Методики скорочтения для детей

Методики скорочтения для детейЯна Батина сертифицированный тренер по скорочтению и бегу, основательница «Академии суперспособностей”, создатель курса «Скорочтение как суперспособность»

Навык быстро читать, воспринимать и запоминать информацию — настоящая суперспособность, ведь время — наш самый ценный ресурс. Но если необходимость владения данным навыком во взрослом возрасте понятна, то насколько он важен для детей? Стоит ли обучать ребёнка скорочтению или лучше предоставить ему больше времени для отдыха и игр?

Начиная обучаться скорочтению, взрослый человек уже умеет читать на достаточной скорости. Как правило, мои ученики преследуют следующие цели: повысить эффективность работы, увеличить количество прочитываемых книг, перестать отвлекаться на посторонние мысли во время чтения, научиться концентрироваться.

Ресурсы взрослого мозга настолько безграничны, что при тренировках он легко может научиться обрабатывать любую информацию в 3-5 раз быстрее. В то время как мозг ребёнка ещё не готов к таким объёмам информации, поэтому главная цель занятий по скорочтению для детей — привить любовь к книгам и учёбе, а также поставить технику чтения.

Кому необходимо скорочтение?

Как обучают скорочтению детей?

Как правило, обучение состоит из трех этапов.

  1. На первом этапе ставится техника чтения.
  2. На втором этапе идёт работа над тренировкой внимания.
  3. На третьем этапе проходит работа над развитием памяти. Важно научить детей понимать текст с первого раза и не забывать, что было в его начале. На 3-м этапе часто улучшается успеваемость по школьным предметам, поскольку ребёнку достаточно просто прочитать параграф один раз, понять и пересказать его, и не тратить на это большое количество времени.

Я предлагаю несколько базовых упражнений, которые помогут развить навык скорочтения у вашего ребёнка.

10 упражнений по скорочтению для детей

1. Асинхронные движения двумя руками для развития внимания, концентрации и усиления межполушарных связей. Например, одной рукой ребёнок показывает «окей», другой «класс» и одновременно меняет руки. Когда стало получаться быстро, добавляем хлопок, а затем скороговорку. Как только упражнение начинает получаться автоматически, заменяем «окей» и «класс» на другие действия. Возраст: 5+

2. Упражнение «Оживление» на развитие понимания и воображения, выделение главной мысли. Необходимо прочитать ребёнку интересный текст и попросить представить его в мельчайших деталях, как мультфильм. Нужно представить цвета, звуки, запахи, вкусы. Возраст: 5+

3. Упражнение «Прятки» для тренировки внимания. Необходимо найти слова среди набора букв.

Возраст: 6+

4. Анаграммы для тренировки внимания. Необходимо составить слова из перепутанных букв. Подбирайте лёгкие анаграммы, а затем постепенно усложняйте их.

БЫЗУ РАШ АЗВА ОКТ НЕСЦЛО НИКГА РМОЕ

Возраст: 6+

5. Тест Струпа на внимание. Это последовательность слов, обозначающих цвета, однако их цвет не соответствует значению. Необходимо называть вслух сам цвет, а не слово.

Возраст: 6+

6. Упражнение «Шторка» для увеличения скорости чтения без возвращения к прочитанному. Необходимо читать текст и достаточно быстро закрывать его «шторкой», чтобы было ощущение, что он может исчезнуть. В качестве шторки подойдет любой однотонный непрозрачный предмет. Возраст: 7+

7. Упражнение «Первая и последняя буква» для тренировки мозга и многозадачности. Необходимо прочитать текст, произнося первую и последнюю букву в слове. Затем попросить ребёнка рассказать о том, что он прочитал. В примере ниже ребенок начнет произносить: «Ве мы зм чо ды – эо не кы» и т.д.

Все мы знаем, что дельфины — это небольшие киты. Как и другие китообразные, дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море, здесь рождаются их детёныши. Мать вскармливает их молоком, поэтому дельфины относятся к млекопитающим.

Возраст: 9+

8. Упражнение «Перевёртыш». Необходимо перевернуть книгу и попросить ребёнка прочитать текст вверх ногами. Упражнение помогает преодолеть психологический барьер, и последующее чтение традиционного текста будет проще и быстрее. Возраст: 9+

9. Упражнение «Начало-конец» для повышения концентрации. Необходимо взять текст на 2 страницы A5 (разворот книги). Родитель выбирает любое предложение в тексте и читает его половину вслух, а ребёнок должен найти его продолжение и прочитать вслух окончание. Возраст: 9+

10. Упражнение «Ёлочка» помогает расширить периферическое зрение. Делится на несколько уровней.

  • Уровень 1. Необходимо смотреть в центр между словами и стараться прочитать одновременно 2 слова, спускаясь от первой строки к последней.
  • Уровень 2 (если 1-й уровень дался легко). Необходимо читать слова быстро, смотря в центр между ними.
  • Уровень 3 (если 2-й уровень дался легко). Перевернуть лист бумаги или экран вверх ногами и попытаться прочитать перевернутый текст, смотря в центр между словами.

Возраст: 12+

Чем раньше вы начнёте развивать у ребёнка навык скорочтения, тем быстрее получите видимый результат: новый материал будет усваиваться лучше, появится интерес к процессу, повысится успеваемость. Согласно опыту моих учеников, достаточно ежедневно уделять 10-20 минут этим несложным упражнениям, чтобы увидеть первые результаты. Скорочтение — это весомый вклад в будущее человека, и чем раньше ребёнок его освоит, тем проще ему будет.

Методики скорочтения для детей

Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.

Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.

Методики скорочтения для детей

Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.

Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.

Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения. Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы).

Упражнение 1. «20 минут скорочтения»

На что направлено: снятие психологического барьера перед началом развития скорочтения.

В чём суть: Засекаем 3 минуты и читаем с комфортной скоростью. Обязательно сделайте в тексте пометку, где вы остановились. Далее читаем ещё 3 минуты, но уже в два раза быстрее, вновь делаем пометку. Затем ещё 3 минуты читаем в четыре раза быстрее: скользим глазами по строчкам, пытаясь выхватить слова (вероятно, на этом этапе пропадет понимание, но оно пока не нужно).

Далее тот же текст читаем ещё раз, но уже засекаем по 2: старайтесь каждый фрагмент «дочитывать» до нанесённых отметок. На 3 круге отводим себе уже по 1 минуте. Если сразу после упражнения измерить скорость чтения на любом тексте (читать с максимальной скоростью в течение одной минуты, а потом посчитать количество слов), то результат окажется очень радостным и вдохновляющим. Эффект кратковременный, поэтому сразу после этого упражнения следует переходить к следующим.

Упражнение 2. «Шторка»

На что направлено: развитие периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже прочитанному ранее.

В чём суть: Берем плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Эффект будет сильнее, если «шторка» окажется уже текста (так, чтобы и справа и слева от неё были видны 1-2 слова). Вы начинаете читать текст, передвигая «шторку» сверху вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.

Глаза будут привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных страниц начните передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так вы постепенно начнете увеличивать и собственный темп.

Упражнение 3. «Прыжки»

На что направлено: развитие периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.

В чём суть: На страничках текста чертим две (для начала можно три) вертикальные линии. При чтении нужно глазами перескакивать по строчке с одной линии на другую. Эффект возрастёт, если совершать «прыжки» под звук метронома. Не забывайте после прочтения пересказывать текст.

Упражнение 4. Чтение по диагонали

На что направлено: развитие периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.

В чём суть: Участвуют два пальца – указательный и средний. Ведём средним пальцем по первой строчке горизонтально, а дойдя до конца строки, меняем средний палец на указательный, ведём справа налево по диагонали на 3 строчки вниз. Попадая на четвертую строку, вновь ведём горизонтально средним пальцем и так далее. Со временем можно увеличивать длину диагонали: спускаться вниз на 4, 5 и более строк.

Упражнение 5. Таблицы Шульте

На что направлено: развитие периферического зрения.

В чём суть: Таких таблиц очень много в интернет-пространстве. В квадрат (5 на 5 клеток) вписаны числа от 1 до 25. Задача в том, чтобы за минимальное количество времени найти все числа и построить из них последовательность, при этом взгляд должен быть зафиксирован на центральной клетке. Интересная и очень полезная замена мобильным играм!

Еще больше полезных упражнений вы сможете найти в нашей статье здесь. Помните о том, что для полноценного освоения скорочтения необходимо заниматься регулярно и осознанно. Именно этому детей учат наши опытные преподаватели на курсах по скорочтению и развитию памяти в Юниум. Развивайтесь сами и развивайте ваших детей, а мы вам в этом с радостью поможем!

В этой статье рассматриваются вопросы:
— с какого возраста учить скорочтению
— обучение по кубикам Зайцева
— Использование методик обучения чтению Монтессори, Лысенко, Андреева

Чтение — сложный процесс, задействующий сразу несколько отделов головного мозга. О том существенная ли польза от скорочтения читайте в нашей статье об обучении скорочтению детей. Разные методики предлагают начало освоения навыка в разном возрасте. Конечно, в нежном возрасте это будут только подготовительные навыки.

С какого возраста начинать обучение — мнения экспертов расходятся. Приверженцы Зайцева уверены, что начинать заниматься можно уже c 2-х лет. С помощью кубиков малыш познакомится с буквами в игровой форме. Безусловно, это будут только подготовительные действия. Но в скором будущем они поспособствуют быстрому овладению нужными знаниями по технике скорочтения. Последователи Монтессори говорят, что самый подходящий возраст чтобы учиться быстрочтению — от 3 до 7 лет.

Популярные методики, используемые для обучения детей скорочтению

Вальдорф

Рекомендуется начинать обучение скорочтению с 10 лет. До этого возраста ребенок не способен воспринимать устную информацию в быстром темпе. По мнению вальдорфских педагогов, с детьми младше 10 лет полезно заниматься упражнениями, развивающими внимание, память, артикуляцию.

Зайцев

Приверженцы этой методики полагают, что уже с двух лет дети могут начинать осваивать азы чтения в игровой форме. На разноцветные «кубики Зайцева» нанесены буквы больших размеров. Внутрь кубиков помещены различные наполнители, издающие при перемещении кубика разнообразные звуки. По статистике педагогов, дети хорошо запоминают звуки, буквы и слоги. Эта методика используется в том числе и для работы с детьми с особенностями развития.

По описанию методики, дети начинают читать:

  • В 2-4 года — через 6 месяцев занятий.
  • От 4 лет — через 16 занятий.
  • После 6 лет — через 6 занятий.

Монтессори

По Монтессори, главное — разнообразная среда, которая дает ребенку возможность изучать мир самостоятельно при минимальном вмешательстве взрослого, но под присмотром и контролем. Ребенок сам решает, чем и сколько ему заниматься. Само же пространство сформировано так, чтобы одновременно и гармонично ребенок на практике получал разностороннее представление о мире.

Андреев

Эта методика позволяет:

  • повысить скорость чтения более чем в 5 раз;
  • лучше понимать прочитанный материал;
  • отлично запоминать полученную информацию;
  • повысить способность концентрации внимания;
  • сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода — научение воспринимать слова как картинки. Благодаря этому словарный запас быстро увеличиваетсяЮ а дети начинают читать больше и гораздо быстрее сверстников.

Лысенко

Это комплексная программа развития, включающая в себя четыре курса: азбуку, таблицу умножения, неслоговое чтение и постановку руки для ровного почерка. Автор программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем — творчески переосмыслила и формализовала программу начального обучения.

Доман

Автор исходит из посылки о неразрывной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Свою систему он разработал так, что ребенок чередует работу на физических и интеллектуальных тренажерах. Таким образом, одно стимулирует другое и развитие идет по нарастающей.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью этих таблиц тестируются и тренируются память, произвольное управление вниманием, целостное, а не дискретное восприятие информации.

Методики скорочтения для детей

Зачем вам это вообще нужно? Чтобы научиться управлять подсознательным процессом поглощения страниц и повысить скорость восприятия текста. Обычный человек читает примерно 1000 знаков в минуту. После тренировки вы легко сможете увеличить это число в два-три раза. В современном мире, с его скоростью жизни и постоянно растущим объёмом информации, такой навык может очень пригодиться.


1. Не отвлекаемся

Вы начали читать, и тут к вам на колени запрыгнул любимый кот. Вы машинально его погладили, а потом решили проверить, нет ли новых сообщений в телефоне. Затем устроили поудобнее подушку за спиной. Прислушались: и почему у соседей кран сегодня так расшумелся? Каждый раз, когда вы возвращаетесь к книге после такого микро-отвлечения, вы тратите время на поиск нужной строки и перечитывание предыдущей, чтобы снова «влиться» в текст.

Что делать? Учиться концентрировать внимание. Упражнений масса, суть одна – приобрести навык не отвлекаться от поставленной задачи, несмотря на внешние раздражители. Поставьте перед собой часы с секундной стрелкой и следите глазами за её движением по кругу. На это у вас есть целых 5 минут. Старайтесь не думать ни о чём, кроме стрелки, не слушайте ничего другого и не смотрите ни на что иное. Да, это скучно и нудно, но на то нам и дана сила воли, чтобы уметь пользоваться ею в необходимых случаях. Упражнения на концентрацию внимания на тексте выглядят иначе. Попросите кого-нибудь назвать вам любое слово на книжной странице, а потом постарайтесь найти его за минимальное количество времени. Повторяйте ежедневно, пока коты, телефоны и прочие краны соседей не перестанут вас отвлекать.

2. Подавляем «внутреннего чтеца»

Большинство из нас проговаривает читаемые слова про себя. Это называется субвокализацией и досталось нам в наследство от первых классов школы, когда нас учили читать вслух по слогам. Избавившись от этой привычки, вы уменьшите время, которое тратите на страницу текста, ведь время на произнесение слова гораздо больше долей секунд, необходимых для его восприятия и понимания.

Что делать? Заставлять мозг делать дополнительную работу, чтобы ему не хватало ресурсов ещё и проговаривать что-то. Можно слушать музыку во время чтения (для начала – без слов, чтобы не слишком отвлекаться), или выстукивать пальцами какой-то ритм, или жужжать вслух, или даже считать про себя от 1 до 10 и обратно.

3. Долой регрессию!

Наши глаза при чтении то и дело перепрыгивают на предыдущую строчку. Мы склонны перечитывать отдельные предложения и даже абзацы. Некоторые думают, что так надо для лучшего понимания прочитанного, но это ошибка. Возвращаясь на несколько фраз назад, вы теряете общую нить повествования, поскольку за время перечитывания рискуете подзабыть то, что было раньше. Вы можете снова вернуться, на этот раз чуть выше. Вам не кажется, что процесс становится бесконечным?

Что делать? Избавиться от регрессии поможет простейший метод – возьмите лист бумаги и просто закрывайте прочитанные строки. Можно также вспомнить детство и начать водить пальцем по строкам. Главное – не выпускать палец из поля зрения, не давать себе смотреть никуда, кроме того места, куда он указывает.

4. Отрабатываем поверхностное чтение

Для понимания текста совсем не обязательно читать его целиком. Чтобы ухватить основную мысль и нормально следить за развитием событий в романе, достаточно найти в нём ключевые слова.

Что делать? Есть две популярные методики поверхностного чтения. Первая – вы читаете по 2-3 слова в начале и конце каждой строки и сразу переходите к следующей. Вторая – скользите взглядом по странице, рисуя чёткую диагональ от левого верхнего к правому нижнему углу. Не позволяйте глазам возвращаться выше. Учитесь выхватывать из текста главное, самую суть, и пропускать несущественное.

5. Расширяем поле зрительного восприятия

Поверхностное чтение и брожение диагоналями по странице напрямую связано с тем, какой объём текста мы видим, не двигая глазами. Большинство читателей привыкло концентрироваться на 2-3 словах (примерно 4 см текста), а потому медленно переползает глазами по строке. Но лишние движения – это всегда замедление процесса. Если вы научитесь воспринимать строку текста за меньшее количество переводов взгляда, это не только повысит скорость чтения, но и снизит нагрузку на глаза.

Что делать? Найдите в Интернете таблицы Шульте. Это сетки из квадратов, в которые вписаны числа от 1 до 25 или от 1 до 49 в произвольном порядке. Цель упражнения – найти все числа по порядку на скорость. Идеальный результат – уложиться в 5-6 секунд. Концентрируйтесь на центре таблицы, и вы заметите, что постепенно сможете охватывать взглядом её всю, почти не двигая глазами.

6. Усложняем задачу

Скорость чтения зависит от скорости мышления и восприятия написанного. Чтобы вам было проще читать обычный текст, тренируйтесь воспринимать его в искусственно усложнённой ситуации. Тогда возврат к «нормальному» процессу чтения принесёт облегчение мозгу, и он сможет справляться с задачей быстрее.

Что делать? Попробуйте читать текст справа налево. Лучше всего найти в Сети сайт, который предлагает книги, написанные таким образом. Тогда слова не будут звучать непонятной тарабарщиной, а обретут смысл. Если такое упражнение кажется слишком сложным, переверните вверх ногами книгу, которую вы сейчас читаете. Разбирать предложения станет сложнее, но вполне реально. Потренировавшись в таком чтении неделю, вы уже заметите результаты.

7. А что с детьми?

Конечно, методики обучения ребёнка скорочтению должны отличаться от взрослых упражнений. Цель та же самая – избавиться от помех, замедляющих процесс чтения. И помехи эти, кстати, совпадают с нашими. Но тренироваться нужно по-другому – в форме игры, чтобы ребёнку было интересно, и он не заскучал.

Что делать? Подбирать игровые упражнения. Например, для борьбы с субвокализацией хорошо подходит «замочек» – пусть ребёнок приложит палец к губам и читает текст про себя как можно быстрее. Детям бывает легче справиться с заданием, если чисто мыслительную активность они подкрепляют физическими движениями. Им также нужно развивать понимание прочитанного и умение быстро распознавать текст. Приучите ребёнка подчёркивать или выписывать незнакомые слова, чтобы он потом их лучше запомнил, и почаще играйте с ним в анаграммы (составление слов из разбросанных букв и т.п.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector