Дети с нарушением интеллектуального развития

Программный материал
Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. В каждом разделе программы представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов.

Методы и приёмы работы
Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.

Примерная структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Повторение (закрепление) ранее изученного.
3.Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
4.Закрепление (задания на развитие потенциальных способностей ребёнка).

Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений
В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида становится всё больше детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений. Однако у данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Для них характерны следующие особенности сенсорного и психомоторного развития: затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами (они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них). Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности и не имеет тенденции к прогрессированию.

Прежде выделяли три степени тяжести умственной отсталости:

  • Идиотия (от греч. — idiotea, невежество).
  • Имбецильность (от лат. — im — без + baculus — палка, костыль, т.е. неспособность обходиться без интеллектуальной поддержки).
  • Дебильность (от лат. — debilis — увечный, немощный, слабый).

В Международной классификации болезней пересмотра (1994 г.) умственная отсталость подразделена по тяжести на четыре степени: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (т.е. имбецильность разделена на два уровня — умеренную и тяжелую умственную отсталость).

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Идиотия — наиболее грубое нарушение развития познавательных способностей. Страдающие глубокой умственной отсталостью не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.), их речь либо совсем не сформирована, либо состоит из небольшого числа простейших слов, обращенную к ним речь понимают мало, могут не узнавать людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличать съедобного от несъедобного (проглатывают несъедобные предметы), часто не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: падают с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и др. (могут получать повреждения, ожоги). В большинстве случаев недоразвитие интеллекта сопровождается моторными нарушениями и тяжелыми соматическими аномалиями. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. IQ лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления; абстрактное мышление, обобщения недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях. Часто присутствуют неврологические расстройства. Больные нуждаются в постоянном присмотре и обслуживании. IQ этих пациентов находится в пределах

3. Умеренная умственная отсталость (более легкие варианты имбецильности)

Люди с умеренной умственной отсталостью способны образовывать большее число и более сложные представления, чем люди с тяжелой умственной отсталостью. Они овладевают навыками самообслуживания, могут освоить простейшие трудовые операции путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация этих лиц возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных (полученных при непосредственном опыте) представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Такие люди не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). IQ этих пациентов находится в пределах

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Познавательные расстройства в этих случаях заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление преимущественно наглядно-образное, зачастую достаточно хорошо развита обиходная речь (иногда в ней используются и сложные абстрактные понятия, но их значение не всегда хорошо понимают). Во многих случаях люди с легкой умственной отсталостью могут успешно выполнять повседневные бытовые дела и обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знаний» — Э.Крепелин). Они способны к усвоению специальных программ обучения и овладению несложными трудовыми навыками. Многие из них заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, работают на малоквалифицированных работах, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. Однако часто они испытывают трудности при столкновении с нестандартными ситуациями, необходимостью менять сложившийся стереотип поведения. Они с трудом формируют собственные суждения, зачастую несамостоятельны в принятии решений, внушаемы, поэтому легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). При интерпретации пословиц и решении задач на логическое мышление склонны давать конкретные толкования или случайные ответы. IQ при дебильности находится в пределах что соответствует умственному развитию приблизительно 9—12-летнего ребенка.

Так как интеллект отражает становление целого комплекса когнитивных функций, нарушение его развития может затрагивать различные функции неравномерно. Например, при синдроме Дауна (трисомия по хромосоме) в наибольшей степени страдают вербальные функции, а при синдроме Вильямса (делеция участка хромосомы), напротив, вербальный интеллект страдает в меньшей степени.

Как было отмечено выше, в формировании интеллекта участвуют биологические и социальные факторы. В тех случаях, когда можно предполагать, что отставание в развитии ребенка преимущественно связано с социальными факторами (семейное и социальное неблагополучие, беспризорность, вынужденная ограниченность социальных контактов, недоступность обучения, «педагогическая запущенность», соматические заболевания и т.д.), часто говорят о «задержке психического развития», подразумевая тем самым, что в случае уменьшения воздействия неблагоприятных факторов и при соответствующем обучении и коррекции может наблюдаться компенсация отставания психического развития.

Специалисты клиники НЭО ведут работу с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Мы принимаем пациентов любого возраста и подбираем максимально эффективные методы лечения для каждого.

Как ведется работа с детьми с интеллектуальными нарушениями?

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями строится разными способами. Выбор методики лечения зависит от причины появления проблемы. Задержка развития может быть обусловлена следующими факторами:

  • генетика;
  • поражение ЦНС;
  • психические и неврологические заболевания;
  • социальные факторы.

Прежде чем назначить курс лечения, специалист изучает результаты анализов и проводит необходимые обследования пациента.

Как диагностировать нарушение интеллектуального развития у детей?

Нарушение интеллектуального развития у детей может проявляться следующими признаками:

  • недостаточный уровень познавательной активности;
  • слабое развитие моторики;
  • задержка речевого развития;
  • отсутствие логического мышления;
  • неспособность ориентироваться в пространстве.

Чем раньше родители заметят неправильное поведение ребенка и обратятся к врачу, тем выше шанс успешного лечения.

Виды интеллектуальных нарушений

Выделяют следующие виды интеллектуальных нарушений:

  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость;
  • деменция.

Для определения причины и степени заболевания необходимо обратиться к специалисту. Позвоните нам, чтобы записаться на консультацию к врачу.

Лечение:
– Задержки речевого развития
– Задержки двигательного развития
– Проблем с памятью
– Гиперактивности
– Дефицита концентрации внимания
– Головной боли
– Обмороков
– Энуреза (неудержание мочи)
– Тиков
– Боли в шее и спине
– Нарушения зрения
– Косоглазия
– Кривошеи
– Нарушения поведения

Умственной отсталостью называют задержку психического развития у ребёнка, вызванную патологией центральной нервной системы, чаще головного мозга. Это состояние приводит к ограничению интеллекта и социальной дезориентации. Умственная отсталость также носит термин олигофрения.

В раннем возрасте говорят о задержке развития. Диагноз умственная отсталость, как правило, ставят в возрасте 7-ми лет. К этому моменту становятся очевидны нарушения в развитии ребёнка, в способностях познавать окружающий мир и обучаться. Диагноз умственная отсталость ставят после проведения тестирования уровня IQ.

Важно!

В НИИ Дети Индиго проводят уникальную раннюю диагностику мозга и когнитивных функций по программе Р-300. Вовремя выявленную патологию проще скорректировать, не допустив диагноза умственная отсталость.

ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Несправедливое заблуждение, что умственно отсталые дети рождаются в неблагополучных семьях. На самом деле, социальный статус и уровень образованности родителей часто бывают ни при чём. Умственная отсталость имеет врождённый характер. Также патология головного мозга может развиться на фоне черепно-мозговой, родовой травмы.

Этиология задержки психического развития до конца не изучена. Выделяют самые распространённые причины, вызывающие это состояние у ребёнка:

  • сильно недоношенный ребёнок, асфиксия при родах
  • генетическая наследственность
  • гипоксия мозга, воспаление мозга у плода во внутриутробном состоянии
  • травма головы у ребёнка, как во внутриутробном состоянии, так и при тяжёлых родах
  • инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности (краснуха, ВИЧ, грипп и др.)
  • сильная интоксикация организма беременной (от употребления алкоголя, отравления химическими и лекарственными препаратами)
  • серьёзные обменные, белковые нарушения в организме матери при беременности

К факторам, способным спровоцировать задержку психического развития, относят и социально-педагогическую запущенность ребёнка.

СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Умственную отсталость классифицируют по тяжести поражения психики. Раньше для обозначения этих состояний использовали медицинские термины: дебильность, имбецильность, идиотия. Со временем терминология получила крайне негативную социальную окраску. Задать вопрос

Сегодня применяют более нейтральную классификацию задержки психического развития:

1 степень — лёгкая умственная отсталость. У таких детей IQ не превышает 70 баллов. В раннем детстве такие малыши практически не отличаются от сверстников. Они способны к коммуникации, общению, самостоятельному обслуживанию (сами едят, одеваются). У детей с лёгкой умственной отсталостью может наблюдаться ограничение двигательных и сенсорных навыков. Как правило, 1-ую степень задержки психического развития выявляют в школьном возрасте: таким детям очень тяжело даётся программа обучения.

2 степень – умеренная умственная отсталость, уровень IQ 35-50 баллов. Неполноценная, заторможенная речь, не способность к восприятию мира, сложности в обучении навыков самообслуживания – основные факторы, по которым родители могут заподозрить задержку психического развития. Дети с умеренной умственной отсталостью со временем могут освоить бытовые функции, но не способны обучаться в обычной школе. Созданы коррекционные школы 8 вида для умственно отсталых детей с 1 и 2 степенью поражения психики. Специальные программы дают возможность интегрировать детей в общество. В школах 8 вида для умственно отсталых детей работают и классы трудовой подготовки. Это позволяет научить их основам различных профессий.

3 степень – тяжёлая умственная отсталость, уровень IQ не выше 35. Тяжёлые нарушения моторики, выраженное нарушение интеллекта, значительные дефекты речи. Люди с тяжёлой умственной отсталостью не способны к социальной адаптации, интеллектуальное развитие при умственной отсталости 3 степени невозможно. При условии постоянной работы с такими детьми можно добиться освоения самых простых бытовых навыков.

4 степень – глубокая умственная отсталость, уровень IQ ниже 20. Единственный речевой навык – крик или мычание, такие пациенты не способны разговаривать и понимать речь окружающих. Двигательные функции самые примитивные, дети с глубокой умственной отсталостью постоянно находятся в одной позе. При 4 степени поражения психики социальная адаптация невозможна.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Заподозрить умственную отсталость у ребёнка несложно. Как правило, развитие умственно отсталых деток с самого рождения отличается от сверстников. Любые нарушения в нормах, заторможенность моторики, двигательных и речевых функций должны заставить родителей обратиться за консультацией к неврологу.

Важно!

Родители должны понимать, что умственная отсталость – это не болезнь, а индивидуальная особенность психики. Обучаться и развиваться умственно отсталые дети способны, но до определённого лимита и по специальным программам. Чем раньше родители осознают это и примут своего малыша таким, тем проще ребёнку будет адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем.

НИИ Дети Индиго занимается реабилитацией детей с самыми разными неврологическими патологиями, в том числе лечением умственно отсталых детей. В центре работают педагоги, детские психологи, психиатры. Богатая оснащенность НИИ Дети Индиго передовыми технологиями и медицинским оборудованием эксперт класса позволяют получать объективно точные данные о функциональном состоянии мозга, когнитивной функции и грамотно ставить диагноз. Перед тем, как поднять вопрос о лечении умственной отсталости, важно отделить индивидуальные темпы развития от грубого нарушения принятых норм развития. Понимание истинной причины, приведшей к патологии, поможет составить оптимальную схему лечения умственной отсталости ребёнка. Сколько стоит

В НИИ Дети Индиго применяют авторские программы развития детей с умственной отсталостью, задержкой развития и проблемным поведением. В том числе, хорошие результаты дают занятия с психологом по АВА-терапии. Клиническая практика доказывает: эффективность любых развивающих методик значительно возрастает, если ее сочетать с современными физиотерапевтическими методиками. В НИИ Дети Индиго богатый арсенал аппаратных технологий, направленно воздействующих на пораженные зоны ЦНС. Они эффективно корректируют функциональные расстройства нервной системы, улучшают кровообращение, укрепляют межнейрональные связи головного мозга и т.д.

Родители детей с диагнозом умственная отсталость не должны отчаиваться! Наши уникальные комплексные схемы лечения демонстрируют высокие показатели в коррекции неврологических расстройств. Чем раньше начать занятия по специальным программам развития детей с умственной отсталостью, тем больше будет шансов у малыша восполнить недостающие навыки, а в будущем освоить несложную профессию и стать полноценным членом общества.

НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Что такое умственная отсталость

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.

В зарубежной литературе существует несколько подходов к определению умственной отсталости, основанных главным образом на данных психометрического исследования.

Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями «моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

1. Психическое недоразвитие. Умственно отсталые дети

Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое недоразвитие, встречается наиболее часто. В отечественной психиатрии существует взгляд на олигофрению как на необратимое состояние недоразвития и искаженного развития психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций.

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и. эмоционально-волевая сфера.

Современные исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться, в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Bce эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым.

У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и не пытаются преодолевать.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

При легкой степени расстройства (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция резко ограничивает социальный ролевой репертуар.

При умеренной степени (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание социального интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях.

При тяжелой форме (тяжелая олигофрения), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.

При глубокой умственной отсталости (идиотия), минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянных уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции.

Умеренные и более тяжелые формы расстройства равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10-30%.

Расстройство возникает в результате различных дисфункций центральной нервной системы на ранних этапах развития (обычно до 3 лет), которые могут иметь разные причины. В большинстве случаев, за исключением явных перинатальных вредностей, специфические этиологические факторы остаются неизвестными, в связи с чем их называют идиопатическими. Это относится главным образом к легким формам, представляющим собой наиболее распространенный вариант умственной отсталости и диагностируемым обычно не ранее школьного возраста. Типично их обнаружение в семьях умственно отсталых родителей, отчего идиопатический вариант обозначается еще как «семейный».

Формы приобретенного слабоумия (деменции) различаются двояко: во-первых, в зависимости от характера поражения головного мозга, во-вторых, от вида болезни, в результате которой оно возникло.

Так, выделяются формы слабоумия, наступающего вследствие различной этиологии грубоорганического поражения головного мозга. К ним относятся тотальное (паралитическое) слабоумие, характеризующееся выраженной слабостью суждений, резким снижением критики, торпидностью психических процессов, обычно стойкой эйфорией, утратой индивидуальных особенностей психического склада. К слабоумию, возникающему на почве грубоорганического поражения головного мозга, относится и дисмнестическое (парциальное) слабоумие. Главным признаком его являются различные проявления ослабления памяти, часто с преобладанием расстройства памяти прошлого над запоминанием текущих событий. Ему свойственно эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее, значительно меньше нивелируются индивидуальные особенности психического склада.

В зависимости от вида болезни различают эпилептическое и шизофреническое слабоумие.

Наряду с основными формами интеллектуальных нарушений (олигофренией и деменцией) выделяют пограничную умственную отсталость.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и/или локальными нарушениями. Это нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха, расстройства аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта.

Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций ( внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использованию средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.

Причинной сочетанных нарушений, как правило, является органическое поражение центральной нервной системы, а также сенсорных функций, коммуникации и движения.

В связи с выраженными нарушениями и познавательных процессов и высших психических функций, как правило, становится невозможным усвоение «академического» компонента образовательных программ.

Мотивационно – потребностная сфера детей данной категории, как правило, неразвита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.

Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития ( СИПР).

Результатом освоения учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне.

Реализации программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося.

Так же для данной категории детей целесообразно разработать индивидуальный учебный план, в котором прописываются предметные области и коррекционные занятия в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ученика с ТМНР ( это может быть двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания. развитие элементарной предметно – практической деятельности).

Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально – бытовой адаптацией и носит строго практическую направленность ( развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector