Как адаптироваться к садику

Родители, детям которых пришло время идти в детский садик, обычно испытывают целую гамму чувств: от умиления до приступов неконтролируемой паники. Но трудно и ребенку! Сделать так, чтобы каждое утро он шел в садик без капризов и с улыбкой на лице, вам вполне по силам.

Как адаптироваться к садику

Ксения Тон

психолог сети английских детских садов и школ English Nursery & Primary School

Мотивируйте себя

Еще до того, как ребенок впервые переступит порог детского сада, родители могут (случайно или намеренно) сформировать у малыша отношение к этому событию. Говоря в присутствии крохи: «Даже не знаю, как он там будет без меня!» или «Его всегда все обижают, и в садике наверняка все будет точно так же!», вы заранее программируете его на неудачу. Важно настроиться на позитивный лад! До 7 лет естественной потребностью ребенка является общение с людьми разного пола и разного возраста. Создание такого окружения — это большой труд, который не каждому родителю по силам. Кроме того, существует ряд требований, предъявляемых к дошкольнику для поступления в первый класс, и далеко не все мамы и папы обладают необходимой квалификацией и запасом терпения, для того чтобы помочь своему ребенку освоить нужные знания. Детский садик обеспечит малыша всем вышеперечисленным.

Мотивируйте ребенка

Если заранее начать говорить с ребенком о каком-то предстоящем событии, вовлекать его в подготовку, подробно рассказывать о происходящем, то, заинтересовавшись, малыш с удовольствием принимает участие в делах наравне со взрослыми. Объясните крохе, как в детском садике интересно, какие там красивые игрушки и сколько в группе таких же веселых малышей, как и он. Не забывайте говорить об этом регулярно на протяжении хотя бы нескольких недель (такой нехитрой мантрой вы и ребенка мотивируете, и себя успокоите).

Подготовьте почву

Только представьте: ни с того ни с сего рано утром мама вдруг разбудила вас, отвезла в незнакомое место, оставила в обществе чужих взрослых и десятка таких же, как и вы, ревущих испуганных карапузов и ушла на неопределенный срок! Чтобы избежать лишнего стресса, найдите время на знакомство с садиком заранее. Пройдите мимо него на прогулке и покажите ребенку, загляните ненадолго на площадку, узнайте, как зовут вашего воспитателя, и напроситесь «в гости» в удобное для педагога время, разрешите малышу осмотреться. Хотя бы однажды побывав «на местности», он будет чувствовать себя гораздо увереннее, когда придет время вернуться.

Если в садике есть адаптационная группа кратковременного пребывания (ГКП), постарайтесь туда попасть. Эти занятия как раз направлены на подготовку ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения. Обычно группа работает по гибкому графику: от 2 до 5 раз в неделю и от 2 до 5 часов в день — и поможет малышу привыкнуть к нововведениям в его жизни. Полезно будет также немного изменить режим дня будущего детсадовца: если обычно вы встаете в 11 утра, то с началом учебы подниматься по будильнику чуть свет малышу будет тяжело. Постарайтесь максимально подстроить свой день под расписание садика.

Как адаптироваться к садику

Смена привычного образа жизни является стрессом для ребенка любого возраста. В детском саду ребенок, мало того, что временно лишается внимания родителей, так еще и вынужден находиться в непривычной обстановке. Публикуем советы психолога по адаптации (приспособлению) ребенка к детском саду.

"Воспитатель не чиновник. А если он чиновник, то уже не воспитатель"
К.Д. Ушинский.

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

Смотрите также:

Как адаптироваться к садику

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

Дети 4-5 лет

Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.

С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.

У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.

Что делать воспитателю

С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели. Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда. Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей.

Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

Ошибки родителей

«Тот, кто уже не помнит собственного детства
совершенно отчетливо — плохой воспитатель». М. Эшенбах.

Для облегчения адаптации в детском саду, родители не должны:

  • Ругать ребенка за плач.
  • Пугать малыша детским садиком.
  • Плохо отзываться о воспитателях и садике.

Также родитель не должен обманывать малыша, уверяя его, что заберет его домой через 1-2 часа. Иначе ребенок получит еще один стресс, а доверие к матери будет подорвано.

Напоследок

Многие психологи рекомендует отдавать детей в садик после трех лет. Ребенок в 1-2,5 года еще очень привязан к матери. Перед устройством в садик рекомендуется пройти тест на готовность к садику.

Об авторе: детский психолог, опыт работы от воспитателя в детском саду до семейного психолога. Cотрудничаю с детским развивающим журналом "Рюкзачишка", телесериалом "Кулагин и партнеры".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Каждый ребенок, отправляясь в детский сад, проходит период адаптации. Адаптация детей к ДОУ – это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей и т.д. Каждому малышу необходимо время, чтобы принять эти условия.

Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. Адаптация ребенка к условиям ДОУ обязательна, так как в этом процессе малыш социализируется и учится следовать распоряжениям нянечек и воспитателей – обретает важные навыки, без которых в дальнейшем ему будет очень трудно находиться в коллективе.

Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?

В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако, эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:

  1. Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
  2. Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
  3. Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
  4. Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
  5. Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
  6. Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.

Степени адаптации ребенка к ДОУ

Время адаптации ребенка в детском саду зависит от многих факторов. Обычно мальчики переносят адаптацию несколько хуже, потому что мальчик 3-5 лет сильнее привязан к матери. Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации:

1. Легкая

В этом случае поведение и самочувствие малыша нормализуются в течение месяца. Он быстро привыкает к сверстникам и воспитателям, становится спокойным и позитивно настроенным.

2. Средняя

Эта степень требует от 20 до 40 дней. Эмоции малыша в это время нестабильны, он часто раздражается. Однако при должной поддержке родителей ребенок успешно проходит адаптацию.

3. Тяжелая

Тяжелая адаптация ребенка к условиям детского сада приводит к развитию серьезных заболеваний, что связано с ослаблением иммунитета. Малыш становится раздражительным и агрессивным, демонстрирует протест против пребывания в садике, часто кричит и плачет. Тихие дети могут стать сильно заторможенными, они выглядят подавленными и напряженными, а их подчинение просьбам воспитателя – пассивным. Тяжелая адаптация может длиться до 3 месяцев. Если и по истечении этого периода ребенок не привык к дошкольному учреждению, необходима помощь психолога.

Тяжело протекающий период адаптации ребенка к детскому саду обычно связан с одним из следующих факторов:

  • полное несовпадение привычного режима с режимом ДОУ;
  • отсутствие у малыша навыков гигиены;
  • отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
  • неспособность занять себя игрой;
  • наличие своеобразных привычек или особенностей развития, а также хронических заболеваний.

Условия успешной адаптации детей к ДОУ

Специалисты выделяют условия, при которых детям проще пройти адаптацию. Так, легче привыкают к садику те дети, которых родители начали заранее готовить к посещению дошкольного учреждения. Проще адаптироваться физически здоровым, самостоятельным малышам – под «самостоятельностью» здесь понимается умение хотя бы частично одеваться, соблюдать навыки гигиены, кушать ложкой.

Очень большое значение имеет режим. Если хотя бы за месяц до поступления в садик родители меняют режим так, чтобы он совпадал с режимом ДОУ, то ребенку будет проще привыкнуть.

Адаптация ребенка к ДОУ – рекомендации родителям и педагогам

Чтобы адаптация ребенка в детском саду проходила как можно легче, родители и воспитатели должны ему помочь. Основная задача родителей – создать для него бережную обстановку, убедить в безопасности и в том, что мама с папой всегда рядом, любят его и обязательно вернутся за ним.

В период привыкания важно не перегружать ребенка. Дома его должна окружать спокойная атмосфера. Очень важно чаще хвалить и обнимать малыша, а вот к капризам относиться более терпимо. По возможности, в выходные дни надо соблюдать тот же режим, который установлен в ДОУ.

Особо беспокойным детям можно дать в садик небольшую мягкую игрушку, она будет служить заместителем мамы. Обязательно нужно говорить с ребенком о садике – например, придумывать сказки о том, как персонаж отправился в садик впервые, как ему было страшно, но потом он подружился с другими малышами, а вечером за ним пришла любящая мама.

Адаптация детей к ДОУ для воспитателей означает, что им стоит поощрять любую познавательную активность малыша, стараться расширить круг его общения, побуждать знакомиться с другими детьми, но ни в коем случае не принуждать и не давить. Воспитатели должны помогать детям обращаться с игрушками, последовательно и доступно отвечать на все вопросы малышей, быть внимательными. Это укрепляет в детях уверенность в безопасности и облегчает адаптацию.

Как наблюдать за развитием детей в ДОУ?

Для этого удобно использовать программный модуль «Мониторинг развития ребенка» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он позволяет формировать статистику и отчеты по развитию и здоровью детей за любой период в соответствии с ФГОС ДО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector