Во сколько ребёнок начинает говорить предложениями

Одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу является задержка речевого развития ребенка. Как формируется речь ребенка? В каком возрасте нужно начинать общаться с малышом? Какие бывают причины задержки речевого развития? К какому врачу следует обратиться? Какие проводятся обследования? Как проходит лечение? На эти вопросы ответила Врач-невролог, врач-эпилептолог, врач функциональной диагностики клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Как формируется речь ребенка?

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.

В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.

С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Причины задержки речевого развития у ребенка

Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

  • воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
  • наследственные факторы;
  • расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
  • врожденные аномалии строения головного мозга;
  • выраженный гидроцефальный синдром;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).

К какому врачу обратиться?

Согласно федеральным рекомендациям, ребенок с отставанием в речевом развитии должен быть осмотрен детским неврологом и логопедом, по показаниям — нейропсихологом (а иногда и психиатром), сурдологом, в некоторых случаях может понадобиться консультация генетика, оценка состояния глазного дна у окулиста.

Какие обследования проводятся?

Для начала врач устанавливает степень выраженности задержки речевого развития и оценивает уровень моторного и психического развития ребенка. В обязательном порядке проводится электроэнцефалография с записью, в том числе, и в период сна. В некоторых случаях потребуется проведение МРТ головного мозга для выявления возможных структурных аномалий.

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.

«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Первые слова вашего малыша — это одна из самых волнительных вех его взросления. Тот факт, что ребенок потихоньку начинает учиться словами выражать свои потребности, — большое совместное достижение. Из этой статьи вы узнаете, во сколько дети начинают говорить, из каких этапов состоит развитие речи и как разговорить ребенка

Во сколько дети начинают говорить.

Первые слова вашего малыша — это одна из самых волнительных вех его взросления. Тот факт, что ребенок потихоньку начинает учиться словами выражать свои потребности, — большое совместное достижение. Из этой статьи вы узнаете, во сколько дети начинают говорить, из каких этапов состоит развитие речи и как разговорить ребенка . Первые слова: когда ожидать . У всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Нет строгой нормы, когда ребенок должен сказать первое слово. Часто, но далеко не всегда это случается ближе к первому дню рождению малыша . Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но к двум годам темп может ускориться — к тому моменту многие дети (но далеко не все) знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов. Как дети учатся произносить первые слова. Даже еще не разговаривающий ребенок на самом деле понимает больше, чем вы думаете. Малыш также с успехом общается разнообразными способами: плачет, чтобы сообщить вам, что он голоден, гулит, когда доволен, указывает на игрушку, которую хочет получить, и отворачивается от еды, которая ему не нравится. Такая коммуникация жестами и звуками — это фундамент для развития речи. Маленькие дети учатся говорить, слушая, как говорят взрослые и дети постарше. Всем другим звукам малыши предпочитают человеческий голос, а самый любимый и успокаивающий звук — это голос родителей. Малыш часто особенно внимательно реагируют на высокие голоса. Вы могли заметить за собой, что, разговаривая с ребенком, используете более высокий тон, чем при разговоре со взрослыми. Высокий тон, выразительная артикуляция и мимика вызывают интерес у ребенка и способствуют развитию речи . Этапы развития речи у ребенка . Описанные ниже этапы — это лишь ориентир. Ваш малыш может демонстрировать способности, связанные с развитием речи, раньше или позже указанного срока. Если вас беспокоит, в здоровом ли темпе идет развитие малыша и как разговорить ребенка, проконсультируйтесь с педиатром. Развитие речи: 1–3 месяца. В месяц ребенок узнает ваш голос независимо от того, находитесь вы в одной комнате или нет. Когда он видит вас, он может улыбаться и гукать: он понимает, что звуки и мимика — это способ взаимодействия с вами. Где-то в два месяца малыш может начать гулить и издавать звуки, похожие на гласные «е», «и», «у», «о», «а». Повторяйте за ребенком, добавляя несколько простых слов и вовлекая малыша в своеобразную беседу. Развитие речи: 4–7 месяцев . В этом возрасте малыш может лепетать что-то на своем языке . В возрасте между четырьмя и семью месяцами малыш может повторять слоги вроде «ма-ма-ма» и «бу-бу-бу». Прислушиваясь к вашему голосу в течение дня, малыш учится различать, когда вы собираетесь кормить его, менять ему подгузник или выходить с ним на прогулку. Может пройти год или больше, прежде чем вы сможете разобрать в лепете вашего малыша какие-то простые слова. Но не забывайте, что ребенок понимает многое из того, что вы говорите, еще до того, как он произнесет свои первые слова. Развитие речи: 8–12 месяцев. Малыш может начать комбинировать слоги и произносить «мама», «папа», «тата» и пр. Вскоре по вашей радостной реакции он поймет, что у этих слов есть особенный смысл. К году в словарном запасе малыша могут появиться два-три осознанных слова. Но имейте в виду, что речь большинства малышей в этом возрасте — это нечто нечленораздельное . Развитие речи: 13–24 месяца. В этом возрасте ваш малыш уже очень хорошо понимает речь — например, что значит «пора спать» или «идем в парк». На протяжении этого года малыш станет более восприимчивым к вашим указаниям и просьбам и, может быть, даже будет составлять несколько предложений из двух или трех слов. С детьми в этом возрасте уже можно говорить обычным «взрослым» голосом. Продолжайте использовать короткие слова и фразы, разговаривая с ребенком. Но не забывайте, что у всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Иногда дети совсем не говорят даже ближе к двум годам, но позже нагоняют своих более разговорчивых сверстников. Когда малыш учится говорить, у него могут быть свои версии произношения некоторых слов, понять которые их сможете только вы. Например, если ваш ребенок говорит «ко», видя кошку, повторите слово целиком — «кошка». Так вы поможете ему учиться говорить. Как разговорить ребенка. Больше беседуйте с ним . Первые слова для малышей — это те, что они слышат от заботящихся о них взрослых. Разговаривая с малышом, вы учите его новым словам и стимулируете его речь. Комментируйте свои действия в течение дня, даже если вам кажется, что это глупо звучит, например: «А сейчас мама моет голубую чашку». Когда вы находитесь в новом месте или на прогулке, рассказывайте малышу о новых для него вещах, которые он видит вокруг. Например: «Смотри, это птичка, а это желтый цветок!» Вы можете вслух называть части тела, когда меняете подгузник малышу, и предметы одежды, в которые вы его переодеваете. Адаптируйте свою речь . Чтобы помочь развитию речи малыша, говорите медленно, используйте короткие предложения и дайте ему шанс повторить за вами, когда он будет готов. Запоминать названия предметов ребенку поможет игровая форма, например: «Вот твой мяч. Давай спрячем мяч». Если малыш показывает на мяч, вы можете спросить: «Хочешь мяч?» Используя полные предложения, вы не только уточняете, что именно пытается сказать малыш, но и помогаете ему постепенно освоить принцип построения предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 — «Малыш начинает говорить»

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей.

Конспект по риторике «Сколько просьб начинается с «будьте здоровы»!»

Учимся дикционно проговаривать текст чистоговорки, правильно интонируя, придавая голосу окраску, правильно дышать, чтобы обеспечить «опору» своему голосу; употребление различных слов.

Консультация для родителей: «Когда же дети начинают говорить?»

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не сами только слова,их добавления и видоизменения, но множество понятий, взглядов,на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов . » К. Д.

семинар-практикум для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Если ребёнок не начинает говорить»

1. Почему ребёнок молчит?2. Значение речевого общения для развития речи детей.3. Развитие моторной речи зависит от развития моторики в ребёнка?4. В чём заключается связь движений пальцев рук и речи?5.

Почему дети начинают поздно говорить.

Личный опыт работы с неговорящими детьми.

ВО СКОЛЬКО ЛЕТ НАЧИНАТЬ ТАНЦЕВАТЬ?

Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков. Все мы от природы муз.

Как дети начинают говорить.

Вашему вниманию представлено объяснение того, почему дети начинают, или же не начинают говорить.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость.

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).

Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Особенно важно развитие речевых навыков у детей, ведь если оно проходит с нарушениями, круг общения ребенка ограничивается, снижается количество информации, получаемой им при беседах со взрослыми — нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, однако их можно избежать, контролируя течение развития речевых навыков. Предлагаем вашему вниманию информацию о нормах развития речи у детей от рождения до 7 лет.

Возраст до 1 года

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» — начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни — гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

9-10 месяцев — очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».

11-12 — время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Возраст от 1 года до 2 лет

Несмотря на то что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.

Возраст от 2 до 3 лет

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.

Возраст от 3 до 4 лет

Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Возраст от 4 до 5 лет

Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.

Возраст от 5 до 7 лет

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

Уважаемые родители! Помните о том, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

Как часто родители задают психологам и логопедам вопрос: «Почему мой ребенок не разговаривает?»! Но давайте разберемся, пришло ли время, когда ребенок должен говорить, или мы, как часто это бывает, торопим события и начинаем волноваться совершенно без повода.
Малыш начинает «говорить» гораздо раньше, чем произнесет заветное «мама». Вначале он только слушает окружающих его людей, отвечает им улыбкой и издает отдельные звуки. Это эмоциональное общение и есть начало развития будущей речи. Сама же речь формируется и развивается постепенно, и процесс этот долгий и непростой. Что же необходимо знать родителям об этапах развития детской речи? Что есть возрастная норма, а когда следует «бить тревогу» и обращаться за помощью к логопеду? Когда ребенок начинает агукать, а когда — говорить предложениями?

Год первый

Первые месяцы жизни ребенка – пора эмоционального общения. Младенец только прислушивается к окружающим его со всех сторон звукам и реагирует на них с помощью мимики. Несмотря на то что малыш пока не понимает речь, нужно обязательно общаться с ним. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и учит прислушиваться, рождает желание и самому «говорить».

На втором-третьем месяце эмоции начинают воплощаться в звуки. Увидев мать, младенец не только оживляется и выражает свою радость улыбкой и жестами, но и начинает «говорить» на своем языке – начинается стадия гуления. «Словарный запас» в это время невелик и малопонятен: в ходу звуки и звукосочетания вроде «э», «кхы», «ааа», «га», «гы» и т.п. К концу 3-го – началу 4-го месяца гуление усиливается – у малыша появляется потребность в общении. А к концу шестого месяца малыш уже произносит отдельные слоги: па, ма, ба, га и пр. Повторенные несколько раз подряд, они складываются в «слова»: «мама», «баба», «папа». Конечно, это еще не полноценная речь, но в то же время это важный подготовительный этап к ее усвоению.

С 6 месяцев малыш уже не только произносит звуки и слоги (лепечет), но и учится повторять. Формируется умение устанавливать связь между словом и предметом. В 9-10 месяцев появляются первые слова.

Особенно сильную потребность «разговаривать» вызывают игрушки, которые малыш может называть звукоподражательными словами: «ляля» (кукла), «би-би» (машинка).

К 12 месяцам в лексиконе ребенка в среднем 10-12 слов – несложных для произношения или звукоподражательных, но это уже полноценные слова – средство общения.

Год второй

В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: [д], [т], [б], [п], [к], [г], [м], [н], [х], [ф], [в]. При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.

К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.

Год третий

Развитие познавательной сферы ребенка «провоцирует» интенсивное развитие речи. Он уже повторяет более сложные слова и даже фразы, активно расширяется словарь (к 3 годам он составляет порядка 1000-1200 слов). Малыш уже составляет из слов предложения, согласуя грамматические формы. Продолжается и освоение фонетической системы языка: ребенок учится произносить звуки [с’], [з’], [ц’], [л’]. Однако артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, так что произношение этих звуков совсем не идеально. «Трудными» являются для ребенка и шипящие [ш], [ж], [ч’], [щ’], которые он может заменять мягкими или твердыми свистящими (вместо «шапка» произносит «сяпка» или «сапка», вместо «жук» — «зюк»). Звуки [р], [р’] и [л’] в речи пока тоже отсутствуют (иногда дети заменяют их на [л’] или [й] : «уль» (руль), «двель» (дверь), «мей» (мел). А вот губные, средне- и заднеязычные согласные ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’], [ф], [ф’], [в], [в’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’]) уже должны быть правильными.

Если к трем годам ваш ребенок не разговаривает или говорит очень мало – это уже повод забеспокоиться и опеделить причину такой задержки. Запаздывание может быть обусловлено как физиологическими причинами (болезни ЛОР-органов, физическое истощение, вызванное тяжелыми заболеваниями, поражения ЦНС, сопровождающиеся умственной отсталостью), так и психологическими (недостаток общения и внимания со стороны взрослых). В любом случае следует как можно быстрее обратиться к специалистам. Ведь чем дольше период отставания в развитии, тем сложнее наверстать упущенное.

Дошкольный возраст

Трехлетки уже умеют высказывать простейшие суждения, обобщать, устанавливать простейшие взаимосвязи и различать похожие предметы.

Словарный запас к 4 годам составляет около 2000 слов. Ребенок все активнее использует в речи местоимения, имена прилагательные, наречия, появляются числительные. Предложения строятся уже по законам грамматики, а на вопросы он дает развернутые ответы. Речь становится понятнее, большинство звуков произносится четко. Однако, несмотря на значительный прогресс, речь еще далека от совершенства. Поэтому не стоит волноваться, если трехлетний малыш пока не может связно рассказать о прогулке или пересказать сказку. Не должны настораживать и грамматические ошибки и неточности в употреблении служебных частей речи. Это исправится само собой к 6-7 годам. Однако и в этом возрасте еще нередки ошибки в употреблении отдельных падежных форм.

К этому же возрасту дети, как правило, овладевают и правильным произношением всех согласных звуков: к 4 годам – свистящими ([с], [с’], [з], [з’], [ц]); к 5 годам – шипящими ([ш], [ж], [ц], [ч]), к 6 годам – сонорными ([р], [р’], [л], [л’], [й]).

В случае если ребенок в 6 лет не выговаривает, неправильно или искаженно произносит один или несколько звуков, необходима помощь логопеда.

Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.

У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца. Первой звуковой реакцией является крик – врождённая реакция на действия раздражителей. В первый месяц младенцы плачут от 2 до 5 часов в сутки.

На середину второго месяца жизни младенца приходится начало гуления. Гуление – звуковые выражения ребёнком положительного эмоционального состояния. В звукосочетаниях можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной речи. В 3 месяца ребёнок начинает воспроизводить звуки и инотнацию произносимые мамой, следит за движениями её губ и пытается повторить мимику материнского лица.

С изменением строения и работы голосового тракта у ребёнка возникает возможность произнесения более сложных звуков. С 6-месячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. Появляются звукосочетания типа ба, да, та. У 9-месячных детей произносимые звуковые комбинации усложняются, появляются сложные звукосочетания типа аба, огу, баба, ата.

К концу первого года жизни ребёнок обладает достаточно большим пассивным словарём. Информация накапливается при общении со взрослым.

После 1 года у ребёнка появляется речевое общение. Конечно, нет абсолютно чётких сроков возникновения и становления речи. Однако, наблюдения учёных и практиков выяснили схему сроков появления речи.

Чтобы правильно наблюдать за собственным ребёнком, чтобы не опоздать с обращением к специалисту, родители должны представлять границы этих норм.

Первые слова («бух», «дай») обычно появляются после года (1г. 3 мес.). Эти же слова выступают в роли предложений. Слоговая структура слова определяется одним слогом или повторением нескольких слогов («му», «га-га», «ту-ту»). Сосуществуют лепетные слова и слова человеческой речи, но оформленные 1 слогом или без окончаний, т. е. аморфные слова.

После 1,5 лет появляется фраза: в одном предложении объединяются два аморфных слова. Расширяется активный словарь. Уточняется слоговая структура слова: появляется больше слов в два слога (мама, папа, киса). Качество первых слов и скорость приобретения новых индивидуальны для каждого ребёнка и находятся в прямой зависимости от общего психического развития. Ребёнок может привлечь внимание словом, сообщить что-либо, потребовать. Таким образом, речь становится вовлечённой в деятельность ребёнка.

Уже с 2 лет дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Появляются фразы из 3-х – 4-х слов. Растёт количество глаголов, существительных, появляются прилагательные, местоимения и наречия. С 2,5 лет в предложениях появляются предлоги. Дети способны изменять интонацию в зависимости от игры и обстановки. Главное достижение ребёнка на протяжении второго года жизни — усвоение грамматических конструкций. Основной формой речи становится диалог.

Малыш начинает свободно пользоваться речью на третьем году жизни при условии, что первые два года она развивалась правильно. Появляются первые сложные предложения, множественные числа, прошлое и будущее время, усваиваются и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных с глаголами и прилагательными).

К концу третьего года жизни ребёнок должен общаться с окружающими с помощью речи, знать своё имя, фамилию, имя мамы, имя папы, близких родственников.

Если по каким-то причинам речевая деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к недоразвитию речи в той или иной степени. Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям непосильную речевую нагрузку (повторение непонятных и трудных слов, декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений, запоминание сказок и рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка), что также негативно сказывается на развитии речи. Слишком раннее речевое развитие – большая нагрузка на нервную систему ребёнка и может привести к неврозу. Не торопите время, дайте возможность саморазвитию.

При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимултровать появление речи. Разговаривайте с ребёнком неторопливо, чётко, короткими фразами, но не «передразнивая» его лепетную речь. Хорошо стимулирует речь пальчиковая гимнастика. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

При отклонении от стандартного развития всё-таки следует обратиться к помощи специалиста. Преодоление задержки темпов речевого развития требуют специально организованной коррекционной работы. Несформированность или недостаточность понимания обращённой речи, плохая дифференциация звуков речи, недостатки моторики артикуляционного аппарата или неврологические заболевания требуют помощи специалиста в форме консультативных и регулярных занятий.

Во сколько ребёнок начинает говорить предложениями

Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Речь — не врожденная функция человеческого организма. Каждый из нас осваивает ее индивидуально, подражая окружающим. Логопед Ольга Гусева рассказывает, что нужно знать об основных этапах становления речи у детей дошкольного возраста.

С рождения до года

С первых минут жизни ребенок начинает кричать и плакать. И это — важный подготовительный этап для становления речи: крик и плач развивают дыхательные и голосовые движения артикуляционного аппарата.

Через две недели после рождения ребенок начинает реагировать на голос взрослого: перестает плакать, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.

К концу первого месяца жизни ребенка можно успокоить спокойной песенкой. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего и даже следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию.

Ко второму месяцу крик ребенка обогащается интонацией, начинают формироваться функция общения: он реагирует на удаление игрушки из поля зрения, на перевозбуждение перед сном, на прекращение разговора.

В два месяца у малыша начинают появляться непроизвольные речевые реакции — гуление. Ребенок издает такие звуки:

  • б-м-п (губные), которые вызваны сосательным рефлексом;
  • к-г-х (заднеязычные), которые вызваны глотательным рефлексом.
  • к гулению также относится радостное кряхтение, повизгивание.

На третьем-четвертом месяце гуление переходит у ребенка в лепет — неосознанное повторение различных слогов. Сначала ребенок делает это, подражая сам себе, затем начинает присматриваться к артикуляторным движениям взрослых. Ближе к пяти месяцам ребенок может повторять слоги за говорящим.

В шесть-семь месяцев у ребенка появляются слоги ма-ма-ма, ба-ба-па, которые постепенно закрепляются в речи.

После восьми месяцев у ребенка появляются слова, которые закрепились путем повторения одного и того же слога. Дети начинают адекватно реагировать на фразы, которые сопровождаются жестом и мимикой. Кроме того, в этом возрасте начинает развиваться соотношение звукового образа с предметом: ребенок уже поворачивает голову на вопрос «Где мама?» или «Где папа?». Если многократно повторять слово и показывать называемый предмет, у малыша начинает формироваться связь между зрительным представлением и звучащим словом.

К концу первого года речь у ребенка все еще ситуативна, зависит от эмоционального проявления взрослого. Одним словом ребенок может выражать чувства, желания или обозначать предмет. Например, слово «мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба.

Первые слова, как правило, состоят из одинаковых парных слогов. Например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ням-ням» и так далее. Иногда встречается повторение разных слогов, например, «би-ка» (машина). При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. В год здоровый малыш владеет в норме 8-10 словами, которые состоят из парных одинаковых и неодинаковых слогов.

На что обратить внимание родителю!

  • пареза (снижения силы мышц);
  • мышечного паралича;
  • снижения слуха.

От года до трех лет

С появлением способности передвигаться у ребенка начинает очень активно развиваться речь. При этом вначале у малыша еще наблюдаются звуковые искажения: он употребляет ударные гласные либо первые слоги, пропускает или заменяет трудные звуки.

С полутора лет слово у ребенка приобретает обобщенный характер. Он начинает понимать словесные объяснения взрослого, постоянно спрашивает, что и как называется.

На втором и третьем году жизни ребенка происходит значительное накопление словаря. В полтора года в словарном запасе ребенка может быть 10-15 слов. В два года — уже 300. В три года — около 1000. Значения слов в этом возрасте становятся всё более определенными.

К концу второго года у ребенка начинает формироваться элементарная фразовая речь. Он начинает объединять два-три простых слова. Например «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

К началу третьего года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом примитивными фразами без грамматического содержания. Затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

В три года в речи ребенка появляются единственное и множественное числа, падежные окончания, суффиксы, времена и лица глаголов. В этом возрасте ребенок уже должен уметь различить, где на картинке нарисованы ложки, а где — ложка, где ключ, а где ключик; может по просьбе взрослого положить мяч на стол или под стол и. т. п.

На что обратить внимание родителю!

Если ребенок с трудом выполняет легкие задания, не понимает обращенную к нему речь, у ребенка не формируется фразовая речь — это повод обратиться к логопеду.

С трех до семи лет

С трех до семи лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением. В это время формируется фонематическое восприятие — возможность различать звуки речи на слух. При этом у большинства детей еще сохраняется неправильное звукопроизношение свистящих, шипящих, соноров. Реже встречаются дефекты смягчения или, наоборот, озвончения звуков.

Также происходит очень быстрое накопление словаря: в этом возрасте появляется от 3 до 4 тысяч слов. Значения все больше уточняются и во многом обогащаются, но дети еще неправильно употребляют многие слова. Например, вместо «поливать из лейки» говорят «леить». Или лопатку называют «копаткой». Вместе с тем это свидетельствует о чувстве языка, формируется способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря в этом возрасте ребенок овладевает связной речью. После трех лет она усложняется, увеличивается в объеме.

Сначала дети пользуются простыми предложениями, потом — простыми распространенными, и далее сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. На пятом году жизни ответы детей на вопросы все больше напоминают короткий рассказ.

В пять лет ребенок может без дополнительных вопросов пересказать сказку, т. е. овладевает монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем отличать твердые и мягкие, различать соноры, шипящие и свистящие.

К пяти-шести годам у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения, он начинает говорить совсем чисто. Формируется контекстная речь — без опоры на наглядность. Сначала она проявляется при пересказе сказок, рассказов, а затем и при описании каких-либо событий из личного опыта.

На что обратить внимание родителю!

Если к 5-6 годам ребенок неправильно или вообще не произносит какие-либо звуки, переставляет или пропускает слоги и звуки, — это повод обратиться к специалисту.

Логопед Семейного стоматологического центра Татьяна Борисовна Цукор в своей статье рассказывает, как формируется речь, что бывает, если есть отклонения в этом процессе, раскрывает взаимосвязь речевой активности и возникновения ортодонтических проблем (нарушений прикуса) и отвечает на частые вопросы родителей: «Когда ребенок начинает говорить?» и «Ребенок не говорит, что делать?».

Этапы формирования речи

Классическая логопедия выделяет 5 этапов формирования речи. Давайте рассмотрим эти этапы внимательнее (обратите внимание, что все сроки и длительности этапов достаточно приблизительны и определяются специалистом-логопедом после индивидуального осмотра ребенка):

Доречевой период. В этот период у ребенка появляются первые голосовые реакции (гуление, лепетание, крик). Гуление можно услышать в 3-4 месяца, лепет — в 5-6 месяцев. Эти звуки еще не являются речью, но, тем не менее, у ребёнка идет активная работа по развитию артикуляционного и речевого аппаратов. Контакт со взрослыми людьми или старшими детьми приводит к тому, что голосовые реакции малыша приобретают более выразительные черты. Появляются новые модуляции, интонации, тона. Дети очень рано (после полугода) начинают понимать обращенные к ним интонации и различать тембры. Доречевой период длится примерно до года. Таким образом, на вопрос «Когда ребенок начинает говорить?», мы можем ответить — в возрасте около года, но обратите внимание, что это не будет речью в привычном для нас понимании!

Первый период формирования речи. Во время этого этапа у ребенка появляются первые «слова» активной речи. Обычно это происходит в возрасте 1 года. Кавычки говорят о том, что первые слова могут состоять из нескольких звуков и часто дополняются активной мимикой или выразительными движениями ребенка. Например: муууу (корова), биби (машина) и т.п. Некоторые дети могут повторять ударный слог в сказанном им слове: ма (мама), па (папа), ка (каша). Чем дальше, тем более усложняются структуры. Первый период формирования речи длится примерно до 2 лет. Ближе к двум годам в речи могут появиться первые фразы из 2 слов. У девочек это происходит обычно в возрасте 1,5-1,7 лет, у мальчиков чуть позднее к 2 годам.

Если ребенок в год не говорит, надо посмотреть, не предъявляете ли вы слишком высокие требования к способностям малыша. Если в речи есть звукоподражание, ребенок может донести до вас хоть что-то словами — просто подождите немного. Также проанализируйте свою речь — как вы общаетесь? Говорите медленно, внятно, спокойно, немного нараспев, чтобы ребенок хорошо расслышал звуки? Читаете малышу детские стихи, потешки и т.п.? Обращаете внимание ребенка на новые предметы, даете их изучить, пощупать, повторяете несколько раз название? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, кроме этого, вы уделяете много внимания развитию малыша, и ребенок не говорит в 2 года, то обратитесь с этим вопросом к детскому неврологу или логопеду. Лучше развеять сомнения, обратившись к опытному специалисту, чем переживать и волноваться, почему ребенок не говорит. Чаще всего задержка речевого развития может быть вариантом нормы, но иногда ребенку все-таки нужна помощь. Что именно нужно в вашем конкретном случае — лучше всего определит специалист.

Второй период формирования речи. Этот бурный период характеризуется усложнением фонетических и лексических конструкций. В речи ребенка появляются слова из 2-3 слогов (могут присутствовать искажения звуков). Ребенок все активнее повторяет то, что слышит вокруг (именно поэтому так полезно читать и постоянно разговаривать с ребенком) и постепенно отказывается от лепетания. Вместе с появлением новых слов расширяется круг представлений. Чаще всего этот этап приходится на первое полугодие третьего года жизни ребенка. Если ребенок не говорит в 3 года, то это повод начать занятия у логопеда (если исключены нелогопедические причины задержки речи).

Третий период формирования речи. Этот период характеризуется появлением в речи малыша сложных слов из трех и более слогов (сначала с проглатыванием звуков и сокращением) и началом устойчивого произношения звуков. Этот этап можно назвать наладкой или уточнением звукового восприятия. В этот период ребенок начинает говорить предложениями. Этот период приходится на возраст 2,5-3 года. Зачастую первый, второй и третий периоды имеют смазанные границы и могут сливаться в один этап.

Четвертый период формирования речи. Улучшается способность к произношению сложных слов, предложений, завершается этап формирования правильного произношения. Именно в этом периоде возникает активное словотворчество. Этот этап приходится на возраст 4-5 лет. Чистая речь без нарушенного звукопроизношения обычно устанавливается к возрасту 5-5,5 лет.

Каждый отдельный случай «почему ребенок не говорит» нужно рассматривать индивидуально со специалистами. В некоторых случаях в этом могут быть виноваты проблемы неврологического характера, дефекты слуха либо проблемы, связанные с дисфункцией языка (подробнее об этой проблеме чуть ниже).

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Формирование речевой активности

Что же следует понимать под речевой активностью?

  • Во-первых, начало возникновения речи. Нормой считается появление первых слов у ребёнка в 1 год, а начало фразовой речи (ребенок говорит предложениями, а не словами) около 1,5 лет. Если у малыша запоздалые сроки возникновения речи (в 3 года или позднее), то он попадает в группу ортодонтического риска. Патология прикуса практически неизбежна!
  • Во-вторых, речевая активность может рассматриваться и с психологической точки зрения. Если коротко, то у интровертов больше шансов заполучить неправильный прикус, чем у экстравертов. Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Если ребёнок имеет проблемы в реализации высказывания, то родители должны знать, что данные особенности в общении поддаются коррекции.
  • В-третьих, учитывается уровень владения языком. Дефектное произношение звуков, сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна вторичной природы.

Вот такой букет речевых и психологических проблем может повлиять на эстетику прикуса. Раннее обращение к специалисту-логопеду позволит «разговорить» ребёнка и предотвратить нежелательные осложнения! Итак, экстраверты, звоните! Интроверты, пишите! Не выращивайте проблему!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.

Ссылка на основную публикацию