Воспитание личности ребенка

Развивать личностные качества ребенка с раннего возраста – значит формировать его психическое здоровье

Воспитание личности ребенка

Вырастить ребенка сильным и уверенным в себе человеком – непростая задача для родителей. Вы должны убедиться, что ребенка окружает положительная атмосфера, способствующая его обучению и пониманию окружающего мира.

Ключевые этапы физического и психического развития приходятся на раннее детство, поэтому важно заниматься развитием личности ребенка с раннего возраста.

Рассмотрим 10 советов по развитию личности детей. Они помогут сформировать личностные качества ребенка, сделают его более уверенным в себе и позитивным.

1. Сделайте воспитание своим приоритетом

Воспитание ребенка должно быть вашим главным приоритетом.

  • возможно, вам бывает трудно работать и управляться по дому. Однако вам следует установить приоритеты и больше времени уделять ребенку;
  • на начальном этапе развития ребенка ваше поведение с ним будет играть важную роль в развитии его личности.

2. Пересмотрите свой стиль воспитания

Также в этот период важно осознавать собственный стиль воспитания.

  • подумайте, как вы ведете себя в тех или иных ситуациях;
  • обращайте внимание на то, как это влияет на поведение ребенка;
  • подумайте, какие у вас ожидания по поводу вашего ребенка, обоснованы ли они.

3. Не навешивайте ярлыки

Навешивать на ребенка ярлыки – это худшее, что вы можете сделать по отношению к нему.

  • неправильно сравнивать ребенка с другими людьми, даже хорошими;
  • давайте ребенку возможности для самовыражения;
  • не ограничивайте ребенка теми или иными моделями поведения.

4. Принимайте особенности личности ребенка и двигайтесь дальше

У каждого человека есть свои недостатки, и ваш ребенок – не исключение.

  • сохраняйте реалистичные ожидания от ребенка;
  • поощряйте его развивать свои таланты;
  • поддерживайте его интересы и хобби;
  • не заставляйте ребенка заниматься чем-то, что ему не нравится.

5. Будьте внимательны

Огромное влияние на поведение ребенка имеют Интернет, телевидение и т.д. Противостоять этому особенно сложно, потому что сегодня Интернет – часть нашей повседневной жизни.

  • обращайте особое внимание на занятия и интересы ребенка;
  • следите за его новыми интересами.

6. Показывайте хороший пример

Дети в большинстве случаев подражают своим родителям.

  • помните, что вы всегда должны проявлять хорошее поведение;
  • хороший пример положительно влияет не только на ребенка, но и на вас.

7. Устанавливайте правила

Когда речь идет о формировании личности ребенка, важно устанавливать правила.

  • создавайте здоровые модели общения с ребенком;
  • это поможет укрепить эмоциональные связи с ребенком.

8. Наказывайте с любовью

Наказания, которые вы устанавливаете ребенку, не должны быть оскорбительными или жестокими.

  • важно проявлять любовь, даже когда вы общаетесь с ребенком;
  • всегда подчеркивайте разницу между правильным и неправильным поведением;
  • объясните, почему вы не одобряете те или иные действия. Говорите ребенку, что вы разочаруетесь или опечалитесь, если он это сделает.

9. Слушайте ребенка

Уделяйте внимание ребенку и не отвлекайтесь в это время ни на что. Это очень важно в воспитании ребенка.

  • слушайте ребенка, когда он жалуется вам на что-то;
  • так он почувствует свою важность. Его уверенность в себе и самооценка укрепятся.

10. Помогайте ребенку

Есть много трудностей, с которыми приходится справляться вашему ребенку.

  • лучший способ помочь ребенку справиться с трудностями – приходить ему на помощь каждый раз, когда это ему нужно;
  • родители должны оказывать ребенку безусловную поддержку;
  • помогайте ему во время его взлетов и падений.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Вам нужно понять, какой подход наилучший для воспитания вашего ребенка. Ваши любовь и вера помогут ребенку максимально развить его личностные качества.

Если не всех, то, однозначно, многих родителей интересует вопрос воспитания личности ребенка. Папы и мамы хотят для своих детей только самого лучшего: качественное образование, хорошую одежду, престижную работу, удачный брак и, конечно же, сильный характер, чтобы маленький человек в будущем мог справиться с любыми трудностями, которые перед ним поставит жизнь. Конечно, ни один родитель не может повлиять на все эти факторы, ведь большинство из них зависят только от самого ребенка, но, когда речь идет о психологической стойкости и сильном характере, то, кроме природных задатков, здесь также играет роль воспитание и действия родителей, а точнее, временами, их бездействие. В этой статье мы поговорим именно о том, чего не следует делать с детьми, чтобы они были готовы к будущим трудностям, и уже с детства знали, как решать сложные ситуации.

Воспитание и развитие личности ребенка

Бытует достаточно вредная мысль о том, что если в процессе воспитания и развития личности ребенка охранять его от всех трудностей, то у него будет хорошее и благополучное детство, а с проблемами и испытаниями он столкнется уже позже, когда будет готов. Так вот – он не будет готов. Очень важно не встревать в те задачи, которые выполняет дитя: так, на примере простых действий, оно готовится к более сложным, которые будут потом.

Это – словно высокая лестница, по которой только предстоит забраться, чтобы потом решать действительно важные и непростые вопросы. И если родители с самого детства пытаются воспитать идеального малыша, за него делая всю работу, то в будущем такой молодой человек будет сильно удивлен огромной стене, которая вдруг стоит между ним и его мечтами. Он не готовился к трудностям с детства, а вдруг внезапно узнал о них в более зрелом возрасте, когда они уже довольно сложные, и их не так просто решить. Именно поэтому родителям не следует мешать ребенку закалять свой характер.

Воспитание и формирование личности ребенка

Какой же он, психологически сильный ребенок? Что, вообще, такое – эта ваша психологическая сила? Как происходит воспитание и формирование личности такого ребенка? У некоторых людей может быть ложное впечатление, что это какой-то супермен, который никогда не плачет и никому не проигрывает. Но нет. Психологически сильный человек может и поплакать, и проиграть. Главное отличие в том, что он вполне с этим справится и обязательно вернется в состояние равновесия, из которого продолжит свой путь дальше.

Давайте сейчас проанализируем и обсудим девять очень важных вещей, которые ни в коем случае не должны делать родители, если они хотят, чтобы их ребенок в будущем был достаточно самостоятельным и психологически сильным.

И первое в нашем списке – не способствовать ментальности жертвы. Как этого избежать? Не так уж и сложно. Во-первых, как минимум, не говорите ребенку, что он ведет себя, как жертва, даже если вам так показалось. Это могут быть всего лишь ваши личные проекции из-за своих проблем. Важно понимать, что человека не делают жертвой другие люди, проигрыш в игре или заваленный школьный тест. Главное – это его отношение ко всему этому. Что он делает после того, как столкнется с неудачей? Опускает голову и говорит, что больше никогда не попробует, потому что это сложно?

Личность ребенка в процессе воспитания

Никогда, просто запомните, никогда не делайте ребенка смыслом своей жизни. Ничего хорошего из этого не может выйти. Личность ребенка в процессе воспитания не должна быть перегружена ожиданиями родителей. Неужели вы действительно хотите, чтобы ребенок всегда чувствовал себя должником, как будто он должен продолжить ваше дело, исполнить ваши мечты и ни на шаг не отходить, чтоб хоть не обидеть дорогого родителя. Если да, то сходите к психологу. Если нет, то покажите ребенку, что он может и даже должен выбрать свой путь, помогите ему на этом пути, подтолкните и будьте рядом. А когда он начнет справляться сам, то просто отпустите. Вот увидите, в этом случае ваше чадо вас точно не забудет и с уважением отнесется к таким любящим и мудрым родителям.

Другая крайность, когда детей делают центром вселенной. Они вырастают с ужасающей мыслью, что им все что-то должны. Но ведь это не так, и со временем они это точно узнают. Люди, которые живут только собой и ни о чем другом не думают, вряд ли смогут добиться чего-то хорошего в жизни. Лучше поставьте перед детьми вопрос, что они могут дать этому миру, а не что могут получить.

Некоторые не совсем компетентные родители пытаются всячески оберегать свое дитя. При чем оберегать от всего, вплоть до катания на велосипеде и посещения секции карате. Почему? Потому что любимой маме так спокойнее. Зачем же ребенку так ее волновать? Пусть лучше сядет вон там, где его хорошо видно и играет вот этой мягкой безопасной игрушкой. Ребенок в таком случае научится только одному – страха нужно избегать. Любой ценой. А разве это самый лучший урок, который вы можете ему дать? Из такого малыша вырастет безынициативный, слабый, трусливый и серый человек. Научите же его, что нет ничего лучше, чем пойти страху навстречу, победить его. Только из таких людей вырастают те, кто может что-то принести в этот мир.

Сейчас для кого-то может быть откровение, но знайте, что дети не бывают идеальными. Никогда. Они будут ошибаться, будут спотыкаться, делать неправильный выбор и забывать выученный стих. Это нормально, даже прекрасно. Ведь только так можно научится. Другого способа у нас нет. Если вы хотите, чтобы ребенок был всегда и во всем идеальным, учился на отлично и собирал все грамоты и дипломы, то вряд ли вы воспитаете кого-то, кроме человека с неврозом. Позвольте своим детям быть собой, быть нормальными, и тогда они вас точно порадуют своими успехами в будущем.

Воспитание и развитие личности ребенка происходит под влиянием законов общества и установок, привитых родителями. Каждый взрослый желает, чтобы его чадо достигло успеха в жизни. Не существует строго прописанных воспитательных программ, подходящих всем детям без исключения. Даже братья и сестры, развивающиеся в одинаковых социальных условиях, вырастают совершенно разными. Психологи предлагают простые советы, помогающие сформировать полноценную, самодостаточную личность.

Воспитание личности ребенка

Этапы развития личности ребенка

Личность — это совокупность характеристик человека: самооценки, черт характера и социального поведения. Качества, приобретенные в детстве, глубоко влияют и на взрослую жизнь. Личность ребенка в процессе воспитания развивается постепенно и на каждом этапе роста приобретает определенные навыки:

  • 2 года — малыш уже осознает себя индивидом на физическом уровне. 2-летний малыш в его собственном понимании является неотъемлемой частью мамы и семьи.
  • 3 года — кроха начинает оценивать себя, самооценка основывается на мнении взрослых. Именно на этот период приходится первая волна самосознания и воли, которые часто проявляются капризами и истериками.
  • Средний возраст (до 5 лет) — кроха учится оценивать чужие поступки и акцентирует внимание на нюансах поведения других людей. Мнение о себе формируется уже на собственных размышлениях и умозаключениях.
  • Старшие дошкольники (до 7 лет) — период можно назвать стадией копирования. Ребенок улавливает и повторяет манеру поведения родителей, проявляет большую тягу к совместной деятельности.
  • Школьный возраст — огромное влияние на детский характер оказывают не только взрослые, но и сверстники. Копирование поведения, желание соответствовать требованиям группы (класса) могут привести к негативным проявлениям характера.
  • Подростковый возраст — характеризуется обостренным отчуждением. Ребенок ощущает себя полностью самостоятельной личностью и нередко противопоставляет себя родителям. Зов бунтарства может надолго испортить отношения, а юношеские комплексы нередко остаются на всю жизнь.

Зная возрастные нюансы личностного развития, можно развить положительные и сгладить нежелательные черты характера.

Воспитание личности ребенка

Воспитание личности ребенка дошкольного возраста

Личность дошкольника наиболее зависима от внутрисемейных отношений. И многие взрослые совершают грубые ошибки в воспитательном процессе своего чада, проявляющиеся проблемами в его взрослой жизни. Советы по воспитанию качеств личности ребенка до 7 лет:

Никаких криков

Разбитая посуда, вещи с пола во рту и другие, неприемлемые ситуации — лишь способ малыша познать окружающих мир. Запаситесь терпением и разъясняйте своей крохе, почему так не стоит делать.

Научитесь правильно говорить «нельзя» и «нет»

Истерики у детей — зачастую результат сюсюканья. Запреты нужно проговаривать спокойно, с выражением обеспокоенности. Реакция на «неправильное» действие малыша должна быть постоянной: нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешить, лишь от вас оставили в покое. При этом следует также разъяснить причину вашего «нет». Постоянные запреты, равно как и вседозволенность, формируют неправильную самооценку (безынициативность, нездоровый эгоизм) и чреваты тяжелой адаптацией в обществе.

Совместная деятельность

К посильной работе малыша следует приучать с 3-летнего возраста. Совместная деятельность дает необходимые навыки, развивает его ощущение самостоятельности и ответственность. Делайте уборку, мойте посуду, учите буквы в виде игры, с улыбкой и жестами.

Спокойная атмосфера в семье

Воспитание личности ребенка

Хотя жизнь взрослых полна стрессов, не стоит показывать свою напряженность дома. При отсутствии сил играть с малышом после тяжелого дня, найдите для него спокойное занятие. Неприемлемо выяснение супружеских отношений и крики при крохе. Это же ребенок будет демонстрировать и в своей взрослой жизни.

Любите ребенка таким, какой есть

Дети очень болезненно воспринимают сравнение себя со сверстниками. Вместо этого возьмите в привычку просто хвалить других детей (какой молодец Саша, сам завязывает ботинки), чтобы ваш ребенок тоже захотел делать, как они. Поддерживайте его в любых начинаниях.

Хочешь что-то изменить в поведении ребенка — измени себя

Дети являются отражением родителей. Не лгите в присутствии ребенка, и он не будет врать вам. Сами проявляйте заботу к животным, и эта черта появится у вашего чада.

Социальное воспитание личности ребенка

Учите своих детей общаться на своем примере, не ограничивайте круг его общения. Современный мир не состоит только из хороших людей. Обучайте малыша контактировать с разными людьми, учитывая их особенности.

Воспитание личности ребенка

Подросток: нюансы личностного становления

Подростковый период — наиболее тяжелый в плане внутреннего состояния ребенка и общения со взрослыми. Чтобы не потерять контакт, постройте доверительные отношения с подростком. Почаще вспоминайте себя в этом возрасте и волнующие тогда проблемы (насмешки сверстников, поиск собственного «я»), кажущиеся сейчас не столь значимыми. Главное в этот период — внимание. Станьте своему ребенку другом. Искренне интересуйтесь его увлечениями и почаще говорите, но не навязывайтесь с советами.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок стал лидером: успешным бизнесменом, академиком и т. д. Не питайте напрасных иллюзий и не навязывайте свои надежды. Ваша задача — рассмотреть в своем отпрыске заложенный природой потенциал (чем раньше, тем лучше) и развить его. Так вы позволите гармонично развиться его личности, ребенок избежит последствий «ломки», а вы — разочарования.

Воспитание и формирование личности ребенка в любом случае сложный процесс и для родителей, и для самого чада. Помните: ребенок — не ваша собственность. Вырастите, обучите его, дайте необходимые познания об окружающем мире и отпустите. Только по такому принципу вырастают гармоничные и счастливые люди, добивающиеся успеха.

Воспитание и обучение – процессы тесно связанные, переплетенные друг с другом. Они направленны на полноценное, всестороннее, гармоничное становление, формирование и развитие личности ребенка, обеспечивая его благополучное вхождение в культурную среду. В ходе обучения малыш получает необходимые умения, навыки, знания о себе, других людях и окружающем мире, расширяется его мировоззрение и миропонимание.

А воспитание призвано выработать у ребенка позитивное отношение к миру, окружающим и самому себе.

Развитие личности ребенка и воспитание

Воспитание личности ребенкаСтоит отметить, что воспитание ребенка в семье часто ситуативно, то есть осуществляется в контексте какой-нибудь ситуации, а воспитательные меры зависят от эмоционального состояния самих родителей.

Например, если папа сильно устал на работе, то он вряд ли, уделит малышу много времени и захочет подробно отвечать на его ежедневно возникающие вопросы.

Кроме того, на развитие личности ребенка влияют множество других факторов (общение со сверстниками, компьютерные игры, просмотр телевизионных программ), которые необходимо учитывать в ходе воспитания. Формирование личностных, нравственных качеств малыша важный этап в его становление как личности, поэтому уделим этому вопросу особое внимание.

Что же является предпосылкой для появления личностных черт? Безусловно, это тот пласт, знаний, которым овладевает кроха в начале своей жизни, она получает представление о нормах, ценностях и правилах поведения в коллективе в процессе взаимодействия, общения с родителями, близкими людьми.

Этот этап очень важен для ее последующего развития, так как именно в это время проявляется наибольший интерес к поведению, причинам тех или иных поступков взрослых, поэтому нужно стараться просто и понятно отвечать на все рождающиеся у ребенка вопросы.

Не стоит пренебрегать его любопытством. Малыш следит за действиями окружающих, соотносит их с усвоенными нормами, а, значит, личный пример – мощное воспитательное средство.

Как формируется личность ребенка

Как же протекает сам процесс образования личностных качеств? Это многоступенчатое явление. Вначале у ребенка появляется стремление познать социальную действительность, а затем на основе полученных знаний идет выработка новых качеств.

Малыш старается подражать в определенных ситуациях взрослым, пытается указывать им на их ошибки, например мама во время разговора по телефону, отказывается от встречи с подругой, ссылаясь на неотложные дела, ребенок замечает: «Мама, ты сказала неправду, ведь у тебя нет никаких дел, а врать не хорошо – ты сама учила».

Потом кроха овладевает знаниями о личностных качествах человека, следующим шагом становится появление различных умений, навыков, привычек.

Родители должны помочь свое чаду преодолеть весь этот «тернистый» путь. Необходимо включить ребенка в общественно-значимую деятельность, например он, может помочь маме убирать в квартире или сделать плакат для школьного праздника.

Однако, родители часто беспокоятся, что все их усилия напрасны, ведь ребенок плохо воспроизводит желаемую модель поведения. Стоит помнить, что воспитание практически всегда имеет отсроченный результат, поэтому нужно постепенно, поэтапно приобщать его к выработанным ценностям, нормам, просто дети не всегда догадываются, что именно от них хотят и ждут более подробных разъяснений.

Базовые качества личности зарождаются, закладываются в раннем детстве. Однако еще раньше возникают преобладающие потребности, свойства, мотивы, установки, в период, когда мозг ребенка не достаточно зрелый и не способен адекватно воспринимать, оценивать происходящее. В поведении, деятельности он руководствуется своим внутренним «хочу», а не разумными доводами.

Формирование личностных качеств и развитие личности ребенка во многом опосредовано биологическими свойствами организма, окружающей средой и наследственностью. Ребенок представляет собой своеобразный «камень, глыбу», где внутренний состав определен генотипическими, биологическими особенностями, а форма придается социальной действительностью, значит, среда один из тех важнейших факторов, которые детерминируют, направляют весь ход развития и становления личности.

Например, особенности семейного взаимодействия в значительной мере обуславливают специфику общения ребенка с окружающими (скажем, вырастет ли он замкнутым, нерешительным или открытым, коммуникабельным человеком).

Формирование личности ребенка

Какие же изменения претерпевает личность в процессе своего становления (общая характеристика)?

В двухлетнем возрасте дети уже отделяют себя от окружающих, но лишь во внешнем (физическом) плане (например, они узнают себя на фотографиях). В семь лет, когда способность к самопознанию, самоанализу достигает новой точки развития, они начинают проявлять интерес к человеческому внутреннему миру.

Самооценка ребенка зарождается в возрасте трех лет, она образуется в результате его соотнесения, сравнения себя с окружающими, близкими людьми. У старших дошкольников волевая регуляция, самосознание представлены на более высоком уровне, постепенно оформляется его внутренняя позиция, то есть готовность к вступлению в новую социальную роль – готовность стать учеником.

Это новообразование создает основу для формирования, совершенствования личностных качеств малыша (например, волевых), он становится самостоятельнее, упорнее и более целеустремленным.

В три года детская личность приобретает наиболее отчетливые черты. Это крайне важный возрастной этап, имеющий свои задачи развития. Ему сопутствует такое «приобретение», как комплекс «Я сам», поэтому кроха стремится к самостоятельности, поддерживайте его в этом. Это развитие личности ребенка и дальнейшего становления вашего чада.

Он должен реализовать на практике приобретенные знания, навыки, опробовать свои силы. Однако в силу своих психических, физических и физиологических особенностей он не способен действовать полноценно, то есть не может выполнить сложную работу взрослых, на которую усердно претендует. Родители должны принимать во внимание данный аспект проблемы и проигрывать с ребенком фрагменты этой деятельности, например, уборка или приготовление ужина.

Средние дошкольники уже способны оценивать собственные поступки, деятельность, поступки других людей; сопоставлять, соотносить себя с окружающими, выделяя характерные особенности; им интересно познать внутренний мир. Теперь самооценка зависит не только от признания, критики окружающих, но и от собственной оценки происходящего.

Старшие дошкольники подражают взрослым, так они усваивают и перенимают общественные формы поведения, например малыш, видит, что родители занимаются домашними делами и старается приобщиться к ним. Эта совместная деятельность имеет колоссальное значение для социализации ребенка, то есть благодаря ей ускоряется его вхождение в культурную среду (создается «рабочая» атмосфера и он усваивает простейшие правила поведения в группе).

Итак, развитие личности ребенка, формирование личностных, нравственных качеств ребенка сложный и длительный процесс, в котором родители выступают в качестве «маяка». Они направляют его, малыш ориентируется на взрослых и первоначально руководствуется их установками, нормами и правилами поведения.

Безусловно, в дальнейшем ребенок переосмыслит жизненную позицию мамы и папы на основе собственных взглядов и убеждений, выработав свое мнение, принципы, но основополагающей является именно родительская философия.

Развитие личности ребенка и воспитание очень тесно переплетены!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Воспитание личности ребенка

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Воспитание личности ребенка

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Воспитание личности ребенка

  • Правильное воспитание личности
  • Как воспитать личность
  • Как воспитать в ребенке личность

Вот некоторые советы придерживаясь которых, родители смогут правильно выбрать ориентир в воспитании ребенка.
Психологи и педагоги утверждают, что чужой пример для детей наилучшая форма обучения.

В раннем возрасте дети копируют своих родителей, позже старших друзей, кумиров. И если ваши слова не соответствуют вашему поведению, тогда ребенок будет повторять, что увидел, а не то, что услышал. Вместе с этим в нем родится непонимание и сопротивление.

Не нужно на ребенка перекладывать свои нереализованные мечты. Он совсем другой человек, которому нужно прожить свою жизнь, а не средство достижения вашей цели. Помогите ему стать собой.

Напоминание ребенку, что для него было сделано – обесценивает ваши отношения и учит ребенка отношениям: ты — мне, я -тебе.

Учите детей быть благодарными на своем примере, после каждой просьбы, которую выполняет ребенок обязательно говорите: «Спасибо!»

Научитесь с соучастием выслушивать проблемы ребенка, какие бы они, на ваш взгляд, ни были пустяковыми, для него они важны и не преодолимы. Полезный совет и поддержка вот, что он от вас ожидает в тот момент, а не критику или осуждение.

Никогда не оскорбляйте ребенка, чтобы не случилось. Поступая так, вы сохраняете свой авторитет и придаете уверенности ребенку в своих силах. Особенно, в присутствии других детей или взрослых.

Ваш ребенок непохож на других детей. Любите и принимайте его таким, каким он есть: с его недостатками и достоинствами.

Любите чужих детей и относитесь к ним так, как хотели бы, чтобы другие относились к вашим детям. «Чужих детей не бывает!» — пусть эта фраза станет ключевой в вашей жизни и никогда не оставляйте чужих детей в беде.

И напоследок напомню, что когда в доме появляется ребенок исчезает свободное время и покой, но вместо этого появляется счастье. Берегите его!

Все родители мечтают видеть своего ребенка сильной личностью с успешным будущим, но к сожалению, не все способны дать нужное и правильное воспитание. В этом случае дети вырастают полной противоположностью ожиданий, и являются «испорченными». Что нужно делать, чтобы избежать такой участи ребенка? Разберемся ниже.

Воспитание личности ребенка

Роль родителей в нравственном воспитании детей

Добросовестные родители желают воспитать ребенка максимально готовым к общественной жизни. Но не все правильно понимают суть этого процесса, ошибочно считая, что обыкновенное (предметное) образование позволит их детям влиться в социальную жизнь спокойно и непринужденно. Это распространённая ошибка, которая впоследствии может быть большой проблемой.

Очень часто образованность ребенка не имеет ничего общего с его моральным воспитанием, а оно, как известно реализуется именно в последствии долгой и трудоемкой работы с формированием мировоззрения и понятий ребенка. Дитя может быть абсолютным отличником и гением в школе, и в тоже время он ни во что не ставит родителей, а если и делает что-либо, то только ради удовлетворения своих прихотей (формула: ты мне – я тебе).

Для разрешения этих проблем, нужно понять одну истину: толерантный, отзывчивый, эмпатичный ребенок не рождается таким, это прямая заслуга его родителей. Он является отражением тех отношений, которые непосредственно проявляются к нему или присутствуют в семье.

Какие качества воспитывать

Определите те качества, которые хотите видеть в своем ребенке, и будьте для него примером. Ниже представлены советы для родителей, как вести себя с ребенком в период формирования его личности:

  1. Любовь в меру. Всем знакома история детей, которых «перелюбили» в свое время родители. Для того, чтобы эта история не стала явью – определите границы любви. Не нужно быть слишком благосклонным к своему чаду, всего должно быть в меру.
  2. Меньше опекунства. Отличное воспитание не формируется от окружения ребенка вечным вниманием. Научите его самостоятельно справляться с ошибками и неудачами в жизни, рассчитывая лишь на свои силы. В ином варианте, вечная опека может привести ребенка к мнению, о своей беспомощности в самостоятельной жизни.
  3. Эмпатийность. Умение сопереживать является ключевым фактором состоятельности человека как моральной личности. Такие люди способны внимать мнению, желаниям, и интересам окружающих (в том числе и родственникам). Для воспитания сильной личности эмпатия является ключевым фактором, который позволит ребенку обрести чувство справедливости.
  4. Финансовая ответственность. Научите ребенка управлять карманными деньгами правильно, для обретения чувства ответственности.
  5. Научитесь говорить «нет». Как было сказано ранее, вечная опека с исполнением желаний чада не приведет к хорошим результатам. Говорите «нет» без чувства вины, и в долгосрочной перспективе дети будут благодарны вам за этот урок.
  6. Научите ребенка трудолюбию. Дайте возможность зарабатывать ваше поощрение помощью по дому, например, или за хорошие оценки и другую деятельность. Таким образом ребенок будет ответственно относится к выполнимой работе. Главное не переборщить, и не создавать «прайс-лист» заработка – ведь денежные поощрения могут дать совсем противоположный эффект, в котором ребенок будет работать только за деньги. Поощрение нужно выбирать тщательно – это может быть что-то вкусное, любимое блюдо, или поход в определённое место с семьей, исходя из возможностей родителей. Никто не говорил, что будет просто.
  7. (Мы)центричность. Дети, особенно маленькие, не могут жить без внимания, в этом проявляется их эгоцентричность. Наше задание, как родителей, научить ребенка направленности на групповое действие. Например, фразу «это моя игрушка» стоит заменить на «давай делится игрушкой с другими». Очень важно дать понять ребенку с малых лет, что он не единственный в мире, с чьими желаниями должны считаться.

В жизни каждый человек встречает множество трудностей, которые заставляют нас делать выбор не всегда по душе. Сильная личность, с отличным воспитанием, встретит эти трудности с уверенностью.

Ребенок – пластилин, которому родители придают форму. Все в ваших руках.

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Воспитание личности ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Воспитание личности ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

Воспитание личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Воспитание личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Воспитание личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Все мы хотим видеть в собственном ребенке личность, хотя объяснить, что это такое в двух словах крайне сложно. Конечно же, в психологии есть определение данному понятию, но нас, родителей, интересует не теория, а практика, поэтому остановимся на том, что личностные качества — это некий набор врожденных и приобретенных черт характера.

Воспитание личности ребенка

К врожденным качествам относится темперамент и природные способности, все остальное, то есть, умения, навыки, поведенческие реакции, способность сопротивляться обстоятельствам являются качествами приобретенными. Именно поэтому основную роль в вопросе о том, как воспитать в ребенке личность, психологи отводят семье.

В нашем понимании личность — это успешный человек, обладающий способностью быть лидером. Конечно, многое зависит от темперамента и, пытаясь развивать в ребенке несвойственные его темпераменту черты, можно получить результат, прямо противоположный желаемому. Быть лидером могут не все, но помочь ребенку реализовать данный природой потенциал обязан каждый родитель.

Как же воспитать в ребенке личность? На самых ранних стадиях развития ребенка важно выявить его наклонности. Ваш сын любит рисовать? Не стоит ругать его за испорченные обои, лучше купите все необходимое для художественного творчества и отведите малыша в художественную школу. Очень важно в воспитании личности позволить ребенку заниматься тем делом, которое ему нравится.

Это означает, что не следует заставлять малыша с творческими наклонностями серьезно заниматься спортом, а подростка, имеющего явные способности к изучению иностранных языков, отдавать в математический колледж. Вы спросите, что же плохого в том, чтобы развивать ребенка разносторонне? Чрезмерная нагрузка, внутреннее сопротивление, ощущение давления чреваты не только проблемами в подростковом возрасте, но и неуверенностью во взрослой жизни.

Важную роль в вопросе о том, как воспитать в ребенке личность, психологи отводят воспитанию ответственности. Научить ребенка быть ответственным за себя и других — задача непростая. Если ваш малыш просит завести животное, стоит не отказывать ему в этом, а использовать ситуацию в воспитательных целях. Научите ребенка ухаживать за животным.

Имея определенные обязанности, он почувствует ответственность за жизнь другого существа. Напоминая ребенку о его обязанностях, не пытайтесь самостоятельно делать то, что должен делать он. Этот метод хорош только в том случае, если идея завести животное исходит не от вас, а от ребенка.

Понятие «личность» включает в себя самоуважение, которое, в свою очередь, не бывает без уверенности в себе. Чтобы ваш ребенок мог себя уважать, чтобы он был уверен в своих силах, никогда не произносите фраз: «А тебя вообще никто не спрашивает» или «Что ты в этом можешь понимать?».

Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, если это сравнение явно не в его пользу. Кроме антипатии к Маше или Васе, которые все делают лучше, ваш ребенок ничего испытывать не будет.

Возможно, поначалу у него и возникнет желание быть послушнее или умнее соседского малыша, но при многократном сравнении, оно исчезнет. «Зачем стараться, если все равно я хуже?», — думает ваш малыш. Так появляются комплексы, и понижается самооценка. Объективная похвала — вот инструмент, который поможет воспитать в ребенке личность.

Важно научить сына или дочь общаться с другими детьми. Кому-то это дается легко, а кто-то из-за природной стеснительности очень трудно идет на контакт. Многие публичные люди признаются, что в детстве были стеснительными. Тем не менее, они достигли успеха. Как? Через публичные выступления на сцене.

Играйте с малышом в театр, устраивайте дома представления и концерты и помните: если в семье есть любовь и взаимопонимание, если от родителей исходит не навязывание своего мнения ребенку, а ведется диалог с ним, значит, условия для того, чтобы воспитать в ребенке личность, есть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector