Как учить ребенка математике

Психологи и педагоги утверждают, что мозг ребенка готов к запоминанию счета уже в двухлетнем возрасте. В это время малыш способен к порядковому счету от одного до десяти. К трем-четырем годам ребенок начинает считать осознанно, а делать это в уме он может только с четырех-пяти лет. Чем раньше вы поможете своему чаду осознать силу цифр — тем проще ему будет в школе.

Как учить ребенка математике

А теперь перейдем к правилам, которых нужно придерживаться во время занятий математикой.

1. Системность.

Если вы поставили себе цель научить ребенка считать, то включите занятия по математике в ежедневный список своих дел. Понятно, что напоминание о цифрах раз в месяц не даст никакого эффекта. В данном случае важна система — занятия должны проводиться регулярно. При этом не нужно утомлять малыша многочасовыми уроками, вполне достаточно будет уделить математике 20−30 минут в день (если ребенок устал, нужно сделать перерыв).

2. Спокойствие и только спокойствие.

Если вы не готовы попрощаться с эмоциями, то лучше бросить идею о самостоятельном обучении счету. Ведь в этом деле главным помощником будет терпение и спокойствие педагога. Если вы объяснили 10 раз одно и то же, но ваш маленький ученик так ничего и не понял — не отчаивайтесь и не указывайте ему на неудачу. Отвлеките его внимание и займитесь чем-нибудь другим — поиграйте в прятки или прогуляйтесь. Как только и вы, и малыш успокоитесь — приступайте с новыми силами к изучению нужного раздела.

3. Интерес приумножит прогресс.

Занятия по математике должны стать для ребенка праздником. Это же не монотонные пары в институте или скучные уроки в школе. Здесь все должно быть в игровой форме — ярко, весело, динамично. Придумывайте разные схемы занятий, пробуйте необычные методы, чтобы заинтересовать малыша. Не сидите все время за столом — это утомит ребенка, он потеряет внимание к предмету. Изучайте счет в подвижных играх, просите малыша написать цифры на доске, разучивайте стишки о математике

4. Повторение для закрепления.

Каждое занятие старайтесь уделить хотя бы пять минут на повторение уже пройденного материала. При этом следите, чтобы ребенок не бездумно зубрил предмет, а понимал его. Полезно возвращаться к изученной теме в контексте более сложных задач.

5. Из чего состоит урок.

Наполнение урока зависит от возраста и уровня развития ребенка. Учтите, что ваш юный ученик должен понимать разницу между числом и цифрой. Когда мы говорим о цифре, то подразумеваем символы, обозначающие количество — 5, 7, 9. Если же мы употребляем слово «число», то имеем в виду количество объектов.

Начните учить с ребенком сначала счет до пяти. Это можно делать как в обстановке урока, так и между делом. Считайте проезжающие автобусы, деревья, игрушки. Попросите малыша помочь накрыть вам на стол — пусть посчитает, сколько нужно тарелок. Покажите ему пользу счета — ведь теперь он сможет без труда разделить конфету, чтобы угостить маму и папу.

На уроках занимайтесь по карточкам. На них должно быть изображено разное количество животных, фруктов, игрушек Пусть ребенок пересчитывает их — таким образом, он осознает, что такое счет. Как только этот этап пройден, переходите к изучению цифр. Ученик должен понять, что цифры обозначают количество определенных предметов. Несколько объектов всегда обозначаются одной цифрой.

Для того чтобы малышу было интересно учить цифры, приобретите магнитный набор цифр — пусть лепит магниты на холодильник или специальную доску. Не скупитесь и на обычные карточки, где на одной стороне нарисованы предметы, а на другой их число обозначено цифрой. Купите специальное пособие для раннего изучения математики — занимайтесь по нему, в подобных изданиях немало интересных заданий.

Как только ваш ребенок освоил цифры от одного до десяти — вводите понятие «ноль». Объясните, что оно обозначает то, чего нет. Пусть ученик попробует сосчитать то, чего нет: «У нас было три яблока, мы их съели, сколько осталось? Ничего — это означает «ноль».

Смотрите, чтобы ваш ребенок не просто зубрил цифры, а понимал предмет. Попробуйте научить его считать не только до пяти-десяти, но и в обратном порядке. Дайте задание найти недостающую цифру между двумя. Попросите ребенка ответить, какая цифра стоит после семи, а какая до четырех

Если ваш ученик усвоил счет до десяти и цифры, то можно начинать изучать сложение и вычитание. Обратите внимание малыша на то, что слова «забрать», «отобрать», «потерять» обозначают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание. Объясните, что слова «добавить», «принести» говорят об увеличении, то есть сложении. Важно, чтобы ребенок понимал, в каких случаях предметов становится меньше, а в каких больше. К примеру, у того, кто дарит мячики, их становится меньше. А у того, кто взял подарок, мячиков стало больше.

Ребенку будет гораздо проще понять сложение и вычитание, если вы будете визуализировать этот процесс. Возьмите карандаши и покажите на них, что означает «отнять», а что «прибавить». Пусть сначала ребенок освоит вычисления в пределах десяти. После победы над этим этапом прибавляйте к десяти по одной цифре, акцентируйте внимания ребенка на эту цифру в быту. Важно проговаривать вычисления вслух — нужно показать ребенку, как они выглядят, как звучат и что означают.

Старайтесь сами подходить к процессу обучения с удовольствием, ваш ребенок обязательно это заметит и будет постигать страну цифр с радостью и энтузиазмом.

Если ребёнок плохо считает, его нужно правильно научить этому навыку. Несмотря на наличие всевозможных устройств, помогающих людям производить всевозможные математические действия, навык счёта в уме остаётся актуальным. Владение подобными приёмами позволяет организоваться в различных жизненных ситуациях, положительно влияет на имидж, является демонстрацией интеллектуальных способностей.

Навык быстрого счёта в уме можно развить в любом возрасте, но лучше уделить внимание развитию этой способности в раннем детстве. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка считать в уме.

Польза от счёта в уме

Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

  • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
  • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
  • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
  • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
  • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

Как учить ребенка математике

Лучший возраст для начала обучения

Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

Следует выделить три важных аспекта:

  • способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
  • знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
  • постоянные тренировки.

При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

  • установить четкие правила;
  • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
  • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

  • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
  • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
  • счёт порядковый и количественный;
  • изучение состава числа.

Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

Как учить ребенка математике

Эффективные методики обучения счёту в уме

Обучение ребёнка устному счёту – очень важная вещь в процессе развития детей. В этом могут помочь различные программы:

  • Методика Полякова. Сергей Поляков, советский и российский инженер, посвятил более 10 лет тому, чтобы как можно раньше обучить детей техникам чтения и счёта. Его способ состоит в том, что сначала учат ребят считать до десяти и просят их запомнить итоги всех вариаций на плюс и минус. То есть, отрабатываем действия. Затем дошкольники учатся складывать и вычитать в уме двузначные числа. В данном случае им необходимо понять и запомнить способы, как складывать и вычитать в других десятках.
  • Программа Монтессори. Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, много лет посвятила системе обучения детей. Данная программа основывается на эмпирических и игровых формах работы с детьми. Материалы, которые используются в обучении, должны быть удобны в применении и иметь яркие картинки, чтобы ребёнку нравилось заниматься. Также детям необходимо на практике применять полученные знания.
  • Ментальная арифметика – логически продуманная, эффективная методика обучения быстрому устному счету является ментальная арифметика. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте, когда мозг гибкий, способный к образованию новых нейронных связей.

Для обучения ментальной арифметике используется абакус – древние счёты. Первые тренировки – это умение производить действия, используя костяшки. Последующие – отказ от реального счётного инструмента, замена его ментальной картинкой. Преподаватели учат работать два полушария мозга одновременно.

Мысленная визуализация вычислений – эффективный тренажёр, дающий поразительные результаты. Дети осваивают навык быстрого устного счёта в уме, учатся концентрировать внимание, овладевают специальными алгоритмами вычислений, которые впоследствии рационально используют в нужный момент.

Как учить ребенка математике

Методики обучения в разном возрасте

Обучить ребёнка устному счёту можно с помощью разных способов. Все они зависят от возраста детей:

Нужно ли преподавать математику детям с самого раннего детства или это бессмысленно и лишний раз напрягает ребёнка и лишает его детства? Многие родители переживают, что, занимаясь с ребёнком по сложным взрослым дисциплинам, таким как математика, ребёнок будет перенапрягаться и в итоге потеряет счастливые минуты детства. Так ли это? Давайте попробуем разобраться в этой статье.

Математика как способ развития мозга

Все ученые сходятся во мнении, что в период от нуля до шести лет очень важен для ребёнка. Именно в этот период формируется характер и привычки человека, которые будет следовать за ним всю его жизнь. Поэтому, приучая ребенка к мыслительного процессу, вы тренируете его мозг и готовите его к взрослым задачам и дальнейшей социальной адаптации в том числе.

Почему именно математика помогает столь эффективно в развитии ребёнка

Математика как эталон логических дисциплин позволяет развить аналитическое, пространственное и комбинаторное мышление ребёнка. Поэтому любые развивающие игры с использования цифр и законов математики, логики и комбинаторики приучают его к решению нестандартных задач и умению аналитически мыслить, анализировать задачи.В головном мозге строятся многочисленные нейронные связи, тем самым тренируя его «серое вещество».

На сегодняшний день в интернете можно найти большое количество удобных тренажеров и развивающие игры для детей 5 лет.

С легкостью можно найти учебники по математике для дошкольников и учебники для детей даже более раннего возраста.

Только ли математика нужно в раннем детстве?

Конечно, следует уделять внимание также творческим способностям ребенка. Изобразительное искусство, лепка не менее важны. Не стоит забывать про физическую активность, которая у ребёнка должна присутствовать в должном объеме.

Нельзя утверждать, что только занятия по математике позволяют развивать вашего ребёнка, но можно быть уверенным, что благодаря логическим задачам быстрее и проще произойдет процесс адаптации ребенка в школе и в дальнейшем во взрослой жизни.

Подведем итоги

Безусловно, ребёнком нужно заниматься в детстве т стараться максимально дать ему знания и объём, которые помогут ему в школьной жизни и в дальнейшем обучении. Математика — это дисциплина, которая будет изучаться на протяжении всего среднего образования и как минимум на первых двух курсах высшего учебного заведения.

Более того, математика как наука о логике и её продолжение в виде алгебры, геометрии и стереометрии позволит вашему ребенку развить свои аналитические навыки и поможет ему в дальнейшем обучении по любой дисциплине.

Лучший ответ на вопрос, как научить ребёнка математике, опирается на тот же фундамент, что и любое обучение малышей. В детстве восприятие всех людей очень избирательно. Как и мы сами много лет назад, современные дети эффективно и быстро осваивают лишь то, что их сильно удивляет или активно увлекает необычной подачей.

Предлагаем вам две игры, которые легко сделать своими руками. Они позволят вам воочию убедиться насколько просты многие любопытные способы, как научить ребёнка математике.

Решаем примеры, подбирая пришепкиКак учить ребенка математике

Для изготовления вам понадобятся:

  • Прищепки деревянные, бесцветные
  • Палочки для мороженного (или медицинские шпатели из ближайшей аптеки)
  • Ручка, или тонкий спиртовый маркер
  • Краски акриловые разных цветов

Как изготовить игру:

Если палочки не покрашены, или вы воспользовались шпателями, покрасьте их в яркие, но не агрессивные цвета.

Пишем на палочках по одному примеру на математические действия, пропуская одну из цифр. Например, примеры для сложения внутри первого десятка: 1+ ___ = 10; 2 + ___ = 10 и т.п.

Как учить ребенка математикеКак учить ребенка математикеТеперь берём прищепки и пишем на них цифры, пропущенные в примерах на палочках.

Собираем все элементы игры в 1-ой пластиковой коробке/тарелке/папочке. Прищепки последовательно выстраиваем на одной полоске картона. Палочки с примерами кладём рядом. Ваш эксклюзивный и высоко функциональный математический поднос готов!Как учить ребенка математикеЛегче всего собрать всё по местам, когда недостающие цифры собраны в правильной последовательности. Сложнее – если они перепутаны. И ещё сложнее выполнять задание на время – постоянно сокращая отведённые минуты. В процессе игры тренируется также и мелкая моторика вашего любимого ученика, причём в самом что ни на есть трудном испытании, которым является любая двуручная деятельность.

Карточки с подсказкой

Вам понадобятся ручка и бумага, например, разлинованная из тетради или офисная, средней плотности, формата А4. Последняя прослужит дольше. По желанию для крепости вы можете заламинировать полоски широким прозрачным скотчем.

Как сделать игру:

Разрезаем лист А4 на полосы шириной 3-4 см.Как учить ребенка математике

Пишем на полосах разнообразные задания на сложение.

Это могут быть примеры «5 + 4 = ___», или четыре точки = ____.

Ниже на фотографиях хорошо видны возможные варианты:Как учить ребенка математике

Главное условие единообразия игровых элементов — это расположить ответ на предпоследней четверти полоски. Такое расположение даст вам возможность согнуть полосу сразу после предпоследней четверти. Тогда последняя четверть бумаги будет закрывать результат вычислений — до поры до времени. Как учить ребенка математикеКак учить ребенка математике

Процесс игры потребует вашего присутствия. Спрашивайте малыша ответ, после чего разрешайте открыть подсказку.

С этим же пособием можно тренировать дошкольника на терпение в процессе размышлений, чтобы он понимал важность собственного ответа прежде, чем заглянет под согнутый край.

Как вы успели заметить, оба игровых способа, как научить ребёнка математике, не трудоёмкие в изготовлении и вроде бы бесхитростные, однако они добавляют красок и необычности в будни и поэтому замечательно стимулируют маленьких учеников к освоению нового!

Казалось бы, в начальной школе решают типовые задачи. Однако пятикассники часто не умеют делать это правильно. Это может стать причиной школьной неуспешности и снизить мотивацию ребенка к учебе. Важно научить ребенка решать задачи по алгоритму. Тогда он сможет самостоятельно делать домашнее задание и почувствует себя уверенно на уроках математики в школе.

Сталкивались ли вы с такой ситуацией: ваш пятиклассник битый час сидит над учебником математики и тщетно пытается что-то решить. Ваше сердце не выдерживает вид страданий маленького мученика, вы подходите и говорите: “Ну, покажи, что у тебя не получается”. Пролистав несколько страниц тетради, вы видите: точно такая же задача была решена в классе. “Ну и что здесь сложного? Ведь ты эту задачу уже в классе решил”, — скажете вы. А ваш пятиклассник удивленно посмотрит на вас и ответит: “Как это решил? В классе мы яблоки считали, а тут орехи”.

Знакомо? Если да, ваш ребенок испытывает трудности в решении типовых задач.

Что такое типовые задачи?

Типовыми называются задачи, условия которых строятся по одному алгоритму. То есть могут меняться исходные данные, числа, но суть условия остается постоянной. Следовательно, ВСЕ задачи, относящиеся к конкретному типу, решаются по ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ схеме. Освоив ее, ребенок обретает универсальный “ключ” к любым задачам подобного типа.

Зачем решать типовые задачи?

Знакомясь с типовыми задачами, отрабатывая единый алгоритм их решения, ребенок учится совершать шаги, которые называют универсальными учебными действиями (УУД): умение поставить задачу, выбрать способы решения, проанализировать полученные результаты и т. д. Эти действия впоследствии ребенок будет совершать не только на уроках математики, поэтому овладение ими чрезвычайно важно. Это и есть цель решения типовых задач. Процесс овладения УУД делится на 2 этапа: 1) формирование УУД; 2) применение УУД.

Первый этап обучающиеся проходят еще в начальной школе. Именно в это время в память закладываются базовые навыки решения задач. Начиная с 5 класса ребенок учится применять эти навыки для решения конкретной задачи.

Почему у ребенка возникают проблемы при решении типовых задач?

Итак, в начальной школе уже были сформированы основные УУД и решено огромное количество типовых задач. Почему же вдруг в пятом классе ученик не всегда может справиться с, казалось бы, такими знакомыми заданиями? Причины затруднений с типовыми задачами бывают разные:

  1. Стресс. Переход от одного классного руководителя к другому, обилие новых лиц может выбить ребенка из колеи, ввести в ступор. В результате затрудняется процесс учебной деятельности и, в частности, возникают трудности в решение задач по математике.
  2. Высокая нагрузка. В пятом классе появляется много учебных предметов сложных, незнакомых ребенку. Учиться становится нелегко, занятия отнимают много сил. Перегруженному мозгу ничего не остается, как блокировать лишнюю информацию — например, алгоритм решения задач по математике.
  3. Недостаточно хорошо сформированные УУД . Бывает, ребенку по той или иной причине просто не хватает базовых инструментов, чтобы решить задачу. Наша миссия в таком случае — помочь ему восполнить пробелы.
  4. Недостаточно практики применения УУД. В начале нового учебного года пятиклассник еще не может свободно оперировать сформированными умениями. Он только учится это делать, а в процессе обучения, конечно, не обходится без ошибок и затруднений. Задача педагогов и родителей — помочь ему научиться применять имеющиеся навыки.

Как помочь ребенку решать задачи по математике в 5 классе?

Сам по себе материал не сложный. Родители могут помочь ребенку самостоятельно, если он не понял материал на уроке.

  1. Спокойствие , только спокойствие! Ребенку непросто даются задачи — это не трагедия. Донесите эту мысль до ребенка. Этим вы убережете его от лишних волнений и избавите от парализующего страха перед заданием.
  2. Определяем корень проблемы , чтобы понять, в какой помощи нуждается ребенок. Если трудности с математикой связаны с адаптацией к новой учебной жизни и нагрузке, то ему в большей степени нужна именно психологическая поддержка, нежели дополнительные занятия. Вечером, когда все задачи решены, поговорите с ребенком. Что ему больше всего запомнилось за день? Легко ли ориентироваться в школе? Какой предмет кажется самым интересным? Разговоры с пятиклассником о новом этапе школьной жизни помогут быстрее привыкнуть к изменениям, психологическое состояние улучшится и учиться станет легче.
  3. Когда же проблема именно с математикой, необходимо понять, к акого рода ошибки допускает ребенок. Если, решая задачу, он использует правильный алгоритм, но путается в вычислениях, то помогут упражнения в устном счете. Только не стоит каждый день намеренно выделять время для этой цели. Пусть счет станет привычным спутником ребенка в повседневной жизни: предложите посчитать сдачу в магазине, рассчитать стоимость продуктов, отмерить количество ингредиентов при приготовлении пищи.
  4. Если ребенок не может понять, по какому алгоритму решается задача, попробуйте ее визуализировать. Можно нарисовать условие. Например, если дана задача на движение, предложите изобразить путь, движущиеся объекты, направление перемещения. Есть и другие способы визуализации таких задач: например, возьмите линейку подлиннее — это будет дорога; игрушечные машинки — движущиеся объекты. Решайте задачу, перемещая машинки по линейке в нужном направлении. Это и внесет элемент игры, и наглядно покажет алгоритм выполнения задания.
  5. Научите ребенка делать краткую запись задачи . Это отбросит все лишние слова и оставит суть. Это поможет быстрее отыскать необходимую формулу.
  6. Донесите до ребенка мысль, что используемый алгоритм подходит для всех задач данного типа : попробуйте поменять в задаче числа и покажите, что формула остается неизменной. Можно также попросить его самого придумать задачу по данной формуле.
  7. Покажите, как эти задачи могут быть применимы в повседневной жизни . Ребенку гораздо интереснее решать бытовые задачи, нежели те, которые просто записаны в учебнике.

Потренируйтесь вместе, и вам удастся преодолеть школьную неуспешность.

Принципы и алгоритмы решения типовых задач

Мало натаскать ребенка на решение задач, важно показать ему общие принципы. Благодаря им он будет справлять с аналогичными заданиями в более старших классах.

  1. Объясняем важность задания . Расскажите ребенку, где ему пригодится решаемая задача, или предложите ему самому подумать, задавайте наводящие вопросы, мотивируйте практической пользой. Пусть ребенку захочется справиться с заданием.
  2. Составляем краткую запись или рисуем схему .
  3. Определяем алгоритм решения . Очень важно, чтобы ребенок сам проговорил его. Первое время можно это делать вслух, далее — про себя.
  4. Регулярно тренируемся! Не обязательно делать это 45 минут, как в школе. Разобрав одну задачу, решите 2-3 подобных — и алгоритм прочно закрепится в памяти ребенка.

Что в итоге? Главное, не бояться говорить с ребенком и, возможно ошибаясь, искать ответ на задачи вместе. Может быть, вам, родителю, даже придется немного удивиться и поломать голову. Но это – не страшно, а даже храбро.

Изучать с детьми цифры и счет можно с двух лет. Делать это лучше в два этапа. Сначала — просто познакомить малышей с порядковым счетом и научить узнавать цифры, затем — потренироваться в их написании. Чтобы вам было понятнее, с чего начинать и как проводить обучение, собрали несколько упражнений из новых пособий KUMON «Давай считать!».

Соединяем линии

Самый простой вариант — попросить ребенка провести линии от одной цифры к другой, называя их вслух. Так малыш запомнит порядок чисел и заодно потренирует навык работы с карандашом. Постепенно делайте линии длиннее и извилистее, добавляйте все больше цифр и обязательно просите называть их вслух.

Как учить ребенка математике
Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Соотносим числа и предметы

Важно, чтобы ребенок не просто знал визуальный образ цифр, но и мог соотносить их с соответствующим количеством вещей или предметов. В этом хорошо помогают упражнения, где нужно соединить цифру и то, что она обозначает.

Как учить ребенка математике
Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 30!»

Проходим лабиринты

Лабиринты — подготовительное упражнение перед тем, как ребенок начнет писать сами цифры. В нем можно потренировать навык рисования линий, правильного нажатия на карандаш и все тот же порядковый счет.

Как учить ребенка математике
Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Обводим цифры

Когда ребенок приступает к написанию цифр, предложите сначала делать это по образцу. Можно подготовить что-то вроде прописей и добавить игровых элементов. Ниже — пример из тетради «KUMON. Давай считать до 120!». Обратите внимание, как меняется фон у цифры: чем он менее контрастный, тем сложнее ребенку.

Как учить ребенка математике

Рисуем по числам

Старое доброе развлечение из нашего детства, оказывается, тоже может быть полезным! Соединяя пронумерованные точки, ребенок опять же тренирует порядковый счет. Если малыш не сразу поймет, что от него требуется, можно взять его руку в свою и вместе соединить точки, а затем стереть линии и попросить его проделать то же самое снова.

Как учить ребенка математике
Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Когда задание будет сделано, проговорите, что получилось. Обсудите, что еще изображено на рисунке — можно даже придумать собственную историю. Это способствует развитию речи и фантазии.

Пишем числа

Когда ребенок уже запомнил цифры и научился их писать, можно переходить к более сложным заданиям — например, предложить вписать по порядку числа от 1 до 10. В начале можно оставить несколько подсказок, а затем сделать все поля пустыми.

Как учить ребенка математике

Повторяем

Когда ребенок уже освоил счет до 100 и больше, можно давать ему упражнения на повторение. Например, предложить заполнить пробелы или наклеить стикеры с цифрами на пустые участки. Так ребенок будет тренироваться называть числа по порядку, не задумываясь. Чтобы усложнить упражнение, начинайте не с единицы, а с третьего или четвертого десятка.

Как учить ребенка математике
Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 120!»

Хотите получить бесплатно сборник развивающих заданий? Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем его на почту.

В 4 классе программа по математике начинает сильно усложняться, плюс написание ВПР и комплексных работ. В основном все программы не предусматривают часы на закрепление, а включают в большей степени новый материал.

Дети не успевают за такой короткий промежуток времени усвоить большое количество нового материала. Учителя стараются не отстать от программы и выдать материал, даже заменяют уроки технологии и изо на уроки математики.

У родителей есть 2 варианта выхода из данной ситуации, когда ребенок не стал усваивать математику: нанять репетитора или объяснять самим.

Как учить ребенка математике Как научить ребенка математике?

Если вы выбрали вариант заниматься самостоятельно:

1. Обязательно подойдите к учителю и выясните конкретные проблемы. Но нужно также учитывать, что проблемы возникли не сегодня, а тянутся в течение уже длительного времени и именно их нужно ликвидировать, возможно за 3 класса.

2. Прорешивайте и практикуйтесь! Эти слова неуникальны, но полученный результат поражает, придает уверенности. Неуверенность порождает ошибки.

3. Хвалите. Любые похвалы помогут вашему ребенку почувствовать, что он действительно двигается вперед, а в дальнейшем может улучшить свои показатели.

4. Ежедневно повторяйте таблицу умножения. Банально? Но тренировки помогают ускорить быстроту реакции, мышления, а значит скорость решения.

5. Впустите математику в дом! Пусть ребенок поймет, что эта наука занимает важное место в жизни каждого человека. Пусть ребенок пересчитает чек купленных товаров и полученную сдачу, коммунальных платежей, изучайте расписания отправления автобусов и время в пути.

6. Учите самостоятельности. Не решайте за ребенка! Иначе дети быстро привыкают к этому, а на уроке начинают сидеть и ждать, когда им «разжуют и в рот положат». У учителя нет на это времени. А родители восклицают: «Вот как так получается дома все делает, а в классе ничего». Это уже издержки воспитания.

7. Пусть проговаривает то, что решает! Часто ребенок не может объяснить, как он будет решать, а значит — не понимает смысл решения, а делает это интуитивно.

8. Учите детей анализировать задачу любой сложности, понимать ее, а не надеяться на интуицию. Скачивайте текстовые задачи для 4 класса и тренируйтесь каждый день!

9. Решайте задачи повышенной сложности, а не избегайте их! Так как урок обычно рассчитан на средний уровень детей, то до заданий под звёздочкой не доходят. Психологически такие задания ребята отказываются решать, ведь «они же сложные». Стоит объяснить, что зачастую они решаются даже проще основных, ведь они по пройденной теме.

10. Участвуйте в дистанционных конкурсах, например, Учи.ру. Они позволяют решить некоторые проблемы, развивать ребенка и учиться играя.

Как учить ребенка математике

Конечно же, думать, что математика ограничивается устным счётом или определением форм предметов, было бы в корне неверно, даже если мы имеем в виду эту дисциплину как прикладную, используемую нами в быту. Не говоря уже о гранях нашей жизни, касающихся взаимоотношений с социумом и внутри его.

Да, эта удивительная наука охватывает гораздо больше сфер нашей жизни, включая, конечно же, и величины, и соотношения целого и частного, и пространственные формы. В какой-то мере математика становится особой философией жизни. Недаром для аналитического мышления, которое развивают занятия математикой, необходимо пространственное видение мира – абстрактное мышление. Мало выучить цифры и освоить порядковый и количественный счёт: для целостного формирования личности необходимо развивать навыки математического мышления, начиная с детства, с дошкольного возраста.

Мыслю, значит, существую

В этой замечательной фразе Рене Декарта заложен глубокий смысл. И наверное, не случайно, что прозвучала эта фраза из уст философа и математика. Именно математическое мышление способствует становлению мышления критического. Ведь математика включает, помимо уравнений и задач, ещё и знания об отношениях, структуре и порядке всего существующего в нашем мире. Анализируя, сравнивая, сопоставляя и познавая явления, которые описывают термины математики, человек одновременно учится понимать причинно-следственные связи, «докапываться» до сути. Он обретает критический взгляд на вещи, а это помогает, в свою очередь:

  • видеть в проблеме задачу: это значит, что из любой ситуации есть выход, нужно только найти решение;
  • уметь разложить ситуацию на составляющие, чтобы быстрее и с наименьшими ресурсными затратами решить вопрос;
  • видеть в ошибках стимул для личностного развития и роста.

Анализируем и делаем выводы

Речь идёт о необходимости развивать в малыше математическое мышление как основу дальнейшего мировосприятия и своего личностного развития. А вот математические азы и навыки до школы детям преподавать не нужно. И уж тем более не стоит давать дошкольнику уроков математики. Это – задача школьного образования. И Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает в программе начальной школы учебники, требующие от первоклассника обязательного знания математики как дисциплины. Учебники программы «Начальная школа XXI века» – подтверждение тому, что дети занимаются математикой как наукой именно в школе. Они доносят азы этой науки до первоклассника в доступной и наглядной форме, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и его успехи в освоении информации, делают процесс познания нового интересным и, главное, учат учиться!

Причины неудач в мире математики

«Почему у моего ребёнка проблемы с математикой?» – таким вопросом часто задаются родители. И нередко ставят крест на этом непростом деле: «Наверное, способностей нет». Но как раз способности здесь ни при чём. Именно родители могут помочь своему малышу научиться, ещё в дошкольном периоде, мыслить логически и развивают абстрактное образное мышление. Необходимо также заинтересовать малыша видеть в цифрах не просто значки. Пусть уже в возрасте 5–7 лет ребёнок сможет почувствовать увлекательный мир взаимоотношений чисел, превращений целого в частное и наоборот, а также увлекательность совершения открытий путём неординарных решений. Тогда причин, по которым в старшем школьном возрасте математика станет головной болью для родителей школьника, станет уж точно меньше. Кроме того, существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – вот вам и страх перед решением задачи, а следовательно, низкая оценка за контрольную работу в школе. Итак, можно выделить несколько причин возникновения проблем с математикой:

  • недостаточное развитие логического мышления,
  • недостаточное развитие абстрактного мышления,
  • психологические комплексы,
  • недостаток интереса и понимания изучения математики как увлекательного процесса приобретения знаний, нахождения решений, совершения открытий.

Обучаем не предмету, а умению мыслить

Развивая математическое мышление ребёнка, нужно понимать: любое занятие с дошкольником должно проходить в форме игры либо в осуществлении обычных для него повседневных действий. Методы, направленные на развитие математического мышления, приводим ниже.

  • Сравнение: большое яблоко/маленькое яблоко.
  • Деление на части: мамин пирог режем вместе на равные куски. Берём один от восьми, а если отложим половину, это будет четыре куска от восьми! А если малыш съест сладкий кусок пирога, это будет пример вычитания. Согласитесь, вкусный способ научиться решать задачи с вычитанием.
  • От части к целому: если половинки яблока сложить вместе, получится целое яблоко. Сколько частей сложили? Не правда ли, замечательный способ освоить сложение? Можно успешно использовать пазлы для составления картинки.
  • Поиск причины и следствия объясняем на подобных примерах: солнце зашло за горизонт, и поэтому стало темно; если сорвать этот прекрасный цветок, то он завянет и красивым уже не будет.
  • Выстраивание порядка: ставим кубики разной величины от меньшего к большему; или, гуляя в лесу или в парке, пересчитываем деревья по порядку.
  • Метод аналогий. Замечательная прогулка получится, если посмотреть, к примеру, на облако и определить на что оно похоже, или увидеть в луже… слона! Для детей постарше можно придумать игру в слова, называя объединённый смыслом ряд понятий. Хороши также загадки и ребусы.

Дети в дошкольном возрасте уже умеют математически мыслить и применять многие навыки. Общаясь с ребёнком, не забывайте ежедневно играть в какую-либо математическую игру, применяя один из вышеописанных методов.

Давая творческое задание с пластилином, вспомните, что именно он отлично подойдёт для изучения цифр. Вылепите цифру вместе с ребёнком – возможность подключить чувство осязания поможет более качественному запоминанию цифр. А если, вылепив цифру 3, ребёнок скатает три пластилиновых шарика, то это будет хорошим способом научить его ассоциациям. Соотнести цифру с количеством – одна из первых и очень важных ступеней в изучении математики в целом.

И обязательно помните: ваш малыш талантлив и у него есть способности к математике изначально. Научите его просто быть открытым миру, совершать открытия, интересоваться окружающим, смело делать выбор и принимать свои первые маленькие, но такие важные решения.

Я заметила, как часто школьники в последнее время задают родителям вопрос: “Зачем нужно учить математику?”. С развитием компьютеров и электронных гаджетов, казалось бы, любую задачку можно решить за доли минуты, а современные шпаргалки могут обвести вокруг пальца любого учителя. Какой ответ дать детям на такой сложный вопрос? Постараюсь осветить эту тему.

«Математика – царица наук» — это высказывание великого немецкого “короля математиков” Карла Фридриха Гаусса. Ну, скажете Вы, это понятно, о своей профессии все так говорят. А вот и нет! Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, которого в особой любви к математике не заподозришь (химик и физик, астроном, философ, поэт, создатель первого в России учебника грамматики, основатель Московского государственного университета и др.), написал:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Мне кажется, это очень точная и емкая цитата, но попробуем разобраться подробнее.

Математика учит мыслить логически, осознанно и ясно.

Не придется вспоминать правило, про которое непонятно, к чему оно и о чем, про которое ничего не помнишь, кроме того, что оно написано в середине страницы. Математику не нужно зубрить, каждое правило и теорема вытекают из предыдущих и складываются в единую систему. Если однажды понять этот принцип — зубрить ничего не придется, ответ можно будет получить с помощью логических рассуждений.

Математика учит подходить к информации системно, структурировать материал.

Это общий подход к изучению любого предмета, будь то русский язык, химия или география: тезисно выделить главные мысли, составить «скелет» темы и логические цепочки, связывающие между собой её отдельные положения.

Математика учит человека терпению и последовательности.

Это одна из немногих наук, которую нельзя начинать изучать, например, с 9 класса, когда ученик осознал значимость этого предмета, но «критическая масса» ошибок и пробелов почти достигла своего апогея. Придется начать с самого начала, терпеливо, тщательно исправляя все свои пробелы.

Математика учит правильно подходить к планированию.

Очень важно в жизни просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, видеть последствия принимаемых решений.

Математика развивает абстрактное мышление, учит обобщать и видеть закономерности.

Совсем недавно мама одной из учениц привела пример о том, что историк, первой профессией которого являлась физика (тоже естественная дисциплина), сделал интересные выводы по давно известным историческим фактам. По-моему, этому способствовала его хорошо развитая логика, умение видеть закономерности там, где они были не видны другим. Мне математика позволила достаточно быстро разобраться в современных технологиях, создать свой сайт и проводить занятия онлайн, по Skype.

Наконец, последнее по списку, но отнюдь, не по значению.

Математика может пригодиться в выбранной профессии.

Вопрос, зачем нужна математика, не задают те люди, которые выбрали своей профессией программирование, конструирование, строительство, авиастроение, экономику и финансы, да и многие другие. Ответ на этот вопрос понятен: чтобы составлять сложнейшие алгоритмы программ, проводить расчеты на прочность, конструировать сложные механизмы, заниматься анализом и прогнозированием экономических ситуаций в стране и за рубежом и т.д.

Изучение математики не всем дается легко: иногда из-за того, что ученик пытается старательно вызубрить правила, не понимая смысла, иногда из-за того, что упущен какой-то важный момент в, казалось, уже изученном материале. Важно помнить, что все это исправимо при правильном подходе и упорной, кропотливой работе. Ведь школьные годы — это самое благодатное время для закладывания основ той структуры, из которой по кирпичикам будет складываться логическое мышление, базироваться дальнейшее образование. Не пропустите этот момент!

Как учить ребенка математике

В первые пять лет жизни дети проявляют особую любознательность, и, как показывают исследования, именно в этот период лучше всего познакомить их с цифрами, основами счета и другими базовыми математическими понятиями.

  • В раннем детстве математика способствует развитию критического мышления и умения рассуждать, а ее начальное освоение является ключом к успеху в школьные годы.

Тем не менее мысль о раннем обучении математике может стать пугающей, особенно для тех взрослых, которые сами ее боятся. Однако родителям важно понять, что обучение математике может происходить в занимательной, игровой и веселой форме, к тому же оно может быть очень легким, особенно если речь будет идти об игрушках, играх, песнях и книжках, которые и так уже являются частью ежедневного обучения ребенка.

По сути, обучение математике малышей в возрасте от года до четырех лет представляет собой интеграцию счета и других математических понятий в их ежедневную деятельность, используя при этом самые обычные предметы, с которыми они соприкасаются в повседневности.

Раннее обучение детей математике можно начать со следующих четырех способов:

1. Разговор с использованием математических понятий

Начинать разговор о числах и математике можно в любой ситуации. Перевести обычную беседу в математическое русло, используя числа и простые математические понятия, на самом деле не составит труда.

Поговорите с ребенком о количестве и размере предметов. Например, что больше, ягода клубники или черешни? Если разрезать грейпфрут пополам, из скольких частей он будет состоять?

Ягоды и фрукты, игрушки и любимые блюда, шаги и пуговички на одежде – вот лишь некоторые из многих предметов, которые дети могут весело подсчитывать и сравнивать.

2. Естественное сочетание обычных игр с математикой

Если обучение математике проводить не изолированно, а мягко включить в любимые игры ребенка, то он даже не заметит, как сам увлечется этим занятием.

Это можно сделать через знакомые ребенку предметы, которыми он уже заинтересовался. Такое целенаправленное сочетание обучения и игры помогает детям с интересом продвигаться в приобретении навыков решения проблем, рассуждения и счета.

В ходе целенаправленной игры возможности для математического мышления возникают естественным образом. Например: «Что ты можешь сделать, чтобы башня из кубиков стала выше? Сколько еще кубиков нужно добавить, чтобы она стала одного размера с игрушечным домиком?» или «Сколько вагончиков ты использовал, чтобы сделать этот поезд? Можешь ли сделать его длиннее?».

Кроме того, соединяя математику с игрой, вы помогаете детям развивать основные социальные навыки, такие как, например, умение действовать по очереди.

3. Используйте для подсчета все возможные ситуации

Математика присутствует повсюду, поэтому всегда есть возможность что-то посчитать или применить другие математические понятия. Например, когда вы берете своего малыша в супермаркет, попросите его помочь вам выбрать на прилавке два лимона и три луковицы. Или когда вы угощаете его клубникой, попросите его посчитать, сколько ягод осталось на тарелке и сколько еще он хотел бы съесть.

4. Интегрируйте математические понятия в область интересов вашего ребенка

Чтобы помочь детям начать понимать математические понятия и принципы, родители должны понаблюдать за малышами и выяснить, что интересует их больше всего, а также постараться найти способы включить математику в их особые интересы.

Задавайте открытые вопросы, чтобы помочь детям лучше понять присутствие математических понятий в нашей жизни и начать оперировать ими. Например, если ребенка интересуют насекомые, можете задать ему вопрос типа «Чем внешне отличается божья коровка от пчелы?» или «Из каких геометрических фигур состоит головоломка?», «Какие фигуры мы увидим, если разделим ромбик пополам?».

Обучение математике можно проводить повсюду

Маленькие дети лучше всего обучаются с помощью практических ситуаций, поэтому они идеально подходят, чтобы сделать математику частью их повседневной жизни. Вот несколько идей, с которых можно начать:

  • Во время приема пищи – спросите ребенка, какую форму имеет тарелка? Достаточно ли на столе ложек для всех, если обедать будут четыре человека?
  • Во время уборки игрушек — попросите ребенка собрать определенное количество игрушек. В то время как он их собирает, попросите его назвать геометрическую форму каждой из них (попросите взять игрушки с явной геометрической формой, такие как мячики, кубики, ведерки и т. д.).
  • После стирки – попросите ребенка вынуть белье из стиральной машины и рассортировать отдельно футболки, отдельно носки и т. д. и разложить их в стопки. Пусть ребенок определит, стопка с каким бельем выше остальных, и найдет пару для каждого носка.

Чтобы сделать математику частью повседневной жизни, ребенка можно использовать и много других способов. Например:

  • Попросите ребенка пересчитать всех своих солдатиков, чтобы убедиться, что все они в строю, и никто не потерялся.
  • Попросите ребенка разделить ленту или лист бумаги на одинаковые части и убедиться, что они действительно равны.
  • Попросите ребенка регулярно смотреть на оконный термометр и сообщать вам температуру, анализировать ее изменения всякий раз, когда вы выходите на улицу.

Эти простые идеи должны помочь родителям осознать, что интересных и простых способов увлечь детей математикой на самом деле бесчисленное множество.

Как можно часами делать 3 упражнения, хоть на пальцах, хоть по числовой шкале, хоть как.

линейка?
гораздо удобнее пальцев, плюс по ней хорошо и пулей понимается принцип "расстояний между цифрами",
т.е. между 4 и 6 не только один палец, но два отрезка
то же самое счёт "вокруг 10" — между 12 и 8 два расстояния до плюс два расстояния после, итого 4
а далее по тому же принципу расстояний пулей осваивается счёт в уме уже по числовому лучу на больших числах

причём числовой луч (как и линейка ранее) быстро становится полной абстракцией, но сохраняется понимание

Вы знаете, я до сих пор мысленно напрягаю пальцы, причем реально я могу даже мышцы их не напрягать и уж тем более не смотрю на них уже лет 40 как , не сгибаю их и не трогаю, когда считаю в уме.
Но состав числа я помню скорее осязательно, чем абстрактно. 5+2 у меня вызывают именно ассоциацию с полной ладошкой+ 2 пальца: большой+указательный на второй руке. И именно их я мысленно ощущаю, когда думаю о числах.

И с переходом через десяток я так же прекрасно считаю "на пальцах" )) предположим, 8+5 . Число 8 у меня вызывает напряжение левой ладошки+3 пальца на правой руке, большой, указательный и средний.
ок, осталось 2 пальца. значит сверх 10 будет 3. При сложении-вычитании-умножении-делении многозначных чисел без калькулятора и бумажки я еще мысленно "отмечаю" на пальцах то число , которое "в уме".
До 2-3 курса вуза (техническая специальность) я не пользовалась калькулятором, все считала в голове. Потом у меня появился калькулятор и в уме я стала считать хуже.

К чему я это все. Сам факт использования тела-палочек и тп для счета — не ужас и кошмар. Скорее всего это просто особенность человека. Просто надо учиться делать это для начала не заметно, а потом и мысленно. Чуть-чуть напрягать пальцы, а не сгибать их или хвататься за них.

А вот состав чисел знать надо. И если ему проще запомнить состав числа по ощущениям от своих рук, как определенные пальцы — часть руки — да будет так.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«КАК УЧИТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ?»

Кого мы учим? Детей, почти с рождения тыкающих пальцем в планшет, находящих ответы на вопросы не у родителей, а в интернете, общающихся не «вживую», а в скайпе или с помощью sms . Насколько мы осознаем «плюсы» и «минусы» такого развития?

Чему мы учим? Учим по – новому — метапредметным результатам. Но понятие метапредметность — это то, что лежит «за» или «после» предмета, а у нас — «вместо» и «рядом» с предметом. Скорее ее можно отнести к образовательному эффекту, у которого есть одно свойство: оно может случиться, а может и не случиться. А можно ли таким образом научить учиться?

Зачем мы учим? Затем, что бы базовыми навыками математического мышления смог овладеть каждый! Для кого-то это просто будет сложнее, для кого-то легче. Но это под силу всем. Затем, что даже Ломоносов говорил: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» Почему тогда у нас такие низкие результаты PISA ?

И как решаю все эти задачи на практике? Научить ученика овладению средствами решения самых разнообразных задач важнейшая и пока еще плохо решаемая педагогическая задача. Глубоко убеждена в идее, что при организации занятия методически правильнее будет движение «от мышления к познанию», а не наоборот, поэтому работаю по схеме, предложенной П.Г. Нежновым: « Задачная ситуация_Внутренняя структура задачной ситуации_ Поле возможностей_Схема действия». На уроках обучающимся предлагаю учебную задачу (но не «лобовую»), дети работают над ней в парах или группах, даю возможность самим пробовать решить, далее разбираем предложенные варианты и вместе «выходим» на обобщенные способы.

В качестве дидактического инструментария использую блестяще разработанные задания краевого математического турнира. Например:

Решите одну из следующих задач А), В) или С): Расстояние между двумя причалами 48 км. Собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч?

А) Заполните таблицу.

В) Заполните таблицу. На сколько часов больше затрачено на путь против течения, чем на путь по течению?

С) Заполните таблицу. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственную скорость лодки уменьшить на 2 км/ч?

Дети сталкиваются с проблемой в конце, т. е. только в варианте «С» при делении 48 на 10 с выходом на деление чисел, в результате которого получается дробное число.

Если посмотреть таксономию учебных целей, то задания математического турнира соответствуют трем уровням усвоения ( TIMSS ), и их можно с успехом использовать в диагностике, т.е. выполнение этих заданий, позволяет обеспечить новые результаты обучения.

Также радует, что работы математического турнира основаны на системно — деятельностном и компетентностном подходах, выявляя у обучающихся широкого спектра предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий.

Если использовать модель функционального развития (по Выготскому) как основание таксономии: ( Функциональный уровень (С) Свободное действие — ориентация на поле и границы возможностей способа действия; Рефлексивный уровень(В) Действие с пониманием — ориентация на существенное отношение как основу способа действия; Формальный уровень(А) Действие по образцу — ориентация на его внешние характеристики), то задания математического турнира также позволят нам отделить «формалистов» и выявить «функционалов» для построения работы с одаренными.

Также я разработала программу внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Реальная математика» по этим заданиям, обеспечивающим сформированность понятийного аппарата; знания основных правил, формул, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграммы, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения.

При несформированности общепредметных компетенций, невладении учащимися определенным набором способов деятельности снова выручают задания математического турнира, которые направлены на умение планировать свою деятельность. Например: 1 0. Составьте план решения одной из следующих задач А), В) или С):

А) Вычислите периметр равнобедренной трапеции, если известно, что основания трапеции соответственно равны 3 и 9 см, а расстояние между основаниями – 4 см.

В) Найдите площадь равнобедренной трапеции, если известно, что диагональ равна 5, а высота – 3.

С) Найдите площадь равнобедренной трапеции, у которой диагонали перпендикулярны, а сумма длин ее оснований равна 4.

При оценке результатов обучения, мониторинге учебных достижений пользуюсь не количественными, а качественными показателями ( Первая ступень : учащийся решает не менее 50% заданий 1-го уровня, Вторая ступень : учащийся решает не менее 50% заданий 2-го уровня, Третья ступень : учащийся решает не менее 50% заданий 3-го уровня) используя все те же задания математического турнира.

Вы спросите, а какие результаты? Сдача ГИА не ниже 60-66% за все годы, учащиеся очень увлечены математикой, вместе занимаемся и в ДМШ, и в школе Космонавтики, ЕФТШ (ныне Знаника), районной интенсивной математической школе, призеры олимпиад. Я думаю, для малокомплектной школы, где учеников в классе 5-8 чел. Такое отношение ребят к предмету заслуживает уважения.

Хочется, чтобы наши выпускники много знали, обладали познавательным типом мышления, умели быстро находить нужную информацию и использовать ее при достижении поставленных целей. И мы, учителя, должны научить детей учиться, используя в качестве инструментария и такие качественные методические разработки как задания краевого математического турнира.

Как учить ребенка математике

Иногда простая неприязнь к математике перерастает в нечто большее. Существует специальный термин «математическая тревожность», который включает в себя чувство неконтролируемого страха перед решением задач и примеров. Согласно исследованиям психологов из университета Чикаго, люди, обладающие высоким уровнем математической тревожности, испытывают подобие физической боли, когда думают, что им придётся иметь дело с вычислениями. Такой страх приводит к низкой успеваемости по всем предметам, где задействована математика и сильно ограничивает человеческие возможности.

Мы приводим 5 советов из материала The Conversation, которые помогут детям полюбить математику и побороться с негативными эмоциями по отношению к ней.

Покажите, что математика нужна в реальной жизни

Обычно в школе к математике подходят консервативно: детям дают большое количество домашней работы, зубрят формулы и теоремы. Для некоторых учеников такая математика кажется слишком сложной для восприятия, абстрактной, не связанной с реальной жизнью.

Заинтересовать застучавшего ребёнка предметом можно, показав, как он используется в повседневной жизни. Например, попросите ребёнка посчитать сумму покупок до момента оплаты. Усложните задачу: выберите товары, на которые указан процент скидки, а не окончательная цена, спросите сколько будет стоить товар за вычетом скидки. Или покажите, как используется математика при приготовлении пищи: возьмите рецепт на два блюда и вместе пересчитайте ингредиенты на троих, также можно поискать переводной рецепт, где используются в качестве мер счисления Фаренгейты или фунты и переведите их в градусы и граммы.

Такой подход к математике широко используют родители в Сингапуре. Они создают обогащённую математическую среду с юных лет, обсуждая с детьми цифры, формы фигур, задают простые задачки, записывают на занятия, развивающие математическое мышление и логику, например, шахматы и Лего.

Признайте, что будет непросто

Изучение математики не даётся легко: чтобы как следует разобраться с новой темой нужно провести не один час за учебниками, ещё больше времени понадобиться на решение задач и работу над ошибками. Многим детям такая нагрузка может оказаться не по силам. Но математика ценит настойчивость и терпение, за которые щедро вознаграждает: тщательно разобравшись в теме однажды, ребёнок вряд ли забудет материал, понимание которого ему досталось с большим трудом.

Каждый раз, когда дети достигают успеха, они обретают уверенность в своих способностях к математике. Поэтому важно поощрять даже их самые маленькие победы.

Предложите свою помощь, но не решайте задания целиком

Одни любят ходить горы в одиночку, другим нужна компания, которая поможет на трудном пути восхождения. Также и в изучении математики: некоторые школьники могут справиться со всем сами, в то время как другим необходима помощь.

Исследования показывают, что сложности с математикой, как правило, испытывают дети, чувствительные к реакциям окружающих: родителей, учителей, сверстников. Часто они стесняются попросить о помощи, боятся выглядеть неумелыми на фоне более успевающих одноклассников.

Помогите ребёнку разобраться с непонятными моментами, но не решайте домашнее задание полностью за него, так он ничему не научится.

Не говорите о своей неприязни к математике

Математическая тревожность может передаваться из поколения в поколение, поэтому на родителях лежит большая ответственность за то, как дети относятся к решению задач. Если родители покажут, что в математике нет ничего страшного, помогут укрепить уверенность ребёнка в своих силах, то в будущем он получит возможность преуспеть в ней и смежных дисциплинах.

Ни в коем случае не рассказывайте детям про математиков и гуманитариев, пытайтесь развенчать данный миф, если ребёнок заговорит о нём. Такое разделение ложно и не вдохновляет на изучение предмета.

Поощряйте любознательность

Эдди Ву, преподаватель математики из Австралии, стал настоящей интернет‑сенсацией благодаря уникальному подходу к преподаванию математики. Свои занятия он начинает с изложения основных идей, а затем детально объясняет теорию, используя картинки и наглядные схемы.

Эдди не просит учеников делать упражнения на закрепление пройденного материала – вместо этого они делают задания на развитие «математической интуиции». Он также всегда задается вопросами «почему?», «зачем?» и «как?», словно он сам ученик, пытающийся разобраться в новой теме.

«Суть математики заключается не только в том, чтобы находить правильные ответы, но также и в том, чтобы задавать правильные вопросы. Математика нужна не для того, чтобы научиться быстро считать в уме. Её цель — находить новые способы решения задач, и решать их, используя интуицию и воображение», — отметил Эдди в выступлении TEDxSydney.

Если у вас не получается самостоятельно увлечь ребёнка математикой, найдите полезные и увлекательные

«Зачем учить математику» — частый вопрос среди школьников, которым не понятно, как в жизни пригодится решение задач и уравнений. Если вы уже слышали подобное от ребенка, это повод насторожиться — его мотивация под угрозой. Если нет мотивации, нет интереса, а где нет интереса, там начинаются проблемы с учебой. К счастью, решить эту проблему довольно просто — достаточно объяснить ребенку, зачем надо учить математику на понятных ему примерах. Наш методист по математике Виктория Артеменкова рассказала, как это сделать.

На онлайн-уроках математики в Учи.Дома мы моделируем жизненные ситуации и вместе с учеником находим решение. Благодаря такому подходу занятия проходят увлекательно и динамично, а новый материал усваивается легко и естественно. Хотите попробовать? Запишите ребенка на бесплатный вводный урок.

Пример из жизни № 1

Прежде чем объяснить ребенку, что литр — это единица измерения жидкости, предложите ему посчитать количество воды в бутылке с помощью уже знакомых килограммов или сантиметров.

На уроках в Учи.Дома мы даже предлагаем ученику использовать линейку или весы. Когда ребенок приходит к выводу, что такие единицы измерения не подходят, мы рассказываем о специальной единице измерения для жидкости.

Как учить ребенка математике

Эта информация уложится в голове гораздо быстрее, если проиллюстрировать ее примерами из жизни: рассказать (а лучше показать), что упаковка любимого сока — это 0.5 литра, а кастрюля маминого борща — это 2 литра.

Пример из жизни № 2

Мало кто об этом задумывается, но математика необходима даже для приготовления бутерброда. Попросите ребенка описать последовательность действий:

  1. достать хлеб
  2. отрезать колбасу
  3. добавить соус
  4. соединить ингредиенты.

Все это — не что иное, как алгоритм. Сложное, на первый взгляд, математическое понятие. На практике же вся наша жизнь состоит из алгоритмов: собраться в школу, приготовить обед по рецепту, выполнить домашнее задание, даже игра в футбол с друзьями проходит по алгоритму. Когда ребенок понимает, что давно знаком с алгоритмами, то углубление в тему на уроках математики проходит гораздо легче.

Пример из жизни № 3

Ребенок приглашает в гости друзей. Вы заказываете для них пиццу и просите посчитать, хватит ли ее на всех. Здесь на помощь придут дроби.

Если разделить пиццу на 8 частей, то 1 кусочек — это ⅛ пиццы. Не упустите случай объяснить ребенку, что под чертой — знаменатель, который обозначает, на сколько равных частей мы разделили одно целое.

Если же у вас настоящая вечеринка и кроме пиццы есть еще и торт, также порезанный на 8 частей, то это отличная возможность поговорить о сравнении дробей. Порассуждайте вместе, что больше: ⅜ пиццы или ⅞ торта. С осязаемым примером перед глазами ребенок сориентируется гораздо быстрее, чем с абстрактными числами в учебнике.

Пример из жизни № 4

Какой современный ребенок не мечтает стать блогером! Но даже блогеры без математики как без рук. Предложите ребенку вычислить, сколько роликов нужно выложить, чтобы набрать 1000 просмотров, если каждое видео наберет 50 просмотров.

Решая эту задачу, юный блогер освоит тему деления: 1000 просмотров разделим на 50 и получим необходимое количество роликов. Да, современным детям – современные задачи.

Как учить ребенка математике

Пример из жизни № 5

Если в магазине игрушек ребенок просит новую машинку, а на нее действует скидка, предложите ему посчитать, сколько она сейчас стоит. Прямо в магазине расскажите, как узнать сумму скидки.

Допустим, игрушка стоит 2000 рублей, а скидка на нее составляет 20%:

  1. 2000 х 20 = 40 000, 00
  2. переносим запятую влево на два знака и получаем ответ
  3. сумма скидки составит 400 рублей
  4. значит, новая цена игрушки: 2000 — 400 = 1600 рублей.

Новая игрушка — отличная мотивация, чтобы вникнуть в такую непростую тему, как проценты.

Занятия математикой в Учи.Дома построены на реальных примерах из жизни. Кроме того, мы используем игровые механики, чтобы преподносить материал интересно. Занимаясь по ярким иллюстрациям под руководством онлайн-репетитора, ребенок открывает математику с новой увлекательной стороны. Первый урок – бесплатно!

Как учить ребенка математике

Нередко для того, чтобы начать обучение и помочь ребенку освоить математику, нужно сперва поработать с родителями. Ведь иногда именно они причина нехватки у ребенка интереса к точным наукам. Можно выделить несколько типов поведения родителя, ребенок которого часто получает двойки по математике и не желает углубляться в этот предмет:

«Мой ребенок точно не технарь!»

Разделение на «физиков» и «лириков» абсолютно искусственное. Люди не делятся на технарей и гуманитариев, это миф. Причем миф вредный. Родители нередко пытаются навешивать ярлыки на своих детей, неосознанно программируя ребенка на то, что у него не выйдет решить ту или иную задачу, потому что он «не технарь».

В результате ребенок начинает верить, что точные науки ему никогда не покорятся, — ведь он гуманитарий и любит читать, о чем ему ежедневно напоминают взрослые. В дневнике все чаще появляются двойки и тройки, а школьник совершенно теряет интерес к математике и даже начинает бояться ее. Ведь он живет в мире двойных посланий: мама с папой говорят, что он неспособен решать примеры, а школа все-таки требует высоких оценок.

На деле ученые не нашли никаких различий между мозгом математиков и гуманитариев. Более того, типично «гуманитарные» занятия зачастую требуют и знания математики. Например, в музыке не обойтись без вычислений, в рисовании — без геометрии. А такие профессии, как программист или гейм-дизайнер, вообще невозможно отнести к однозначно гуманитарным или техническим.

«С ним нужно строго, мы каждый раз домашку делаем со скандалом»

Тотальный родительский контроль и наказания не приводят ни к чему хорошему. Очень быстро ребенок начинает ассоциировать занятия математикой с криком, лишениями и унижениями. И нет ничего удивительного в том, что такой подход заставляет его ненавидеть математику как явление, — он закрывается, словно ракушка, и даже не пытается вникнуть в предмет, а лишь ждет, когда скандал закончится.

В такой атмосфере у ребенка нет ни единого шанса заинтересоваться математикой и уж тем более добиться существенных успехов в этом предмете.

«Он ленив и постоянно отвлекается»

Нередко родители уверены в неусидчивости своего ребенка. Они повторяют это по несколько раз в день и тем самым программируют свое чадо: ребенок начинает вести себя так, чтобы соответствовать чаяниям мамы и папы. Хотя на самом деле причина неусидчивости может скрываться в материале — слишком сложном, однообразном, скучном или непонятном. Конечно, в школе возможности для индивидуального подхода ограничены — учителю сложно разобраться в особенностях каждого из 25-ти детей в классе, и у него просто нет времени, чтобы выбирать задания для каждого ученика в отдельности. Зато частный репетитор вполне может подыскать «ключик» к каждому ребенку.

Из них 2/3 учащихся не могут проанализировать текст задачи и выбрать правильное действие или порядок действий для ее решения.

Что же делать, если Ваш ребенок не может решать задачи самостоятельно?

Постоянно ждет, что кто-то решит непонятную задачу за него.

Как учить ребенка математике

А Вы, уставшая, приходите с работы, мечтая о горячей ванне, интересной книге или передаче, представляя, сколько домашних дел нужно еще переделать.

Вы видите грустные глаза сына или дочки и понимаете: ежевечерний кошмар под названием "домашнее задание" снова повторяется.

Вы выбиваетесь из сил, пытаясь объяснит, как решить эту несчастную задачу.

Ребенок кричит, плачет, а потом откровенно трет глаза. Вы понимаете, что проще самой все решить, а маленький ученик перепишет в тетрадь, а в классе опять не сможет ничего решить самостоятельно.

Хотите ли Вы помочь своему ребенку добиться успеха?

Стать той счастливой мамой, которая каждый день видит сияющие глаза своего любимого чада, когда он приносит домой "пятерки", быстро справляется с любым домашним заданием, получает радость и удовольствие от процесса учебы?

— Конечно, — ответите Вы, — ведь все вышеперечисленное — это голубая мечта любой мамы.

Но что же делать, если малыш только пошел в начальную школу, а уже столкнулся с трудностями. Идет время, программа становится все сложнее. И Вы понимаете: нужно срочно что-то делать.

Каждому понятно, что неудачи в начальной школе ведут к потере самого главного — желания учиться.

А что будет в средней школе?

Как сдавать ЕГЭ?

Срочно нанимать репетитора, — решаете Вы. — А если он не поможет, — продолжают одолевать Вас сомнения.

Около 80 % родителей рассчитывают на помощь репетиторов и не хотят самостоятельно вникать в современную школьную программу, считая, что проще отдать деньги, чем что-то предпринимать самому.

Но этот вариант срабатывает только тогда, когда у Вас хороший, просто отличный репетитор. Только такой человек сможет повернуть процесс обучения вспять: от не успешности к успеху.

Для того, чтобы найти и правильно выбрать замечательного репетитора, нужно обладать определенными знаниями в этой сфере.

Или отказаться от занятий с чужим человеком и научиться помогать своему малышу самостоятельно.

Именно этот путь предлагаю Вам я.

Посмотрите бесплатный вебинар "Мама, помоги мне решить задачу"

За полчаса Вы приобретете навыки, которыми владеют самые талантливые педагоги и репетиторы. Не потратив на это ни копейки, овладеете ценными умениями, которыми будете пользоваться в дальнейшем, занимаясь со своим маленьким школьником.

А если у Вас несколько детей, такие знания становятся особенно ценными. Научитесь один раз, и Вы сможете оказывать помощь всем детям, когда они войдут в школьную пору.

Не упускайте свой шанс.

Шаг за шагом уже к концу онлайн- встречи вы получите ответ на вопрос, как быстро и качественно объяснить младшему школьнику все секреты решения задач.

Вебинар содержит мой личный 25 — летний опыт работы школьного учителя,

20- летний опыт практикующего репетитора,

12- летний опыт дефектолога и

9-летний опыт мамы школьника.

Я не отниму у Вас много времени.

Всего за полчаса Вы

1) Освоите самую работающую пошаговую технологию решения любой задачи, состоящую из 8 этапов.

2) Узнаете 4 части, из которых состоит любая задача и почему это важно знать для ее решения.

3)Научитесь отличать простые задачи от составных, а также классифицировать простые задачи по способу выбора действия.

4) Прямо во время онлайн-консультации сможете самостоятельно составить правило выбора действия для решения любой задачи, понятное для самого невнимательного и непоседливого ребенка.

5) Подберете для себя самые лучшие из эффективных педагогических приемов, которые 100 % работают при обучении ребенка решению задач.

6) Поймете, какие ошибки совершает Ваш ребенок во время решения задачи и как их исправить.

7) Научитесь применять, такие важные педагогические техники как

— индуктивный и дедуктивный метод обучения

— смысловое и выборочное чтение

— метод выделения и фиксирования информации и другие.

8) В конце трансляции получите ценный подарок — тест, с помощью которого Вы сможете узнать, умеет Ваш ребенок решать задачи или нет.

Рада видеть Вас на бесплатном авторском вебинаре "Мама, помоги мне решить задачу".

Математика по праву считается среди детей одним из самых сложных школьных предметов. Способности к изучению математики обуславливаются несколькими факторами. В первую очередь это связано с предрасположенностью самого ребенка к точным или гуманитарным наукам. Во вторую очередь важна база, заложенная в начальных классах. В третью очередь имеет значение наличие желания у ребенка обучению.

Тем не менее, существуют методики, которые помогут быстрее выучить правила математики даже тем, кто считает себя абсолютно не предрасположенным к этой науке. Кроме того такие методики помогают в изучении не только математики, но и других предметов. На сегодняшний день существует много онлайн-ресурсов, предлагающих современные методики школьного образования, среди которых выделяется образовательный портал на сайте https://uchi.ru/.Как учить ребенка математике

Чтобы правильно организовать процесс изучения математики существует несколько способов, которые прошли проверку на практике.

Первый способ направлен на устранение пробелов в математических знаниях ближе к окончанию школы. При подготовке к экзамену по математике не нужно пытаться объять необъятное и повторить все сразу или за короткий срок выучить все темы. Во-первых, нужно определить конкретные темы, которые являются трудными для ученика. Это могут быть любые темы за любой предыдущий класс – в этом нет ничего страшного. Нужен конкретный перечень тем для повторения. Затем важно в выбранной теме изучить и понять основные определения. Важно именно понять, а не зазубрить. Далее нужно переходить к практическим заданиям, так как практика является самым лучшим способом усвоения математического материала.

Второй способ основан на четком планировании своей деятельности. В начале изучения ставится конкретная цель. Например, изучить квадратные уравнения. Затем, при необходимости можно разбить цель на подцели (если цель слишком большая). После этого нужно составить план, указав, что именно и в каике сроки нужно выучить. Математика – наука точная, поэтому и подходить к ее изучению нужно рационально и точно. Составление такого плана не только поможет быстрее выучить предмет, но и позволит научиться дисциплинированности и ответственности.

Как учить ребенка математике

Когда начинать изучение математики с ребёнком? Что необходимо учитывать при обучении математике дошкольника?

Ребенка с самого рождения окружают формы, числа, цвета, количества, он сталкивается с понятиями больше — меньше, шире — уже, тяжелее — легче. Поэтому главное сразу говорить и объяснять ребенку то, с чем он столкнулся. Например: посмотри, какая маленькая беленькая собачка, она меньше нашего черного кота. Или эта погремушка, она красного цвета и имеет форму шара. Не думайте, что ваши слова ничего не значат для ребенка. Первые годы ребенок впитывает знания, как губка, задача родителей — снабжать детей правильной и нужной информацией.

Занятия с ребенком математикой можно начинать в 2-3 года. Хотя еще и раньше можно познакомить ребенка с понятием «один» и «много». Начинайте считать, играя: дома, на улице, в гостях. Считать можно все, что угодно: машины одного цвета, голубей во дворе, деревья и кубики, кукол и т. д.

В математической подготовке, наряду с обучением ребенка счету, нужно обратить внимание на:

■ представление о количестве и числе в пределах первого десятка;

■ деление предметов на равные части;

■ как можно измерять предметы и какие способы можно для этого использовать;

■ как мерить сыпучие продукты или жидкости; такое занятие можно проводить на кухне, когда вы готовите еду; попросите ребенка помочь вам и отмерить нужное количество муки или крупы;

■ геометрические фигуры и время.

На занятиях старайтесь воспитывать аккуратность и точность, а пройденный материал обязательно закрепляйте во время других занятий или во время прогулки. Например, когда вы занимаетесь творчеством, рисуете или лепите, обязательно поговорите о геометрических фигурах, об их числе и размере и об их пространственном расположении.

Как и всегда, обучая ребенка, придерживайтесь главных принципов: систематичность занятий, постепенность и последовательность изучаемого материала. Сложность занятий должна расти постепенно, как и время занятий. И помните, повторение — мать учения. Не забывайте повторять пройденные темы.

Понятие «состав числа» — это основа математики. Поэтому изучать его нужно постепенно. Начиная с самого легкого. (2 состоит, из 1 и 1; 3 состоит из 1 и 2 или 2 и 1; 4 из 3 и 1 или 2 и 2 и 1 и 3. ). Правильное представление о составе числа в дальнейшем поможет ребенку быстрее понять дроби и проценты.

Операции с числами, где нужно вычитать, складывать или сравнивать, поначалу могут быть трудны для ребенка. Поэтому учите его счету на конкретных предметах, постепенно и параллельно вводя цифры для обозначения на бумаге.

Если ребенок еще не учился писать цифры в прописях, не требуйте от него идеального воспроизведения цифры, можно воспользоваться кассой или другими уже изготовленными цифрами.

Поставив правильные цели, вы сможете приобрести в магазине или изготовить сами те пособия по математике, которые будут в большей степени соответствовать вашим требованиям.

Например, можно проводить обучение математике с помощью вот таких интересных картинок заданий.

ЗАДАНИЯ

Задание 1

Сколько у клоуна синих и красных шариков? Раскрась картинку и реши пример.

Задание 2

Сосчитай, сколько грибов и яблок собрал ёжик. Раскрась картинку

Задание 3

Сколько морковок собрал зайчик? Сколько осталось? Раскрась картинку и реши пример.

Задание 4

Сколько у девочки шариков? Раскрась картинку.

Задание 5

Помоги бегемоту сосчитать ромашки на лугу. Раскрась картинку.

Задание 6

Каких предметов на картинке больше? Раскрась картинку.

Задание 7

Сосчитай, сколько орешков потеряла белочка. Раскрась картинку.

Задание 8

Сосчитай, сколько у обезьянки всего было бананов и сколько она съела. Раскрась картинку.

Задание 9

Помоги мальчику сосчитать, сколько футбольных мячей на картинке. Раскрась картинку.

Задание 10

Сколько следов оставила кошка? Раскрась картинку.

Задание 11

Сосчитай, сколько кусочков сыра на картинке. Хватит ли всем мышатам сыра? Раскрась картинку.

Задание 12

Сосчитай, сколько мячей забросил в корзину морской котик. Сколько мячей было всего? Раскрась картинку

Математика – это одна из уникальных возможностей управлять событиями. Учет и контроль ресурсов, прогнозирование будущего, предсказание свойств – волшебство, и только. Поэтому математика издревле именовалась королевой наук, знание счета и геометрических формул приравнивалось к высшей мудрости.

Если правильно преподнести детям знакомство с математикой, они полюбят ее на всю жизнь. Что такое правильно? Это значит: в согласии с историей цивилизации, потому что генетическая память ребенка, содержащая на глубинных слоях контакт с древними знаниями, будет помогать ему опираться на фундаментальные процессы познания.

Итак, откуда взялась математика? Попробуйте вместе с ребенком похлопать в ладошки или попрыгать. Эти ритмические процессы – основа счета. Как и музыка, математика базируется на ритмических повторениях (как и процессор в самом сложном компьютере). Прибавьте к хлопкам магические названия цифр: сперва «раз-два», затем «раз-два-три-четыре» и т.д.

Со временем важно будет через беседу, сказочным образом передать малышу сакральную ценность имен чисел (можно найти в интернете, можно присвоить значимость самостоятельно). Делайте это загадочно и таинственно («ноль – пустота», «один – Бог», «два – мужчина и женщина», «три – семья»…). Подберите сказки с возможностью исчисления: «Теремок», «Колобок», «Репка».

Далее можно считать до десяти: пальчики, монетки, камушки. Важно, чтобы ритм не прерывался, чтобы счет тек, как будто мелодия. Тогда с возрастом у ребенка не будет возникать «затыков» в математике. Кстати, если вы наблюдаете у школьника трудности со счетом, возвращайтесь к считалкам («На златом крыльце сидели» и пр.), поиграйте в ритмы (например, на барабане), попрыгайте в «классики».

Итак, ритм – основа счета. Основа логики — понимание качеств. Начинайте с противоположностей: «большой – маленький», «длинный – короткий», «горячий – холодный», «медленный – быстрый». Затем переходите к играм, где качество возрастает ступенчатым образом. Например, (1) самый маленький камешек, (2) маленький камешек, (3) камешек побольше маленького, (4) средний камешек, (5) камешек побольше среднего, (6) камешек поменьше большого, (7) большой камень, (8) самый большой камень, (9) огромный камень и (10) гигантский каменище.

Величайшая польза математики – в измерениях. Сразу после понимания полярных качеств и ступенчатых изменений переходите к шкалам. Старайтесь мерить все, что угодно, различными мерками (единицами). Например, ширину улицы — шагами («великанами» и «лилипутиками»); емкость чашки — ложечками (столовыми и чайными), время движения между остановками – вдохами (мелкими и глубокими). Играйте в «измерялки», как в тайную мудрость, вместе с малышом открывайте сокровища научного подхода к жизни. Измерил – значит, постиг. Постиг – значит, можешь управлять.

Далее (или параллельно), переходите к геометрии. Наблюдайте за фигурами: тенями, архитектурой, бытовыми предметами. Ищите плоские фигуры в своем окружении, играйте с тенями. После этого полезно будет рисовать фигуры на асфальте или выкладывать из камней. Если заполнять внутренность квадрата, выложенного из карандашей, квадратными кусочками картона, можно прийти к пониманию и расчету площади. Если выкладывать монетки последовательными столбиками, можно прийти к матричному мышлению и прообразу таблиц.

Особенно интересно играть в математику, решая задачи, которые способствовали выживанию людей. Как построить дом? Как взвесить груз? Как измерить участок поля? Как разделить урожай? Как рассчитать время на путешествие? Старайтесь играть через сказки, используйте легенды (поищите в интернете то, что вам понравится – важно, чтоб вам было интересно самим!)

Наконец, весьма полезно для формирования математического склада ума и системного подхода к жизни учится вместе с ребенком различать истинное и ложное. Называйте истинным все, что приводит к увеличению-накоплению (числа, силы, внимания, выбора, скорости, уверенности). Ложным – все, что ведет к уменьшению-сворачиванию (ценности, могущества, способностей, мудрости).

Загадки на логику, простые задачки на счет, игры в измерения не только подготовят малыша к восприятию математики в школе, но избавят его в будущем от гаджет-зависимости.

Если вы дочитали до конца и информация оказалась для вас полезной, подписывайтесь на нас в Телеграм. Там мы размещаем только самые интересные материалы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector