Гиперактивность у детей признаки

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.

Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Запись в детские клиники
по WhatsApp +7 919 600-14-42

© 2001-2021 Профилактическая медицина

Уважаемый посетитель! ООО «ММЦ «Профилактическая медицина», ООО «ММЦ «Клиника аллергологии и педиатрии» предоставляют медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в ограниченном объеме. Более подробно по телефону справочной службы +7 (347) 246-30-03.
ООО «МЦ «Профилактическая медицина», ООО «КНЦ» не предоставляют медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Данный сайт носит исключительно информационный характер и предназначен для образовательных целей, посетители сайта не должны использовать материалы, размещенные на сайте, в качестве медицинских рекомендаций. ООО «ММЦ «Профилактическая медицина», ООО «МЦ «Профилактическая медицина», ООО «ММЦ «Клиника аллергологии и педиатрии», ООО «КНЦ» не несут ответственности за возможные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте. Материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Цены на сайте могут отличаться от фактически действующих, стоимость услуг необходимо уточнять в контакт-центре по тел. +7 (347) 246-30-03. Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в поликлинике по месту жительства (по полису ОМС). Предоставление услуг осуществляется платно на основании договора об оказании медицинских услуг. Просьба перед получением услуги уточнять цены по телефону справочной службы +7 (347) 246-30-03 или в регистратурах клиник. © Права защищены.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном месте, нетерпеливы, импульсивны, порой, капризны, их действия часто хаотичны и бесцельны.

Нередко родители и воспитатели путают данные симптомы неврологического заболевания с характерологическими особенностями личности ребенка. Поэтому дети надолго остаются без должного внимания специалистов, что чревато развитием различных неблагоприятных проявлений.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто плохо учатся, в будущем подвержены антисоциальным изменениям (склонны к алкогольной, наркотической зависимости). У таких детей увеличивается риск возникновения головных болей, неврозов, тиков. Часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, нарушения сна и другие неблагоприятные факторы.

Главная опасность данного нарушения таится в том, что внешние проявления и симптомы заключаются в том, что ребенок производит впечатление очень активного и энергичного, переполненного энергией. Родители решают, что малышу не хватает мест, где он может выплеснуть всю свою энергию, и начинаю водить ребенка на все возможные спортивные кружки и секции. Так образом ребенок психологически и эмоционально начинает истощаться. Помните, гиперактивному ребенку из спортивных секций показано только плавание. Внешняя активность – обманчива, таким образом ребенок лишь самостимулируется, пытаясь сконцентрироваться и удержать инструкцию.

Высококвалифицированные специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно занимаются лечением СДВГ в Москве.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психическое расстройство, которое при запоздалом или неправильном лечении может привести к серьезным последствиям, отрицательно влияющим на все остальные сферы жизни. Необходимо вовремя распознать расстройство, чтобы избежать этих последствий.

Первым признаком СДВГ становится гиперактивность, которая проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. С поступлением в школу обнаруживаются и нарушения внимания. Дети, страдающие СДВГ, обычно плохо учатся и имеют проблемы с поведением. С наступлением подросткового возраста яркие проявления СДВГ исчезают, но остается плохая успеваемость, конфликтность, беспомощность, трудности с соблюдением норм и законов, низкая самооценка. Диагностика и лечение СДВГ на ранней стадии позволит избежать нежелательных проблем в будущем.

Симптомы СДВГ рассматриваются в двух областях поведения человека: невнимательность и гиперактивность. Это можно понять из названия расстройства.

Признаки СДВГ, говорящие о нарушениях в сфере внимания, таковы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на деталях;
  • часто допускает ошибки из-за невнимательности;
  • с трудом концентрирует внимание на определенном задании или во время игр;
  • «витает в облаках», кажется, что ребенок вас не слушает;
  • часто не придерживается инструкций;
  • не может выполнить до конца какое-то задание (урок или домашнюю работу);
  • часто испытывает трудности с организацией собственной деятельности;
  • обычно избегает или сопротивляется вовлечению в процесс, требующий длительного умственного напряжения;
  • часто теряет необходимые вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • часто бывает забывчивым и рассеянным в быту.

Чаще всего они проявляются в школьном возрасте, поскольку именно тогда в жизни ребенка появляется деятельность, требующая наибольшей концентрации внимания и умственных способностей. В дошкольном возрасте проблемы с вниманием могут и не проявиться в полной мере. Обычно ребенок, имеющий нарушения в области внимания, рассеянный, невнимательный, плохо учится, у такого ребенка плохая память.

Признаки СДВГ, свидетельствующие о наличии заболевания у ребенка:

  • беспричинно дергает руками и ногами;
  • не может сидеть на месте, постоянно вертится;
  • часто встает с места, когда делать этого не следует;
  • часто бегает туда-сюда, забирается куда-то, когда делать этого нельзя;
  • часто не может спокойно и тихо играть или чем-то заниматься в одиночестве;
  • много разговаривает;
  • часто отвечает на вопросы не задумываясь или даже не дослушав;
  • испытывает трудности в процессе ожидания чего-либо;
  • часто прерывает других, перебивает, мешает им что-то делать.

При обсуждении симптомов мы обычно говорим об СДВГ у детей, хотя заболевание проявляется и у подростков, и у взрослых людей. Во-первых, в детском возрасте признаки СДВГ проявляются ярче, во-вторых, наличие симптомов СВДГ у подростков и взрослых, скорее всего, свидетельствует о том, что синдром не был вовремя обнаружен. Поэтому мы в первую очередь говорим о признаках СДВГ у детей, чтобы родители могли вовремя обнаружить заболевание и обратиться к врачу.

Выраженность симптомов расстройства у больных СДВГ бывает разной: у кого-то преобладают нарушения в области внимания, у других, напротив, ярче проявляется гиперактивность. В связи с эти выделяют следующие формы СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • комбинированная, когда в равной степени проявляется невнимательность и гиперактивность.

Стоит отметить, что преобладание дефицита внимания часто характерно для подростков и взрослых, а преобладание гиперактивности – для детей. Это можно объяснить тем, что с возрастом активность уменьшается, а если заболевание не выявлено и продолжает развиваться, то оно проявляется через нарушения внимания. Однако симптоматика заболевания все же проявляется индивидуально, и возраст не может быть дифференциальным признаком для определения формы СДВГ.

Указанные выше симптомы СДВГ в основном выявляются при помощи специальных шкал и опросников. Для уточнения диагноза пациенты также проходят нейропсихологическое исследование, которое позволяет выявить следующие признаки расстройства:

  • резкие перепады в скорости выполнения заданий;
  • нарастание ошибок в процессе выполнения задания;
  • повышенный уровень тревожности и агрессии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • развитие наглядно-образного мышления ниже нормы.

В заключение можно отметить, что СДВГ, как и многие психические расстройства, требует своевременной диагностики и лечения. Чем раньше замечено заболевание, тем результативней будет его лечение и тем вероятнее выздоровление.

У Вашего ребенка СДВГ? Мы поможем Вам справиться с трудностями! Позвоните нам

По данным Минздрава РФ, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — распространенное расстройство, встречающееся у 3–7% детей школьного возраста. По другим данным, эта цифра составляет 14% от общего числа детей.

Современная наука различает отдельно синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивостью. В коррекционной педагогике дифференцируют СДВГ и гиперактивность, как особенность поведения, когда нельзя говорить о неврологическом статусе, но проявления нарушения присутствуют.

Воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нелегко.
Они невнимательны, им трудно концентрироваться, они чрезмерно подвижны: много вертятся, суетятся, совершают лишние движения, не могут усидеть на месте, поэтому изучение нового дается таким ребятам очень непросто.

В дошкольном возрасте СДВГ мешает ребенку овладеть речевыми навыками, развить память и внимание. У детей с СДВГ часто встречается задержка психоречевого развития. Но как правило, у детей с СДВГ до 5 лет мышление развито в норме, поэтому гиперактивность начинает мешать скорее в школьном возрасте.
Из-за сниженной успеваемости и повышенной активности школьник с СДВГ зачастую превращается в «сущее наказание» не только для семьи, но и для всего класса. Безусловно, ребенок с СДВГ сам страдает от своих проявлений: низкая самооценка, трудности в общении с другими детьми, а в будущем сложности с коммуникацией в принципе – неизбежные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Причин СДВГ несколько.
Течение беременности и процесс родов оказывают огромное влияние на качество последующей жизни ребенка, поэтому такие неблагоприятные факторы, как употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность увеличивают риск проявления СДВГ в будущем. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
Нередко СДВГ сопутствует оппозиционное расстройство, которое проявляется в умышленном непослушании, враждебном и даже агрессивном поведении. Часто встречаются эмоциональные колебания, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У ребенка с СДВГ может пропадать желание играть с другими детьми.
Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным – всё это весьма негативно сказывается на социальной адаптации ребенка.

В школьном возрасте ребенку сложно усидеть за партой, он не усваивает материал, постоянно отвлекается, неусидчив и часто достаточно негативно настроен к педагогам и другим детям, ему тяжело дружить, так как сложно играть по правилам.
Во взрослом возрасте симптомы гиперактивности и импульсивности отходят на второй план. У взрослого человека запущенный СДВГ может проявляться в отсутствии умения рационально планировать своё время, в плохой памяти, низкой академической успеваемости и низком уровне достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Первый помощник — это невролог. Выбирайте невролога, которому вы доверяете, который, прежде чем назначить препараты, вдумчиво и подробно собирает и изучает анамнез ребенка. Для лечения СДВГ не существует универсальной таблетки. Терапия должна быть подобрана индивидуально. Посещение коррекционных занятий с нейропсихологом — обязательная часть терапии.

На сегодняшний день нейрокоррекция — самый эффективный и быстрый способ справиться с синдромом. Безусловно, вам потребуется немало времени: рассчитывайте на регулярное посещение нейропсихолога минимум 5-6 месяцев, 2 раза в неделю в возрасте до 7 лет и один раз в неделю (при условии выполнения заданий дома) от 7 лет.
Специалисты в Детской академии речи также используют комплексный подход к коррекции СДВГ. В дополнение к разработанной программе нейрокоррекции мы применяем комплекс биологической обратной связи (БОС-терапия), который позволяет ребенку овладеть навыками самоконтроля.
Есть разные теории относительно того, с какого возраста целесообразно применять нейрокоррекцию.
Мы можем помочь детям с 2,5 до 9 лет.

Часто родители жалуются на то, что их ребенок не может спокойно сидеть ни минуты, постоянно отвлекается во время занятий, не может сконцентрироваться на одном деле, рассеянный и совершенно не слышит, что ему говорят. В медицине подобное состояние у детей называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Пока в медицинской науке не названы точные причины возникновения СДВГ у детей. Скорее всего имеют значение негативные факторы в своей совокупности. На появление этого заболевание могут повлиять генетический фактор, инфекции и хронические заболевания во время беременности, угроза прерывания, патологии беременности, употребление матерью определенных лекарств, алкоголя, наркотиков, быстрые роды, родовые травмы, особенно шейных позвонков и головного мозга, раннее органическое повреждение ЦНС, психологические травмы, неблагоприятная окружающая среда и экология и т.д.

СДВГ у детей выражается в нарушении способности регулировать свое поведение и эмоции, в двигательной чрезмерной активности, нарушении внимания и обучения, в повышенной импульсивности. Некоторые врачи относят СДВГ к психическим расстройствам, вызванным особенным функционированием головного мозга и проявляющимся в раннем детстве у детей с определенным темпераментом. СДВГ не бывает эпизодическим, как, например, такие психические заболевания как депрессия, эпилепсия и т.д., это не временное явление и совсем не дурной характер ребенка или плохое воспитание. Это заболевание, которое нужно корректировать и лечить.

В то же время от СДВГ нужно отличать возрастные особенности малыша, соответствующие нормам. Так, если ваш ребенок подвижен, активен, непоседлив и шаловлив в возрасте от 2-х до 5-ти лет, то совсем необязательно он страдает этим заболеванием. В младшем возрасте такое поведение детей адекватно. В этот период малыши еще не в полной мере умеют удерживать внимание на каком-то одном виде деятельности. А вот в ранние школьные годы подобные проявления должны вызывать беспокойство родителей. Жалобы учителей на поведение и успеваемость школьника также могут быть тревожными звоночками. В таком случае лучше перестраховаться и проконсультироваться у детского невролога или психиатра, который сможет грамотно поставить диагноз и назначить лечение.

Первыми признаки СДВГ у ребенка замечают родители и учителя. Но для диагностики этого расстройства нужно наблюдать ребенка не менее полугода. Важно также убедиться в том, что у маленького человека нет общего отставания в развитии или таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и других. Кроме того, подозрительные симптомы должны проявляться у ребенка в разных местах (дома, в школе, в обществе), и рассматриваться в совокупности. Если Вы подозреваете наличие СДВГ у ребенка старше 8 лет, у которого раньше подобных проблем не возникало, то, скорее всего, ваше чадо просто активно и энергично, и речь не идет о психическом нарушении.

Основные симптомы СДВГ у детей:

  • ребенку трудно сосредоточиться во время занятий или игр;
  • он легко отвлекается и не может выполнить задание до конца;
  • ребенок как будто бы не слушает, что ему говорят;
  • ребенок не может усидеть долго на одном месте, ерзает, бегает, совершает множественные движения ногами и руками;
  • ребенок отличается забывчивостью и невнимательностью;
  • часто теряет вещи;
  • не может ждать очереди в повседневной жизни и играх;
  • часто не дослушивает вопрос, перебивает в разговоре;
  • ребенок чрезмерно болтлив и импульсивен;
  • ребенок не организован.

Если детский специалист поставил Вашему малышу диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться! Родителям таких деток нужно научиться проявлять большое терпение и излучать спокойствие и умиротворенность в общении с ребенком. Нельзя ни в коем случае его ругать за проявление подобных симптомов, пытаться сломить его волю, наказывать. Детям с СДВГ показан организованный и продуманный распорядок дня, распланированные занятия и игры, кружки, связанные с творчеством (музыка, рисование и т.д.), легкие занятия спортом, не соревновательного характера.

При правильном лечении ребенка с диагнозом СДВГ, при выполнении всех рекомендаций врача, при регулярных занятиях с психологом поведение ребенка постепенно будет скорректировано в положительную сторону, а эмоции и темперамент взяты под контроль.

Сеть клиник «Медицентр» в Петербурге предоставляет весь спектр медицинских услуг на отделении педиатрии, в том числе по направлениям детская неврология и психология. Вы можете записаться с ребенком на прием к нашим детским специалистам для исключения или подтверждения диагноза СДВГ.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности?

Симптомы гиперактивного поведения:

несоблюдение правил и норм поведения

проблемы со сном

задержка и нарушения речевого развития и прочие.

Симптомы гиперактивности уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности. Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом — психологом, невропатологом.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Несколько рекомендаций помогут вам оптимально организовать жизнь гиперактивного ребёнка:

Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.

Задачи ставьте чётко. Гиперактивных детей отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.

Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.

Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.

Приучайте к режиму дня. Распорядок дня — основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спать (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.

Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.

Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность — не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как — нет.

Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).

Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

    Вы здесь:  
  1. Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ)

Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.

Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и отсутствие своевременной терапии может являться риск-фактором развития стойких невротических расстройств.

Причины синдрома гипервозбудимости у детей
Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.
Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».
Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.

Симптомы синдрома гипервозбудимости у детей
Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.
У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствова­ния, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.
Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат перемен­ный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.
У не­доношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).
В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.
Диагностика синдрома гипервозбудимости у детей
Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.
После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.
Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.

Лечение синдрома гипервозбудимости у детей
При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.
По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.

Гиперактивность у детей признаки

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервно-психического развития, характеризующееся нарушениями социального и коммуникативного функционирования, наличием специфических интересов и повторяющихся действий. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также является нарушением нервно-психического развития и проявляется снижением способности к концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью. РАС встречается в 1,5% случаев, СДВГ – в 7,2%. Оба этих расстройства чаще возникают у мальчиков, чем у девочек (соотношение 3 – 4 к 1). Часто они сопровождаются оппозиционным расстройством, нарушением поведения, тревогой и депрессией, особенно у подростков. Поэтому очень важно начать лечение как можно раньше, чтобы предотвратить развитие вторичных нарушений в психической сфере.

Диагностические критерии DSM-IV не учитывали того, что у одного пациента могут быть одновременно как РАС, так и СДВГ. Поэтому ранние исследования не принимали в расчёт таких пациентов, несмотря на то, что пациенты с РАС могут быть крайне невнимательны, гиперактивны, а пациенты с СДВГ могут иметь сложности с социализацией. 28% пациентов с РАС имеют коморбидный СДВГ, а более 70% пациентов с СДВГ демонстрируют симптомы аутизма.

По результатам многочисленных исследований можно предположить, что наличие у одного пациента и СДВГ, и РАС – это отдельно взятое психическое расстройство. Так, нарушение внимания более выражено у детей с РАС и с СДВГ, чем у детей только с РАС. Другие исследования обнаруживают, что у пациентов и с аутизмом, и с СДВГ больше нарушена адаптационная функция и значительнее снижен уровень жизни, чем у детей только с РАС или только с СДВГ. В случае коморбидности РАС и СДВГ назначение психостимуляторов может улучшить состояние функции внимания и снизить симптомы гиперактивности. Однако аутистические симптомы остаются без изменений.

Исследований, освещающих изменения головного мозга при коморбидных состояниях РАС и СДВГ крайне мало. Так, при изучении снимков головного мозга детей с РАС и детей с СДВГ были обнаружены биомаркеры этих заболеваний. Некоторые исследования обнаружили изменения объема головного мозга. Например, для аутизма характерен усиленный рост мозга в детском и подростковом периоде; при СДВГ, наоборот, объём мозга уменьшается. Префронтальная кора и базальные ганглии увеличиваются при РАС, а при СДВГ наоборот, уменьшаются. Мозжечок и мозолистое тело уменьшаются при обоих этих расстройствах. Но какие изменения происходят в мозге при коморбидности РАС и СДВГ? К сожалению, исследований, изучавших мозг пациентов, страдающих обоими заболеваниями, нет.

В декабре 2019 года в журнале Translation Psychiatry было опубликовано исследование Yoshifumi Mizuno и соавторов. Его целью было определить, какие структурные изменения встречаются, а также каким образом происходит развитие мозга в случае коморбидности РАС и СДВГ. Для этого результаты МРТ респондентов в возрасте от 5 до 16 лет, страдающих одновременно обоими расстройствами, сравнили с результатами МРТ респондентов из группы контроля (условно здоровые дети 5 – 16 лет).

В исследовании приняло участие 233 человека: 92 – экспериментальная группа, 141 – группа контроля. Большинство респондентов были правшами, кроме 10 человек из основной и 7 человек из группы контроля. В результате авторы не обнаружили достоверной разницы в объёме серого вещества головного мозга, коры, подкорковых структур, мозжечка у респондентов обеих групп. Также не было существенной разницы и в размерах базальных ганглиев, в частности прилежащего, каудального ядер, амигдалы, гиппокампа и таламуса. Респонденты с коморбидными РАС и СДВГ продемонстрировали меньший объём левой постцентральной извилины. Однако, данная тенденция не наблюдалась у подростков.

Ранее исследования докладывали об изменении объёма постцентральной извилины у людей с РАС или СДВГ. Причём некоторые из них сообщали об увеличении её величины, а некоторые наоборот, об уменьшении. Однако эти исследования были проведены на небольшой выборке респондентов. Новое же исследование включало большее число участников, а результаты были оценены только после статистической проверки.

Постцентральная извилина относится к соматосенсорной коре и, соответственно, принимает участие в выполнении соматосенсорных функций. Сенсорная функция как раз таки нарушена при аутизме. Интересно, что дети, с коморбидными РАС и СДВГ имеют больше проблем с сенсорными функциями, чем пациенты отдельно с РАС и отдельно с СДВГ – увеличение постцентральной извилины может говорить о повышенном риске таких нарушений. В дальнейшем изменение сенсорной функции может приводить к дефициту социального, коммуникативного функционирования, повторяющимся действиям, что характерно для аутизма и дефицита внимания. Следовательно, увеличение постцентральной извилины может являться ключевым звеном в процессе нарушения сенсорных функций.

В связи с тем, что разницы в размере постцентральной извилины у респондентов подросткового возраста из основной группы и группы контроля нет, то, возможно, состояние может улучшаться с возрастом, что характерно как для РАС, так и для СДВГ. И, возможно, эти улучшения связаны с восстановлением размеров постцентральной извилины.

Примечателен тот факт, что авторы не обнаружили изменений в мозжечке, префронтальной коре, мозолистом теле, базальных ганглиях, хотя ранние исследования докладывали об увеличении или уменьшении объёма этих областей при РАС и СДВГ. Возможно, это связано с тем, что патофизиология коморбидных РАС и СДВГ отличается от патофизиологии аутизма и гиперактивности, встречающихся по отдельности, и, следовательно, является самостоятельным нейрофункциональным состоянием. Более того, частота назначения метилфенидата детям с СДВГ отличается от таковой у детей с РАС+СДВГ. Метилфенидат увеличивает концентрацию дофамина и норадреналина в префронтальной коре и областях системы награждения, функция которых нарушена при СДВГ. При РАС+СДВГ происходят изменения в соматосенсорной области следовательно, данный препарат будет менее эффективен. Таким образом, если диагноз ставиться только лишь на основании клинической картины, то лечение не обязательно будет успешным. Собственно, об ошибочности диагностики заболеваний на основе симптоматики и непродуктивности лечения говорилось ещё в проекте Research Domain Criteria (RDoC).

Новое исследование имело ограничения. Во-первых, в исследование были включены только мальчики. Следовательно, его результаты нельзя перенести на генеральную совокупность. Во-вторых, многие респонденты находились на медикаментозной терапии метилфенидатом. Это могло повлиять на структуру головного мозга. Несмотря на это, данное исследование продемонстрировало новые результаты нейробиологии коморбидных РАС и СДВГ, а также сделало шаг на встречу усовершенствования терапии этих расстройств.

Автор перевода: Вирт К.О.

Источник: Yoshifumi Mizuno, Kuriko Kagitani-Shimono, Minyoung Jung, Kai Makita, Shinichiro Takiguchi, Takashi X. Fujisawa, Masaya Tachibana, Mariko Nakanishi, Ikuko Mohri, Masako Taniike and Akemi Tomoda. Structural brain abnormalities in children and adolescents with comorbid autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder. Translational Psychiatry.

Гиперактивность у детей признаки

В спомните своё детство: наверняка среди ваших одноклассников были те, кто ни секунды не мог усидеть на месте, ёрзал, получал постоянные замечания от педагогов, писал, как курица лапой, запинался на ровном месте, даже возле доски ухитрялся плясать чечётку. С большой долей вероятности можно сказать, что это были дети с СДВГ.

Гиперактивность у детей признаки

Чем гиперактивный ребёнок отличается от сверстников

  • С самого рождения малыш спит мало. Молодая мама (тут я с улыбкой вспоминаю себя), начитавшись книжек, знает, что младенец 3 месяца после рождения спит по 18-20 часов в сутки. Но моя дочка спала гораздо меньше, а сколько – я уже плохо помню от постоянного недосыпа.
  • Ребёнок начинает говорить поздно. В 3 года говорит слогами, в 4 – формирует предложения, но посторонние люди не могут разобрать его речь, настолько она несвязна.
  • У малыша повышенная двигательная активность, но при этом ни одно дело он не доводит до конца. Если это ваш первый ребёнок, то очень сложно разграничить активность и гиперактивность. Малыши любознательны, лезут везде, им всё интересно. Однако дети с СДВГ двигаются хаотично: начали собирать пирамидку – через 30 секунд бросили, переключились на мячик, на ходу отвлеклись на кота.
  • Такие малыши не могут сидеть спокойно на одном месте дольше 5 минут. Их не заинтересуют ни кубики, ни сортеры. А рассказывая какую-нибудь историю, ребёнок будет ходить кругами, как заводная кукла.

Гиперактивность у детей признаки

Смотрите на нашем YouTube-канале видео «Что делать, когда ребёнок бесит»:

Когда и к какому специалисту обратиться

Примерно после 3 лет, когда стало понятно, что речь у дочери развита плохо и никакие домашние методики развития мелкой моторики не помогают, мы обратились к логопеду. Сначала в детском саду – специалист ответил, что необходимо ждать ещё пару лет, всё может наладиться. Потом в частном центре. Потом нам порекомендовали обратиться к неврологу.

От врачей в поликлинике по месту жительства мы уходили растерянные и подавленные. Дочь по-прежнему плохо говорила, не умела вести себя в детском саду. Единственное, что ей давалось хорошо – это лепка из пластилина. Здесь педагоги её хвалили. Но гораздо реже, чем жаловались мне на её поведение.

Гиперактивность у детей признаки

По отзывам других мам я нашла невролога в частном центре. На осмотре дочь ходила босыми ногами по коврику, прыгала, считала, отвечала на вопросы, играла с предложенными игрушками. А затем врач рассказала мне, какие обследования необходимо пройти, чтобы исключить или подтвердить СДВГ и начать корректировать состояние ребёнка.

После невролога в течение нескольких месяцев мы прошли дефектолога и психолога. Начали выполнять рекомендации. Подключили плавание и массаж. Продолжали посещать сад.

Что ожидает ребёнка с СДВГ в школе

К первому классу дочери я знала, какие трудности могут подстерегать нас в учебном процессе, поэтому не питала особых иллюзий, что мой ребёнок станет отличником. Хотя гиперактивные дети способны учиться на пятёрки в начальной школе, но львиная доля затрат (моральных и временных) на учёбу в этом случае ложится именно на родителей.

Гиперактивность у детей признаки

  1. Не ждите, что гиперактивный ребёнок будет собран и сосредоточен в школе. Он начнёт терять сменную обувь, телефон, дневник, ручки. Про таких детей учителя говорят: «А голову ты дома не забыл?» При этом педагоги близки к истине: мысли у детей с СДВГ скачут с одного предмета на другой, они часто забывают, с чего всё, собственно, начиналось.
  2. У таких детей часто проблемы с письмом – дисграфия. Они пишут вкривь и вкось, игнорируя поля и строчки. Им нужно больше времени, чем сверстникам, чтобы поставить руку.
  3. Поведение. Если в детском саду воспитатели уже привыкли к особенностям ребёнка, научились гасить их взрывные истерики, то в школе всё начинается по новому кругу. Замечания, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроках, сыплются на родителей, как из рога изобилия.
  4. Гиперактивные дети совершенно не умеют прогнозировать, к чему приведут их поступки. Этим пользуются одноклассники: просят сделать какую-нибудь шалость, а сами убегают. Крайним остаётся тот, кто не сообразил, что к чему. Однако грамотный педагог способен пресечь такие ситуации.

Но гиперактивный ребёнок в первом классе – уже не тот трёхлетний малыш, с истерикой которого практически невозможно было справиться. Он более самостоятелен, способен ненадолго, но концентрироваться, хотя по-прежнему отстаёт от сверстников в части усидчивости и внимания. СДВГ – это особенность развития ребёнка, которая компенсируется с годами. И зачастую дети, которым в 4-5 лет ставили «гиперактивность», к концу школы уже ничем не отличаются от одноклассников – ни по почерку, ни по поведению.

Как родителям сохранить свой собственный ресурс

Тут действует «золотое правило»: в самолёте надевайте кислородную маску сначала на себя, потом на ребёнка. Родитель гиперактивного малыша должен быть спокоен и твёрд, как просроченный пряник. Лично мне помогли:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector