Условия развития ребенка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ранний возраст – это особый этап в жизни каждого ребенка. Именно в раннем возрасте ребенок получает задатки знаний и умений, которые в дальнейшем повлияют на весь процесс развития ребенка как личности и полноценного члена общества. На этом этапе важен целенаправленный процесс развития, организованный взрослым.

Особенности развития детей раннего возраста

Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3-х лет.

Возрастные особенности каждого года раннего детства:

  • Возраст от 1 года до 2-х лет. В этом возрастном промежутке у ребенка формируется важные функции мозга, особенности поведения, складывается характер, развивается речь, приобретаются физические навыки (самый главный – самостоятельное хождение). Ребенок проявляет все больший интерес к окружающим его предметам, ему интересны свойства предметов и их назначение. Он пробует использовать предметы не по назначению, то есть проявляются задатки исследовательской деятельности.
  • От 2-х до 3-х лет. Активное развитие нервной системы, интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, ребенок учится контролировать свое поведение и жизненные потребности. Происходит быстрое развитие и совершенствование речи. Ребенок понимает, что с помощью речи он может донести до взрослого свои мысли, получить помощь и т.д. Осваивает падежи, числа, начинает ориентироваться во времени.
  • Третий год жизни. Важным в этот возрастной период является процесс социализации ребенка. Все больше проявляется желание общения со сверстниками. Становятся интересны сюжетные игры. В этот период, благодаря сюжетным играм, можно определить интересы ребенка и направить развитие согласно его интересам и потребностям. Возраст трех лет является оптимальным для начала посещения детского учреждения. Ребенку требуется намного больше общения, чем ему может дать мать. Возникает потребность не просто в общении, а и в обмене жизненным опытом со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что первые три года жизни ребенка являются наиболее важными в его физическом и психическом развитии. Очень важно в этот период создать для ребенка необходимые педагогические условия, направленные на его полноценное развитие.

Уровни педагогических условий развития детей раннего возраста

Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста планируется посредством циклограмм по видам деятельности — познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.

На сегодняшний день принято выделять следующие уровни педагогических условий развития детей раннего возраста:

  1. уровень. Характеристика ребенка согласно его возрасту, выделение индивидуальных особенностей.
  2. уровень. Обстоятельства воспитания (отношения ребенка с другими детьми и взрослыми, содержание и организация деятельности ребенка и т.д.).
  3. уровень. Собственные знания и умения ребенка.
  4. уровень. Педагогическая деятельность, направленная на управление жизнедеятельностью детского коллектива (работа педагогического коллектива).
  5. уровень. Ресурсное обеспечение (педагогические кадры, оборудование и материалы детского учреждения и т.п.).

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно сказать, что педагогические условия, направленные на развитие детей раннего возраста имеют комплексное содержание из пяти составляющих. Только наличие всех пяти уровней может гарантировать эффективный процесс воспитания.

Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста, должен быть не только спланирован, но и обеспечиваться обратной связью. Это необходимо для того, чтобы следить за его актуальностью и эффективностью, путем отслеживания динамики развития каждого ребенка.

Принципы и условия развития детей раннего возраста

Принципы развития детей раннего возраста:

  • использование современных и актуальных подходов к организации педагогического процесса;
  • соблюдение требований к содержанию педагогического процесса;
  • направленность на сохранение здоровья ребенка;
  • формирование условий для социализации ребенка.

Педагогические условия развития детей раннего возраста заключаются в следующем:

  1. Создание разумного двигательного режима (подвижные игры, танцы, физкультурные минутки и т.п.).
  2. Поддержание и развитие стремления ребенка к самостоятельности (формирование навыков самообслуживания за столом, в процессе подготовки на прогулку).
  3. Оказание ребенку помощи при освоении новых действий.
  4. Поощрение познавательной деятельности ребенка (совместные исследования предметной и окружающей среды).
  5. Обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми.
  6. Поддержка стремления совершения положительных поступков, формирование положительной самооценки.
  7. Направленность работы с детьми, с учетом ведущей деятельности (в раннем возрасте ведущей деятельностью является игровая).
  8. Формирование трудовых навыков (формирование трудолюбия и уважения к труду других).
  9. Общение с ребенком (индивидуальное, групповое, подгрупповое).
  10. Организация игрового построения образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

Таким образом, педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста представляет собой комплекс свободной (самостоятельной) деятельности ребенка и совместной со взрослым деятельности. Построенный таким образом педагогический процесс обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности (движение, активное исследование окружающего мира, овладение различного рода навыками и умениями).

Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как полноценная личность, имеющая права на сохранение своей индивидуальности, развитие особенностей.

Таким образом, педагогические условия развития детей раннего возраста, заключаются в ориентации на возрастные особенности ребенка, учет индивидуальности каждого. Процесс развития ребенка раннего возраста должен быть направлен на развитие его физических и умственных способностей, получения необходимых навыков и умения, социализацию в обществе, формирование первичного социального опыта на основе личного.

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Условия развития ребенка

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено. Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

Условия развития ребенка

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Детство является самым важным периодом в жизни человека. Именно оно определяет последующие развитие человека, как полноценного члена общества. Кроме того, период детства похож на губку, когда любая информация, даже незначительное действие или слово взрослого, запоминается и используется. Поэтому многим родителям необходимо быть крайне аккуратными и контролировать свое поведение, чтобы суметь воспитать культурного человека, который будет следовать тем моральным нормам и принципам, которое диктует сегодняшнее общество.

Развитие ребенка — это важный процесс в жизни любого человека, который начинается с самого раннего возраста и заканчивается с наступление смерти. Даже если индивид не будет прилагать особых усилий, то он будет развиваться посредством влияния окружающей среды. Ведь на данный момент существует огромное количество способов передачи информации, которую можно услышать по радио, или увидеть по телевизору.

К сожалению, сегодняшний фильтр поступающей информации не работает настолько эффективно, насколько это требует детский разум. СМИ каждый день показывают сцены насилия, а кинематограф буквально нацелен на показ боевиков с использование оружия, всевозможных способов убийств и прочих кровавых сцен. Подобная информация способствует развитию у ребенка агрессивности, что просто не может позитивно сказываться на воспитании таких чувств, как: сострадание, понимание, доброта и проявление других позитивных эмоций, которые просто необходимы в современном мире.

Кроме того, для создания позитивных тенденций, стоит исключить чрезмерное использование ребенком технических средств. Это может привести к развитию зависимости, и в случае запретов пользования любыми гаджетами, ребенок в будущем может испытывать серьезное стрессовое состояние, проявление истерик и появление манипулятивных наклонностей тоже исключать не стоит. Альтернативой обычному телевидению или игровым системам может стать универсальная телевизионная приставка mxq pro — она предложит ребенку специализированные детские каналы, развивающие передачи, мульфильмы и прочее.

Для развития необходимых качеств, родителям стоит чаще проводить время с малышом на природе и знакомить его с окружающим миром. Чем больше информации он будет слышать, тем больше вероятность того, что он усвоит хотя бы малую часть тех знаний, с которой ему предлагается ознакомиться. Кроме того, при подобных прогулках можно воспитать заботу о природе и бережное отношение к ней, что является довольно редким качеством на сегодняшний день.

Если использовать все подобные принципы развития, то такой подход поможет всестороннему развитию ребенка, что крайне облегчит его жизнь в будущем.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него — наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Я очень рад, что ты приехал». «Вова обижал Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра. до лампы. тогда я буду большой». Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

Условия развития ребенка

Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период.

Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период.

Младенчество (от рождения до года)

Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям.

Раннее детство (1-3 года)

Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля.

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Происходит развитие понятий женского-мужского, правильного-неправильного, и т.д. Ребенок учится совместным играм.

Младший школьный возраст

Происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива, растет самосознание и развивается широкий спектр способностей – к обучению, спортивных, артистических. Остановимся на этом подробнее.

Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:

задавать вопрос, договариваться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);

планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет);

иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет);

считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).

Независимость по отношению к воспитателям и родителям должна с возрастом увеличиваться:

умение занять себя, развитие самостоятельность (4-6 лет);

иметь свое мнение, отстаивать свои интересы, самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь ко взрослым за помощью при затруднениях (8-10 лет);

умение планировать свой досуг и самостоятельно заполнять свое свободное время (10-12 лет).

Учеба – приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:

умение работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);

приобретать знания, умения и навыки в начальной школе (6-8 лет);

уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками (10-12 лет).

Дружба – установление и поддержание контактов со сверстниками:

умение находить друга среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);

поддерживать дружеские отношения, считаться с мнением другого, умение делиться с другим, сопереживать ему (6-8 лет);

умение самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного («лучшего») друга (8-10 лет);

поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет).

Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:

убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);

участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет);

выполнять обязанности по дому и отдельные домашние поручения: ходить в магазин, мыть посуду и т.д. (8-10 лет);

уметь выполнять более сложные работы – уборка, стирка, и т.д. (10-12 лет).

Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для досуга):

умение включать и выключать телевизор, магнитофон, и т.д. (4-6 лет);

пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);

самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8-10 лет).

Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность (для жизни и для здоровья):

быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет);

уметь выбирать оптимальный способ поведения (8-10 лет);

предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12 лет).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector