах. Очень важно, чтобы в нем был максимально подробно указан диагноз, а также чтобы были расписаны способы, виды, формы, время реабилитации. Среди прочего, именно в ИПРА должны быть указаны рекомендованные меры по социальной адаптации инвалида и его профессиональному обучению. Программа ИПРА в интересующей нас части включает в себя профессиональную реабилитацию. В это понятие входит:

  • профессиональная ориентация инвалида;
  • наличие профессионального образования;
  • профессиональная адаптация, если необходимо – переучивание в максимально доступных и комфортных условиях;
  • адаптация на реальном производстве или ином рабочем месте (для самозанятых);
  • помощь в трудоустройстве.

Специальности и профессии для незрячих

Как уже упоминалось выше, созданием условий для посильной и комфортной трудовой деятельности незрячих занимается не только государство в лице своих ответственных учреждений, но также и общественные организации. И, прежде всего – НКО «Всероссийское общество слепых», объединяющее в своих рядах более 200 000 слабовидящих и незрячих граждан. Помимо этого, многие инвалиды по зрению открывают свои небольшие ателье, работают на дому, трудятся в разных сферах в статусе ИП или являются самозанятыми.

Подготовка специалистов из числа слабовидящих и слепых, имеющих инвалидность I или II группы по зрению, ведется:

  • в библиотечных техникумах;
  • в училищах культуры;
  • в педагогических учебных заведениях;
  • в музыкальных училищах;
  • сельхозтехникумах;
  • в профильном медицинском училище, готовящем массажистов широкого профиля.

Многие слабовидящие и незрячие заканчивают вузы страны, включая самые лучшие и престижные, а затем находят себя в науке, бизнесе, на преподавательском поприще. Примерно треть из общего числа молодых людей, являющихся выпускниками школ-интернатов, поступают в сельскохозяйственные техникумы и вузы. После завершения учебы они находят работу по специальности: агрономами, садоводами, пчеловодами, лесоустроителями. Центры реабилитации в различных регионах страны активно занимаются вопросами профессионального обучения (переобучения) незрячих. Среди самых востребованных специальностей:

  • ремонт обуви;
  • компьютерные технологии;
  • столярное дело;
  • изготовление мебели;
  • производство сувениров, резьба по дереву;
  • плетение из лозы;
  • вязание и рукоделие;
  • овощеводство;
  • домашнее подворье.

Дополнительные возможности

Многие слабовидящие и незрячие граждане занимаются индивидуальной деятельностью. Они в одиночку или в коллективе производят разнообразную продукцию, которую предлагают рынку, пользуясь при этом своими не такими уж большими возможностями. Прежде всего, для таких людей, готовых работать и производить, важно обеспечить сбыт производимых ими товаров. Важно найти им «своих» клиентов и обеспечить попадание их продукции в каталоги как можно большего количества сбытовиков.

Если Вы работаете индивидуально, и хотели бы иметь дополнительные возможности для развития бизнеса, рекомендуем воспользоваться инструментами, предоставляемыми компанией «Инстелла». Создав бесплатный сайт на бизнес-платформе inStella.ru и разместив на нем информацию о своих товарах и услугах, Вы сможете не только донести информацию о своей продукции до большого количества реализаторов, но и самостоятельно искать новых клиентов. Обязательно обратитесь в региональное отделение ВОС, чтобы они привязали Вашу новую площадку к своему сайту.

Максимально используйте сервисы системы. Это поможет успешно продвинуть свой продукт в Интернете, и тем самым обеспечить более высокий уровень доходов.

Слабовидящие

Какие приспособления и гаджеты помогают незрячим и слабовидящим людям в быту? Как люди с инвалидностью по зрению измеряют температуру и давление? А могут ли они читать или смотреть фильмы? Рассказываем о технических средствах реабилитации (ТСР) для незрячих людей, которые предлагают Ресурсный центр и пункты выдачи ТСР районных центров социального обслуживания.

Тактильная белая трость: цельная

Тактильная белая трость — самое распространенное приспособление для незрячего человека. Этот инструмент помогает невидящему ориентироваться в пространстве и преодолевать препятствия. Кроме того, такая трость показывает окружающим людям, что перед ними незрячий человек.

У каждой трости есть ремешок для фиксации на запястье и светоотражающие полосы, обеспечивающие дополнительную безопасность. А длина варьируется от 120 до 150 см и зависит от роста незрячего человека.

Слабовидящие

Тактильная белая трость: складная

Еще один вид ТСР, по функционалу не отличающийся от обычной трости. Складная тактильная белая трость состоит из четырех секций, и это позволяет брать ее с собой в поездку или в качестве запасного варианта. Весит такая трость всего 240 граммов.

Слабовидящие

Тифлотермометр

Градусник — must-have 2020 года. Для незрячих людей обычный термометр не подойдет. Зато есть «говорящий» градусник. При нажатии на кнопку прибор даст сигнал о том, что можно начинать измерять температуру, а потом озвучит градусы. Погрешность у такого термометра минимальная.

Слабовидящие

Тифлотонометр

Артериальное давление — еще один показатель, за которым необходимо следить. В Ресурсном центре незрячий человек может получить тифлотонометр. Алгоритм работы этого аппарата тот же, что и у «говорящего градусника»: прибор озвучивает точные показатели.

Слабовидящие

Брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа

Могут ли незрячие люди пользоваться компьютером? Конечно да! С помощью брайлевского дисплея — устройства, которое выводит текст с экрана на специальную клавиатуру на шрифте Брайля. А программное обеспечение, установленное на компьютер, озвучивает все, что выводится на мониторе. Именно эти устройства помогают ученикам Школы-интерната для слепых № 1 эффективно учиться в дистанционном режиме.

Слабовидящие

Тифло-флеш-плеер

Тифло-флеш-плееры отличаются в зависимости от марки, но функционал у всех похож и довольно разнообразен. Благодаря этому гаджету незрячий человек может послушать аудиокнигу, радио, воспользоваться диктофоном или поставить будильник. Многие тифло-флеш-плееры могут подключаться к Wi-Fi, что позволяет пользователю выходить в Интернет.

Слабовидящие

Слабовидящие

Лупа с подсветкой

Этот инструмент выдается слабовидящим людям. Лупа увеличивает текст в 6 раз, а кроме того, рукоятку со светодиодами можно использовать отдельно в качестве осветительного прибора.

Слабовидящие

Стационарный увеличитель

Гаджет предусмотрен для слабовидящих людей. У аппарата более 16 уровней увеличения с кратностью от 2,3 до 60 и 30 контрастных видеорежимов. Угол наклона и высота экрана регулируются.

Слабовидящие

Слабовидящие

Видеоувеличитель

Видеоувеличители для слабовидящих людей также отличаются в зависимости от производителя. Этот гаджет совмещает в себе и электронную лупу, и фотоаппарат, также на нем можно просматривать изображения на компьютере. У многих видеоувеличителей есть несколько режимов просмотра: полноцветный для изображений и высококонтрастный для чтения. Автофокус обеспечивает четкое изображение при перемещении прибора по тексту или по рассматриваемому предмету.

Слабовидящие

Слабовидящие

Собака-проводник

Собака-проводник (или поводырь) — верный друг и помощник для незрячего человека. В течение нескольких лет собак породы лабрадор или овчарка учат помогать невидящим людям. Это всегда добрые, ласковые и очень послушные животные, благодаря которым человек может безопасно передвигать по улице и ездить в транспорте. А еще пушистый друг дома — источник радости и хорошего настроения.

Слабовидящие

Все технические средства реабилитации выдаются в соответствии с рекомендациями Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Обратиться в московский Ресурсный центр для инвалидов можно через сайт.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector