Зрр у детей симптомы лечение

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.

Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий рецептивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух). Очень важно, чтобы при обнаружении первых симптомов ЗРР, родители не игнорировали проблему, а обратились за помощью к специалисту.

Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в перввые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы ЗРР у детей (2-лет):

  • при общении ребенок использует всего несколько слов (при номе от 50 до 100 слов для этого возраста);
  • ребенок не проявляет интерес к новым словам и не повторяет их;
  • ребенок испытывает трудности при составлении коротких фраз из 2 слов;
  • ребенку тяжело дается восприятие речи взрослых, он не понимает и не выполняет просьбы родителей;
  • ребенок не знает как называются части его тела, а также не знает название окружающих предметов;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Задержка речевого развития (3-6 лет) имеет место быть, если:

  • речь ребенка невнятная и непонятная даже для родителей;
  • темп речи ребенка ускорен, при разговоре он «проглатывает» окончания слов;
  • темп речи ребенка замедлен, при разговоре малыш растягивает слова;
  • ребенок испытывает трудности в построении простых предложений из 3 слов;
  • ребенку тяжело понимать и воспринимать простые рассказы, касающиеся недавних событий или чего-то, что будет в будущем;
  • речь ребенка содержит ошибки: используются неправильные падежи, род, число.

Специалисты в области логопедии выделяют и более тревожные симптомы, при которых ребенок в возрасте от 3 лет, строит свою речь в основном фразами из мультфильмов, сказок, или зеркально повторяет речь родителей, при этом практически не строит собственные предложения. Такие симптомы говорят о возможной задержки психоречевого развития у детей.

Поставили диагноз ЗРР. Что делать?

Задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития у детей — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме (нарушения функций нервной системы, генетические отклонения или психические расстройства).

Первое, что должны знать родители — провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Рассмотрим возможные причины возникновения нарушений нормального становления речи у детей:

  • тяжелые роды;
  • родовые травмы;
  • неправильное развитие мускулатуры лица и рта;
  • проблемы с физическим слухом;
  • болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность к подобным патологиям;
  • наличие психических расстройств у родителей;
  • наличие физических или психологических травм.

Кроме того, к развитию подобных речевых отклонений могут привести такие факторы, как конфликтные или безразличные отношения родственников в семье, а также невостребованность речи (депривация), когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна.

Лечение задержки речевого развития

Коррекция задержки речевого развития у детей носит комплексный характер. Специалисты Первого детского медицинского центра подберут наиболее оптимальную программу лечения.

Коррекция ЗРР включает в себя:

  • индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
  • логоритмику;
  • занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков.

В случае необходимости, врач-невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, массаж. Коррекционная работа над задержкой речевого развития может включать в себя семейно-родительские консультации, способствующие выявлению каких-либо важных факторов, оказывающих влияние на ребенка.

Программы лечения детей с задержкой речевого развития в Первом детском медицинском центре предполагают не только классический логопедический подход, но и применение современных творческих и двигательных методик.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Несоответствие речи общепризнанным возрастным нормам связано с задержкой речевого развития у детей (ЗРР). Подобное нарушение нередко встречается у детей дошкольного возраста, но при условии своевременного диагностирования и лечения хорошо поддается коррекции.

Распространенность проблемы связана с многообразием причин, ее вызывающих. Большинство из них негативно влияет на развитие речевого центра головного мозга, снижая темпы овладения речевыми навыками. И лишь часть вызвана аномалиями со стороны речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Причины ЗРР

Отправной точкой в развитии нарушения речи может стать несколько десятков факторов, которые условно можно объединить в 3 группы:

I. Пренатальные, оказавшие негативное влияние в период внутриутробного развития:

  • гипоксия головного мозга;
  • врожденная гидроцефалия;
  • аномалии строения органов речи и слуха;
  • нарушение развития структур головного мозга;
  • генетические отклонения, например — врожденная дислексия.

II. Натальные, связанные с нарушениями во время родов:

  • родовая травма;
  • гипоксия на фоне обвития или длительного безводного периода.

III. Постнатальные, сформировавшиеся в раннем детском возрасте:

  • различные нервно-психические расстройства;
  • перенесенные менингиты и другие нейроинфекции;
  • отоинфекции, повреждающие слуховой анализатор;
  • травматические повреждения речедвигательного, речеслухового аппаратов;
  • черепно-мозговые травмы, оперативные вмешательства;
  • задержка развития костно-мышечных структур лицевой части черепа.

Это далеко не полный перечень факторов, способных негативно сказаться на развитии речи и привести к задержке речевого развития у детей 3 лет. Чаще всего найти отправную точку в формировании ЗРР не удается. Особенно «неуловимыми» являются постнатальные факторы. Они способны комбинироваться с проявлением синергии (усиления) повреждающего действия.

Учитывая такую особенность, основной задачей является максимально ранняя диагностика. Чем дольше влияет на ребенка провоцирующий фактор, тем больше повреждения и масштабней потребуется коррекция. Поэтому нельзя упускать даже самые незначительные на первый взгляд проявления.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Лечение ЗРР

Борьба с задержкой речевого развития у детей 3 лет — это всегда комплексный процесс. Для подавления провоцирующего фактора и нанесенного им урона активно используется:

  • Лекарственная терапия. В основном речь идет о ноотропных средствах, аминокислотах, витаминно-минеральных комплексах, активизирующих деятельность речевого центра и головного мозга в целом.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты дает магнито- и электрорефлексотерапия. С их помощью удается улучшить дикцию, восстановить речевую активность, повысить словарный запас.
  • Специфическая коррекция. Лечение предусматривает занятия с логопедом-дефектологом. Задача терапии состоит в постепенном ослаблении проявлений ЗРР, конечная цель — полное исправление имеющихся нарушений.

При задержке речевого развития у детей 3 лет коррекция включает в себя игровые упражнения для развития памяти, мышления, мелкой моторики, речедвигательного и речеслухового аппаратов. Обязательно проводятся сеансы логопедического массажа, направленного на улучшение кровоснабжения и коррекцию имеющихся проблем.

Эффект от терапии достигается тяжелым трудом, но это не повод отказываться от лечения. Упущенное время чревато задержкой психо-эмоционального развития, а это — нарушение социализации, проблемы с общением и развитием когнитивных функций.

Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз. Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека!

Записаться к детскому неврологу в клинику «Семейный доктор» по вопросу задержки речевого развития у ребенка можно по телефону в Москве +7 (495) 775 75 66 , или через интернет, заполнив форму on-line записи

    • Услуги
    • Цены
    • Врачи
    • Контакты
    • О клинике
    • Пациентам
    • Отзывы
    • Вакансии
  • +7 (3412) 65-51-51
  • о клинике

    • Видеоэкскурсия
    • Виртуальный тур
    • Бонусная программа
    • Награды и публикации
    • Партнеры и контрагенты
    • Аптека
    • Новости
    • Газета
      «Медицея»
  • пациентам

    • Азбука медицеи
    • Истории пациентов
    • Информация пациентам
    • ТЕЛЕМЕДИЦИНА
    • Справка в налоговую
    • Положение о подарочном сертификате(docx, 31,5 Кб)
  • —>
  • Данный интернет-сайт носит информационный характер, не является публичной офертой.

    Информацию уточнять в call-центре клиники по тел.: 65-51-51

    © ООО «Больница для всей семьи», 2011-2020

  • ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
  • НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Вызвать врача

Заказать звонок

Ваш вопрос отправлен

Зрр у детей симптомы лечение

Скачайте приложение «Медицея Телемед» и авторизуйтесь в личном кабинете.

Выбирайте проверенных врачей и записывайтесь на прием без очередей и звонков.

Словосочетание “задержка речевого развития” может звучать пугающе, но на самом деле оно лишь отражает тот факт, что речь развивается медленнее, чем положено в норме к 2,5-3 годам. Причем это касается как звукопроизношения (наиболее наглядного для родителей показателя качества речи), так и скорости усвоения грамматических конструкций и связности речи. Сам по себе термин ЗРР не говорит ни о серьезных органических нарушениях , ни о других патологиях, которые мешали бы появлению речи.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей нет. Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Специалисты выдвигают различные гипотезы, многие из которых не до конца исследованы, поэтому на этом подробно мы не будем останавливаться.

Чем можно помочь ребенку с задержкой речевого развития?

Ключевая рекомендация: не ждать. Начинать занятия можно и нужно с 2-2,5 лет. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда встревоженные родители приходят с ребенком, который к 4-5 годам так и не заговорил, со словами: “нам сказали, что нужно ждать, что само появится”. Конечно, помочь можно, но в таких случаях коррекционная работа проходит гораздо дольше, а последствия задержки гораздо серьезнее. Мы говорим об этом так часто, как только можем: пожалуйста, обращайтесь к логопедам, если вы считаете, что вашему ребенку уже давно пора заговорить, а этого не происходит. Если это действительно темповая задержка и речь “появится сама”, то малыш будет лучше подготовлен к садику. А если диагноз ЗРР – предвестник более сложных системных нарушений, то раннее начало занятий заложит базу для благополучной коррекции в дальнейшем. Когда к диагнозу “задержка речевого развития” добавляется задержка психического развития , то ставится диагноз задержка психо-речевого развития.

Какие занятия мы рекомендуем для малышей с задержкой речевого развития:

  • занятия с логопедом-дефектологом не реже 2-х раз в неделю;
  • занятия на комплексе Timocco;
  • курс сенсомоторной коррекции, она отлично работает в паре с логопедическими занятиями – результаты станут заметны значительно быстрее;
  • групповые занятия по логоритмике и мелкой моторике – там ребенок будет заниматься развитием навыков, критически важных для речи, и одновременно погрузится в среду своих сверстников;
  • в некоторых случаях необходимо пройти с программы-интенсива “Запуск речи” – он даст отличный импульс и видимый результат уже за 3 недели, остальные занятия закрепят достигнутый успех.

Какие мы можем дать рекомендации?

Даже если вы регулярно посещаете занятия с логопедом-дефектологом, необходимо заниматься дома. И мы можем вам в этом помочь уже сейчас. Посмотрите это видео, где наш логопед-дефектолог Елена Алексеевна Губицкая показывает, как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Очень важно и полезно делать его дома ежедневно – результаты ваших усилий не заставят себя ждать.

Как формируется речь ребенка?

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.

В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.

С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Причины задержки речевого развития у ребенка

Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

  • воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
  • наследственные факторы;
  • расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
  • врожденные аномалии строения головного мозга;
  • выраженный гидроцефальный синдром;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).

в некоторых случаях причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.

К какому врачу обратиться?

Какие обследования проводятся?

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.

«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Речь является одним из важнейших средств общения ребенка с окружающим миром. К сожалению, частой проблемой оказываются ситуации, при которых речевое развитие ребенка запаздывает — задержка речевого развития.

Когда надо беспокоиться родителям и что должно их насторожить?
Ниже мы упоминаем те основные признаки значительных нарушений речевого развития («красные флажки») . При наличии, хотя бы одно из них следует обратиться к врачу.

Наиболее частыми причинами задержек речевого развития являются проблемы в течение беременности и родов (гипоксия плода (недостаток кислорода), внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы). Кроме этого патологическую роль могут играть наследственные заболевания, снижение слуха, отсутствие общения с ребенком (социальная депривация).

Одним из наиболее частых видов задержек речевого развития является алалия (от греч.: «a» — отрицание и «lalio» — говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются заболевания периода беременности и родов, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяют моторную (экспрессивную) алалию, характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорную (импрессивную) алалию, при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Часто смешанная встречаетсясенсо-моторная алалия. Ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой), не может найти правильную последовательность звуков в слове. Словарной запас у детей с алалией развивается медленно. В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Моторная алалия часто сочетается с общей моторной неловкостью, неуклюжестью, гиперактивностью, расторможенностью или заторможенностью.

Лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды, психологи. Важно избежать речевого негативизма т.е нежелания общаться с помощью речи. Эту задачу родители и воспитатели логопедических групп детского сада должны решать, создавая интересные игровые ситуации и привлекая его к совместной деятельности (рисованию, лепке и т.д.). Эффективным является вызывание как речевого, так и двигательного подражания. Родители должны поощрять любые речевые проявления у детей: подражание животным, музыкальным инструментам и т.д. Необходима эмоциональная поддержка и поощрение проявлений речевой активности ребенка.

У родителей, а иногда и у специалистов, бытует ошибочное мнение о ведущей роли травмы шейного отдела позвоночника, «нестабильности шейного отдела позвоночника» в происхождении речевой патологии. В связи с этим возникают неоправданные назначения: массаж шеи, мануальная терапия, электрофорез воротниковой зоны и т.д.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты. Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением действия их является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач — невролог. В Центре поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) разработан способ лечения алалий с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Проведенные нами в Институте мозга человека исследования показали, что положительная динамика после курса ТКМП у детей с речевыми нарушениями отмечалась почти в 65% случаев. После курса отмечалось увеличение объема активного словаря, увеличение количества слов в фразе, улучшение лексико-грамматического строя речи, понимания обращенной речи.
Применение ТКМП позволяет создать почву для повышения эффективности использования логопедической и дефектологической коррекции.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Зрр у детей симптомы лечение

Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка:

  • Биологические причины: внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, перенесенные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  • Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: не востребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), педагогической запущенности; или в условиях гиперопеки и избыточного потока информации, не соответствующей возрасту.
  • Отставание в речевом развитии также может быть связано с нарушением слуха у ребенка, неразвитой мускулатурой рта и слабом мышечном тонусе лица, недостаточной концентрацией слухового внимания (ребенок плохо понимает длинные фразы и не слышит фоновых шумов).

Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:

  • Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой.
  • Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
  • Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
  • Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
  • Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
  • Не может назвать кого-то из членов семьи.

Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Диагностика задержки речевого развития

  • Обязательна диагностика группой специалистов для постановки правильного диагноза. В данную группу входят педиатр, детского невролог, детского отоларинголог, логопед, детского психолога.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.

Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течения беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне ближайшего развития ребенка.

Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Автор: Росточек —

Зрр у детей симптомы лечение

Ребенок с задержкой речевого развития говорит в соответствии с нормальными показателями более младшего возраста, его навыки речи приобретаются в обычной последовательности, но медленнее, чем в норме. Замедленное речевое психическое развитие отмечается у 3 – 10% детей и встречается у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Факторы, способствующие развитию патологии

Причины задержки речевого развития (ЗРР) разнообразны:

  • умственная отсталость;
  • нарушение слуха;
  • психосоциальная депривация;
  • аутизм;
  • детский церебральный паралич;
  • разные формы афазии и другие.

Эта патология может быть вторичной по отношению к общему отставанию в развитии или, например, при двуязычии в семье. Своевременная коррекция такого состояния способствует уменьшению негативных эмоциональных, социальных и познавательных последствий.

Невролог (невропатолог) в детской практике — врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы, а также поражением периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.

Диагностика

Для раннего выявления патологии необходимы регулярные профилактические осмотры детей, в которые включена и консультация невролога.

Первые признаки заболевания:

  • ребенок не лепечет в 12 – 15 месяцев;
  • не понимает простых команд в 18 месяцев;
  • не произносит слова в 2 года;
  • не говорит предложениями в 3 года;
  • не может пересказать простой сюжет в 4 – 5 лет.

Кроме этих признаков врач учитывает заболевания матери во время беременности, родовую травму, внутриутробные инфекции, асфиксию плода, вес при рождении, состояние слуха и многие другие факторы. Необходимо измерить рост, вес и окружность головы ребенка. При подозрении на умственную отсталость маленький пациент направляется на прием психиатра.

Лечебные мероприятия

Лечение задержки речевого развития проводится индивидуально. В нем могут участвовать педиатр, логопед, ЛОР-врач, психолог, психиатр, невролог. Основная цель терапии – научить понимать разговорный язык и общаться.

У детей с потерей слуха используются слуховые аппараты, аудиотренировки, обучение чтению по губам, может помочь имплантация улитки – органа внутреннего уха.

При аутизме, тревожности, депрессии показана психотерапия. Такие дети должны заниматься в небольших группах, где педагоги и логопеды могут обеспечить индивидуальное общение с каждым ребенком с учетом его речевых возможностей.

Что могут сделать родители

Участие родителей – важная часть помощи детям с такой патологией. Что можно делать постоянно в домашних условиях:

  • постоянно общаться с ребенком, начиная с младенчества, разговаривать, петь, при этом поощряя подражание звукам голоса и жестам взрослого;
  • читать, выбирая книги с необычной текстурой, объемными картинками, способствующие движениям (хлопки, прыжки и т. д.);
  • позже переходить на детские стихи с четко выраженным ритмом, с крупными узнаваемыми картинками;
  • использовать повседневные ситуации: называть продукты во время посещения магазина, объяснять, что происходит во время приготовления пищи, уборки комнаты, прогулки; обращать внимание на окружающие звуки;
  • задавать вопросы и пытаться понять ответы ребенка;
  • говорить просто, но в то же время избегать «детского языка».

Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии. При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить.

К Вашим услугам консультации и лечение опытными педиатрами.

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение ЗРР у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Речь – уникальная и, одновременно, совершенная форма взаимодействия между людьми. Благодаря общению мы можем развивать нашу цивилизацию, обмениваться мнением, рассказывать о наших чувствах, решать проблемы и успешно взаимодействовать друг с другом. Речь является краеугольным камнем нашего развития, и неспроста любой ребенок пытается идти на словесный контакт намного раньше, чем делает свои первые шаги.

Только при активном участии взрослых, применении своевременной речевой практики и планомерному обучению, буквально с первых дней жизни, у малыша формируется речь. При этом необходимо не просто сформировать коммуникационные навыки, а сформировать их правильно, избежав возможных дефектов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Но стоит обратить внимание на следующий факт, если развитие коммуникационных навыков не происходит в срок (как правило, это возраст до трех лет), то это является сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. И в данном случае требуется профессиональная помощь врачей. Если Вашему малышу поставили диагноз – задержка развития речи (ЗРР), не стоит впадать в уныние, современные методы медицины позволяют решить этот вопрос. Надо понимать, что чем раньше выявлены нарушения и определены причины их появления, тем с большим успехом пройдет лечение ЗРР у детей, и тем на большие результаты можно рассчитывать в будущем!

Помните о том, что вы не одиноки в своей проблеме. К сожалению, в последнее время актуальность вопроса речевого развития встает наиболее остро, т.к. заметно увеличилось количество обращений родителей по поводу проблематики развития детей, как с коммуникативной стороны, так и со стороны психоречевого развития в целом. Диагноз ЗРР у детей всё чаще появляется в анамнезе.

Виды ЗРР у детей

Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:

  • Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства, при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.

Причины ЗРР у детей

Занятия с ребенком ЗРР – очень сложный и сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. И причин отставания и задержек коммуникативного развития также очень много! Перечислим некоторые, самые основные:

  • Недоразвитая мускулатура рта, нарушение тонуса речедвигательных мышц: может возникнуть вследствие раннего отлучения от груди.
  • Недоразвитое слуховое внимание, отсутствие речевого слуха: возникает при недостаточном внимании и малом общении с ребенком, отсутствии чтения и пения потешек, песенок.
  • Нарушение слуха. Несвоевременное обнаружение патологий развития слухового аппарата.
  • Травмы и поражения головного мозга, полученные в утробе матери, при родах или в первый год жизни.
  • Отравления или инфекционные заболевания матери во время беременности, которые также могут повлиять на формирование речевого аппарата малыша и его речевое развитие в будущем.
  • Стремительные или преждевременные роды, гипоксия плода.
  • Психические заболевания, отклонения в развитии нервной системы.
  • Генетическая предрасположенность, особенность развития речевого аппарата, передающаяся от родителей к ребенку по наследству.

Симптомы ЗРР у детей

Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией.

Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:

  • малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;
  • в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;
  • ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;
  • в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов;
  • задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно.
  • ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.

Лечение ЗРР у детей

Лечением задержкой речевого развития занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Как мы упоминали ранее, определяющим фактором в благоприятной корректировке ЗРР у детей является ранняя диагностика проблемы, вовремя поставленный диагноз «Задержка развития речи», а также своевременное лечение. И тут важно отметить необходимость комплексного подхода, не только врач невролог наблюдает малыша, но в обязательном порядке и логопед, и психолог. Наша клиника предлагает комплексный подход, разбирая каждый отдельный случай в индивидуальном порядке. Существует огромное количество причин ЗРР, а как следствие и нарушений речевого развития. Опытный ЗРР логопед всегда подскажет необходимые упражнения для коррекции нарушений и правильного развития челюстно-лицевой мускулатуры, для расширения кругозора и развития связной речи малыша. Особое внимание стоит уделять общению с ребенком со стороны родителей, как можно больше проводить с ним времени, развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые и подвижные игры, развивать зрительную и слуховую концентрацию.

Вовремя оказанная квалифицированная помощь ЗРР у детей, определение симптомов и лечение оградят Вашего кроху от больших проблем в будущем, помогут правильно и гармонично развиваться, не отставать от своих сверстников, быть открытым этому миру и спешить к новым впечатлениям!

Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector