Современное воспитание

Время не стоит на месте, и меняются не только привычки, взгляды, образ жизни, но также методы и подходы в воспитании современных детей. То, что считается сейчас нормальным, повергло бы в шок наших мам и бабушек, которые растили детей по своим правилам.

Какие привычки культивируют современные родители, как воспитывают дочерей и сыновей, что считают нормой?

Носить на руках или нет?

Часто молодая женщина слышит от своей бабушки или мамы:

«Не бери ребенка сразу же на руки, не носи целыми днями. Привыкнет, потом горе будет».

Современное воспитание

На самом деле, нет никакой связи между ношением на руках и будущей несамостоятельностью крохи. Детские психологи утверждают, что тесный контакт между родителями и малышами необходим для полноценного развития и формирования личности. Маленький человек еще не умеет говорить, поэтому он не может объяснить маме с папой, что ему страшно, он испытывает дискомфорт, хочет ласки и тепла. Малыш начинает плакать, и вполне понятно, что каждая мама поспешит взять на ручки крошку, успокоить, прижать к себе.

Если родители проявляют излишнюю строгость, игнорируют потребность ребенка в любви и ласке, скорее всего, он вырастет агрессивным, жестоким, закомплексованным и несчастным.

Совместный сон с малышом

Наши мамы и бабушки придерживались мнения, что младенца нужно укладывать спать отдельно от родителей. Они считали, что ребенок вырастет несамостоятельным, если будет спать в одной кровати с мамой и папой. Современные психологи говорят, что в первый год жизни совместный сон даже полезен для гармоничного развития младенца.

Современное воспитание

Кроме того, это упрощает бытовые вопросы, когда среди ночи нужно покорить малыша или переодеть. Маме не надо подниматься к кроватке, доставать грудничка, чтобы дать ему грудь или бутылочку.

Нужно ли пеленание

Раньше родители туго пеленали младенца, ограничивая его двигательную активность. Сейчас молодые мамы и папы часто отказываются от пеленания. В мамином животике кроха двигал ручками и ножками, ничто не стесняло его движений. Так зачем после рождения пеленать малыша? Современные молодые мамы все чаще покупают красивые слипы и комбинезоны с закрытыми ручками, чтобы маленький человек не поцарапал себе личико. Женщинам доставляет удовольствие наряжать малыша, поэтому пеленки практически не используются современными родителями.

Польза слинга

Современное воспитание

Все чаще можно встретить молодую маму, у которой в слинге мирно сопит малыш. В чем заключаются положительные свойства слинга:

  • В слинге кроха чувствует себя так же комфортно и уютно, как у мамы на ручках.
  • Положение, в котором находится ребенок, является профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
  • Тесный физический контакт ребенка с мамой благотворно влияет на психологическое состояние малыша. Он слышит биение маминого сердца, ее дыхание, самый родной и важный человек рядом – это успокаивает младенца.
  • Малыш в слинге видит намного больше, чем в коляске, поэтому адаптация к внешнему миру проходит лучше.
  • Женщина имеет возможность заниматься своими делами, ведь руки у нее остаются свободными.
  • Кроме того, нагрузка от веса ребенка равномерно распределяется по телу, поэтому мама не испытывает дискомфорта и болей.

Правильное питание

Современные родители, как правило, стараются питаться сбалансированной, здоровой пищей. Эта семейная привычка переходит к детям, когда они вырастают и начинают есть за общим столом.

Взрослым необходимо подавать положительный пример детям, как и чем нужно питаться, чтобы оставаться здоровыми, бодрыми, полными жизненных сил.

Современное воспитание

Основные правила здорового питания:

  1. Употребляйте больше свежих овощей, фруктов, ягод, зелени.
  2. Постарайтесь исключить из рациона сахар, выпечку из пшеничной муки, фаст-фуд, консервированные продукты.
  3. Пейте достаточное количество чистой воды. Чай, кофе, соки, компоты не могут заменить питьевую воду. Не употребляйте сладкие газированные напитки, ведь в них нет никакой пользы.
  4. Включайте в рацион белковые продукты: филе курицы или индейки, морепродукты, жирную морскую рыбу, творог, яйца.
  5. Введите в привычку завтракать, обедать и ужинать всей семьей, за одним столом. Выключите телевизор, уберите гаджеты и получайте удовольствие от полезной еды и приятной беседы.

Активный образ жизни

Маленькие дети много двигаются и почти не сидят на месте. Они любят бегать, прыгать, носиться по квартире или улице, танцевать, и это помогает гармоничному развитию маленького человека. Но постепенно ребенок больше времени проводит за монитором компьютера или на диване, уткнувшись в мобильный телефон. Чтобы этого не случилось, с раннего детства родители должны своим примером прививать любовь к спорту и активному образу жизни.

Современное воспитание

Больше гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, занимайтесь вместе фитнесом. Если ребенок видит, что мама и папа любят спорт и предпочитают здоровый образ жизни, он с радостью будет делать так же.

Вряд ли сын или дочь будут тянуться к спорту, если родители постоянно лежат на диване, поглощая бутерброды или пиццу перед телевизором.

Контакт с природой

Детки по духу близки с природой: они могут часами бегать по лужайкам, лазить по деревьям, купаться в речке. Но современная жизнь в мегаполисе часто не дает возможности расслабиться, переосмыслить ценности, перезагрузиться. Чтобы стряхнуть с себя ежедневные проблемы, вдохнуть глоток чистого воздуха, как сейчас говорят, «обнулиться», нужно находить время и всей семьей выезжать на природу. Современные дети растут среди многоэтажных домов, в «каменных джунглях», и любимым времяпрепровождением часто является просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Современное воспитание

Чтобы вырастить гармоничную личность, человека, способного тонкого мыслить и чувствовать, сопереживать и прийти на помощь, нужно чаще разговаривать с ребенком, показывать ему красоту природы: звездное небо, радугу над зеленым полем, пробивающийся подснежник, потрясающий закат.

Современные родители читают много специальной литературы, посещают тренинги и семинары, учатся быть положительными и хорошими для своих детей. Но на практике не всегда получается вспомнить и использовать полученную информацию. На самом деле, все намного проще. Взрослым нужно воспитывать, в первую очередь, себя, и своим позитивным примером вдохновлять маленьких членов семьи.

Обзор проблем и задач, которые нужно решить родителям в связи с современными технологиями

Современное воспитание

Помните старые добрые времена, когда «смотреть телевизор» означало субботним утром включить мультфильмы, а смотреть что-то «с помощью компьютера» — было чем-то экстренным, что вы делали, посетив своего папу на работе? А теперь перенесемся на 20 лет вперед – и вот вы уже сами воспитываете детей в эпоху цифровых технологий. Благодаря техническим изобретениям, современное воспитание столкнулось с новой волной высокотехнологических проблем, а значит и поиском их решений, поэтому ваша семья (пусть и, возможно, немного старомодная, но исполненная благих намерений) просто не сможет отвергнуть некоторые советы.

Новые заботы. Вашей маме никогда не приходилось беспокоиться о том, что вы тратите слишком много времени за компьютером или о том, что «роман» с iPad может повредить вашей способности к обучению. Вы же, как цифровая мама, должны теперь непременно учитывать технологию как часть спектра ваших родительских забот, которые потенциально способны привести вас к бессонным ночам и серьезной неуверенности в себе. Светлая сторона в том, что вы не единственная, кто беспокоится о времени, проводимом ребенком за экраном компьютера, — с ростом новых технологий растет и урожай родителей нового века, которые тоже учатся, как и вы.

Общение между родителями и детьми. Когда-то давно, кричать во дворе считалось сложным типом коммуникации родителей и детей. Внедрение мобильных телефонов вызвало потребность в переосмыслении того, как вы и ваш малыш обмениваетесь информацией. Даже маленькие дети учатся тексту, следовательно, и мы также должны научиться интерпретировать тон письменный речи. С одной стороны, текстовое общение может приносить радость, так как вы всегда можете войти в контакт с вашим ребенком и быть с ним на связи. С другой стороны, иногда оно может оказаться проблематичным, когда используется как замена вербальной коммуникации.

Новое обучение. У детей весь мир на кончиках пальцев — буквально! Включив компьютер, они получают доступ к урокам истории, обучающим средствам и помощи по математике. Однако доступность информации может оказаться еще и вредной, поскольку интернет предлагает массу отвлекающих факторов. В статье 2012 года, опубликованной в «Psychology Today», психолог Джим Тейлор предостерегает: «Суть в том, что экранного времени слишком много, при этом существенно не хватает других видов деятельности, таких как чтение, настольные игры и старые добрые бессистемные дворовые игры, в результате чего ваши дети могут стать менее, а не более готовы к развитию в этом сумасшедший мире новых технологий». Вместо поиска вашим маленьким учеником быстрых и готовых ответов в компьютере, предложите ему лучше поехать в библиотеку. Там вы и ваш ребенок всегда сможете вернуться к компьютеру, как к последней инстанции, но зато ребенок узнает, что для решения проблем можно использовать и оффлайновые ресурсы.

Лучшей стала поддержка. Давайте смотреть правде в глаза: воспитание может довольно-таки сильно изолировать. В то время как вы машете на площадке «привет» другой маме, или уделяете несколько минут времени, чтобы непринужденно пообщаться с ней во время увлеченной игры вашего ребенка, вы, скорее, не получите углубленной беседы на тему воспитания. Технологии и способность вступать в контакт с людьми по всему миру изменили лицо родительской поддержки. Онлайн-форумы, чаты, блоги и группы предполагают, что у вас всегда будет кто-то, кто выскажет вам свое мнение о хороших, неудачных или даже калечащих аспектах воспитания.

Безопасность детей. Онлайн-безопасность детей является огромной проблемой, особенно, когда ваш малыш впервые приобщается к использованию интернета. Благодаря анонимности во всемирной паутине вчерашний хулиган выглядит просто малышом, по сравнению с хулиганом сегодняшним. Как родителю, вам нужно изучить лицо интернет-хулиганов и научить своего ребенка безопасному использованию интернета. Полезно обновить в памяти современные правила безопасности – изучите, действительно ли ваш личный пароль не так уж легко взломать.

Дисциплина. Если вы отправите малыша в свою комнату подумать о своем плохом поведении, возможно, это уже не возымеет должного эффекта, раз она оснащена телевизором, видеоиграми, компьютером и другими техническими вещами, делающими его счастливым. Как родителю, вам теперь предстоит еще больше думать о дисциплине по причине доступности технологий. Если вы просто отберете игрушку, это может оказаться не столь эффективным, как если вы ограничите видеоигры. Если ваш ребенок является зависимым от техники, то, чтобы добиться от него желаемого поведения, вам придется дополнительно изучить, как использовать дисциплинарную тактику, базирующуюся на технологиях.

Время отдыха. Вы любите после долгого дня удобно расположиться за просмотром любимого сериала? Значит, вас не должно удивлять, что ваш ребенок любит отдохнуть с какой-либо технологией. И хоть просмотр телевизора или несколько минут увлекательной компьютерной игры не повредят, но если ребенок станет полностью зависимым от технологий и будет пропускать другие виды досуга, такие как чтение или игры LEGO – это может навредить ему в долгосрочной перспективе.

Технологии — это все вокруг нас, они предоставляют большие возможности для обучения детей, когда используются правильно и в умеренных количествах. Отложите на время использование технологий, будь то какое-нибудь тихое время после ужина или, возможно, длительная поездка в автомобиле. Не используйте технологии, как костыль или няню для вашего ребенка – это может в конечном итоге привести к неприятным последствиям в будущем.

Подумайте, технологии не являются злом по сути своей, они просто требуют ограничения времени и здравого личного выбора. В самом деле, иногда, прочитать блоги или позволить вашему ребенку провести время с iPad, — вполне нормально в рамках здравого смысла. Просто знайте, что наличие технологий в воспитании подразумевает использование их только в качестве умного инструмента, а не тотального спасения.

Современное воспитание

— Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования, — рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. — Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями.

Современное воспитание

Современное воспитание

Почему закон так важен? Воспитание и раньше упоминалось в ФЗ «Об образовании в РФ». Но без какой-либо конкретики. Поэтому до недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы под копирку и, по сути, «для галочки».

Новый закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 г.) на то, чтобы включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы в свои образовательные программы.

Причем министерство просвещения уже разработало удобную для всех «шпаргалку». Это примерная программа, которая работает по принципу «конструктора» — здесь и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники, и «капустники». А еще — театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в трудных ситуациях. Школа может выбрать из этого «конструктора» именно то, что нужно ей. А от ненужного — отказаться. В прошлом году программа прошла апробацию в 730 школах и получила самые положительные оценки.

Кстати, детям не будут ставить оценки за «успехи в патриотизме», да и отдельного урока по воспитанию не будет.

Все учителя будут участвовать в этой работе. Не только преподаватели истории или обществознания, но абсолютно все педагоги.

По поручению президента министерство просвещения разрабатывает новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». А значит, на воспитание будут направлены реальные ресурсы. Кроме того, все классные руководители будут получать с нового учебного года федеральную надбавку в 5 тысяч рублей при сохранении региональных выплат.

— Сейчас мы разрабатываем проект по патриотическому воспитанию. Он будет служить ресурсной базой для закона по воспитательной работе в школе. Мы обсуждаем вопрос о поддержке Российского движения школьников, поддержке тех организаций, которые ведут воспитательную работу. Мы хотим сделать ее системной, чтобы каждый школьник нашел себя, — рассказал Сергей Кравцов.

В новом законе воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Плюс — «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества. к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе. «

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации (НРА):

— Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании. Родители эту инициативу очень поддерживают. Но нужно понимать, как именно школа будет воспитывать: насколько это современно, интересно и понятно детям. Главное — чтобы воспитание не превратилось в формальный процесс написания учебных планов и отчетов. Еще один важный момент — школа и родители должны работать вместе, договориться, какие ценности они будут транслировать. Скоро начнутся родительские собрания — неплохо было бы на них обсудить, как мы будем воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм. И еще момент. Весь прошлый месяц НРА проводила экспертные встречи — мы разложили «по полочкам» — с подробными практическими советами — лучшие примеры семейного и школьного воспитания. Ведущие учителя провели нам мастер-класс, как интересно и неформально можно реализовать этот закон. Запись этих встреч доступна на Ютуб-канале Национальной родительской ассоциации.

Современное воспитание Вряд ли кто-нибудь поспорит с тем, что современные дети сильно отличаются от детей 90-х годов прошлого столетия. Современное воспитание детей выходит за рамки обыденности.

Информационные технологии, электронные средства массовой информации зачастую заменяют книги и учебники. Детские игрушки все больше напоминают роботов из фантастических снов, играть ими можно виртуально.

Происходит существенный разрыв межличностных отношений в семье. Но дети так же, как и в прошлом веке хотят быть нужными и любимыми своими родителями, а родители видят будущее своих детей в радужных красках.

Чтобы чаяния родителей обрели реальность, нужно остановиться и подумать о том, что дети не могут одиноко карабкаться в этой сложной, невероятно быстро развивающейся жизни, и принять живое участие в современном воспитании детей.

Современное воспитание детей: взаимоотношения поколений

Для того чтобы воспитательная работа имела тенденции к успеху, прежде всего научитесь уважать ребенка. Маленький «принц» или «принцесса» достойны такого же уважения, как и ваши коллеги по работе. Прислушивайтесь к их высказываниям, не критикуйте, тем более что в некоторых вопросах современные дети умнее нас с вами.

Новый подход в воспитании детей рассматривает все вопросы современного социума.

Старайтесь быть примером для своего ребенка. Дети впитывают поведение взрослых, возводя его в статус собственного. Наблюдайте за тем, в какие игры играет ваш ребенок, сидя за компьютером, или с друзьями во дворе. Помогите ребенку научиться отличать хороших друзей от случайных, разрушительных личностей. Особенно важно, чтобы на пороге подросткового возраста ребенок был адаптирован в социуме и мог различать основные грани и нюансы современного общества.

Современное воспитание детей предполагает прививание ребенку самостоятельности и инициативности. Не опекайте детей слишком рьяно от мелких неурядиц. Давайте им шанс принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Позвольте проявлять и осуществлять свои инициативы, пусть даже порой они закончатся неудачно, ребенок почувствует собственную значимость и извлечет урок.

Можно много говорить о методах и принципах воспитания современных детей. На сегодняшний день существует множество противоречивых и не всегда адекватных методик. Но не бывает полностью плохого метода. В каждом присутствует свое зерно истины. Кроме того, каждый метод современного воспитания детей основан на значительных исследованиях и многолетних анализах поведения подрастающего поколения.

Воспитание детей по Торсунову

Сегодня среди многих родителей и педагогов пользуется большой популярностью метод Торсунова по воспитанию детей. Автор считает, что личность формируется из опытов предшествующих жизней. По его теории существуют личностные категории, назначенные ребенку самим фактом рождения. Категории подразделяются на четыре типа – ученые (склонные к учебе и исследованиям), управленцы (склонные к руководству), торговцы и хозяйственники (практичные и желающие обогащения), мастеровые (практики). Существует пятый тип – неудачники. К ним относятся люди, не получившие достойного воспитания в детстве, родители которых не сумели помочь ребенку проявить свои способности.

В методе воспитания детей по Торсунову предусмотрены 4 способа воздействия на ребенка.

Воспитание по первому способу предполагает сотрудничество между детьми и родителями. Он основан на развитии индивидуальной личности ребенка с присутствием авторитета родителей.

Второй способ воспитания детей по Торсунову – это воспитание в страсти. Способ поощрительный, т.е. воспитание с материальной заинтересованностью.

Избалованность детей относится к третьему способу воспитания – это воспитание в невежестве.

Безличностное воспитание, при котором к ребенку проявляется полное равнодушие, относится к четвертому типу.

Ведическая культура рассматривает все эти варианты с позиции способностей, которые заложены в человеке на уровне прошлых жизней. При этом современное воспитание детей должно учитывать эти способности и развивать их в соответствующем направлении.

Послушание и дальнейшее становление личности основано на принципе — слушать. Слух проникает в разум, а он руководит психикой и волей. Поэтому родители должны научить ребенка слушать и слышать. Собственный положительный пример родителей для ребенка является эталоном.

Новый подход в воспитании детей, по сути, имеет те же моральные основы, но они определяются другими догмами и формулировками.

Основным направлением этого метода является разумная любовь к своему ребенку

Воспитание детей по Кушниру

Ашер Кушнир — известный русскоязычный раввин, проводит курсы популярных видео лекций по современному воспитанию детей. В своих лекциях Кушнир рекомендует родителям планомерно учиться этому процессу. Основная масса людей воспитывает свое потомство, используя методы воспитания своих родителей. Порой, дети растут в семьях, где либо царят устоявшиеся методы воспитания на уровне прошлых поколений, либо воспитательный процесс отсутствует полностью.

Настаивая на обучении родителей методам современного воспитания детей, Кушнир напоминает о том, что педагоги учатся воспитывать детей 5 лет в высших учебных заведениях. Не обладая элементарными знаниями о воспитании своего ребенка, родители часто сталкиваются с различными трудностями. Особенно остро возникают проблемы тогда, когда их ребенок вступает в подростковый возраст.

В вопросе воспитания детей Кушнир настаивает на обучении детей в школах вопросам семейного общения. Кроме того, автор методики обращает внимание на то, что метод безоговорочного подчинения детей родителям считается изжившим себя на современном уровне развития общества. Но и не разработан еще заменяющий его метод.

Поэтому советы раввина направлены на разумный подход к любому современному методу воспитания. Родители должны подвергать критике и анализу их концепции.

Кушнир воспитание детей относит к наиболее важным проблемам современности. Он призывает разумно следовать традициям и учитывать знания современной психологии.

Литвак о воспитании детей

Современное воспитаниеПри воспитании детей различные методики и различные подходы в своей основе все же подразумевают содружественные формы.

Литвак в воспитании детей использует разработанный им «метод сперматозоида». Основу метода составляет принцип проникновения, натиска и умения лавировать. При воспитании ребенка Литвак советует исходить из того, что научить можно путем обратного действия. Стиль подавления Литвак считает недопустимым. При использовании своего метода воспитания детей Литвак считает, что в начальной стадии его метода возможен негативный процесс. Не нужно останавливаться. Идите вперед и вы добьетесь значительных успехов в воспитании своих детей.

В современном обществе существует много различных течений. Новый подход в воспитании детей иногда бывает рискован. Но прислушаться можно к каждому методу, взять все лучшее из них и использовать в воспитании своих детей.

«Результаты воспитания должен демонстрировать ребенок, а не цифры на бумаге»

С 1 сентября в российскую школу вернулось воспитательная функция. В свое время она уже присутствовала в системе нашего образования, однако сейчас все будет иначе. Своими мыслями о сути воспитания в школе на современном этапе и о педагогах, на чью долю выпала миссия стать без преувеличения «Воспитателями будущего», поделился руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Андрей Богданцев.

Современное воспитание

Присутствие воспитания в отечественном образовании — не новость. Однако новые времена требуют новых подходов. Поэтому прежде всего сегодня основное внимание должно быть уделено индивидуальной работе. Каждый ребенок наделен своими особенностями, а, значит, единой для всех инструкции по воспитанию быть не должно. Задача учителя в том, чтобы подобрать ключ к отдельному ребенку!

Вопрос об «инструкциях» — далеко не праздный, ведь школа в целом и каждый учитель в частности должны сделать все, чтобы избежать формализма в воспитательной работе. Однако этот риск можно минимизировать, если количество отчетности и журналов, заполняемых педагогом, будет разумным. В первую очередь, учитель и школа должны приносить своими действиями пользу самому ребенку. Воспитательная работа должна приносить осязаемые результаты, которые будет демонстрировать сам ребенок, а не буквы и цифры на бумаге!

Крайне важно в этой связи и другое. Воспитательный процесс — это не только специальные «воспитательные» мероприятия. Воспитание ребенка происходит также непосредственно в процессе обучения, ведь процессы обучения и воспитание – это и есть образование. Они неотъемлемые части друг друга. Поэтому воспитательный компонент не появился только сейчас, а был в школе всегда. Например, если мы говорим о патриотическом воспитании, то на уроках истории, литературы, физики, биологии и математики, рассказывая о российских героях, ученых, учителя как раз и формируют ценностное отношение ребенка к своей стране. Именно там они закладывают фундамент из благодарности, уважения и гордости за тот вклад, которые граждане нашего государства внесли в развитие цивилизации.

В этой связи может возникнуть вопрос: а насколько готов к выполнению этой миссии современный учитель и нужно ли что-либо изменить в подготовке педагогов. Но в нашей высшей школе уделяется большое внимание психологии и педагогике. Что же касается изменений, то самое главное из них, пожалуй, уже произошло. Изменение, внесенное в Закон «Об образовании в Российской Федерации», дает возможность работать в общеобразовательных учреждениях студентам 4-го курса и выше, а с 3-го курса можно работать в учреждениях дополнительного образования. Это изменение позволит погружаться в профессию, практиковаться и быть готовым к любой миссии.

Многое, кстати, в этом плане дал молодым педагогам недавний Молодежный педагогический форум «Линейка», который прошел 3-4 октября в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Там обсуждались новые походы в образовании и воспитательная среда, что помогло молодым педагогам найти новые векторы самообразования, подтолкнуло их к новым мыслям и познакомило с иными подходами и разными формами работы современного учителя.

Так, приоритетом воспитания в школе и дома, как отмечалось на Форуме, является формирование гармоничной личности. Но как это сделать? А вот как: почвой для формирования гармоничной личности должны служить творческая самореализация и благоприятная, дружественная атмосфера в школе и дома. При этом для учителя основное место в работе должны занимать формирование индивидуальной карты роста ребенка и мастерство, благодаря которому учитель сможет пробудить интерес в школьнике делать не только то, что ему нравится, но и то, что он должен делать, чтобы достичь успеха. Другими словами, с детства воспитывать в гражданах России такие чувства, как ответственность и целеустремленность.

Современное воспитаниеВоспитание современного человека начинается задолго до того, как он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Для того чтобы он вырос успешным и счастливым, родители должны приложить немало душевных и физических сил. Современные подходы к воспитанию очень отличаются от тех, которыми пользовались наши родители. Им было достаточно знать, что ребенок сыт, одет, хорошо учиться в школе и посещает какой-нибудь кружок, ведь действительность того времени не требовала особых родительских подвигов. Стране нужны были исполнительные покорные рабочие, для строительства светлого будущего. Дети в нормальном ритме учились в школе и отдыхали после уроков.

Воспитание на современном этапе – это совокупность различных методов, направленных на то, чтобы маленький человек стал конкурентоспособным и востребованным в социуме, уже начиная со школьной скамьи, а для этого он должен стать личностью с большой буквы. Садясь за парту в первом классе, ребенок уже должен уметь читать и иметь представление о цифрах, знать в какой стране он живет и кто его родители, ориентироваться во временах года и днях недели.

Современные методы воспитания детей весьма разнообразны, и у специалистов в этой области нет четкого представления, какой из них является оптимальным, но, главное, чтобы и учителя и родители придерживались одной тактики или дополняли друг друга, а не противоречили. Если ребенок попал к педагогам, которые придерживаются современных концепций воспитания, то, можно сказать, что ему повезло, ведь такие люди стремятся преподнести ребенку знания в подходящей именно ему форме.

Современные методики воспитания детей

Проблемы воспитания в современном мире есть и будут до тех пор, пока взрослые, берущие на себя ответственность, становясь родителями, не изменят прежде всего себя в лучшую сторону. Это же касается воспитателей и учителей. Ведь невозможно прививать ребенку представления о доброте и справедливости самому, не обладая этими качествами. Глубоко чувствующая ребячья душа видит всю фальшь, и все уроки от такого человека становятся бессмысленны.

Современное воспитание детей начинается буквально с рождения. Родители последователи методики Глена Домана окружают малыша различными картинками и надписями стимулируя его интеллект, данный от природы. Рука об руку с интеллектуальными нагрузками идут и физические, ведь немаловажен баланс.

Ближе к году ребенку предлагают осваивать метод Монтессори или Никитиных. Нельзя сказать что лучше для ребенка – любящая мамочка, отдающая всю себя развитию малыша или специалисты в центрах раннего развития, которые профессионально подходят к современным технологиям воспитания. В любом случае, когда ребенку уделяется максимум внимания, и он растет в дружественной атмосфере, это положительным образом формирует его маленькую личность.

Современные проблемы семейного воспитания

Семья для ребенка – это его первая воспитательная среда, в ней он учится и постигает главные жизненные ценности, основываясь на опыте поколений и отношения внутри семьи. К сожалению, современная жизнь устроена так, что родителям для того, чтобы обеспечить достойное существование своей семьи приходится очень много работать. А в это время ребенка воспитывают в лучшем случае родственники, и часто он предоставлен сам себе. Детская психика устроена так, что как губка впитывает всё то, чем ребенок окружен. Современное воспитаниеВся негативная информация наряду с позитивом отражается на нем в большей или меньшей степени.

Современные проблемы воспитания детей это проблемы общества в целом. Неполных семей становится всё больше, родители снимают с себя обязанности по воспитанию и перекладывают их на компьютер и телевизор, мотивируя своей занятостью и тем, что обеспечивают ребенка финансово. До тех пор, пока мы не осознаем, что вложенное нами в детей, окупится позже, в виде более воспитанного и цивилизованного общества, мы будем винить общество, государство, но никак не себя. Потому, давайте начнем с себя во благо своих детей и их будущего!

Воспитание детей являлось неотъемлемой частью жизни во все времена. Наука, которая занимается проблемами воспитания, и образования детей называется – педагогика. Воспитание наделяет ребенка знаниями, жизненным опытом и формирует социальное поведение ребёнка.

Современное воспитание

Ещё в древности отношение к детям ни чем не отличалось от нашего нынешнего отношения к животным. За непослушание они подвергались жестоким, мучительным, порой приводящим к смерти, наказаниям. На местах древних римских захоронений, археологи нашли останки тысяч маленьких мальчиков, забитых до смерти их отцами за непослушание. Но со временем, наше общество становится всё более цивилизованным, и большинство семей отказалось от жестоких методов воспитания детей.

Но, к сожалению, и сейчас родители прибегают к насильственным или устрашающим методам, когда не находят других путей воздействия на ребенка. Вспомните свои школьные времена, когда, получив неудовлетворительную оценку, вы говорили: «мама или папа меня убьёт». Всем понятно, что слово «убьёт» не несёт своего прямого значения, но всё же данная метафора, которая является достаточно распространенной в наши дни, доказывает, что родители прибегают к устрашающим методам воздействия на детей, и по сей день.

Страшно то, что многие родители считают необходимостью причинение физического вреда ребенку в определенных ситуациях, ссылаясь на то, что его отец был так воспитан, он сам и будет воспитывать так же своего ребенка, благодаря чему? он станет достойным гражданином. Удивительный факт: большинство детей, которые за «каждую полученную двойку» подвергались жестоким избиениям, или даже незначительным «тумакам» (которые не лучшим образом влияют на становление психики ребенка), оправдывают своих родителей, считая, что они заслужили такого обращения, и более того благодарят их за издевательства, не желая признавать их таковыми.

Всё больше современных людей пытаются отказаться от насильственного метода воспитания, признавая его устаревшим. Но, не находя альтернативных путей воздействия, просто напросто теряют контроль над своими воспитанниками, или ребенок вырастает, как принято сейчас называть, «избалованным». Мало кто понимает, что надо заменить привычные способы воспитания, не менее эффективными, позитивными методами.

Воспитание детей в современном обществе

На протяжении последних тысячелетий родители, как правило, не являются единственным источником воздействия на ребёнка, что может, как значительно усложнять, так и упрощать процесс воспитания. Наряду с семьёй, сейчас существуют такие социальные структуры, как детские сады, школы, детские дома, интернаты. Кроме того, не стоит забывать и про такие изобретения, как радио, телевидение и т.д.

Значительную часть своей жизни ребенок проводит в каком-либо учебно-воспитательном заведении, работа которого направлена на воспитание, образование и становление личности ребёнка. Повышенное внимание к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста и активный рост научных исследований в рамках данного вопроса объясняется огромным влиянием первых лет жизни ребёнка на развитие человека. Научно доказано, что современные дети более чувствительны, восприимчивы, открыты, в результате чего, к ним нужен особый, новый подход, и старые методы воспитания уже не являются актуальными. 21 век- век научно-технического прогресса. Современные дети с самого раннего детства имеют доступ к телевидению, на котором демонстрируют крайне вредные и даже «убийственные» для психики ребёнка фильмы, передачи и даже мультфильмы. Сейчас, это является основной проблемой в воспитании ребёнка. Познавательная функция человека построена, главным образом, на подражании. А чему можно научиться из большинства телепередач? Именно здесь и становится важным то, как объяснят ребенку разницу между реальным и нереальным миром его родители. Они влияют на ребенка гораздо больше, чем что-либо другое.

Чтобы вырастить отзывчивого, интеллигентного, общительного и уверенного в себе ребёнка, необходимо воспитывать в нем силу воли, а не подавлять её. Раньше детей учили подчиняться беспрекословно какому-либо авторитету (родителям, учителям…), а современные методы предлагают воспитывать ребёнка самостоятельного, подчиняющегося зову своего сердца, что поможет им в дальнейшем в отношениях со сверстниками и в организации собственной жизни. Ведь не стоит забывать, что современные дети, несомненно, являются более способными и творческими, чем их родители.

Всем, заинтересовавшимся в данной проблеме, советую ознакомиться с замечательной книгой Джона Грэя «Дети с небес», в которой автор подробно рассказывает о пяти методах позитивного воспитания!

  • Отличаться от других — нормально.
  • Совершать ошибки — нормально.
  • Проявлять негативные эмоции — нормально
  • Хотеть большего — нормально.
  • Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
  1. Отличаться от других — нормально. Каждый человек индивидуален, у каждого есть свои черты характера, потребности, таланты, мнения, идеи, интересы и т.д. Родители и есть те люди, которые должны распознать потребности своего ребёнка и помочь в их удовлетворении. У каждого ребёнка особенное строение мозга, соответственно скорость обучения, усвоения материала, стремление в достижении какой-либо цели разные, поэтому нельзя сравнивать их с другими.
  2. Совершать ошибки — нормально. Ошибки – естественное, нормальное явление для каждого человека. Ребенок постигает истину путём совершения ошибок
  3. Проявлять негативные эмоции — нормально. Наша жизнь насыщенна многочисленными событиями, некоторые из которых неизбежно и самопроизвольно вызывают гнев, страх, беспокойство и т.д. Задача родителей, объяснить как правильно и в каких ситуациях можно показывать свои негативные эмоции.
  4. Хотеть большего — нормально. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», — стандартный ответ на желание ребенка получить больше. Но это не правильно. Необходимо объяснить ребёнку как надо просить желаемое, проявляя уважение к другим. Позволив ребенку просить большего, вы тем самым помогаете ему научиться ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни.
  5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные

Необходимо научить ребёнка отказываться от чего-то, или не соглашаться с чем-то, но понимать, что последнее слово всегда должно быть за родителями.

«Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.»

Специально для LadySpecial — Рита

Читайте другие интересные рубрики

Современное воспитание

Знаете, в последнее время я много думаю про воспитание. Точнее, про то, что сейчас под этим словом подразумевается совсем не то, что имелось в виду каких-то даже десять-двадцать лет назад.

Если раньше воспитанием считался набор действий, который должен был привести к тому, чтобы ребенок лишний раз не отсвечивал, то сейчас мы с вами занимаемся совершенно противоположным делом — то есть учимся не отсвечивать сами.

Не знаю, как вы, но я пришла в родительство с полной уверенностью в том, что кто взрослый, тот и все знает.

Но по мере погружения в процесс воспитания своего ребенка я поняла, что быть родителем — это не только выполнять функции этакого «решалы» (а также разрешалы и запрещалы), но и очень и очень много работать над собой.

Да, нам, родителям, ежедневно приходится принимать тьму ответственных решений, многие из которых связаны с наложением на ребенка и его действия каких-то ограничений. Но львиную долю воспитания сегодня, как мне кажется, занимают не конкретные действия и директивы, а поиски внутри себя ресурсов на то, чтобы быть ребенку надежной опорой (а как это сложно, когда у тебя, взрослого, самого не было такой опоры в детстве — идешь ощупью, боясь провалиться в болото травмы), дать ему то самое безусловное принятие (которое тебе он дает без всяких душевных терзаний — просто потому, что дети так устроены) и выстроить пресловутые границы.

Не ему — он с этим прекрасно справляется, пока ты судорожно ищешь в голове нужные слова, реакцию на шалость, истерику, «нежелательное поведение», — а себе, ведь это тебя обдувает всеми возможными ветрами.

Перед лицом родительства наше поколение взрослых людей оказывается совершенно беззащитным.

Но, в отличие от своих предшественников, уверенным в том, что можно по-другому, что нужно по-другому, что перемены стоят того, чтобы их затевать. И вот мы начинаем воспитание. Самих себя. Я скажу за себя: никогда и ничто не требовало от меня такого объема терпения, самодисциплины и работы над собой, как родительство. А я, между прочим, занималась спортом в школе олимпийского резерва.

И я думаю, что это хорошо. В смысле, что нынешнее воспитание — это не про наших детей, это про нас. Нам этого не хватало. И нам следует признать тот факт, что воспитание — это не раздача оплеух (причем не всегда физических), угрозы и дрессура. А труд (простите за банальность!), требующий невероятных душевных и физических вложений.

И когда мы это признаем окончательно, нам и самим станет проще.

Проще не обесценивать свою родительскую работу, проще не сваливать на ребенка ответственность за наше собственное несовершенство и где-то даже незрелость («ты сам виноват», «я тебе говорила», «ты меня вывела», «сколько можно!» и прочие жемчужины постсоветского родительского вокабуляра), проще — не бояться стать своему ребенку по-настоящему близким человеком.

Сейчас, когда мы с вами пытаемся выяснить, как же нам воспитывать своих детей, мы пытаемся прежде всего разобраться в себе. Ну сами посудите, какие вопросы мы задаем всемогущему интернету и друг другу: как пережить истерику, как перестать орать на ребенка, почему нельзя избаловать ребенка любовью, почему нельзя бить детей и так далее.

Видите, это все про нас — нам самим сначала нужно понять себя, найти у себя триггеры, болевые точки и разобраться с собой. Нам важно знать, почему мы реагируем на истерику ребенка агрессией, где же у нас так болит, что мы не можем это терпеть? Кто сделал нам эту рану и как ее залечить? Ну а истерика, что истерика — это же обычное дело, все дети плачут, истерят и эмоционируют. Это нормально. Просто наши родители этого не знали.

Испытывать гнев по отношению к ребенку нормально. И нормально, если он сам злится. Нет никаких «плохих» чувств — все чувства важны. Можно плакать. Можно фрустрироваться и фраппироваться. Можно грустить и скучать. Все-все чувства — родителя и ребенка — легитимны. Это и есть настоящее воспитание.

Ещё почитать по теме

Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога

«Люди вынуждены от самих себя скрывать чувства, которые ребенок вызывает»: Екатерина Шульман рассказала о том, как меняется современная семья во время карантина

Что такое газлайтинг, зачем его используют родители, и как перестать? Большой разбор

«Концепция» обозначает систему взглядов на что-либо, основную мысль которой определяют цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Соответственно концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Основные виды современных концепций воспитания

В наше время можно выделить достаточно много концепций воспитания. Перечислим некоторые из них:

  1. Концепция самоопределения личности. Ее разработал ученый А.Н. Тубельский, который предполагал личностное, жизненное и профессиональное самоопределение ученика в условиях школы. Он говорил о том, что учащемуся необходимо предоставлять свободу
    выбора, внутреннюю свободу с целью подготовить его к жизни и к труду. Современное воспитание
  2. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся. Автор этой теории К.В. Гавриловец. Он считал, что конструирование своего «Я» — это главное в воспитании.
  3. Концепция воспитания на основе потребностей человека. Разработал ее ученый из Ижевска В.П. Созонов. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он определял воспитание как деятельность педагога, направленную на создание психолого-педагогических условий для формирования базовых потребностей учащегося: в творческой деятельности, в сфере здоровья, безопасности и самореализации.

Существует еще целый ряд довольно известных концепций воспитания, перечислять их можно довольно долго. Но, как Вы понимаете, любая из них так и может остаться замыслом ученых, если не будет применена и воплощена на деле в практике школы, которая, как известно, применяет методы и принципы гуманистического воспитания (это как раз то, что объединяет все вышеперечисленные концепции). Они ориентируются на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, заключающим в себе наиболее важные проявления духовности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector