Мышление ребенка раннего возраста является

Мышление у детей с синдромом Дауна – процесс, требующий внимания специалистов и родителей. Игры для детей и несложные упражнения помогут в развитии этой области, важной для каждого человека.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Как Вы думаете, у кого мыслительный процесс протекает интенсивнее, у взрослого или маленького ребенка?

Понаблюдайте за своим малышом, но не просто отстраненным взглядом, отбросьте и возмущение тем беспорядком, который он создал вокруг себя. Посмотрите на ребенка так, как он смотрит на мир — пытаясь понять смысл происходящего. Вы вдруг поймете, что рядом с вами человек, делающий одно открытие за другим, пытающийся понять причины происходящего, последовательность и взаимосвязь событий. Этот человек, пробует, экспериментирует, ошибается и снова пробует. Этот неутомимый исследователь — ваш малыш.

Как помочь маленькому человечку, познавать и исследовать мир?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать этапы развития мышления. Тогда, создавая подходящие ситуации, мы сможем стимулировать развитие мыслительного процесса уже на самых ранних стадиях.

На первом этапе развития мышления главную роль в умственном развитии играют ощущение и восприятие ребенка. Этот этап получил название наглядно-действенного или конкретно чувственного.

  • Действия, которые младенцы производят с игрушками, хаотичны и не зависят от назначения предметов. Многократно повторяя их, младенец иногда достигает результата, который доставляет ему удовольствие (например, слышит звук, который издает погремушка, когда он по ней ударяет).
  • Постепенно движения малыша становятся целенаправленными. Теперь он ставит перед собой цель (например, ударить по игрушке, чтобы она загремела) и знает, как это сделать. У вашего малыша должна быть возможность дотянуться до висящих перед ним игрушек.

На этом этапе ребенка ждет еще одно открытие. Оказывается, люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают существовать. Разные виды игр в прятки помогут им понять это, многократное повторение одного и того же действия научат их предвидеть, что произойдет дальше.

Ребенок становится все более любознательным исследователем: он трогает руками кашу, размазывает ее по столу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа игрушки. Малышу важно, как падают предметы, какой они издают при этом звук, и многое другое, что взрослыми уже давно не воспринимается, как что-то новое и интригующее. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами; он может перестроить способы достижения цели в случае изменения ситуации. Это начало истинно мыслительной деятельности Для решения практических задач он использует метод проб и ошибок. На этом этапе очень важно дать ребенку возможность совершать эти ошибки. Не старайтесь научить его всему, дайте возможность сделать самостоятельный вывод.

Последовательность совершенствования процесса мышления можно продемонстрировать на заданиях «Почтовый ящик» или «Доска Сегена», когда нужно подобрать формочку к отверстию.

1 уровень — использование «метода силы»- фигурка не входит в отверстие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробовать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.

2 уровень — «метод удачной дырки» — малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать фигурки только в нее. Это очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Помогите малышу понять, что значение имеет и фигурка. Чередуйте две фигурки, пока малыш не поймет, что для каждой из них есть свое отверстие.

3 уровень — «метод проб и ошибок» — ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не достигнут цели. Поощряйте его пробы, говоря: «Попробуй опустить сюда! Не получилось? — теперь попробуй это окошечко».

4 уровень — на этом этапе дети проделывают действия не только с реальными, предметами, но и с их образами; эти мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смотрит на фигурку, на отверстие и мысленно соотносит их, потом сразу выполняет задание. Этот этап является первым шагом в переходе от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, и, в случае затруднений, дети снова прибегают к помощи проб. Для них необходим элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись.

Интересно, что и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, бывают ситуации, когда они поступают аналогичным образом, т.е., используют для решения задач метод проб и ошибок. Это значит, что с возникновением более высокой формы мышления простые не исчезают, но отходят на задний план., оставаясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

Все это говорит о значимости наглядно действенного периода для развития ребенка. Вернемся к нашему примеру: Можно сразу обучить ребенка выполнять задание, зрительно соотнося фигурку и отверстие. Он гораздо быстрее научится выполнять задание, но не научится думать!

Приведем пример нескольких ситуаций, создав которые, Вы поможете ребенку пробовать, сопоставлять, делать выводы и использовать их в реальной жизни.

  • Игрушка, книжка или другой предмет, интересующий малыша, лежит высоко на столе, чтобы достать его нужно залезть на стульчик.
  • Стульчик, на который уже научился залезать малыш, стоит не рядом со столом, его нужно принести.
  • На стульчике лежит коробка, она мешает залезть на стульчик. Ее нужно предварительно снять.
  • Для того, чтобы достать игрушку со стола или из-под кровати можно использовать лопатку, клюшку.
  • Если ребенок уже научился использовать орудие для достижения цели, предложите ему выбор, возможно лопатка окажется слишком короткой, или малыш поймет, что клюшка более удобна.

Все эти и подобные им ситуации не нужно выделять в особое задание. Они должны быть естественной частью игры и повседневной жизни.

Что делать если малыш сам не смог догадаться, как выполнить задание, и Вы помогли ему, показав или объяснив словами способ выполнения?

После того как ребенок выполнил задание с вашей помощью, многократно создавайте подобные ситуации. Чем увереннее будет выполнять их ваш малыш, тем больше усложняйте их. Учитывайте при этом то, что слишком сложное задание может вызвать отказ.

Мы уверены, что никто, кроме Вас, не сможет лучше придумать интересные и забавные задания, которые доставят Вам и Вашему малышу много приятных минут.

Мышление как процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и позволяет выйти за его рамки. В ходе выполнения предметных действий ребенок познает связь между отдельными предметами и действиями, что способствует практическому решению задач. Решение задач в раннем детстве осуществляется посредством практических внешних ориентировочных действий. Такой вид мышления называют наглядно-действенным. Новые, ранее скрытые свойства изучаемого предмета ребенком выделяются посредством практических действий, которые преобразуют данный предмет.

Наглядно-действенное мышление имеет сложную психологическую структуру, опирающуюся на знак-символ и делится на две разновидности. Первая предполагает решение познавательных задач, а вторая – практических. Решение задач в наглядно-действенном плане способствует обобщению знания и пониманию многофункциональности отражаемого предмета, на основе чего возникает гипотеза, проверяемая двумя способами: или ожиданием естественного преобразования объекта, делающего ранее скрытую его сторону открытой, или намеренным совершением действия по проверке гипотезы. В раннем детстве появляются символические действия и значения слов переносятся с одного объекта на другой, что является ранней формой гипотезы, без которой невозможна мыслительная деятельность. Значение, которое переносится с эталонного объекта на неизвестный, является основанием для поиска отсутствующих свойств с помощью тех или других преобразований практического характера. Действовать в плане представлений ребенок в этом возрасте еще не может и не принимает отвлеченных, не связанных с его интересами задач.

Дети активно используют наглядно-действенное мышление для выявления различных связей предметов и явлений окружающего мира. Практические ориентировочные действия во внешнем плане являются основой и исходным пунктом для формирования всех видов мыслительной деятельности. Развитие мыслительной функции и познавательная активность в раннем возрасте выражаются не только в эффективности решения практических задач, но и в высоком уровне заинтересованности и эмоциональной включенности в такое экспериментирование, в положительных эмоциях, которые ребенок испытывает от исследовательской деятельности.

Воспроизведение и повторение исследовательских действий способствуют тому, что на их основе формируются внутренние психические действия, т.е. появляются действия в уме, без внешних проб. В основе таких решений лежит проба, проделанная в умственном внутреннем плане с помощью оперирования образами, представлениями о предметах и способами их употребления. Такое мышление называется наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только начинает формироваться и используется при ограниченном круге решения задач. Большинство задач ребенок может решать только в наглядно-действенном плане.

Практический пример

Оля Г., 2 гола 11 месяцев. Использовав однажды лыжную палку для доставания мячика, закатившегося под диван, догадалась ее использовать для того, чтобы достать игрушку, лежащую на высокой полке.

Большое значение в развитии мышления детей раннего возраста имеет развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Совершенствование предметной деятельности оказывает решающее влияние на этот процесс. Первым основанием для классификации и обобщения являются непосредственно воспринимаемые физические признаки предметов (цвет, размер, форма, вес). Позже к этим признакам присоединяется функциональное назначение предметов.

Практический пример

Коля С., 2 года 5 месяцев. Может разделять предметы по группам (яблоко – груша, машинка – мячик и т.п.). Умеет по инструкции взрослого раскладывать предметы двух видов по соответствующим коробочкам. Может построить "мостик" из кубиков после показа взрослого, по его просьбе находит картинки или предметы, относящиеся к определенным группам ("цветы", "животные" и т.д.), среди нескольких картинок определяет соответствующую образцу, который показывает взрослый, выбирает из нескольких предметов только те, которые соответствуют определенному признаку.

Выделяют три основные стадии в развитии обобщения у детей раннего возраста (рис. 6.4). Первая стадия характеризуется ранними наглядными обобщениями, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет или размер). На этой стадии ребенок еще не владеет предметными действиями. На второй стадии ребенок на основе своих действий объединяет зрительные и осязательные образы предметов в единое представление. Однако дети не отличают основные, существенные признаки предметов (общественная функция предмета и способ действия с ним) от случайных, второстепенных. На третьей стадии формируются общие понятия. Ребенок выделяет существенные и постоянные признаки предметов из всех остальных.

Мышление ребенка раннего возраста является

Рис. 6.4. Развитие обобщений в раннем возрасте

Усвоение предметных действий способствует выделению в предметах наиболее существенных и постоянных признаков, что является основой для формирования обобщений, приобретающих характер понятий. Развитие мышления ребенка зависит от уровня овладения предметными действиями и развития речи. Речь является средством общения, мышления и управления собой. На первом году жизни ребенка мышление и речь развиваются независимо друг от друга – мышление существует в виде манипуляций и действий с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональной экспрессии. Примерно около двух лет линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, соединяются. Это придает мышлению определенную целенаправленность, организованность и планируемость.

Таким образом, в раннем возрасте мыслительная деятельность возникает и функционирует в процессе овладения ребенком предметными действиями. Ребенок учится самостоятельно устанавливать связи между предметами, явлениями, действиями. Мыслительные задачи решаются с помощью практических действий с предметами, т.е. с помощью наглядно-действенного мышления. У ребенка начинают складываться мыслительные операции – сравнение и обобщение. Происходит соединение линий развития мышления и речи, речь включается в процесс решения мыслительной задачи, закладываются предпосылки наглядно-образного мышления – складывание представлений о результате и условиях действия.

Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее — действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Особенности развития мышления в младенческом возрасте:

— к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;

— мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;

— возникают предпосылки развития любознательности.

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат. Способ его достижения взрослый фиксирует в сознании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к другу, что повышает качество решения задачи.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие мышления в раннем возрасте

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами к концу 1-го года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями. Благодаря накоплению опыта ребенок начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи , которые в восприятии не даны. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие.

Установление этих связей приводит к тому, что ребенок фиксирует в сознании результаты своих действий и стремится повторить его (трясет игрушку многократно, выбрасывает из кроватки игрушку, прислушиваясь к издаваемым ими звукам).

Соотносящие действия позволяют малышу установить связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части.

Таким образом, мышление, не являясь самостоятельным процессом , функционирует внутри восприятия, но включено в практические манипуляции с предметами. Отношения между предметами выясняются детьми путем практических проб . Это – первичное проявление наглядно-действенного мышления. Но понять и использовать эти связи ребенок может только при показе их взрослым.

К концу периода младенчества возникают предпосылки развития любознательности. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Развитие мышления в раннем возрасте.Развитие мышления начинается со 2-го года жизни. Предпосылками являются овладение ходьбой, совершенствование движений, расширение кругозора, овладенье речью.

Ранние формы мышления возникают (по И.М. Сеченову) на основе мускульно-суставного чувства. Мышечное чувство, испытываемое ребенком, служит основой для решения практических задач, которые завершаются успехом.

Особенности практического (действенного) мышления являются: задача дана наглядно; способ ее решения – практическое действие (а не рассуждение в уме).

Мышление ребенка возникает как чисто познавательное отношение к задаче. Уже на 1-м году жизни, ощупывая и манипулируя игрушками, ребенок узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно, для достижения цели. Сначала связь должна быть готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно.

Таким образом, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия, она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому у ребенка на этой ступени лишь наглядно-действенное мышление или « сенсорномоторный интеллект ». Это означает, что умственное развитие преддошкольника происходит в связи с овладением предметно-орудийной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.

Мышление ребенка раннего возраста является

Важнейшими новообразованиями раннего возраста являются возникновения речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от младенчества к раннему детству, является развитие нового отношения к предмету, т.е. предмет малышом воспринимается как вещь, которая имеет определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

I этап. Установление связи предмета с его назначением (в результате прямого обучения или подражанием действиям взрослого). Малыш смотрит, как действует взрослый и старается повторить за ним. На этом этапе очень важно проявить терпение и выдержку. В какой- то момент вам будет казаться, что ваш малыш издевается над вами, но поверьте- это не так! Так он учится.

II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета и использование его строго по назначению. Теперь он понимает, что это ложка, что ее можно держать в руке и теперь ему важно усвоить, что ложкой можно набрать пищу и положить в рот, а это мяч- им можно играть, а это колготки- их нужно натягивать на ножки и т.д.

III этап. Более свободное использование предмета для других целей (на основе знания назначения предмета). А вот здесь включается фантазия и творчество. На этом этапе он уже понимает, что такое ложка, к примеру, что ложкой можно кушать пищу, но ему вдруг захотелось ею постучать об стол. Пусть постучит. Разрешайте своему ребенку все, кроме того, что может угрожать его здоровью. Не ругайте его, а потихоньку отвлеките.

Не давайте ребенку одновременно много предметов и игрушек, чтобы не перегружать его. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, малышу необходимо освоить разнообразные действия с одним и тем же предметом.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Взрослым необходимо стимулировать высказывания ребенка и побуждать его говорить о своих желаниях.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, которые часто являются второстепенными. Ребенок ориентируется на внешние признаки предмета (форма, величина, цвет). И здесь главная задача взрослого — правильно называть признаки и действия предмета. Не "коверкайте" слова, помните, чем раньше он заговорит правильно, тем успешней будет его развитие. Полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, пирамидки, вкладыши и т.п. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).

Ребенок 2-3 лет способен различать:

— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Ребенок познает окружающий мир, методом проб и ошибок. Поэтому в этом возрасте он очень любит разбирать и собирать игрушки. И здесь опять проявите терпение. Он будет делать одно и тоже тысячу раз, а когда у него станет получаться, он от радости будет делать это две тысячи раз, похвалите его. Вообще чаще хвалите своего малыша за его достижения. Чаще говорите ему, что он молодец, этим вы будете стимулировать его к дальнейшему развитию.

К трем годам у малыша формируется способность ставить цели в играх и поведении. В этом возрасте ребенок не может выполнять сразу несколько действий или сразу прекратить что-либо делать, потому что, внимание, восприятие и память у него непроизвольны. Поэтому, если вы хотите, чтобы он перестал что-либо делать, не ругайте его, а просто постарайтесь отвлечь его внимание на другую деятельность.

Узнать, запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе.

В этом возрасте дети подвержены « эффекту заражения», если кто-то из детей скачет на диване, то к нему присоединятся и остальные дети, которые есть в помещении. Это происходит, потому что дети в этом возрасте восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих.

От физического комфорта зависит активное проявление негативных и позитивных эмоций (шарф может «кусаться», а штаны «мокриться»).

Чтобы ребенок был спокоен и уверен, должна быть систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, иначе говоря, соблюдение режима.

Открытость, честность и искренность — основные черты характера ребенка этого возраста. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было.

Чувства его неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Помните, что малыш этот мир познает через эмоции и чувства— это те «инструменты», которые заложены ему с рождения, всему остальному он только учится. Не ругайте его, не кричите на малыша. Проявите максимум любви и терпения. В основном психика ребенка формируется до 3-х лет, помните об этом. Говорят, что до 5 лет ребенок «Царь». И не потому что он такой непослушный эгоист, а потому что он много не понимает, весь этот мир для него еще не знаком, он только учится в нем жить.

И еще, существует такое понятие, как "Базовое доверие к миру", что его формирует?Дело в том, что рядом с ребенком, в идеале, должна находиться мама. Через свою маму он начинает свой "путь" на Земле и тут очень важный момент! Если мама бывает злая, непоследовательная, радражительная и т.д.- у малыша закладывается программа :"Мама плохая- мир плохой","Мама злая- Мир злой". и т.д. И потом, он вечный клиент психологов и психотерапевтов. Вы же этого не хотите? А для этого нужно просто любить своего малыша и обращаться с ним , как с личностью, понимая, что у него тоже есть свои желания, следуйте на шаг позади за своим малышом , но не сводите с него глаз и не тащите его за собой, спрашивайте его, что он хочет и учитесь с ним договариваться. На этот счет есть целая серия интересных книг нашего детского психолога- Юлии Борисовны Гипенрейтер, купите ее книги, они очень полезные.Из них вы узнаете о методе "активного слушания" и многое другое, это очень полезно. Когда ваш малыш капризничает, помните, он не назло вам это делает, просто он только так может сообщить что, что-то не так. Будьте добры к своему малышу, будьте отзывчивы на его просьбы. Когда хотите чтобы он вас услышал, не поленитесь, присядьте на уровень его глаз, и вообще, чаще заглядывайте в них. Там вы увидите много интересного.

Если вы будете любящими, добрыми, отзывчивыми родителями, у ребенка в подсознании сложится программа : "МАМА ХОРОШАЯ, ЗНАЧИТ МИР ХОРОШИЙ". Он вырастет здоровой личностью и вы получите свои девиденды. А это, как вы понимаете самая важная награда для родителя!

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.
К 1 году словарь ребенка — 10 слов;
К 1г.8м. — 100 слов;
К 2 г. — 300 слов и более;
К 3 г. — 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм — диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector