Характеристика детей с нарушением интеллекта

1. Айзенберг Б.И., Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В., Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М., 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М, 1996.

7. Сумарокова В А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

§1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Выготский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Психолого-педагогическая характеристика детей с психическим недоразвитием (с интеллектуальной недостаточностью)

Уважаемые родители, если Вы заметили, что Ваш ребенок:

  • с трудом идет на контакт со взрослыми и детьми;
  • не может оценить возможные последствия своих поступков, событий, отделить главное от второстепенного, вследствие чего возникают бурные эмоциональные реакции;
  • часто наблюдается немотивированная смена настроения (может быть повышенное веселое настроение или наоборот, ребенок плаксив и раздражителен);
  • ласков и привязчив к близким или наоборот, груб, нетерпим, но в то же время, не может объяснить своего состояния, выделить причину настроения и критично отнестись к этому, но ребёнок незлобен, благодушен;
  • быстро утомляется, не стремится довести начатое дело до конца, отказываясь от него при малейшей трудности, нет инициативы;
  • долго осваивает навыки самообслуживания (не может самостоятельно раздеться и одеться, вымыть руки);
  • выражает затруднения в понимании содержания картинки, сказки или рассказа, плохо различает основные цвета, геометрические формы и особенно оттенки, не может сложить разрезную картинку, не узнает знакомый предмет;
  • испытывает наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, в заданиях на обобщения, классификацию, выделения четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа;
  • при сравнении предметов выделяет не существенные признаки, затрудняется устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для него установление сходства между предметами;
  • внимание привлекается с трудом, удерживается на непродолжительное время, не улавливает многое из того, что говорит взрослый. Все новое усваивает крайне медленно, лишь после многих повторений, быстро забывает воспринятое;
  • не может заучивать стихи и припоминать материал;
  • не владеет активной речью, ограничено понимание обращенной речи, привязанность к ситуации;
  • сверстники не принимают ребенка в совместные игры;
  • нет предметного рисунка и желания рисовать.

Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то Вам необходимо проконсультироваться у врача психиатра, дефектолога, психолога, которые предложат необходимую как медицинскую, так и психолого-педагогическую помощь Вашему ребенку.

Ваш ребенок может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, группы комбинированного вида, инклюзивные группы, группы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида. При этом необходимо медицинское сопровождение со стороны педиатра, невролога, психиатра. Ему проще адаптироваться в группах нормально развивающихся сверстников, но при условии сопровождения ребенка специалистами – дефектологом, логопедом, психологом и др. Динамика развития ребенка достаточно медленная, но при соответствующих программах воспитания и обучения наблюдается удовлетворительная социальная адаптация. При неблагоприятных условиях значительно усложняется социальная адаптация и увеличивается риск формирования асоциальных форм поведения. При выраженных степенях психического недоразвития динамика овладения программным материалом, как и динамика психического развития в целом, не очень благоприятна и прогноз развития и социальной адаптации определяется медицинским диагнозом, своевременностью его установления и адекватностью лечения. В школьном возрасте Ваш ребенок будет обучаться по адаптированной образовательной программе образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер.

Причины возникновения олигофрении могут быть различными:

-Наследование. Заболевания, сопровождающиеся отклонениями интеллекта, могут передаваться по доминантному и рецессивному типу. Примерам наследственной патологии могут служить синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, финилкетонурия и т.д.

-Инфекция. Причиной умственной неполноценности может быть заражение плода во время беременности матери, например, при краснухе, токсоплазмозе и т.д.

-Отравление. Повреждение плода могут быть вызваны токсическими веществами при попадании их в организм матери первые три месяца беременности (классическим примером является свинец).

-Травма. Затянувшиеся роды или асфиксия в родах в результате неправильного положения плода могут приводить к повреждению мозга умеренной степени тяжести.

-Недоразвитость. Причиной умственной недостаточности может быть недоразвитость структуры черепа, косвенных сосудов или самой ЦНС, что мешает полноценному развитию коры головного мозга.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает в себя четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Дебильность — наиболее легкая по сравнению с идиотией и имбецильностью степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей- дебилов не позволяет им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.

Бородулина С.Ю. в своих исследованиях говорила, что эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).Такие дети позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнавать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и в социальной жизни. К концу дошкольного возраста словарь их беден, фразы односложны, не могут передать элементарное связное содержание. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трёх слов. Даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью, сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется; ребёнка не принимают в игру, так как он не умеет играть. Попадая в массовую общеобразовательную школу, такие дети сразу же начинают испытывать стойкие затруднения в обучении.

Овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счёта, испытывают затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением. Это обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции ВНД, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.

Похожие статьи:

Природоохранная деятельность младших школьников
Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны. Охрана природы — это система научно обоснованных международных, государственных международных, государственных и общест .

Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 — 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длите .

Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер.[15,135]

Причины возникновения олигофрении могут быть различными:

Наследование. Заболевания, сопровождающиеся отклонениями интеллекта, могут передаваться по доминантному и рецессивному типу. Примерам наследственной патологии могут служить синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, финилкетонурия и т.д.

Инфекция. Причиной умственной неполноценности может быть заражение плода во время беременности матери, например, при краснухе, токсоплазмозе и т.д.

Отравление. Повреждение плода могут быть вызваны токсическими веществами при попадании их в организм матери первые три месяца беременности ( классическим примером является свинец).

Травма. Затянувшиеся роды или асфиксия в родах в результате неправильного положения плода могут приводить к повреждению мозга умеренной степени тяжести.

Недоразвитость. Причиной умственной недостаточности может быть недоразвитость структуры черепа, косвенных сосудов или самой ЦНС, что мешает полноценному развитию коры головного мозга. [11,6]

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения ( ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает в себя четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.[2,188]

Дебильность — наиболее легкая по сравнению с идиотией и имбецильностью степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяет им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.[16,30]

Бородулина С.Ю. в своих исследованиях говорила, что эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).Такие дети позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнавать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и в социальной жизни. К концу дошкольного возраста словарь их беден, фразы односложны, не могут передать элементарное связное содержание. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трёх слов. Даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью, сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется; ребёнка не принимают в игру, так как он не умеет играть. Попадая в массовую общеобразовательную школу, такие дети сразу же начинают испытывать стойкие затруднения в обучении.[2,189]

Овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счёта, испытывают затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением. Это обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции ВНД, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.[15,58]

Но, несмотря на вышеперечисленные трудности у детей в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, они охотно включаются в трудовую деятельность. К моменту выпуска из школы они по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало, чем отличаются от нормально развивающихся людей и благополучно трудоустраиваются.[2,189].

Имбецильность — является умеренной степенью умственной отсталости.

Такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трёх лет. У них практически отсутствует «комплекс оживления». Речь определяется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, часто нарушено значительно звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом. Познавательные возможности таких детей резко снижены, они не способны к самостоятельному понятийному мышлению, имеющиеся понятия носят конкретный характер, их диапазон очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание на бытовом уровне сохранно.[2,190]

Пузанова Б.П. говорила о том, что дети — имбецилы обладают определёнными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативных функций речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых [15,98]

Затем такие дети находятся в семье и способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда ( склеивание коробок, конвертов и т.д.), выполнять сельскохозяйственные работы.

Идиотия — самая тяжёлая степень умственной отсталости. Среди многочисленных признаков данной патологии особо выделяется нарушение статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление лепета, практически нулевой интерес к окружающим объектам и предметам.[2,191]

Выделяют детей поддающихся и совершенно не поддающихся некоторому воспитанию. В отношении последних можно сказать, что по психическому развитию они стоят ниже новорождённых или детей грудного периода.

Патологическими у детей с глубокой степенью нарушения интеллекта могут быть наиболее элементарные проявления психической жизни- безусловные рефлексы, резкие болевые раздражения не вызывают никакой реакции, часто отсутствует реакция на холод. Они могут не отличать съедобное от не съедобного, могут жевать тряпки, грызть подлокотники стульев. Ориентировочный рефлекс («пассивное внимание») или отсутствует или выражен недостаточно: ребёнок не реагирует на изменения внешней среды, не следит взором за действием окружающих лиц.

Ходить они научаются с большим опозданием, если вообще научаются, все их движения носят недостаточно координированный характер.

Речь часто отсутствует совершенно, иногда они издают нечленораздельные звуки, не зависящие от вызвавшей их причины; дети не понимают обращённой к ним речи, при более легкой степени могут реагировать на мимику окружающих, понимать элементарные приказы.

Если имеются эмоциональные проявления, то они чрезвычайно элементарны, проявления печали, радости, страха им не доступны.[11,11]

Такие дети не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых)[16,31]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в силу своего нарушения умственно отсталые дети испытывают затруднения в усвоении школьного материала, им сложно переносить свой прошлый опыт в новые условия, они с трудом овладевают письмом, чтением, испытывают трудности при решении задач. У данных детей нарушены такие психические процессы как память, внимание, мышление, речь; им нужна помощь и поддержка со стороны учителей, воспитателей и родителей. Умственно отсталые дети должны обучаться по специальной программе, которая учитывает их психофизические особенности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector