Внутриутробное воспитание ребенка

Внутриутробное воспитание ребенка

Практически каждой будущей маме в такое особенное для нее время, как беременность, хочется знать: что же происходит с ее организмом? Как крохотный эмбрион становится малышом с глазками, ручками и ножками, готовый появиться на свет? Как проходит этот невероятный и интересный процесс, называемый внутриутробным развитием?

Внутриутробное развитие – важнейшая часть жизни человека. Во время этого процесса происходит развитие и формирование организма, которое, как правило, длится 9 месяцев с момента зачатия и до кульминационного момента – рождения.

В случае появления малыша на свет раньше положенного срока, его помещают в специальный бокс, где ребенок в поддерживаемых условиях формируется и догоняет других малышей в развитии. В наше время, когда медицина всё более развита, врачи способны выходить детей, появившихся на свет и на седьмом, и на восьмом месяце беременности.

Процесс внутриутробного развития можно разделить на триместры, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый триместр, длится от зачатия до тринадцатой недели.

Триместр, во время которого происходит настоящее волшебство: из скопления клеток появляется почти уже человек, у которого в зачаточном состоянии сформировано большинство органов – мозг, маленькое сердечко, нервная система и даже зачатки мышечной системы.

А у мамы в это же время начинаются первые изменения в организме, иногда не самые приятные. Большинство женщин считают именно первый триместр самым сложным из-за токсикоза, смены гормонального фона и общего стресса.

Второй триместр, длится с тринадцатой до двадцать седьмой недели.

Ранее появившийся органы и системы продолжают своё развитие. Ребенок уже начинает слышать звуки благодаря развитию органов чувств, начинают свою работу мочевыделительная система и кишечник, а кроветворная система производит красные и белые кровяные тельца.

И пока малыш потихоньку начинает познавать окружающий его мир, у мамы продолжаются изменения в организме. Токсикоз, появившийся в первом триместре, постепенно уходит, но могут появиться другие симптомы. В этот период женщине показано «есть за двоих» и не забывать о необходимых витаминах, минералах и питательных веществах.

Третий триместр, длится с двадцать восьмой недели до рождения.

Малыш уже готов появиться на свет – он активно набирает вес, начинает видеть, чувствовать вкус, у ребенка заметны первые рефлексы, например, сосательный, его легкие уже полностью сформированы.

Мама уже заждалась своего малыша – последние недели самые тяжелые в том числе из-за нетерпения. Становится всё сложнее носить большой живот – ребенок уже стал достаточно тяжелым, что отзывается и болями в спине, и давлением на мочевой пузырь с легкими.

Эти три триместра – одни из важнейших периодов в жизни каждой мамы. Главное не забывать следить за собственным здоровьем, грамотно питаться, давать малышу все необходимые витамины и минералы, а также следовать советам для каждого триместра, и эти девять месяцев ожидания наградят вас здоровым крохой.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети, развитие, задержка развития, ЗВУР

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) – состояние, характеризующееся отставанием в массе или росте плода более чем на два стандартных отклонения и/или ниже среднего значения для данного гестационного возраста либо отклонением показателей массы тела при рождении 0,05). Однако очень низкое физическое развитие в группе детей с ЗВУР регистрировалось практически в два раза чаще, чем в группе сравнения (р 0,05). У детей с ЗВУР при рождении, напротив, отмечалась тенденция к увеличению показателей физического развития. Однако более чем у 10% детей с ЗВУР к году жизни сохранялся очень низкий уровень физического развития.

При ЗВУР 1-й степени 83% детей имели средний уровень физического развития, 17% – выше среднего. При ЗВУР 2-й степени все дети имели средний уровень. При 3-й степени у 42% детей зарегистрирован средний уровень, у 40% – ниже среднего, у 18% – очень низкий. На рисунке 4 представлены показатели физического развития в 12 месяцев жизни в зависимости от степени ЗВУР при рождении. У большой части детей с ЗВУР при рождении физическое развитие к году соответствовало среднему уровню независимо от степени ЗВУР при рождении. Практически у каждого пятого ребенка с 1-й и 3-й степенью ЗВУР при рождении к 12 месяцам жизни показатели физического развития оставались очень низкими.

Гармоничное физическое развитие (соответствие массы тела росту ребенка) зафиксировано у 43% детей с ЗВУР в возрасте шести месяцев, дисгармоничное (дефицит массы тела) – у 57% детей. В группе сравнения данные показатели составили 76 и 24% соответственно. Причем дисгармоничное развитие в большей степени (67% случаев) обусловлено дефицитом массы тела, в меньшей (33%) – избытком массы тела. В возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР гармоничное физическое развитие зарегистрировано в 86% случаев, дисгармоничное – в 14%, в группе сравнения – в 88 и 12% случаев. Дисгармоничное развитие было связано с дефицитом массы тела (рис. 5).

Дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела достоверно чаще (р 0,05).

В исследовании наблюдались высокие темпы росто-весовых показателей в группе детей с ЗВУР. При этом значения коррелировали со степенью тяжести ЗВУР при рождении. К 12-месячному возрасту большая часть детей с ЗВУР при рождении достигла среднестатистических показателей физического развития.

Вы знали, что привить полезные привычки и повлиять на дальнейшее развитие малыша можно ещё во внутриутробном периоде? Оказывается, формирование тела, психики и органов чувств ребёнка напрямую зависит от эмоционального состояния матери во время беременности.

Внутриутробное воспитание ребенка

Б олее ста лет назад учёные заметили, что в мозгу новорождённого есть некий процент нервных клеток, которые уже успели атрофироваться к моменту рождения. Специалисты предположили, что это произошло потому, что они не были нужны во время внутриутробного развития малыша.

Число нервных клеток головного мозга в большей степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребёнка. Поэтому учёные решили выяснить: можно ли, занимаясь с плодом на этапе внутриутробного развития, повлиять на его способности после рождения. Оказалось, что можно. Так появилась целая отрасль на стыке психологии, педагогики и медицины: дородовое или перинатальное воспитание.

В чём суть перинатального воспитания? Ребёнок и мама имеют сильную связь. Всё то, что переживает беременная, сохраняется в памяти клеток плода, и все события жизни внутри утробы не проходят бесследно для малыша, несмотря на то, что его сознание до поры до времени «дремлет». Если после рождения информация, полученная нейронами, просто запоминается, то во внутриутробный период она буквально формирует эти клетки. Поэтому дородовой опыт ребёнка становится основой его личности. Во многом от того, что чувствует женщина во время беременности, переживает ли она стресс или её жизнь наполнена положительными эмоциями, зависит дальнейшее развитие ребёнка, в том числе его способность к обучению.

Внутриутробное воспитание ребенка

При многих клиниках действуют специальные курсы дородового воспитания, где проводятся занятия с беременными. И несмотря на то, что сегодня обсуждать перинатальное воспитание модно, ещё не все специалисты договорились об основах этой отрасли, а многие родители и вовсе не знают, что это такое.

Воспитание в перинатальный период длится от зачатия до родов. При этом родителям нужно знать, как правильно воздействовать на плод и какая у них цель. Специалисты считают, что стимулировать перинатальное развитие необходимо за счёт увеличения интенсивности потока информации, который «разбудит» нейроны и не даст им атрофироваться.

Самое эффективное воздействие через звук, который малыш воспринимает легче всего. И, конечно, особенно на плод влияет голос мамы. Её слова помогают формироваться нервной системе малыша и вызывают у него чувство привязанности к родителям. Хорошо, когда мама поёт колыбельные своему будущему ребёнку. Пение лучше воспринимается малышом, чем отдельные слова мамы, а также оно влияет на его эмоциональный интеллект. Особенно в перинатальном воспитании нуждаются те крохи, родители которых сами выросли в неблагополучных семьях или были лишены материнского тепла.

Но далеко не каждое воздействие извне позитивное. Если эмоции или ощущения, которые испытал малыш, противоречат потребностям его организма, то они станут для него тяжёлым испытанием. Поэтому маме важно избегать стрессовых ситуаций и негативных мыслей. Она и ребёнок – единое целое. Если беременная занимается тем, что полезно для её души и тела, то малыш от этого только выигрывает. Известно, что наиболее развитые дети рождаются в тех семьях, где мамы во время беременности пели, рисовали, слушали музыку – раскрывали свой потенциал. Поэтому лучшее, что женщина может сделать в ожидании малыша – это заниматься любимым делом.

Будущие мамы, находясь в интересном и прекрасном положении, часто интересуются, можно ли начинать воспитывать ребенка прямо сейчас, не дожидаясь момента рождения. Ведь учеными давно доказано, что ребенок в животе у матери не только слышит ее голос, реагирует на ее эмоции, но и воспринимает звуки извне, выражая при этом радость или наоборот – недовольство. Тем не менее, не нужно впадать в крайности и учить еще не рожденного малыша иностранным языкам или законам физики. Внутриутробное воспитание заключается совершенно в другом.

1. Ребенок должен быть желанным. На энергетическом уровне эмбрион уже чувствует реакцию матери о своей беременности. А чем взрослее малыш становится, тем яснее для него природа материнских чувств. Доказано, что те дети, матери которых думали во время беременности об аборте, рождаются слабыми и болезненными, а когда вырастают, их часто посещают мысли о суициде. Психически мать и зародыш составляют единое целое, потому и мамина реакция на его существование откладывает сильный отпечаток на ребенка. Эта информация откладывается у него в подсознании и формирует понимание: «Меня не хотят, не ждут и не любят» либо наоборот. А это является фундаментом его здоровья, эмоционального состояния и мировоззрения в частности.

Поэтому если ребенок был не запланированным, и новость оказалась для вас крайне неожиданной, если вы испытали не радость, а страх и ощущение безысходности, то теперь нужно поговорить с вашим малышом и извиниться перед ним. Все-таки он испытал первый в своей, пусть и внутриутробной, жизни стресс! Читайте об этом более подробно в статье «Если вы узнали, что беременны».

2. Отношения с мужем должны быть гармоничными. Вы можете удивиться, причем здесь ваши отношения с мужчиной к внутриутробному воспитанию ребенка. Но на самом деле это играет очень важную роль! Если вы злитесь, обижаетесь на своего мужа, испытываете только негативные эмоции, когда думаете о нем, представьте, что чувствует ваш ребенок! У него уже в животе матери формируется представление об этом мире, и об отношениях мужчины и женщины в том числе! И если ваш ребенок окажется девочкой, то первое знакомство с образом мужчины уже окажется для него травматичным. Подсознательно она позаимствует у вас программу, что мужчины плохие и причиняют боль. Стоит ли говорить, какие в будущем у нее будут проблемы? А если ребенок окажется мальчиком, тогда он будет бояться брать на себя ответственность за женщину во взрослой жизни, так как подсознательно будет помнить ваше эмоциональное состояние.

Если же вы относитесь к своему мужу не уважительно, пренебрегаете его просьбами, может, даже унижаете его, то не удивляйтесь, если после рождения ребенка отец для него не будет авторитетом. Ребенок впитал ваше отношение к мужу, так как во время беременности у вас с малышом общее энергетическое поле.

Поэтому работа над семейными отношениями – это и есть очень важная составляющая внутриутробного воспитания ребенка. Как бы это не казалось странным.

3. Женщина не должна жить в стрессе. Иначе кроме кислородного голодания и других медицинских проблем малыш еще впитает в себя жизнеутверждающую установку: «Этот мир опасен». Такой ребенок будет расти испуганным, зажатым, замкнутым, с кучей комплексов. Он будет бояться любых изменений в жизни, предпочитая прятаться в свой защитный кокон, который защитит его от опасностей этого мира. Поэтому умонастроение женщины во время беременности очень важно! Не зря говорят, что беременная должна видеть только прекрасное и слышать только приятное. Другими словами, наслаждаться жизнью, прибывая в спокойном и расслабленном состоянии.

А если с женщиной в период ожидания малыша и произошла неприятная ситуация, то стоит все свои эмоции и переживания объяснять ребенку. Говорить, что он тут совершенно не причем. Извиняться за то, что доставила своими негативными эмоциями переживания и ему.

4. Нужно говорить ребенку о своей любви. Самый главный и основной страх каждого человека, что его не любят. Этот страх толкает даже маленьких детей на поступки, позволяющие вызвать одобрение взрослых и заслужить их любовь. Любовь – наша духовная пища, а нуждаться в ней мы начинаем еще в утробе матери. Поэтому ваша основная задача кормить своего малыша не только питательными веществами, которые вы поглощаете вместе с едой, но и говорить ребенку о своей любви. Как можно чаще, как можно теплее. Представляйте, как вы берете своего малыша на руки, как вы целуете его.

Можно делать специальную медитацию – посылать любовь из своего сердца ребенку в виде золотистого потока. Мысленно, естественно. На энергетическом уровне малыш очень хорошо чувствует импульсы любви, которые излучает ваше сердце, когда вы концентрируетесь на таком упражнении.

5. Проработать страхи, связанные с беременностью. А именно страх за ребенка и страх перед родами. Энергия страха прямо пропорционально энергии любви и соответственно является не созидательной, а разрушительной. Учитесь доверять высшим силам, жизни и самому ребенку. Задача беременной женщины – расслабиться. Это тоже является частью внутриутробного воспитания ребенка.

Как вы видите, воспитывать – не всегда означает читать морали, нотации, лекции и рассказывать, как правильно поступать, а как нет. Воспитывать не всегда означает обучать иностранному языку или литературе. Воспитывать в данном случае – это непрестанно работать над собой, обучать малыша любви, принятию, а также доверять вселенной и радоваться Жизни.

Перинатальная психология — это одно из направлений психологии, занимающееся изучением условий становления психики ребёнка, находящегося в утробе матери или только что родившегося.

Учеными и беременными женщинами установлено, что ребенок имеет тесную связь со своей матерью еще до своего рождения. Он реагирует на чувства и мысли мамы, на разговоры, эмоции, начинает двигаться и пинаться. Эта связь имеет научное подтверждение. Информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его характер.

Внутриутробное воспитание ребенка

Основоположником перинатальной психологии считают доктора Густава Ханса Грабера, сформировавшего в 1971 году в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. А в 1986 году было провозглашено о создании международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины.

Станислав Гроф , один из основателей трансперсональной психологии предложил теорию перинатальных матриц, согласно которой перинатальные события у человека фиксируются в виде четырёх основных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.

Первая перинатальная матрица: "Матрица наивности". Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Она формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Так у желанных детей при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.

Вторая перинатальная матрица: "Матрица жертвы". Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребёнок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. Если нагрузка на ребёнка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. Боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

Третья перинатальная матрица: "Матрица борьбы". Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребёнка. Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребёнку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации.

Четвёртая перинатальная матрица: "Матрица свободы". Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или пересматривается всю жизнь человека. Если ребёнок по разным причинам разлучён с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу.

Есть мнение, что полноценным грудным вскармливанием до года, а также хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Практический вывод из данной статьи – с ребёнком необходимо общаться и воспитывать его уже в утробе матери. Будущей матери необходимо испытывать достаточное количество положительных эмоций и стараться не нервничать.

Вы можете определить дату вашего срока с помощью нашего калькулятора

Калькулятор беременности

и подписаться на нашу еженедельную рассылку о неделях беременности, чтобы быть в курсе изменений, которые происходят с вами, вашим телом и ребенком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector