Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенкаЕлена Анциферова врач-педиатр, кандидат медицинских наук

  • Таблетки для памяти
  • Развитие памяти у детей: упражнения для мозга

Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов. Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий. Эйдетика для детей — методика, подходящая школьникам любого возраста.

Таблетки для памяти

Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания. Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин. Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.

Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.

  • Мозгу нужна глюкоза — источник энергии. Чтобы восполнить ее недостачу, необходимо употреблять в пищу продукты, улучшающие память — бананы, картофель и виноград.
  • Естественные стимуляторы мозговой активности — витамины группы В. Они содержатся в злаковых культурах, молоке, печени и дрожжах.
  • В нежирном мясе, кунжуте и яблоках содержится железо, которое отвечает за нормальный уровень гемоглобина в крови.
  • Цинк и медь активизируют мышление. Они содержатся в цветной капусте, зернах подсолнуха и овсяной каше.
  • Лецитин отвечает за нормальный рост и развитие организма, он также нужен для обеспечения концентрации внимания и благоприятной работы мозга. Его основные источники: орехи, сельдь, яйца, сливочное масло.
  • Магний и кальций есть в сыре, авокадо, кунжуте и манго.

Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.

Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.

Развитие памяти у детей: упражнения для мозга

  1. Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга. Для этого возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.
  2. В течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу. Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.
  3. Делайте привычные дела по-новому. Любое нестандартное поведение формирует новые нейронные связи, а значит, улучшает работу мозга.
  4. Применяйте нестандартные подходы к обучению. Например, ребенок учит правило: «не с глаголами пишется раздельно». Предложите ему представить, что глагол – это футболист, а частица «не» — это мяч, который нужно отбросить.
  5. Учите с ребенком стихи и песни. Ключевые слова предложений можно нарисовать в виде ярких образов.
  6. При заучивании последовательности слов попросите ребенка придумать историю, в которой запоминаемые слова будут располагаться в нужном порядке. Такой способ отлично тренирует память и развивает фантазию.
  7. Психологи подтверждают, эмоционально окрашенные события запоминаются быстрее. Чтобы запечатлеть в своей памяти что-либо, проводите аналогии и создавайте ассоциации. Чем больше ярких образов, тем лучше.
  8. Новые английские слова и математические формулы записывайте на стикерах и развешивайте там, где вы обязательно наткнетесь на них взглядом.
  9. То, что вам особенно хорошо нужно запомнить, повторяйте перед сном.

Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

В современном мире дети буквально рождаются с планшетом в руках, и это одна из причин, почему проблемы с концентрацией внимания стали скорее правилом, чем исключением.
Неусидчивость, рассеянность, неисполнительность, чрезвычайная лень и невозможность сосредоточиться на одном объекте – с такими жалобами молодые родители все чаще приходят к психологам и нейропсихологам в специализированные центры развития.

Возможные психические причины возникновения проблем с концентрацией у детей

Первые признакипроблем с концентрацией внимания у ребенка могут проявляться в виде
нарушения социальной активности. Ребенок становится либо довольно замкнутым, либо, напротив, излишне гиперактивным.
Чаще всего первая симптоматика, на которую стоит обратить внимание родителям, появляется в возрасте от четырех до девяти лет, но может возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность и нарушение фокусировки внимания.

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения:

1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.

2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.

3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности. Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его.
Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях. Сосредоточенность – уже концентрация.

4) Отсутствие мотивации. Очень важно внедрять мотивацию в жизнь ребенка и максимально применять ее в разных обстоятельствах, но не прибегать к денежным эквивалентам награждения. Иначе получится, что Вы «торгуетесь» с ребенком. В качестве мотиватора можно использовать объект (например, игрушку).

Как развить концентрацию у ребенка?

1. Понаблюдайте за поведением ребенка.
Как он играет, что входит в его интересы. Это сугубо индивидуальный вопрос, и у каждого ребенка могут быть свои «самые любимые» развлечения. Сделайте упор на том, что ему нравится и где он успешен, и развивайте ребенка в этом направлении.
2. Важно сохранять терпение, внимательно выслушивать и не повышать тон. Выстраивайте конструктивные диалоги с ребенком.
3. Грамотно планируйте тайм-менеджмент. В течение дня у ребенка должно быть время как для отдыха/развлечений, так и для полезных занятий.
4. Постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Например, на рабочем месте не должно быть электронных гаджетов, если они не нужны для выполнения задания. На рабочем месте должен быть четкий порядок.
5. Уменьшите экранное времяпрепровождение ребенка. В дошкольном возрасте ребенок может проводить за «голубым» экраном не более 60 минут в день.

6. Мотивируйте и завлекайте, используйте интерактивные, игровые подходы к решению различных задач. Сделайте «полезное» интересным для ребенка.

7. Введите полезные привычки (утренняя гимнастика, наличие витаминов и минеральных веществ в рационе ребенка, прогулки на свежем воздухе и т.п.)
8. Обратитесь к детскому нейропсихологу, который проведет диагностику и составит индивидуальную программу по развитию функций внимания, в частности, концентрации.

Важная роль нейропсихолога в решении проблем с концентрацией внимания

Детский нейропсихолог – это клинический психолог, специалист, работающий непосредственно с функциями мозга ребенка, выявляя сильные стороны и воздействуя на слабые. Нейропсихолог работает с детьми при помощи различных методик, например, сенсомоторной коррекции и сенсорной интеграции, подбирая в каждом случае индивидуальную программу коррекционно-развивающих занятий. Применяя данные методы, специалист может эффективно справиться с различными трудностями и особенностями в функционировании нервной системы и мозговыми процессами, в том числе с проблемами с концентрацией внимания.

Каждому родителю хочется, чтобы его чадо было внимательным, успешным в садике или школе, усидчивым. В норме дети 4-5 лет должны быть способны концентрировать фокус внимания на протяжении 5-10 минут — в зависимости от выполняемого задания. Развитие концентрации у детей необходимо для эффективного обучения, для способности успешно выполнять поставленные задачи.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Перед тем, как повысить концентрацию внимания у ребенка, нужно понимать, что такое внимание, как оно возникает в детском возрасте. Это психический познавательный процесс, который означает избирательное сосредоточение восприятия на каком-либо объекте или ситуации. Это специфическое состояние сознания, при котором человек сосредотачивает все когнитивные процессы (мыслительные, восприятие, запоминание) на конкретном предмете.

Развитие концентрации внимания у детей происходит при соблюдении следующих правил:

  • правильная скорость обучения без продолжительных пауз для отдыха;
  • отсутствие раздражителей извне, которые привлекают неконтролируемое внимание и отвлекают — громкие звуки, комментарии, движения, яркие объекты;
  • ясные и понятные для детей инструкции по выполнению задания, на котором необходимо сосредоточиться.

Нельзя комментировать деятельность малыша, когда он находится в состоянии сосредоточения. Должны отсутствовать любые замечания или подсказки к выполняемой задаче. Для улучшения концентрации внимания у детей родителям рекомендуется знать об отвлекающих факторах. Препятствовать концентрации может чувство голода, тревоги, усталости, холода.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Как развить концентрацию у ребенка: упражнения и рекомендации

Задания на повышение сосредоточения не будут результативными, если ребенка принуждать их выполнять. Взрослые должны мягко направить, подтолкнуть к выполнению.

  1. Фиксация восприятия на дыхании. Малышу предлагают сесть в удобную позу на кровати, на полу или на кресле. Спина выпрямлена, руки спокойны, глаза открыты. Дыхание обычное, глубокое. Суть в том, чтобы следить за каждым своим вдохом и выдохом. В сознании возникнет много мыслей (про игрушки, мультики, сказки). Эти мысли следует отмечать, после упражнения рассказать о них, но в процессе выполнения не обдумывать их. Дети 4-5 лет могут сосредоточенно сидеть и следить за своим дыханием 3-4 минуты. В возрасте постарше это время увеличивается до 15-20 минут.
  2. Внимательный прием пищи. Суть в том, чтобы есть неспешно, описывая свои чувства и впечатления. Нужно составить список вопросов, на которые ребенок отвечает после упражнения: «какие ощущения вызывает у меня эта еда?», «как она пахнет?», «эта еда горькая, соленая, кислая или сладкая?», «она твердая или нежная, теплая или холодная?» и т.д.
  3. Парный контроль — один ребенок ищет ошибки в работе другого. Например, это можно провести на диктанте или сочинении. Наблюдая за неудачами других, человек учится на чужих промахах. Это способствует более внимательному отношению к собственной работе и ее результатам.

Для того чтобы развить у ребенка внимание и концентрацию, рекомендуется помнить о следующих моментах:

  • концентрация повышается, если ночной сон составляет 8-9 часов;
  • стимулирует внимание сокращение употребления сахара и увеличение протеина — следует давать детям больше мяса, яиц, орехов;
  • физическая активность влияет на мыслительные процессы;
  • рекомендуется оградить чадо от деструктивных факторов: громкой речи, голода, усталости, шума;
  • требуется уважение к личности ребенка, к его мыслям, желаниям и мнению;
  • в семье должна присутствовать гармония, уют, любовь между мамой и папой;
  • у младшего члена семьи должно быть свое личное пространство, своя комната.

Наблюдения за малышом помогут определить, в каких играх или в какой деятельности он наиболее успешен.

Высокая успешность — показатель высокой концентрации внимания.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Развивающие игры

Многие родители, интересуясь вопросом о том, как повысить внимательность и концентрацию у ребенка, забывают о важном моменте. Детский возраст — это период игр. Игровая деятельность наиболее присуща именно этому периоду жизни. Ребенку покажутся скучными монотонные «взрослые» задания для сосредоточения. Поэтому улучшить внимательность малыша поможет развивающая игра.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

«Какого цвета это слово?»

Суть в том, чтобы правильно назвать цвет, которым напечатаны слова. Механизм действия таков, что сосредоточение происходит на цвете букв, а не на слове, обозначающем цвет.

«Запомни игрушку»

Перед ребенком разложено несколько игрушек или других предметов, которые ему нравятся. Для 5-6 лет достаточно 6-7 небольших объектов. Малыш должен внимательно посмотреть на них и запомнить. Далее он отворачивается и называет увиденные игрушки, указав их расположение. Затем он поворачивается и проверяет правильность названых предметов.

«Запрещенное действие»

Выбирается одно движение, которое нельзя делать. Дети стоят лицом к ведущему и повторяют те действия, которые им показывают. Ведущий показывает обычные движения, среди которых должно быть запрещенное. По ссылке видео с колготками https://xn--m1abbbg.me/kolgotki . Девушки в колготках и чулках трахаются. Тот, кто случайно повторил запрещенное, проигрывает. Побеждает тот, кто остался.

«Где чей дом?»

Задание для маленьких детей, возрастом 3-5 лет. Предлагается рисунок, на котором изображено 7 разных животных, каждый из которых бежит в свой домик. Линии соединяют зверюшек с их жильем. Задача в том, чтобы указать на домик каждого животного, не проводя пальцем или ручкой по линиям.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Для улучшения сосредоточения актуальны и уже готовые развлечения для детей: паззлы, мозаики, настольные бумажные игры, кроссворды, игра «найди отличие». Все перечисленные варианты помогают детям повысить способность концентрироваться на более длительное время, ставить перед собой цель деятельности, составлять мысленный план действий. Такие веселые и увлекательные развлечения не воспримутся как сложная работа.

Anna Ivanova

Детская рассеянность — нормальное явление: ребёнок сосредотачивается только на том, что ему интересно. Играл, услышал мультик из другой комнаты, побежал смотреть — игрушки, естественно, не прибрал ни сразу, ни потом. Дал другу в детском садике машинку поиграть, пришёл папа — счастье, праздник, про машинку вспомнил только дома. Это нормально: ребёнку сложно удерживать внимание на том, что его в данный момент не интересует. С возрастом проблема исчезнет сама собой… или нет?

К сожалению, в школьные годы ситуация только усугубляется. Подростку, который не умеет концентрировать внимание, сложно учиться: он не сможет сосредоточиться на материале, а значит и понять его. А ещё ребёнок продолжает забывать про уроки и вещи, опаздывать. Потому что чем старше класс, тем больше моментов требуют внимания, а школьник и так уже не справлялся.

Что делать, если подросток невнимательный?

Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.

Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.

Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах. Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным. В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.

Стремление играть на службе образования

Прежде чем начать развивать внимание, подготовьтесь. Превратите занятия в подобие компьютерных RPG: составьте шкалу прогресса, разбейте её на «уровни персонажа», введите систему достижений и ключевые точки с наградами.
Такой формат тренировок мотивирует и помогает добиться результата. Игровая система подходит и для других занятий, и для обычных уроков.

Упражнения для развития внимания

Но одной системы мало, вам нужны уровни — упражнения для развития внимания. Мы выбрали для вас пять базовых, каждое из которых не требует ничего или практически ничего (кроме чуточки вашего времени и желания).
Главное, принимайте участие в занятиях. Ребёнку (в любом возрасте) важно видеть, что родители его поддерживают. А стремление получить от вас похвалу — еще один отличный стимул.

Упражнение 1: Запомни картинку

Классическое упражнение на развитие внимания: открываете перед подростком книгу с какой-нибудь иллюстрацией и просите запомнить, что на ней изображено. Через 30 секунд берёте книжку так, чтобы ребёнок не видел, а он пересказывает картинку. Чем больше элементов запомнил, тем лучше.

Кстати, у этого упражнения много разных вариантов — чтобы ребёнок не заскучал, советуем их чередовать. Например, можно вместо книги дать подростку на запоминание какой-нибудь обычный предмет: пенал, наушники, вазу с полки — что угодно. А потом спрашиваете о деталях: какого цвета рисунок на вазе? Молния на пенале металлическая или пластиковая?

А еще, если вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, можно подбирать картинки по его увлечениям. Например, разбирать детально костюмы супер-героев или персонажей любимой игры. Скорее всего, ему это понравится больше, чем абстрактные картинки или наушники, а пользы от этого будет столько же.

Упражнение 2: Что вокруг?

Теперь переводим внимание ребёнка с картинки на реальный мир. Попросите подростка запомнить, что лежит на столе — дайте на это около минуты. Потом отверните его от стола, и пусть ребёнок расскажет, что и где находится. Постепенно упражнение можно будет усложнять: добавлять новые предметы, запоминать не только саму вещь, но и её расположение и т. д. За каждую новую ступень выдавайте «достижение» и награду.

А если дома скучно, можно перенести упражнение на улицу. Запоминайте детали в кинотеатре, музее, кафе или магазине. Можете соревноваться в том, кто заметит больше интересных вещей.

Упражнение 3: Чего не хватает или что изменилось?

Следующая ступень: ребёнок запоминает, что лежало на столе, а потом вы — так, чтобы он не видел — убираете один или несколько предметов. Нужно как можно быстрее назвать, чего не хватает. Усложнённые варианты: указать, где лежал отсутствующий предмет, описать его более подробно.

К этому упражнению можно подключить и мужа: пусть попробует заметить, что изменилось в вашей внешности, и вспомнить цвет лака на ногтях, который был на прошлой неделе. Мальчикам-подросткам такая тренировка тоже пойдет на пользу.

Упражнение 4: Скоростной опрос

Это занятие помогает развить способность концентрироваться не на каком-то физическом предмете, а на определённом занятии. Правила просты: вы готовите вопросы, на которые ребёнок точно знает короткий ответ, а потом быстро их задаёте. Ответил? Сразу следующий вопрос, без пауз.
Вопросы могут быть самыми разными — главное, старайтесь учитывать и школьную программу, и интересы подростка. Например, вот так:

  1. Самый глубокий океан? (Тихий)
  2. Самый популярный блогер, которого ты смотришь? (Уточните заранее, при случае)
  3. Как называется домик из веток? (Шалаш)
  4. Кто поёт эту песню?

И так далее. Вам нужно добиться того, чтобы ребёнок полностью сконцентрировался на игре и отвечал максимально быстро.

Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения в один файл. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать внимание.
[/aligned-text]

Это упражнение можно сделать еще более полезным, если модернизировать его под школьную программу. Вместо абстрактных вопросов, подготовьте вопросы по параграфу, который нужно выучить к следующему уроку.
Вы просматриваете параграфы самостоятельно и делаете по ним викторину: готовите несколько вопросов, на которые можно ответить в одно слово. Например, если учили географию, то получится: «Самая известная гора Японии? — Фудзияма!».

За каждый правильный ответ выдаёте бонусные баллы. А баллы потом обмениваете на что-нибудь важное и ценное: карманные деньги, сладости или разрешение пойти на концерт любимой группы.

Упражнение 5: Из песни слова не выкинешь

Рассказываете подростку короткое стихотворение или поёте песню. Потом повторяете, но убрав из текста одну строчку. Задача ребёнка в том, чтобы понять, какой именно строчки не хватает и где она была. Начать можно с хорошо знакомых произведений, постепенно переходя на всё более сложные задачи.

Как построить занятия?

Чтобы ребёнок не переутомлялся, занимайтесь по 15–20 минут в день — этого вполне достаточно. Через несколько недель вы увидите, что подросток стал более внимательным.

Можно начинать с упражнений на развитие внимания домашнюю работу, можно встраивать их в будничные дела — например, играть в «запомни картинку», пока едете домой. А еще упражнения можно комбинировать с упражнениями для тренировки памяти и заниматься не каждый день, а 2–3 раза в неделю по 25–35 минут.

Главное, не заставляйте ребёнка работать над собой, а увлекайте тренировками.

«Витаминный комплекс для детей с ГЛИЦИНОМ SP» — это детский поливитаминный комплекс. В его составе насчитывается 13 витаминов, а также аминокислота глицин.

Данная аминокислота содержится в каждой клетке организма. В большей степени ей богаты нервные клетки, расположенные в головном мозге. Глицин оказывает антистрессовое действие на организм, улучшает память, приводит нервную систему в норму в период интоксикации, переутомления и возбуждения.

К числу наиболее важных свойств аминокислоты также можно отнести отсутствие каких-либо противопоказаний и побочных эффектов. Это обусловлено тем, что глицин является привычным для нашего организма. Мы усваиваем его вместе с пищей, а наши клетки постоянно синтезируют его из других аминокислот. При недостаточном уровне глицина в детском организме, а также при недостаточном и нестабильном синтезе глицина может появиться восприимчивость к психоэмоциональным расстройствам.

Обеспечение организма глицином в достаточном количестве позволит значительно ослабить психоэмоциональные реакции, а действия ребенка в ответ на сильный раздражитель становятся более спокойными и уравновешенными. Уровень агрессивности снижается, а само поведение становится более адекватным и разумным. Глицин помогает нормализовать процесс засыпания человека, а сон делает глубже. Также препарат оказывает ноотропный эффект, который проявляется в повышении уровня внимания человека, положительным влиянием на процесс его обучения и усвоения новой информации, увеличение скорости произведения математических операций и реакций в сфере физиологии.

В состав комплекса входят витамины, без которых невозможно обеспечение нормального обмена веществ. Глицин необходим детскому организму для нормализации процесса метаболизма.

«Витаминный комплекс для детей с ГЛИЦИНОМ SP» рекомендуется принимать вместе с пищей. Ведь именно она является первоначальным источником витаминов и аминокислот. Витаминный комплекс компенсирует недостаток этих компонентов, нормализует обмен веществ в организме, который часто возникает при гипервозбудимости и умственном переутомлении у детей.

Многократно доказано, что «непоседы» после его приема успокаиваются. Желание бегать, прыгать и переворачивать все вокруг сменяется стремлением рисовать и читать. У школьников улучшается память, сон становится более здоровым, а уровень раздражительности и нервозности снижается. Поэтому этот комплекс рекомендуется детям, которые проходят период адаптации к школьным занятиям. А также тем, кто готовится к важной контрольной или экзамену.

Данный витаминный комплекс назначается детям в возрасте от 4 до 12 лет . Принимать его необходимо один раз в день во время или сразу же после еды. Таблетку перед приемом необходимо растворить в воде объемом примерно 150мл. Если раствор покажется недостаточно сладким, то можно добавить сахар.

Важно отметить, что комплекс не содержит в составе подсластители, красители и консерванты.

Хотите повысить успеваемость ребенка в школе? Контролируйте уровень СО2 в классе!

Как улучшить внимание у школьников? Как повысить успеваемость ребенка в школе? Как избавиться от рассеянного внимания у детей? Эти вопросы задает себе, наверное, каждый родитель. Сегодня мы дадим на них ответ с точки зрения современной науки.

С точки зрения науки, внимание – это физиологический процесс, в результате которого в коре головного мозга происходит возбуждение определенного участка. Он соответствует тому предмету или явлению, на котором в данный момент сосредоточен человек. При этом происходит торможение других участков мозга, что не позволяет мозгу переключаться на другие предметы и долгое время сохранять концентрацию на выбранном объекте. Это, что касается физиологического аспекта внимания. Другими словами, внимание – это сочетание процессов возбуждения определенного участка мозга, обрабатывающего информацию об интересующем объекте, и торможения других участков.

Внимание – это рефлекторный процесс и одинаково функционирует, как у взрослых, так и у детей. Способность продолжительное время сохранять внимание на нужном объекте является, в значительной степени, залогом успеха любой деятельность, в том числе успешного обучения в школе. Поэтому если хотите повысить успеваемость, исключите все факторы, снижающие внимание, т.е. факторы рассеянного внимания у детей.

Невнимательность детей или, по-другому, рассеянность внимания является обратной стороной концентрации внимания. Концентрация внимания – это способность сознательным усилием воли поддерживать возбуждение определенного участка мозга за счет сосредоточенности на нужном предмете. Поэтому отвечая на вопрос, как повысить внимание у детей, необходимо, в первую очередь, улучшить способность к концентрации внимания.

Возбуждение нужного участка мозга будет тем, сильнее, чем интереснее и ярче изучаемый предмет, чем сильнее развита у ребенка способность к произвольной концентрации внимания. При этом существует еще одна важнейшая причина невнимательности детей на уроках, о которой часто забывают – это неблагоприятный микроклимат. Что сюда можно отнести? Некомфортную температуру в классе, неправильную влажность, уровень освещенности и уровень углекислого газа в воздухе. На последнее редко обращают внимание, однако контроль уровня углекислого газа в воздухе наиболее простой способ повышения внимания школьников и улучшения их успеваемости на уроках. Более того, повышенное содержание углекислого газа в классе — это наиболее частая причина рассеянного внимания учеников на уроках.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенкаСогласно эксперименту ученых из Мидлсекского университета (Великобритания) при превышении уровня СО2 в воздухе выше 800 ppm внимательность снижается на 30%. А теперь представьте насколько повышается уровень углекислого газа в воздухе в классе в течение урока, если там находится 25 учеников при закрытых пластиковых окнах, которые полностью исключают приток свежего воздуха. Поэтому нет ничего удивительного, что к концу урока ученики становятся вялыми, апатичными, их внимание рассеивается, и они не могут сконцентрироваться на объяснениях учителя. Более того, при превышении уровня СО2 в воздухе выше 1000 ppm у детей появляется головная боль, сонливость, слабость. Ни о какой высокой успеваемость тут уже не может быть и речи. При уровне СО2 выше 1200 ppm снижается активность нейронов мозга, уменьшается возбуждение участков мозга, а, как мы помним, для концентрации внимания необходимо сильное возбуждение соответствующего участка мозга, а углекислый газ подавляет это возбуждение.

Контроль содержания углекислого газа в воздухе класса – это наиболее простой и быстрый способ улучшить внимание школьников, а соответственно и их успеваемость. Сделать это можно при помощи измерителя-сигнализатора температуры, влажности и уровня СО2 EClerk-Eco-RHTC, выпускаемого нашей компанией. С ним учитель всегда будет видеть текущий уровень СО2 и вовремя проветривать класс для его понижения.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Часто взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Статья:

В последнее время все чаще у родителей и педагогов, работающих с детьми, появляется беспокойство, связанное с развитием внимания современных школьников. Часто взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, да и в начале школьного, ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, частой смене деятельности.

Одной из основных задач, стоящей перед учителем начальной школы является четкое планирование своей работы по организации внимания детей. Одним из условий поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, вызывало интерес.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которое охватывает сознание ребенка. У младших школьников объем внимания не превышает 3-4 объектов. Маленький объем внимания не дает ребенку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Так, объем внимания очень важен на уроках математики, благодаря ему, школьники способны удерживать в сфере повышенного внимания содержание и условия задач, вопросы, задания и примеры устного счета.

Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Это говорит нам о том, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно превышать более 7 минут. Часто при объяснении учебного материала я замечаю, что ученик вроде бы слушает меня, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. В этой ситуации специалисты советуют на несколько секунд прервать объяснение материала и попросить учащихся задать себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания, как правило, возвращается.

Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Например, это свойство младшие школьники используют:

при выполнении комментированного письма ( ученик должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма);

при проверке собственных работ (ученик должен читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным в своей тетради);

при проведении математических диктантов и пр.

Как мы видим, распределение внимания очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако, нужно помнить что оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. Поэтому в учащиеся 1-го класса, давая ответ у доски, способны сначала сказать, а лишь потом написать предложение. К 8 годам становится нормой распределение внимания на 2 учебных объекта, если одно из необходимых действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Поэтому, если у школьника автоматизировался процесс письма (т.е. ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Л.С. Выготский объяснял частое переключение внимания младших школьников неумением детей четко ставить перед собой цель. Значит, чтобы развивать это свойство необходимо учить детей ставить цель. Из-за частого переключения внимания детям очень трудно достичь какой-либо цели, например, на уроке математики это будет мешать ребенку постоянно: не закончив решение задачи, он будет вычислять значения выражений.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует о развитии у него самоконтроля.
Различные свойства внимания – его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

В этой связи можно выделить специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые ниже задания и игры могут использоваться в коллективной и индивидуальной работе с учащимися с целью профилактики невнимательности, повышения уровня развития внимания и успеваемости. (Приложение)

Список использованной литературы.

Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. — Просвещение, 2003г.

О.Машталь Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб., 2008

Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. – Москва, 2009 г.

Автор: Росточек —

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Память – это важнейшая часть интеллекта. Если она плохая, человек будет всю жизнь испытывать определенные трудности в жизни.

Самое лучшее время для развития и улучшения памяти – это детский возраст. Именно в этот период жизни необходимо обеспечить малышу все необходимые условия для развития внимания и интеллекта. Определить, какие методики будут эффективны для вашего ребенка, поможет консультация педиатра.

Упражнения

Хороший результат дают специальные упражнения для развития интеллекта. Они улучшают память, внимание, в результате улучшается вся мозговая деятельность.

Наиболее эффективны следующие задания для детей:

  1. Малышу дают лист с набором слов и полминуты на их запоминание. После этого он по памяти должен воспроизвести их.
  2. Ребенку полминуты показывают картинку, которую он затем должен воспроизвести по памяти. Начинать нужно с простых рисунков и постепенно усложнять задачу.
  3. Ребенку называют предмет, а он должен описать его по памяти. Естественно, выбирать нужно только те предметы, которые малыш хорошо знает.

Этот витамин не растворяется в воде и не разрушается под воздействием высоких температур. Для чего детям нужен витамин Д?

Развивающие игры

Для детей младшего возраста наибольший эффект дает тренировка внимания и развитие интеллекта в игровой форме. Выполнять специальные развивающие упражнения малышам скучно и тяжело, а вот игры – это то, что нужно в их возрасте.

Вот некоторые игры, которые повышают уровень интеллекта у малышей:

  1. Лабиринт. Это классический вид развивающих игр, когда нужно пройти из точки А в точку Б по запутанным ходам и тупикам. Помимо умственных способностей данная игра развивает у ребенка усидчивость и внимательность.
  2. Развивающие мультфильмы. Сегодня есть много специализированных мультиков, которые помогают развивать интеллект. Малыш с интересом следит за приключениями героев и с удовольствием помогает им решать головоломки и задачи.

Помимо специальных упражнений и развивающих игр существует ряд дополнительных факторов, которые помогают добиться нужного результата.

К таким факторам относят:

  • правильное питание;
  • физическая активность;
  • нормальный сон;
  • прием витаминов;
  • поддержка родителей.

Если гармонично сочетать все вышеперечисленные методики и факторы, то результат будет виден уже через пару недель. Хорошая память и высокий интеллект помогут малышу добиться успеха в жизни и стать полноценным членом общества.

Здоровья Вам и Вашим детям!

К Вашим услугам консультации и лечение опытными педиатрами.

Как повысить внимание и концентрацию у школьника у ребенка

Умение концентрироваться, т.е. сосредотачивать усилия на конкретной цели и выделять главное, поможет ребенку более качественно подготовить домашнее задание, продуктивно работать в классе, собраться перед выступлением, да и просто быть более успешным. В статье рассказывается о том, как научить ребенка концентрировать свое внимание.

Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.

Бесполезно повторять ребенку «Сконцентрируйся!», если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает «сосредоточиться в центре», и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.

Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе. Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе. Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.

Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.

Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время. Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я. который час. что я должен сейчас делать. Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо. Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).

Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.

Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место). Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание. Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.

Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.

Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться

Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:

  • Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
  • Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
  • Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
  • Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.

Советы:

  • Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
  • Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
  • Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.

Техника: экспресс-концентрация

Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:

  • Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
  • Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
  • Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.

Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.

Об авторе: Мария Михайловна Сагайдачная, педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Использованная литература: Е.Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!», Изд-во «Питер», 2012 г.)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector